Динамика взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей
|
Реферат 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мышления врача в современной психологии 16
1.1. Современные подходы к пониманию психологических характеристик
мышления врача 16
1.2. Психологическая характеристика типов мышления врача 33
1.3. Психологические особенности стилевых характеристик мышления
врача 43
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей 48
2.1. Организация исследования 51
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 52
2.2.1. Исследование творческих способностей у студентов-медиков,
ординаторов и врачей 52
2.2.2. Изучение стилей мышления у студентов-медиков, ординаторов и
врачей 56
2.2.3. Изучение типа мышления и уровня креативности у студентов-
медиков, ординаторов и врачей 67
2.2.4. Резюме основных результатов эмпирического исследования 97
Заключение 103
Выводы 106
Список литературы 109
Приложения
Глава 1. Теоретические основы исследования мышления врача в современной психологии 16
1.1. Современные подходы к пониманию психологических характеристик
мышления врача 16
1.2. Психологическая характеристика типов мышления врача 33
1.3. Психологические особенности стилевых характеристик мышления
врача 43
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей 48
2.1. Организация исследования 51
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 52
2.2.1. Исследование творческих способностей у студентов-медиков,
ординаторов и врачей 52
2.2.2. Изучение стилей мышления у студентов-медиков, ординаторов и
врачей 56
2.2.3. Изучение типа мышления и уровня креативности у студентов-
медиков, ординаторов и врачей 67
2.2.4. Резюме основных результатов эмпирического исследования 97
Заключение 103
Выводы 106
Список литературы 109
Приложения
Одним из главных приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения. В современных условиях здоровье общества во многом определяется деятельностью учреждений здравоохранения. Состояние медицинских кадров, их профессиональная подготовка и рациональное использование являются одним из основных факторов, влияющих на качество медицинской помощи.
Потребность в совершенствовании медицинских услуг населению создает ситуацию, в которой все ярче проявляется значение индивидуальных социально-психологических качеств врача, их влияние на эффективность профессиональной деятельности. Оценка содержания деятельности врача доказывает, что главным моментом, в котором сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки медицинского работника и его конкретной лечебной деятельностью, является профессиональное мышление как специфический вид умственной деятельности, направленный на решение профессиональных задач. Данный вид мышления характеризуется взаимосвязью умственных и практических действий, обусловленных взаимосвязью и взаимопереходом практических и теоретических компонентов соответствующей профессиональной деятельности (Лебедева, 2004). Проблема развития профессионального мышления в конкретном виде деятельности является комплексной, с позиций психолого-акмеологического подхода раскрывается как проблема становления профессионализма, как акмеологическая проблема выявления условий и факторов развития мышления профессионала, как проблема разработки технологий, оптимизирующих процесс формирования профессионального мышления (Кашапов, 2009, 2017). М.М. Кашапов считает, что профессиональное мышление - такая форма мышления, закономерности которой основываются на общих законах мышления, но характеризуются и своей спецификой (Кашапов, 2006). М.М. Кашапов на примере профессионального педагогического мышления выделяет следующие компоненты, характеризующие его структуру: когнитивный, рефлексивный, регулятивный, ценностно-смысловой. Решение проблем как реализация профессиональных задач осуществляется на ситуативном и надситуативном уровнях. Профессиональное мышление - это обобщенное отражение в сознании специалиста значимых фактов, явлений, процессов в их необходимых, существенных связях и отношениях, характерных для данного вида деятельности (Кашапов, 2003).
Клиническое мышление представляет собой специфическую область человеческого мышления, которая отличается от мышления инженера, строителя, ученого, сближаясь с ними в нестандартных ситуациях, случаях с неполной информацией. Клиническое мышление нельзя приравнивать к научному (формально-логическому), философскому или образно-художественному, так как оно представляет собой сочетание всех указанных видов мышления. Основная сложность состоит в том, что в каждом конкретном случае удельный вес разных видов мышления всегда отличен, что и предопределяет неповторимость и сложность врачебного мышления (Петров, 2011).
Общетеоретические вопросы психологической категории мышления рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных психологов Дж. Брунера, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. Б. Ительсона, З. И. Калмыковой, А. Р. Лурии, А. М. Матюшкина, Н. А. Менчинской, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова, Д. Б. Эльконина и др.
В современной психологии исследования, связанные с профессиональной деятельностью врача, ведутся в трех направлениях:
- работы по медицинской этике и деонтологии (Я. М. Бедрин, А. Я. Иванюшкин, Л. А. Лещинский, Т. В. Морозов, Л. П. Урванцев, Г. И. Царегородцев и др.);
- педагогические и психолого-педагогические исследования - формирования профессионально важных качеств в процессе освоения деятельности врача (В. А. Аверин, Г. В. Безродная, Л. А. Быкова, А. П. Василькова, А. Г. Васюк, С. Какаев, В. А. Корзунин, Г. И. Лернер, Д. Т. Хацаева, Л. А. Цветкова);
- работы по психологии труда, психологии развития и общей психологии, анализирующие специфику психологических процессов, свойств и состояний врача как субъекта профессиональной деятельности, а также анализирующих психологические факторы успешности данной деятельности (Л. Л. Алексеева, М. Н. Демина, М. И. Жукова, М. В. Клищевская, С. А. Лигер, В. А. Москалев, Е. Б. Одерышева, Ю. М. Орлов, В. С. Рудас, З. А. Сергачева, А. Э. Симановский, И. А. Сомова, Л. П. Урванцев, В. А. Храпик, К. Шульц).
Большую практическую ценность имеют исследования отдельных составляющих профессиональной деятельности врача, в частности профессионального мышления и его формирования в процессе вузовского обучения (В. П. Андронов, Н. К. Аношкин, Н. А. Ардаматский, А. Ф. Билибин, В. Г. Кондратьев, Г. И. Лернер, А. С. Попов, Г. И. Царегородцев и др.).
Развитие интеллектуальных качеств медицинских работников рассматривается как одна из приоритетных задач, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие человека. Интеллектуальные качества приобретают особую значимость для специалистов, поскольку от уровня сформированности мышления, типа и стиля мышления во многом зависит карьерный рост и успешность профессиональной деятельности врача. Представленные в современных ФГОС компетенции отражают один из аспектов формирования профессионально важных качеств, формирования у врачей профессионального мышления в его уникальном своеобразии, которое проявляется в стиле мышления.
Как пишут П. Лукша, Д. Песков в докладе о будущем образовании, в качестве одного из основных трендов выступает интеллектуализация, что и ставит проблему формирования интеллектуальных качеств, типа мышления и стиля мышления в число приоритетных задач современного образования (Лукша, Песков, 2013). Изучение особенностей стилей мышления и типа мышления в профессии врача позволит расширить границы представлений о личности в деятельности.
В отечественной психологии существует обширный пласт исследований в области теории профессионального развития, который во многом определил современные подходы к данной проблеме [В. А. Бодров, 2003; К. М. Гуревич, 1997; С. Т. Джанерьян, 2004; Э. Ф. Зеер, 2006; Е. А. Климов, 2004; А. К. Маркова, 1996; Л. И. Митина, 2014; В. Е. Орёл, 2005; Ю. П. Поваренков, 2002; Н. С. Пряжников, 2005; В. Д. Шадриков, 2014].
В настоящее время возрастает значимость научных исследований развития интеллектуальных качеств, как на стадии профессиональной подготовки, так и на стадии профессиональной адаптации, нацеленных на развитие личности в профессии, на формирование функционального состава, паттернов, способов и операций, образующих стилевое своеобразие мышления. В качестве одного из существенных в системе профориентации выделяется формирование стиля мышления как процесс формирования профессионально важного качества, характеризующий приобщение будущего специалиста к профессиональной деятельности, а также накопление опыта решения профессиональных задач.
Стиль мышления определяется как характерный набор функций (генерации, селекции, смыслопередачи, реализации), отражающих отношение человека к новой информации, которые актуализируются в различных ситуациях решения задач [А. К. Белоусова, 2011].
Тип мышления - это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Человек, знающий свои стиль и тип мышления, сможет выбрать ту сферу деятельности, которая ему будет интересна, и в которой он будет наиболее успешен.
Актуальность исследования динамики взаимосвязи стилей и типов мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей обусловлена тем, что, зная свой тип и стиль мышления студент-медик сможет уверенно сказать какая область медицины будет ему интересна и в каком направлении подготовки он преуспеет.
Формирование клинического мышления врачей будет эффективным, если данный процесс осуществляется с учетом индивидуальных и личностных особенностей студентов, а также с учетом стилевых и типологических особенностей мышления. Представляется перспективным применение полученных результатов в профессиональной подготовке будущих врачей. Расширение и углубление научных представлений о роли стиля и типа мышления в профессиональной деятельности врачей позволит определить ресурсы повышения эффективности лечебной работы.
Цель работы: исследовать динамику взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей.
Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач:
Теоретические
1. Проанализировать современные подходы к пониманию психологических характеристик мышления врача.
2. Изучить работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме изучения стиля и типа мышления врача.
3. Провести теоретический анализ психологических особенностей стилевых характеристик мышления врача.
4. Провести теоретический анализ психологических характеристик типов мышления врача.
Методические
5. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследования.
6. Сформировать репрезентативную выборку исследования.
7. Разработать программу исследования.
Эмпирические
8. Исследовать взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков.
9. Исследовать взаимосвязи стилей и типов мышления у ординаторов.
10. Исследовать взаимосвязи стилей и типов мышления у врачей.
11. Провести сравнительный анализ взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей.
12. Исследовать взаимосвязи стилей и типов мышления у мужчин и женщин. Предмет исследования: взаимосвязь стилей и типов мышления у студентов- медиков, ординаторов и врачей.
Объект исследования: стили и типы мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей.
Основная гипотеза - существует динамика взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей.
Данная гипотеза конкретизируется в трех рабочих гипотезах.
Рабочие гипотезы:
1. Ведущим стилем мышления во всех группах является практический стиль мышления.
2. Ведущим типом мышления во всех группах является образный тип мышления.
3. Существует взаимосвязь между стилями и типами мышления у студентов- медиков, ординаторов и врачей.
Теоретической и методологической основой исследования являются: теоретические положения концепций развития личности в профессиональной деятельности В. А. Бодрова, К. М. Гуревича, С. Т. Джанерьян, А. В. Зеера, Е. A. Климова, В. Е. Клочко, А. Н. Леонтьева, А. М. Марковой, Л. М. Митиной, B. Е. Орла, Ю. П. Поваренкова, В. Д. Шадрикова; психологические подходы к проблеме стилей мышления А. А. Алексеева и Л. А. Громовой, А. К. Белоусовой, Г. П. Берулава, Л. Н. Собчик, Р. Дж. Стернберга, А. Ф. Харисона и Р. М. Брэмсона, Н. Херманна, М. А. Холодной; исследования профессионального мышления (В. П. Андронова, А. В. Карпова, М. М. Кашапова, Ю. К. Корнилова, Н. А. Локаловой, Т. Ю. Синченко, Б. А. Ясько).
Методы и методики исследования.
В ходе исследования был использован теоретический анализ психологической литературы по выбранной проблематике, проводился анализ теорий мышления, стиля мышления и типов мышления; анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблематике психологических характеристик мышления врача. Исходя из поставленных задач, в работе были использованы методы сбора и интерпретации данных и диагностические методики: исследования стиля мышления А.К. Белоусовой; определение типа мышления и уровня креативности (В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец); опросник способностей творческой личности (Шляпникова О.А., Кашапов М.М.).
Методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, анализ достоверности различий с помощью критерия U-Манна-Уитни для независимых выборок, корреляционный анализ с использованием рангового коэффициента корреляции r-Спирмена. Обработка данных производилась в пакете статистических программ Statistica 10.
Эмпирическая база исследования
Исследование проводилось в период с 2018 по 2020 г.г. На протяжении указанного времени проводились сбор, обработка и интерпретация полученных данных. Учитывая цель настоящего исследования и поставленные задачи в исследовании приняли участие студенты-медики первого (59 человек), третьего (44 человека) и шестого (36 человек) курсов обучения, клинические ординаторы первого и второго года обучения различных направлений подготовки (33 человека), врачи с разным стажем работы и разной специализацией (педиатры, терапевты, хирурги, кардиологи, ревматологи, фтизиатры), работающие в разных клиниках г. Ярославля (42 врача). Из них мужчин было 47 человек, женщин - 167 человек. Общая выборка составила 214 человек.
Положения, выносимые на защиту
1. Существуют особенности профиля стилей мышления у студентов- медиков, ординаторов и врачей. Ведущим стилем мышления во всех группах является практический стиль мышления, при этом имеются значимые различия в распределении других стилей мышления.
2. Существуют особенности профиля типов мышления у студентов- медиков, ординаторов и врачей. Ведущим типом мышления во всех группах является образный тип мышления, при этом имеются значимые различия в распределении других типов мышления.
3. Существуют взаимосвязи между типами и стилями мышления, которые отличаются в зависимости от стадии профессионализации.
4. Существуют взаимосвязи между типами и стилями мышления у мужчин и женщин.
5. Уровень творческих способностей студентов-медиков, ординаторов и врачей высокий.
Научная новизна.
Впервые выявлены взаимосвязи стилей и типов мышления на разных этапах профессиональной подготовки врача. Установлено, что существуют различия в профилях стилей мышления на разных этапах вузовского обучения студентов-медиков и профессионализации врачей.
Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в изучение стилей и типов мышления врача и особенностей развития стилей и типов в процессе профессиональной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы систематизированы подходы к пониманию клинического мышления в зарубежной и отечественной психологии, а также в углублении представлений о роли стиля и типа мышления в профессиональной деятельности врачей.
Практическая значимость работы
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы в целях более эффективного формирования клинического мышления врача, развития творческих способностей личности врача с целью повышения уровня профессионализма.
Результаты исследования могут использоваться для составления программ дополнительного обучения в плане профессионально-личностного роста, самопознания врачей.
Полученные данные представляют интерес для развития общекультурных (владение культурой мышления), общепрофессиональных,
профессиональных компетенций будущих врачей профессионального обучения.
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты исследования были представлены на методологических семинарах кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
Публикации
По теме исследования имеется 1 публикация.
1. Крамская Л. А., Филатова Ю. С. Особенности профессионализации мышления врача // Междукултурни, научни и образователни диалози България - Балканите -Русия, Сб. от доклади от научна практическа конференция, Стара Загора, Изд. КОТА, България, ISBN 978-054-305-534-0. Допълнително издание към Годишника на ПФ, Тракийски университет, с. 88-96.
Потребность в совершенствовании медицинских услуг населению создает ситуацию, в которой все ярче проявляется значение индивидуальных социально-психологических качеств врача, их влияние на эффективность профессиональной деятельности. Оценка содержания деятельности врача доказывает, что главным моментом, в котором сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки медицинского работника и его конкретной лечебной деятельностью, является профессиональное мышление как специфический вид умственной деятельности, направленный на решение профессиональных задач. Данный вид мышления характеризуется взаимосвязью умственных и практических действий, обусловленных взаимосвязью и взаимопереходом практических и теоретических компонентов соответствующей профессиональной деятельности (Лебедева, 2004). Проблема развития профессионального мышления в конкретном виде деятельности является комплексной, с позиций психолого-акмеологического подхода раскрывается как проблема становления профессионализма, как акмеологическая проблема выявления условий и факторов развития мышления профессионала, как проблема разработки технологий, оптимизирующих процесс формирования профессионального мышления (Кашапов, 2009, 2017). М.М. Кашапов считает, что профессиональное мышление - такая форма мышления, закономерности которой основываются на общих законах мышления, но характеризуются и своей спецификой (Кашапов, 2006). М.М. Кашапов на примере профессионального педагогического мышления выделяет следующие компоненты, характеризующие его структуру: когнитивный, рефлексивный, регулятивный, ценностно-смысловой. Решение проблем как реализация профессиональных задач осуществляется на ситуативном и надситуативном уровнях. Профессиональное мышление - это обобщенное отражение в сознании специалиста значимых фактов, явлений, процессов в их необходимых, существенных связях и отношениях, характерных для данного вида деятельности (Кашапов, 2003).
Клиническое мышление представляет собой специфическую область человеческого мышления, которая отличается от мышления инженера, строителя, ученого, сближаясь с ними в нестандартных ситуациях, случаях с неполной информацией. Клиническое мышление нельзя приравнивать к научному (формально-логическому), философскому или образно-художественному, так как оно представляет собой сочетание всех указанных видов мышления. Основная сложность состоит в том, что в каждом конкретном случае удельный вес разных видов мышления всегда отличен, что и предопределяет неповторимость и сложность врачебного мышления (Петров, 2011).
Общетеоретические вопросы психологической категории мышления рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных психологов Дж. Брунера, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. Б. Ительсона, З. И. Калмыковой, А. Р. Лурии, А. М. Матюшкина, Н. А. Менчинской, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова, Д. Б. Эльконина и др.
В современной психологии исследования, связанные с профессиональной деятельностью врача, ведутся в трех направлениях:
- работы по медицинской этике и деонтологии (Я. М. Бедрин, А. Я. Иванюшкин, Л. А. Лещинский, Т. В. Морозов, Л. П. Урванцев, Г. И. Царегородцев и др.);
- педагогические и психолого-педагогические исследования - формирования профессионально важных качеств в процессе освоения деятельности врача (В. А. Аверин, Г. В. Безродная, Л. А. Быкова, А. П. Василькова, А. Г. Васюк, С. Какаев, В. А. Корзунин, Г. И. Лернер, Д. Т. Хацаева, Л. А. Цветкова);
- работы по психологии труда, психологии развития и общей психологии, анализирующие специфику психологических процессов, свойств и состояний врача как субъекта профессиональной деятельности, а также анализирующих психологические факторы успешности данной деятельности (Л. Л. Алексеева, М. Н. Демина, М. И. Жукова, М. В. Клищевская, С. А. Лигер, В. А. Москалев, Е. Б. Одерышева, Ю. М. Орлов, В. С. Рудас, З. А. Сергачева, А. Э. Симановский, И. А. Сомова, Л. П. Урванцев, В. А. Храпик, К. Шульц).
Большую практическую ценность имеют исследования отдельных составляющих профессиональной деятельности врача, в частности профессионального мышления и его формирования в процессе вузовского обучения (В. П. Андронов, Н. К. Аношкин, Н. А. Ардаматский, А. Ф. Билибин, В. Г. Кондратьев, Г. И. Лернер, А. С. Попов, Г. И. Царегородцев и др.).
Развитие интеллектуальных качеств медицинских работников рассматривается как одна из приоритетных задач, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие человека. Интеллектуальные качества приобретают особую значимость для специалистов, поскольку от уровня сформированности мышления, типа и стиля мышления во многом зависит карьерный рост и успешность профессиональной деятельности врача. Представленные в современных ФГОС компетенции отражают один из аспектов формирования профессионально важных качеств, формирования у врачей профессионального мышления в его уникальном своеобразии, которое проявляется в стиле мышления.
Как пишут П. Лукша, Д. Песков в докладе о будущем образовании, в качестве одного из основных трендов выступает интеллектуализация, что и ставит проблему формирования интеллектуальных качеств, типа мышления и стиля мышления в число приоритетных задач современного образования (Лукша, Песков, 2013). Изучение особенностей стилей мышления и типа мышления в профессии врача позволит расширить границы представлений о личности в деятельности.
В отечественной психологии существует обширный пласт исследований в области теории профессионального развития, который во многом определил современные подходы к данной проблеме [В. А. Бодров, 2003; К. М. Гуревич, 1997; С. Т. Джанерьян, 2004; Э. Ф. Зеер, 2006; Е. А. Климов, 2004; А. К. Маркова, 1996; Л. И. Митина, 2014; В. Е. Орёл, 2005; Ю. П. Поваренков, 2002; Н. С. Пряжников, 2005; В. Д. Шадриков, 2014].
В настоящее время возрастает значимость научных исследований развития интеллектуальных качеств, как на стадии профессиональной подготовки, так и на стадии профессиональной адаптации, нацеленных на развитие личности в профессии, на формирование функционального состава, паттернов, способов и операций, образующих стилевое своеобразие мышления. В качестве одного из существенных в системе профориентации выделяется формирование стиля мышления как процесс формирования профессионально важного качества, характеризующий приобщение будущего специалиста к профессиональной деятельности, а также накопление опыта решения профессиональных задач.
Стиль мышления определяется как характерный набор функций (генерации, селекции, смыслопередачи, реализации), отражающих отношение человека к новой информации, которые актуализируются в различных ситуациях решения задач [А. К. Белоусова, 2011].
Тип мышления - это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Человек, знающий свои стиль и тип мышления, сможет выбрать ту сферу деятельности, которая ему будет интересна, и в которой он будет наиболее успешен.
Актуальность исследования динамики взаимосвязи стилей и типов мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей обусловлена тем, что, зная свой тип и стиль мышления студент-медик сможет уверенно сказать какая область медицины будет ему интересна и в каком направлении подготовки он преуспеет.
Формирование клинического мышления врачей будет эффективным, если данный процесс осуществляется с учетом индивидуальных и личностных особенностей студентов, а также с учетом стилевых и типологических особенностей мышления. Представляется перспективным применение полученных результатов в профессиональной подготовке будущих врачей. Расширение и углубление научных представлений о роли стиля и типа мышления в профессиональной деятельности врачей позволит определить ресурсы повышения эффективности лечебной работы.
Цель работы: исследовать динамику взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей.
Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач:
Теоретические
1. Проанализировать современные подходы к пониманию психологических характеристик мышления врача.
2. Изучить работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме изучения стиля и типа мышления врача.
3. Провести теоретический анализ психологических особенностей стилевых характеристик мышления врача.
4. Провести теоретический анализ психологических характеристик типов мышления врача.
Методические
5. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследования.
6. Сформировать репрезентативную выборку исследования.
7. Разработать программу исследования.
Эмпирические
8. Исследовать взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков.
9. Исследовать взаимосвязи стилей и типов мышления у ординаторов.
10. Исследовать взаимосвязи стилей и типов мышления у врачей.
11. Провести сравнительный анализ взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей.
12. Исследовать взаимосвязи стилей и типов мышления у мужчин и женщин. Предмет исследования: взаимосвязь стилей и типов мышления у студентов- медиков, ординаторов и врачей.
Объект исследования: стили и типы мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей.
Основная гипотеза - существует динамика взаимосвязи стилей и типов мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей.
Данная гипотеза конкретизируется в трех рабочих гипотезах.
Рабочие гипотезы:
1. Ведущим стилем мышления во всех группах является практический стиль мышления.
2. Ведущим типом мышления во всех группах является образный тип мышления.
3. Существует взаимосвязь между стилями и типами мышления у студентов- медиков, ординаторов и врачей.
Теоретической и методологической основой исследования являются: теоретические положения концепций развития личности в профессиональной деятельности В. А. Бодрова, К. М. Гуревича, С. Т. Джанерьян, А. В. Зеера, Е. A. Климова, В. Е. Клочко, А. Н. Леонтьева, А. М. Марковой, Л. М. Митиной, B. Е. Орла, Ю. П. Поваренкова, В. Д. Шадрикова; психологические подходы к проблеме стилей мышления А. А. Алексеева и Л. А. Громовой, А. К. Белоусовой, Г. П. Берулава, Л. Н. Собчик, Р. Дж. Стернберга, А. Ф. Харисона и Р. М. Брэмсона, Н. Херманна, М. А. Холодной; исследования профессионального мышления (В. П. Андронова, А. В. Карпова, М. М. Кашапова, Ю. К. Корнилова, Н. А. Локаловой, Т. Ю. Синченко, Б. А. Ясько).
Методы и методики исследования.
В ходе исследования был использован теоретический анализ психологической литературы по выбранной проблематике, проводился анализ теорий мышления, стиля мышления и типов мышления; анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблематике психологических характеристик мышления врача. Исходя из поставленных задач, в работе были использованы методы сбора и интерпретации данных и диагностические методики: исследования стиля мышления А.К. Белоусовой; определение типа мышления и уровня креативности (В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец); опросник способностей творческой личности (Шляпникова О.А., Кашапов М.М.).
Методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, анализ достоверности различий с помощью критерия U-Манна-Уитни для независимых выборок, корреляционный анализ с использованием рангового коэффициента корреляции r-Спирмена. Обработка данных производилась в пакете статистических программ Statistica 10.
Эмпирическая база исследования
Исследование проводилось в период с 2018 по 2020 г.г. На протяжении указанного времени проводились сбор, обработка и интерпретация полученных данных. Учитывая цель настоящего исследования и поставленные задачи в исследовании приняли участие студенты-медики первого (59 человек), третьего (44 человека) и шестого (36 человек) курсов обучения, клинические ординаторы первого и второго года обучения различных направлений подготовки (33 человека), врачи с разным стажем работы и разной специализацией (педиатры, терапевты, хирурги, кардиологи, ревматологи, фтизиатры), работающие в разных клиниках г. Ярославля (42 врача). Из них мужчин было 47 человек, женщин - 167 человек. Общая выборка составила 214 человек.
Положения, выносимые на защиту
1. Существуют особенности профиля стилей мышления у студентов- медиков, ординаторов и врачей. Ведущим стилем мышления во всех группах является практический стиль мышления, при этом имеются значимые различия в распределении других стилей мышления.
2. Существуют особенности профиля типов мышления у студентов- медиков, ординаторов и врачей. Ведущим типом мышления во всех группах является образный тип мышления, при этом имеются значимые различия в распределении других типов мышления.
3. Существуют взаимосвязи между типами и стилями мышления, которые отличаются в зависимости от стадии профессионализации.
4. Существуют взаимосвязи между типами и стилями мышления у мужчин и женщин.
5. Уровень творческих способностей студентов-медиков, ординаторов и врачей высокий.
Научная новизна.
Впервые выявлены взаимосвязи стилей и типов мышления на разных этапах профессиональной подготовки врача. Установлено, что существуют различия в профилях стилей мышления на разных этапах вузовского обучения студентов-медиков и профессионализации врачей.
Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в изучение стилей и типов мышления врача и особенностей развития стилей и типов в процессе профессиональной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы систематизированы подходы к пониманию клинического мышления в зарубежной и отечественной психологии, а также в углублении представлений о роли стиля и типа мышления в профессиональной деятельности врачей.
Практическая значимость работы
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы в целях более эффективного формирования клинического мышления врача, развития творческих способностей личности врача с целью повышения уровня профессионализма.
Результаты исследования могут использоваться для составления программ дополнительного обучения в плане профессионально-личностного роста, самопознания врачей.
Полученные данные представляют интерес для развития общекультурных (владение культурой мышления), общепрофессиональных,
профессиональных компетенций будущих врачей профессионального обучения.
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты исследования были представлены на методологических семинарах кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
Публикации
По теме исследования имеется 1 публикация.
1. Крамская Л. А., Филатова Ю. С. Особенности профессионализации мышления врача // Междукултурни, научни и образователни диалози България - Балканите -Русия, Сб. от доклади от научна практическа конференция, Стара Загора, Изд. КОТА, България, ISBN 978-054-305-534-0. Допълнително издание към Годишника на ПФ, Тракийски университет, с. 88-96.
Профессиональное мышление врача проявляется в умении анализировать выявленные симптомы заболеваний у конкретного пациента и интегрировать их в виде синдромного и нозологического диагноза. Реализация данного умения, с опорой на теоретические и эмпирические данные, помогает в решении нестандартных задач, внесении корректив в диагностику и лечение в процессе получения новых фактов.
Медицинская практика является основной формой формирования клинического мышления врача. В процессе работы с пациентами, решая лечебные и диагностические задачи, врач на уровне интуиции использует все варианты мыслительного процесса (критическое и творческое мышление, свободное ассоциирование и т.д.).
Анализ опыта работы с пациентами, опыт коллег, нестандартные ситуации в работе, принятие решения о постановке диагноза в короткий промежуток времени, появление новых симптомов заболеваний и соответственно предположения об ошибке в диагнозе и, постановка нового диагноза, эмоциональный компонент в деятельности врач-пациент формируют индивидуальный стиль и тип мышления у каждого врача.
В ходе исследования стилей мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей было установлено, что доминирующим стилем мышления врача является практический стиль мышления, который подразумевает непосредственную связь с практикой. Поэтому для успешного его формирования у будущих врачей, необходима работа у постели больного, начиная с младших курсов обучения, а также обучение под руководством наставника, с целью передачи опыта. Мыслительные операции требуют: исключительной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, а также умения поступательно переходить от размышления к действию и обратно.
В результате полученных данных определено, что ведущим типом мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей является образный тип мышления. Данный тип мышления позволяет, представленный в голове образ рассмотреть со всех сторон, проанализировать, сравнить с другими подобными и сделать обобщающие выводы. У всех группы испытуемых показатель образного типа мышления стремится к высокому уровню, поэтому можно предположить, что студенты-медики, ординаторы и врачи легче решают проблемы, нестандартно подходят к их решению, быстрее запоминают и усваивают новую информацию. Также было зафиксировано то, что остальные типы мышления у исследуемых групп обладают средним уровнем выраженности. Можно предположить, что мышление врача является системным и гармонично складывается из всех видов мышления.
При диагностике уровня творческих способностей определены высокие показатели по всем группам, это означает, что мышление врача характеризуется гибкостью, способностью решать задачи и проблемы несколькими способами, предлагать оригинальные идеи, переключаться с одной проблемы на другую для оперативного разрешения нестандартных клинических ситуаций.
Проведенный корреляционный анализ стилей и типов мышления свидетельствует о том, что существует статистически значимые связи между стилями и типами мышления, которые меняются количественно и качественно, с учетом этапа профессионального становления врача.
Представляется перспективным применять полученные результаты исследования в профессиональной подготовке врачей, а также в системе постдипломного образования с целью формирования у них клинического мышления.
Медицинская практика является основной формой формирования клинического мышления врача. В процессе работы с пациентами, решая лечебные и диагностические задачи, врач на уровне интуиции использует все варианты мыслительного процесса (критическое и творческое мышление, свободное ассоциирование и т.д.).
Анализ опыта работы с пациентами, опыт коллег, нестандартные ситуации в работе, принятие решения о постановке диагноза в короткий промежуток времени, появление новых симптомов заболеваний и соответственно предположения об ошибке в диагнозе и, постановка нового диагноза, эмоциональный компонент в деятельности врач-пациент формируют индивидуальный стиль и тип мышления у каждого врача.
В ходе исследования стилей мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей было установлено, что доминирующим стилем мышления врача является практический стиль мышления, который подразумевает непосредственную связь с практикой. Поэтому для успешного его формирования у будущих врачей, необходима работа у постели больного, начиная с младших курсов обучения, а также обучение под руководством наставника, с целью передачи опыта. Мыслительные операции требуют: исключительной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, а также умения поступательно переходить от размышления к действию и обратно.
В результате полученных данных определено, что ведущим типом мышления у студентов-медиков, ординаторов и врачей является образный тип мышления. Данный тип мышления позволяет, представленный в голове образ рассмотреть со всех сторон, проанализировать, сравнить с другими подобными и сделать обобщающие выводы. У всех группы испытуемых показатель образного типа мышления стремится к высокому уровню, поэтому можно предположить, что студенты-медики, ординаторы и врачи легче решают проблемы, нестандартно подходят к их решению, быстрее запоминают и усваивают новую информацию. Также было зафиксировано то, что остальные типы мышления у исследуемых групп обладают средним уровнем выраженности. Можно предположить, что мышление врача является системным и гармонично складывается из всех видов мышления.
При диагностике уровня творческих способностей определены высокие показатели по всем группам, это означает, что мышление врача характеризуется гибкостью, способностью решать задачи и проблемы несколькими способами, предлагать оригинальные идеи, переключаться с одной проблемы на другую для оперативного разрешения нестандартных клинических ситуаций.
Проведенный корреляционный анализ стилей и типов мышления свидетельствует о том, что существует статистически значимые связи между стилями и типами мышления, которые меняются количественно и качественно, с учетом этапа профессионального становления врача.
Представляется перспективным применять полученные результаты исследования в профессиональной подготовке врачей, а также в системе постдипломного образования с целью формирования у них клинического мышления.



