Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №73865

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Понятие «креативность» в педагогике 9
1.2. Особенности креативности у старших подростков 15
1.3. Возможности внеурочной деятельности в развитии креативности у
старших подростков 20
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Диагностика креативности у старших подростков 26
2.2. Реализация внеурочной деятельности как средства развития
креативности у старших подростков 36
2.3. Эффективность реализации внеурочной деятельности как средства
развития креативности у старших подростков 40
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Во всех сферах жизнедеятельности пользуется спросом тот человек, который умеет видеть необычное в обычных вещах. Развитие такой личности невозможно без развития креативности. Поэтому развитие креативности учащихся является важнейшей задачей школы.
Изучению креативности в подростковом возрасте уделено внимание в исследованиях как отечественных ученых - Л.М. Азариянц, Л.С. Выготский,
B. Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Н.С. Лсйтсс, А. М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Б. М. Немснский, Я. А. Пономарев, С.О. Раевский, А.З. Рахимова, Н.П. Сакулина, Н. М. Сокольникова, Е.Л. Солдатова, Е.А. Флерина, В. С. Юркевич, Б.П. Юсов, Е.Л.Яковлева и др., так и зарубежныхисследователей - Ф. Барон, Дж. Брунер, Дж. Гилфорд, А. Маслоу,
C. А. Медник, Д. Харрингтон, Э. Торренси др.
Развитие творческих способностей - это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего, ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности. Но, к сожалению, не всегда есть возможность включить творческую деятельность в учебный процесс.
По мнению некоторых авторов, в общеобразовательных учреждениях наблюдается тенденция не столько развивать творческую личность, сколько формировать инструментальные навыки, необходимые для репродуктивной деятельности, - это подчеркивается в работах отечественных ученых (Богоявленская Д. Б., Грановская P.M., Матюшкин A.M. и др.).
Так как же развивать креативность у учащихся? Эту проблему можно решить, задействовав потенциал внеурочной деятельности, выступающей как средство мотивации развития личности подростка. В ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество.
Интенсивное развитие креативности подростков во внеурочной деятельности может обеспечиваться за счёт свободы выбора творческой деятельности, так как большинство подростков, довольно часто неосознанно стараются выразить свои чувства и эмоции с помощью творчества, с его помощью подростки находят способы самовыражения [19, с. 63]. Также следует учитывать индивидуальные особенности личности подростков (особенности интересов, памяти, внимания и мышления и т.д.).
Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти.. .хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Исследования отношения учителей к введению внеурочной деятельности А.П. Гладковой, согласующиеся с выводами Д.К. Бамaтовой, О.Г. Прокaзовой, H.A. Семеновой и др., говорят о неполном использовании в массовой практике школы потенциала внеурочной деятельности в развитии креативных способностей школьника, в связи с недостаточной исследованностью этого потенциала.
Остается также недостаточно исследованной проблема в определении критериев, показателей и уровней развития креативности старшего подростка, в выявлении эффективных средств развития показателей креативности у детей данного возраста.
В свете приведенных аргументов имеются основания говорить о противоречиях между:
- потребностью общества в формировании креативной личности и недостаточным вниманием современной школы к данному запросу;
- декларированием возможностей внеурочной деятельности в актуализации креативных способностей детей и недостаточной разработанностью ее потенциала в современной образовательной практике;
- между необходимостью развития креативности у обучающихся во внеурочной деятельности и слабой практической разработанностью данной проблемы в практике школьного образования.
Таким образом, перед нами стоит проблема: каковы возможности внеурочной деятельности в развитии креативности у старших подростков?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие креативности у старших подростков во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс развития креативности у старших подростков.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство развития креативности у старших подростков.
Цель исследования: изучить возможности внеурочной деятельности как средства развития креативности у старших подростков.
Гипотеза исследования: развитию креативности у старших подростков (т.е., готовности к созданию принципиально новых идей, беглости, гибкости, оригинальности мышления, разработанности идей), возможно, будет способствовать внеурочная деятельность (классный час).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие креативности в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности креативности в старшем подростковом возрасте.
3. Определить критерии, показатели, охарактеризовать уровни
развития креативности у детей старшего подросткового возраста.
4. Разработать и реализовать комплекс игр и упражнений, направленный на развитие показателей креативности у старших подростков; проверить эффективность данной реализации.
Методологическая основа исследования:
Отечественные исследования: К.А. Абульхановой-Славской, Г. С. Альтшуллсра, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, С.В. Максимовой, А.А. Мелик-Пашаева, Т.П. Минченко, З. Н. Новлянской, А.П. Огурцовой, Я.А. Пономарёва и др.;
Зарубежные исследования: Дж. Брунсра, Дж. Гилфорда, Р. Джерарда, Р. Кратчфильда, Л. Кюби, Г. Лассуэла, К. Роджсрса, Р. Стернберга, К. Тейлора, Э. Торренса, А. Уайтхеда и др.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, тестирование (адаптированный опросник «Определение уровня креативности» (Дж. Брунер); методика «Круги» (Э. Вартсгг); «Тест креативности» (Э. Торренс)); количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое отображение результатов исследования, статистические методы обработки данных (х2 критерийПирсона).
Экспериментальная работа была осуществлена на базе МАОУ СОШ № 31 г. Ишима. В эксперименте приняли участие 30 человек. Возраст детей - 15 - 16 лет.
Этапы исследования:
- Постановочный этап (апрель - ноябрь 2018 г.). Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение цели, гипотезы, задач, методики опытно-экспериментальной работы.
- Собственно-исследовательский этап (декабрь 2018 г. -март 2019 г.). Проведение опытно-экспериментальной работы по изучению креативности у детей старшего подросткового возраста.
- Оформительско-внедренческий (апрель - июнь 2019 г.). Включал в себя обработку и систематизацию материала, полученных результатов, оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
- теоретически обоснованы особенности креативности детей старшего подросткового возраста, раскрыты критериально-уровневые характеристики креативности старшего подростка, изучена эффективность реализации потенциала внеурочной деятельности в развитии у старшего подростка креативных способностей.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы, а также в работе педагога со старшими подростками для развития у них креативности.
Апробация работы: научно-практическая конференция «Студенты вузов - школе и производству» г. Ишим (2019 г.). По результатам участия в
конференции была опубликована статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития креативности у старших подростков».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования является изучение возможностей внеурочной деятельности как средства развития креативности у старших подростков.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к креативному мышлению. Какими же средствами стоит развивать креативность у старших подростков? Именно этот вопрос позволил нам сформулировать гипотезу нашего исследования о том, что развитию креативности у старших подростков (т.е., готовности к созданию принципиально новых идей, беглости, гибкости, оригинальности мышления, разработанности идей), возможно, будет способствовать внеурочная деятельность (классный час).
Мы рассмотрели понятие «креативность» в психолого-педагогической литературе, возрастные особенности креативности у старших подростков, а также возможности внеурочной деятельности как средства развития креативности у старших подростков.
Возможности внеурочной деятельности, относительно развития
креативности, велики. Она позволяет превратить обучение из унылой повседневной рутины в захватывающий процесс, что в свою очередь стимулирует у учащихся интерес к совершенствованию своих знаний, созданию принципиально новых идей. В отличие от урока, это не такой традиционный вид деятельности, поэтому занятие может быть полностью посвящено творчеству. Внеурочная деятельность - это возможность показать творческие способности ребенка, его скрытый потенциал.
В ходе исследования мы использовали методику «Адаптированный опросник «Определение уровня креативности» (Дж. Брунер), которая позволила определить уровень креативности у старших подростков, а также готовности у них к созданию принципиально новых идей, методику «Круги» (Э. Вартегг), которая позволила определить уровень сформмированности у старших подростков таких показателей креативности, как беглость, гибкость, оригинальность мышления, а также методику «Тест креативности» (Э. Торренс), которая направлена на выявление уровня оригинальности мышления и разработанности идей у старших подростков.
Результаты исследования позволили прийти к выводу о том, что внеурочная деятельность является эффективным средством развития креативности у старших подростков. Разработанный нами комплекс игр и упражнений позволил научить подростков создавать принципиально новые, нестандартные идеи, отличающиеся от очевидных, находить разные способы решения задач, детально разрабатывать возникшие идеи.
Применяя методы математической статистики (х2 критерий Пирсона), нами были получены результаты, подтверждающие положительные изменения, произошедшие у испытуемых из экспериментальной группы.
В целом, результаты работы могут быть использованы в учебно - воспитательном процессе школы, а также в работе педагога со старшими подростками для развития у них креативности.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что цель, поставленная перед нами в решении данной проблемы, была достигнута, задачи исследования решены, а выдвинутая гипотеза подтверждена.
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что развитию креативности у старших подростков (т.е., готовности к созданию принципиально новых идей, беглости, гибкости, оригинальности мышления, разработанности идей), возможно, будет способствовать внеурочная деятельность (классный час), подтвердилась.



1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс [Текст]: учебное пособие / В. И Андреев. - Казань: КГУ, 1996. - 526 с.
2. Ананьев, Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Доклады на совещании по вопросам психологии личности [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 1956. - 96 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст]: методические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192с.
4. Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива [Текст]: методическое пособие / Н.В. Белобородов. - М.: АРКТИ, 2007. - 104 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1983. - 173 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320с.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПН СССР, 1968. - 110с.
8. Выготский, Л.С, Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст]: кн. для учителя / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 287с.
10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.
11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223с. - (Стандарты второго
поколения).
12. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Е.Е. Данилова; под. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160с.
13. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2003. - 336с.
14. Зайцева, Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе [Текст] / Ж. А. Зайцева. - Казань: КГПУ, 1995. - 103с.
15. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 434с.
16. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, 2 изд., расш., исп. и доп. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1998. - 512с.
17. Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобовская. - Л.: Знание, 1978. - 167с.
18. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей [Текст] / Н.С. Лейтес. - Советская педагогика. - 1974. - №1.
19. Леонтьева, Т.В. Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии
подростков [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22147807 (Дата обращения: 12. 06. 2018).
20. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 126 с.
21. Лэндри, Ч. Креативный город [Текст] / Ч. Лэндри. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011. - 399с.
22. Максимова, С. В. Творчество: созидание или деструкция? [Текст] / С. В. Максимова. - М.: Академический Проект, 2006. - 223с.
23. Манеева, О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках [Текст] / О.Г. Манеева // Одаренный ребенок. - 1994. - №4. - С. 12-15.
24. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. - М.: Альпина Диджитал, 2011. - 590с.
25. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 184с.
26. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. - 2-е изд. - М.: «5 за знания», 2007. - 176с.
27. Панфилова, А. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений [Текст]: учеб. пособие / А. Панфилова. - СПб.: Изд-во ИВЭСЭП; Знание, 2005. - 215 с.
28. Попов, В.В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Текст] / В.В. Попов, Ю.Г. Круглов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 319с.
29. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448с.
30. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011 — 342с. — (Стандарты второго поколения).
31. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо: пер. с фр. Е. Предтеченского и В. Ранцева. - СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1901. - 318с.
32. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901164.htm (Дата обращения: 25. 04. 2018).
33. Современный словарь по педагогике[Текст] / сост. Е.С. Ропацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 110с.
34. Силиг, Т. Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след [Текст] / Т. Силиг; пер. с англ. Павла Миронова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 208с.
35. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Р. Флорида. - М.: Классика-XXI, 2005. - 421с.
36. Халифаева, О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении [Текст] / О.А. Халифaева. - Психология обучения. - 2008. - №9. - С. 13-22.
37. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
38. Gordon, W. Synectics. The development of creative [Text] / W. Gordon. - N.Y: Harper and Rive Pablishers, 1961. - 180p.
39. Sternberg, R. «Creativityis a decision» [Text] / R. Sternberg: in A.L. Costa (Ed.). - Teaching for intelligence II, 2000. - 85-89p.
40. Torrants, E. Creative teaching makes a difference [Text] / E. Torrants: in W. Barbie & J. Renzulli (Eds.) // Psychology and education of the gifted. NewYork. IrvingtonPublishers, 1975. - 89p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ