Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация рекламного плаката в России в первые тридцать лет XX века

Работа №73953

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ 11
1.1. Определение «культурных парадигм» 11
1.2. Объект и предмет исследования 13
1.3. Описание методологического подхода 15
1.4. Предпосылки применения методологического подхода к исследуемому
предмету 18
2. ДОАВАНГАРДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА 19
2.1. Истоки рекламного плаката в Европе 19
2.2 Лубочные картинки - прародители русского рекламного плаката 22
2.3 Доавангардный рекламный плакат 24
2.4 Дореволюционный авангардный рекламный (агитационный) плакат в
России периода Первой мировой войны как пример сосуществования двух культурных парадигм 31
3. АВАНГАРДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА 36
3.1 Предпосылки к возникновению авангардного рекламного плаката в
России 36
3.2 Послереволюционный авангардный рекламный плакат 42
4. ПОСТАВАНГАРДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА 45
4.1 «От изображения - к конструкции» .45
4.2 Возвращение дореволюционных стилистических решений в рекламный
плакат в конце первого тридцатилетия XX века 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список литературы 55
ПРИЛОЖЕНИЯ


1. Актуальность темы для науки и практики.
Одним из основных свойств культуры является её подвижное состояние. Постоянное изменение, замещение, исчезновение и создание культурных форм и смыслов приводит к сменам культурных парадигм, которые представляют огромный интерес со стороны исследователей границ культуры, пограничности, культурных маргиналий. В связи с постоянными изменениями культуры возникает необходимость не только в определении границ культурных изменений, течения форм, смыслов и кодов, но и в описании, структурировании закономерностей выстраивания культурной системы. В частности, это касается русской культуры. Встает вопрос об определении актуального поля культуры, процессах «забывания» и «припоминания» определенных ее аспектов.
Говоря о пограничности культуры и процессов, связанных с этими изменениями, многие исследователи изучали трансформации культуры с помощью темпоральной логики. Данная магистерской диссертации связана с подтверждением новой методологии и терминологии «зон культурного отчуждения», которые возникают на переводе от «актуального» культуры к «неактуальному», где акцент делается на моменты «слома» культуры.
Актуальность данного исследования заключается в повышенном интересе к искусству XX века и трансформации культурных парадигм на фоне общих социокультурных изменений в жизни современной России. Искусству характерна двойственность: во-первых, как реагирующего на общественные изменения феномена культуры и, во-вторых, как самостоятельного произведения искусства. Вследствие этого искусство в периоды трансформации культуры по праву выступает в качестве главного показателя любых изменений. Плакатное искусство как сосредоточение
культурной мысли того времени является ярким примером трансформации культурной парадигмы начала XX века.
Таким образом, исследование в сфере трансформации культуры и искусства в частности представляется нам актуальным полем исследования.
2. Состояние разработки научной проблемы
Наши интересы в данной диссертации ограничиваются такими исследовательскими объектами: культурная парадигма, ее смена и трансформация, «слом» и пограничность культуры, «актуальное» культуры и процессы «деактуализации» и «реактуализации», искусство рекламного плаката и его периоды, в особенности авангардный. Таким образом, ограничение полей исследования привело нас к обращению к работам российских и европейских исследователей культуры и искусства XX века.
Впервые в активный научный оборот проблема смены парадигм введена Т. Куном. В своей работе «Структура научных революций» он называет научную революцию главным условием для смены парадигм. Говоря о парадигмах, Т.Кун понимает под ними научные парадигмы, но предложенные характеристики для описания парадигмальности как свойства и парадигм как носителей этих свойств могут быть применены для описания культурных изменений.
Ф. Де Соссюр и К. Леви-Стросс занимались поиском общих структур и повторяющихся моделей развития культуры на примере лингвистики и антропологии, что стало впоследствии фундаментом структурного подхода к изучению культур.
О месте искусства как моделирующей системе, его природе писал Ю.М. Лотман, называя искусство «возможностью пережить непережитое, вернуться назад, переиграть и переделать заново» . Если сводить это к теме нашей диссертации и рекламному плакату, который является отражением трансформации культурных парадигм, то Ю.М. Лотман затрагивает момент «реактуализации» искусства. Искусство лишь частично возвращается к исходным культурным кодам, при этом в виду исторических изменений перестраивается и видоизменяется.
Говоря о смене культурных парадигм, мы затрагиваем тему «границы» в культуре, «актуального» и процессов «деактуализации» и «реактуализации». Установлением проблемы границ занимался в свое время М.М.Бахтин, замечая, что «каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность» .
В магистерской диссертации были использованы наработки отечественных специалистов в вопросах «актуальности» и процессов «деактуализации» и «реактуализации» С.А.Троицкого, Е.А.Овчинниковой,
A. А.Троицкой, А.В.Малинова, изучающих «проблемы терминологической точности при изучении зон культурного отчуждения».
Вопросу смены культурных парадигм и «актуальному» в культуре уделяли внимание в своих работах Т.Б.Гуртуева, М.В.Козменко, В.Т.Шапко,
B. З.Паперный и В.В.Иванов.
Феномену русского и советского рекламного плаката посвящен труд
К.Вашика, написанный совместно с Н.И. Бабуриной и охватывающий период с середины XIX века до современных примеров плакатного искусства. Русским музеем выпущен сборник работ XX века. Большое значение для осмысления специфики рекламного плаката в историческом ключе имели работы таких специалистов, как А.А. Бобриков, Е.А.Петухова. О рекламе написаны многочисленные статьи и заметки современника всех культурных изменений XX века О.Брика.
Для авангардных течений важную составляющую играли не только сами произведения искусства, но и теоретические тексты и манифесты Теорию искусства писали сами художники-авангардисты: К.С.Малевич, В.И. Кандинский, И.М.Зданевич, М.Ф.Ларионов, М.В.Матюшин.
Большой вклад в исследование теории авангарда, уточнение проблематики, в частности о плакатном искусстве, внесли П.Бюргер, А.Д.Сарабьянов, Е.А.Бобринская, А.В.Крусанов.
3. Цель и задачи исследования.
Цель данного исследования может быть разделена на две составляющих:
- теоретическая касается объекта и предмета исследования и может быть сформулирована как изучение и описание трансформаций рекламного плаката в первое тридцатилетие XXвека;
- практическая цель заключается в применении в процессе исследования с целью апробации методологического подхода, предложенного для изучения зон культурного отчуждения.
В связи с этим больше всего нас интересуют моменты «перелома», где одни культурные коды полностью или частично заменяются другими.
В соответствии с поставленными целями выдвинуты следующие задачи:
• охарактеризовать основные изменения, произошедшие с плакатом в первые тридцать лет XX века;
• раскрыть основные закономерности и характеристики рекламного плаката, свойственные каждой культурной парадигме;
• проанализировать моменты «слома» культуры, связанные со сменой культурной парадигмы в начале XX века;
• апробировать на примере изменений рекламного плаката методологические позиции, используемые при изучении зон культурного отчуждения,
• подтвердить или опровергнуть закономерность стадий «актуализация - деактуализация - реактуализация» для феноменов культуры.
4. Объект и предмет исследования.
Основным объектом исследования в диссертации являются процессы трансформации культурных парадигм, а также последующие за ними моменты «слома» культуры. Именно эти «сломы» культуры породили проблемное поле, которое подлежит детальному изучению культурологов и ученых смежных специальностей. Мы исследуем процессы функционирования культуры в первое тридцатилетие XX века, на которое приходятся один из главных «сломов» русской культуры, и занимаемся поиском закономерностей в данных изменениях.
Предметом нашего исследования является рекламный плакат и его изменения, связанные с трансформацией культурной парадигмы XX века. Хронологические рамки исследуемого предмета ограничиваются 1897- 1932 годами, периодом становления и расцвета плакатного искусства. В 1897 году в России прошла первая выставка художественной афиши, где о плакате заговорили как о художественном искусстве. В течение этого времени происходит две смены культурных парадигм, которые находят отражение в рекламном плакате. Граница нашего исследования - 1932 год, ЦК ВКП (б) принимает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», где запрещает все самостоятельные художественные организации, утвердив при этом Союз Художников с единственным «разрешенным» художественным направлением - соцреализмом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культуру начала XX века можно охарактеризовать как время культурных «сломов», которые сыграли огромную роль в дальнейшем развитии культуры России. Смена культурных парадигм отразилась на искусстве плаката. В рамках исследуемых доавангардной, авангардной и поставангардной парадигм нами было рассмотрено становление и развитие рекламного плаката как вида искусства. Мы выявили, что плакат, как самый оперативно реагирующий на изменения и массовый по охвату вид искусства, стал отражением изменений во всех сферах жизни общества. Нами рассмотрена трансформация плаката от лубочных картинок до художественных афиш, от плакатов в неорусском стиле до плакатов конструктивизма.
При анализе трансформации рекламного плаката была достигнута практическая цель магистерской диссертации: в процессе исследования был апробирован методологический подход, предложенный для изучения зон культурного отчуждения.
Проанализировав трансформации в плакатном искусстве в моменты «перелома» культуры, мы вывели ряд критериев для исследования культурных парадигм. Критериями изменения рекламного плаката, характерных для смены культурных парадигм, будем считать следующее:
- необходимость, основание для создания рекламного плаката;
- характеристика исходного сообщения (заказчик рекламного плаката);
- задачи, необходимые решить при использовании рекламного плаката;
- целевая аудитория и ее принадлежность к социальной группе;
- контекстуальные цели (скрытые идеологические цели и задачи);
- концептуальное композиционное и эстетическое решение идеи;
- изобразительные средства.
С помощью данных критериев мы выявили основные черты изменений культурных парадигм, представленных в диссертационной работе, данные изменения приведены в таблице. Выстроенные нами критерии мы можем
рассматривать как «картографирование изменений» культуры, которые позволяют выявлять тенденции при изучении других культурных феноменов.
Представленная таблица отображает основные изменения, произошедшие с плакатом в первые тридцать лет XX века. Характеристики доавангардной и поставангардной парадигм практически совпадают, что позволяет сделать вывод о закономерности стадий развития культуры «актуализация - деактуализация - реактуализация» на примере изменения рекламного плаката в первое тридцатилетие XX века.
Мы можем сделать вывод, что на примере изменений рекламного плаката мы апробировали методологические позиции, используемые при изучении зон культурного отчуждения.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения подтвержденных методологических позиций в анализе трансформаций в различных сферах культуры.
В дальнейшей проработке нуждается объект исследования - рекламный плакат как «транслятор» изменений культурных парадигм. Кроме этого, дальнейшее внимание следует уделить апробации методологических позиций, использованных в данной дипломной работе.



1. Design is history. Lucian Bernhard [Электронный ресурс] / http://www.designishistory.com/1920/lucian-bernhard/ [10.04.2016]
2. Алпатов М, Алленов М, А.Баранов и др. Этюды об изобразительном искусстве: Книга для учащихся / М.Алпатов, М.Алленов, А.Баранов и др.; Сост. Н.И.Платонов, В.Ф.Тарасов. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.: ил. - ISBN 5-09-003311-0.
3. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А.Бердяев. - М: АСТ, 2007. 448 с.
4. Бобриков А.А. Большая женщина сталинской эпохи [Электронный ресурс] / А.А. Бобриков // Art 1. Visual daily. - СПб.:АКТ-1 - . - Режим доступа: http://art1.ru/art/bolshaya-zhenshhina-stalinskoj-epoxi-epizod-1/ , свободный. - Загл. с экрана.
5. Бобринская Е.А. Жест в поэтике раннего русского авангарда / Е.А.Бобринская // Сб. материалов научной конференции Хармс- фестиваля 4 в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998, с. 49-62.
6. Боровский Д.А. Плакат модерна. На материале музейных собраний [Электронный ресурс] / Д.А.Боровской // Режим доступа: http://www.raruss.ru/russe-moderne/3970-borovsky-poster-of-moderne.html, свободный. - Загл. с экрана.
7. Брик О. О рекламе / О.Брик. - М.: Ад Маргинем, 2014. - 96 с.
8. Бюргер П. Теория авангарда / П.Бюргер. - М/V-A-C press, 2014. - 200 с.
9. Вашик К., Бабурина Н. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века // К.Вашик, Н.Бабурина. - М.: Прогресс - Традиция, 2004. - 415 с.
10. Голдберг Р Искусство перфоманса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг. - М.: Ад Маргинем, 2014. - 320 с.
11. Гуртуева Т.Б. О смене культурных парадигм западного и русского постмодерна [Электронный ресурс] / Гуртуева Т.Б // Акутуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №9-2. - . - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-smene-kulturnyh-
paradigm-zapadnogo-i-russkogo-postmoderna , свободный. - Загл. с экрана.
12. Гурьянова Н. Военные графические циклы Н.Гончаровой и □.Розановой / Н.Гурьянова // Панорама искусств 12. Сборник статей. Сост. М.Зиновьев. - М.: Советский художник, 1989. - 416 с. - ил. ISBN 5-269-00261-2
13. Захарова М.Е. Лубок как явление российской массовой культуры XIX века [Электронный ресурс] / М.Е.Захарова // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - 2012. - №27. - С.634-637. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lubok-kak-yavlenie-rossiyskoy-massovoy- kultury-xix-veka , свободный. - Загл. с экрана.
14.Зданевич И., Ларионов М. Почему мы раскрашиваемся. - Ж. «Аргус». 1913. № 12. - 187 с.
15. Калиненко В.К. Граница в культуре и культура на границах [Электронный источник] // Журнал практической психологии и психоанализа / В.К Калиненоко. - М: Журнал практической психологии и психоанализа, 2008, №1. - . - Режим доступа: https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2833 , свободный. - Загл. с экрана.
16. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / В.В.Кандинский. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 240 с.
17. Козлов Д. «Клином красным бей белых». Геометрическая символика в искусстве авангарда [Электронный ресурс] / Д.Козлов. - СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. Режим доступа: http://artguide.com/posts/530-dmitrii-kozlov-klinom- krasnym-biei-bielykh-gieomietrichieskaia-simvolika-v-iskusstvie- avangharda-spb-izdatiel-stvo-ievropieiskog, свободный. - Загл. с экрана.
18. Козменко М.В. Ценностное представление культурной парадигмальности [Электронный ресурс] / М.В.Козменко // Система ценностей современного общества. - 2011. - №20. - С.153-157. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-predstavlenie- kulturnoy-paradigmalizatsii, свободный. - Загл. с экрана.
19. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И.Кононенко. - М.: ВЕЧЕ 2000, 2003. - 512 с.
20. Крусанов А.В. Русский авангард / А.В.Крусанов. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 1104 с.
21. Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями / Т.Кун. - М.: Прогресс,1977. - 151 с.
22. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия "Мир искусств") - СПб.: Академический проект , 2002. - C.274-293.
23. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия "Мир искусств") - СПб.: Академический проект , 2002. - C.322-339.
24. Малевич К.С. Черный квадрат / К.С Малевич. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2013. - 288 с.
25. Маяковский В.В. Штатская шрапнель: вравшим кистью // В.В. Маяковский / Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961
26. Мысль. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 150 с. (Журнал
Петербургского философского общества. Вып. 12). [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://philosophy.spbu.ru/userfiles/library/Thought/Thought-12.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
27. Овчинникова Е.А. Этика и идеология: Сценарии взаимодействия в русской культуре (XVIII - первая половина XIX века) / Е.А.Овчинникова // Новое литературное обозрение. - 2015. - №133. - С.76-85.
28. Паперный В.З. Культура Два. — М.: Новое литературное обозрение, 2007 (Серия "Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»). 2-е изд., испр. доп., 407 с.
29. Петухова Е.А. Западноевропейский и американский плакат конца XIX века на первой Международной выставке художественных афиш в Санкт-Петербурге 1897 года // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. - СПб.: НП-Принт, 2014. С. 325-331.
30. Полевой В.М Малая история искусств. Искусство XX века. 1901-1945 / В.М.Полевой. - М.: Искусство,1991. - 303 с.
31. Ракитин В., Сарабьянов Д. Энциклопедия русского авангарда / В.Ракитин, Д.Сарабьянов. - М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2014. - 2068 с.
32. Рекламный плакат в России. 1900-1920-е / Альманах. Вып.275. - СПб.: Palace Editions, 2010. - 112 с.
33. Русский плакат. XX век. Шедевры - М.: «Контакт-Культура», 2000. - 176 с., 152 ил.
34. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. - М., Наследие, 2000. - 480 с.
35. Сарабьянов Д.В. «Бубновый валет» в русском авангарде / Ф. Балаховская, В. Круглов, Ж-К. Маркадэ, Г. Поспелов, Д. Сарабьянов— СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2004. — 352 с.
36. Терентьева А. Русский плакат прекрасной эпохи [Электронный
ресурс] / А.Терентьева // Наше наследие. - 2012. - №104. - С.170-185 Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10418.php,
свободный. - Загл. с экрана.
37. Три века русской метапоэтики. Легитимация дискурса. Антология. В 4 томах. Том 1. XVII-XIX вв. Барокко. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм / К.Штайн [и другие]. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. 2002, Т.4, С.728
38. Троицкая А.А. Актуализация и деактуализация искусствознания: опыт института истории искусств / А.А. Троицкая // Новое литературное обозрение. - 2015. - №133. - С.86-100
39. Троицкий С.А. Проблема терминологической точности при изучении зон культурного отчуждения / С.А. Троицкий // Новое литературное обозрение. - 2015. - №133. - С.66-75
40. Троицкий С.А. Философия русского авангарда. Общая характеристика / С.А.Троицкий // Журнал «Мысль». - СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 2012. (Журнал Петербургского философского общества, №12) С. 66-75.
41. Шапко В.Т. Феномен актуальной культуры [Электронный ресурс] / В.Т.Шапко // Социологические исследования. - 1997. - №10. - С.93-104 Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/18760748.html, свободный. - Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ