ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 13
1.1. Формирование способности к саморегуляции психических состояний как психолого¬педагогическая проблема 13
1.2. Особенности формирования способности к саморегуляции психических состояний у
студентов организаций СПО 43
1.3. Психолого-педагогические условия формирования способности к саморегуляции
психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения 52
Выводы по главе 1 73
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 77
2.1. Организация, методы экспериментального исследования и результаты
констатирующего этапа педагогического эксперимента по формированию способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО в процессе обучения 77
2.2. Реализация психолого-педагогических условий формирования способности к
саморегуляции психических состояний студентов СПО в процессе обучения 97
2.3. Интерпретация результатов экспериментального исследования по формированию
способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения 118
Выводы по 2 главе 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 158
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 13
1.1. Формирование способности к саморегуляции психических состояний как психолого¬педагогическая проблема 13
1.2. Особенности формирования способности к саморегуляции психических состояний у
студентов организаций СПО 43
1.3. Психолого-педагогические условия формирования способности к саморегуляции
психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения 52
Выводы по главе 1 73
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 77
2.1. Организация, методы экспериментального исследования и результаты
констатирующего этапа педагогического эксперимента по формированию способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО в процессе обучения 77
2.2. Реализация психолого-педагогических условий формирования способности к
саморегуляции психических состояний студентов СПО в процессе обучения 97
2.3. Интерпретация результатов экспериментального исследования по формированию
способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения 118
Выводы по 2 главе 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 158
Государство в условиях современного социально-экономического развития социума ставит все более жесткие требования к эффективности деятельности личности в профессиональной среде. На первом плане поднимаются вопросы, связанные с психическими состояниями людей, сопровождаемые их профессиональную деятельность, со спецификой переживания работниками своих психических состояний в профессиональной деятельности как важного фактора поддержания психологической безопасности их личности. Поэтому актуальность проблемы определения психолого-педагогических условий для формирования у студентов учрежденгий СПО саморегуляции их психических состояний в процессе профессионального обучения определяется следующими положениями:
1) В настоящее время неустойчивые социально-экономические условия
жизнедеятельности человека, постоянно ускоряющийся жизненный темп, уплотненность городов способствуют возрастанию информационных и эмоциональных нагрузок на личность, что ведет к нарастанию тревожности и отрицательных состояний в психической сфере человека. В этой связи
актуализируется проблема развития способностей субъекта к регуляции личностных ресурсов, управления психическими состояниями, установления равновесного состояния внешних воздействий, внутренних состояний и способов поведения.
2) Важнейшей задачей организаций СПО на этапе современного развития профессионального образования выступает совершенствование продуктивности учебно-профессиональной деятельности студентов, становление у них самостоятельности и активности как профессиональных качеств личности в процессе присвоения профессиональной компетентности. Психолого-педагогический абрис самостоятельности и активной социальной и профессиональной позиции определяется сформированными способностями к саморегуляции психических состояний. Только при самостоятельном осознании значимости выбранной ими профессии, студенты смогут сознательно выстраивать для себя цепочку учебно-профессиональных целей, постоянно стремиться к их
реализации и рефлексировать, а, затем, и корректировать промежуточные итоги. Значение самостоятельной работы студентов повышается по причине внедрения в средние специальные учебные заведения новой - компетентностной модели обучения, введения ФГОС СПО, составлением новых учебных планов и разработкой практикоориентированных курсов, и, как следствие вышеперечисленных изменений, появляется острая необходимость в формировании у них более высоких уровней способностей к регуляции различных состояний психики. Сформированные у студентов организаций СПО способности к саморегуляции психических состояний определяют перспективы их дальнейшего профессионального роста и личностной самоактуализации.
3) В современных школах систематически не развивают и не оценивают у учащихся способности к саморегуляции своих психических состояний. Поступая в учреждения СПО, будущие студенты не умеют регулировать собственные психические состояния, что выступает одной из причин возникновения затруднений в процессе обучения. Формирование способности к саморегуляции психических состояний будет способствовать не только осознанию студентами особенностей собственного поведения и специфики психических состояний, но и возможности управлять ими для повышения продуктивности учебно-профессиональной, а, впоследствии, и профессиональной деятельности.
В этой связи становится очевидным повышение роли организаций СПО в разработке и апробации психолого-педагогических условий, ведущих к формированию у студентов в процессе профессионального обучения саморегуляции психических состояний.
Н. Д. Левитов в середине XX века впервые поставил проблему психических состояний в отечественной психологии, но она и в настоящем времени остается областью психологии, характеризуемой как слабоизученная. А.О. Прохоров отмечает причины недостаточной изученности этой проблемы: во-первых, психические состояния находятся где-то посредине между психическими процессами, и свойствами психики, что затрудняет их дифференциацию; во-вторых, психические состояния как система рассматриваются как многоуровневые, 4
многокомпонентные, полифункциональные и имеют широкий диапазон проявления, что затрудняет выделение различий между ними.. Н.Д. Левитовым под психическим состоянием понимается самостоятельное проявление человеческой психики, постоянно сопровождающееся внешними поведенческими симптомами с преходящим, динамическим характером, которые не являются психическими процессами или личностными свойствами, имеющие выражение чаще всего в эмоциях, которые окрашивают всю психическую деятельность человека и связаны с когнитивной деятельностью, с волевой областью психики и, в целом, с личностью.
Недостаточно изучен психологический феномен саморегуляции психических состояний. В психологии и педагогике изучаются отдельные, узко поставленные вопросы, касаемые данного явления: общетеоретические и методологические стороны саморегуляции психических состояний (Агавелян В. С., Буева Л.П., Габдреева Г. Ш., Ганзен В. А., Зейгарник Б. В., Конопкин О. А., Левитов Н. Д., Никифоров Г. С., Пейсахов Н. М., Прохоров А. О., Сосновикова Ю. Е., Филимоненко Ю. И., Чеснокова И. И. и др.); особенности, развитие и исправление психических состояний обучающихся в образовательном процессе, педагогов (Генинг Г. Н., Сафарова А. Ф., Плеханов А. В. и др.); саморегуляция психических состояний индивида в экстремальных ситуациях и в профессиональной деятельности (Вяткин Б. А., Голиков Ю. А., Дикая Л. Г., Костин А. Н., Леонова А. Б., Мельников В. И., Мирзиев И. X. и др.); саморегуляция как условие профессиональной адаптации специалистов и управления в стрессовых ситуациях трудовой деятельности (Никифоров Г. С., Чуйкова Т. С. и др.); стили саморегуляции субъекта (Моросанова В. И., Коноз Е. М. и др.); возрастные аспекты саморегуляции психическими состояниями (Габдреева Г. Ш. , Миславский Ю. А., Осницкий А. К., Прохоров А. О. и др.).
Л.П. Буева саморегуляцию понимает как системно-организованный процесс интропсихической активности человека по возникновению, моделированию, поддержанию и управлениями разными видами и формами произвольной активности.
И.В. Дубровина рассматривает саморегуляцию студентов в учебной деятельности как умение организовать ее, выделяя две составляющие: способность к достижению цели и потребность личности в самоуправлении. А. В. Либин приводит взгляды Р. Томпсона, понимающего эмоциональную регуляцию как систему внутренних и внешних процессов, которые обеспечивают мониторинг, оценку и коррекцию эмоциональных реакций.
До настоящего времени ученые не пришли к единым согласованным взглядам на содержательный и структурный аспекты саморегуляции психических состояний личности, не выявлены ее особенности, присутствует терминологическая размытость анализируемого понятия, встречаются единичные работы по целостному изучению проблемы саморегуляции психических состояний личности студентов организаций СПО в образовательном процессе, факторов и механизмов ее формирования.
В исследованиях С.А. Еланцевой и др. изучались особенности эмоциональной саморегуляции студентов, особенности готовности юношества к трудным ситуациям студенческой жизни, эмоциональная компетентность студентов, и авторы отмечают, что у студенческой молодежи на недостаточно высоком уровне развита способность к саморегуляции психических состояний.
Таким образом, осознание недостаточности теоретико-практических путей решения проблемы формирования саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения, соответствовавших бы реалиям современного общества, обосновывает необходимость ее исследования.
Анализ исследований и состояния практики СПО способствовал выявлению противоречий: между заказом современного общества на личности, способные осознавать, понимать, гибко и быстро регулировать свои психические состояния в зависимости от складывающейся жизненной и профессиональной ситуации, и недостаточно развитыми способностями саморегуляции психических состояний у обучающихся организаций СПО; между необходимостью целенаправленного формирования способности к саморегуляции психических состояния у обучающихся организаций СПО и недостаточной изученностью психолого- 6
педагогической сущности саморегуляции психических состояний, дефицитом экспериментальных исследований, теоретических и методических разработок в области рассматриваемого феномена, неразработанностью психолого-педагогических условий, направленных на формирование способностей высокого уровня к саморегуляции психических состояния у обучающихся организаций СПО.
Выявление противоречий способствовало формулировке проблемного поля исследования: выявление психолого-педагогических условий формирования
саморегуляции психических состояний у студентов организаций СПО в процессе их профессионального обучения.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в психолого-педагогической теории и практике способствовала выбору исследовательской темы: «Формирование способности к саморегуляции
психических состояний у студентов СПО в процессе обучения».
Нами поставлена следующая исследовательская цель: теоретически и экспериментально обосновать и доказать возможность формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения при реализации совокупности психолого-педагогических условий.
Объектом исследования выступает процесс формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО.
Предмет исследования представлен психолого-педагогическими условиями формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО.
Нами была составлена гипотеза исследования: эффективность формирования способности студентов организаций СПО к саморегуляции психических состояний может быть повышена, если:
- уточнены понятия «саморегуляция психических состояний», «формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО»;
- выявлены и реализованы следующие психолого-педагогические условия формирования способности студентов организаций СПО к саморегуляции психических состояний:
а) развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса;
б) содержание личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса будет разработано в соответствии с типологией психических состояний (эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния; психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой процесса саморегуляции психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник);
в) развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в процессе обучения студентов СПО техникам, мобилизирующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт- терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация).
Цель и гипотеза конкретизированы нами в следующих задачах:
1) проанализировать теоретические зарубежные и отечественные подходы к изучению саморегуляции психических состояний;
2) раскрыть сущность саморегуляции психических состояний;
3) выявить структуру саморегуляции психических состояний личности студента организаций СПО на основе теоретического обобщения научной литературы;
4) осуществить диагностику способности к саморегуляции психических
состояний у студентов организаций СПО;
5) разработать программу спецкурса, в которой будут реализованы
психолого-педагогические условия формирования способности к саморегуляции психических состояний у студентов организаций СПО;
8
6) экспериментально проверить действенность психолого-педагогических условий, реализуемых в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса, на формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО.
Методологической основой исследования выступают:
• постулаты системно-деятельностного подхода и их применение к исследованию психолого-педагогических феноменов в области формирования саморегуляции психических состояний в подростковом возрастном периоде (Леонтьев А.Н., Ломов Б. Ф., Прохоров А. О., Рубинштейн С. Л., Цагарелли Е. Б., Шадриков В. Д., Юдин Э. Г. и др.);
• понимание личности, как субъекта познания и формирования в личностно¬ориентированном подходе (Выготский Л. С, Занков Л. В., Зейгарник Б. В.);
• концептуальные основы становления и формирования личности в онтогенезе (Божович Л. И., Выготский Л, С, Мухина В. С, Петровский А. В. и др.).
Теоретическая основа исследования определяется:
• концептуальными теоретическими положениями о психических состояниях (Ганзен В.А., Ильин Е.П., Куликов Л.В., Левитов Н.Д., Прохоров А.О., Сосновикова Ю.Е., Чеснокова И.И. и др.);
• концептуальными теоретическими положениями о саморегуляции
психических состояний человека и ее методах (Алексеев А.В., Габдреева Г.Ш., Дикая Л.Г., Ильин Е.П., Куликов Л.В., Конопкин О. А., Моросанова В.М., Осницкий А. К., Прохоров А.О. и др.);
• исследованиями формирования саморегуляции психических состояний личности в подростковом и юношеском возрастных периодах (Габдреева Г.Ш., Черкевич Е.А., Пейсахов М.Н., Сосновикова Ю.Е., Фахрутдинова И.Ш. и др.).
Методы исследования:
- Теоретические методы исследования: анализ и систематизация философской, психологической и педагогической литературы, методы дедукции и индукции, моделирования;
- Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, психодиагностические методики (методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко; тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; анкета «Саморегуляция проявления лени» Д.А.Богдановой, С.Т. Посоховой; методика диагностики устойчивости и концентрации внимания «Корректурная проба Бурдона-Анфимова»; методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко; методика выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Г.С.Никифорова, В.К.Васильева, С.В.Фирсовой; анкета «Знание техник саморегуляции и умений их применять», разработанная нами);
- Методы количественной и качественной обработки данных исследования: непараметрический ф - критерий углового преобразования Фишера, непараметрический критерий - U-критерий Манна-Уитни.
База исследования: экспериментальной базой исследования выступил Ишимский многопрофильный техникум. Исследованием было охвачено 50 студентов из факультетов «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и «Технология продукции общественного питания».
Этапы исследования:
1. Постановочный (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.). Изучение педагогической и психологической литературы в разрезе исследовательской проблемы, формулирование и уточнение цели, задач, гипотезы, составление программы исследования.
2. Собственно исследовательский (май 2016 г. - май 2017 г.). Проведение
исследования. Реализация психолого-педагогических условий формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО.
3. Теоретико-обобщающий и оформительский (май - октябрь 2017). Анализ результатов исследования, их интерпретация и оформление, апробация.
Научная новизна: уточнено понятие «саморегуляция психических
состояний» на основе обобщения представлений ученых и экспериментального исследования. Под саморегуляцией психических состояний нами понимается системно-организованный процесс внутренней психической активности человека, обеспечивающей мониторинг, оценку и коррекцию психических состояний, сопровождающихся внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений; выделены психолого-педагогические условия, способствующие формированию способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО и критерии ее оценки.
Теоретическая значимость исследования: полученные результаты
исследования расширяют и углубляют современную теорию и методику среднего профессионального образования в следующих аспектах: уточнены признаки понятия «саморегуляция психических состояний», определены компоненты способности к саморегуляции психических состояний студента организаций СПО, раскрыто их содержание и связи между ними; определены системный, компетентностный, личностно ориентированный подходы как методологические подходы к формированию способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения, дана характеристика уровней сформированности способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО; обоснована эффективность психолого-педагогических условий формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО, которыми выступают организация личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса; соответствие содержания личностно ориентированных занятий типологии психических состояний и структурным особенностям процесса саморегуляции психических состояний; обучение студентов СПО техникам саморегуляции.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанная программа личностно ориентированных занятий в форме спецкурса может быть использована при работе со студентами с момента их поступления в любые профессиональные ОУ для их успешной социализации в учебно¬профессиональную и профессиональную деятельности и преодолению сложных ситуаций в их процессе.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования определяется исходными методологическими и теоретическими положениями; опорой на компетентностный, системный, личностно-ориентированный подходы к разрешению поставленной проблемы; использованием батареи теоретических и эмпирических исследовательских методов, соответствующих проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; применением математических статистических методов (непараметрический ф- критерий углового преобразования Фишера, непараметрический критерий - U-критерий Манна-Уитни), показавших статистическую значимость результатов экспериментального исследования; личным участием автора диссертации в организации экспериментальной работы.
Апробация работы осуществлялась в процессе очного и заочного участия в конференциях: международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Студенты вузов - школе и производству» 21 апреля 2016 г. (г. Ишим); XLVIII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «MENDELEEV. NewGeneration» (г. Тобольск, 28 апреля 2017 года); III Международном форуме по педагогическому образованию (23-25 мая 2017 г., г. Казань, КФУ); опубликовано три статьи в сборниках конференций (РИНЦ).
1) В настоящее время неустойчивые социально-экономические условия
жизнедеятельности человека, постоянно ускоряющийся жизненный темп, уплотненность городов способствуют возрастанию информационных и эмоциональных нагрузок на личность, что ведет к нарастанию тревожности и отрицательных состояний в психической сфере человека. В этой связи
актуализируется проблема развития способностей субъекта к регуляции личностных ресурсов, управления психическими состояниями, установления равновесного состояния внешних воздействий, внутренних состояний и способов поведения.
2) Важнейшей задачей организаций СПО на этапе современного развития профессионального образования выступает совершенствование продуктивности учебно-профессиональной деятельности студентов, становление у них самостоятельности и активности как профессиональных качеств личности в процессе присвоения профессиональной компетентности. Психолого-педагогический абрис самостоятельности и активной социальной и профессиональной позиции определяется сформированными способностями к саморегуляции психических состояний. Только при самостоятельном осознании значимости выбранной ими профессии, студенты смогут сознательно выстраивать для себя цепочку учебно-профессиональных целей, постоянно стремиться к их
реализации и рефлексировать, а, затем, и корректировать промежуточные итоги. Значение самостоятельной работы студентов повышается по причине внедрения в средние специальные учебные заведения новой - компетентностной модели обучения, введения ФГОС СПО, составлением новых учебных планов и разработкой практикоориентированных курсов, и, как следствие вышеперечисленных изменений, появляется острая необходимость в формировании у них более высоких уровней способностей к регуляции различных состояний психики. Сформированные у студентов организаций СПО способности к саморегуляции психических состояний определяют перспективы их дальнейшего профессионального роста и личностной самоактуализации.
3) В современных школах систематически не развивают и не оценивают у учащихся способности к саморегуляции своих психических состояний. Поступая в учреждения СПО, будущие студенты не умеют регулировать собственные психические состояния, что выступает одной из причин возникновения затруднений в процессе обучения. Формирование способности к саморегуляции психических состояний будет способствовать не только осознанию студентами особенностей собственного поведения и специфики психических состояний, но и возможности управлять ими для повышения продуктивности учебно-профессиональной, а, впоследствии, и профессиональной деятельности.
В этой связи становится очевидным повышение роли организаций СПО в разработке и апробации психолого-педагогических условий, ведущих к формированию у студентов в процессе профессионального обучения саморегуляции психических состояний.
Н. Д. Левитов в середине XX века впервые поставил проблему психических состояний в отечественной психологии, но она и в настоящем времени остается областью психологии, характеризуемой как слабоизученная. А.О. Прохоров отмечает причины недостаточной изученности этой проблемы: во-первых, психические состояния находятся где-то посредине между психическими процессами, и свойствами психики, что затрудняет их дифференциацию; во-вторых, психические состояния как система рассматриваются как многоуровневые, 4
многокомпонентные, полифункциональные и имеют широкий диапазон проявления, что затрудняет выделение различий между ними.. Н.Д. Левитовым под психическим состоянием понимается самостоятельное проявление человеческой психики, постоянно сопровождающееся внешними поведенческими симптомами с преходящим, динамическим характером, которые не являются психическими процессами или личностными свойствами, имеющие выражение чаще всего в эмоциях, которые окрашивают всю психическую деятельность человека и связаны с когнитивной деятельностью, с волевой областью психики и, в целом, с личностью.
Недостаточно изучен психологический феномен саморегуляции психических состояний. В психологии и педагогике изучаются отдельные, узко поставленные вопросы, касаемые данного явления: общетеоретические и методологические стороны саморегуляции психических состояний (Агавелян В. С., Буева Л.П., Габдреева Г. Ш., Ганзен В. А., Зейгарник Б. В., Конопкин О. А., Левитов Н. Д., Никифоров Г. С., Пейсахов Н. М., Прохоров А. О., Сосновикова Ю. Е., Филимоненко Ю. И., Чеснокова И. И. и др.); особенности, развитие и исправление психических состояний обучающихся в образовательном процессе, педагогов (Генинг Г. Н., Сафарова А. Ф., Плеханов А. В. и др.); саморегуляция психических состояний индивида в экстремальных ситуациях и в профессиональной деятельности (Вяткин Б. А., Голиков Ю. А., Дикая Л. Г., Костин А. Н., Леонова А. Б., Мельников В. И., Мирзиев И. X. и др.); саморегуляция как условие профессиональной адаптации специалистов и управления в стрессовых ситуациях трудовой деятельности (Никифоров Г. С., Чуйкова Т. С. и др.); стили саморегуляции субъекта (Моросанова В. И., Коноз Е. М. и др.); возрастные аспекты саморегуляции психическими состояниями (Габдреева Г. Ш. , Миславский Ю. А., Осницкий А. К., Прохоров А. О. и др.).
Л.П. Буева саморегуляцию понимает как системно-организованный процесс интропсихической активности человека по возникновению, моделированию, поддержанию и управлениями разными видами и формами произвольной активности.
И.В. Дубровина рассматривает саморегуляцию студентов в учебной деятельности как умение организовать ее, выделяя две составляющие: способность к достижению цели и потребность личности в самоуправлении. А. В. Либин приводит взгляды Р. Томпсона, понимающего эмоциональную регуляцию как систему внутренних и внешних процессов, которые обеспечивают мониторинг, оценку и коррекцию эмоциональных реакций.
До настоящего времени ученые не пришли к единым согласованным взглядам на содержательный и структурный аспекты саморегуляции психических состояний личности, не выявлены ее особенности, присутствует терминологическая размытость анализируемого понятия, встречаются единичные работы по целостному изучению проблемы саморегуляции психических состояний личности студентов организаций СПО в образовательном процессе, факторов и механизмов ее формирования.
В исследованиях С.А. Еланцевой и др. изучались особенности эмоциональной саморегуляции студентов, особенности готовности юношества к трудным ситуациям студенческой жизни, эмоциональная компетентность студентов, и авторы отмечают, что у студенческой молодежи на недостаточно высоком уровне развита способность к саморегуляции психических состояний.
Таким образом, осознание недостаточности теоретико-практических путей решения проблемы формирования саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения, соответствовавших бы реалиям современного общества, обосновывает необходимость ее исследования.
Анализ исследований и состояния практики СПО способствовал выявлению противоречий: между заказом современного общества на личности, способные осознавать, понимать, гибко и быстро регулировать свои психические состояния в зависимости от складывающейся жизненной и профессиональной ситуации, и недостаточно развитыми способностями саморегуляции психических состояний у обучающихся организаций СПО; между необходимостью целенаправленного формирования способности к саморегуляции психических состояния у обучающихся организаций СПО и недостаточной изученностью психолого- 6
педагогической сущности саморегуляции психических состояний, дефицитом экспериментальных исследований, теоретических и методических разработок в области рассматриваемого феномена, неразработанностью психолого-педагогических условий, направленных на формирование способностей высокого уровня к саморегуляции психических состояния у обучающихся организаций СПО.
Выявление противоречий способствовало формулировке проблемного поля исследования: выявление психолого-педагогических условий формирования
саморегуляции психических состояний у студентов организаций СПО в процессе их профессионального обучения.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в психолого-педагогической теории и практике способствовала выбору исследовательской темы: «Формирование способности к саморегуляции
психических состояний у студентов СПО в процессе обучения».
Нами поставлена следующая исследовательская цель: теоретически и экспериментально обосновать и доказать возможность формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения при реализации совокупности психолого-педагогических условий.
Объектом исследования выступает процесс формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО.
Предмет исследования представлен психолого-педагогическими условиями формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО.
Нами была составлена гипотеза исследования: эффективность формирования способности студентов организаций СПО к саморегуляции психических состояний может быть повышена, если:
- уточнены понятия «саморегуляция психических состояний», «формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО»;
- выявлены и реализованы следующие психолого-педагогические условия формирования способности студентов организаций СПО к саморегуляции психических состояний:
а) развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса;
б) содержание личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса будет разработано в соответствии с типологией психических состояний (эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния; психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой процесса саморегуляции психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник);
в) развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в процессе обучения студентов СПО техникам, мобилизирующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт- терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация).
Цель и гипотеза конкретизированы нами в следующих задачах:
1) проанализировать теоретические зарубежные и отечественные подходы к изучению саморегуляции психических состояний;
2) раскрыть сущность саморегуляции психических состояний;
3) выявить структуру саморегуляции психических состояний личности студента организаций СПО на основе теоретического обобщения научной литературы;
4) осуществить диагностику способности к саморегуляции психических
состояний у студентов организаций СПО;
5) разработать программу спецкурса, в которой будут реализованы
психолого-педагогические условия формирования способности к саморегуляции психических состояний у студентов организаций СПО;
8
6) экспериментально проверить действенность психолого-педагогических условий, реализуемых в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса, на формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО.
Методологической основой исследования выступают:
• постулаты системно-деятельностного подхода и их применение к исследованию психолого-педагогических феноменов в области формирования саморегуляции психических состояний в подростковом возрастном периоде (Леонтьев А.Н., Ломов Б. Ф., Прохоров А. О., Рубинштейн С. Л., Цагарелли Е. Б., Шадриков В. Д., Юдин Э. Г. и др.);
• понимание личности, как субъекта познания и формирования в личностно¬ориентированном подходе (Выготский Л. С, Занков Л. В., Зейгарник Б. В.);
• концептуальные основы становления и формирования личности в онтогенезе (Божович Л. И., Выготский Л, С, Мухина В. С, Петровский А. В. и др.).
Теоретическая основа исследования определяется:
• концептуальными теоретическими положениями о психических состояниях (Ганзен В.А., Ильин Е.П., Куликов Л.В., Левитов Н.Д., Прохоров А.О., Сосновикова Ю.Е., Чеснокова И.И. и др.);
• концептуальными теоретическими положениями о саморегуляции
психических состояний человека и ее методах (Алексеев А.В., Габдреева Г.Ш., Дикая Л.Г., Ильин Е.П., Куликов Л.В., Конопкин О. А., Моросанова В.М., Осницкий А. К., Прохоров А.О. и др.);
• исследованиями формирования саморегуляции психических состояний личности в подростковом и юношеском возрастных периодах (Габдреева Г.Ш., Черкевич Е.А., Пейсахов М.Н., Сосновикова Ю.Е., Фахрутдинова И.Ш. и др.).
Методы исследования:
- Теоретические методы исследования: анализ и систематизация философской, психологической и педагогической литературы, методы дедукции и индукции, моделирования;
- Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, психодиагностические методики (методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко; тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; анкета «Саморегуляция проявления лени» Д.А.Богдановой, С.Т. Посоховой; методика диагностики устойчивости и концентрации внимания «Корректурная проба Бурдона-Анфимова»; методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко; методика выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Г.С.Никифорова, В.К.Васильева, С.В.Фирсовой; анкета «Знание техник саморегуляции и умений их применять», разработанная нами);
- Методы количественной и качественной обработки данных исследования: непараметрический ф - критерий углового преобразования Фишера, непараметрический критерий - U-критерий Манна-Уитни.
База исследования: экспериментальной базой исследования выступил Ишимский многопрофильный техникум. Исследованием было охвачено 50 студентов из факультетов «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и «Технология продукции общественного питания».
Этапы исследования:
1. Постановочный (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.). Изучение педагогической и психологической литературы в разрезе исследовательской проблемы, формулирование и уточнение цели, задач, гипотезы, составление программы исследования.
2. Собственно исследовательский (май 2016 г. - май 2017 г.). Проведение
исследования. Реализация психолого-педагогических условий формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО.
3. Теоретико-обобщающий и оформительский (май - октябрь 2017). Анализ результатов исследования, их интерпретация и оформление, апробация.
Научная новизна: уточнено понятие «саморегуляция психических
состояний» на основе обобщения представлений ученых и экспериментального исследования. Под саморегуляцией психических состояний нами понимается системно-организованный процесс внутренней психической активности человека, обеспечивающей мониторинг, оценку и коррекцию психических состояний, сопровождающихся внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений; выделены психолого-педагогические условия, способствующие формированию способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО и критерии ее оценки.
Теоретическая значимость исследования: полученные результаты
исследования расширяют и углубляют современную теорию и методику среднего профессионального образования в следующих аспектах: уточнены признаки понятия «саморегуляция психических состояний», определены компоненты способности к саморегуляции психических состояний студента организаций СПО, раскрыто их содержание и связи между ними; определены системный, компетентностный, личностно ориентированный подходы как методологические подходы к формированию способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО в процессе обучения, дана характеристика уровней сформированности способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО; обоснована эффективность психолого-педагогических условий формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО, которыми выступают организация личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса; соответствие содержания личностно ориентированных занятий типологии психических состояний и структурным особенностям процесса саморегуляции психических состояний; обучение студентов СПО техникам саморегуляции.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанная программа личностно ориентированных занятий в форме спецкурса может быть использована при работе со студентами с момента их поступления в любые профессиональные ОУ для их успешной социализации в учебно¬профессиональную и профессиональную деятельности и преодолению сложных ситуаций в их процессе.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования определяется исходными методологическими и теоретическими положениями; опорой на компетентностный, системный, личностно-ориентированный подходы к разрешению поставленной проблемы; использованием батареи теоретических и эмпирических исследовательских методов, соответствующих проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; применением математических статистических методов (непараметрический ф- критерий углового преобразования Фишера, непараметрический критерий - U-критерий Манна-Уитни), показавших статистическую значимость результатов экспериментального исследования; личным участием автора диссертации в организации экспериментальной работы.
Апробация работы осуществлялась в процессе очного и заочного участия в конференциях: международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Студенты вузов - школе и производству» 21 апреля 2016 г. (г. Ишим); XLVIII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «MENDELEEV. NewGeneration» (г. Тобольск, 28 апреля 2017 года); III Международном форуме по педагогическому образованию (23-25 мая 2017 г., г. Казань, КФУ); опубликовано три статьи в сборниках конференций (РИНЦ).
В нашей работе осуществлена попытка личностно-ориентированного подхода к формированию саморегуляции психических состояний у студентов организаций СПО в образовательном процессе. Решая поставленные задачи последовательно, мы получили данные о структурных особенностях, основных характеристиках, специфике проявления и психолого-педагогических условиях саморегуляции психических состояний у студентов организаций СПО.
Подводя заключительные итоги реализованного исследования, отметим, что основным познавательным затруднением, стоящим на пути к познанию феноменов психических состояний и саморегуляции является неоднозначность, противоречивость понимания сущности этих психических явлений. Для более углубленного раскрытия изучаемого феномена, мы провели теоретический анализ ведущих положений в педагогике и психологии о саморегуляции психических состояний, их природной сущности, структурной организации и о психолого-педагогических условиях формирования саморегуляции психических состояний подростков.
На основе осуществленного анализа теоретических и экспериментальных данных мы уточнили понятие саморегуляции психических состояний как системно¬организованный процесс внутренней психической активности человека, обеспечивающей мониторинг, оценку и коррекцию психических состояний, сопровождающихся внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.
Структурно-уровневая организация саморегуляции психических состояний студентов представлена уровнями - физиологическим, психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим, которые тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают успешность осуществления процесса воздействия подростка на себя, проявляющегося в сознательном изменении своего состояния.
Исходя из данного понимания о саморегуляции психических состояний, которое является итогом анализа ведущих теорий, учений и положений о данном явлении в зарубежной и отечественной психологии, нами были определены необходимые психолого-педагогические условия формирования способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО в процессе обучения, под которыми мы будем понимать характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит успешное решение задач целостного педагогического процесса.
Формирование саморегуляции психических состояний студента в образовательном процессе будет наиболее успешным, если педагоги актуализируют для студента деятельность саморазвития с помощью введения в процесс обучения специального модульного курса. С этой целью необходим целенаправленный отбор и структурирование теоретических знаний и практических умений, методов, средств и форм обучения, обусловливающих формирование у студентов способности к саморегуляции психических состояний.
В связи с этим мы разработали спецкурс в форме личностно ориентированных занятий, содержание которых конструировалось в соответствии с типологией психических состояний (эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния; психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой саморегулятивного процесса психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник). Организация занятий в границах данного специального курса нацелено на развитие способности к саморегуляции психических состояний в процессе обучения студентов СПО техникам, направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка,
самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация).
Педагогический эксперимент строился в 3 этапа. Результаты данного эксперимента доказали основные моменты сформулированной гипотезы. В частности, нами было установлено, что психические состояния личности студента, представляя собой динамические образования, могут изменяться и регулироваться. В процессе экспериментальной деятельности параметры саморегуляции психических состояний студентов изменились. Было доказано, что в процессе формирующего этапа эксперимента, в котором применялись методы и формы активного социально-психологического обучения, в экспериментальной группе количество испытуемых с высокими уровнями саморегуляции возросло почти вдвое. У испытуемых в контрольной группе данные изменения не были обнаружены. Этот вывод был сделан на основе проведенных расчетов критерия углового преобразования Фишера. Переведя процентные доли в величины центрального угла, мы получили, что фэмп.>фкр., а это значит, что фэмп. находится в зоне значимости, что свидетельствует о достоверном различии значений в выраженности способности к саморегуляции психических состояний учащихся экспериментальной и контрольной групп. Отсюда уровень способности к саморегуляции психических состояний студентов экспериментальной группы значимо выше, чем контрольной группы, что объясняется эффективностью формирующего этапа эксперимента.
Произошедшие изменения основных параметров выраженности саморегуляции психических состояний студентов в экспериментальной группе мы связываем с эффективностью психолого-педагогических условий, которые были задействованы в процессе формирующего этапа эксперимента.
Экспериментальное исследование проверило эффективность разработанного нами спецкурса личностно-ориентированных занятий для студентов СПО. Студенты экспериментальной группы намного лучше стали понимать актуальность важности и необходимости саморегуляции психических состояний. Адекватно реагировать на происходящие изменения, как своих состояний, так и событий и условий, их 139
вызвавших, легче овладевать новыми формами активности, увереннее вести себя в незнакомых ситуациях. При возникновении непредвиденных отрицательных психических состояний, эти студенты способны оценить их и изменять основные условия, а так же оценивать расхождения между психическими состояниями, переживаниями и принятой целью, которую не смогут достичь, если не осуществят саморегуляцию собственной деятельности и эмоций. Эти учащиеся осознанно стали программировать и прорабатывать последовательный алгоритм своих действий по преодолению отрицательных психических состояний и преобразованию в положительные. Знания о саморегуляции они используют только в ситуациях лично значимых, то есть, опираясь на имеющиеся знания, поэтому у данных студентов появилась потребность в целенаправленной перестройке системы саморегуляции своих психических состояний.
Сравнивая результаты в исследовательских группах, мы можем отметить, что произошли изменения показателей в уровне способности к саморегуляции психических состояний, в том числе, незначительные, и в контрольной группе. Необходимо указать, что в контрольной группе коэффициент углового преобразования Фишера ниже, чем у экспериментальной группы. Примерно у половины студентов контрольной группы к окончанию формирующего этапа эксперимента был выявлен средний уровень способности к саморегуляции психических состояний, а у третьей части высокий уровень, это отвечает возрастным особенностям, но при этом полученный результат значительно ниже, чем в экспериментальной группе. Переведя процентные доли в величины центрального угла, мы получили, что фэмп.>фкр., а это значит, что фэмп. находится в зоне значимости, что свидетельствует о достоверном различии значений в выраженности способности к саморегуляции психических состояний учащихся экспериментальной и контрольной групп. Отсюда уровень способности к саморегуляции психических состояний студентов в экспериментальной группе значимо выше, чем в контрольной группе, что объясняется эффективностью разработанных нами психолого-педагогических условий.
Проведение исследования позволило сделать следующие выводы:
140
Под психическим состоянием понимается психическая деятельность, включающая в себя и субъективный опыт личности, и способы его выражения, базирующаяся на функциональном состоянии мозга, то есть психическое состояние рассматривается как понятие, позволяющее в определенный отрезок времени повышать или понижать активность психическойдеятельности
Саморегуляция психических состояний студента - это системно-организованный процесс внутренней психической активности студента, обеспечивающей мониторинг, оценку и коррекцию психических состояний, сопровождающихся внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.
Формирование способности к саморегуляции психических состояний студента СПО - это целенаправленное воздействие на студента СПО, с целью развития у него способностей к саморегуляции, позволяющих ему корректировать и оценивать свои психические состояния, которые сопровождаются внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.
Выявленные и реализованные нами психолого-педагогические условия, а именно, развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса; содержание личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса будет разработано в соответствии с типологией психических состояний (эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния; психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой процесса саморегуляции психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник); развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в процессе обучения студентов СПО техникам, мобилизирующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт- терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация), являются эффективными в формировании способности студентов СПО к саморегуляции психических состояний.
Проведенное исследование не решает всю сложность проблемы формирования способности к саморегуляции психических состояний у студентов организаций СПО в процессе обучения. Перспективы дальнейших исследований заключаются, возможно, в выявлении эффективных способов саморегуляции психических состояний у детей других возрастных категорий.
Подводя заключительные итоги реализованного исследования, отметим, что основным познавательным затруднением, стоящим на пути к познанию феноменов психических состояний и саморегуляции является неоднозначность, противоречивость понимания сущности этих психических явлений. Для более углубленного раскрытия изучаемого феномена, мы провели теоретический анализ ведущих положений в педагогике и психологии о саморегуляции психических состояний, их природной сущности, структурной организации и о психолого-педагогических условиях формирования саморегуляции психических состояний подростков.
На основе осуществленного анализа теоретических и экспериментальных данных мы уточнили понятие саморегуляции психических состояний как системно¬организованный процесс внутренней психической активности человека, обеспечивающей мониторинг, оценку и коррекцию психических состояний, сопровождающихся внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.
Структурно-уровневая организация саморегуляции психических состояний студентов представлена уровнями - физиологическим, психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим, которые тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают успешность осуществления процесса воздействия подростка на себя, проявляющегося в сознательном изменении своего состояния.
Исходя из данного понимания о саморегуляции психических состояний, которое является итогом анализа ведущих теорий, учений и положений о данном явлении в зарубежной и отечественной психологии, нами были определены необходимые психолого-педагогические условия формирования способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО в процессе обучения, под которыми мы будем понимать характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит успешное решение задач целостного педагогического процесса.
Формирование саморегуляции психических состояний студента в образовательном процессе будет наиболее успешным, если педагоги актуализируют для студента деятельность саморазвития с помощью введения в процесс обучения специального модульного курса. С этой целью необходим целенаправленный отбор и структурирование теоретических знаний и практических умений, методов, средств и форм обучения, обусловливающих формирование у студентов способности к саморегуляции психических состояний.
В связи с этим мы разработали спецкурс в форме личностно ориентированных занятий, содержание которых конструировалось в соответствии с типологией психических состояний (эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния; психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой саморегулятивного процесса психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник). Организация занятий в границах данного специального курса нацелено на развитие способности к саморегуляции психических состояний в процессе обучения студентов СПО техникам, направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка,
самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация).
Педагогический эксперимент строился в 3 этапа. Результаты данного эксперимента доказали основные моменты сформулированной гипотезы. В частности, нами было установлено, что психические состояния личности студента, представляя собой динамические образования, могут изменяться и регулироваться. В процессе экспериментальной деятельности параметры саморегуляции психических состояний студентов изменились. Было доказано, что в процессе формирующего этапа эксперимента, в котором применялись методы и формы активного социально-психологического обучения, в экспериментальной группе количество испытуемых с высокими уровнями саморегуляции возросло почти вдвое. У испытуемых в контрольной группе данные изменения не были обнаружены. Этот вывод был сделан на основе проведенных расчетов критерия углового преобразования Фишера. Переведя процентные доли в величины центрального угла, мы получили, что фэмп.>фкр., а это значит, что фэмп. находится в зоне значимости, что свидетельствует о достоверном различии значений в выраженности способности к саморегуляции психических состояний учащихся экспериментальной и контрольной групп. Отсюда уровень способности к саморегуляции психических состояний студентов экспериментальной группы значимо выше, чем контрольной группы, что объясняется эффективностью формирующего этапа эксперимента.
Произошедшие изменения основных параметров выраженности саморегуляции психических состояний студентов в экспериментальной группе мы связываем с эффективностью психолого-педагогических условий, которые были задействованы в процессе формирующего этапа эксперимента.
Экспериментальное исследование проверило эффективность разработанного нами спецкурса личностно-ориентированных занятий для студентов СПО. Студенты экспериментальной группы намного лучше стали понимать актуальность важности и необходимости саморегуляции психических состояний. Адекватно реагировать на происходящие изменения, как своих состояний, так и событий и условий, их 139
вызвавших, легче овладевать новыми формами активности, увереннее вести себя в незнакомых ситуациях. При возникновении непредвиденных отрицательных психических состояний, эти студенты способны оценить их и изменять основные условия, а так же оценивать расхождения между психическими состояниями, переживаниями и принятой целью, которую не смогут достичь, если не осуществят саморегуляцию собственной деятельности и эмоций. Эти учащиеся осознанно стали программировать и прорабатывать последовательный алгоритм своих действий по преодолению отрицательных психических состояний и преобразованию в положительные. Знания о саморегуляции они используют только в ситуациях лично значимых, то есть, опираясь на имеющиеся знания, поэтому у данных студентов появилась потребность в целенаправленной перестройке системы саморегуляции своих психических состояний.
Сравнивая результаты в исследовательских группах, мы можем отметить, что произошли изменения показателей в уровне способности к саморегуляции психических состояний, в том числе, незначительные, и в контрольной группе. Необходимо указать, что в контрольной группе коэффициент углового преобразования Фишера ниже, чем у экспериментальной группы. Примерно у половины студентов контрольной группы к окончанию формирующего этапа эксперимента был выявлен средний уровень способности к саморегуляции психических состояний, а у третьей части высокий уровень, это отвечает возрастным особенностям, но при этом полученный результат значительно ниже, чем в экспериментальной группе. Переведя процентные доли в величины центрального угла, мы получили, что фэмп.>фкр., а это значит, что фэмп. находится в зоне значимости, что свидетельствует о достоверном различии значений в выраженности способности к саморегуляции психических состояний учащихся экспериментальной и контрольной групп. Отсюда уровень способности к саморегуляции психических состояний студентов в экспериментальной группе значимо выше, чем в контрольной группе, что объясняется эффективностью разработанных нами психолого-педагогических условий.
Проведение исследования позволило сделать следующие выводы:
140
Под психическим состоянием понимается психическая деятельность, включающая в себя и субъективный опыт личности, и способы его выражения, базирующаяся на функциональном состоянии мозга, то есть психическое состояние рассматривается как понятие, позволяющее в определенный отрезок времени повышать или понижать активность психическойдеятельности
Саморегуляция психических состояний студента - это системно-организованный процесс внутренней психической активности студента, обеспечивающей мониторинг, оценку и коррекцию психических состояний, сопровождающихся внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.
Формирование способности к саморегуляции психических состояний студента СПО - это целенаправленное воздействие на студента СПО, с целью развития у него способностей к саморегуляции, позволяющих ему корректировать и оценивать свои психические состояния, которые сопровождаются внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.
Выявленные и реализованные нами психолого-педагогические условия, а именно, развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса; содержание личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса будет разработано в соответствии с типологией психических состояний (эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния; психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой процесса саморегуляции психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник); развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в процессе обучения студентов СПО техникам, мобилизирующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт- терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация), являются эффективными в формировании способности студентов СПО к саморегуляции психических состояний.
Проведенное исследование не решает всю сложность проблемы формирования способности к саморегуляции психических состояний у студентов организаций СПО в процессе обучения. Перспективы дальнейших исследований заключаются, возможно, в выявлении эффективных способов саморегуляции психических состояний у детей других возрастных категорий.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция эмоционального состояния студентов в период подготовки к экзаменационной сессии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Формирование рефлексии у старшеклассников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Формирование рефлексии у старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Особенности профессионального самосознания студентов с высоким уровнем самореализации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К
ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО КОНЦЕРТНОГО СОСТОЯНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020



