Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционный и нетрадиционный средств
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ 8
1.1. Особенности физического воспитания в вузах России 8
1.2. Анализ учебных программ по физической культуре для высших учебных заведений 15
1.3. Особенности муссонного климата Приморского края 19
1.4. Характеристика нетрадиционных оздоровительных средств 26 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Задачи исследования 43
2.2. Методы исследования 43
2.3. Организация исследования 51 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ 53
3.1. Анализ динамики заболеваемости студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского 53
3.2. Исследование эффективности основных направлений формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом 58
3.3. Исследование двигательной активности студенток и факторов, влияющих на нее 63
3.4. Структура и содержание экспериментальной методики 66
3
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ 82
4.1. Эффективность комплексного использования традиционных
и нетрадиционных средств в вузе 82
4.2. Динамика развития физических качеств студенток контрольной и экспериментальной групп 86
4.3. Динамика изменения показателей физического состояния студенток в ходе педагогического эксперимента между сезонными циклами 91
4.4. Оценка физического состояния студенток контрольной и экспериментальной групп 98
4.5. Оценка уровня развития физических качеств студенток контрольной и экспериментальной групп 99
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ 8
1.1. Особенности физического воспитания в вузах России 8
1.2. Анализ учебных программ по физической культуре для высших учебных заведений 15
1.3. Особенности муссонного климата Приморского края 19
1.4. Характеристика нетрадиционных оздоровительных средств 26 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Задачи исследования 43
2.2. Методы исследования 43
2.3. Организация исследования 51 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ 53
3.1. Анализ динамики заболеваемости студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского 53
3.2. Исследование эффективности основных направлений формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом 58
3.3. Исследование двигательной активности студенток и факторов, влияющих на нее 63
3.4. Структура и содержание экспериментальной методики 66
3
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ 82
4.1. Эффективность комплексного использования традиционных
и нетрадиционных средств в вузе 82
4.2. Динамика развития физических качеств студенток контрольной и экспериментальной групп 86
4.3. Динамика изменения показателей физического состояния студенток в ходе педагогического эксперимента между сезонными циклами 91
4.4. Оценка физического состояния студенток контрольной и экспериментальной групп 98
4.5. Оценка уровня развития физических качеств студенток контрольной и экспериментальной групп 99
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: в настоящее время одной из наиважнейших задач в нашей стране является повышение уровня здоровья студенческой молодежи. Студенты, проживающие в разных регионах Российской Федерации, отличаются по уровню физического состояния (Ю.И. Сбруев, В.В. Кудрявцев, 1984; С.В. Хрущев, 1990; Г.А. Булатова, 2000). Это связано с тем, что различные климатогеографические условия играют большую роль в ухудшении качественных характеристик здоровья, снижают резервные возможности организма (В.А. Нестеров, 1987; М.С. Мартынов, 1998; Г.А. Булатова, 2000; С.Ю. Щетинина, 2000).
Наиболее существенно влияют на функциональное состояние организма сезонные метеорологические колебания (Н.А. Тузова, 1962; АЛ. Голиков, ПЛ. Голиков, 1973; Н.К. Трапезникова, 1974). Реакция организма на изменения окружающей среды зависит от приспособления к погодно-климатическим условиям (ВЛ. Казначеев, 1977; Э.Ш. Матлина, 1978; НЛ. Василевский, С.И. Сорокин, М.М. Богословский, 1978; Р.А. Багдасарян, 1980).
Эффективность процесса физического воспитания повышается на 15 - 20% при разумном использовании природно-климатических факторов (Г.И. Мызан, 1994; Е.Г. Чулков, В. А. Нестеров, В.Е. Могилев, 1996).
Весьма актуальной является проблема повышения эффективности занятий путем изменения их содержания, использования с общепринятыми физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных средств, применяемых с учетом климатогеографических условий проживания и позволяющих улучшить физическое состояние организма (Л.В. Попадьина, 1993; В Л. Моченов, 1994; А.Г. Мастеров, 2002).
В научно-методической литературе недостаточно раскрыты возможность и целесообразность комплексного использования традиционных и нетрадиционных
5
оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию в вузе, учитывая климатогеографические условия.
Специальных работ по этому вопросу не было обнаружено. Поэтому наличие данной проблемы делает актуальным специальное исследование в этом направлении.
Объект исследования: процесс физического воспитания студенток вузов.
Предмет исследования: методика оздоровления студенток вузов гуманитарного профиля на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств в климатических условиях Приморского края.
Цель: исследование эффективности комплексного использования традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию со студентками вузов в условиях климата Приморского края.
Гипотеза исследования: процесс физического воспитания студенток Приморского края будет более эффективным, если в содержание комплексной программы по физическому воспитанию в вузах включать в определенном соотношении традиционные и нетрадиционные оздоровительные средства, учитывая климатогеографические особенности Приморья.
Теоретико-методической базой явились: работы по теориии физического воспитания, управления усвоением знаний и формирования двигательных действий (П.Ф. Лесгафт, 1987; В.И. Лях, Г.Б.Мейксон, Л.Б. Кофман 1996; Л.П. Матвеев, 1997), положения теории функциональных систем (Т.К. Анохин, 1975), работы по регионализации физкультурного образования (В.В. Пономарев, 1993; Г.И .Мызан, 1996; В.А. Нестеров, 1999 и др.) и организации физического воспитания в вузе (С.В. Дмитриев, 1991; Л.И. Лубышева, 1992; В.К. Бальсевич, 1993), работы по оздоровительной направленности физического воспитания (Л.И. Лубышева, 1996; П.А. Виноградов, 1997; Б.К. Бальсевич, 1998), методические подходы применения оздоровительных средств (Л.В. Попадьина, 1993; С.И. Кучкин, 1994; А.М. Тюрин, 1997), исследования по адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям
6
среды (П.К. Анохин, 1995; В.П. Казначеев, 1985; Н.М. Амосов, 1987; В.А. Нестеров, 1997), педагогические подходы к реализации инновационных подходов в культурологических решениях проблемы физической культуры (В.И. Лях, 1993; В.П. Каргаполов 1995; Г.И. Мызан, 1996, В.И.).
Научная новизна исследования состоит в разработке методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию, с учетом климатогеографических условий Приморского края. В определении эффективности комплексного применения традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию в вузах для повышения физического состояния организма и формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Теоретическая значимость работы состоит в дополнении теории и методики физического воспитания новыми положениями о комплексном использовании традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств в процессе физического воспитания студенток вузов Приморского края.
Практическая значимость работы выражается в эффективном использовании методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств. Практические рекомендации исследования могут быть использованы преподавателями физического воспитания вузов для повышения физического состояния студенток.
Положения, выносимые на защиту:
1. Климатогеографические, социальные условия являются предпосылками для создания методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию.
2. Комплексная методика, сочетающая традиционные и нетрадиционные оздоровительные средства, входящая в вариативную часть базовой программы по физическому воспитанию для высших учебных заведений гуманитарного профиля,
7
позволяет более рационально строить оздоровительный и образовательный процессы физического воспитания студенток.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 216 источников, из них 7 работ иностранных авторов. Работа изложена на 198 страницах машинописного текста и содержит 11 таблиц и 9 рисунков.
Наиболее существенно влияют на функциональное состояние организма сезонные метеорологические колебания (Н.А. Тузова, 1962; АЛ. Голиков, ПЛ. Голиков, 1973; Н.К. Трапезникова, 1974). Реакция организма на изменения окружающей среды зависит от приспособления к погодно-климатическим условиям (ВЛ. Казначеев, 1977; Э.Ш. Матлина, 1978; НЛ. Василевский, С.И. Сорокин, М.М. Богословский, 1978; Р.А. Багдасарян, 1980).
Эффективность процесса физического воспитания повышается на 15 - 20% при разумном использовании природно-климатических факторов (Г.И. Мызан, 1994; Е.Г. Чулков, В. А. Нестеров, В.Е. Могилев, 1996).
Весьма актуальной является проблема повышения эффективности занятий путем изменения их содержания, использования с общепринятыми физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных средств, применяемых с учетом климатогеографических условий проживания и позволяющих улучшить физическое состояние организма (Л.В. Попадьина, 1993; В Л. Моченов, 1994; А.Г. Мастеров, 2002).
В научно-методической литературе недостаточно раскрыты возможность и целесообразность комплексного использования традиционных и нетрадиционных
5
оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию в вузе, учитывая климатогеографические условия.
Специальных работ по этому вопросу не было обнаружено. Поэтому наличие данной проблемы делает актуальным специальное исследование в этом направлении.
Объект исследования: процесс физического воспитания студенток вузов.
Предмет исследования: методика оздоровления студенток вузов гуманитарного профиля на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств в климатических условиях Приморского края.
Цель: исследование эффективности комплексного использования традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию со студентками вузов в условиях климата Приморского края.
Гипотеза исследования: процесс физического воспитания студенток Приморского края будет более эффективным, если в содержание комплексной программы по физическому воспитанию в вузах включать в определенном соотношении традиционные и нетрадиционные оздоровительные средства, учитывая климатогеографические особенности Приморья.
Теоретико-методической базой явились: работы по теориии физического воспитания, управления усвоением знаний и формирования двигательных действий (П.Ф. Лесгафт, 1987; В.И. Лях, Г.Б.Мейксон, Л.Б. Кофман 1996; Л.П. Матвеев, 1997), положения теории функциональных систем (Т.К. Анохин, 1975), работы по регионализации физкультурного образования (В.В. Пономарев, 1993; Г.И .Мызан, 1996; В.А. Нестеров, 1999 и др.) и организации физического воспитания в вузе (С.В. Дмитриев, 1991; Л.И. Лубышева, 1992; В.К. Бальсевич, 1993), работы по оздоровительной направленности физического воспитания (Л.И. Лубышева, 1996; П.А. Виноградов, 1997; Б.К. Бальсевич, 1998), методические подходы применения оздоровительных средств (Л.В. Попадьина, 1993; С.И. Кучкин, 1994; А.М. Тюрин, 1997), исследования по адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям
6
среды (П.К. Анохин, 1995; В.П. Казначеев, 1985; Н.М. Амосов, 1987; В.А. Нестеров, 1997), педагогические подходы к реализации инновационных подходов в культурологических решениях проблемы физической культуры (В.И. Лях, 1993; В.П. Каргаполов 1995; Г.И. Мызан, 1996, В.И.).
Научная новизна исследования состоит в разработке методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию, с учетом климатогеографических условий Приморского края. В определении эффективности комплексного применения традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств на занятиях по физическому воспитанию в вузах для повышения физического состояния организма и формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Теоретическая значимость работы состоит в дополнении теории и методики физического воспитания новыми положениями о комплексном использовании традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств в процессе физического воспитания студенток вузов Приморского края.
Практическая значимость работы выражается в эффективном использовании методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств. Практические рекомендации исследования могут быть использованы преподавателями физического воспитания вузов для повышения физического состояния студенток.
Положения, выносимые на защиту:
1. Климатогеографические, социальные условия являются предпосылками для создания методики оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию.
2. Комплексная методика, сочетающая традиционные и нетрадиционные оздоровительные средства, входящая в вариативную часть базовой программы по физическому воспитанию для высших учебных заведений гуманитарного профиля,
7
позволяет более рационально строить оздоровительный и образовательный процессы физического воспитания студенток.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 216 источников, из них 7 работ иностранных авторов. Работа изложена на 198 страницах машинописного текста и содержит 11 таблиц и 9 рисунков.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что для повышения эффективности процесса физического воспитания, коррекции физического состояния студенток вузов, содержание занятий по физическому воспитанию должно предусматривать комплексное использование как традиционных, так и нетрадиционных оздоровительных средств.
2. По результатам проведенного исследования уровень физического состояния студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского средний, а по некоторым показателям - ниже среднего (на 9%). Система построения процесса физического воспитания в Морском государственном университете имени адм. Г.И. Невельского не учитывает климатические условия Приморского края.
m 3. Периодом наиболее активных занятий по физической культуре у
студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского является период с сентября по май, что говорит о недостаточно устойчивом интересе к занятиям по физическому воспитанию.
4. Разработанная методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию включает комплексы упражнений нетрадиционных оздоровительных гимнастик в сочетании с традиционными физическими упражнениями в зависимости от изменяющихся климатических условий Приморского края. В осенний и весенне-летний периоды рекомендуется сочетать выполнение легкоатлетических упражнений с китайской оздоровительной гимнастикой бадуаньцзин, а в осенне-зимний и зимне¬весенний периоды - спортивные игры с комплексами упражнений гимнастики хатха-йоги (статический и динамический варианты), а также комбинации общеразвивающих упражнений с дыхательной гимнастикой. Суставную
* гимнастику, комплекс упражнений «Сурья Намаскар», гимнастику до-ин
112
используют на занятиях по физическому воспитанию как вспомогательные средства в подготовительной и заключительной частях.
5. Проведение учебных занятий по физической культуре в вузе на основе предложенной экспериментальной методики позволяет студенткам достичь более достоверно значимого прироста уровня физического состояния.
Наибольший прирост произошел в следующих тестах: проба Штанге (задержка времени дыхания на вдохе) на 104%; проба Генчи (задержка времени дыхания на выдохе) на 98,8%; проба Ромберга - 78,8%.
Приведенные данные результатов тестов свидетельствуют о том, что у студенток экспериментальной группы значительно повысилось функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой систем, произошли положительные изменения в деятельности центральной нервной системы.
6. Положительные изменения произошли у студенток экспериментальной группы и в уровне развития физических качеств. Так, наибольшая разница была выявлена в тесте «наклон вперед», характеризующие гибкость - 81,4% и в тестах, характеризующих силовые качества(«сгибание и разгибание рук в упоре лежа») - 29,3%, (Р<0,01) и силовую выносливость («подъем в сед») - 13,5%, (Р<0,01) соответственно.
7. Разработанная методика оздоровления студенток высших учебных заведений гуманитарного профиля на занятиях по физическому воспитанию с использованием традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств способствует повышению оздоровительного эффекта занятий по физическому воспитанию, улучшению физического состояния студенток, а также формирует положительную мотивацию к занятиям по физической культуре.
2. По результатам проведенного исследования уровень физического состояния студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского средний, а по некоторым показателям - ниже среднего (на 9%). Система построения процесса физического воспитания в Морском государственном университете имени адм. Г.И. Невельского не учитывает климатические условия Приморского края.
m 3. Периодом наиболее активных занятий по физической культуре у
студенток Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского является период с сентября по май, что говорит о недостаточно устойчивом интересе к занятиям по физическому воспитанию.
4. Разработанная методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию включает комплексы упражнений нетрадиционных оздоровительных гимнастик в сочетании с традиционными физическими упражнениями в зависимости от изменяющихся климатических условий Приморского края. В осенний и весенне-летний периоды рекомендуется сочетать выполнение легкоатлетических упражнений с китайской оздоровительной гимнастикой бадуаньцзин, а в осенне-зимний и зимне¬весенний периоды - спортивные игры с комплексами упражнений гимнастики хатха-йоги (статический и динамический варианты), а также комбинации общеразвивающих упражнений с дыхательной гимнастикой. Суставную
* гимнастику, комплекс упражнений «Сурья Намаскар», гимнастику до-ин
112
используют на занятиях по физическому воспитанию как вспомогательные средства в подготовительной и заключительной частях.
5. Проведение учебных занятий по физической культуре в вузе на основе предложенной экспериментальной методики позволяет студенткам достичь более достоверно значимого прироста уровня физического состояния.
Наибольший прирост произошел в следующих тестах: проба Штанге (задержка времени дыхания на вдохе) на 104%; проба Генчи (задержка времени дыхания на выдохе) на 98,8%; проба Ромберга - 78,8%.
Приведенные данные результатов тестов свидетельствуют о том, что у студенток экспериментальной группы значительно повысилось функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой систем, произошли положительные изменения в деятельности центральной нервной системы.
6. Положительные изменения произошли у студенток экспериментальной группы и в уровне развития физических качеств. Так, наибольшая разница была выявлена в тесте «наклон вперед», характеризующие гибкость - 81,4% и в тестах, характеризующих силовые качества(«сгибание и разгибание рук в упоре лежа») - 29,3%, (Р<0,01) и силовую выносливость («подъем в сед») - 13,5%, (Р<0,01) соответственно.
7. Разработанная методика оздоровления студенток высших учебных заведений гуманитарного профиля на занятиях по физическому воспитанию с использованием традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств способствует повышению оздоровительного эффекта занятий по физическому воспитанию, улучшению физического состояния студенток, а также формирует положительную мотивацию к занятиям по физической культуре.
Подобные работы
- Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных
средств
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОСЛЕ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И
НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2008



