Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ-ОДИНОЧКАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №73980

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
614
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 Правовой статус матерей-одиночек по законодательству Российской
Федерации 9
1.1 Одинокое материнство как социальное явление современной
России и нормативно-правовая база, регулирующая правовой статус матерей-одиночек 9
1.2 Социальные проблемы и социальная защита матерей-одиночек в
Российской Федерации 13
2 Социальная политика в области поддержки матерей-одиночек в
Республике Мордовия (на материале Министерства социальной зашиты, труда и занятости населения Республики Мордовия) 23
2.1 Порядок и формы оказания социальной помощи матерям-
одиночкам (на материале Министерства социальной зашиты, труда и занятости населения Республики Мордовия) 23
2.2 Основные направления совершенствования оказания социальной
помощи матерям-одиночкам 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Структура письменных обращений граждан в 2018 году по категориям заявителей

Актуальность темы исследования. Своим быстротечным развитием общество провоцирует изменения во всех сферах социальной жизни, экономической сферы, а так же в политической области. Но, не смотря на общественные изменения, духовные и общечеловеческие ценности остаются неизменными. Одной из наиболее важных и первостепенных ценностей человечества является семья, как институт, подвергающийся постоянным серьезным изменениям.
На сегодняшний день в условиях современности в особой поддержке и социальной защите нуждается институт неполной семьи.
За последние годы число матерей одиночек выросло на 30 %, что влечет за собой смещение внимания государственной власти в сторону принятия неотложных решений по снижению числа разводов, обеспечения социальной безопасности неполной семьи и создание необходимых условий для жизнедеятельности матерей-одиночек и их детей [43].
Матери-одиночки сталкиваются с разного рода проблемами, такими как: одиночество, материальное положение, социальные трудности, вследствие чего нуждаются в комплексной поддержке государственных органов и социальных служб.
Теоретическая основа и степень изученности темы. При подготовке работы были использованы труды А. Н. Борисова, А. П. Вершинина, О. А. Гуриной, Ю. В. Беляниновой, В. А. Ершова, И. А. Толмачева, Л. В. Канунниковой, А. Я. Курбатова, Е. А. Мидоновой, Н. В. Абдрахманова, К. В. Акпашева, Л. С. Бобровский, М. В. Джамалдинова, А. С. Ермакова, Е. Л. Коржавина, И. С. Лазарев, А. П. Мазуренко, С. П. Матвеев, А. Д. Оганесян, и др.
Предмет исследования включает в себя: нормы российского законодательства, регламентирующего основы оказания социальной помощи матерям-одиночкам; научные публикации по исследуемым вопросам.
Объект исследования - общественные отношения в сфере оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации.
Целью исследования является комплексное исследование оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации (на материале Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия), а также выявление направлений совершенствования данной работы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность одинокого материнства как социального явления современной России;
- раскрыть правовой статус матерей-одиночек и нормативно-правовое его регулирование;
- обозначить социальные проблемы и основы социальной защиты матерей-одиночек в РФ;
- исследовать порядок и формы оказания социальной помощи матерям- одиночкам (на материале Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия);
- выявить направления совершенствования оказания социальной помощи матерям-одиночкам;
- сформулировать выводы и рекомендации по совершенствованию оказания социальной помощи матерям-одиночкам в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В выполненной дипломной работе использован диалектический (общенаучный) метод познания.
На его основе применялись иные частно-научные методы (сравнения, обобщения, анализа, логического сопоставления и пр.).
Теоретической основой дипломной работы являются исследованные автором научные труды по вопросам темы.
Эмпирическую базу работы составили решения Конституционного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции.
Научно-практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках учебного процесса, практической деятельности юристов.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных в работе источников и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время социальная политика государства в большей степени направлена на поддержку наиболее уязвимых в материальном плане категорий граждан, к которым в первую очередь относятся матери-одиночки, вынужденные заниматься воспитанием ребенка или нескольких детей без помощи мужчины. Для того чтобы поддержать обозначенных женщин, введены меры государственной социальной поддержки в виде пособий, льгот, создания особых условий труда.
Ошибочно считать одинокими всех матерей, которым после развода с отцом ребенка, приходится воспитывать его самостоятельно. Законодательство так же не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто такая мать-одиночка и кого можно отнести к данной категории. В нормативно-правовых актах и законах РФ данные понятия отсутствуют. Вероятно, единственное официальное определение содержится в абз. 2 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». Согласно ему, мать-одиночка - это женщина, выполняющая родительские обязанности без помощи отца, в силу: его смерти; лишения или ограничения родительских прав; недееспособности; безвестной пропажи. Однако данная норма применима лишь к трудовым отношениям. Социальное право не позволяет называть родителя одиноким, если второй лишен родительских прав, умер или пропал. Для получения социальных гарантий применяется следующее правило: одиночкой считается мать детей, у которых в графе «отец» стоит прочерк или его имя записано со слов матери.
Материальная помощь матерям-одиночкам выплачивается в размере, установленном федеральным либо региональным законодательством, также стоит отметить, что социальная помощь матерям-одиночкам включает не только финансовую поддержку, но и льготы, послабления трудового и налогового режима, натуральная помощь, возможность пользоваться специальными государственными программами для малоимущих граждан.
Для оформления и получения всех видов и форм социальной помощи мать-одиночка должна выполнить три условия: официально подтвердить особый статус, доказать неудовлетворительное материальное положение для признания семьи малоимущей, обратиться в службу социальной защиты.
На основании проведенного исследования во 2 главе позволило внести ряд предложений по совершенствованию социальной помощи матерям-одиночкам:
- в научный и практический оборот следует ввести правовую категорию «социальные выплаты» для использования в качестве одного из системообразующих начал при кодификации законодательства о социальном обеспечении, также следует разграничить и определить видовую принадлежность каждой социальной выплаты;
- необходимо создать правовое поле для активизации социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Требуется должное правовое регулирование предоставления социальных услуг семье с детьми;
- меры государственной социальной помощи, направленные на борьбу с бедностью матерей-одиночек, должны быть специфичны. Матерям-одиночкам в первую очередь необходимо предоставить доступ к социальным услугам, направленным на выведение семьи из трудной жизненной ситуации, переход на самообеспечение путем трудоустройства или развития семейного предпринимательства;
- также в отношении к матерям-одиночкам актуальны предписания
ст. 256 Трудового кодекса РФ, которую можно применить к вышеобозначенной категории граждан - добавив в норму пункт второй: «Неработающей женщине, являющейся матерью-одиночкой засчитывать в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости) воспитание и уход за ребенком до трех лет»;
- кроме того, в России осуществляется работа под принятием Социального кодекса, в котором необходимо важным обобщить все положения в законодательстве Российской Федерации о социальной помощи различным категориям граждан, в том числе и матерям-одиночкам, проживающим на территории Российской Федерации, которым положены какие-либо льготы и пособия.
Подведя итоги, можно сказать, что особую группу нуждающихся в защите представляют одинокие матери. При организации социальной помощи одиноким матерям необходимо учитывать не только их материальные трудности, но прежде всего их духовно-личностные переживания, психологические и педагогические проблемы. Социальная помощь данной категории должна оказываться в зависимости от нужд одиноких матерей, то есть адресно.


1 Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.
2 Семейный кодекс Российской Федерации [от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
3 Трудовой кодекс Российской Федерации» [от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
4 О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон [от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
5 Об общественной палате Российской Федерации: федер. закон [от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ (ред. от 28.12.2016)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
6 Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон [от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (ред. от 27.12.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из
справ.-правовой системы ГАРАНТ.
7 Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг: федер. закон [от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018)] -
[Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
8 Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон [от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
9 О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: федер. закон [от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ (ред. от 27.12.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
10 Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: приказ министерства труда РФ [от 23.12.2009 г. № 1012н (ред. от 24.09.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
11 Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка: приказ министерства труда РФ [от 29.12.2017 г. № 889н] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
12 О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних: постанов. Пленума Верховного Суда РФ [от 28.01.2014 г. № 1] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
13 О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: закон РМ [от 28.12.2004 № 102-З (ред. от 20.11.2012)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
14 О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на
территории Республики Мордовия: закон РМ [от 18.10.2011 № 66-З
(ред. от 28.12.2016)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
15 О мерах социальной поддержки членов семей граждан, имеющих заслуги перед Отечеством, многодетных и особо нуждающихся семей: указ главы РМ [от 30.06.2011 г. № 134-УГ (ред. от 18.12.2017)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
16 О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: постанов. Правительства РМ [от 28.12.2004 г. № 478 (ред. от 01.02.2019)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
17 О порядке предоставления компенсации части платы, взимаемой с родителей за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Республики Мордовия: постанов. Правительства РМ [от 18.05.2009 г. № 204 (ред. от 01.02.2019)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
18 Об утверждении Порядка выплаты единовременного денежного пособия членам семей граждан, имеющих заслуги перед Отечеством, многодетным и особо нуждающимся семьям: постанов. Правительства РМ [от 15.08.2011 г. № 316 (ред. от 29.11.2017)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
19 О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на
территории Республики Мордовия: постанов. Правительства РМ [от
02.04.2012 г. № 106 (ред. от 29.11.2017)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
20 Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта: постанов. Правительства Республики Мордовия [от 30.12.2014 г. № 589] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
21 Абушаева Т. А., Рыженкова М. Н. Поддержка и социальная защита матерей-одиночек / Т. А. Абушаева и др. // Вестник научных конференций. -
2016. - № 11-5 (15). - С. 10-12.
22 Афоняева К. Д., Толочанова А. П., Юхмина Е. А. Проблемы и опыт социальной поддержки одиноких матерей / К. Д. Афоняева и др. // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей Сборник статей участников Международной научно-практической конференции V Уральского вернисажа науки и бизнеса. - 2018. - С. 50-54.
23 Беседкина Н. И. Государственная защита материнства, детства и семьи / Н. И. Беседкина // Образование и право. - 2012. - № 3 (31). -
С. 64-70.
24 Бобылева В. В. Особенности формирования образа матери-одиночки
в средствах массовой информации / В. В. Бобылева // Одинокие матери в России. В чем проблема? Теоретические подходы и прикладные исследования : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. -
С. 5-11.
25 Гнездова Ю. В. Необходимость организации социального пиара в России / Ю. В. Гнездова // Проблемы современной науки и инновации. -
2017. - № 5. - С. 48-55.
26 Грухин Ю. А., Дроздова Е. К., Степовая В. А. К вопросу о социальной помощи матерям-одиночкам / Ю. А. Грухин и др. // Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества. - 2015. - № 6. - С. 135-137.
27 Данилова С. С. Одинокое материнство в общественном мнении / С. С. Данилова // Социологические исследования. - 2009. - № 5 (301). - С. 138-141.
28 Кабайкина О. В., Сущенко О. А. Трансформация роли женщины в современном обществе / О. В. Кабайкина и др. // Социологические исследования. - 2017. - № 3. - С. 140-155.
29 Качанова М. Г. Проблемы правового регулирования социальной поддержки матерей-одиночек в Российской Федерации / М. Г. Качанова // Наука и инновации XXI века материалы III Всероссийской конференции молодых ученых. - 2016. - С. 80-82.
30 Киблицкая М. В. Исповеди одиноких матерей / М. В. Киблицкая // «Гелиос АРВ». - 2016. - № 2. - С. 52-56.
31 Лавринович К. И. Общественные советы при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах как субъекты общественного контроля в правовом государстве / К. И. Лавринович // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: труды кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - С. 85-97.
32 Макеева А. А., Кузнецова Т. И. Материнская семья как объект социальной работы / А. А. Макеева и др. // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе материалы IV международной заочной научно-практической конференции. - 2016. - С. 65-68.
33 Нарутто С. В. Семья как конституционная ценность / С. В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 5 (78). - С. 21-30.
34 Нижник Н. С., Меньшикова Н. С. Государственные органы и институты гражданского общества: формирование модели партнерских взаимоотношений по реализации правоохранительной функции российского государства / Н. С. Нижник и др. // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2 (36). - С. 62-66.
35 Нижник Н. С., Меньшикова Н. С. Полиция и гражданское общество в России : учебник / Н. С. Нижник и др. - М . : СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 200 с.
36 Нудненко Л. А. Общественный контроль за деятельностью полиции в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности / Л. А. Нудненко // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2017. - № 2. - С. 31-36.
37 Рогозин Д. М. Трудные жизненные ситуации в представлениях старшего поколения россиян / Д. М. Рогозин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № 5 (117). - С. 32-51.
38 Скворцова Н. Е., Лянник В. А., Ельская С. Н. Эволюция государственной политики в сфере охраны материнства и детства / Н. Е. Скворцова и др. // Университетская клиника. - 2017. - № 3-1 (24). - С. 192-199.
39 Федорова С. А. Социальные проблемы и социальная защита матерей
одиночек в РФ / С. А. Федорова // Молодёжная научная весна - 2015 : материалы XLII Научно-практической конференции молодых исследователей Забайкальского государственного университета. - 2015. - С. 15-19.
40 Шалтанис М. В., Байгутлина А. Г. Социальная защита матери и ребенка в Российской Федерации / М. В. Шалтанис и др. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. - № 2. - С. 50-54.
41 Решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 22.12.2014 г. по делу № 2-871/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
42 Решение Октябрьского районного суда г. Саранска от 2.05.2017 г. по делу № 2-854/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
43 В России возросло количество неполных семей // Аргументы и факты, 2018. URL:http://www.aif.ru/society/275108(дата обращения 25.02.2019)
44 Социальная защита населения / Режим доступа:
http://ce№ter-yf.ru/data/(дата обращения 25.02.2019).
45 Число неполных семей в России выросло до 6,2 млн., из них
5,6 млн. - с матерями-одиночками // Газета.ги 26.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/social/Koews/2012/04/26/Ko_2314345.shtml
(дата обращения: 25.02.2019).
46 Статистика//Центр временного пребывания для мам с детьми
«Теплый дом». URL: http: //premiagi .ru/i№itiative/639
(дата обращения 25.02.2019)
47 Официальный сайт Министерства социальной защиты, труда и
занятости населения Республики Мордовия.
URL: http: //www.e-mordovia.ru/go sudarstve№aya-vlast-rm/(дата обращения:
11.03.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ