ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ 8
1.1. Особенности физического воспитания в вузах России 8
1.2. Анализ учебных программ по физической культуре для высших учебных заведений 15
1.3. Особенности муссонного климата Приморского края 19
1.4. Характеристика нетрадиционных оздоровительных средств 26 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Задачи исследования 43
2.2. Методы исследования 43
2.3. Организация исследования 51 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ 53
3.1. Анализ динамики заболеваемости студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского 53
3.2. Исследование эффективности основных направлений формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом 58
3.3. Исследование двигательной активности студенток и факторов, влияющих на нее 63
3.4. Структура и содержание экспериментальной методики 66
3
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ 82
4.1. Эффективность комплексного использования традиционных
и нетрадиционных средств в вузе 82
4.2. Динамика развития физических качеств студенток контрольной и экспериментальной групп 86
4.3. Динамика изменения показателей физического состояния студенток в ходе педагогического эксперимента между сезонными циклами 91
4.4. Оценка физического состояния студенток контрольной и экспериментальной групп 98
4.5. Оценка уровня развития физических качеств студенток контрольной и экспериментальной групп 99
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: в настоящее время одной из наиважнейших задач в нашей стране является повышение уровня здоровья студенческой молодежи. Студенты, проживающие в разных регионах Российской Федерации, отличаются по уровню физического состояния (Ю.И. Сбруев, В.В. Кудрявцев, 1984; С.В. Хрущев, 1990; Г.А. Булатова, 2000). Это связано с тем, что различные климатогеографические условия играют большую роль в ухудшении качественных характеристик здоровья, снижают резервные возможности организма (В.А. Нестеров, 1987; М.С. Мартынов, 1998; Г.А. Булатова, 2000; С.Ю. Щетинина, 2000).
Наиболее существенно влияют на функциональное состояние организма сезонные метеорологические колебания (Н.А. Тузова, 1962; АЛ. Голиков, ПЛ. Голиков, 1973; Н.К. Трапезникова, 1974). Реакция организма на изменения окружающей среды зависит от приспособления к погодно-климатическим условиям (ВЛ. Казначеев, 1977; Э.Ш. Матлина, 1978; НЛ. Василевский, С.И. Сорокин, М.М. Богословский, 1978; Р.А. Багдасарян, 1980).
Эффективность процесса физического воспитания повышается на 15 - 20% при разумном использовании природно-климатических факторов (Г.И. Мызан, 1994; Е.Г. Чулков, В. А. Нестеров, В.Е. Могилев, 1996).
Весьма актуальной является проблема повышения эффективности занятий путем изменения их содержания, использования с общепринятыми физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных средств, применяемых с учетом климатогеографических условий проживания и позволяющих улучшить физическое состояние организма (Л.В. Попадьина, 1993; В Л. Моченов, 1994; А.Г. Мастеров, 2002).
В научно-методической литературе недостаточно раскрыты возможность и целесообразность комплексного использования традиционных и нетрадиционных
5
оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию в вузе, учитывая климатогеографические условия.
Специальных работ по этому вопросу не было обнаружено. Поэтому наличие данной проблемы делает актуальным специальное исследование в этом направлении.
Объект исследования: процесс физического воспитания студенток вузов.
Предмет исследования: методика оздоровления студенток вузов гуманитарного профиля на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств в климатических условиях Приморского края.
Цель: исследование эффективности комплексного использования традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию со студентками вузов в условиях климата Приморского края.
Гипотеза исследования: процесс физического воспитания студенток Приморского края будет более эффективным, если в содержание комплексной программы по физическому воспитанию в вузах включать в определенном соотношении традиционные и нетрадиционные оздоровительные средства, учитывая климатогеографические особенности Приморья.
Теоретико-методической базой явились: работы по теориии физического воспитания, управления усвоением знаний и формирования двигательных действий (П.Ф. Лесгафт, 1987; В.И. Лях, Г.Б.Мейксон, Л.Б. Кофман 1996; Л.П. Матвеев, 1997), положения теории функциональных систем (Т.К. Анохин, 1975), работы по регионализации физкультурного образования (В.В. Пономарев, 1993; Г.И .Мызан, 1996; В.А. Нестеров, 1999 и др.) и организации физического воспитания в вузе (С.В. Дмитриев, 1991; Л.И. Лубышева, 1992; В.К. Бальсевич, 1993), работы по оздоровительной направленности физического воспитания (Л.И. Лубышева, 1996; П.А. Виноградов, 1997; Б.К. Бальсевич, 1998), методические подходы применения оздоровительных средств (Л.В. Попадьина, 1993; С.И. Кучкин, 1994; А.М. Тюрин, 1997), исследования по адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям
6
среды (П.К. Анохин, 1995; В.П. Казначеев, 1985; Н.М. Амосов, 1987; В.А. Нестеров, 1997), педагогические подходы к реализации инновационных подходов в культурологических решениях проблемы физической культуры (В.И. Лях, 1993; В.П. Каргаполов 1995; Г.И. Мызан, 1996, В.И.).
Научная новизна исследования состоит в разработке методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию, с учетом климатогеографических условий Приморского края. В определении эффективности комплексного применения традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию в вузах для повышения физического состояния организма и формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Теоретическая значимость работы состоит в дополнении теории и методики физического воспитания новыми положениями о комплексном использовании традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств в процессе физического воспитания студенток вузов Приморского края.
Практическая значимость работы выражается в эффективном использовании методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств. Практические рекомендации исследования могут быть использованы преподавателями физического воспитания вузов для повышения физического состояния студенток.
Положения, выносимые на защиту:
1. Климатогеографические, социальные условия являются предпосылками для создания методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию.
2. Комплексная методика, сочетающая традиционные и нетрадиционные оздоровительные средства, входящая в вариативную часть базовой программы по физическому воспитанию для высших учебных заведений гуманитарного профиля,
7
позволяет более рационально строить оздоровительный и образовательный процессы физического воспитания студенток.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 216 источников, из них 7 работ иностранных авторов. Работа изложена на 198 страницах машинописного текста и содержит 11 таблиц и 9 рисунков.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что для повышения эффективности процесса физического воспитания, коррекции физического состояния студенток вузов, содержание занятий по физическому воспитанию должно предусматривать комплексное использование как традиционных, так и нетрадиционных оздоровительных средств.
2. По результатам проведенного исследования уровень физического состояния студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского средний, а по некоторым показателям - ниже среднего (на 9%). Система построения процесса физического воспитания в Морском государственном университете имени адм. Г.И. Невельского не учитывает климатические условия Приморского края.
m 3. Периодом наиболее активных занятий по физической культуре у
студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского является период с сентября по май, что говорит о недостаточно устойчивом интересе к занятиям по физическому воспитанию.
4. Разработанная методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию включает комплексы упражнений нетрадиционных оздоровительных гимнастик в сочетании с традиционными физическими упражнениями в зависимости от изменяющихся климатических условий Приморского края. В осенний и весенне-летний периоды рекомендуется сочетать выполнение легкоатлетических упражнений с китайской оздоровительной гимнастикой бадуаньцзин, а в осенне-зимний и зимне¬весенний периоды - спортивные игры с комплексами упражнений гимнастики хатха-йоги (статический и динамический варианты), а также комбинации общеразвивающих упражнений с дыхательной гимнастикой. Суставную
* гимнастику, комплекс упражнений «Сурья Намаскар», гимнастику до-ин
112
используют на занятиях по физическому воспитанию как вспомогательные средства в подготовительной и заключительной частях.
5. Проведение учебных занятий по физической культуре в вузе на основе предложенной экспериментальной методики позволяет студенткам достичь более достоверно значимого прироста уровня физического состояния.
Наибольший прирост произошел в следующих тестах: проба Штанге (задержка времени дыхания на вдохе) на 104%; проба Генчи (задержка времени дыхания на выдохе) на 98,8%; проба Ромберга - 78,8%.
Приведенные данные результатов тестов свидетельствуют о том, что у студенток экспериментальной группы значительно повысилось функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой систем, произошли положительные изменения в деятельности центральной нервной системы.
6. Положительные изменения произошли у студенток экспериментальной группы и в уровне развития физических качеств. Так, наибольшая разница была выявлена в тесте «наклон вперед», характеризующие гибкость - 81,4% и в тестах, характеризующих силовые качества(«сгибание и разгибание рук в упоре лежа») - 29,3%, (Р<0,01) и силовую выносливость («подъем в сед») - 13,5%, (Р<0,01) соответственно.
7. Разработанная методика оздоровления студенток высших учебных заведений гуманитарного профиля на занятиях по физическому воспитанию с использованием традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств способствует повышению оздоровительного эффекта занятий по физическому воспитанию, улучшению физического состояния студенток, а также формирует положительную мотивацию к занятиям по физической культуре.
1. Акчурин, Б.Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы и формирование физического здоровья студентов: Дис. канд... соц наук /Б.Г. Акчурин.- Уфа, 1996.- 170 с.
2. Акчурин, Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Автореф. дис. ...канд пед. наук. /Б.Г. Акчурин [13.00.04 - ТМФК]. - Уфа, 1996. - 24 с.
3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье,- 3 — е издание /Н.М. Амосов.- М.: Физ-ра и спорт, 1987.- 64 с.
4. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова /Н.М. Амосов.- Донецк: Сталкер, 2002.- 590 с.
5. Андриевский, Б.П. Климатогеографические факторы в формировании некоторых показателей и состояний здоровья женщин-матерей и детей на Дальнем Востоке /Б.П. Андриевкий, К.А. Оглобин, Г.А. Власов //Медико¬климатические аспекты здоровья на Дальнем Востоке: Тез. докл. межтерриториальной научно-практической конференции.- Владивосток, 1989.- с.121 -123.
6. Анохин, П.К. Очерки физиологии функциональных систем /П.К. Анохин.
- М.: Медицина, 1975. — 448 с.
7. Антоненко, Э.Н. Сезонно-ориетированная технология оздоровления женщин зрелого возраста в условиях крайнего Севера: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Э.Н. Антоненко [13.00.04 - ТМФК]. - Хабаровск, 2002. - 24 с.
8. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида /Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко //Теория и практика физической культуры, 1988, № 4, с. 29-31.
9. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте /И.В. Аулик - М.: Медицина, 1979. - с. 6 - 21.
116
10. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей физической культуры. /Б.А. Ашмарин. - М. Физ-ра и спорт, 1978.-223 с.
11. Багдосарян, Р.А. Ритмостаз выделительной функции почек: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. /Р.А. Багдосарян. - Ереван, 1980.-21 с.
12. Баевский, P.M. Прогнозирование на грани патологии /Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
13. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека /В.К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - с.21 - 22.
14. Бальсевич, В.К. Физическая культура. Молодежь и современность /В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физической культуры. - 1993. - №4.-с. 2-7.
15. Бальсевич, В.К. Здоровье и движение /В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт. - 1988, - 42 с.
16. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого /В.К. Бальсевич.
- М.: Физ-ра и спорт, 1988. - 96 с.
17. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека /В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. — Киев.: Здоровье, 1987. - 102 с.
18. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность /В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физической культуры. — с. 27 —
34.
19. Барсук, И.В. Опыт проведения занятий по хатхе-йоге в группе, сформированной по принципу добровольности /И.В. Барсук, А.В. Сахно //Йога: Проблемы оздоровления и самосовершенствования человека: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - Москва, 1989. - с. 39 — 41.
117
20. Бауэр, В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России /В.Г. Бауэр //Теория и практика физической культуры, 2001, № 1, с. 50 - 56.
21. Белов, В.И. Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств /В.И. Белов /В сб. Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. М., 1991, с. 87-103.
22. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодежь до ста лет. 2-е изд. /В.И. Белов. - М.: Химия, 1994. - 400 с.
23. Блохина, Н.П. Сезонные особенности заболеваемости острой патологией у детей в процессе возрастной адаптации к медико-климатическим условиям Приморья /Н.П. Блохина, А.И. Щекович, Т.Г. Слепцова, Т.Н. Кузьмина, М.Г. Щегеда //Медико-климатические аспекты здоровья на Дальнем Востоке: Тез. докл. межтерриториальной научно-практической конференции. - Владивосток,
1989. -с. 123-124.
24. Булатова, Г.А. Методика использования комплекса оздоровительных
I
средств физического воспитания при адаптации студенток к условиям Крайнего Севера: Автореф. дис... канд. пед. наук /Г.А. Булатова [13.00.04 — ТМФК,
13.0. 13 - Физиология человека и животных]. Волгоград, 2000. - 24 с.
25. Булич, Э.Г. Секреты молодости /Э.Г. Булич Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физ-ра и спорт», № 5. -М.:3нание, 1989. -87 с.
26. Вайнер, Э. Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни /Э.Н. Вайнер //Валеология, 1998, № 3. - с. 17 - 23.
27. Василевский, Н.Н. Психофизиологические аспекты адаптации человека в Антарктиде /Н.Н. Василевский, С.И. Сороко, М.М. Богословский. - Л.: Медицина, 1978. - 190 с.
28. Васильев, Т.Э. Начала Хатха - Йоги /Т.Э. Васильев. - М.: Прометей.
1990. -232 с.
118
29. Васильева, И.А. Целитель обретает силу /И.А. Васильева. - Спб.: ТОО «Диамант», 1998. - 320 с.
30. Веремчук, Л.В. Систематизация природно-экологических факторов по характеру лечебно-оздоровительного воздействия на человека /Л.В. Веремчук.
- Вопр. курортологии и физиотерапии. 1996. № 5. - с. 53 - 58.
31. Веремчук, Л.В. Принципы типизации условий жизнедеятельности человека в Приморском крае /Л.В. Веремчук, П.Ф. Кику //Международная конференция «Сихотэ-Алинь. Устойчивое развитие экосистемы»: Тез. докл., 15
— 17 сентября, 1997. - Владивосток, 1997, - с. 34 — 36.
32. Виленский, МЛ. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование /М.Я. Виленский //Практическая Всероссийская научно- практическая конференция. - Томск, 1996. — 164 с.
33. Виленский, МЛ. Комплекс ГТО в физическом воспитании студентов /МЛ. Виленский, В.В. Михайлов. Н.А. Левенко. — М.: М1Т1И, 1979. - с. 33 — 34.
34. Виленский, М.Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности /МЛ. Виленский, Б.Н. Минаев //ТиПФКК. - 1973. — №
1. -с 60-64.
35. Виленский, М.Я. Комплексный педагогический контроль за физическим воспитанием студентов вузов /МЛ. Виленский, Н.Е. Манаков //Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: Сборник науч. трудов/Под ред. В.В. Васильевой, В.И Жолдака, - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988. -с. 45-54.
36. Виленский, МЛ. Физическая культура работников умственного труда /МЛ. Виленский, В.И. Ильинич, - М.: Знание, 1987. - 96 с.
37. Виленский, М.Я. Социально-психологические и педагогические основы участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности: Метод, разраб. для слушателей ФПК ГЦОЛИФКа /М.Я. Виленский. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 36 с.
119
38. Виленский, М.Я. Основы здорового образа жизни студентов /М.Я. Виленский, А.Г. Горшков /Учебное пособие. - М.: Изд-во МНПУ, 1995. - 93 с.
39. Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза /М.Я. Виленский //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1. - 27 - 32.
40. Виленский, М.Я. Комплексный педагогический контроль за физическим воспитанием студентов вузов /М.Я. Виленский, И.Е. Мананков, В.П. Русанов //Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: Межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж: ВГУ, 1988. - с. 45 - 54.
41. Виноградов, М.И. Физиология трудовых процессов /М.И. Виноградов. - М.: Медицина, 1966. - 367 с.
42. Виру, А. А. Применение Гарвадского степ-теста при изучении функциональных способностей ССС /А.А. Виру, Т.А. Кару, Э.А. Виру //Уч. зап. Тартуского ун-та. - 1976. - т. 6. - Вып. 368. - 93 с.
43. Виру, Э.А. О функциональных способностях сердечно-сосудистой системы молодежи, принятой в Тартуский государственный университет /Э.А. Виру, А.А. Виру //Учен. зап. Тартуского ун-та. - 1975. - т. 6. - Вып. 368. — 99 с.
44. Виру, Э.А. Об инфармативности теста Купера, используемого в рпактике физического воспитания студентов /Э.А. Виру, Т.А. Юримяэ //Теория и практика физической культуры. - 1961. - № 2. - с. 47 — 48.
45. Волков, В.М. Диагностика тренированности: Методические рекомендации /В.М. Волков. - Челябинск, 1978. - 28 с.
46. Вон, Кью-Кит Тай-цзи-цюань: Полное руководство по теории и практике /Кью-Кит Вон Пер. с анг. Ю. Бондарева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 384 с.
47. Вон, Кью-Кит Искусство цигун /Кью-Кит Вон Пер. с анг. А. Дробышева. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. -320 с.
48. Воронин, Н.М. О реакциях временной адаптации организма человека /Н.М. Воронин //Физиология человека в природных условиях СССР /Н.М. Воронин /Под ред. А.Д. Слонима. - Л.: Наука, 1969. - 12 с.