Жизненные стратегии выпускников кадетского корпуса: биографический анализ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения жизненных стратегий выпускников кадетского корпуса
1.1. Обоснованная теория («Grounded theory») 8
1.2. Социальный капитал 20
Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных стратегий выпускников кадетского корпуса
2.1. Кадетская идентичность и повседневность 31
2.2. Кадетские жизненные стратегии и социальные связи 56
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 92
Приложения
Глава 1. Теоретические основания изучения жизненных стратегий выпускников кадетского корпуса
1.1. Обоснованная теория («Grounded theory») 8
1.2. Социальный капитал 20
Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных стратегий выпускников кадетского корпуса
2.1. Кадетская идентичность и повседневность 31
2.2. Кадетские жизненные стратегии и социальные связи 56
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 92
Приложения
Кадетские корпуса в России являются важнейшим образовательным институтом, существовавшим - с перерывами - с XVIII века. Выпускниками кадетских корпусов в разные эпохи были люди, с чьими фамилиями неотъемлемо связаны история и культура нашей страны, ее военные достижения: А.А.Аракчеев, Ф.Ф.Беллинсгаузен, В.В.Верещагин, М.И. Голенищев-Кутузов, В.И. Даль, А.Д.Засядко, В.Н.Ипатьев, И.Ф.Крузенштерн, М.П.Лазарев, А.Н.Лодыгин, С.И.Мосин, П.С.Нахимов, П.Н.Нестеров, А.Н. Радищев, А.Н. Скрябин, Ф.Ф.Ушаков и др. Среди них были, как явствует из небольшого списка, выдающиеся художники, композиторы, ученые, изобретатели, офицеры.
Актуальность исследования объясняется возросшей ролью кадетского и начального военного образования в современной России, необходимостью изучения закрытых военных подростковых коллективов как специфических сред социализации, порождающих определенные психологические и поведенческие модели, и анализа жизненных стратегий выпускников, мыслимых как самостоятельные и в то же время связанные с оконченным учебным заведением пути профессиональной карьеры.
Степень разработанности темы. Отечественная литература о кадетах сосредоточена преимущественно в области исторических и педагогических исследований. Педагогические исследования представлены работами П.Н.Глебова, В.Ф.Грекова, П.Н.Петрова, Н.А.Соколова; А.В. Афанасова, В.П. Давыдова, О.Р. Карташова, А.В. Рыжова, П.Я.Савинова, B. C. Смирнова, В.В.Соловьева, О.В.Ченцова, А.В.Половнева, А.В.Барабанщикова, А.В.Беляева, С.П.Дергачева, Г.Г.Киселева, Т.В.Маркелова, И.А.Алехина, А.Ю. Асриева, К.В.Богданова, С.А.Булина, Ю.А.Галушко, В.Г.Данченко, И.М. Дугина, Г.В.Калашникова, А.И.Каменева, В.А. Свиридова и др. Исторические исследования представлены работами Н.И.Алпатова, М.П.Жестковой, Е.М.Кончакова, Л.Г Бескровного, П.А. Бученкова, А.С Максимова, А.Г. Кавтарадзе, А.И. Каменева, A.A. Буравченкова, В.А.
Скоробогатого, В.Б. Задорожного, А.А Михайлова В.М. Крылова Э.М. Филиппова, В .И.Харламова, П. А.Зайончковского и др. Зарубежная историческая литература о русских военно-учебных заведениях представлена работами П. Л .Алстона, К. ван Дайка, Р.Суни, Б.Эклофа, А.К.Уилдмана, В.М.Пинтнера, П.Кенеза, К.Барнетта и др.
В этой связи создание оригинальной исследовательской модели представляется необходимым.
Объектом исследования являются выпускники первого взвода первой роты Военно-космического Петра Великого кадетского корпуса 2007-2011 гг.
Предметом исследования являются жизненные стратегии выпускников первого взвода первой роты Военно-космического Петра Великого кадетского корпуса 2007-2011 гг.
Цель исследования - комплексное исследование жизненных стратегий выпускников кадетского корпуса.
В соответствии с целью автором выдвигается следующая гипотеза: жизненные стратегии выпускников кадетского корпуса разнообразны и не могут быть сведены к универсальной стратегии - в частности, военной; стратегии частично предопределены, во-первых, влиянием прежнего символического сообщества, ограничиваемого в большинстве случаев людьми из одного взвода и связанными с корпусом офицерами и преподавателями, во-вторых, формальными и неформальными нормами, традициями и лексиконом, которые существовали во время обучения.
Для доказательства или опровержения гипотезы необходимо выполнить задачи исследования:
1. Предложить целостный подход к изучению жизненных стратегий выпускников на основе оригинальной авторской модели
2. Теоретически обосновать предлагаемую модель и проблематизировать используемые категории
3. Выявить и описать существенные формальные и неформальные практики, циклы времени, совместно образующие кадетскую идентичность, доказав их влияние и проиллюстрировав их
4. Описать и формализовать, насколько это необходимо в исследовании, кадетский лексикон как вербальную репрезентацию идентичности, показать его отличия от повседневного языка, проиллюстрировав это примерами
5. Выделить и классифицировать существующие жизненные стратегии выпускников изучаемого подразделения и показать их связанность с сообществом выпускников и связанных с корпусом лиц
6. Показать наличие структур социального капитала изучаемого подразделения, проанализировать их силу и конфигурации, указав возможные ограничения
Практическая значимость исследования состоит в первой попытке системно проанализировать жизненные стратегии современных выпускников кадетского корпуса, обобщить и классифицировать их, показав, какое влияние оказывает полученное в кадетском корпусе во спитание и образование на дальнейшую жизнь бывшего воспитанника и как выпускниками поддерживаются дружеские связи с людьми, связанными с учебным заведением. На их основе можно будет создать и визуализировать сети кадетского социального капитала, понимаемые как совокупность всех возможных связей внутри отдельного изучаемого подразделения и всего учебного заведения, и создать модель фактиче ских взаимоотношений выпускников. Экстраполяция выводов на всю совокупность начальных военно-учебных заведений интернатного типа - с учётом налагаемых на модель ограничений, подробно описываемых в главах исследования, - представляется возможной, поскольку условия социализации воспитанников схожи.
Теоретическая значимость работы заключается в создании надежной и предлагающей достоверные результаты модели исследования фактических жизненных стратегий выпускников, соотнесенных с сетями социального капитала. Поскольку подобный тип учебных заведений является закрытым, его изучение сопряжено с трудностями, которые предлагаемая модель потенциально устраняет. Предлагаемые в исследовательской литературе методы изучения ограничиваются преимущественно формальными аспектами кадетской идентичности; в проводимом автором эмпирическом исследовании внимание уделяется как ее формальным, так и неформальным - зачастую более важным - аспектам, анализируются психологические особенности личности, имплицитно воспитываемые кадетской средой; обстоятельно описываются значимые неформальные практики, нормы поведения, коллективно санкционируемые, но остающиеся вне фокуса исследовательского внимания.
Вербально они репрезентируются на кадетском лексиконе, инкорпорирующем диалектизмы, военный социолект, подростковый жаргон и пр. Поскольку язык этой закрытой группы, как правило, неизвестен стороннему наблюдателю, но самоочевиден во спитаннику, в работе предлагается глоссарий, содержащий значимые термины и выражения, понимание которых необходимо для верной реконструкции кадетского быта и идентичности.
Эмпирическое исследование совмещает основной и вспомогательный метод: биографическое интервьюирование бывших воспитанников, анализ их аккаунтов в социальной сети ВКонтакте (vk.com). На основании полученных данных автором для лучшей визуализации результатов с помощью программы Gephi версии 0.9.1 и матриц смежности, предварительно созданных в Microsoft Excel, были созданы социальные графы, представленные рисунками 1-6 в во втором параграфе второй главы. Для биографического интервью информанты отбирались методом комбинированного (смешанного) целевого отбора с обязательным включением отчисленных (для проверки исключенности).
Методологическим основанием исследования выступает обоснованная теория (grounded theory) в версии системного дизайна, предлагаемая А.Страуссом и Дж.Корбин, теории социального капитала (П.Бурдье, Дж.Коулман, Р.Патнем и др.), теория Р.Данбара («эмоциональные слои»), биографический метод, различные методы изучения аккаунтов социальных сетей.
Актуальность исследования объясняется возросшей ролью кадетского и начального военного образования в современной России, необходимостью изучения закрытых военных подростковых коллективов как специфических сред социализации, порождающих определенные психологические и поведенческие модели, и анализа жизненных стратегий выпускников, мыслимых как самостоятельные и в то же время связанные с оконченным учебным заведением пути профессиональной карьеры.
Степень разработанности темы. Отечественная литература о кадетах сосредоточена преимущественно в области исторических и педагогических исследований. Педагогические исследования представлены работами П.Н.Глебова, В.Ф.Грекова, П.Н.Петрова, Н.А.Соколова; А.В. Афанасова, В.П. Давыдова, О.Р. Карташова, А.В. Рыжова, П.Я.Савинова, B. C. Смирнова, В.В.Соловьева, О.В.Ченцова, А.В.Половнева, А.В.Барабанщикова, А.В.Беляева, С.П.Дергачева, Г.Г.Киселева, Т.В.Маркелова, И.А.Алехина, А.Ю. Асриева, К.В.Богданова, С.А.Булина, Ю.А.Галушко, В.Г.Данченко, И.М. Дугина, Г.В.Калашникова, А.И.Каменева, В.А. Свиридова и др. Исторические исследования представлены работами Н.И.Алпатова, М.П.Жестковой, Е.М.Кончакова, Л.Г Бескровного, П.А. Бученкова, А.С Максимова, А.Г. Кавтарадзе, А.И. Каменева, A.A. Буравченкова, В.А.
Скоробогатого, В.Б. Задорожного, А.А Михайлова В.М. Крылова Э.М. Филиппова, В .И.Харламова, П. А.Зайончковского и др. Зарубежная историческая литература о русских военно-учебных заведениях представлена работами П. Л .Алстона, К. ван Дайка, Р.Суни, Б.Эклофа, А.К.Уилдмана, В.М.Пинтнера, П.Кенеза, К.Барнетта и др.
В этой связи создание оригинальной исследовательской модели представляется необходимым.
Объектом исследования являются выпускники первого взвода первой роты Военно-космического Петра Великого кадетского корпуса 2007-2011 гг.
Предметом исследования являются жизненные стратегии выпускников первого взвода первой роты Военно-космического Петра Великого кадетского корпуса 2007-2011 гг.
Цель исследования - комплексное исследование жизненных стратегий выпускников кадетского корпуса.
В соответствии с целью автором выдвигается следующая гипотеза: жизненные стратегии выпускников кадетского корпуса разнообразны и не могут быть сведены к универсальной стратегии - в частности, военной; стратегии частично предопределены, во-первых, влиянием прежнего символического сообщества, ограничиваемого в большинстве случаев людьми из одного взвода и связанными с корпусом офицерами и преподавателями, во-вторых, формальными и неформальными нормами, традициями и лексиконом, которые существовали во время обучения.
Для доказательства или опровержения гипотезы необходимо выполнить задачи исследования:
1. Предложить целостный подход к изучению жизненных стратегий выпускников на основе оригинальной авторской модели
2. Теоретически обосновать предлагаемую модель и проблематизировать используемые категории
3. Выявить и описать существенные формальные и неформальные практики, циклы времени, совместно образующие кадетскую идентичность, доказав их влияние и проиллюстрировав их
4. Описать и формализовать, насколько это необходимо в исследовании, кадетский лексикон как вербальную репрезентацию идентичности, показать его отличия от повседневного языка, проиллюстрировав это примерами
5. Выделить и классифицировать существующие жизненные стратегии выпускников изучаемого подразделения и показать их связанность с сообществом выпускников и связанных с корпусом лиц
6. Показать наличие структур социального капитала изучаемого подразделения, проанализировать их силу и конфигурации, указав возможные ограничения
Практическая значимость исследования состоит в первой попытке системно проанализировать жизненные стратегии современных выпускников кадетского корпуса, обобщить и классифицировать их, показав, какое влияние оказывает полученное в кадетском корпусе во спитание и образование на дальнейшую жизнь бывшего воспитанника и как выпускниками поддерживаются дружеские связи с людьми, связанными с учебным заведением. На их основе можно будет создать и визуализировать сети кадетского социального капитала, понимаемые как совокупность всех возможных связей внутри отдельного изучаемого подразделения и всего учебного заведения, и создать модель фактиче ских взаимоотношений выпускников. Экстраполяция выводов на всю совокупность начальных военно-учебных заведений интернатного типа - с учётом налагаемых на модель ограничений, подробно описываемых в главах исследования, - представляется возможной, поскольку условия социализации воспитанников схожи.
Теоретическая значимость работы заключается в создании надежной и предлагающей достоверные результаты модели исследования фактических жизненных стратегий выпускников, соотнесенных с сетями социального капитала. Поскольку подобный тип учебных заведений является закрытым, его изучение сопряжено с трудностями, которые предлагаемая модель потенциально устраняет. Предлагаемые в исследовательской литературе методы изучения ограничиваются преимущественно формальными аспектами кадетской идентичности; в проводимом автором эмпирическом исследовании внимание уделяется как ее формальным, так и неформальным - зачастую более важным - аспектам, анализируются психологические особенности личности, имплицитно воспитываемые кадетской средой; обстоятельно описываются значимые неформальные практики, нормы поведения, коллективно санкционируемые, но остающиеся вне фокуса исследовательского внимания.
Вербально они репрезентируются на кадетском лексиконе, инкорпорирующем диалектизмы, военный социолект, подростковый жаргон и пр. Поскольку язык этой закрытой группы, как правило, неизвестен стороннему наблюдателю, но самоочевиден во спитаннику, в работе предлагается глоссарий, содержащий значимые термины и выражения, понимание которых необходимо для верной реконструкции кадетского быта и идентичности.
Эмпирическое исследование совмещает основной и вспомогательный метод: биографическое интервьюирование бывших воспитанников, анализ их аккаунтов в социальной сети ВКонтакте (vk.com). На основании полученных данных автором для лучшей визуализации результатов с помощью программы Gephi версии 0.9.1 и матриц смежности, предварительно созданных в Microsoft Excel, были созданы социальные графы, представленные рисунками 1-6 в во втором параграфе второй главы. Для биографического интервью информанты отбирались методом комбинированного (смешанного) целевого отбора с обязательным включением отчисленных (для проверки исключенности).
Методологическим основанием исследования выступает обоснованная теория (grounded theory) в версии системного дизайна, предлагаемая А.Страуссом и Дж.Корбин, теории социального капитала (П.Бурдье, Дж.Коулман, Р.Патнем и др.), теория Р.Данбара («эмоциональные слои»), биографический метод, различные методы изучения аккаунтов социальных сетей.
Для удобства разнообразные жизненные стратегии выпускников кадетского корпуса допустимо классифицировать на две группы (в настоящем исследовании арифметически неравные с преобладанием второй): «военные» и «гражданские». «Военную» жизненную стратегию характеризует появление нового, однако схожего значимого сообщества (офицерского) и сопряженных феноменов: изменение идиолекта и социолекта, отражающие новый персональный и внутригрупповой опыт, возможное замещение кадетской идентичности этосом «боевого товарищества», эмоционально более сильным; иногда невозможность поддерживать устойчивые, регулярные и продолжительные контакты face-to- face с другими выпускниками вследствие географической удаленности воинской части, передислокации подразделения и пр. Воинские династии в изучаемом случае прекращались и создавались; однако четко фиксировалась предрасположенность к поступлению в начальные военно-учебные заведения (попадание именно в ВККК зачастую было случайным) у кадет, имевших офицеров среди близких родственников или иных значимых других (опекунов).
В имплицитной и эксплицитной сети социального капитала изучаемого подразделения кадеты, избравшие военные жизненные стратегии, представлены узлами различной степени силы: например, это и узел с крайне большой суммарной мощностью, 22, и узел с наименьшей суммарной мощностью, 11. Таким образом, однозначного доказательства большей сплоченности избравших военную стратегию нет: обстоятельно описывается стратегия добровольного исключения 11 из неформального сообщества выпускников изучаемого подразделения при фактической успешности воплощаемой им жизненной стратегии. Эти случаи достоверно фиксируются и объясняются: негативный консенсус (общие наказания, например) был единственным консолидирующим элементом идентичности, его исчезновение закономерно привело к отказу от дальнейшего обременительного взаимодействия с бывшими товарищами, соратниками и связанными с учебным заведением лицами.
Тождество военных стратегий номинально: описываются и граничащие с высочайшим риском для жизни, и более безопасные случаи. Есть основания полагать, что кадетский опыт идентичности тем менее значим, чем риск гибели или травмы выше: сильные связи формируются в более гомогенной группе служащих вместе офицеров, прежние связи замещаются или теряют значимость (в соответствии с гипотезой Данбара о существовании «эмоциональных слоев»). Парадоксальным образом прогнозирование, будучи простым, представляется затруднительным: при существовании формальной иерархии и принципа присваивания нового воинского звания по выслуге лет (с учетом региональных коэффициентов) можно предсказать текущее воинское звание бывшего воспитанника как последовательную реализацию им военной жизненной стратегии, однако гибель или серьезная травма, препятствующая дальнейшему несению службы, инкорпорировать в модель допустимо лишь как экстраординарный фактор. Возможное увольнение из ВС РФ и переориентация на ведение собственного бизнеса или профессиональной деятельности по гражданской специальности как вероятный сценарий вполне достоверен, поскольку фиксируется у некоторых информантов. Психологические особенности личности, связанные с кадетским воспитанием и описанные в главе 2.1., вероятно, способствуют подобному поведению.
Гражданские жизненные стратегии с трудом поддаются внутренней классификации вследствие своей диверсифицированности, поэтому выделим наиболее значимые закономерности. Сохранению кадетской идентичности в некоторых парах узлов способствуют редкие (в масштабах подразделения) профессиональные связи: например, инженер-конструктор и инженер- испытатель на Московском вертолетном заводе им. Миля. В остальных случаях связи и регулярно сть контактов подчинены актуальному географическому местоположению выпускника. Имеющие свой бизнес получили его от родителей и не взаимодействуют, что свидетельствует о низкой силе связей: конверсии социального капитала нет, поскольку связи принудительно прекращены. Иные профессиональные связи отсутствуют.
Наблюдается один специфический паттерн миграции: поскольку многие обучавшиеся были выходцами из Краснодарского края, они возвращались домой или в соседние населенные пункты субъекта федерации, не сумев получить высшее образование в крупнейших городах России. За исключением 9 это коррелирует с невысоким средним баллом аттестата и, вероятно, с низкой мотивацией продолжать обучение. В иных случаях учившиеся в Санкт-Петербурге остаются в городе. Третьим значимым регионом миграции является Москва.
Выделяемое «ядро» (т.е. кластер воспитанников с наибольшим числом связей) состоит как из военных, так и из гражданских, однако в фактической конфигурации социального капитала, слабой самой по себе на данный момент, значимо не присутствуют, как доказывается в работе, ни отчисленные, ни кадеты других подразделений, ни связанные с кадетским корпусом лица. Таким образом, незримые границы между подразделениями по выпуску стали зримыми и объективно существующими: вербально репрезентируемая как универсальное «кадетское братство», этика взаимопомощи ограничивается прежними дружескими связями, которые зачастую не поддерживаются сейчас и постепенно замещаются новыми. Социальный капитал изучаемого подразделения мал и не обладает высокой спо собно стью к конверсии и аккумуляции вследствие разобщенности выпускников и их географической удаленно сти, не компенсируемой редкими онлайн-контактами.
Фрагментированная идентичность не способна противостоять е сте ственному рассредоточению узлов изучаемой сети. Следовательно, жизненные стратегии мыслятся по преимуществу без обращения к кадетским знакомствам: они самостоятельны и зачастую включают опыт кадетской жизни номинально в виде разрозненных воспоминаний.
Разделение сетей социального капитала необходимо, поскольку, как доказывается в исследовании, они значительно отличаются и, вопреки формально постулируемой идее «братства» как этике солидарности и взаимопомощи, являются менее обширными и способными к внутренней мобилизации, чем полагают сами воспитанники.
Из наиболее существенных аспектов кадетской идентичности, таким образом, о стаются в силе или не претерпевают значительных изменений соревновательность поведения, простирающаяся на все сферы действия, где возможно состязание, стремление скрытно игнорировать правила, если они препятствуют достижению цели, рискованное поведение, рациональная калькуляция издержек, большее влияние на поведение неинституциональных норм.
Кадетский лексикон редуцируется к употреблению некоторыми воспитанниками прозвищ бывших однополчан. Вербальный аспект идентичности не позволяет сделать заключение об отличающемся опыте социализации.
Дальнейшая разработка темы представляется необходимой, поскольку кадетские корпуса по-прежнему являются важнейшими институтами социализации, а существующие конфигурации социального капитала будут отличаться в зависимости от различных условий: предположительно, большее число воспитанников из военных династий потенциально создает психологическую среду для более частого воплощения военной стратегии; наличие дополнительной устойчивой идентичности (например, казаки и казачьи кадетские корпуса) потенциально реконвертируется в большее число избравших соответствующую жизненную стратегию.
Рекомендации для будущих исследований суммируются в первой и второй главе : для корректного использования предлагаемой модели необходимо принимать во внимание фактическое распространение дедовщины (как фактор, препятствующий созданию надежной сети связей) и степень ее выраженности, учитывать продолжительность обучения и численность подразделений, принимать во внимание ошибки ложной атрибуции на основании самоочевидности (кадет - следовательно, будущий военный) и полагаться преимущественно на качественные социологические методы для выдвижения теории, дополняемые вспомогательными процедурами независимой проверки гипотез. Более достоверными и естественными источниками информации в данном случае признаются сами бывшие воспитанники.
В имплицитной и эксплицитной сети социального капитала изучаемого подразделения кадеты, избравшие военные жизненные стратегии, представлены узлами различной степени силы: например, это и узел с крайне большой суммарной мощностью, 22, и узел с наименьшей суммарной мощностью, 11. Таким образом, однозначного доказательства большей сплоченности избравших военную стратегию нет: обстоятельно описывается стратегия добровольного исключения 11 из неформального сообщества выпускников изучаемого подразделения при фактической успешности воплощаемой им жизненной стратегии. Эти случаи достоверно фиксируются и объясняются: негативный консенсус (общие наказания, например) был единственным консолидирующим элементом идентичности, его исчезновение закономерно привело к отказу от дальнейшего обременительного взаимодействия с бывшими товарищами, соратниками и связанными с учебным заведением лицами.
Тождество военных стратегий номинально: описываются и граничащие с высочайшим риском для жизни, и более безопасные случаи. Есть основания полагать, что кадетский опыт идентичности тем менее значим, чем риск гибели или травмы выше: сильные связи формируются в более гомогенной группе служащих вместе офицеров, прежние связи замещаются или теряют значимость (в соответствии с гипотезой Данбара о существовании «эмоциональных слоев»). Парадоксальным образом прогнозирование, будучи простым, представляется затруднительным: при существовании формальной иерархии и принципа присваивания нового воинского звания по выслуге лет (с учетом региональных коэффициентов) можно предсказать текущее воинское звание бывшего воспитанника как последовательную реализацию им военной жизненной стратегии, однако гибель или серьезная травма, препятствующая дальнейшему несению службы, инкорпорировать в модель допустимо лишь как экстраординарный фактор. Возможное увольнение из ВС РФ и переориентация на ведение собственного бизнеса или профессиональной деятельности по гражданской специальности как вероятный сценарий вполне достоверен, поскольку фиксируется у некоторых информантов. Психологические особенности личности, связанные с кадетским воспитанием и описанные в главе 2.1., вероятно, способствуют подобному поведению.
Гражданские жизненные стратегии с трудом поддаются внутренней классификации вследствие своей диверсифицированности, поэтому выделим наиболее значимые закономерности. Сохранению кадетской идентичности в некоторых парах узлов способствуют редкие (в масштабах подразделения) профессиональные связи: например, инженер-конструктор и инженер- испытатель на Московском вертолетном заводе им. Миля. В остальных случаях связи и регулярно сть контактов подчинены актуальному географическому местоположению выпускника. Имеющие свой бизнес получили его от родителей и не взаимодействуют, что свидетельствует о низкой силе связей: конверсии социального капитала нет, поскольку связи принудительно прекращены. Иные профессиональные связи отсутствуют.
Наблюдается один специфический паттерн миграции: поскольку многие обучавшиеся были выходцами из Краснодарского края, они возвращались домой или в соседние населенные пункты субъекта федерации, не сумев получить высшее образование в крупнейших городах России. За исключением 9 это коррелирует с невысоким средним баллом аттестата и, вероятно, с низкой мотивацией продолжать обучение. В иных случаях учившиеся в Санкт-Петербурге остаются в городе. Третьим значимым регионом миграции является Москва.
Выделяемое «ядро» (т.е. кластер воспитанников с наибольшим числом связей) состоит как из военных, так и из гражданских, однако в фактической конфигурации социального капитала, слабой самой по себе на данный момент, значимо не присутствуют, как доказывается в работе, ни отчисленные, ни кадеты других подразделений, ни связанные с кадетским корпусом лица. Таким образом, незримые границы между подразделениями по выпуску стали зримыми и объективно существующими: вербально репрезентируемая как универсальное «кадетское братство», этика взаимопомощи ограничивается прежними дружескими связями, которые зачастую не поддерживаются сейчас и постепенно замещаются новыми. Социальный капитал изучаемого подразделения мал и не обладает высокой спо собно стью к конверсии и аккумуляции вследствие разобщенности выпускников и их географической удаленно сти, не компенсируемой редкими онлайн-контактами.
Фрагментированная идентичность не способна противостоять е сте ственному рассредоточению узлов изучаемой сети. Следовательно, жизненные стратегии мыслятся по преимуществу без обращения к кадетским знакомствам: они самостоятельны и зачастую включают опыт кадетской жизни номинально в виде разрозненных воспоминаний.
Разделение сетей социального капитала необходимо, поскольку, как доказывается в исследовании, они значительно отличаются и, вопреки формально постулируемой идее «братства» как этике солидарности и взаимопомощи, являются менее обширными и способными к внутренней мобилизации, чем полагают сами воспитанники.
Из наиболее существенных аспектов кадетской идентичности, таким образом, о стаются в силе или не претерпевают значительных изменений соревновательность поведения, простирающаяся на все сферы действия, где возможно состязание, стремление скрытно игнорировать правила, если они препятствуют достижению цели, рискованное поведение, рациональная калькуляция издержек, большее влияние на поведение неинституциональных норм.
Кадетский лексикон редуцируется к употреблению некоторыми воспитанниками прозвищ бывших однополчан. Вербальный аспект идентичности не позволяет сделать заключение об отличающемся опыте социализации.
Дальнейшая разработка темы представляется необходимой, поскольку кадетские корпуса по-прежнему являются важнейшими институтами социализации, а существующие конфигурации социального капитала будут отличаться в зависимости от различных условий: предположительно, большее число воспитанников из военных династий потенциально создает психологическую среду для более частого воплощения военной стратегии; наличие дополнительной устойчивой идентичности (например, казаки и казачьи кадетские корпуса) потенциально реконвертируется в большее число избравших соответствующую жизненную стратегию.
Рекомендации для будущих исследований суммируются в первой и второй главе : для корректного использования предлагаемой модели необходимо принимать во внимание фактическое распространение дедовщины (как фактор, препятствующий созданию надежной сети связей) и степень ее выраженности, учитывать продолжительность обучения и численность подразделений, принимать во внимание ошибки ложной атрибуции на основании самоочевидности (кадет - следовательно, будущий военный) и полагаться преимущественно на качественные социологические методы для выдвижения теории, дополняемые вспомогательными процедурами независимой проверки гипотез. Более достоверными и естественными источниками информации в данном случае признаются сами бывшие воспитанники.
Подобные работы
- Жизненные стратегии выпускников кадетского корпуса: биографический анализ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



