АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования 14
1. Психолого-педагогическое понятие «усвоение» 14
2. Препятствия к усвоению учебного материала взрослыми 18
3. Особенности иностранного языка как учебного предмета 22
4. Психологические барьеры в усвоении иностранного языка 28
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования психологических барьеров в усвоении иностранного языка взрослыми (на примере английского языка) 35
1. Описание выборки исследования 37
2. Распределение респондентов по группам «успешный в усвоении иностранного языка» и «неуспешный в усвоении иностранного языка» 39
3. Методы и процедура исследования 41
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
1. Характеристика выборки исследования 48
2. Анализ групповых различий 51
1. Групповые различия по методике «Многофакторный
личностный опросник Кеттелла 16PF
2. Групповые различия по методике «Мотивация успеха и боязнь
неудач» А.А. Реана 56
3. Групповые различия по авторской методике «Когнитивные способности взрослых, изучающих иностранный язык» 57
3. Корреляционный анализ 60
4. Обсуждение результатов 63
5. Выводы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
За последнее время идеи о непрерывности образования человека прочно заняли место в психолого-педагогическом дискурсе. Сейчас образовательный потенциал личности не ограничивается определенным возрастом - детством или юностью. Это означает, что образовательное пространство включает в себя большее, нежели это было раньше, количество участников, в том числе, взрослых. Теперь взрослый человек является постоянным слушателем различных школ, курсов по повышению имеющейся квалификации или получению новых знаний и навыков. Фигура взрослого учащегося стала уже привычна и не вызывает удивления. Способность человека к обучению на протяжении всей жизни была доказана многими исследователями.
Нельзя не обратить внимания на существенные изменения, происходящие в жизненном пространстве современного человека. Так, мировая глобализация и интенсификация различного рода международных контактов диктует необходимость в овладении иностранным языком. На данный момент существует множество причин, по которым человеку может понадобиться знание иностранного языка (задачи профессионального развития, рекреационные цели и проч.). Как бы то ни было, в настоящее время с трудом можно представить себе кого-то, кто не о сознавал бы всей важно сти умения общаться как минимум на одном неродном языке. Вышеперечисленные аспекты хорошо объясняют, почему многие люди во взрослом возрасте задаются целью освоить иностранный язык - ведь так можно успешнее и эффективнее приспособиться к современным реалиям.
Вместе с тем, одного только страстного желания получить языковые компетенции бывает недостаточно. Случается, что взрослый учащийся сталкивается в процессе освоения языка со сложностями, которые носят специфический психологический характер. Такие психологические барьеры очень осложняют ход обучения. Актуальность данной работы во многом связана именно с тем, что обозначенная тематика разработана в педагогике и психологии в недостаточной степени. Рассматриваются, например, способности взрослого к обучению и особенности взрослого как субъекта образования (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский и др.), специфика психологических барьеров как таковых (Н.В. Виденеев, В.Н. Куницына, Б.Д. Парыгин и др.), характеристики иностранного языка как учебного предмета (В.А. Артемов, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, Е.И. Пассов и др.) и проч. Но при этом существует лишь очень небольшое количество научных работ, которые фокусировались бы на психологических барьерах, с которым сталкивается именно взрослый студент и именно в контексте усвоения иностранного языка, а, вместе с тем, как было показано, это очень важная в условиях современности исследовательская область.
Степень разработанности проблемы:
Зарубежная и отечественная психологическая наука располагает определенным объемом материалов, которые проливают свет на специфику обучения взрослых. Так, выделены психологические характеристики взрослого как субъекта образования (Б.Г. Ананьев, А.В.Брушлинский, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, М.Ш. Ноулз, С.Л. Рубинштейн и др.) и подтверждена способность взрослого человека к обучению (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Маслоу, УШай и др.). Кроме того, существует некоторое количество источников, в которых раскрыты особенности обучения взрослых неродному языку (В .Л. Житлин, М.Г. Каспарова, Г. А. Китайгородская).
Психологическая специфика иностранного языка как учебного предмета была выявлена в работах В.А. Артемова, Б.В. Беляева, И.А. Зимней, Е.И. Пассова. Стоит отметить также ряд исследований, посвященных анализу особенностей процесса овладения неродным языком. Так, например, В.А. Артемов и Г.А. Китайгородская рассматривали проблему частичной включенности иностранного языка в предметно-коммуникативную деятельность человека. Билингвальное мышление стало предметом интереса И.А. Зимней, М. Сигуана, У.Ф. Макки. О расчленении процесса обучения иностранному языку на обучение отдельным видам речевой деятельности рассуждали З.И. Клычникова, Н.С. Харламова. Еще Л.С. Выготский разрабатывал идеи о направлении пути овладения языковыми средствами. Идеи сопоставимости иностранного языка с родным языком в психологическом смысле выдвигались и раскрывались М. Сигуаном и УФ.Макки.
Весьма полно в науке раскрывается и тематика психологических барьеров. Так, анализировалась природа, происхождение и значение этого явления (Б.Д. Парыгин, Е.В. Цуканова, Р.Х. Шакуров). Классификацией психологических барьеров занимались Н.В. Виденеев, В.А. Лабунская, Л.А. Поварницына и др. Особое внимание уделялось коммуникативным барьерам, барьерам общения (В.Н. Куницына, Ю.А. Менджерицкая и др.). Тем не менее, нужно отметить, что в психологии на данный момент не существует четкого, единогласно принятого определения психологического барьера, проявляются разногласия по поводу причин его возникновения; иными словами, данная область характеризуется большим объемом разрозненных данных, которые требуют дальнейшей организации.
Важной предпосылкой для настоящей работы стал тот факт, что научное сообщество практически не располагает исследованиями, направленными на выявление, описание и объяснение психологических барьеров, с которыми сталкивается взрослый обучающийся при усвоении иностранного языка. Создается впечатление, что обозначенная исследовательская область как бы распадается на элементы - как было сказано выше, существуют труды по психологии обучения взрослых, по психологической специфике иностранного языка как учебного предмета, а также по психологическим барьерам как таковым. Однако между всеми этими работами не проведено параллелей, не выявлены связи, не раскрыты особенности и характер взаимодействия, интеграции между перечисленными составляющими. Таким образом, можно говорить о некоем пробеле в теоретическом знании. Естественным следствием этого является недостаточное количество коррекционно-развивающих программ, тренингов, практически направленных на взрослых обучающихся, испытывающих психологические сложности в ходе усвоения иностранного языка. Необходима разработка диагностических процедур, поиск технологий и техник, обеспечивающих эффективное и успешное усвоение неродного языка взрослыми. Научная проработка указанных проблемных областей, несомненно, обогатит психологическую науку и послужит дальнейшему развитию системы образования взрослых.
Научная новизна работы определяется тем, что была предпринята попытка синтезировать, объединить существующие разрозненные теоретические педагогические и психологические наработки с тем, чтобы обеспечить более глубокое исследование специфической области усвоения иностранного языка взрослыми. Как было отмечено ранее, эта данная конкретная область получала мало внимания со стороны научно-исследовательского сообщества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать для организации образовательной практики в рамках обучения иностранному языку взрослых. Исходя из полученных сведений можно будет оптимизировать и сделать более эффективным учебное взаимодействие в обозначенном контексте.
Цель работы: анализ особенностей психологических барьеров, которые затрудняют процесс овладения неродным языком у взрослых (на примере английского языка).
Объектом исследования выступает процесс усвоения иностранного (английского) языка взрослыми.
Предметом исследования являются психологические барьеры различного рода, с которыми сталкивается взрослый человек в ходе изучения иностранного языка.
План исследования:
1. подробный анализ существующих трудов по указанной тематике как работа по определению теоретических оснований настоящего исследования, выделению возможных противоречий и пробелов в психологическом знании,
2. организация исследования психологических барьеров в усвоении иностранного языка взрослыми с привлечением ряда существующих психологических методик и разработкой собственной методики; сбор данных согласно цели и задачам исследования,
3. статистический анализ полученных результатов с представлением соответствующих выводов.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие теоретические задачи:
1. раскрыть смысл психолого-педагогического понятия «усвоение»,
2. обозначить специфику образовательного процесса у взрослых и выделить ряд препятствий к усвоению учебного материала взрослыми,
3. указать особенности иностранного языка как учебного предмета,
4. рассмотреть перечень психологических затруднений, возникающих у учащегося при усвоении иностранного языка.
Также выделяются практические задачи исследования:
1. проанализировать и сравнить личностные характеристики учащихся с высоким и низким уровнем усвоения иностранного языка,
2. исследовать характер мотивации в учебной деятельности для двух указанных выше категорий учащихся,
3. рассмотреть когнитивные способности каждой из двух категорий учащихся.
Гипотезы исследования:
1. учащийся более успешен в постижении неродного языка, если его личностными характеристиками являются эмоциональная стабильность, добросовестность и ответственность, способность к самоконтролю и низкая тревожность,
2. мотивация учащегося с высоким уровнем языковых достижений - положительная (мотивация успеха), учащийся с низким уровнем усвоения иностранного языка изначально мотивирован на неудачу,
3. учащийся, который показывает хорошие результаты в изучении иностранного языка, обладает высокими способностями к фонетическому кодированию, развитой ассоциативной памятью и грамматической чувствительностью.
В работе были использованы следующие методы:
1. общенаучные - анализ и синтез данных, полученных из научной литературы соответствующей тематики;
2. психологические - методики: многофакторный личностный опросник Кеттелла 16PF, МУН по А.А. Реану, авторская методика «Когнитивных способности взрослых, изучающих иностранный язык»;
3. статистические методы обработки данных (описательный статистический анализ, анализ средних, корреляционный анализ).
Структура диссертации:
Диссертационная работа состоит из введения и трех глав. Первая глава посвящена обзору научной литературы по обозначенной тематике, вторая глава содержит в себе описание методов и организации исследования. В третьей главе представлены результаты эмпирической обработки данных исследования. Дополнительными элементами работы являются заключение, список использованных источников, а также 4 приложения.
В ходе работы удалось выполнить все исследовательские задачи и достигнуть главной поставленной цели - проанализировать психологические барьеры, с которыми сталкивается взрослый учащийся в процессе усвоения иностранного языка. Выдвинутые в программе исследования гипотезы подтвердились частично.
Полученные результаты представляют научную и практическую ценность. Прежде всего, нужно отметить, что исследование позволило расширить существующие в психологии представления об образовательном процессе с участием взрослых. Как показал обзор литературы, затронутая в работе тематика ранее не получала активного внимания со стороны научного сообщества. Вместе с тем, представляется, что разрабатываемая в исследовании область психологического знания является на настоящий момент более чем актуальной в связи с, во-первых, широким распространением идей о непрерывном образовании человека, о его «вневозрастном» образовательном потенциале, а, во-вторых, в связи с глобализацией современного жизненного пространства, когда перед человеком рано или поздно непременно встает задача научиться общаться на неродном языке. В практическом смысле полученные сведения представляют интерес, поскольку их можно использовать для более эффективной организации учебного процесса у взрослых. Они пригодятся при разработке педагогических сопроводительных или коррекционных программ. Иными словами, область применения результатов исследования весьма обширна.
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1988. 128 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 381 с.
3. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии, 1957 г.
4. Аракчеева З.В. Основные принципы учебной деятельности, 2015 г.
5. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. 340 с.
6. Бабушкин М.В., Рыжов В.В. Взаимосвязь мотивации и способностей в обучении иностранному языку, 2004 г.
7. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1965. 229 с.
8. Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком. Минск: Вышэйшая школа, 1974. 334 с.
9. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. 347 с.
10. Бодалев А. А. Актуальные проблемы изучения взрослых, 1999 г.
11. Бодалев А. А. О взаимодействии индивидуального, личностного и субъективно-деятельностного развития взрослого человека, 1999 г.
12. Бодалев А.А., Ковалев А.Г. Психологически трудности общения и их преодоление. М.: Педагогика, 1992. 200 с.
13. Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2009. 260 с.
14. Василькова Т.А. Основы андрагогики: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2009. 300 с.
15. Васягина Н. Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы, 2012 г.
16. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования, 2003 г.
17. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. 184 с.
18. Вершловский С.Г. Рабочая книга андрагога. СПб, 1998. 200 с.
19. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: Собр. соч. в 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1983. 470 с.
20. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982. Т.2. 504 с.
21. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 336 с.
22. Григоров С.Ю., Федюнин Д.П., Моисеев Д.А. Многозначное
понятие процесса усвоения в научной теории, 2014 г.
23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: ИНТОР , 1996. 544 с.
24.Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в
условиях совместной деятельности: дис ... кандидата психологических наук: 19.00.05. М., 1964.
25.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов: Феникс, 1997. 580 с.
26.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. 160 с.
27.Зимняя И.А. Психология обучения ино странным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
28.Зимняя И.А., Малинина Ю.Ф., Толкачева С.Д. К вопросу о психологиче ских механизмах рецептивных видов речевой деятельности. М.: Высшая школа, 1977. 200 с.
29.Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. М.: Академия, 2002. 128 с.
30. Карпов И.В. Анализ процесса понимания и перевода учащимися иностранных текстов, 1949 г.
31. Карпов И.В. Психологическая характеристика процесса понимания и перевода учащимися иностранных текстов. М., 1950. 160 с.
32. Козубовская Л.А., Сентебова Е.Л. Обучение английскому языку взрослых: преодоление психологических и языковых барьеров, 2015.
33. Колесникова И.А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 240 с.
34. Крусян И.Э Личностные детерминанты преодоления языкового барьера в изучении ино странного языка, 2008 г.
35. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 184 с.
36. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 129 с.
37. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика, 1977. 152 с.
38. Лебедева Н.В. Обучение взрослых на курсах переподготовки и повышения квалификации: принципы и условия, 2013 г.
39. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1965. 574 с.
40. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 224 с.
41. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
42. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение: Новое в жизни, науке, технике, 1979 г.
43. Леонтьев А.Н. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков, 1998 г.
44. Манина В.А. Психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов, 2013 г.
45. Низкодубов Г.А. Социально-психологические и языковые трудности при изучении английского языка, 2014 г.
46. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых: андрагогика против педагогики. М., 1970. 234 с.
47. Пассов Е.С. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
48. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая
психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с:
49. Редькина Л.В., Абдалина Л.В. Общая характеристика психологических барьеров в изучении иностранного языка и здоровье студента, 2010 г.
50. Решетова З.А. К вопросу о механизмах усвоения и развития, 2013 г.
51. Решетова З.А. Организация усвоения и развитие учащихся, 2002 г.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. 688 с.
53. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 540 с.
54. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Учебное пособие. Ленинград, 1981. 84 с.
55. Степанова Е.И., Петров Я.И. Структура интеллекта взрослых: сборник научных трудов. Ленинград, 1979. 110 с.
56. Цветкова Т.К. Проблема сознания в контексте обучения иностранному языку, 2001 г.
57. Цыбенко Э.О. Психологический барьер, препятствующий усвоению иностранного языка на этапе обучения в техническом вузе, 2014 г.
58. Шай УК. Интеллектуальное развитие взрослых, 1998 г.
59.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
60. Horwitz E. Language anxiety and achievement. New York: Forum, 1999. 180 p.
61. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning. 3rd edition. London and New York: RoutledgeFaimer, Tailor and Francis Group, 2004. 382 p.
62. Knowles M. S. Adult Learner : a neglected species. 4th edition. Houston : Gulf Publishing Company ; Book Division, 1990. 211 с.
63. Knowles, M.S., Holton III, E.E., Swanson, R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th edition. London, New York, etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. 378 p.
64. Maslow A.H. Toward a psychology of being. 2nd edition. New York: Van Nostrand. 400 p.
65. Villiers S. Sharing Our Understandings of the “Communicative Method”. Applied Linguistics, 2003.