Введение 3
Глава I. Стиль жизни как социальная и научная проблема 15
§ 1. Понятие «стиль жизни» в категориальной системе обществознания 15 §2. Методологические подходы к анализу жизнедеятельности
современной семьи 40 Глава II. Особенности стиля жизни семьи в условиях переходного
периода 65
§ 1. Потребление как детерминант стиля жизни российской семьи 65 §2. Влияние уровня дохода и потребления на формирование стиля
жизни российской семьи 90
§3. Пути оптимизации стиля жизни семьи в рыночных условиях 117
Заключение 140
Список использованной литературы
За последние годы российское общество претерпело существенные пере-мены, настолько существенные, что можно говорить о новом качественном состоянии массового сознания. К настоящему времени образ жизни населения России еще не приобрел черты устойчивой, целостной системы поведения. В нем представлены модели, стандарты и стили поведения, которые унаследованы и заимствованы из разных исторических систем, разных культур. Это позволяет считать нынешний образ жизни переходным.
Современная социополитическая и культурная организация общества, благодаря техническим средствам информации и коммуникации, охватывает единым организационным управлением социальные процессы и институты, такие как производство, потребление, быт, нормируя культурные и политические стили, проявляясь в поведении семьи установками, стереотипами, обычаями. В настоящее время как в обществе в целом, так и среди семей в частности, преобладают дифференцирующие процессы, происходит социальная поляризация, основанная, в первую очередь, на имущественном расслоении. Представители семей с разным характером занятости, уровнем дохода и т.д. существенно различаются по своим материальным возможностям, ценностным ориентациям, поведенческим особенностям, духовным потребностям и, как следствие, стилю жизни.
Таким образом, возникает реальная потребность в социологическом анализе социальных характеристик современной российской семьи, причем особый исследовательский интерес представляет изучение образа и стилей их жизни. Уникальность современной ситуации заключается в том, что процесс формирования стиля жизни семьи в России обладают некими чертами, присущими толь¬ко российской действительности. Стиль жизни, как одно из проявлений в поведении ценностных ориентиров, формальных и неформальных норм и правил взаимодействия, дает представление о специфике отечественной семьи, стереотипах мышления, способах взаимодействия между людьми в условиях транс-формирующегося российского общества, которые скажутся в дальнейшем в поведенческих установках, семейных взаимоотношениях и других формах социальной жизни.
Актуальность диссертационной темы на рубеже XX и XXI веков обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает российская семья
- историческое образование, оказывающее влияние на все сферы общественной жизни. Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи». Экономические и политические трансформации российского общества предполагают изменения и в стиле жизни отечественных семей: отказ от старых и восприятие новых ценностей и поведенческих установок как условие адаптации к новым жизненным реалиям.
В рассмотрении роли процесса формирования стиля жизни современных российских семей мы находим проблемное поле для нашего исследования.
Категория «стиль жизни» разрабатывалась еще социологами классического периода развития социальной мысли. Например, М. Вебер, рассматривал стиль жизни как критерий социальной дифференциации, фактор, интегрирующий данную социальную группу и одновременно выступающий барьером, который препятствует переходу из одной группы в другую. Типы поведения людей, факторы их конструирующие изучали еще Т. Веблен2, Г. Зиммель3, Г. Тард4. В современном западном социологическом знании возрос интерес к категории «стиль жизни», так как она включена в логику постмодернистского дискурса
Как отмечают исследователи, ценности стиля жизни в духе постмодернизма означают преобразование и смешение элементов.
Социологическое изучение стиля жизни приобретает особую актуальность, так как позволяет дать интегральную оценку происходящим в обществе переменам, определить доминирующие тенденции социального развития. Стиль жизни семьи можно оценить в рамках системного подхода и структурно-функционального анализа в совокупности с принципами сравнительно-исторического и культурологического анализов. Категориальный аппарат исследования расширен за счет междисциплинарности терминов, в диссертации дается авторская трактовка понятия «стиль жизни». Стиль жизни семьи можно также рассматривать как социально-психологическое явление. В настоящее время происходит плюрализация и индивидуализация стилей жизни. Изучая труды и опираясь на выводы Тоффлера, можно сказать, что образование стиля жизни связано с наличием в обществе различных субкультур. Таким образом, диверсификация стилей жизни и их презентация в последнее десятилетие стали возможны благодаря возникновению определенных условий: прежде всего, появлению новых экономических, информационных, культурных, политических возможностей и осознанию этих возможностей, затем, росту толерантности граждан, готовности жить в достаточно сложной полистилистической среде, и, наконец, усилению официальной поддержки, попыткам формального закрепления правил взаимодействия различных стилей в повседневной жизни.
Автор делает вывод, что категория стиль жизни семьи выполняет не только функцию дифференцирующую, выделяя вариантное в образе жизни, но одновременно обобщающую, в частности, обобщение касается группы, определенного множества людей, одинаково ведущих себя, использующих общие, единые способы жизнедеятельности; во-вторых, стиль жизни семьи отражает не один из видов ее деятельности, а особенности ее образа жизни в целом; в-третьих, стиль жизни является научной категорией, которая фиксирует не единичное, случайное, а отражает устойчивое, повторяющееся в способе жизнедеятельности семьи на протяжении длительного отрезка времени. Мы считаем мощным фактором стилевой дифференциации ускоряющийся сегодня процесс глобализации.
Несмотря ни на что, семья является одним из самых устойчивых общественных институтов. В ней наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений.
Нарождается новый социальный институт российской семьи, с неадекватными традиционным социальными правилами и нормами, отвечающий потребностям отдельных индивидов. Возникающие варианты просемейной деятельности дают людям столько положительных переживаний, сколько ими ожидается, и в индивидуальном сознании сливаются воедино преимущества свободного демократического выбора варианта семьи с преимуществами социально-психологического характера, которые она предоставляет.
Таким образом, для того, чтобы человек был «настоящим» человеком, а народ имел хорошую общественную организацию, экономическое процветание, свободу, духовное развитие и силу, мало хороших наследственных свойств, мало благоприятных условий, нужно еще, чтобы семейный институт народа был хорошо организован и воспитывал бы «настоящих» людей. Эту задачу для многих народов наилучше достигает строй семьи, соответствующий индивидуалистическому типу.
Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. Россия переживает переход к цивилизованному гражданскому обществу. Успех этого перехода во многом зависит от формирования здоровых семейных отношений, становления гармоничного и оптимального стиля жизни семьи.
Автор делает вывод, что потребление - один из главных показателей стиля жизни современной российской семьи, а реклама как общественный феномен является одновременно продуктом общества потребления и фактором его формирующим.
1. Адлер А. Практика и теория Индивидуальной психологии, 1924.
2. Алешина И.В. Поведение потребителей.- М.: ФАИР-Пресс, 2000.
3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование-М., 1993.
4. Антонов А.И. Депопуляция и кризис семьи в постсоветской России: кто виноват и что делать?// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -М., 1995. N2.
5. Антонов А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. - М.: Издат. Дом Nota Bene, 1998.
6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.- М.: Изд-во МГУ, 1996.
7. Антонов А.И., Медков В.М., Нетрусов М.А. Демография семьи - проблемы моделирования семейного цикла жизни // Вестник Московского университета. - Серия 18. Социология и политология. - № 2.
8. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба России XXI века. - М.: 2000.
9. Ануфриева Р. М., Головаха Н.И., Донченко Е. А. и др. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы- Киев: Наукова
^ думка, 1982.
Ю.Анцыферова J1. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопросы психологии - 1978. №1.
11. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М., 1984.
12. Арутюнян М. Ю, Здравомыслова О. М. Российская семья на европейском фоне / Институт социально- экономических проблем РАН.- М., 1998. И.Ахиезер А.С., Козлова Н.Н., Матвеева С .Я. и др. Модернизация в России и
У конфликт ценностей. - М., 1993.
146
14. Ачкасова В. А., Чугунов А.В. Концепт глобализации и роль информационных технологий (российский контекст)// Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000 г.- СПб.; 2000.
15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.
16. Бережной Н.М. Человек и его потребности. / Под ред. В.Д. Диденко. - Московский Государственный Университет Сервиса. 2000.
17. Бестужев-Лада И.В. Модернизация школы // Народное образование. — 1990. №8.
18. Бестужев-Лада И.В. Советский образ жизни: Формы и методы его пропаганды. - М.: Знание, 1980.
19. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории образ жизни. // Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. — М., 1979.
20. Блаженкова О., Гурова Т. Класс. Средние русские // Эксперт. - 2000.
21 .Будагов Р. А. Человек и его язык. - М., 1976.
22. Бурдье П. Начала. Coses dites / Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1994.
23. Бурдье П. Структура, габитус, практика. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. Том 1. № 2.
24. Бурдье П. Структуры, habitus, практики. // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995.
25. Бутенко А. П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.
1978.
26. Бутенко А. П., Ципко А. С., Киселев В.П. Социалистический образ жизни (методологические проблемы исследования). - М., 1975.
27. Бызов, Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса // Социс. - 2000. №3
28. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост. Ю.Н. Давыдов - М.: Прогресс, 1990.
147
29. Вебер М. Основные понятия стратификации // А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. - М.: На Воробьевых, 1997.
30. Вебер М. Хозяйство и общество // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
31. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984.
32. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей.- М., 1961.
33. Вишневский А.Г. Демографическая революция. - М., 1976.
34. Вишненский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. - М., 1982.
35. Волков А.Г. Семья - объект демографии