Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние адаптационных школьников

Работа №7384

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы117стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
800
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ (обзор литературы) 13
1.1. Экологическое состояние городов Ставропольского края 13
1.2. Состояние ведущих систем адаптации при действии стрессорных факторов 17
1.3. Некоторые аспекты морфологического, функционального и психологического развития детей в экологически неблагоприятных условиях 22
1.4. Состояние здоровья детей и подростков в учебных заведениях нового типа 31
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 41
2.2.1. Определение показателей физического развития 41
2.2.1.1. Измерение длины тела (роста) 41
2.2.1.2. Определение массы тела 41
2.2.1.3. Измерение окружности грудной клетки 42
2.2.1.4. Определение жизненной емкости легких 42
2.2.2. Методы выявления резервных возможностей
адаптационных систем организма 42
2.2.2.1.Оценка состояния здоровья и резервных возможностей
адаптационных систем с помощью теста МПК 42
2.2.2.2.Оценка адаптационного потенциала системы
кровообращения 45
2.2.3. Методы исследования функционального состояния
сердечно-сосудистой системы 50
2.2.3.1. Оценка центрального и периферического кровообращения 50
2.2.3.2. Методика исследования регуляторных механизмов
3

системы кровообращения 50
2.2.4. Метод определения функционального состояния гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы 54
2.2.4.1.Определение концентрации кортизола в слюне 54
2.2.5. Методы определения функционального состояния гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы 55
2.2.5.1. Определение уровня эстрадиола и тестостерона в слюне . 56
2.2.5.2. Определение степени полового развития 57
2.2.6. Методы исследования функционального состояния центральной нервной системы 57
2.2.7. Определение длительности индивидуальной минуты 59
2.2.8. Методы оценки психического статуса 60
2.2.8.1. Методика определения уровня невротизации и психопатии (УНП) 60
2.2.8.2. Определение уровня тревожности 62
2.3. Методы статистической обработки результатов 62
Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОСТОЯНИЕ
А ДАПТАЦИОННЫХ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ 64
3.1. Физическое развитие учащихся инновационных школ, проживающих в разных экологических условиях 65
3.2. Состояние кардиореспираторной системы у учащихся инновационных школ, проживающих в различных экологических условиях 73
3.3. Состояние центральной нервной системы у учащихся 86 инновационных школ
3.4. Гормональный статус учащихся инновационных школ в 91 условиях химического неблагополучия среды
3.5. Психическое здоровье учащихся инновационных школ 94
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
ВЫВОДЫ 108
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 111




Актуальность исследования. В последние десятилетия в государстве произошли существенные политические, экономические и социальные изменения, которые оказали влияние на каждого жителя страны, особенно на состояние здоровья. В то же время трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи (Бережков Л.Ф., 1997; Агаджанян Н.А. и соавт., 1999; Кучма В.Р., 2003; Смирнов Н.К., 2003).
Детское население в значительной мере отличается от взрослого незавершенностью процессов биологического и психического развития. Это является причиной того, что детский организм особенно подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий различной природы и интенсивности, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития патологических изменений в организме (Губарева Л.И., 2001; Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Боев И.В., 2003; Губарева Л.И. и соавт., 2003, 2004). Причем, комплекс полимодальных воздействий, где сочетаются экологические, социальные и психоэмоциональные факторы, сказывается не только на функциональном состоянии ребенка в настоящий момент, но и значительно влияет на его дальнейшее существование. Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины как науки и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья (Лисицын Ю.П., 1992; Шабалдас А.Е., 1999).
5

В настоящее время на фоне обострения социально-экономического и экологического неблагополучия возросла значимость факторов риска нарушения здоровья и развития детей и подростков, к которым ряд авторов относит инновационные системы обучения (Чубирко М.И., Пичужкина Н.М., Фуфаева О.А., 1997). Обучение в инновационных образовательных учреждениях (лицеях, прогимназиях, гимназиях и др., которые в определенной степени являются элитными) характеризуется значительной интенсификацией и увеличением суммарной дневной учебной нагрузки (Ковалева Е.Л., Шахраманова Р.К., 2000; Давыденко Л.А., 2004).
При этом значительно изменились учебные программы, большинство из которых не проходят гигиенической оценки (авторские программы), появились новые предметы, увеличилась недельная учебная нагрузка учащихся, весьма интенсивно происходит информатизация процесса обучения, широко используются компьютеры в различных профильных и элективных курсах. Как правило, школы данного типа являются городскими образовательными учреждениями, что может привести к суммированию или потенцированию эффектов антропогенных факторов среды, оказывающих негативное воздействие на растущий организм. Одними из неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека, в том числе на рост распространенности психических заболеваний, фиксируемый медицинской статистикой среди всех возрастных групп населения, являются урбанизация и химическое загрязнение окружающей среды (Боев И.В., 1990; Ахвердова О.А., 1994; Положий Б.С., Вернекина Н.С., Хруленко И.О. и соавт., 1994; Платонов Г.Г., 1997; Агаджанян Н.А., 1999; Голдовская Л.Ф., 2000; Губарева Л.И., 2001; Лысенко Л.В., 2003; Волоскова Н.Н., 2003; Гюлушанян К.С., Кобрянова И.В., Луковка Я.В., 2003; Милашечкина Е.А., 2005; Goldsmith E., 1980; Castilia E. et al., 2000; Boyev I.V., Achverdova O.A., 1999). Однако изучение влияния инновационных форм обучения на
6

психосоматическое здоровье школьников в условиях эконеблагополучной среды не проводилось.
Диагностика физиологических и психологических процессов, протекающих в организме юношей и девушек 16-17 лет, являющихся учащимися школ различного типа и проживающих в районах, существенно отличающихся по степени химического загрязнения, особенно актуальна на современном этапе в связи с масштабным внедрением инновационных форм обучения. В настоящее время с особой остротой ставятся вопросы сохранения здоровья в процессе обучения, его мониторинга с целью выявления групп риска и своевременной коррекции психосоматических нарушений.
Настоящее исследование отвечает требованиям Конвенции ООН о правах ребенка (1990) и Европейской хартии «Окружающая среда и охрана здоровья» (1990), согласно которым актуальной задачей является прогнозирование отдаленных последствий антропогенного воздействия, и п. 46 Указа Президента России от 20.04.1993 №468 «Разработать и внедрить систему наблюдения и контроля (мониторинга) здоровья населения Российской Федерации»; Федеральному закону № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000); Федеральному закону «Об образовании» и совместному приказу Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации».
Цель работы - изучить влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние ведущих адаптационных систем школьников в условиях экологического неблагополучия среды.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Установлено, что интенсификация и увеличение суммарной дневной и недельной учебной нагрузки в инновационных школах в условиях экологического благополучия приводит к снижению ростовых показателей, величин жизненной емкости легких, повышению частоты сердечных сокращений, артериального давления, индекса напряжения, адаптационного потенциала, свидетельствующих о нарастании симпатикотонии, а также повышению уровня катаболического гормона - кортизола, более выраженным у юношей 17 лет. При этом регистрировали незначительное повышение функциональной лабильности центральной нервной системы.
2. Химическое загрязнение окружающей среды приводит к ретардации физического развития и отставанию полового созревания, к снижению функциональных возможностей кардио-респираторной системы, изменению соотношения катаболических и анаболических гормонов, и, как следствие, снижению выносливости к физическим и информационным нагрузкам у учащихся 16-17 лет. При этом растет процент учащихся средних общеобразовательных школ с выраженной симпатикотонией и гиперсимпатикотонией, нарушением функции центральной нервной системы.
3. Химическое загрязнение окружающей среды в совокупности с инновационными формами обучения приводит к более выраженной ретардации физического и полового развития, увеличению частоты сердечных сокращений, АМо, ИН, Мо к 17 годам, повышению активности системы кровообращения и ее регуляторных механизмов, снижению ее функциональных резервов. Параллельно отмечали снижение функциональных возможностей дыхательной системы и выносливости к физическим нагрузкам у лицеистов 16-17 лет.
4. Введение инновационных форм обучения на фоне экологического неблагополучия приводит к изменению соотношения анаболических и
91

катаболических гормонов, андро- и эстрогенов, что негативно сказывается на психосоматическом здоровье и социальной адаптации школьников.
5. Переход школ на более высокий образовательный уровень в условиях химического загрязнения среды приводит к увеличению времени сложной зрительно-моторной реакции, повышению уровня общей, школьной, самооцеочной и межличностной тревожности.
6. Анализ показателей психосоматического здоровья позволил выявить, что маркерами адаптации, объективно оценивающими степень напряжения организма и его адаптационные резервы при внедрении инновационных форм обучения, являются: длина тела и степень полового созревания, ЖЕЛ и относительная величина максимального потребления кислорода (МПК/кг), исходная частота сердечных сокращений, индекс напряжения, величина индивидуальной минуты, величина артериального давления и адаптационного потенциала (АП), уровень кортизола (К), тестостерона (Т), эстрадиола (Э) и соотношение Т/Э, уровень тревожности, невротизации и психопатизации.
7. В целом большие энергозатраты, связанные с увеличением информационных нагрузок в инновационных школах, влекут за собой напряжение функциональных систем организма, что, в свою очередь, негативно отражается на психосоматическом здоровье ребенка. Это диктует необходимость дифференцированного подхода к приему детей в экспериментальные классы с учетом стартового здоровья и уровня психофизического развития. Поэтому перед выбором инновационного учебного заведения дети должны пройти тщательное медицинское обследование. При малейшем отклонении в состоянии здоровья они должны быть включены в группы риска возникновения психосоматических нарушений.



1. Авцын А.П., Жаворонков А.А., Риш М.А., Строчкова Л.С. Микроэлементозы человека: Этиология, классификация, органопатология. - М., 1991. - 212 с.
2. Агаджанян Н.А. Среда обитания и реактивность организма / Н.А. Агаджанян, И.И. Макарова. - Тверь, 2001. - 176 с.
3. Агаджанян Н.А. Экология человека и здоровье: экологические проблемы эпидемиологии / Н.А. Агаджанян, М.Ю. Бяхов, А.К. Токмалаев. - М.: Просветитель. - 2001. - 128 с.
4. Агаджанян Н.А., Турзин П.С., Ушаков И.Б. Общественное и профессиональное здоровье и промышленная экология //Медицина труда и промышленная экология. - 1999, № 1. - С. 1-9.
5. Агаджанян Н.А., Федоров Ю.И., Шеховцов В.П., Макарова И.И. Состояние кардиореспираторной системы и психологического статуса подростков суворовского училища в период адаптации к новым социально-средовым условиям // Экология человека. - 2004, № 4. - С. 17-19.
6. Акимова Т. А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2000. - 566 с.
7. Алдашева А. А. Стратегия психической адаптации в условиях Антарктиды / А. А. Алдашева // Физиология человека. - 1984. - Т. 10, № 1. - С. 12.
8. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. - М., 2000. - 270 с.
9. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976. - 236 с.
93

10. Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. - Сургут, 2002. - Вып. №2. - С. 67-72.
11. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер с макед. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
12. Андреева М.В., Жаркин А.Ф., Сивочалова О.В. Состояние здоровья девочек-подростков, проживающих в условиях экологического неблагополучия // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. - М., 2002. - С. 122-123.
13. Андреева М.В., Сивочалова О.В. Психоэмоциональный профиль личности девушек-подростков, жительниц Волгоградского промышленного региона // Медицина труда и промышленная экология. - 2000. - № 2. - С. 34-36.
14. Анисимов В.Н. Компьютер: Ученые начинают расследование // Информатика и образование. - 1994, № 5. - С. 96-102.
15. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975. - 447 с.
16. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М.: Наука, 1980. - 197 с.
17. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. Проблемы здоровья детей и их физического развития // Здравоохранение Рос. Федерации. - 1999, № 5. - С. 17-21.
18. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 1. - С. 98-102.
19. Ахвердова О.А. Экологическая среда и пограничная подростковая психиатрия // Клинические и организационные вопросы пограничной
94

психиатрии: Матер. республиканской научно-практ. конф. - Кисловодск, 1994. - С. 274-277.
20. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Боев И.В. Влияние эколого¬химической среды обитания на психологическое и психическое здоровье подростков // Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / Под ред. Г.М. Соловьева.
- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - С. 280-325.
21. Бабичев В.Н. Анатомия и физиология гипофиза и гипоталамуса // Клиническая эндокринология: Руководство. - СПб, 2002. - С.17-25.
22. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
23. Баевский Р.М., Берсенева А.И., Максимов А.Л. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебно- метод. пособие. В двух частях. - Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. -
Ч. 1. - 55 с.
24. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.М. Матеметический анализ изменения сердечного ритма при стрессе. - М.: Наука, 1984. - 222 с.
25. Батурин В.А., Карагальцев В.И., Нелупенко Л.В., Никитин А.В.,
Строченко Э.Г., Уразаев Н.А., Чухлебова Н.С. Загрязнение природной среды Ставрополья как причина биогеоценотической патологии // Вестник ветеринарии. - 1998, № 8 (2/98). - С. 10-14.
26. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Учебное пособие для студентов вузов / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
27. Бейли Н. Статистические методы в биологии / Пер. с англ.
В.П.Смилги.- М.: Иностранная литература, 1962. - 260 с.
95

28. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного
возраста и основные факторы, ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997. - С. 76-82.
29. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
30. Беренштейн Г.Ф., Мурбаева Н.И., Василенко Н.И., Караваев А.Г.,
Полевой Д.А., Василенко С.Г. Динамика сердечного ритма старшеклассников в процессе обучения // Гигиена и санитария. -
1993, № 4. - С. 35-36.
31. Близина О.Ю. Экология и здоровье человека// Экология и здоровье:
Матер. междунар. конф. - Краснодар, 2001. - С. 13.
32. Богданова Е.А. Гинекология детей и подростков. - М.: Медицинское
информационное агенство, 2000. - 335 с.
33. Богинина Т.А., Терехова Н.Н. Гигиенические и педагогические
требования к организации учебной деятельности детей: Методические рекомендации // Дошкольное воспитание, 1987. - № 8.
- С. 28-34.
34. Боев И.В., Ахвердова О.А. Проблемы психологического и
психического здоровья // Современные проблемы психотерапии, пограничной психиатрии и медицинской (клинической) психологии: Межрег. Российская научно-практ. конф. по психотерапии, пограничной психиатрии и медицинской (клинической) психологии.
- Ставрополь, 2000. - С. 62-69.
35. Боев В.М., Воляник М.Н. Антропогенное загрязнение окружающей
среды и состояние здоровья населения Восточного Оренбуржья. - Екатеринбург, 1995. - 172 с.
96

36. Боев И.В. Пограничные психические расстройства, вызванные
хроническим воздействием сложных химических композиций: Автореф. дисс... док. мед. наук. - Ленинград, 1990. - 40 с.
37. Бородкина Г.В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому профилю (с 8-го класса): Автореферат диссертации .канд. мед. наук. -1992. - 20 с.
38. Бретшнайдер Б., Курфюст И. Охрана воздушного бассейна от
загрязнений: Пер. с англ. - Л.: Химия, 1989. - 287 с.
39. Бутова О.А. Физиолого-антропологическая характеристика состояния
здоровья подростков: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - М., 1999. - 38 с.
40. Васильев А.В. Физиометрические показатели детей, проживающих в районах с разным уровнем аэротехногенной нагрузки // Гигиена и санитария. - 2005, № 1. - С. 39-40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ