Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ЭКСПОНИРОВАНИЯ ОРУЖИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ ОТКРЫТОГО ХРАНЕНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ

Работа №73932

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Феномен экспонирования оружия на открытом воздухе
2. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск
связи: история музея и коллекции
3. Экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск
связи
Заключение
Список литературы и источников
Приложение

Экспонирование оружия на открытом воздухе является достаточно распространенной практикой в современных военно-исторических музеях. Памятники военной и инженерной мысли, свидетели славных побед предков органично смотрятся на территории музея. Они привлекают внимание посетителей, вызывают в них живой интерес к истории. При этом методика создания подобного рода экспозиций не разработана в полной мере. Не менее остро стоит вопрос обеспечения сохранности демонстрируемых музейных предметов как с точки зрения их защиты от воздействия окружающей среды, так и c точки зрения предотвращения различных актов вандализма. Эти задачи можно решить лишь путем выведения общих принципов для всех музеев. Данная работа посвящена рассмотрению обозначенной выше практики на примере экспозиции открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (далее в работе - ВИМАИВиВС).
На данный момент в отечественной и зарубежной литературе практически отсутствуют работы, направленные на рассмотрение феномена открытой экспозиции. Теоретическим аспектам создания экспозиций вооружения под открытым небом не уделяется должного внимания. В настоящие дни существует множество изданий, до статочно подробно освещающих историю, формирование коллекций и современную деятельность различных музеев военно-исторического профиля в России и за рубежом. Однако созданные в таких музеях экспозиции под открытым небом не освещаются в специальной литературе. Существующие в настоящее время путеводители по музеям имеют лишь описательный характер и также не несут полной информации, или же являются устаревшими. Обращаясь к работам, посвященным Военно - историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи, можно наблюдать аналогичную тенденцию. Множество трудов посвящено истории музея и формированию его коллекций, однако работы по экспозиции открытого хранения отсутствуют, несмотря на ее богатую историю и наличие уникальных орудий, расположенных во внутреннем дворе музея.
Таким образом, эта тема является актуальной, так как на данный момент фактически не существует научных трудов, посвященных как методике создания открытого хранения вооружения, так и конкретным примерам реализации данной практики в различных музеях. К тому же, это исследование имеет большое значение и с практической точки зрения. Не существует четких методических разработок относительно того как следует организовывать экспозиции данного типа. В то же время, такие экспозиции достаточно популярны в музеях военно-исторического профиля.
В качестве источников в исследовании привлекается литература, посвященная музеям Военно-исторического профиля и сайты музеев. При рассмотрении истории экспозиции открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи важным источником информации являются путеводители XIX - начала XX в. и архивные документы (рапорты о состоянии орудий возле здания арсенала и ведомости орудиям, стоящим во внутреннем дворе Кронверка). В процессе анализа формирования современной внешней экспозиции музея полезными являются сведения из ежегодных отчетов музея, где публикуется информация о новых поступлениях. Там же можно найти сведения о деятельности, направленной на сохранение демонстрируемых орудий и модернизацию экспозиционной площади.
Объект данного исследования - феномен экспонирования оружия под открытым небом. Предмет - экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Цель работы - выявление проблематики и возможных путей решения тех задач, встающих перед музеем, в котором осуществляется практика демонстрации вооружения под открытым небом. Исходя из поставленной цели, могут быть сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю демонстрации вооружения под открытым небом;
2. проанализировать отечественный и зарубежный опыт;
3. на примере ВИМАИВиВС подробно разобрать этапы формирования и создания экспозиции открытого хранения;
4. на основе полученных материалов выявить существующую проблематику и определить оптимальные методы ее решения.
Методы, использованные в работе, следующие:
1. метод сравнительного анализа;
2. метод исторического анализа;
3. формально-логический метод;
4. источниковедческий метод.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованных источников и литературы, и приложения. Первая глава посвящена истории рассматриваемого явления и опыту реализации экспозиций открытого хранения вооружения в военно-исторических музеях в России и за рубежом. Вторая глава касается истории и процесса формирования коллекций материальной части артиллерии, техники инженерных войск и войск связи ВИМАИВиВС. В третьей главе подробно рассматривается становление и современное со стояние экспозиции открытого хранения вооружения и военной техники в рассматриваемом нами музейном учреждении. В заключении представлены общие выводы и подведены итоги в соответствии с поставленными в рамках исследования целями и задачами. В приложении размещен иллюстративный материал, соответствующий содержанию исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экспонирование вооружения на открытом воздухе является распространенной практикой, особенно среди музеев военно-исторического профиля. При этом в различных музеях экспозиции такого типа реализуют по-разному. Как показывает проанализированный нами опыт некоторых музеев, нет четкого представления о том, как создавать внешние экспозиции, и нужны ли они вообще.
С одной стороны, они являются аттрактивными и позволяют увидеть крупногабаритную технику в боевом положении, что далеко не всегда возможно внутри музейного здания. Кроме того, такие экспозиции позволяют в некоторой степени сэкономить пространство в залах, что тоже немаловажно. В некоторых музеях, особенно размещенных в зданиях изначально не приспособленных под музей, возникает проблема, связанная с конструкцией дверных проемов - технику просто невозможно завести в помещение. Таким образом, некоторые музеи обращаются к этой практике по необходимости, а некоторые целенаправленно демонстрируют технику на открытых площадках, чтобы привлечь внимание зрителей.
С другой стороны, нельзя не сказать и о том вреде, который наносит экспонатам такой тип экспонирования. Воздействие окружающей среды и действия посетителей неизбежно ухудшают состояние техники. Требуется много усилий и затрат на то, чтобы сохранить выставленные на открытом воздухе образцы вооружения. Постоянны е реставрационные и консервационные работы, создание различных подставок под орудия, установка ограждений и размещение дополнительных постов охраны (что, кстати, во многих музеях осуществляется не всегда) - все это огромная цена, которую музей вынужден платить. К тому же, даже при соблюдении этих условий памятникам наносится значительный вред. Полностью уберечь музейный предмет от повреждений может лишь их демонстрация с соблюдением температурно-влажностного режима, колеблющегося в пределах допустимых норм. Установить такой режим на открытых экспозициях невозможно, хотя именно большие перепады температуры и влажности, прежде всего, сопутствуют порче экспонатов. Значительный ущерб наносят загрязнения и химические вещества, в большом объеме присутствующие в городском воздухе.
Казалось бы, универсальным решением данной проблемы является сооружение атриумов или ангаров, при создании которых будут учтены все нюансы экспонирования крупногабаритной техники. Однако, далеко не всегда и это возможно. Например, Кронверк Петропавловской крепости, где находится Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, является объектом культурного наследия федерального значения, что не позволяет проводить подобные строительные работы на его территории.
Рассмотренные нами вопросы и выявленная проблематика указывает на актуальность и необходимость дальнейших научных изысканий в данной области. Разработка методики на основе опыта различных музеев поспособствует приведению практики создания экспозиций открытого хранения к единому знаменателю и поможет обеспечить сохранность памятников инженерной мысли и реликвий прошлого.


1. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Ф. 21. Оп 92/1. Д. 13. 11 л.
2. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Ф. 22. Оп 92. Д. 102. 34 л.
3. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 27. Оп. 15. Д. 34. 2 л.
4. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 27. Оп. 15. Д. 36. 26 л.
5. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2006 г. СПб., 2007. 96 с.
6. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2008 г. СПб., 2009. 120 с.
7. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2010 г. СПб., 2011. 240 с.
8. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2011 г. СПб., 2012. 264 с.
9. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2012 г. СПб., 2013. 298 с.
10. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2013 г. СПб., 2014. 330 с.
11. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2014 г. СПб., 2015. 342 с.
12. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2015 г. СПб., 2016. 353 с.
13. Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2016 г. СПб., 2017. 309 с.
II. Книги и периодические издания:
14. Артиллерийский музей. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи / Под ред. Крылова В. М. СПб., 2001. 335 с.
15. Баженов С. В. Перенесение коллекций войсковых музеев в государственные хранилища (январь-май 1918 г.). // Сборник исследований и материалов Военно-исторического Ордена Красной Звезды музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выпуск V. Л., 1990 г. С. 196-211.
16. Бранденбург Н. Е. Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея. Часть I (XV-XVII ст.). СПб., 1977. 313 с.
17. Вышенков В. П., Маковская Л. К., Сидоренко Е. Г. Каталог материальной части отечественной артиллерии. Ленинград, 1961. 423 с.
18. Демидов Е. Танковая сокровищница под Москвой // Ориентир. № 10. М., 2003. С. 64-65.
19. Коробкин А, Белимов В. Оружие Великой Победы. Екатеринбург, 2012. 132 с.
20. Крылов В. М., Успенская С. В. Ефимов С. В. и др. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи: Путеводитель. СПб., 2008. 248 с.
21. Крылов В.М., Ефимов С.В., Маковская Л.К., Успенская С.В. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. История и коллекции. СПб., 2004. 256 с.
22. Крылов. В. М. Достопамятный зал - предшественник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Вехи истории // Военное прошлое государства Российского: утраченное и сохраненное. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию Достопамятного зала. Секция «Коллекции и собрания военно¬исторических музеев России» СПб. 2006., С. 3 - 5.
23. Кужелева Л.Н. Памятники Северной войны в Артиллерийском историческом музее. // Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. Л., 1959 г. С. 75-94.
24. Лебедянская А.П. Артиллерийский исторический музей. Исторический очерк (1703-1917). СПб., 2008. 112с.
25. Легейда А. В. Хранение военно-исторических памятников в Центральном музее Вооруженных сил РФ / Материалы Международного научно-культурного форума, посвященного 300- летию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. 8-12 сентября 2003 г. Секция «Сохранение памятников истории, культуры, науки и техники: хранение, исследование, экспонирование, реставрация и консервация. СПб., 2004. С. 13 - 20.
26. Маковская Л. К. Артиллерийский исторический музей. Первые
полвека в Кронверке. (1868-1917) // Война и оружие. Новые
исследования и материалы. Труды Четвертой Международной научно-практической конференции. Часть I. СПб., 2013. С. 21 - 70.
27. Немиров Н. Г. Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил СССР // Четвертый конгресс международной ассоциации музеев оружия и военной техники. Отчет. СПб., 1966. 112 с.
28. Печенкин Н. Описание орудий находящихся у Главного Артиллерийского управления. СПб, 1905. 16 с.
29. Родзевич В. Историческое описание Санкт-Петербургского арсенала. СПб., 1914. 626 с.
30. Савченко, И.Ф. Боевая техника и вооружение: Путеводитель. М., 1970. 33 с.
31. Струков Д. П. Путеводитель по Артиллерийскому историческому музею. СПб., 1912. 155 с.
32. Талызин И. Д. Описание артиллерийского зала достопамятных и недостопамятных предметов 1862 года. СПб, 2006. 104 с.
33. Федота В. Кубинка: Музей боевой техники и вооружения // Армейский сборник. № 9. М., 2002. С. 65 - 68.
34. Фуганов А.С. Артиллерийский исторический музей. Сбор трофеев и реликвий на фронтах Великой Отечественной войны // Война и оружие. Новые исследования и материалы. Вторая Международная научно-практическая конференция. Часть II. СПб., 2011. С. 478 - 493.
35. G. Pieken, M. Rogg. The Bundeswehr museum of military history: exhibition guide. Dresden, 2012. 192 c.
36. G. Pieken. Contents and Space: New Concept and New Building of the Militarhistorisches Museum of the Bundeswehr // Museum and Society. № 3. 2012. С. 163-173.
III. Электронные ресурсы:
37. YouTube URL:https://www.youtube.com/ (дата обращения:
30.04.2017).
38. Tripadvisor URL:https://www.tripadvisor.ru/ (дата обращения:
30.04.2017).
39. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. URL: http: //www. artillery-museum.ru(дата обращения: 30.04.2017).
40. Военно-исторический музей в Вене. URL:http://www.hgm.at/en.html(дата обращения: 30.04.2017).
41. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы. URL: http://dsmir.mos.ru/(дата обращения:30.04.2017).
42. Музей Армии в Париже. URL: http://www.musee-armee.fr/accueil.html(дата обращения 30.04.2017).
43. Музей бронетанкового вооружения и боевой техники в Кубинке. URL: http://www.mbtvt.ru(дата обращения:30.04.2017).
44. Музей военной техники «Боевая слава Урала». URL:http://
museum.elem.ru/ru/about museum/history/ (дата обращения:
01.03.2017)
45. Национальный военно-исторический музей Болгарии. URL:http://www.militarymuseum.bg/index.html(дата обращения: 30.04.2017).
46. Телеканал «Культура». URL:http://tvkultura.ru/(дата обращения: 30.04.2017).
47. Центральный музей вооруженных сил. URL:http://www.cmaf.ru(дата обращения: 30.04.2017).
48. Фотографии старого Санкт-Петербурга. URL:http://oldsp.ru/old/photo/latest(дата обращения: 30.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ