Организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И 20 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
1.1. Анализ состояния теории и практики исследуемой 21 проблемы
1.2. Состояние правового обеспечения организационно- 49 педагогической деятельности руководителя школы в теории и практике
1.3. Теоретико-методологические подходы к исследованию 72 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по первой главе 82
ГЛАВА II. АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 85 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
2.1. Характеристика организационно-педагогических и 86 правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.2. Сущность, структура, условия и принципы взаимодействия 117 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.3. Профессиональная компетентность руководителя школы 150 как условие обеспечения взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2
Выводы по второй главе
181
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 183 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
3.1. Совершенствование содержания обучения руководителей 184 реализации модели взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении школой
3.2. Технология реализации модели взаимодействия 205 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой
3.3. Анализ результатов исследования эффективности 241 реализации модели взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по третьей главе 261
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
264
ЛИТЕРАТУРА
272
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И 20 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
1.1. Анализ состояния теории и практики исследуемой 21 проблемы
1.2. Состояние правового обеспечения организационно- 49 педагогической деятельности руководителя школы в теории и практике
1.3. Теоретико-методологические подходы к исследованию 72 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по первой главе 82
ГЛАВА II. АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 85 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
2.1. Характеристика организационно-педагогических и 86 правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.2. Сущность, структура, условия и принципы взаимодействия 117 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.3. Профессиональная компетентность руководителя школы 150 как условие обеспечения взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2
Выводы по второй главе
181
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 183 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
3.1. Совершенствование содержания обучения руководителей 184 реализации модели взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении школой
3.2. Технология реализации модели взаимодействия 205 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой
3.3. Анализ результатов исследования эффективности 241 реализации модели взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по третьей главе 261
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
264
ЛИТЕРАТУРА
272
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность и постановка проблемы исследования. В последнее десятилетие в условиях радикальных преобразований в российском обществе образовательная система действовала в силу накопленного ранее потенциала, сформировавшихся тенденций. Однако изменения социально¬экономической среды, происходящие в современных условиях, предъявляют новые требования к общеобразовательной школе, качеству управления ею, профессиональной компетентности руководителя.
В настоящее время значительно усилилось внимание к образовательному учреждению как социальной системе. Общество определяет в качестве основной цели современной школы создание и постоянное совершенствование условий для получения каждым учеником образования в соответствии со своими интересами и потребностями, предоставление всем учащимся возможностей для самоопределения. Неразрывная связь общества и жизнедеятельности в нем образовательного учреждения ставит современного руководителя перед необходимостью проведения постоянного анализа противоречивых общественных процессов, существенно изменяющихся условий функционирования и развития общеобразовательной школы, прогнозирования тенденций их проявления в будущем, гибкого и быстрого реагирования на них в интересах выживания, стабилизации и развития образовательного учреждения.
Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с деятельностью руководителя общеобразовательной школы. Перспективы её развития во многом зависят от его правовой компетентности. С одной стороны, усложнение функций образовательного учреждения требует от руководителя глубоких знаний трудового, гражданского, семейного, предпринимательского, образовательного права. С другой стороны, повышение качества управления процессами функционирования и развития
4
общеобразовательной школы в свете современных требований в значительной степени определяется сформированностью системного мышления, нравственной зрелостью и высоким уровнем правовой культуры руководителя.
Расширение функций современной школы, совершенствование содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителя, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в управлении школой. Реализация данного комплекса задач возможна при учете организационно-педагогических факторов в управлении общеобразовательной школой.
Возрастание роли правовой культуры руководителя связано с необходимостью учета как особенностей социума общеобразовательной школы, так и общедемократических тенденций развития общества в целом. В законодательстве об образовании предусмотрено изменение методов управления: от широкого применения индивидуальных властных распоряжений «сверху-вниз» к нормативно-правовому регулированию деятельности общеобразовательной школы как юридического лица.
Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности. На современном этапе теоретико-методологические аспекты социального управления всесторонне проанализированы российскими учеными, такими как Р.Ф. Абдеевым, В.Г. Афанасьевым, А.И. Бергом, Д.И. Гвишиани,
5
A. А. Карташовым, В.И. Садовским, Э.Г. Юдиным и зарубежными исследователями Т. Кунцем, М. Месконом, А. Морита, А. Файолем, Ф. Хедоури и др.
В отечественной педагогической науке накоплен обширный научный фонд разработок междисциплинарного характера, который создает предпосылки для выявления теоретических основ становления и развития общеобразовательных учреждений. Философия образования рассматривается в трудах Д.И. Гвишиани, Б.С. Гершунского,
B. В. Краевского, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, педагогическая диагностика - в работах Б.С. Гершунского, В.И. Зверевой, Т.К. Чекмаревой, экономика образования - В.С. Беляковской и др., теория целостного педагогического процесса - Ю.В. Васильева, И.Ф. Исаева,
A. И. Мищенко, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Т.И. Шамовой. Управлению развитием школы посвящены исследования В.Н. Гурова,
B. И. Зверевой, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой; методология инновационных процессов и адаптивные модели управления рассмотрены Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, Е.А. Ямбургом; педагогическая инноватика освещена в трудах Ю. В. Громыко,
Н.И. Лапина, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, В. А. Шаповалова и др.; становление и развитие сети современных образовательных учреждений раскрыты В.Н. Ирхиным, Т.В. Орловой,
H. И. Роговцевой, А.И. Тряпицыной.
В современных условиях общеобразовательные школы, сталкиваясь с крайне неблагоприятными социальными обстоятельствами, вынуждены одновременно решать три группы разнонаправленных задач.
I. Обеспечение элементарного выживания и адаптации учителей и учащихся к быстро меняющейся обстановке.
2. Обеспечение нормального бесстрессового функционирования образовательного процесса, достижение результатов образования,
6
соответствующих государственным требованиям, и необходимого для этого уровня мотивации обучения детей.
3. Осуществление инновационной деятельности для решения с помощью нововведений задач развития образования.
Важнейшим условием стабилизации и развития общеобразовательной школы является обеспечение ее правового статуса, опора директора в принятии управленческих решений, связанных с модернизацией образования, на образовательное право, которое в настоящее время значительно изменилось.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного обоснования путей повышения качества управления школой. Так, созданы общие основы теории управления образованием, которые получили освещение в работах М.И. Кондакова, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.И. Фролова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и др., раскрывших основные научные категории, сущность, закономерности и принципы управления, прежде всего, образовательным учреждением.
Принципиальное значение имеют исследования, рассматривающие разнообразные подходы к управлению образовательным учреждением:
- функциональный подход (В .И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);
- проблемно-функциональный подход (А.А. Орлов, Н.А. Рогачева, П.И. Третьяков и др.);
- системный подход (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
- ситуационный подход (Б.С. Гершунский, П.И. Третьяков и др.);
- оптимизационный подход (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.);
- исследовательский подход (Г.М. Тюлю, Т.И. Шамова и др.);
- мотивационный подход (П.И. Третьяков, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова и др.);
7
- концептуальный технологический подход (З.И. Васильева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.);
- рефлексивный подход (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова и др.).
Анализ этих подходов позволяет охарактеризовать динамику развития теории управления образовательным учреждением в современных условиях.
В последнее время проблематика развития образовательных учреждений имеет тенденцию к усложнению вопросов управления относительно разнообразных типов образовательных учреждений и связана с изменением специфики управления гимназиями, лицеями, колледжами, рассматриваемой А.Г. Каспржаком, Е.С. Полат, Н.А. Шарай и др.
Вопросы учета и взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой представляются недостаточно исследованными. При этом эффективность функционирования и развития общеобразовательного учреждения зависит от знания руководителем организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой и умения их применять.
В настоящее время значительно усилилось внимание к образовательному учреждению как социальной системе. Общество определяет в качестве основной цели современной школы создание и постоянное совершенствование условий для получения каждым учеником образования в соответствии со своими интересами и потребностями, предоставление всем учащимся возможностей для самоопределения. Неразрывная связь общества и жизнедеятельности в нем образовательного учреждения ставит современного руководителя перед необходимостью проведения постоянного анализа противоречивых общественных процессов, существенно изменяющихся условий функционирования и развития общеобразовательной школы, прогнозирования тенденций их проявления в будущем, гибкого и быстрого реагирования на них в интересах выживания, стабилизации и развития образовательного учреждения.
Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с деятельностью руководителя общеобразовательной школы. Перспективы её развития во многом зависят от его правовой компетентности. С одной стороны, усложнение функций образовательного учреждения требует от руководителя глубоких знаний трудового, гражданского, семейного, предпринимательского, образовательного права. С другой стороны, повышение качества управления процессами функционирования и развития
4
общеобразовательной школы в свете современных требований в значительной степени определяется сформированностью системного мышления, нравственной зрелостью и высоким уровнем правовой культуры руководителя.
Расширение функций современной школы, совершенствование содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителя, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в управлении школой. Реализация данного комплекса задач возможна при учете организационно-педагогических факторов в управлении общеобразовательной школой.
Возрастание роли правовой культуры руководителя связано с необходимостью учета как особенностей социума общеобразовательной школы, так и общедемократических тенденций развития общества в целом. В законодательстве об образовании предусмотрено изменение методов управления: от широкого применения индивидуальных властных распоряжений «сверху-вниз» к нормативно-правовому регулированию деятельности общеобразовательной школы как юридического лица.
Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности. На современном этапе теоретико-методологические аспекты социального управления всесторонне проанализированы российскими учеными, такими как Р.Ф. Абдеевым, В.Г. Афанасьевым, А.И. Бергом, Д.И. Гвишиани,
5
A. А. Карташовым, В.И. Садовским, Э.Г. Юдиным и зарубежными исследователями Т. Кунцем, М. Месконом, А. Морита, А. Файолем, Ф. Хедоури и др.
В отечественной педагогической науке накоплен обширный научный фонд разработок междисциплинарного характера, который создает предпосылки для выявления теоретических основ становления и развития общеобразовательных учреждений. Философия образования рассматривается в трудах Д.И. Гвишиани, Б.С. Гершунского,
B. В. Краевского, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, педагогическая диагностика - в работах Б.С. Гершунского, В.И. Зверевой, Т.К. Чекмаревой, экономика образования - В.С. Беляковской и др., теория целостного педагогического процесса - Ю.В. Васильева, И.Ф. Исаева,
A. И. Мищенко, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Т.И. Шамовой. Управлению развитием школы посвящены исследования В.Н. Гурова,
B. И. Зверевой, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой; методология инновационных процессов и адаптивные модели управления рассмотрены Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, Е.А. Ямбургом; педагогическая инноватика освещена в трудах Ю. В. Громыко,
Н.И. Лапина, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, В. А. Шаповалова и др.; становление и развитие сети современных образовательных учреждений раскрыты В.Н. Ирхиным, Т.В. Орловой,
H. И. Роговцевой, А.И. Тряпицыной.
В современных условиях общеобразовательные школы, сталкиваясь с крайне неблагоприятными социальными обстоятельствами, вынуждены одновременно решать три группы разнонаправленных задач.
I. Обеспечение элементарного выживания и адаптации учителей и учащихся к быстро меняющейся обстановке.
2. Обеспечение нормального бесстрессового функционирования образовательного процесса, достижение результатов образования,
6
соответствующих государственным требованиям, и необходимого для этого уровня мотивации обучения детей.
3. Осуществление инновационной деятельности для решения с помощью нововведений задач развития образования.
Важнейшим условием стабилизации и развития общеобразовательной школы является обеспечение ее правового статуса, опора директора в принятии управленческих решений, связанных с модернизацией образования, на образовательное право, которое в настоящее время значительно изменилось.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного обоснования путей повышения качества управления школой. Так, созданы общие основы теории управления образованием, которые получили освещение в работах М.И. Кондакова, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.И. Фролова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и др., раскрывших основные научные категории, сущность, закономерности и принципы управления, прежде всего, образовательным учреждением.
Принципиальное значение имеют исследования, рассматривающие разнообразные подходы к управлению образовательным учреждением:
- функциональный подход (В .И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);
- проблемно-функциональный подход (А.А. Орлов, Н.А. Рогачева, П.И. Третьяков и др.);
- системный подход (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
- ситуационный подход (Б.С. Гершунский, П.И. Третьяков и др.);
- оптимизационный подход (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.);
- исследовательский подход (Г.М. Тюлю, Т.И. Шамова и др.);
- мотивационный подход (П.И. Третьяков, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова и др.);
7
- концептуальный технологический подход (З.И. Васильева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.);
- рефлексивный подход (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова и др.).
Анализ этих подходов позволяет охарактеризовать динамику развития теории управления образовательным учреждением в современных условиях.
В последнее время проблематика развития образовательных учреждений имеет тенденцию к усложнению вопросов управления относительно разнообразных типов образовательных учреждений и связана с изменением специфики управления гимназиями, лицеями, колледжами, рассматриваемой А.Г. Каспржаком, Е.С. Полат, Н.А. Шарай и др.
Вопросы учета и взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой представляются недостаточно исследованными. При этом эффективность функционирования и развития общеобразовательного учреждения зависит от знания руководителем организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой и умения их применять.
Во всем мире происходит переход от общества индустриального к обществу информационному, технократический подход уступает место веку человека, и поэтому обозначился поиск путей перехода во всех сферах деятельности от технологий XX столетия к антропогенной цивилизации будущего. Изменение миссии человека в обновляющейся системе его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему общеобразовательная школа не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях. Универсальность обновления образования в XXI веке требует перехода на новые педагогические и управленческие технологии обучения, воспитания, а также управления общеобразовательной школой в целом.
Роль современной общеобразовательной школы состоит в создании условий для становления образованной, культурной, нравственно, физически и психически здоровой личности, готовой к самоопределению, интегрированной в современное общество и нацеленной на его совершенствование. Становление такой личности будет возможно, если сама школа станет развивающейся педагогической системой.
Реформирование образования в России требует от руководителя общеобразовательного учреждения умения пересматривать содержание управленческой деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами конкретных этапов развития школы, вносить коррективы в набор реализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управления, осваивать новые управленческие технологии.
Вместе с тем, результаты ряда специальных исследований, а также проведенный педагогический мониторинг показывают, что многие руководители общеобразовательных школ испытывают затруднения в
263
реализации взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Условия взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой выявлены и разработаны нами на основе анализа функций управления и заключаются в следующем:
- информационно-аналитическая функция требует высокого уровня компетентности руководителя в работе с информацией, которая лежит в основе принятия управленческого решения;
- педагогический коллектив разрабатывает и принимает ценности к цели; особенность управления заключается в профессиональной компетентности руководителя по мотивации к принятию ценностей и целей коллективом;
- планово-прогностическая функция управления реализуется в проектной технологии, совместный поиск руководителем и педагогическим коллективом новых форм мотивации на организацию и выполнение проектов функционирования и развития школы, выполнение запланированных мероприятий позволяет ответственно подойти к распределению обязанностей между администрацией, учителями, учениками школы;
- в контрольно-оценочной функции диагностика выступает как механизм управления, причем контроль ведется по следующим направлениям: запрограммированные результаты, факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов; внутриконтрольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов; внутришкольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов; управление развитием общеобразовательной школы.
- управление строится на рефлексивной основе, поэтому коррекционно-регулятивной функции принадлежит особое место, реализация же происходит в процессе мониторинга по каждой функции.
Результативность управления общеобразовательной школой
264
определяется умением руководителя использовать в управленческой деятельности организационно-педагогические и правовые факторы, а также сформированностью у него специфического управленческого мышления, которое имеет следующие характеристики:
-нацеленность на человека, система ценностей, целей становится первостепенной по отношению к технологичности;
-ослабление вертикальных связей и усложнение горизонтальных, стремление организовать полноценную, продуманную жизнедеятельность всех аспектов обновления школы;
- новое понимание качества образовательного процесса не как простого соответствия норме, а как зависящего от целого комплекса условий, в которых педагог живет, работает, отдыхает и должен быть удовлетворен результатами своей деятельности;
- новая роль и место руководителя в системе управления как организатора самодвижения педагогического коллектива на основе сотрудничества и коллективного управления, организатора мотиваций личных целей на цели школы.
Важную роль в повышении эффективности управления общеобразовательной школой на основе взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов играет компетентность руководителя.
Руководитель современной общеобразовательной школы должен обладать организаторскими способностями, разносторонними специальными знаниями: управленческими, правовыми, экологическими, финансовыми, психологическими, педагогическими, уметь технологично использовать их в своей практической управленческой деятельности, быть культурным человеком.
Управленческая деятельность руководителя - это профессиональная деятельность, которая основана на чётком понимании целей, ценностей, содержания образования, принципов, форм и методов управления. Приоритетной составляющей профессионализма в этом случае является
265
человековедческая компетентность, то есть фундаментальные антропологические знания, адаптированные к управленческой деятельности.
На современном этапе развития общеобразовательной школы руководитель управляет (создает и использует технические, финансовые, кадровые, научные, научно-методические, правовые, экономические условия, которые необходимы для управленческой деятельности), а не руководит; руководитель, таким образом, принимает на себя профессиональные достижения педагогического и ученического коллектива, организует и координирует деятельность педагогов, учащихся, родителей. Главное профессиональное предназначение директора общеобразовательной школы - умение работать с людьми, а для этого необходимо понимание и соблюдение общих принципов управления: профессиональная компетентность (опыт, знания и умения , которые необходимы для профессионального исполнения должностных функций); гуманность (стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества, любовь и уважение к ним; инновационность (стремление к поиску, умение поощрять работников, которые осваивают новое в содержании, управлении, технологиях); осознание самоценности собственной жизни, оптимизм; прагматизм (работа на результат, рациональное использование рабочего времени). Современный руководитель должен также помнить о социальной защите, в основе которой лежит их непрерывное образование всеми возможными способами и формами.
В то же время одной из ключевых проблем обновления деятельности и повышения эффективности работы общеобразовательной школы в современных условиях является повышение уровня общей и профессиональной культуры ее руководителя.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
1. Учет организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой является стратегическим ресурсом, обеспечивающим эффективность управленческой деятельности
266
современного руководителя.
2. Концептуальную основу взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой составляет совокупность таких методологических подходов, как системно-деятельностный, профессионально-компетентный, человеко¬ориентированный, андрагогический, синергетический, культурологический.
Такие подходы позволяют выделить ведущие тенденции взаимодействия указанных факторов:
- непрерывность управления;
- усиление роли общественности в управлении общеобразовательной школой;
- достижение сбалансированности содержания управленческой деятельности и форм ее реализации;
- тесная взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой.
Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов обеспечивается с учетом следующих принципов: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой; законности; комплексного использования экономических, кадровых и общественных субъектов управления общеобразовательной школой; направленности деятельности субъектов управления школой на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса; открытости и гласности; свободы и самодеятельности, взаимодействия всех структур управления.
3. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обусловлено соблюдением следующих условий: наличие системы организационно¬педагогического и нормативно-правового обеспечения деятельности школы, сформированность профессиональной компетентности руководителя, его подготовленность к управлению общеобразовательной школой.
267
Роль современной общеобразовательной школы состоит в создании условий для становления образованной, культурной, нравственно, физически и психически здоровой личности, готовой к самоопределению, интегрированной в современное общество и нацеленной на его совершенствование. Становление такой личности будет возможно, если сама школа станет развивающейся педагогической системой.
Реформирование образования в России требует от руководителя общеобразовательного учреждения умения пересматривать содержание управленческой деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами конкретных этапов развития школы, вносить коррективы в набор реализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управления, осваивать новые управленческие технологии.
Вместе с тем, результаты ряда специальных исследований, а также проведенный педагогический мониторинг показывают, что многие руководители общеобразовательных школ испытывают затруднения в
263
реализации взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Условия взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой выявлены и разработаны нами на основе анализа функций управления и заключаются в следующем:
- информационно-аналитическая функция требует высокого уровня компетентности руководителя в работе с информацией, которая лежит в основе принятия управленческого решения;
- педагогический коллектив разрабатывает и принимает ценности к цели; особенность управления заключается в профессиональной компетентности руководителя по мотивации к принятию ценностей и целей коллективом;
- планово-прогностическая функция управления реализуется в проектной технологии, совместный поиск руководителем и педагогическим коллективом новых форм мотивации на организацию и выполнение проектов функционирования и развития школы, выполнение запланированных мероприятий позволяет ответственно подойти к распределению обязанностей между администрацией, учителями, учениками школы;
- в контрольно-оценочной функции диагностика выступает как механизм управления, причем контроль ведется по следующим направлениям: запрограммированные результаты, факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов; внутриконтрольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов; внутришкольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов; управление развитием общеобразовательной школы.
- управление строится на рефлексивной основе, поэтому коррекционно-регулятивной функции принадлежит особое место, реализация же происходит в процессе мониторинга по каждой функции.
Результативность управления общеобразовательной школой
264
определяется умением руководителя использовать в управленческой деятельности организационно-педагогические и правовые факторы, а также сформированностью у него специфического управленческого мышления, которое имеет следующие характеристики:
-нацеленность на человека, система ценностей, целей становится первостепенной по отношению к технологичности;
-ослабление вертикальных связей и усложнение горизонтальных, стремление организовать полноценную, продуманную жизнедеятельность всех аспектов обновления школы;
- новое понимание качества образовательного процесса не как простого соответствия норме, а как зависящего от целого комплекса условий, в которых педагог живет, работает, отдыхает и должен быть удовлетворен результатами своей деятельности;
- новая роль и место руководителя в системе управления как организатора самодвижения педагогического коллектива на основе сотрудничества и коллективного управления, организатора мотиваций личных целей на цели школы.
Важную роль в повышении эффективности управления общеобразовательной школой на основе взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов играет компетентность руководителя.
Руководитель современной общеобразовательной школы должен обладать организаторскими способностями, разносторонними специальными знаниями: управленческими, правовыми, экологическими, финансовыми, психологическими, педагогическими, уметь технологично использовать их в своей практической управленческой деятельности, быть культурным человеком.
Управленческая деятельность руководителя - это профессиональная деятельность, которая основана на чётком понимании целей, ценностей, содержания образования, принципов, форм и методов управления. Приоритетной составляющей профессионализма в этом случае является
265
человековедческая компетентность, то есть фундаментальные антропологические знания, адаптированные к управленческой деятельности.
На современном этапе развития общеобразовательной школы руководитель управляет (создает и использует технические, финансовые, кадровые, научные, научно-методические, правовые, экономические условия, которые необходимы для управленческой деятельности), а не руководит; руководитель, таким образом, принимает на себя профессиональные достижения педагогического и ученического коллектива, организует и координирует деятельность педагогов, учащихся, родителей. Главное профессиональное предназначение директора общеобразовательной школы - умение работать с людьми, а для этого необходимо понимание и соблюдение общих принципов управления: профессиональная компетентность (опыт, знания и умения , которые необходимы для профессионального исполнения должностных функций); гуманность (стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества, любовь и уважение к ним; инновационность (стремление к поиску, умение поощрять работников, которые осваивают новое в содержании, управлении, технологиях); осознание самоценности собственной жизни, оптимизм; прагматизм (работа на результат, рациональное использование рабочего времени). Современный руководитель должен также помнить о социальной защите, в основе которой лежит их непрерывное образование всеми возможными способами и формами.
В то же время одной из ключевых проблем обновления деятельности и повышения эффективности работы общеобразовательной школы в современных условиях является повышение уровня общей и профессиональной культуры ее руководителя.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
1. Учет организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой является стратегическим ресурсом, обеспечивающим эффективность управленческой деятельности
266
современного руководителя.
2. Концептуальную основу взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой составляет совокупность таких методологических подходов, как системно-деятельностный, профессионально-компетентный, человеко¬ориентированный, андрагогический, синергетический, культурологический.
Такие подходы позволяют выделить ведущие тенденции взаимодействия указанных факторов:
- непрерывность управления;
- усиление роли общественности в управлении общеобразовательной школой;
- достижение сбалансированности содержания управленческой деятельности и форм ее реализации;
- тесная взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой.
Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов обеспечивается с учетом следующих принципов: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой; законности; комплексного использования экономических, кадровых и общественных субъектов управления общеобразовательной школой; направленности деятельности субъектов управления школой на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса; открытости и гласности; свободы и самодеятельности, взаимодействия всех структур управления.
3. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обусловлено соблюдением следующих условий: наличие системы организационно¬педагогического и нормативно-правового обеспечения деятельности школы, сформированность профессиональной компетентности руководителя, его подготовленность к управлению общеобразовательной школой.
267
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Выявление организационно-педагогических условий процесса
индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МБОУ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24» Г. БЕЛГОРОДА
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИВАНА ПЕТРОВИЧА КРАМЧАНИНОВА
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Реализация программно-целевого подхода к управлению в условиях общеобразовательной школы (Управление в сфере образования)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020



