Введение 3
1 Теоретико-методологический анализ субъективного благополучия в
психологии 7
1.1 Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия
личности в психологии 7
1.2 Структурные компоненты субъективного благополучия 13
1.3 Основные детерминанты субъективного благополучия 21
2 Теоретический анализ феномена одиночества личности в психологической
науке 28
2.1 Общие представления о понятии одиночества 28
2.2 Теоретические модели одиночества 31
2.3 Типы одиночества 44
3 Эмпирическое исследование связи субъективного благополучия и
одиночества у студентов 49
3.1 Организация и ход исследования 49
3.2 Результаты эмпирического исследования 53
3.3 Интерпретация данных, полученных в результате исследования
субъективного благополучия 55
3.4 Интерпретация данных, полученных в результате исследования
субъективного ощущения одиночества 60
3.5 Анализ корреляции субъективного благополучия и ощущения
одиночества 66
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение
Данная работа посвящена теоретическому и эмпирическому изучению связи субъективного благополучия и одиночества у студентов.
Одиночество считается значительной проблемой в студенчестве. Объяснить это можно тем, что с окончанием школы, когда молодёжь входит в новый период жизни, где сама жизнь ощущается по-другому, появляются новые задачи и проблемы, решение которых требует самостоятельности, а также важными становятся вопросы самоактуализации и реализации жизненных планов. После завершения обучения в среднем учебном заведении меняется социальный статус молодых людей, а также характер социальных и личных отношений.
На сегодняшний день жизнедеятельности современных людей, а также и студентов, такое понятие как одиночество рассматривается не только в негативном ключе, но и с позиции позитивного функционирования, например как возможность заняться самоанализом, размышлением о смысложизненных вопросах, а также развития личностных качеств и свойств, вследствие чего - построение более осознанных поведенческих стратегий, а также принятие данного состояния как ресурсного для человека (Ж.-М. Кинодо, Э. Кляйненберг, О. Красникова, В. Леви, Д. А. Леонтьев, Н. В. Хамитов, В. Э. Фромм, К. П. Эстес). В связи с этим возникает вопрос, может ли человек, переживающий состояние психологического одиночества, считать себя благополучным?
Субъективное благополучие считается одой из важнейших и интереснейших проблем психологии личности, по мнению ряда авторов, а именно: Т. О. Гордеевой, Т. Ю. Ивановой, С. С. Кузнецовой, Л. В. Куликовой, Е. А. Осина, С. С. Кузнецова, Д. Д. Сучкова, Р. М. Шамионова. Данная проблема является актуальной, в частности, и в юношеском возрасте, как утверждает Н. В. Хамитов, В. С. Мухина, в период студенчества.
Благополучие студентов представляет собой осуществление личностной самоактуализации и жизненной реализации.
В последние десятилетия проблема субъективного благополучия всё чаще становится актуальной в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Это вызвано необходимостью выявления, изучения и оценки факторов, влияющих на субъективное благополучие личности.
Выбор студентов в качестве участников исследования достоин отдельного внимания: на данном этапе развития российского общества является важным выделение чётких социально-психологических характеристик молодёжи как наиболее активной части общества, переживающей период становления психосоциальной зрелости, экономической самостоятельности, этап нахождения своего места в социальной структуре общества. Современные тенденции развития общества требуют от молодого поколения овладения всё более широким спектром знаний, умений, навыков, компетенций, способствующих успешной социализации. Безусловно, изучение субъективного благополучия молодёжи вполне актуально, своевременно и вызывает научный интерес.
Актуальность исследования подтверждается и тем, что на данный момент очевидна необходимость анализа природы и сущности одиночества как особого состояния личности, специфики его переживания и выявление связи с благополучием личности (Е. Я. Грановская, Е. Н. Заворотных, С. Г. Корчагина, Е. В. Неумоева, Л. Э. Пепло, Д. Перлман).
Объект исследования (теоретический) - субъективное благополучие и одиночество.
Объект исследования (эмпирический) - студенты Дальневосточного федерального университета
Предмет исследования: связь субъективного благополучия и одиночества у студентов.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 56 студентов 4 курсов в возрасте 21-22 лет, из них 28 студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» (24 девушки и 4 юноши) и 28 студентов направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (20 девушек и 8 юношей) Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток).
Цель исследования: изучить связь субъективного благополучия и одиночества у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между субъективным
благополучием и одиночеством.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме субъективного благополучия.
2. Проанализировать психологические особенности психологического феномена одиночества.
3. Подобрать методики для изучения связи субъективного благополучия и одиночества.
4. Экспериментально исследовать субъективное благополучие и одиночество подобранными методиками.
5. Описать результаты эмпирического исследования субъективного благополучия и одиночества у студентов ШИГН Дальневосточного федерального университета.
Теоретико-методологическую основу исследования выпускной квалификационной работы составили:
- Основные подходы к пониманию природы субъективного благополучия Т. О. Гордеевой, Т. Ю. Ивановой, С. С. Кузнецовой, Л. В. Куликовой, Е.А. Осина, Д. Д. Сучкова, Р. М. Шамионова.
- Теории и концепции понимания феномена одиночества Е. Я. Грановской, Е. Н. Заворотных, С. Г. Корчагиной, Е. В. Неумоевой, Л. Э. Пепло, Д. Перлмана.
- Теоретико-методические представления А. Лэнгле, К. Орглера, Д. Рассела, М. Фергюсона, С. Г. Корчагиной.
Методическая основа исследования:
Методы исследования: теоретические, эмпирические, статистические.
Методики исследования:
- Шкала субъективного благополучия;
- Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;
- Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер;
- Опросник для определения уровня и вида одиночества (С.Г. Корчагина).
В качестве методов математической статистики использовались критерии:
- критерий согласия Пирсона %2;
- t-критерий Стьюдента;
- ранговой корреляции Спирмена.
Научная новизна: Получены новые данные, дающие расширенные представления о характере связи субъективного благополучия и одиночества личности в выборке студентов ШИГН ДВФУ.
Теоретическая значимость работы: проведено теоретическое
исследование, которое позвонило обобщить достаточное количество научных исследований в области исследования субъективного благополучия и одиночества личности студента. Были расширены знания о возможности исследования данной проблемы на определённой социальной группе.
Практическая значимость работы: Полученные в результате
проведённого исследования данные могут быть учтены при планировании психологической и воспитательной работы со студентами вуза.
В первую очередь, в данной работе рассмотрено такое понятие, как «субъективное благополучие». Так как у данного понятия нет единого определения, то чаще всего его трактуют как «широкую категорию феноменов, заключающихся в эмоциональной реакции людей, их удовлетворенности отдельными сферами жизни, а также в их суждениях о качестве жизни в целом». Субъективное благополучие определяется целым комплексом взаимосвязанных факторов. Авторы выделяют следующие уровни субъективного благополучия: материальный, духовный, личностный,
социальный, профессиональный, физический (соматический) и
психологический.
При рассмотрении понятия одиночества было установлено, что оно понимается как субъективное внутреннее сугубо индивидуальное переживание, характеризующееся полной погруженности в самого себя, которое охватывает всю личность целиком, отражается на всех уровнях ее взаимодействия с окружающим миром. В данной работе мы рассмотрели понятие одиночества в контексте позитивного функционирования личности и определили его положительные аспекты.
Исходя из теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, была выдвинута следующая гипотеза: существует корреляция между субъективным благополучием и одиночеством. Для опровержения или подтверждения этой гипотезы было проведено экспериментальное исследование на базе Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета г. Владивостока, направленное на изучение связи между субъективным благополучием и одиночеством. Для исследования использованы следующие методики: Шкала субъективного благополучия, которая предназначена для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия или эмоционального комфорта, шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер, измеряющая экзистенциальную исполненность, ее субъективное ощущение испытуемыми, методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, диагностирующая уровень субъективного ощущения одиночества и опросник для определения уровня и вида одиночества С.Г. Корчагиной.
В результате анализа полученных в ходе исследования данных было обнаружено, что ведущей шкалой по методике «Шкала субъективного благополучия» является «Умеренный эмоциональный комфорт», а данные по шкале экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер показали, что у студентов преобладает средний уровень выраженности показателя экзистенциальности. По методике на измерение субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона было выявлено, что у студентов преобладает низкий уровень одиночества, а опросник для определения уровня и вида одиночества С.Г. Корчагиной подтвердил данный результат, выявив неглубокий уровень выраженности одиночества у испытуемых. Так же, с помощью данной методики было обнаружено, что студенты испытывают в основном отчуждающий вид одиночества. Затем с помощью методов математической статистики изучено, какова связь между такими явлениями как субъективное благополучие и одиночество.
В связи с этим нами был сделан вывод о том, что гипотеза о существовании корреляция между субъективным благополучием и одиночеством в ходе эмпирического исследования нашла свое подтверждение. Результаты данного подтверждения могут свидетельствовать о том, что у респондентов данной выборки есть связь между тем, как они осознают и оценивают своё благополучие в плане его комфортности / некомфортности жизни, а также их субъективного ощущения одиночества. Для части выборки одиночество становится тяжким бременем, ухудшающим качество их жизни, ощущения комфортности проживания. Для других же углубление в управляемое одиночество, уединение, становится важным фактором улучшения собственного ощущения комфортности жизни, что, вероятно, имеет причиной более осознанное понимание себя, проявления своих личностных сфер (потребностно-мотивационной, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой).
Таким образом, цель исследования - изучить связь субъективного благополучия и одиночества у студентов - достигнута; задачи реализованы.
Полученные в данном исследовании результаты необходимо учитывать при дальнейшей разработке психоконсультативных и психокоррекционных мероприятий для работы с клиентами возраста поздней юности в современной образовательной системе, ввиду актуализации необходимости глубокого понимания внутренних процессов, происходящих с личностью, испытывающей состояние одиночества, если можно констатировать у юноши или девушки нарушение общего фона субъективного благополучия с тенденцией к негативным ощущениям и переживаниям. Результаты данного исследования, в свою очередь, могут стать базой для успешной разработки программ по организации коррекционных мероприятий для оказания более квалифицированной помощи. Таким образом, результаты квалификационной работы делают актуальными будущие исследования в области связи субъективного благополучия и одиночества личности. Поэтому, для более качественного оказания психологической помощи, проведения психокоррекции и снижения негативных влияний на личность потенциального клиента ситуации одиночества, необходимо более тщательное дальнейшее изучение теоретического и практического материала по данной проблеме и анализ конкретных программ по практической работе в контексте данной проблематики.
Данная информация важна для психологов, работающих в сфере личностного консультирования. Полученные результаты также могут быть использованы при разработке научных и методических рекомендаций для психологов, конфликтологов, преподавателей и социальных работников.
1. Аргайл, М. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
2. Бауман, З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - 324 с.
3. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор
толерантности [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. К. Бахарева; дальневосточный государственный университет путей сообщения. - Хабаровск, 2004. URL:
http://www.dissercat.com/content/subektivnoeblagopoluchie-kak- sistemoobrazuyushchii-faktor-tolerantnosti (дата обращения: 01.04.18).
4. Белашева, И.В. Эмоциональная компетентность и психологическая устойчивость личности студентов вуза // МНКО. - 2015.№2 (51) С.284-287.
5. Белоус, Е. И. Психология духовности: монография. - Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2014. - 474 с.
6. Белоус, Е. И. Одиночество и развитие личности / Личность в экстремальных и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей научно¬практической конференции с международным участием / Под ред. Р. В. Кадырова. - Владивосток: Владивостокский государственный медицинский университет, 2012. - С. 9-16.
7. Бельски, М. Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнью русскоязычных пожилых эмигрантов: на примере Германии: дис.канд. психол. наук. - СПб., 2010. - 212 с.
8. Бенко, Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2015. №2. - С.5-13.
9. Бочарова, Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: дис., канд. психол. наук: 19.00.05. - Саратов, 2005. -160 с.
10. Бубер, М. Два образа веры. - М.: АСТ, 1999. - 590 с.
11. Бубер, М. Проблема человека: Пер. с нем. - К.: Ника-Центр, 1998. - 96 с.
12. Бубер М. Я и Ты : [Пер. с нем.] / Мартин Бубер; [Послесл. П. С. Гуревича]. - М. : Высш. шк., 1993. - 173,[2] с. : ил.; 21 см. - (Библиотека философа).
13. Вишневский, Я. Л. Одиночество в сети. - М.: Азбука-классика, 2008. - 400 с.
14. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: пер. с англ. - М.: АСТ Москва, Владимир: ВКТ, 2010. - 478 с.
15. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллек. Почему он может значить больше, чем IQ: пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 560 с.
16. Грановская, А.Я. Переживания одиночества личностью в супружеской жизни: автореф. дис. канд. психол. наук. - Киев, 2012. - 23 с.
17. Джидарьян, И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование //Сознание личности в кризисном обществе. /Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: Институт психологии РАН, 1995. - С. 76- 94.
18. Джумагельдинов, М. Н. Теории одиночества: критический анализ альтернативных моделей. // Вестник Карагандинского государственного университета. - Серия «Философия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://articlekz.com/article/4647 (дата обращения: 29.05.2018)
19. Душков, Б.А. География и психология. Подход к проблемам / Б.А. Душков,
- М, "Мысль", 2007. - 367с.
20. Карапетян, Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 1 (123).
- С. 171-18.
21. Квеско, Р.Б., Пищулина Е.С. Дискрипция одиночества как феномена бытия
человека // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса, 25-28 августа 2009 г. Т.111. - Новосибирск:
Параллель, 2009. - С.73-74.
22. Кинодо, Ж.-М. Приручение одиночества: Сепарационная тревога в психоанализе. - М.: ЛитРес, 2008. - 290 с.
23. Кляйненберг, Э. Жизнь соло. Новая социальная реальность. - М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 284 с.
24. Косицкий И.Г. Инфаркт от одиночества // Демографы думают, спорят,
советуют. - М.: Финансы и статистика, 1981. - С. 108-113.
25. Косицкий И.Г. Инфаркт от одиночества // Демографы думают, спорят,
советуют. - М.: Финансы и статистика, 1981. - С. 108-113; Джумагельдинов, М. Н. Теории одиночества: критический анализ альтернативных моделей. // Вестник Карагандинского государственного университета. - Серия «Философия». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://articlekz.com/article/4647 (дата обращения: 29.05.2018).
26. Корчагина, С. Г.Психология одиночества : учебное пособие. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2008. - 228 с.
27. Красникова, О. Одиночество. М.: Изд-во «Никея», 2015. - 208 с.
28. Краснопольская, Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1 С.150-154.
29. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика / Ред. В. Ю. Большаков. - СПб., Изд-во С.- Петербургского ун-та. - 2000. - С. 476-510.
30. Куликов, Л. В. Субъективное благополучие личности // Ананьевские чтения, 1997. - С. 162-164.
31. Леви, В. Одинокий друг одиноких. - СПб.: Изд-во «Книжный клуб 36,6», 2012. - 352 с.
32. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003. - 486 с.
33. Локк, М. Диагноз: одиночество. - М.: Азбука-Классика, 2014. - 66 с.
34. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учеб. пособие. - М.: вузовский учебник, 2013. - 352 с. - Серия «Вузовский учебник».
35. Маркес, Г. Г. Сто лет одиночества. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2016. - 480 с.
36. Некрасов, В.В. Основные подходы к изучению субъективного
благополучия в отечественной и зарубежной литературе / В.В.
Некрасов, С.В. Сушков // Вестник университета. - 2014. - № 5. - С. 231-237.
37. Пергаменщик, Л.А., Лепешинский Н.Н. Опросник "Шкалы психологического благополучия" К. Рифф: процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика. - 2007. №3. - C. 73-97.
38. Перлман, Д., Пепло, Д. Э. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
39. Прохоров, О.А. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.
40. Роджерс, К. Клиентцентрированная терапия: пер. с англ. - М.: РЕФЛ-БУК; Киев: Ваклер, 1997. - 320 с.
41. Садлер У. А., Джонсон Т. Б. От одиночества - к аномии. // Лабиринты одиночества. - М.: «Прогресс», 1989. - С. 21-51.
42. Сидоренко, Е.В. - Методы математической обработки в психологии: Учебное пособие. - СПб: Речь.2007. - 25 с.
43. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. /Шкала субъективного благополучия / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 467-470 с.
44. Франкл, В. Доктор и душа. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 287 с.
45. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Корвет, 2016. - 50 с.
46. Фромм, Э. Бегство от свободы. - 2-е изд. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - 253 с.
47. Хамитов, Н. В. Одиночество мужское и женское. Опыт вживания в проблему. - М.: АСТ, Торсинг, 2004. - 448 с.
48. Хамитов, Н. Философия и психология пола. - К.: Ника - Центр, 2002. - 224 с.
49. Шамионов, Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. - Саратов: Изд-во Сарат, 2008. - 296 с.
50. Шамионов, Р. М. О некоторых преобразованиях субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации / Р.М. Шамионов // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 237-249.
51. Шапарь, В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 432 с.
52. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - N 3. - 95-129 с.
53. Экзистенциальный анализ. №1. Бюллетень, - Москва, 2009. - С. 141-170.
54. Эстес, К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. / Перев. с англ. - М.: ООО Издат. дом «София», 2017. - 448с.
55. Diener, E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - №95. - P. 542-575.
56. Giovanini, E., Hall J., Morrone A., Rannuzi G. A framework to measure the progress of societies, OECD Working Paper, 2009.