Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии 12
1.1. Феномен стрессоустойчивости как психолого -педагогическая
проблема 12
1.2. Особенности стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии 19
1.3. Средства формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии 27
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии 36
2.1. Диагностика уровней сформированности стрессоустойчивости у студентов
педагогического вуза 36
2.2. Реализация комплекса тренинговых занятий как средства формирования
стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии 47
2.3. Эффективность реализации комплекса тренинговых занятий как средства
формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии 52
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 61
Заключение 65
Список литературы 71
Приложение
Нередко жизнь человека в обществе ставит его в ситуации «экзаменов», при которых ему приходится доказывать свою социальную компетентность, самостоятельность, уровень интеллекта. В таких ситуациях люди обычно испытывают стресс. Признаки экзаменационного стресса мы можем встретить у учеников школы перед контрольными работами, у студентов во время сессии, у кандидатов в водители, сдающих на права, у специалиста, впервые устраивающегося на работу. Довольно яркий пример «экзаменационного стресса» можно увидеть в каждом учебном заведении в период сессии. Бессонница, снижение аппетита, тахикардия, дрожь в конечностях, тревога - это характерные признаки проявления страха перед экзаменами. Стресс возникает, в основном, из-за большого количества новой информации, конфликта с преподавателем, трудностей, связанных с неуспеваемостью, а также нехваткой времени в период сессии. Это оказывает влияние на психологическое и физическое состояние молодого человека. В период обучения в вузе возникает потребность в сохранении психического здоровья студентов. К сожалению, в наше время эта проблема является актуальной.
Долгие годы исследования экзаменационного стресса показали, что негативное влияние этого процесса на организм и психику человека сильно недооценивают. В последние годы были проведены исследования, по результатам которых установили, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др. Недавняя работа ученых из медицинской школы Хьюстона (США) показала, что под влиянием этого страха у некоторых студентов возникают генетические нарушения, повышающие риск развития рака. По результатам исследований отечественных авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые сопровождаются тахикардией, повышением артериального давления и дисбалансом отделов вегетативной нервной системы.
Американский психофизиолог Уолтер Кеннон (1871 -1945 гг.) в 1914г. впервые ввел в физиологию и психологию термин «стресс». В 1946 году Ганс Селье начал систематически использовать термин «стресс». Затем данный термин получил освещение в трудах З. Фрейда, Э. Дюркгейма, Д. Б. Уотсона, Э. Торндайка. Наряду с термином «стресс» сегодня часто употребляется понятие «эмоциональный стресс». Этим термином обозначают разнообразные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах границ физиологического и психологического напряжения, до состояний на грани патологии, развивающихся как следствие долговременного или многократного эмоционального напряжения.
На сегодняшний день большое количество трудов посвящено исследованию стресса, среди них - исследования казахстанских ученых: Ж. Аймаутовой, Т. Т. Тажибаева, М. М. Муканова, Е. Жанабаева, Ж. О. Умбетовой, К. Б. Жарикбаева.
В науке существуют разные представления о сущности стресса, его теории и модели очень отличаются. В этой сфере нет общепринятой терминологии. И часто определения стресса очень сильно различаются. Такие понятия как тревога и напряжение тоже связаны с термином «стресс». Ч. Д. Спилбергер утверждал, что при восприятии определенных раздражителей или ситуаций как несущих в себе реальные или потенциальные элементы опасности, угрозы или вреда, у индивида возникает состояние тревоги. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому человек подвергается. Предрасположенность к такому виду эмоциональной реактивности определяется как личностная тревожность.
Для исследования стресса важным является не только четкая дифференциация понятий стресса и состояния тревоги, но и обращать внимание на понятие угрозы как психологической реальности. Ч.Д. Спилбергер предложил применять термины «стресс» и «угроза» для обозначения разных аспектов временной последовательности событий, которые проявляются в состоянии тревоги. С точки зрения автора, понятие «стресс» необходимо использовать для соотнесения с условиями-стимулами, которые порождают стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.
Таким образом, в последнее время проблема стресса приобретает новый аспект. Изучение проблемы стресса перемещается в психическую сферу, в основе которой лежат эмоциональные переживания человека. Н. Д. Левитов, исследуя психические состояния, характеризовал эмоциональные состояния как фон, на котором протекает вся психическая деятельность и зависящий от отражаемых предметов и явлений окружающего мира, предыдущих состояний и индивидуальных особенностей человека.
Устойчивое поведение людей в условиях стресса («стрессоустойчивость») является основой психологических факторов обеспечения надежности, продуктивности и достижения успеха в профессиональной деятельности как самостоятельной, так и групповой.
Устойчивость к стрессу - важное условие для сохранения эффективности работы, продуктивного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых условиях. Прежде всего, при изучении стрессоустойчивости требуется определить это понятие.
Стрессоустойчивость, в интерпретации Б.Х. Варданяна, это «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [14, с. 242].
Наиболее точное, с нашей точки зрения, определение стрессоустойчивости предлагает П.Б. Зильберман, это - «интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в напряжённой обстановке» [50, с. 8].
Тем не менее, более подробное, с нашей позиции, понятие стрессоустойчивости дает В.А. Бодров. Он описывает его, как интегративное свойство человека, характеризующее: во-первых, степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов среды (внешней и внутренней) и деятельности; во-вторых, определяющее уровень функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях; и, в-третьих, проявляющееся в активации функциональных ресурсов организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности [10, с. 301].
В повседневной жизни каждый сталкивается со стрессорами разной силы. Однако, существуют возрастные периоды, когда сила стрессовых ситуаций и их частота очень высока. К таким периодам относится юношеский возраст.
В юношеском возрасте начинается формирование важных стабилизирующих внутриличностных структур, которые в будущем опосредуют специфику жизненного пути человека, его планы на жизнь, уровень профессиональных достижений, самосознания и самоотношения, готовность к семейной жизни. Мы говорим о развитии ключевых компонентов стрессоустойчивости (личностная рефлексия, локус контроль, социальный интеллект, мотивационно-потребностная сфера). Между тем, развитие этих личностных структур протекает неравномерно и отличается специфичностью и своеобразием. В связи с этим личность в этом возрасте является неустойчивой, это повышает вероятность возникновения стрессовых ситуаций [17, с. 2].
Так, анализ актуальности и психолого-педагогической литературы по данной теме позволили выделить следующие противоречия:
- между необходимостью обеспечения максимальной эффективности учебной деятельности студентов и наличием субъективно -психологических факторов, одним из которых являются стрессовые состояния, снижающие ее;
- между объективно существующей социальной потребностью в личности студента, обладающей стрессоустойчивостью в учебной деятельности, и наличием эмоционально значимых стрессорных факторов, снижающих ее эффективность, одним из которых является экзаменационный стресс;
- между необходимостью формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии и недостаточной реализацией научно-методического инструментария данной проблемы в практике высшего педагогического образования.
Необходимость разрешения названных противоречий, выявления и более полного осознания средств, влияющих на возникновение экзаменационного стресса, обусловила выбор темы данного исследования. Его проблема заключается в выявлении эффективных средств формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации средств формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
Объект исследования: процесс формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
Предмет исследования: средства формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
В ходе исследования, опираясь на цель и предмет, была сформулирована гипотеза: формированию стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии, возможно, будут способствовать тренинговые занятия, направленные на: снижение уровня напряжения конфронтационного копинга; повышение уровня дистанцирования, самоконтроля; повышение уровня поиска социальной поддержки; повышение уровня принятия ответственности; снижение уровня проявления стремления и поведенческих усилий, направленных к бегству или избеганию проблемы; формирование аналитического подхода к проблеме; повышение уровня личностного развития; повышение уровня органической адаптации или противодействия стрессу; снижение уровня тревожности (волнения).
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования
стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в психолого - педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
3. Выявить уровень сформированности стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза.
4. Разработать и реализовать комплекс тренинговых занятий, направленных на формирование стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии; проверить эффективность данной реализации.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- методологические позиции авторов относительно исследования проблемы стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, М.Ф. Фролов, В.П. Зинченко, Ю.А. Александровский, О.М. Боканова, А.В. Вальдман, Г.Д.Горбунов, Г.Н.Кассиль, Л.А. Китаев-Смык, Ф.П. Космолинский, Б.Г.Мещеряков, А.Б. Леонова, А.Е. Олынанникова, Ч.Д. Спилбергер, М.Ф. Фролов, Ю.В. Щербатых, R.R. Caplan, S. Cohen, C.L. Сооре, R.D. Holt), особенностей психологических стрессоров (A.M. Зингерман, Л.А. Китаев-Смык, Г.И. Косицкий, А.Г.Кузнецов, В.И.Медведев, Н.И. Наенко, К.К.Платонов,С.А. Разумов, В.В. Суворова, И.М. Фейнгерберг, М. Франкенхойзер и др.), психологические теории стресса и поведения личности в стрессовых ситуациях (Л.И. Анцыферова, О.А. Васильева, Н.В. Вострокнутов, Дж. Гринберг, Л.А. Китаев-Смык, Ф. Меерсон, Г. Селье, В.Ф. Суворова, Ю.В. Щербатых и др.), стрессоустойчивость личности в различных видах деятельности (М.В. Грицаенко, П.Б. Зильберман, В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, С.М. Оя, О.А.Черникова, О.П.Карпова, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ли Канг Хи, В.А. Файвишевский, В.А. Бодров, Т.С.Тихомирова, Л.М. Аболин, Н.И. Бережная, Б.Х.Варданян, СВ. Субботин), психологические особенности юношеского возраста (Л.С. Выготский, Стэнли Холл, Арнольд Гезелл, Жан Вильям Фриц Пиаже, Зигмунд Фрейд,Курт Левин); экзамен как стрессогенный фактор (Ю.В. Щербатых, Л.С. Фаустов, Б.Л. Вяткин, В.А. Доскип, В.В. Плотников, И.М. Щулшенко).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, тестирование: Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин); тест на самооценку стрессоустойчивости личности С. Коухена и Г. Виллиансона; тест на учебный стресс (авторская разработка Ю.В. Щербатых), количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое отображение результатов исследования, статистические методы обработки данных (U- критерий Манна-Уитни).
База исследования: ИПИ им. П.П. Ершова (филиал ТюмГУ в г. Ишиме). В исследовании принимали участие студенты 4-х курсов педагогического факультета профилей: Психология и социальная педагогика (в дальнейшем - ПиСП) и Дошкольное образование (в дальнейшем -ДО)в количестве 34человек (экспериментальная группа -ПиСП, 17 человек; контрольная группа - ДО, 17 человек).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - постановочный (апрель, 2017г. - май, 2017г.) выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап - собственно-исследовательский (июнь, 2017г. - январь, 2018г.) - изучение уровней сформированности стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза с помощью диагностических методик, разработка комплекса тренинговых занятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы, проведение контрольного эксперимента.
Третий этап - интерпретационно-оформительский (февраль, 2018г. - июнь, 2018г.) -обработка и систематизация материала, формулирование выводов и оформление результатов исследования.
Научная и теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «стресс» применительно к студентам педагогического вуза; раскрытии особенностей стрессоустойчивости у студентов в период экзаменационной сессии; разработке, научном и теоретическом обосновании, и экспериментальной проверке эффективности использования средств формирования стрессоустойчивости (комплекса тренинговых занятий) у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в работе педагогов-психологов, преподавателей педагогического вуза для формирования стрессоустойчивости у студентов и совершенствования образовательного процесса в целом.
Апробация работы: были опубликованы статьи:
- в сборнике научных материалов IV Всероссийской молодежной научно - практической конференции с международным участием «Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке»; название статьи: «Исследование стрессоустойчивости у студентов
педагогического вуза в период экзаменационной сессии»;
- в сборнике статей IV Международной научно-практической конференции «Результаты современных научных исследований и разработок», состоявшейся 12 мая 2018г. в г. Пенза; название статьи: «Диагностика уровней стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии».
А также результаты исследования были освещены в докладе на тему: "Диагностика уровней стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии" в рамках проведения отчетной конференции СНО ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ 14 июня 2018 года.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 58 наименований литературных источников, 18 приложений. Работа содержит 9 таблиц, 10 рисунков.
Объем работы составляет 76 страниц печатного текста в компьютерной обработке.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых.
Стресс у студентов возникает, в основном, из-за большого количества новой информации, конфликта с преподавателем, трудностей, связанных с неуспеваемостью, а также нехваткой времени в период сессии. Это оказывает влияние на психологическое и физическое состояние молодого человека. В период обучения в вузе возникает потребность в сохранении психического здоровья студентов. Поэтому проблема экзаменационного стресса у студентов нуждается в изучении.
Устойчивость к стрессу («стрессоустойчивость») - важный фактор сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых условиях.
Стрессоустойчивость - это интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в напряжённой обстановке (П.Б. Зильберман).
Все люди справляются со стрессом по-разному, в зависимости от их индивидуальных особенностей. Психологи фундаментом стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, состоящую из определенных элементов и стилистически разнообразную.
Основным источником стресса в студенческом возрасте является экзаменационная сессия. Для борьбы со стрессом используют различные способы совладания.
Совладание с жизненными трудностями - это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями,
которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы.
Средства - приемы, способы действия для достижения чего-либо
Средства формирования - это приемы, способы управления процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи).
Наиболее эффективным средством работы со студентами, на наш взгляд, является тренинг.
Тренинг - многофункциональное средство намеренного изменения социально-психологических феноменов личности, его целью является гармонизация профессиональной, личностной и социальной жизни человека. В ходе тренинга происходит приобретение профессиональных и личностных качеств субъектом, что помогает ему в решении социально-личностных проблем. Тренинг предназначен, в первую очередь, для обмена опытом между участниками. При доверительном взаимодействии преодолеваются стереотипы, изменяется отношение субъекта к самому себе. Тренинг помогает каждому стать самим собой.
Комплекс тренинговых занятий, рассматриваемый нами, состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый блок - организационный, второй блок
- формирующий, третий блок - рефлексивно-оценочный.
О том, как проходила реализация разработанного нами комплекса тренинговых занятий по формированию стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза, речь пойдет в следующей главе.
Комплекс тренинговых занятий, рассматриваемый нами, состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый блок - организационный, второй блок
- формирующий, третий блок - рефлексивно-оценочный.
Мы предположили, что формированию стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии, возможно, будут способствовать тренинговые занятия, направленные на: снижение уровня напряжения конфронтационного копинга; повышение 66
уровня дистанцирования, самоконтроля; повышение уровня поиска социальной поддержки; повышение уровня принятия ответственности; снижение уровня проявления стремления и поведенческих усилий, направленных к бегству или избеганию проблемы; формирование аналитического подхода к проблеме; повышение уровня личностного развития; повышение уровня органической адаптации или противодействия стрессу; снижение уровня тревожности (волнения).
Для того чтобы определить уровень стрессоустойчивости у студентов в период экзаменационной сессии нами было проведено диагностическое обследование с участием 34 студентов 4-х курсов педагогического факультета ИПИ им. П.П. Ершова двух профилей: Психология и социальная педагогика и Дошкольное образование. Возраст студентов от 20 до 24 лет.
Для выявления данного уровня у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии использовались следующие критерии:
- уровень напряжения конфронтационного копинга;
- уровень дистанцирования, самоконтроля;
- уровень поиска социальной поддержки;
- уровень принятия ответственности;
- уровень проявления стремления и поведенческих усилий, направленных к бегству или избеганию проблемы;
- аналитический подход к проблеме;
- уровень личностного развития;
- уровня органической адаптации или противодействия стрессу;
- уровень тревожности (волнения).
В ходе диагностики были реализованы следующие методики:
- Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой;
- Тест на самооценку стрессоустойчивости личности С. Коухена и Г. Виллиансона;
- Тест на учебный стресс (Авторская разработка Ю.В. Щербатых);
- Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).
Исходя из полученных результатов мы сделали вывод о том, что высокая вероятность развития стресса и плохой уровень стрессоустойчивости наиболее выражены в экспериментальной группе: 42,2 % и 29,4 % по сравнению с контрольной: 29,4 % и 17, 6 %. Эти данные позволили нам определиться с группой студентов с низким уровнем стрессоустойчивости и высокой вероятностью развития стресса, которая нуждается в формирующей работе.
Нами был разработан комплекс тренинговых занятий направленный на формирование стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии. Продолжительность реализации работы - 4 месяца с частотой занятий - 1 раз в две недели. Длительность занятия - 60 - 70 минут, всего было проведено 8 занятий.
После формирующего этапа, мы осуществили повторную диагностику уровня стрессоустойчивости по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента по опроснику «Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман» позволило сделать вывод, что в контрольной группе изменений не произошло. А в экспериментальной группе число студентов, использующих копинг- стратегии «конфронтация» снизился на 4 %, «дистанцирование» снизился на 3,4 %, «самоконтроль» увеличился на 2,6 %, «поиск социальной поддержки» увеличился на 0,7 %, «принятие ответственности» увеличился на 0,7 %, «бегство-избегание» снизился на 2,4 %, «положительная переоценка» увеличился на 5,93 %. Процент студентов использующих такую копинг - стратегию как «планирование решения проблемы» не изменилось.
Сопоставление результатов по методике для определения вероятности развития стресса (Т.А. Немчина) до и после формирующего эксперимента показало, что в контрольной группе изменений уровня стрессоустойчивости и вероятности развития стресса не произошло. Однако, в экспериментальной группе процент испытуемых с высоким уровнем сформированности стрессоустойчивости увеличился на 23,5 %; количество студентов со средним уровнем стрессоустойчивости увеличилось на 17,7 %; процент студентов с высокой вероятностью развития стресса уменьшился на 41,2 %.
По результатам повторной диагностики теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансонав экспериментальной группе количество человек, которые имеют отличный уровень сформированности стрессоустойчивости, повысилось на 17,6 %, с хорошим - на 17,7 %. Процент студентов с удовлетворительным уровнем сформированности стрессоустойчивости снизился на 5,9%, а процент студентов с плохим уровнем сформированности стрессоустойчивости понизился на 29,4 %. В контрольной группе изменений не выявлено.
Повторное проведение теста на учебный стресс Ю.В. Щербатых показало, что у студентов в контрольной группе изменений не обнаружено ни в причинах стресса, ни в основных его проявлениях, ни в приемах снятия. В то время как в экспериментальной группе снизились показатели причин стресса: большая учебная нагрузка - на 2,3 балла; непонятные, скучные учебники - на 1,7 баллов; неумение правильно организовывать свой режим дня - на 2,5 балла; нерегулярное питание - на 3,1 балла; излишне серьезное отношение к учебе - на 2,8 балла; страх перед будущим - на 3,6 балла. Показатели основных проявлений стресса также снизились: ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами - на 5 баллов; невозможность избавиться от посторонних мыслей - на 5 баллов;
повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания - на 3,8 баллов; раздражительность, обидчивость - на 2,3 балла; спешка, ощущение постоянной нехватки времени - на 2,5 балла; низкая работоспособность, повышенная утомляемость - на 2,9 балла. Еще студенты в экспериментальной группе после формирующего этапа эксперимента стали чаще использовать такие приемы снятия стресса, как перерыв в работе или 69
учебе (на 5,9%), общение с друзьями или любимым человеком (на 5,9%), поддержка или совет родителей (на 11,8 %), прогулки на свежем воздухе (на 11,8 %) и физическая активность (на 5,9 %). И реже использовать сигареты (на 5,9 %) и телевизор (на 5,9 %) в качестве приемов снятия стресса.
Для выявления достоверности полученных результатов мы воспользовались U - критерием Манна - Уитни. Полученное эмпирическое значение U находится в зоне значимости. Но отвергается. Таким образом, мы видим статистически значимые различия в результатах, полученных в контрольной и экспериментальной группах. Это дает нам основание утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань: изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.
2. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения [Текст] / Л.М. Аболин // Вопросы психологии, 1989. - № 2. - 57 с.
3. Ануфриюк, К.Ю. Защитно-совладающее поведение и его роль в социально-психологической адаптации подростков [Текст] / К.Ю. Ануфриюк // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2008. - № 4. - С. 147-153.
4. Анциферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анциферова // Психологический журнал, 2004. - №1. - С. 3 - 18.
5. Бауманн, У. Клиническая психология (Urs Baumann, Meinrad Perrez "Lehrbuch Klinische Psychologic - Psychotherapie) [Текст] / У. Бауманн, М. Перре. - СПб.:Психоневрологический институт им. Бехтерева, 1998. - 962 с.
6. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с.
7. Бильданова, В. Р. Психология стресса и методы его профилактики [Текст]: учебно-методическое пособие / В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. - Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.
8. Блудов, Ю. М. Личность в спорте: очерки исследования психологии спортсмена [Текст] / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. - М.: Сов. Россия, 1987 - 156 с.
9. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. Часть 1: «Coping-stress» и теоретические подходы к его изучению, 2006. - Т. 27. - № 1. - С. 122-133.
10. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
11. Бодров, В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора [Текст] // Психологический журнал, 2007. - № 4. - С. 25 - 28.
12. Брайт, Д. Стресс: теории, исследования, мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 332 с.
13. Вакуева, А.Н. Новая воспитательная технология - технология социально-психологического тренинга [Текст] / А.Н. Вакуева // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XI Международной научно¬практической конференции в 2-х частях; отв. ред. Н.В. Уварина. - Прага: Изд- во WORLD PRESS, 2015. - С. 77-79.
14. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной
устойчивости [Текст] / Б.Х. Варданян. - М.: Наука, 2008. - 380 с.
15. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
16. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях [Текст] / Б.А. Вяткин. - М.: ФиС, 1981. - 112 с.
17. Гайдученко, О.А. Факторы формирования стрессоустойчивости в период ранней юности [Электронный ресурс] / О.А. Гайдученко // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. - 2016. - № 1(38). - С. 210-215. -URL: http://sibac.info/archive/guman/1(36).pdf(дата обращения: 25.12.2017)
18. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. - М.: ПЕРСЕ, 2002. - 480 с.
19. Дунай, В.И. Особенности проявления стресса у студентов с
учетом условий их проживания [Текст] / В.И. Дунай // Военная медицина: научно-практический рецензируемый журнал. - Белорусский
государственный медицинский университет: Изд-во «Белорусский Дом печати», 2012. - № 2. - С. 44-47.
20. Емельянов, Ю.Н. Активное социально -психологическое обучение [Текст] / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 166 с.
21. Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 103 с.
22. Здоровье студентов [Текст]: коллективная монография; под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 199 с.
23. Зиновьева, Н.О. Эффективность использования социально¬
психологического тренинга в учебном процессе [Текст] / Н.О. Зиновьева // Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ: сборник статей. - СПб.: Российский государственный
гидрометеорологический университет, 2013. - С. 113-117.
24. Зыбина, Л.Н. Социально-психологический тренинг как средство активного обучения [Текст] / Л.Н. Зыбина // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. - Новосибирск: НГПУ, 2015. - Ч. 2. - С. 270-276.
25. Иопенко, А.В. Социально-психологический тренинг как метод развития общения [Текст] / А.В. Иопенко // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: сборник материалов XVI всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, 2015. - С. 167-170.
26. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический
феномен [Текст] // Молодой ученый, 2012. - №9. - С. 243-246.
27. Киселева, Е. В. Акутина, С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия [Текст] / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый, 2017. - №6. - С. 417-419.
28. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
29. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения [Текст] / Ю.А. Клейберг. - М., Вита-Пресс, 2014. - 143 с.
30. Клиническая психология [Текст] / под ред. М. Перре, У. Баумана. - СПб.: Питер, 2002. - 1312 с. - (Серия «Мастера психологии»).
31. Кобзева, О.В. Проявления копинг-поведения в юношеском возрасте [Текст] / О.В. Кобзева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Тольяттинский государственный университет (Тольятти), 2011. - № 3.- С. 155-158.
32. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя [Текст]/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
33. Коновалова, О. В. Формирование стрессоустойчивости у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого¬педагогическое образование» [Текст] / О.В. Коновалова // Научно¬методический электронный журнал «Концепт», 2017. - Т. 31. - С. 701-705. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970155.htm.
34. Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника, диагностики совладающего (копинг) поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова // Психология и практика: сб. научн. трудов; отв. ред. В.А. Соловьева. - Вып. 1. - Кострома: Изд-во КГУим. Н.А. Некрасова, 2001. - С. 70-82.
35. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) [Текст] / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - М.: 2007. - № 3. - С. 93-112.
36. Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу [Текст] / Р.С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - Женева, 1989. - С. 121-126.
37. Нестерова, Г.С. Форма и методы организации психологической помощи подросткам [Текст] / Г.С. Нестерова // Журнал практического психолога, 1999. - № 12. - С. 25-39.
38. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.Н. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2011. - 521 с.
39. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва: Азбуковник, 2000. - 940 с.
40. Петровская, Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Издательство Московского университета, 1982. — 168 с.
41. Прутченков, А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов [Текст] / А.С. Прутченков. - М.: Новая школа, 2000. - 155 с.
42. Сандомирский, М.Е. Как справиться со стрессом? [Текст] / М.Е. Сандомирский. - Воронеж: МО - ДЭК, 2000. - 176 с.
43. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Бурлачук, С. Морозов. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
44. Технологии психологической помощи в кризисных и
чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебно-методический комплекс / И. А. Горьковая, А. А. Баканова, Т. В. Маликова [и др.]. - СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 249 с.
45. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда:
психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 386 с.
46. Трущенко, М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе [Текст] / М.Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. - М.: Буки- Веди, 2012. - С. 13-16.
47. Усатов, И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса [Электронный ресурс] / И.А. Усатов // Научно - методический электронный журнал «Концепт», 2016. - Т. 2. - С. 21-25.
48. Фаустов, А.С. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья [Текст] / А.С. Фаустов, Ю.В. Щербатых // Здравоохранение Российской Федерации, 2001. - №4.- С.38-39.
49. Хуторная, М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов экзаменационный период [Текст] / М.Л. Хуторная // Человек в изменяющемся мире. - Тамбов, 2007 - С 182-186.
50. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости [Текст] / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета, 2011. - № 1. - Т.10. - С. 6-19.
51. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
52. Щербатых, Ю.В. Экзамен и здоровье [Текст] / Ю.В. Щербатых // Высшее образование в России, 2000. - №3. - С. 53-56.
53. Billings, A.G. Moss, R.H. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression [Text] / A.G. Billings, R.H. Moss // J. of personality and social psychology, 1984. - Vol. 46. - №. 4. - P. 877-891.
54. Folkman, S. Lazarus, R. S. The relationship between coping and emoti on: Implications for theory and research [Text] / S. Folkman, R.S. Lazarus // Social
Science Medicine, 1988. - Р.309-317.
55. Frydenberg E., Lewis R. Teaching coping toadolescents: when and to whom? [Text] / E. Frydenberg, R. Lewis // American Educational Research Journa l. - Т. 37. - № 3. - 2000. - P. 727-745.
56. Koplik, E K. et al. The Relationship of Mother child coping styles and mother's presence of children's response to dental stress [Text] / E.K. Koplik // J.
Of psychology, 1992. - P. 126.
57. Lazarus R.S. Folkman S. Stress, appraisal and coping [Text] / R.S. Lazarus, S. Folkman. - N.Y.: Springer Publishing House, 1984. - 141 p.
58. Moss, R. H. Schaefer, J. A. Lifetransitions and crises [Text] / R.H. Moss, J.A. Schaefer // Coping with life crises. An integrative approach New York: Plenum Press, 1986. - P. 3-28.