ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ-ОДИНОЧКАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Правовой статус матерей-одиночек по законодательству Российской
Федерации 9
1.1 Одинокое материнство как социальное явление современной
России и нормативно-правовая база, регулирующая правовой статус матерей-одиночек 9
1.2 Социальные проблемы и социальная защита матерей-одиночек в
Российской Федерации 13
2 Социальная политика в области поддержки матерей-одиночек в
Республике Мордовия (на материале Министерства социальной зашиты, труда и занятости населения Республики Мордовия) 23
2.1 Порядок и формы оказания социальной помощи матерям-
одиночкам (на материале Министерства социальной зашиты, труда и занятости населения Республики Мордовия) 23
2.2 Основные направления совершенствования оказания социальной
помощи матерям-одиночкам 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Структура письменных обращений граждан в 2018 году по категориям заявителей
1 Правовой статус матерей-одиночек по законодательству Российской
Федерации 9
1.1 Одинокое материнство как социальное явление современной
России и нормативно-правовая база, регулирующая правовой статус матерей-одиночек 9
1.2 Социальные проблемы и социальная защита матерей-одиночек в
Российской Федерации 13
2 Социальная политика в области поддержки матерей-одиночек в
Республике Мордовия (на материале Министерства социальной зашиты, труда и занятости населения Республики Мордовия) 23
2.1 Порядок и формы оказания социальной помощи матерям-
одиночкам (на материале Министерства социальной зашиты, труда и занятости населения Республики Мордовия) 23
2.2 Основные направления совершенствования оказания социальной
помощи матерям-одиночкам 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Структура письменных обращений граждан в 2018 году по категориям заявителей
Актуальность темы исследования. Своим быстротечным развитием общество провоцирует изменения во всех сферах социальной жизни, экономической сферы, а так же в политической области. Но, не смотря на общественные изменения, духовные и общечеловеческие ценности остаются неизменными. Одной из наиболее важных и первостепенных ценностей человечества является семья, как институт, подвергающийся постоянным серьезным изменениям.
На сегодняшний день в условиях современности в особой поддержке и социальной защите нуждается институт неполной семьи.
За последние годы число матерей одиночек выросло на 30 %, что влечет за собой смещение внимания государственной власти в сторону принятия неотложных решений по снижению числа разводов, обеспечения социальной безопасности неполной семьи и создание необходимых условий для жизнедеятельности матерей-одиночек и их детей [43].
Матери-одиночки сталкиваются с разного рода проблемами, такими как: одиночество, материальное положение, социальные трудности, вследствие чего нуждаются в комплексной поддержке государственных органов и социальных служб.
Теоретическая основа и степень изученности темы. При подготовке работы были использованы труды А. Н. Борисова, А. П. Вершинина, О. А. Гуриной, Ю. В. Беляниновой, В. А. Ершова, И. А. Толмачева, Л. В. Канунниковой, А. Я. Курбатова, Е. А. Мидоновой, Н. В. Абдрахманова, К. В. Акпашева, Л. С. Бобровский, М. В. Джамалдинова, А. С. Ермакова, Е. Л. Коржавина, И. С. Лазарев, А. П. Мазуренко, С. П. Матвеев, А. Д. Оганесян, и др.
Предмет исследования включает в себя: нормы российского законодательства, регламентирующего основы оказания социальной помощи матерям-одиночкам; научные публикации по исследуемым вопросам.
Объект исследования - общественные отношения в сфере оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации.
Целью исследования является комплексное исследование оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации (на материале Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия), а также выявление направлений совершенствования данной работы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность одинокого материнства как социального явления современной России;
- раскрыть правовой статус матерей-одиночек и нормативно-правовое его регулирование;
- обозначить социальные проблемы и основы социальной защиты матерей-одиночек в РФ;
- исследовать порядок и формы оказания социальной помощи матерям- одиночкам (на материале Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия);
- выявить направления совершенствования оказания социальной помощи матерям-одиночкам;
- сформулировать выводы и рекомендации по совершенствованию оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В выполненной дипломной работе использован диалектический (общенаучный) метод познания.
На его основе применялись иные частно-научные методы (сравнения, обобщения, анализа, логического сопоставления и пр.).
Теоретической основой дипломной работы являются исследованные автором научные труды по вопросам темы.
Эмпирическую базу работы составили решения Конституционного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции.
Научно-практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках учебного процесса, практической деятельности юристов.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных в работе источников и приложение.
На сегодняшний день в условиях современности в особой поддержке и социальной защите нуждается институт неполной семьи.
За последние годы число матерей одиночек выросло на 30 %, что влечет за собой смещение внимания государственной власти в сторону принятия неотложных решений по снижению числа разводов, обеспечения социальной безопасности неполной семьи и создание необходимых условий для жизнедеятельности матерей-одиночек и их детей [43].
Матери-одиночки сталкиваются с разного рода проблемами, такими как: одиночество, материальное положение, социальные трудности, вследствие чего нуждаются в комплексной поддержке государственных органов и социальных служб.
Теоретическая основа и степень изученности темы. При подготовке работы были использованы труды А. Н. Борисова, А. П. Вершинина, О. А. Гуриной, Ю. В. Беляниновой, В. А. Ершова, И. А. Толмачева, Л. В. Канунниковой, А. Я. Курбатова, Е. А. Мидоновой, Н. В. Абдрахманова, К. В. Акпашева, Л. С. Бобровский, М. В. Джамалдинова, А. С. Ермакова, Е. Л. Коржавина, И. С. Лазарев, А. П. Мазуренко, С. П. Матвеев, А. Д. Оганесян, и др.
Предмет исследования включает в себя: нормы российского законодательства, регламентирующего основы оказания социальной помощи матерям-одиночкам; научные публикации по исследуемым вопросам.
Объект исследования - общественные отношения в сфере оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации.
Целью исследования является комплексное исследование оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации (на материале Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия), а также выявление направлений совершенствования данной работы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность одинокого материнства как социального явления современной России;
- раскрыть правовой статус матерей-одиночек и нормативно-правовое его регулирование;
- обозначить социальные проблемы и основы социальной защиты матерей-одиночек в РФ;
- исследовать порядок и формы оказания социальной помощи матерям- одиночкам (на материале Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия);
- выявить направления совершенствования оказания социальной помощи матерям-одиночкам;
- сформулировать выводы и рекомендации по совершенствованию оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В выполненной дипломной работе использован диалектический (общенаучный) метод познания.
На его основе применялись иные частно-научные методы (сравнения, обобщения, анализа, логического сопоставления и пр.).
Теоретической основой дипломной работы являются исследованные автором научные труды по вопросам темы.
Эмпирическую базу работы составили решения Конституционного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции.
Научно-практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках учебного процесса, практической деятельности юристов.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных в работе источников и приложение.
В настоящее время социальная политика государства в большей степени направлена на поддержку наиболее уязвимых в материальном плане категорий граждан, к которым в первую очередь относятся матери-одиночки, вынужденные заниматься воспитанием ребенка или нескольких детей без помощи мужчины. Для того чтобы поддержать обозначенных женщин, введены меры государственной социальной поддержки в виде пособий, льгот, создания особых условий труда.
Ошибочно считать одинокими всех матерей, которым после развода с отцом ребенка, приходится воспитывать его самостоятельно. Законодательство так же не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто такая мать-одиночка и кого можно отнести к данной категории. В нормативно-правовых актах и законах РФ данные понятия отсутствуют. Вероятно, единственное официальное определение содержится в абз. 2 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». Согласно ему, мать-одиночка - это женщина, выполняющая родительские обязанности без помощи отца, в силу: его смерти; лишения или ограничения родительских прав; недееспособности; безвестной пропажи. Однако данная норма применима лишь к трудовым отношениям. Социальное право не позволяет называть родителя одиноким, если второй лишен родительских прав, умер или пропал. Для получения социальных гарантий применяется следующее правило: одиночкой считается мать детей, у которых в графе «отец» стоит прочерк или его имя записано со слов матери.
Материальная помощь матерям-одиночкам выплачивается в размере, установленном федеральным либо региональным законодательством, также стоит отметить, что социальная помощь матерям-одиночкам включает не только финансовую поддержку, но и льготы, послабления трудового и налогового режима, натуральная помощь, возможность пользоваться специальными государственными программами для малоимущих граждан.
Для оформления и получения всех видов и форм социальной помощи мать-одиночка должна выполнить три условия: официально подтвердить особый статус, доказать неудовлетворительное материальное положение для признания семьи малоимущей, обратиться в службу социальной защиты.
На основании проведенного исследования во 2 главе позволило внести ряд предложений по совершенствованию социальной помощи матерям-одиночкам:
- в научный и практический оборот следует ввести правовую категорию «социальные выплаты» для использования в качестве одного из системообразующих начал при кодификации законодательства о социальном обеспечении, также следует разграничить и определить видовую принадлежность каждой социальной выплаты;
- необходимо создать правовое поле для активизации социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Требуется должное правовое регулирование предоставления социальных услуг семье с детьми;
- меры государственной социальной помощи, направленные на борьбу с бедностью матерей-одиночек, должны быть специфичны. Матерям-одиночкам в первую очередь необходимо предоставить доступ к социальным услугам, направленным на выведение семьи из трудной жизненной ситуации, переход на самообеспечение путем трудоустройства или развития семейного предпринимательства;
- также в отношении к матерям-одиночкам актуальны предписания
ст. 256 Трудового кодекса РФ, которую можно применить к вышеобозначенной категории граждан - добавив в норму пункт второй: «Неработающей женщине, являющейся матерью-одиночкой засчитывать в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости) воспитание и уход за ребенком до трех лет»;
- кроме того, в России осуществляется работа под принятием Социального кодекса, в котором необходимо важным обобщить все положения в законодательстве Российской Федерации о социальной помощи различным категориям граждан, в том числе и матерям-одиночкам, проживающим на территории Российской Федерации, которым положены какие-либо льготы и пособия.
Подведя итоги, можно сказать, что особую группу нуждающихся в защите представляют одинокие матери. При организации социальной помощи одиноким матерям необходимо учитывать не только их материальные трудности, но прежде всего их духовно-личностные переживания, психологические и педагогические проблемы. Социальная помощь данной категории должна оказываться в зависимости от нужд одиноких матерей, то есть адресно.
Ошибочно считать одинокими всех матерей, которым после развода с отцом ребенка, приходится воспитывать его самостоятельно. Законодательство так же не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто такая мать-одиночка и кого можно отнести к данной категории. В нормативно-правовых актах и законах РФ данные понятия отсутствуют. Вероятно, единственное официальное определение содержится в абз. 2 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». Согласно ему, мать-одиночка - это женщина, выполняющая родительские обязанности без помощи отца, в силу: его смерти; лишения или ограничения родительских прав; недееспособности; безвестной пропажи. Однако данная норма применима лишь к трудовым отношениям. Социальное право не позволяет называть родителя одиноким, если второй лишен родительских прав, умер или пропал. Для получения социальных гарантий применяется следующее правило: одиночкой считается мать детей, у которых в графе «отец» стоит прочерк или его имя записано со слов матери.
Материальная помощь матерям-одиночкам выплачивается в размере, установленном федеральным либо региональным законодательством, также стоит отметить, что социальная помощь матерям-одиночкам включает не только финансовую поддержку, но и льготы, послабления трудового и налогового режима, натуральная помощь, возможность пользоваться специальными государственными программами для малоимущих граждан.
Для оформления и получения всех видов и форм социальной помощи мать-одиночка должна выполнить три условия: официально подтвердить особый статус, доказать неудовлетворительное материальное положение для признания семьи малоимущей, обратиться в службу социальной защиты.
На основании проведенного исследования во 2 главе позволило внести ряд предложений по совершенствованию социальной помощи матерям-одиночкам:
- в научный и практический оборот следует ввести правовую категорию «социальные выплаты» для использования в качестве одного из системообразующих начал при кодификации законодательства о социальном обеспечении, также следует разграничить и определить видовую принадлежность каждой социальной выплаты;
- необходимо создать правовое поле для активизации социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Требуется должное правовое регулирование предоставления социальных услуг семье с детьми;
- меры государственной социальной помощи, направленные на борьбу с бедностью матерей-одиночек, должны быть специфичны. Матерям-одиночкам в первую очередь необходимо предоставить доступ к социальным услугам, направленным на выведение семьи из трудной жизненной ситуации, переход на самообеспечение путем трудоустройства или развития семейного предпринимательства;
- также в отношении к матерям-одиночкам актуальны предписания
ст. 256 Трудового кодекса РФ, которую можно применить к вышеобозначенной категории граждан - добавив в норму пункт второй: «Неработающей женщине, являющейся матерью-одиночкой засчитывать в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости) воспитание и уход за ребенком до трех лет»;
- кроме того, в России осуществляется работа под принятием Социального кодекса, в котором необходимо важным обобщить все положения в законодательстве Российской Федерации о социальной помощи различным категориям граждан, в том числе и матерям-одиночкам, проживающим на территории Российской Федерации, которым положены какие-либо льготы и пособия.
Подведя итоги, можно сказать, что особую группу нуждающихся в защите представляют одинокие матери. При организации социальной помощи одиноким матерям необходимо учитывать не только их материальные трудности, но прежде всего их духовно-личностные переживания, психологические и педагогические проблемы. Социальная помощь данной категории должна оказываться в зависимости от нужд одиноких матерей, то есть адресно.
Подобные работы
- Проблема и опыт социальной поддержки семей одиноких матерей
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - Понятие и виды государственной социальной помощи (Костромской технологический техникум)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формы и методы социальной защиты малоимущих слоев населения в РФ
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Социально ориентированные некоммерческие организации как субъект социальной работы с молодежью, имеющей инвалидность (на примере СО НКО г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Благотворительная организация «Маленькая мама», как ресурс преодоления социального неблагополучия несовершеннолетних матерей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Защита и реализация прав ребенка в системе современного российского образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Специфика оказания помощи несовершеннолетним матерям-одиночкам в условиях мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Формы и методы социальной защиты малоимущих слоев населения в РФ
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Реализация государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Уральский филиал))
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



