ВВЕДЕНИЕ 4
8
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Физическая подготовка спортсмена 10
1.1.1. Значение силовых способностей 14
1.1.2. Проявление скоростных способностей •. 15
1.1.3. Специфичность выносливости 16
1.1.4. Гибкость и ее разновидности при занятиях спортом 17
1.1.5. Роль координационных способностей 18
1.2. Методические основы развития физических качеств спортсменов 19
1.2.1. Развитие силы в связи со спецификой вида спорта 19
1.2.2. Особенности развития скоростных способностей 21
1.2.3. Развитие выносливости 23
1.2.4. Методы развития активной и пассивной гибкости 24
1.2.5. Развитие координационных способностей 26
1.3. Методы контроля и оценки уровня развития физических качеств 29
1.4. Связь физической подготовленности волейболистов с техникой движений 34
1.5. Программирование в управлении процессом физической подготовки 36
Резюме 39
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.3. Организация исследования 51
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СОРЕВНОВАНИЯХ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 53
3.1. Показатели двигательной активности юных волейболистов в соревновательных играх 54
3.2. Характеристика физических качеств юных волейболистов 62
3.2.1. Методы и средства физической подготовки юных волейболистов, применяемые в занятиях учебно-тренировочных групп (иа примере ДЮСШ г. Иркутска) 62
3.2.2. Скоростные способности 65
3.2.3. Силовые способности 69
3.2.4. Выносливость юных волейболистов 72
3.2.5. Показатели гибкости 74
3.2.6. Координационные способности 74
3.3. Взаимосвязь физических качеств и структура физической подготовленности
юных волейболистов 76
3.3.1. Показатели силы основных мышечных групп, определяющих уровень силовой подготовленности и их взаимосвязь 77
3.3.2. Взаимосвязь некоторых показателей физического развития с силой разных
групп мышц и скоростными возможностями 80
3.3.3. Структура физической подготовленности юных волейболистов 88
Резюме 92
ГЛАВА IV. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОТКРЫТОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 94
4.1. Научно-методические основы программирования и разработки алгоритма процесса физической подготовки юных волейболистов 94
4.2. Организация и результаты педагогического эксперимента 99
ГЛАВА V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 110
ВЫВОДЫ 123
БИБЛИОГРАФИЯ 127
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 150
Спортивная тренировка включает в себя основные разделы или относительно самостоятельные стороны подготовки: техническую, физическую, тактическую, психологическую, теоретическую и интегральную.
Такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования.
При этом следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень [89, 113, 166, 167, 174].
Проявление отдельных двигательных качеств в волейболе заметно разнообразное, поэтому развитие и эффективное совершенствование каждого из них требует должного научного обоснования. В процессе игры в волейбол, как и в других спортивных играх, постоянно возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных качеств при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентировки, необходимости перемещений, атакующих и защитных действий в условиях строгого дефицита времени, сложного взаимодействия с партнерами по команде. Кроме того, последние изменения правил соревнований в волейболе предполагают значительную интенсификацию игры [42, 40]. Это, в конечном итоге, усложняет процесс специальной физической подготовки и вызывает необходимость разработки такой методики подготовки, которая позволила бы спортсмену иметь достаточно высокие показатели развития профильных физических качеств и обеспечивать их реализацию во
взаимосвязи с техникой игры и между собой [150, 167].
Исследованию сторон специальной физической подготовленности волейболистов посвящено достаточно много работ [5, 17, 18, 41, 37 и др.]. Однако научные исследования в этой области были направлены, в основном, на изучение отдельных сторон подготовленности или двигательных способностей в разной мере влияющих на спортивные достижения в волейболе. Так, ряд авторов [10, 37, 47, 45] исследовали показатели быстроты, в работах [31, 33, 37,49, 62] приведены данные о силовых способностях волейболистов, исследовались также показатели прыгучести, различных видов выносливости, координационных способностей [50, 60, 62, 65, 88]. Определенное внимание уделялось вопросам отбора, методики тренировки и другим аспектам [5, 3, 23, 27,44, 70].
Однако систематизировать и использовать имеющиеся сведения в силу их фрагментарности практически невозможно. Кроме этого, большинство выполненных исследований относятся к 70-80 годам прошлого столетия [17, 38, 49, 72, 94 и мн. др.] и проводились с привлечением контингента взрослых спортсменов высокой квалификации.
Как показывает анализ методических материалов и практического опыта, физическая подготовка юных волейболистов, в основном, опирается на решение оздоровительных и общеобразовательных задач, зачастую без учета специфики соревновательной деятельности и рационального использования средств и методов тренировки в развитии физических качеств.
В связи с изложенным, исследование структуры физической подготовленности юных волейболистов и формирование на этой основе путей оптимизации процесса развития физических качеств, является весьма актуальным. Это обусловило цель и задачи исследования.
Цель работы — совершенствование тренировочного процесса, направленного на повышение физической подготовленности юных волейболистов.
Объект исследования - соревновательная деятельность и тренировочный процесс юных волейболистов.
Предмет исследования - структура физической подготовленности и методика развития физических качеств, определяющих уровень физической подготовленности юных волейболистов.
Гипотеза: предполагалось, что программирование тренировочного процесса на основе взаимосвязи физических качеств, характеризующих структуру физической подготовленности, позволит оптимизировать физическую подготовку и существенно повысить эффективность соревновательной деятельности юных волейболистов.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что:
- определены особенности двигательной активности юных волейболистов в соревновательных игр;
- выявлена корреляционная зависимость между разными физическими качествами юных волейболистов;
- определены обобщенные и единичные показатели, характеризующие структуру физической подготовленности юных волейболистов;
- впервые разработан и применен алгоритм программирования тренировочного процесса для совершенствования физической подготовленности юных волейболистов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Физическая подготовленность юных волейболистов определяется показателями силы мышц плечевого пояса, туловища, скоростной выносливостью мышц нижних конечностей и быстротой одиночного движения;
2. Структуру физической подготовленности юных волейболистов в большей мере определяют силовые и скоростные способности, координационные возможности и показатели подвижности в суставах;
3. Соревновательная деятельность юных волейболистов характеризуется значительным объемом разнообразных игровых действий, количество которых увеличивается по сравнению с прошлыми годами и обусловлено изменениями правил соревновании;
1. Ретроспективный анализ литературных источников позволил установить, что исследования, выполненные в 70-90 г.г. прошлого столетия, были направлены, в основном, на изучение отдельных аспектов как процесса физической подготовки, так и уровня развития физических качеств занимающихся, носят фрагментарный характер и не учитывают эволюцию правил соревнований по волейболу. Практическое применение результатов рассмотренных исследований ограничивается недостаточностью научно обоснованных сведений о взаимосвязи между различными физическими качествами, отсутствием знаний о структуре физической подготовленности. Процесс физической подготовки юных волейболистов опирается, главным образом, на Программу по волейболу для детско-юношеских спортивных школ.
2. Динамика двигательной активности игроков юношеских команд в соревнованиях, на уровне первого спортивного разряда и кандидатов в мастера спорта, зависит от числа партий в играх. В играх из пяти партий активность, количество прыжков, а так же передвижений и падений значительно возрастает. Так, время активных фаз игроков в пяти партиях, по сравнению с одной партией, возрастает более чем в 3 раза. Количество прыжков, выполняемых юными волейболистами в пяти партиях, увеличивается на 369,2%, а прирост числа перемещений и падений составляет почти 500% (от 14,0 в одной партии до 69,0 в игре из пяти партий).
3. Корреляционные взаимосвязи между показателями уровня развития отдельных физических качеств юных волейболистов разнообразны по характеру и уровню значимости. Наиболее показательны обратная зависимость относительной силой разгибателей нижних конечностей и подошвенных сгибателей стопы, с достижениями в беге на короткие дистанции (Р<0,05); положительная взаимосвязь суммарной относительной силы 11 групп мышц и относительной силы разгибателей нижних конечностей и туловища, а так же отрицательная зависимость силы этих мышечных групп с массой тела (Р<0,01 и Р<0,05). Масса тела не влияет на скоростные способности в беге на короткие дистанции (Р>0,05), в то время как длина тела умеренно взаимосвязана с результатами в беге на эти дистанции (от г = 0,294 до г = 0,389 при Р<0,05). Такие показатели элементарных форм быстроты, как частота движения и время одиночного движения рукой, а так же показатели силовой выносливости в двигательных заданиях, не регламентированных временем их выполнения, представляют специфические двигательные способности юных волейболистов, которые не связаны с их скоростно-силовыми возможностями. Величины коэффициентов корреляции между ними варьируют от г =
0, 023 до г = 0,217 и не достигают статистически значимого уровня.
4. Особенности силовой подготовленности юных волейболистов проявляются в превалировании относительной силы разгибателей мышечных групп нижних конечностей над антагонистами. К группам мышц, в большей мере определяющих уровень развития относительной силы юных волейболистов, относятся разгибатели предплечья и плеча, голени, бедра, туловища и подошвенные сгибатели стопы, коэффициент детерминации которых с суммарной силой объясняет более чем 70% общности взаимовлияния. Между силой функционально однонаправленных групп мышц тела, расположенных справа и слева в большинстве случаев статистически достоверного различия не обнаружено. Исключение составляют разгибатели правой голени (Р<0,01), сгибатели правого (Р<0,05) и разгибатели левого бедра (Р<0,01), относительная сила которых превышает силу одноименных мышечных групп, расположенных на противоположном звене тела.
5. Структура физической подготовленности юных волейболистов определяется пятью факторами, интерпретированными как:
- прыжковая подготовленность;
- общая силовая подготовленность;
- комплексная форма проявления быстроты;
- силовая выносливость мышц плечевого пояса, скоростная выносливость мышц нижних конечностей;
- двигательная координация.
6. Результаты корреляционного и факторного анализа позволили определить обобщенные и единичные показатели физических качеств и двигатель¬ных способностей юных волейболистов. К обобщенным показателям относятся:
а) силовые способности и силовая выносливость;
б) скоростные способности;
в) скоростно-силовые способности;
г) гибкость;
д) силовая и скоростная выносливость;
е) координированность.
Группу единичных показателей составили результаты в упражнениях и двигательных заданиях, которые обеспечиваются уровнем физической подготовленности.
7. Реализация программирования физической подготовки юных волейболистов в экспериментальной группе характеризуются приростом следующих показателей:
- повышением результатов в прыжковых упражнениях (Р< 0,01);
- приростом относительной силы разгибателей голени и бедра, подошвенных сгибателей стопы на 114,9% - 135%;
- увеличением показателей силовой выносливости в упражнениях с преодолением массы собственного тела (121,3% - 123,2%);
- повышением скоростно-силовых способностей в приседаниях и выпрыгиваниях за 20 с (125,8% - 129,6%);
- улучшением координационных способностей (Р< 0,05).
Исключение составляют результаты в беге на 3 м, различия в которых
статистически не достоверны.
В контрольной группе из 12 показателей физической подготовленности
126
только в шести (50%) наблюдался достоверный прирост. У волейболистов этой группы увеличение относительной силы разгибателей голени и бедра, количества подтягиваний, улучшения результатов в беге статистически не достоверно (Р>0,05), а прирост результатов в тройном прыжке с места имеет лишь статистическую тенденцию к достоверности различий (Р<0,1).
8. Игроками экспериментальной группы в соревновательных играх с волейболистами контрольной группы выполнено, в среднем, больше подач и блокирования нападающих ударов (Р<0,05), а разница в количестве передач, нападающих ударов и приемов мяча статистически несущественная (Р>0,05). Однако эффективность нападающих ударов, приема мяча и блокирования достоверно выше у волейболистов экспериментальной группы (Р<0,05).
9. Программирование физической подготовки юных волейболистов предполагает наличие теоретических и практических оснований, разработку определенного алгоритма и выбора оптимального содержания педагогического воздействия. Алгоритм программирования содержит ряд последова¬тельных операций: определение цели и задач периода подготовки; оценка физического развития; учет особенностей соревновательной деятельности; диагностика физической подготовленности; выявление факторов, влияющих на спортивный результат; контроль, оценка и коррекция тренировочных нагрузок. Ориентация тренировочного процесса должна быть акцентирована на реализацию принципов единства и взаимосвязи соревновательной деятельности и структуры подготовленности, направленности к высшим достижениям и углубленной специализации.
1. Абалаков В.А. Приборы для динамометрических и динамографических исследований. - Матер. Всесоюз. конференции по изобретатель¬ству и применению различной аппаратуры в области спорта.- М.: Физкуль¬тура и спорт, 1966. - С. 31
2. Айринянц А.М. Волейбол. - М., Физкультура и спорт, 1976. -
230 с.
3. Александрова Н.Е. Соматотипологические характеристики во-лейболистов на этапе спортивного совершенствования. // XXI научная конференция студентов и молодых ученых. Мосспортакадемия: тезисы докладов. - Малаховка, 1997. - С. 97-98.
4. Александрова Н.Е. Тенденции развития волейбола и морфо-функциональные показатели волейболистов. // ХХП научная конференция студентов и молодых ученых. Мосспортакадемия: тезисы докладов. - Ма-лаховка, 1998. - С. 48 -50.
5. Александрова Н.Е. Критерии спортивного отбора волейболи¬стов на основе их соматотипологических характеристик. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1999. - 23 с.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 440 с.
7. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной систе¬мы. - М.: Наука, 1980 -196 с.
8. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека.
- С-Птб: МГП «Петрополис», 1992. - 123 с.
9. Аршавский И.А. К проблеме обоснования критериев нормы ин-дивидуального развития в связи с характерными особенностями функцио-нирования скелетной мускулатуры // Медицинские проблемы физ. культу¬ры. - Киев, 1971. - Вып. 1. - С. 5-9.
128
10. Астранд П.О. Факторы, обусловливающие выносливость спортсмена // Наука в олимпийском спорте. - 1994. - № 1. - С. 43-47.
11. Ахмеров Э.К. Механографический метод регистрация кинема-тических характеристик разбега и прыжка волейболиста. // Теория и прак¬тика физической культуры, 1970. - № 4. - С. 66-68.
12. Ахмеров Э.К. Вариативность и стабильность характеристик движений в подготовительном цикле нападающего удара в волейболе // Тезисы IV научно-методической конференции по вопросам спортивной тренировки. - Таллинн, 1972. - С. 115-117.
13. Ахметжанов Т.А. Факторы, определяющие эффективность дея-тельности волейболистов в процессе игры. Автореф. дис. ... канд. пед. на¬ук. - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 23 с.
14. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследова¬ний в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
15. Бальсевич В.К. Методические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физ. куль- туры.-1980. - № 1. - С. 31-34.
16. Бальсевич В.К; Запорожанов В.А. Физическая активность чело¬века. - Киев: Здоров’я, 1987. - 224 с.
17. Беляев А.В. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 1975. - 26 с.
18. Беляев М.А. Экспериментальное исследование специальной выносливости волейболиста: Автореф. дис ... канд. пед. наук. - М.: 1975 - 29 с.
19. Берестецкая И.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функции: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Киев: 1987. - 24 с.
20. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиоло¬гии активности - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
129
21. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 1985. - 192 с.
22. Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для ха-рактеристики моторики человека // Теория и практика физической культу¬ры, 1970.-№5.-С. 15-18.
23. Бриль М.С. Принципы и методические основы активного отбо¬ра школьников для спортивного совершенствования: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М.: 1983. - 46 с.
24. Бубе X. и др. Тесты в спортивной практике / Бубе X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 239 с.
25. Булатова М.М. Оптимизация тренировочного процесса на ос¬нове изучения мощности и экономичности системы энергообеспечения спортсменов (На материале велосипедного спорта): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1984. - 24 с.
26. Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревнователь¬ной деятельности: Дис... д-ра пед. наук. - Киев, УГУФВС, 1996. - 356 с.
27. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
28. Бурякин Ф.Г. Педагогический контроль силы и выносливости отдельных групп мышц борцов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1986.-25 с.
29. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт,
1972. -312 с.
30. Введение в теорию физической культуры / Под общей ред. Матвеева Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - с.
31. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1977. — 215 с.
130
32. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация трени-ровочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.
33. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подго¬товки. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
34. Виру А.А., Писуке А.П. К вопросу о приспособляемости орга¬низма к интенсивным физическим нагрузкам // Медицинские проблемы физ. культуры. - Киев: 1971. - Вып. 1. - С. 22-27.
35. Возрастные особенности двигательной деятельности волейбо-листов. Методические рекомендации. Под ред. В.П. Пелипак. - Харьков: 1986.-22 с.
36. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры.- изд. 2-е, доп./ Под ред. Айринянца А.М. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 230 с.
37. Волейбол: Методы, средства и контроль за развитием у волей-болистов ловкости, быстроты и силы / Метод, рекомендации для студентов ин-тов физ. культуры / Составил Е.В. Фомин. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 20 с
38. Волейбол // Сб. статей / Сост. Ю.Н. Клещев. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 94 с.
39. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. Кле- щева Ю.Н., Айринянца А.М. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 270 с.
40. Волейбол. Правила соревнований. - М., 1994. -159 с.
41. Волейбол: Книга тренера / Ю.Н. Клещев и др. — Ташкент: 1995.
-187 с.
42. Волейбол. Изменения к официальным волейбольным правилам, ФИВБ. - Токио (Япония), 1998. - 7 с.
43. Волков В.М., Ромашов JI.B. Некоторые аспекты формирования спортивного мастерства // Теория и практика физ. культуры. - 1976. - № 10. -С. 19-22.
44. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М.: Физкуль¬тура и спорт, 1983. - 176 с.
131
45. Волков JI.B. Физические способности детей и подростков. - Ки¬ев: Здоров’я, 1981.- с.
46. Волков J1.B. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоров’я, 1984. - с .
47. Волков J1.B. Система управления развитием физических спо¬собностей детей школьного возраста в процессе занятий физической куль¬турой и спортом: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 38 с.
48. Волков Н.И., Ремизов Л.П. Использование физиологических критериев для оптимизации тренировочного процесса // Теория и практика физ. культуры. - 1975. - № 5. - С. 12-14.
49. Волков Н.И. Тренеру о подростке. - М.: Физкультура и спорт,
1973. -70 с.
50. Волков Н.И., Беляев А.В., Смирнов Ю.И. Факторная структура специальной выносливости спортсмена // Теория и практика физ. культу¬ры. - 1977. -№ 8. - С. 21-23.
51. Воробьев А.Н. Принцип индивидуализации - фикция или зако-номерность в современном тренировочном- процессе // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - № 6. - С. 29-31.
52. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебно-методич. пособие. Лен. пед. мед. ин-т. - Л.: 1986.-56 с.
53. Выханду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологиче¬ских систем / Применение математических методов в биологии. Л.: изд. ЛГУ, 1964.-С. 19-22.
54. Гайдай В.Я., Бориско Г.А. Конституциональный тип, физиче¬ское и половое развитие здоровых детей и подростков // Охрана здоровья детей и подростков. - Киев: 1982. - Вып. 13. - С. 7-10.
132
55. Годик М.Л. Контроль тренировочных и соревновательных на¬грузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
56. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: 1982. - 48 с.
57. Годик М.А. Спортивная метрология. Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 189 с.
58. Годик М.А., Блащак И.М. Биомеханические критерии мастер¬ства в спортивных играх //Тез. докл. VI Всесоюзной научной конференции «Биомеханика спорта». - Чернигов, 1989. - С. 44.
59. Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1976. - 112 с.
60. Гомберадзе К.Г. Исследование некоторых параметров техники на примере юных прыгунов в высоту различной подготовленности. // Тео¬рия и практика физической культуры, 1970. - № 3. - С. 45-47.
61. Гомберадзе К.Г. Исследование скоростно-силовых качеств и техники у юных спортсменов // Тезисы докладов III Всесоюзн. конф. по проблемам юношеского спорта / Всесоюзн. науч.-иссл. ин-т физ. культуры (Москва, 29—30 октября 1973 г.) - М.: 1973. - С. 82-83.
62. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьни¬ков. - Минск: Народная асвета, 1978. - с.
63. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигатель¬ных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М.: 1979. - 26 с
64. Гужаловский А.А. Проблема критических периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 211-
224.
133
65. Гуминский А.А. Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятий спор¬том: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1973. - 26 с.
66. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. - М.: Медицина, 1974. - 256 с.
67. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина,
1988. -278 с.
68. Демчишин А.А., Пилипчук Б.С. Подготовка волейболют1в. - Ки¬ев: Здоров’я, 1986. - 104 с.
69. Детская спортивная медицина. Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 560 с.
70. Дорохов Р.Н., Бахрах И.И., Попов И.М. Спортивно¬медицинские аспекты отбора и ориентации. - Смоленск: 1978. - 38 с.
71. Демчишин А.А. Волейбол — игра для всех. - Киев: Здоров’я, 1986.-89 с.
72. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 232 с.
73. Еренков В.А. Клинические исследования ребенка. - Киев: Здо¬ров’я, 1984.-С. 148-149.
74. Ермаков С.С. Обучение технике ударных движений в спортив¬ных играх на основе их компьютерных моделей и новых тренажерных уст¬ройств. Автореф. дис. докт. пед. наук. - Киев: 1997. - 45 с.
75. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 110 с.
76. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
77. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спор-тивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук.
- М.: - ГЦОЛИФК, 1980. - 48 с.
134
78. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. Учеб. пособие для трене¬ров. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
79. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 240 с.
80. Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке. - Киев: - Здоров’я, 1988. - 149 с.
81. Зациорский В.М. Связь между физическими качествами и тех¬никой движений спортсменов. Методическое письмо. - М.: ГЦОЛИФК, 1969.-46 с
82. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. - М.: Физ¬культура и спорт, 1969. - 200 с.
83. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физ-культура и спорт, 1970. - 200 с.
84. Зациорский В.М., Запорожанов В.А., Тер-Ованесян И.А. Во¬просы теории и практики педагогического контроля в современном спорте // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № 4. - С. 59-63.
85. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж., Рагимов P.M., Сергиенко Р.П. Проблема спортивной одаренности и отбор в спорте: Направления и методология исследований // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - №
7. - С. 54-66.
86. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физ¬культура и спорт, 1979.- 152 с.