Советско-немецкие концессии периода Веймарской республики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И СССР В 1920-Е ГОДЫ 31
1.1 Влияние Версальско-Вашингтонской системы на экономику Германии 31
1.2 Состояние экономической политики советской власти в начале 1920-х гг.. 41
1.3 Причины сближения Германии и России 50
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 63
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕССИЙ В СССР 65
2.1 Формирование концессионной политики в СССР 66
2.2 Этапы развития концессий в Советской России 83
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 104
ГЛАВА 3. НЕМЕЦКИЕ КОНЦЕССИОНЕРЫ В РОССИИ 106
3.1 Немцы в экономической жизни дореволюционной России 107
3.2 Обстоятельства отбора концессий 111
3.3 Условия функционирования концессии «Мологолес» 120
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 151
Источники 151
Литература 162
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И СССР В 1920-Е ГОДЫ 31
1.1 Влияние Версальско-Вашингтонской системы на экономику Германии 31
1.2 Состояние экономической политики советской власти в начале 1920-х гг.. 41
1.3 Причины сближения Германии и России 50
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 63
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕССИЙ В СССР 65
2.1 Формирование концессионной политики в СССР 66
2.2 Этапы развития концессий в Советской России 83
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 104
ГЛАВА 3. НЕМЕЦКИЕ КОНЦЕССИОНЕРЫ В РОССИИ 106
3.1 Немцы в экономической жизни дореволюционной России 107
3.2 Обстоятельства отбора концессий 111
3.3 Условия функционирования концессии «Мологолес» 120
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 151
Источники 151
Литература 162
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. 2020 год войдет в историю как один из самых тяжелых периодов для всего человечества с момента окончания Второй мировой войны. Пандемия вируса COVID-19, разразившаяся на фоне резкого падения цен на нефть из-за распада сделки ОПЕК+ по сокращению объемов нефтедобычи , не только унесла сотни тысяч жизней по всей земле , но и нанесла сокрушительный удар по мировой экономике, последствия которого только предстоит оценить.
Очевидно, что восстановление финансовой стабильности даже самых развитых стран будет продолжительным и сложным: потребуется консолидация сил всего международного сообщества с целью мониторинга антикризисных инструментов, которые использовались в последние десятилетия для налаживания хозяйственной жизни после тяжелых экономических потрясений.
Иностранные концессии как эффективная и доказанная временем форма привлечения иностранного капитала для наращивания экономического потенциала и восстановления различных отраслей производства является одним из таких инструментов, поэтому тема сотрудничества стран в посткризисный период путем создания совместных предприятий будет крайне актуальна в ближайшие годы, а рассмотрение проблемы в ее историческом развитии способно предостеречь от возможных ошибок и снизить потенциальные риски.
Опыт использования концессий широко применяется и в России, где кризисы происходят достаточно часто. В последние годы российская экономика испытала на себе множество санкций со стороны ведущих мировых держав. Инвестиционная и деловая привлекательность России для ряда европейских стран снизилась. Налаживание пошатнувшихся экономических связей и восстановление позиций на мировой арене стало одной из ключевых задач внешнеполитического курса РФ, заложенного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» . В связи с этим наблюдалось и усиление активности в поиске возможных путей решения возникших проблем.
Отдельным пунктом в повестке ближайших лет станет возвращение из-за ограничительных мер, связанных с введением режима самоизоляции, утраченных позиций малого и среднего бизнеса, который только начал свой цивилизованный путь после окончания периода «дикого капитализма».
Актуальность темы концессий в СССР также обуславливается тем, что основная масса источников была строго засекречена вплоть до начала 1990-х гг., почти полностью отсутствуют исследования в этой области после 1940-х гг. а активизация интереса к проблеме наблюдается лишь в последние 30 лет.
Междисциплинарный характер усиливает актуальность вопроса. Помимо исторической ценности концессий как уникального и ограниченного во времени явления в период становления государственности СССР, данный вопрос представляет экономический, политический, правовой и социальный интересы.
Объект исследования. Концессионные отношения между Советским союзом и Веймарской республикой.
Предмет исследования. Политико-экономические связи между СССР и Веймарской республикой, концессионная политика СССР и немецкие концессионные предприятия на территории СССР.
Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с 1918 года по начало 1930-х годов. Дата начала обуславливается формированием концессионной политики в виде тезисов В.В. Ленина после прихода к власти в России партии большевиков РКП(б). Дата окончания исследования является условной: в 1933 году происходит смена власти в Германии, и, фактически, Веймарская республика прекращает свое существование, а активная фаза свертывания концессий в СССР происходит к концу 1920-х, прекратив свое формальное существование лишь к середине 40-х годов XX века.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ советско-германского концессионного сотрудничества с начала 20-х по начало 30-х гг. XX века. Для достижения цели формулируются основные задачи:
1. Исследовать причины и формы экономического сотрудничества СССР и Германии после Первой мировой войны.
2. Проанализировать цели, принципы и этапы формирования концессионной политики в СССР, а также причины свертывания концессионной практики.
3. Изучить исторический опыт сотрудничества России и Германии, рассмотреть конкретные примеры функционирования немецкого капитала в форме концессий на территории СССР в 1920-х гг.
Методологическая основа исследования. Исследование проведено в соответствии с научными принципами объективности и системности, все процессы рассматриваются в конкретно-историческом контексте, факты и события в их совокупности. В работе использованы историко-сравнительный, хронологически-описательный, историко-типологический, структурно¬
функциональный методы исследования, а также контент-анализ.
Источники. Первостепенной ролью в ходе исследования обладают документальные источники, представленные следующими группами:
- международные соглашения характеризуют состояние советско- немецких отношений после окончания Первой мировой войны. Интерес представляет сборник «Дух Рапалло» под редакцией Г.Е. Севастьянова , раскрывающий роль советской дипломатии в осуществлении принципов Рапалльского договора;
- официальные международные внешнеполитические документы и дипломатическая переписка позволяют охарактеризовать отношения между
Россией и Г ерманией в 20-х гг. XX века, а также рассмотреть общие направления внешнеполитической деятельности этих государств в тот же период;
- официальные документы государственных органов РФ представлены Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции внешней политики Российской Федерации» , который формирует представление о внешнеполитической стратегии современной России;
- официальные документы государственных органов СССР, среди
которых можно выделить постановления , распоряжения , инструкции , протоколы11 и декреты12, а также документы, регламентирующие деятельность концессий и Главного Концессионного Комитета (ГКК) СССР, являются фундаментом всего исследования. Особое значение для исследования проблемы имеют «Тезисы о концессиях» , которые определили направление концессионного развития России в начале 1920-х гг., а также принципы, определяющие содержательную и фактическую части концессионных договоров . Интерес представляют резолюции и постановления съездов Коммунистической партии, которые позволяют сформировать общее направление внешней и внутренней политики государства в хронологических рамках исследования. Документы по отраслевому развитию советской экономики наполняют историческую картину важными деталями ;
- бюллетени, отчеты и справки Главконцесскома о ежегодных результатах работы концессий являются одной их главных подгрупп источников, позволяющих получить сведения о финансовом, экономическом, трудовом и политическом положении отдельных фирм и их влияние на отраслевое развитие, и оценить эффективность концессионного дела в СССР в целом. Эти источники также помогают сделать выводы об активности работы надзорных органов по отчетам ГКК. В эту же подгруппу следует отнести концессионный договор акционерного общества «Мологолес» , дающий представление о финансовых условиях функционирования предприятия. Следует особо выделить вклад профессора и доктора экономических наук М.М. Загорулько в разработку проблемы концессий в России — его сборник документов «Иностранные концессии в СССР (1920-1930 гг.)» НИИ ПЭИР ВолГУ из серии «Отечественный опыт концессий» содержит огромное количество ранее неопубликованных материалов, позволяющих понять принципы реализации государственной системы управления концессий в СССР и оценить результаты концессионной практики в 20-30-х гг.
Очевидно, что восстановление финансовой стабильности даже самых развитых стран будет продолжительным и сложным: потребуется консолидация сил всего международного сообщества с целью мониторинга антикризисных инструментов, которые использовались в последние десятилетия для налаживания хозяйственной жизни после тяжелых экономических потрясений.
Иностранные концессии как эффективная и доказанная временем форма привлечения иностранного капитала для наращивания экономического потенциала и восстановления различных отраслей производства является одним из таких инструментов, поэтому тема сотрудничества стран в посткризисный период путем создания совместных предприятий будет крайне актуальна в ближайшие годы, а рассмотрение проблемы в ее историческом развитии способно предостеречь от возможных ошибок и снизить потенциальные риски.
Опыт использования концессий широко применяется и в России, где кризисы происходят достаточно часто. В последние годы российская экономика испытала на себе множество санкций со стороны ведущих мировых держав. Инвестиционная и деловая привлекательность России для ряда европейских стран снизилась. Налаживание пошатнувшихся экономических связей и восстановление позиций на мировой арене стало одной из ключевых задач внешнеполитического курса РФ, заложенного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» . В связи с этим наблюдалось и усиление активности в поиске возможных путей решения возникших проблем.
Отдельным пунктом в повестке ближайших лет станет возвращение из-за ограничительных мер, связанных с введением режима самоизоляции, утраченных позиций малого и среднего бизнеса, который только начал свой цивилизованный путь после окончания периода «дикого капитализма».
Актуальность темы концессий в СССР также обуславливается тем, что основная масса источников была строго засекречена вплоть до начала 1990-х гг., почти полностью отсутствуют исследования в этой области после 1940-х гг. а активизация интереса к проблеме наблюдается лишь в последние 30 лет.
Междисциплинарный характер усиливает актуальность вопроса. Помимо исторической ценности концессий как уникального и ограниченного во времени явления в период становления государственности СССР, данный вопрос представляет экономический, политический, правовой и социальный интересы.
Объект исследования. Концессионные отношения между Советским союзом и Веймарской республикой.
Предмет исследования. Политико-экономические связи между СССР и Веймарской республикой, концессионная политика СССР и немецкие концессионные предприятия на территории СССР.
Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с 1918 года по начало 1930-х годов. Дата начала обуславливается формированием концессионной политики в виде тезисов В.В. Ленина после прихода к власти в России партии большевиков РКП(б). Дата окончания исследования является условной: в 1933 году происходит смена власти в Германии, и, фактически, Веймарская республика прекращает свое существование, а активная фаза свертывания концессий в СССР происходит к концу 1920-х, прекратив свое формальное существование лишь к середине 40-х годов XX века.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ советско-германского концессионного сотрудничества с начала 20-х по начало 30-х гг. XX века. Для достижения цели формулируются основные задачи:
1. Исследовать причины и формы экономического сотрудничества СССР и Германии после Первой мировой войны.
2. Проанализировать цели, принципы и этапы формирования концессионной политики в СССР, а также причины свертывания концессионной практики.
3. Изучить исторический опыт сотрудничества России и Германии, рассмотреть конкретные примеры функционирования немецкого капитала в форме концессий на территории СССР в 1920-х гг.
Методологическая основа исследования. Исследование проведено в соответствии с научными принципами объективности и системности, все процессы рассматриваются в конкретно-историческом контексте, факты и события в их совокупности. В работе использованы историко-сравнительный, хронологически-описательный, историко-типологический, структурно¬
функциональный методы исследования, а также контент-анализ.
Источники. Первостепенной ролью в ходе исследования обладают документальные источники, представленные следующими группами:
- международные соглашения характеризуют состояние советско- немецких отношений после окончания Первой мировой войны. Интерес представляет сборник «Дух Рапалло» под редакцией Г.Е. Севастьянова , раскрывающий роль советской дипломатии в осуществлении принципов Рапалльского договора;
- официальные международные внешнеполитические документы и дипломатическая переписка позволяют охарактеризовать отношения между
Россией и Г ерманией в 20-х гг. XX века, а также рассмотреть общие направления внешнеполитической деятельности этих государств в тот же период;
- официальные документы государственных органов РФ представлены Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции внешней политики Российской Федерации» , который формирует представление о внешнеполитической стратегии современной России;
- официальные документы государственных органов СССР, среди
которых можно выделить постановления , распоряжения , инструкции , протоколы11 и декреты12, а также документы, регламентирующие деятельность концессий и Главного Концессионного Комитета (ГКК) СССР, являются фундаментом всего исследования. Особое значение для исследования проблемы имеют «Тезисы о концессиях» , которые определили направление концессионного развития России в начале 1920-х гг., а также принципы, определяющие содержательную и фактическую части концессионных договоров . Интерес представляют резолюции и постановления съездов Коммунистической партии, которые позволяют сформировать общее направление внешней и внутренней политики государства в хронологических рамках исследования. Документы по отраслевому развитию советской экономики наполняют историческую картину важными деталями ;
- бюллетени, отчеты и справки Главконцесскома о ежегодных результатах работы концессий являются одной их главных подгрупп источников, позволяющих получить сведения о финансовом, экономическом, трудовом и политическом положении отдельных фирм и их влияние на отраслевое развитие, и оценить эффективность концессионного дела в СССР в целом. Эти источники также помогают сделать выводы об активности работы надзорных органов по отчетам ГКК. В эту же подгруппу следует отнести концессионный договор акционерного общества «Мологолес» , дающий представление о финансовых условиях функционирования предприятия. Следует особо выделить вклад профессора и доктора экономических наук М.М. Загорулько в разработку проблемы концессий в России — его сборник документов «Иностранные концессии в СССР (1920-1930 гг.)» НИИ ПЭИР ВолГУ из серии «Отечественный опыт концессий» содержит огромное количество ранее неопубликованных материалов, позволяющих понять принципы реализации государственной системы управления концессий в СССР и оценить результаты концессионной практики в 20-30-х гг.
Легитимизация власти РКП(б) на территории бывшей Российской империи в 1917-1919 гг. требовала решительных действий по восстановлению экономики как фактора усиления поддержки своего политического курса среди рабоче¬крестьянского населения.
Параллельно с этим на Парижской конференции в январе 1919 года решалась судьба проигравшей в войне Германии. Итогом стали многомилионные репарационные долги, военное разоружение, отчуждение территорий, на которых располагались крупные заводы и фабрики, а также моральное унижение из-за возложения вины за развязывание войны только на немецкий народ.
Необходимость поиска способов выхода из сложившего экономического кризиса обусловило вынужденное сближение Россий и Германии по средствам подписания Рапалльского договора.
Таким образом, финансовое и экономическое партнерство России и Германии способствовало интеграции материальных и технологических ресурсов в советскую экономику через создание совместных концессионных предприятий.
Развитие концессионной политики, заложенной В.И. Лениным, было необходимым и единственно возможным способом получения западных кредитов на поднятие производства, усиления технологического роста, а также вариантом расплаты по государственным долгам в условиях официального непризнания государства СССР.
Причина сложностей в реализации концессионной практики в первые годы ее существования крылась в ранее национализированной иностранной собственности. Тезисы о концессиях, разработанные в 1920 году, гарантировали бывшим и новым концессионерам защиту имущественных прав, однако никак не учитывали состояния межгосударственных отношений.
Переход от политики «военного коммунизма» к НЭПу был особенно хорошо воспринят германскими деловыми кругами: немцы активно стали развивать производственные и торговые компании на территории СССР. Но низкий процент заключенных договоров от общего числа концессионных проектов, чрезмерный контроль за деятельностью концессионных предприятий и их трудовыми коллективами, бюрократические проволочки и сопротивление местных властей и профсоюзных организаций иностранным владельцам нещадно били по деловым и личным отношениям между предпринимателями и правительствами двух стран.
Однако, серия дипломатических конфликтов, смена направления германской политики на сближение со странами-участницами Лиги Наций, изменение внутриполитического климата в обеих странах послужило более весомыми причинами в охлаждении взаимных экономических интересов.
Из этого следует, что на развитие концессионного дела в СССР прежде всего влияли политические и межгосударственные отношения вкупе с противоречиями на почве идеологических и культурных различий.
Немецкая лесная и железнодорожная концессия «Мологолес», как лакмусовая бумажка, показала всю сложность и неоднозначность концессионных отношений. Акционерами предприятия были немецкие фирмы во главе с бывшим рейхсканцлером Йозефом Виртом, что возводило концессию в ранг политически значимых.
Финансовые показатели концессии были отрицательными с первого года ее функционирования, предприятию постоянно требовались дополнительные средства, которые могли быть получены только с помощью кредитов. Впервые вопрос о ликвидации концессии возник в 1925 году - всего через 2 года после начала деятельности. Так как за концессиями велось постоянное наблюдение, в
июле 1925 года стало известно о многочисленных нарушениях на лесопильных заводах «Мологолеса». С другой стороны, были выявлены факты давления профсоюза рабочих на концессионера, а также давление со стороны государственных надзорных органов и банков.
Такие обстоятельства функционирования концессии отражали общее положение дел сотрудников и владельцев акционерных обществ с иностранным капиталом в СССР.
Несмотря на все проблемы, концессия не могла быть закрыта на данном этапе, так как являлась предметом политического торга в ходе обсуждения нового кредитного транша для развития промышленности СССР и была инструментом влияния на немецкое правительство с целью сдерживания последнего от вступления Германии в Лигу Наций.
Уникальность «Мологолеса» заключалась в том, что он являлся единственным предприятием с иностранным капиталом, которому было разрешено осуществлять сбыт продукции на внутренний советский рынок, т.к. в остальных случаях правительство СССР опасалось конкуренции товаров концессионеров с товарами государственных компаний.
Ухудшение советско-немецких межгосударственных отношений к 1926 году повлекло за собой охлаждение деловых связей. На фоне этого и других изменений политико-экономической конъюнктуры число новых концессионных договоров снизилось до нуля, текущие договора подверглись массовому расторжению. Так, в 1927 году договор с «Мологолесом» был расторгнут.
Анализируя причины свертывания концессионного дела в России и функционирования немецкой концессии «Мологолес» можно провести сразу несколько параллелей:
- совокупность причин сотрудничества СССР и Веймарской республики стали одной из основ формирования концессионной практики в 20-е гг. и базисом привлечения германского капитала в Россию, включая инвестиции в концессию «Мологолес»;
- по мере ухудшения дипломатических отношений между Россией и Германией политическая значимость немецких концессий в целом, и «Мологолеса» в частности, оказались выше экономической потребности в них;
- условиях существования иностранного капитала в СССР не позволили в полной мере раскрыть потенциал концессий и потенциал «Мологолеса», и, как следствие, достичь более высоких финансовых показателей;
- страх возврата капиталистического уклада в жизнь советских граждан породила протестные настроения в отношении концессий и их владельцев сначала на локальном, а после прихода к власти И.В. Сталина и на общегосударственном уровне.
Подводя итоги можно сказать, что идеология, внутриполитические противоречия и состояние двусторонних отношений между СССР и странами- держателями иностранного капитала стали основными причинами преждевременного свертывания концессионной практики в России на рубеже 20¬х и 30-х годов XX века. Германские акционеры не смогли сохранить свои концессионные предприятия надолго, и уже к началу 1930-х гг. их почти не осталось. Таким образом, можно утверждать, что поставленные в задачи в ходе исследования были выполнены, а выдвинутая гипотеза была доказана.
Какие еще выводы можно сделать из опыта привлечения иностранного капитала в форме концессий в России в 1920-1930-х гг.?
Роль концессионных предприятий в истории СССР все еще остается дискуссионной. При этом не вызывает сомнений то, что концессии произвели важный психологический эффект на антагонистов России и укрепили веру ее партнеров в способность руководства страны быть гибким и идти на компромиссы.
Международное сотрудничество в сферах, где присутствуют общие интересы, такие как экономика, политика, социальные и культурные связи, не должны осуществляться методом доминирования одних форм государственного устройства на другими. При этом важным условием любого взаимодействия должно быть взаимное доверие и уважение позиции партнера.
Параллельно с этим на Парижской конференции в январе 1919 года решалась судьба проигравшей в войне Германии. Итогом стали многомилионные репарационные долги, военное разоружение, отчуждение территорий, на которых располагались крупные заводы и фабрики, а также моральное унижение из-за возложения вины за развязывание войны только на немецкий народ.
Необходимость поиска способов выхода из сложившего экономического кризиса обусловило вынужденное сближение Россий и Германии по средствам подписания Рапалльского договора.
Таким образом, финансовое и экономическое партнерство России и Германии способствовало интеграции материальных и технологических ресурсов в советскую экономику через создание совместных концессионных предприятий.
Развитие концессионной политики, заложенной В.И. Лениным, было необходимым и единственно возможным способом получения западных кредитов на поднятие производства, усиления технологического роста, а также вариантом расплаты по государственным долгам в условиях официального непризнания государства СССР.
Причина сложностей в реализации концессионной практики в первые годы ее существования крылась в ранее национализированной иностранной собственности. Тезисы о концессиях, разработанные в 1920 году, гарантировали бывшим и новым концессионерам защиту имущественных прав, однако никак не учитывали состояния межгосударственных отношений.
Переход от политики «военного коммунизма» к НЭПу был особенно хорошо воспринят германскими деловыми кругами: немцы активно стали развивать производственные и торговые компании на территории СССР. Но низкий процент заключенных договоров от общего числа концессионных проектов, чрезмерный контроль за деятельностью концессионных предприятий и их трудовыми коллективами, бюрократические проволочки и сопротивление местных властей и профсоюзных организаций иностранным владельцам нещадно били по деловым и личным отношениям между предпринимателями и правительствами двух стран.
Однако, серия дипломатических конфликтов, смена направления германской политики на сближение со странами-участницами Лиги Наций, изменение внутриполитического климата в обеих странах послужило более весомыми причинами в охлаждении взаимных экономических интересов.
Из этого следует, что на развитие концессионного дела в СССР прежде всего влияли политические и межгосударственные отношения вкупе с противоречиями на почве идеологических и культурных различий.
Немецкая лесная и железнодорожная концессия «Мологолес», как лакмусовая бумажка, показала всю сложность и неоднозначность концессионных отношений. Акционерами предприятия были немецкие фирмы во главе с бывшим рейхсканцлером Йозефом Виртом, что возводило концессию в ранг политически значимых.
Финансовые показатели концессии были отрицательными с первого года ее функционирования, предприятию постоянно требовались дополнительные средства, которые могли быть получены только с помощью кредитов. Впервые вопрос о ликвидации концессии возник в 1925 году - всего через 2 года после начала деятельности. Так как за концессиями велось постоянное наблюдение, в
июле 1925 года стало известно о многочисленных нарушениях на лесопильных заводах «Мологолеса». С другой стороны, были выявлены факты давления профсоюза рабочих на концессионера, а также давление со стороны государственных надзорных органов и банков.
Такие обстоятельства функционирования концессии отражали общее положение дел сотрудников и владельцев акционерных обществ с иностранным капиталом в СССР.
Несмотря на все проблемы, концессия не могла быть закрыта на данном этапе, так как являлась предметом политического торга в ходе обсуждения нового кредитного транша для развития промышленности СССР и была инструментом влияния на немецкое правительство с целью сдерживания последнего от вступления Германии в Лигу Наций.
Уникальность «Мологолеса» заключалась в том, что он являлся единственным предприятием с иностранным капиталом, которому было разрешено осуществлять сбыт продукции на внутренний советский рынок, т.к. в остальных случаях правительство СССР опасалось конкуренции товаров концессионеров с товарами государственных компаний.
Ухудшение советско-немецких межгосударственных отношений к 1926 году повлекло за собой охлаждение деловых связей. На фоне этого и других изменений политико-экономической конъюнктуры число новых концессионных договоров снизилось до нуля, текущие договора подверглись массовому расторжению. Так, в 1927 году договор с «Мологолесом» был расторгнут.
Анализируя причины свертывания концессионного дела в России и функционирования немецкой концессии «Мологолес» можно провести сразу несколько параллелей:
- совокупность причин сотрудничества СССР и Веймарской республики стали одной из основ формирования концессионной практики в 20-е гг. и базисом привлечения германского капитала в Россию, включая инвестиции в концессию «Мологолес»;
- по мере ухудшения дипломатических отношений между Россией и Германией политическая значимость немецких концессий в целом, и «Мологолеса» в частности, оказались выше экономической потребности в них;
- условиях существования иностранного капитала в СССР не позволили в полной мере раскрыть потенциал концессий и потенциал «Мологолеса», и, как следствие, достичь более высоких финансовых показателей;
- страх возврата капиталистического уклада в жизнь советских граждан породила протестные настроения в отношении концессий и их владельцев сначала на локальном, а после прихода к власти И.В. Сталина и на общегосударственном уровне.
Подводя итоги можно сказать, что идеология, внутриполитические противоречия и состояние двусторонних отношений между СССР и странами- держателями иностранного капитала стали основными причинами преждевременного свертывания концессионной практики в России на рубеже 20¬х и 30-х годов XX века. Германские акционеры не смогли сохранить свои концессионные предприятия надолго, и уже к началу 1930-х гг. их почти не осталось. Таким образом, можно утверждать, что поставленные в задачи в ходе исследования были выполнены, а выдвинутая гипотеза была доказана.
Какие еще выводы можно сделать из опыта привлечения иностранного капитала в форме концессий в России в 1920-1930-х гг.?
Роль концессионных предприятий в истории СССР все еще остается дискуссионной. При этом не вызывает сомнений то, что концессии произвели важный психологический эффект на антагонистов России и укрепили веру ее партнеров в способность руководства страны быть гибким и идти на компромиссы.
Международное сотрудничество в сферах, где присутствуют общие интересы, такие как экономика, политика, социальные и культурные связи, не должны осуществляться методом доминирования одних форм государственного устройства на другими. При этом важным условием любого взаимодействия должно быть взаимное доверие и уважение позиции партнера.
Подобные работы
- ГЕРМАНО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В 1922-1933 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021



