ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И 20 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
1.1. Анализ состояния теории и практики исследуемой 21 проблемы
1.2. Состояние правового обеспечения организационно- 49 педагогической деятельности руководителя школы в теории и практике
1.3. Теоретико-методологические подходы к исследованию 72 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по первой главе 82
ГЛАВА II. АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 85 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
2.1. Характеристика организационно-педагогических и 86 правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.2. Сущность, структура, условия и принципы взаимодействия 117 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2.3. Профессиональная компетентность руководителя школы 150 как условие обеспечения взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
2
Выводы по второй главе
181
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 183 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
3.1. Совершенствование содержания обучения руководителей 184 реализации модели взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении школой
3.2. Технология реализации модели взаимодействия 205 организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой
3.3. Анализ результатов исследования эффективности 241 реализации модели взаимодействия организационно¬педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой
Выводы по третьей главе 261
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
264
ЛИТЕРАТУРА
272
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность и постановка проблемы исследования. В последнее десятилетие в условиях радикальных преобразований в российском обществе образовательная система действовала в силу накопленного ранее потенциала, сформировавшихся тенденций. Однако изменения социально¬экономической среды, происходящие в современных условиях, предъявляют новые требования к общеобразовательной школе, качеству управления ею, профессиональной компетентности руководителя.
В настоящее время значительно усилилось внимание к образовательному учреждению как социальной системе. Общество определяет в качестве основной цели современной школы создание и постоянное совершенствование условий для получения каждым учеником образования в соответствии со своими интересами и потребностями, предоставление всем учащимся возможностей для самоопределения. Неразрывная связь общества и жизнедеятельности в нем образовательного учреждения ставит современного руководителя перед необходимостью проведения постоянного анализа противоречивых общественных процессов, существенно изменяющихся условий функционирования и развития общеобразовательной школы, прогнозирования тенденций их проявления в будущем, гибкого и быстрого реагирования на них в интересах выживания, стабилизации и развития образовательного учреждения.
Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с деятельностью руководителя общеобразовательной школы. Перспективы её развития во многом зависят от его правовой компетентности. С одной стороны, усложнение функций образовательного учреждения требует от руководителя глубоких знаний трудового, гражданского, семейного, предпринимательского, образовательного права. С другой стороны, повышение качества управления процессами функционирования и развития
4
общеобразовательной школы в свете современных требований в значительной степени определяется сформированностью системного мышления, нравственной зрелостью и высоким уровнем правовой культуры руководителя.
Расширение функций современной школы, совершенствование содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителя, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в управлении школой. Реализация данного комплекса задач возможна при учете организационно-педагогических факторов в управлении общеобразовательной школой.
Возрастание роли правовой культуры руководителя связано с необходимостью учета как особенностей социума общеобразовательной школы, так и общедемократических тенденций развития общества в целом. В законодательстве об образовании предусмотрено изменение методов управления: от широкого применения индивидуальных властных распоряжений «сверху-вниз» к нормативно-правовому регулированию деятельности общеобразовательной школы как юридического лица.
Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности. На современном этапе теоретико-методологические аспекты социального управления всесторонне проанализированы российскими учеными, такими как Р.Ф. Абдеевым, В.Г. Афанасьевым, А.И. Бергом, Д.И. Гвишиани,
5
A. А. Карташовым, В.И. Садовским, Э.Г. Юдиным и зарубежными исследователями Т. Кунцем, М. Месконом, А. Морита, А. Файолем, Ф. Хедоури и др.
В отечественной педагогической науке накоплен обширный научный фонд разработок междисциплинарного характера, который создает предпосылки для выявления теоретических основ становления и развития общеобразовательных учреждений. Философия образования рассматривается в трудах Д.И. Гвишиани, Б.С. Гершунского,
B. В. Краевского, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, педагогическая диагностика - в работах Б.С. Гершунского, В.И. Зверевой, Т.К. Чекмаревой, экономика образования - В.С. Беляковской и др., теория целостного педагогического процесса - Ю.В. Васильева, И.Ф. Исаева,
A. И. Мищенко, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Т.И. Шамовой. Управлению развитием школы посвящены исследования В.Н. Гурова,
B. И. Зверевой, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой; методология инновационных процессов и адаптивные модели управления рассмотрены Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, Е.А. Ямбургом; педагогическая инноватика освещена в трудах Ю. В. Громыко,
Н.И. Лапина, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, В. А. Шаповалова и др.; становление и развитие сети современных образовательных учреждений раскрыты В.Н. Ирхиным, Т.В. Орловой,
H. И. Роговцевой, А.И. Тряпицыной.
В современных условиях общеобразовательные школы, сталкиваясь с крайне неблагоприятными социальными обстоятельствами, вынуждены одновременно решать три группы разнонаправленных задач.
I. Обеспечение элементарного выживания и адаптации учителей и учащихся к быстро меняющейся обстановке.
2. Обеспечение нормального бесстрессового функционирования образовательного процесса, достижение результатов образования,
6
соответствующих государственным требованиям, и необходимого для этого уровня мотивации обучения детей.
3. Осуществление инновационной деятельности для решения с помощью нововведений задач развития образования.
Важнейшим условием стабилизации и развития общеобразовательной школы является обеспечение ее правового статуса, опора директора в принятии управленческих решений, связанных с модернизацией образования, на образовательное право, которое в настоящее время значительно изменилось.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного обоснования путей повышения качества управления школой. Так, созданы общие основы теории управления образованием, которые получили освещение в работах М.И. Кондакова, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.И. Фролова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и др., раскрывших основные научные категории, сущность, закономерности и принципы управления, прежде всего, образовательным учреждением.
Принципиальное значение имеют исследования, рассматривающие разнообразные подходы к управлению образовательным учреждением:
- функциональный подход (В .И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);
- проблемно-функциональный подход (А.А. Орлов, Н.А. Рогачева, П.И. Третьяков и др.);
- системный подход (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
- ситуационный подход (Б.С. Гершунский, П.И. Третьяков и др.);
- оптимизационный подход (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.);
- исследовательский подход (Г.М. Тюлю, Т.И. Шамова и др.);
- мотивационный подход (П.И. Третьяков, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова и др.);
7
- концептуальный технологический подход (З.И. Васильева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.);
- рефлексивный подход (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова и др.).
Анализ этих подходов позволяет охарактеризовать динамику развития теории управления образовательным учреждением в современных условиях.
В последнее время проблематика развития образовательных учреждений имеет тенденцию к усложнению вопросов управления относительно разнообразных типов образовательных учреждений и связана с изменением специфики управления гимназиями, лицеями, колледжами, рассматриваемой А.Г. Каспржаком, Е.С. Полат, Н.А. Шарай и др.
Вопросы учета и взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой представляются недостаточно исследованными. При этом эффективность функционирования и развития общеобразовательного учреждения зависит от знания руководителем организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой и умения их применять.
Во всем мире происходит переход от общества индустриального к обществу информационному, технократический подход уступает место веку человека, и поэтому обозначился поиск путей перехода во всех сферах деятельности от технологий XX столетия к антропогенной цивилизации будущего. Изменение миссии человека в обновляющейся системе его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему общеобразовательная школа не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях. Универсальность обновления образования в XXI веке требует перехода на новые педагогические и управленческие технологии обучения, воспитания, а также управления общеобразовательной школой в целом.
Роль современной общеобразовательной школы состоит в создании условий для становления образованной, культурной, нравственно, физически и психически здоровой личности, готовой к самоопределению, интегрированной в современное общество и нацеленной на его совершенствование. Становление такой личности будет возможно, если сама школа станет развивающейся педагогической системой.
Реформирование образования в России требует от руководителя общеобразовательного учреждения умения пересматривать содержание управленческой деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами конкретных этапов развития школы, вносить коррективы в набор реализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управления, осваивать новые управленческие технологии.
Вместе с тем, результаты ряда специальных исследований, а также проведенный педагогический мониторинг показывают, что многие руководители общеобразовательных школ испытывают затруднения в
263
реализации взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.
Условия взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой выявлены и разработаны нами на основе анализа функций управления и заключаются в следующем:
- информационно-аналитическая функция требует высокого уровня компетентности руководителя в работе с информацией, которая лежит в основе принятия управленческого решения;
- педагогический коллектив разрабатывает и принимает ценности к цели; особенность управления заключается в профессиональной компетентности руководителя по мотивации к принятию ценностей и целей коллективом;
- планово-прогностическая функция управления реализуется в проектной технологии, совместный поиск руководителем и педагогическим коллективом новых форм мотивации на организацию и выполнение проектов функционирования и развития школы, выполнение запланированных мероприятий позволяет ответственно подойти к распределению обязанностей между администрацией, учителями, учениками школы;
- в контрольно-оценочной функции диагностика выступает как механизм управления, причем контроль ведется по следующим направлениям: запрограммированные результаты, факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов; внутриконтрольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов; внутришкольные условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов; управление развитием общеобразовательной школы.
- управление строится на рефлексивной основе, поэтому коррекционно-регулятивной функции принадлежит особое место, реализация же происходит в процессе мониторинга по каждой функции.
Результативность управления общеобразовательной школой
264
определяется умением руководителя использовать в управленческой деятельности организационно-педагогические и правовые факторы, а также сформированностью у него специфического управленческого мышления, которое имеет следующие характеристики:
-нацеленность на человека, система ценностей, целей становится первостепенной по отношению к технологичности;
-ослабление вертикальных связей и усложнение горизонтальных, стремление организовать полноценную, продуманную жизнедеятельность всех аспектов обновления школы;
- новое понимание качества образовательного процесса не как простого соответствия норме, а как зависящего от целого комплекса условий, в которых педагог живет, работает, отдыхает и должен быть удовлетворен результатами своей деятельности;
- новая роль и место руководителя в системе управления как организатора самодвижения педагогического коллектива на основе сотрудничества и коллективного управления, организатора мотиваций личных целей на цели школы.
Важную роль в повышении эффективности управления общеобразовательной школой на основе взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов играет компетентность руководителя.
Руководитель современной общеобразовательной школы должен обладать организаторскими способностями, разносторонними специальными знаниями: управленческими, правовыми, экологическими, финансовыми, психологическими, педагогическими, уметь технологично использовать их в своей практической управленческой деятельности, быть культурным человеком.
Управленческая деятельность руководителя - это профессиональная деятельность, которая основана на чётком понимании целей, ценностей, содержания образования, принципов, форм и методов управления. Приоритетной составляющей профессионализма в этом случае является
265
человековедческая компетентность, то есть фундаментальные антропологические знания, адаптированные к управленческой деятельности.
На современном этапе развития общеобразовательной школы руководитель управляет (создает и использует технические, финансовые, кадровые, научные, научно-методические, правовые, экономические условия, которые необходимы для управленческой деятельности), а не руководит; руководитель, таким образом, принимает на себя профессиональные достижения педагогического и ученического коллектива, организует и координирует деятельность педагогов, учащихся, родителей. Главное профессиональное предназначение директора общеобразовательной школы - умение работать с людьми, а для этого необходимо понимание и соблюдение общих принципов управления: профессиональная компетентность (опыт, знания и умения , которые необходимы для профессионального исполнения должностных функций); гуманность (стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества, любовь и уважение к ним; инновационность (стремление к поиску, умение поощрять работников, которые осваивают новое в содержании, управлении, технологиях); осознание самоценности собственной жизни, оптимизм; прагматизм (работа на результат, рациональное использование рабочего времени). Современный руководитель должен также помнить о социальной защите, в основе которой лежит их непрерывное образование всеми возможными способами и формами.
В то же время одной из ключевых проблем обновления деятельности и повышения эффективности работы общеобразовательной школы в современных условиях является повышение уровня общей и профессиональной культуры ее руководителя.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
1. Учет организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой является стратегическим ресурсом, обеспечивающим эффективность управленческой деятельности
266
современного руководителя.
2. Концептуальную основу взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой составляет совокупность таких методологических подходов, как системно-деятельностный, профессионально-компетентный, человеко¬ориентированный, андрагогический, синергетический, культурологический.
Такие подходы позволяют выделить ведущие тенденции взаимодействия указанных факторов:
- непрерывность управления;
- усиление роли общественности в управлении общеобразовательной школой;
- достижение сбалансированности содержания управленческой деятельности и форм ее реализации;
- тесная взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой.
Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов обеспечивается с учетом следующих принципов: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой; законности; комплексного использования экономических, кадровых и общественных субъектов управления общеобразовательной школой; направленности деятельности субъектов управления школой на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса; открытости и гласности; свободы и самодеятельности, взаимодействия всех структур управления.
3. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обусловлено соблюдением следующих условий: наличие системы организационно¬педагогического и нормативно-правового обеспечения деятельности школы, сформированность профессиональной компетентности руководителя, его подготовленность к управлению общеобразовательной школой.
267
1. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. - М.: 1974. - 248с.
2. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: 1992.
- 126с.
3. Аверкин В.Н. Теоретические основы и практика административного управления территориальными образовательными системами: Дис... док. пед.наук.-Великий Новгород.:1999.-420 с.
4. Аверкин В.Н. Нормативно-правовые основы функционирования и разви¬тия системы образования. - Великий Новгород: НРЦРО, 1999. -141 с.
5. Аверкин В.Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования (на материале Новгород¬ской области): Автореф. дис. канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 1994. -20 с.
6. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. - М.: 1985. - 261с.
7. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя - М., 1985. - с.225.
8. Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕ ИС, 1996. - С.249- 252.
9. Алферов Ю.С. Нормирование нагрузки учителей в развитых странах. // Педагогика. М.: «Педагогика», 2000. - С.77-82.
10. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. - Казань, 1992. - 207с.
11. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: Экономика, 1991. - 415с.
270
12. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути фор-мирования. - М.: Экономика, 1991. - 351с.
13. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общественно-управленческой ак- меологии: Учебное пособие - М.-Новгород, 1995.-272 с.
14. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519с.
15. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: 1974. - 384с.
16. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: 1980. - 368с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во, МГУ, 1990. - 367с.
18. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление. - М.: 1975.
19. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. - М.: 1981.
- 432с.
20. Афанасьев В.Г. Теоретические проблемы социального производства. / В книге: Научное управление обществом, вып. 2. - М.: 1968. - 160с.
21. Афанасьев В.Г. Управление как целенаправленная деятельность человека. //Общественные науки. Научное управление обществом (опыт системного исследования). - М.: Политиздат, 1968. - 384с.
22. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.:
1982. - 192с.
23. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: 1989. - 590с.
24. Басов В.Н. Подготовка директора сельской малокомплектной школы к организационно-педагогической деятельности: Автореф. дис... канд. пед. наук.- Белгород, 1998. -24 с.
25. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д:»Феникс», 2000. - с.134-137.
271
26. Батракова И.С., Мосина А.В., Тряпицина А.П. Педагогическая диагности¬ка в опытно-экспериментальной работе школы. - Санкт-Петербург, 1993.
- 136с.
27. Берг А.И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении. - М.: 1964. - 64с.
28. Березина Т.И. Проблемы совершенствования системы последипломного образования./Управление развитием образования:/Науч. ред. П.К. Один¬цов: Межвуз. сбор. науч. статей и материалов к междунар. конф. - Барна¬ул: Изд-во БГПУ, 1999. С.14-17.
29. Березняк Е.С. Важнейшее звено управления школой. - Киев: Рад.шк., 1981. - 151с.
30. Березняк Е.С. Руководство современной школой. - М.: Просвещение, 1983. - 148с.
31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -С. 59.
32. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем - Воронеж, 1977. - 304 с.
33. Блейн Р., Моутон Дж. Научные методы управления. - Киев: Наукова дум¬ка, 1980. - 247с.
34. Бобрышев Д.Н. Обучение руководителей в области управления //Подготовка и повышение квалификации руководителей высшего звена/ Под ред. Д.Н.Бобрышева - М.: Прогресс, 1985. - 318с.
35. Боголюбов В.И. Педагогические технологии: эволюция понятия //Советская педагогика, 1991. -№9-С.123-128.
36. Болотов В.Г., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованию российской школы //Директор, 1995, № 1 - С.67-73.
37. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл.ред. А.М. Прохоров - М.:Сов. Энциклопедия, 1991. т.2-с.540.
272
38. Бондаревская Е.В., Левчук Л.В. и др. Концептуальные основы модели сельской школы. Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология. - Ростов-на-Дону, РГПУ, 1994. - 72с.
39. Бондаревская Е.В. Современный образовательный процесс: содержание технологии, организационные формы. - Ростов-на-Дону, 1996. - С.15.
40. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактиче¬ский аспект. - Киев. Рад.шк., 1987. -156 с.
41. Борисенков В.П. Школа России: прошлое и настоящее. // Педагогика № 4.
- М.: “Педагогика”, 1993. С.3-15.
42. Ботвина Е.М., Кагиник О.И., Силкина Н.В., Федосихина Е.А. Профессио¬нальная компетентность руководителя: умение управлять конфликтами. Учебное пособие - Красноярск-Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.-250 с.
43. Буткина Е.А., Вагина Л.И. и др. Аттестация школы: документы, техноло¬гии, тесты.-М.: 1997. - 92с.
44. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М.: 1990. - 139с.
45. Велесович В.И., Плакиткин Ю.А. Оценка эффективности управления. - М.: 1990 - 102с.
46. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей //Хрестоматия по истории педагогики. -М.: 1936. - т.4, 433с.
47. Вербицкая Н.О. Бодряков В.Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление М.: Сентябрь, 1998. - 128 с.
48. Веснин В.Р. Менеджмент для всех.- М.: 1994. - 248с.
49. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. ву¬зов. - М.: Высшая школа, 1994. - 224с.
50. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики /Под ред. Т.И.Шамовой - М.: 1992. - 191с.
273
51. Войчинский А.М. и др. Организационно-технологический базис и науч¬но-технический прогресс. -М.: Высшая школа, 1991. - С.19.
52. Вопросы истории школы и педагогики на этапе зрелого социализма: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общ. педагогики, /Редкол.: М.Н.Колмакова,
З.Н.Равкин. -М.: АПН СССР, 1985. - 160с.
53. Вопросы школоведения /Под ред. М.И.Кондакова. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 288с.
54. Вудкок М., Фрынсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руково¬дителя практика: Пер. с англ. - М.: “Дело”, 1991. - 320с.
55. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: 1972. - 536с.
56. Гершунский Б.С. Заглядывая в будущее: попытка прогнозирова¬ния //Управление современной школой/ Под ред. М. М. Поташника. - М.: 1992. - С.152-157.
57. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. - Челябинск,
1993. - 240с.
58. Голицын Г.А. Рефлексия как фактор развития//Проблемы реф¬лексии. - Новосибирск, 1987. - С.54-60.
59. Горбунов-Посадов И.Н. Несколько вступительных слов к журна¬лу “Свободное воспитание” //Хрестоматия по истории педагогика. М.: 1936. - Т.4. С.430-431.
60. Горохов В. А., Кохамова Л. А. Основы непрерывного образования в СССР. - М.: Высш.шк. 1987. - 381с.
61. Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы -М.: Центр «Педагогиче¬ский поиск», 2000. -160 с.
62. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. - М.: Изд-во МСХА, 1993. - 163с.
274
63. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные техноло¬гии профессионального педагогического образования /Под общ. ред. В.Л. Матросова - М.:Прометей, 1999. - 116 с.
64. Давыденко Т.М. Модель рефлексивного управления тттко- лой//Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы.
- Орел, 1995. - С.87-91.
65. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - Москва-Белгород, 1995. - 25 с.
66. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной шко- лы//Педагогика. - 1997, № 1 - С.69.
67. Даринский А.В. Повышение квалификации педагогических кадров. - Л.: НИИ ООВ, 1976. - 167 с.
68. Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт/Под ред. В.А.Сластенина, П.И.Третьякова. - М.: МПГУ, 1991.
69. Дерзкова Н.П. Дидактические условия формирования эффективного сти¬ля руководства образовательными учреждениями: Дис...канд.пед.наук.- 1999. - 218 с.
70. Деркач В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образо-вательных систем. - М.:РАУ, 1997. -260 с.