Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений
|
Введение 6
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу
1.1. Понятие связная речь, её виды. Онтогенез связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.2. Особенности нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи
III уровня 17
1.3. Пересказ как средство формирования связной речи у детей 21
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальное изучение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу
2.1. Цель, задачи и методика опытно-экспериментальной работы 32
2.2. Анализ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня (констатирующий этап) 36
2.3. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу (формирующий этап) 47
2.4. Анализ результатов по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу (контрольный этап) 59
Выводы по 2 главе 68
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу
1.1. Понятие связная речь, её виды. Онтогенез связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.2. Особенности нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи
III уровня 17
1.3. Пересказ как средство формирования связной речи у детей 21
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальное изучение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу
2.1. Цель, задачи и методика опытно-экспериментальной работы 32
2.2. Анализ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня (констатирующий этап) 36
2.3. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу (формирующий этап) 47
2.4. Анализ результатов по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу (контрольный этап) 59
Выводы по 2 главе 68
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложения
Возможность общаться - это необыкновенное явление. Оно служит важным условием развития ребенка, а также его личности. Речь представляет собой средство общения. Формирование связной речи у детей с нормой речевого и психического развития первоначально достаточно трудный, закономерный процесс, который состоит из последовательных этапов, но он усугубляется, если присутствуют те или иные нарушения речи [18].
«Общее недоразвитие речи - этой общий диагноз, включающий в себя группу разных по степени сложности речевых расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы - как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи» [13, с.76]. В речи таких детей существует множество трудностей, например, бедный словарный запас, неспособность составить рассказ по картине, пересказать прочитанное и т.д., но они довольно свободно пользуются простой фразовой речью. Дети данной категории тяжело осваивают навыки связной речи, что резко сводит к минимуму речевые контакты ребенка не только со взрослыми, но и с ровесниками. А ведь речь является неотъемлемой частью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребенка, а также его дальнейшей социализации.
Поэтому в современном дошкольном образовании связная речь понимается как одна из основ воспитания и обучения детей, именно в связной речи осуществляется главная её функция - коммуникативная, иными словами коммуникация с внешним миром происходит как раз таки при использовании связной речи; особенно точно выражается взаимозависимость речевого и умственного развития, осуществляется активное формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи; обнаруживаются результаты дошкольника в овладении родным языком.
Вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи освещаются в трудах В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др. Что касается современных взглядов на проблему развития связной речи детей дошкольного возраста, то можно отметить исследования О.В. Ефимовой и Л.Г. Шадриной, С.А. Овсянниковой [4, с.271]. Они акцентирую внимание на том, что коррекционные логопедические занятия по развитию связной речи с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи, принимают важную роль и являются основной итоговой целью всего образовательного процесса.
Дети, имеющие ОНР, при пересказе и рассказе произведений испытывают затруднения при построении фразы, используют вместо этого перефразировки и жесты, что отражается при выражении ключевого содержания текста, путают события, имеют трудности при выражении главной мысли, фразы остаются незаконченными. По большей части, речь таких детей аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; хаотична, бедна выразительностью оформления. Это происходит из-за того, что у детей с нарушениями речи не сформированы умения, например, внимательно прослушивать текст, улавливать главный смысл, запоминать правильный порядок повествования и речевые обороты произведения, сознательно и связно пересказывать текст. Коррекция выделенных недостатков связной речи возможна при целенаправленном обучении этим умениям и навыкам, но без знания особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня это будет труднодоступно.
Одним из эффективных средств развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста может служить пересказ литературных произведений. Дошкольники при пересказе придерживаются образца литературной речи и следуют ему. В художественные произведения входят красочные, живописные описания, тем самым они возбуждают любопытство и интерес у детей дошкольного возраста, также развивают навыки описания предметов и явлений, формируют все стороны речи, усиливают внимание к языку.
Таким образом, проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу является актуальной.
Цель: изучить педагогические условия формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Объект - связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет - процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить педагогические условия и оценить эффективность формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
В основу исследования положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет результативным, если соблюдать определенные педагогические условия:
- осуществление работы будет в соответствии с составленной программой коррекционно-развивающей работы, в содержании которой отражаются цели, задачи, технология работы по обучению пересказу литературных произведений;
- отбор содержания работы будет осуществляться с учётом уровня развития связной речи и структуры речевого дефекта старших дошкольников, в соответствии с этапами работы по обучению пересказа произведений, с ФГОС ДО, современными пособиями и методическими разработками;
- будет учитываться целесообразность применения дидактического материала при пересказе литературных произведений задачам развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- в основу будет положена взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития детей, которая будет осуществляться через наглядные средства обучения, применение методов и приемов, способствующих развитию познавательных процессов.
Методы:
Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); методика В.П. Глухова, педагогический эксперимент; анализ, синтез, обобщение, конкретизация полученных данных исследования, количественный и качественный анализ.
База исследования: Муниципальная бюджетная дошкольная
образовательная организация - детский сад № 91 города Орла.
Апробация результатов в исследовании осуществлялось посредством публикации статей: Милютикова, Л.В. Пересказ как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Л.В. Милютикова // Специальное (дефектологическое) образование. Сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования (5-6 апреля, 2019) / под. общ. ред. А.И. Ахулковой. - Орел, ООО «Горизонт», 2019. - С. 147-149.
Милютикова, Л.В. Экспериментальное изучение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу / Л.В. Милютикова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы VI Международной научно-практической конференции (9-10 апреля 2020 г., г. Орёл) / под. ред. канд. пед. наук, доц. А.И. Ахулковой. - Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. - С. 262-264 (Сертификат).
«Общее недоразвитие речи - этой общий диагноз, включающий в себя группу разных по степени сложности речевых расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы - как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи» [13, с.76]. В речи таких детей существует множество трудностей, например, бедный словарный запас, неспособность составить рассказ по картине, пересказать прочитанное и т.д., но они довольно свободно пользуются простой фразовой речью. Дети данной категории тяжело осваивают навыки связной речи, что резко сводит к минимуму речевые контакты ребенка не только со взрослыми, но и с ровесниками. А ведь речь является неотъемлемой частью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребенка, а также его дальнейшей социализации.
Поэтому в современном дошкольном образовании связная речь понимается как одна из основ воспитания и обучения детей, именно в связной речи осуществляется главная её функция - коммуникативная, иными словами коммуникация с внешним миром происходит как раз таки при использовании связной речи; особенно точно выражается взаимозависимость речевого и умственного развития, осуществляется активное формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи; обнаруживаются результаты дошкольника в овладении родным языком.
Вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи освещаются в трудах В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др. Что касается современных взглядов на проблему развития связной речи детей дошкольного возраста, то можно отметить исследования О.В. Ефимовой и Л.Г. Шадриной, С.А. Овсянниковой [4, с.271]. Они акцентирую внимание на том, что коррекционные логопедические занятия по развитию связной речи с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи, принимают важную роль и являются основной итоговой целью всего образовательного процесса.
Дети, имеющие ОНР, при пересказе и рассказе произведений испытывают затруднения при построении фразы, используют вместо этого перефразировки и жесты, что отражается при выражении ключевого содержания текста, путают события, имеют трудности при выражении главной мысли, фразы остаются незаконченными. По большей части, речь таких детей аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; хаотична, бедна выразительностью оформления. Это происходит из-за того, что у детей с нарушениями речи не сформированы умения, например, внимательно прослушивать текст, улавливать главный смысл, запоминать правильный порядок повествования и речевые обороты произведения, сознательно и связно пересказывать текст. Коррекция выделенных недостатков связной речи возможна при целенаправленном обучении этим умениям и навыкам, но без знания особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня это будет труднодоступно.
Одним из эффективных средств развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста может служить пересказ литературных произведений. Дошкольники при пересказе придерживаются образца литературной речи и следуют ему. В художественные произведения входят красочные, живописные описания, тем самым они возбуждают любопытство и интерес у детей дошкольного возраста, также развивают навыки описания предметов и явлений, формируют все стороны речи, усиливают внимание к языку.
Таким образом, проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу является актуальной.
Цель: изучить педагогические условия формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Объект - связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет - процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить педагогические условия и оценить эффективность формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
В основу исследования положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет результативным, если соблюдать определенные педагогические условия:
- осуществление работы будет в соответствии с составленной программой коррекционно-развивающей работы, в содержании которой отражаются цели, задачи, технология работы по обучению пересказу литературных произведений;
- отбор содержания работы будет осуществляться с учётом уровня развития связной речи и структуры речевого дефекта старших дошкольников, в соответствии с этапами работы по обучению пересказа произведений, с ФГОС ДО, современными пособиями и методическими разработками;
- будет учитываться целесообразность применения дидактического материала при пересказе литературных произведений задачам развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- в основу будет положена взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития детей, которая будет осуществляться через наглядные средства обучения, применение методов и приемов, способствующих развитию познавательных процессов.
Методы:
Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); методика В.П. Глухова, педагогический эксперимент; анализ, синтез, обобщение, конкретизация полученных данных исследования, количественный и качественный анализ.
База исследования: Муниципальная бюджетная дошкольная
образовательная организация - детский сад № 91 города Орла.
Апробация результатов в исследовании осуществлялось посредством публикации статей: Милютикова, Л.В. Пересказ как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Л.В. Милютикова // Специальное (дефектологическое) образование. Сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования (5-6 апреля, 2019) / под. общ. ред. А.И. Ахулковой. - Орел, ООО «Горизонт», 2019. - С. 147-149.
Милютикова, Л.В. Экспериментальное изучение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу / Л.В. Милютикова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы VI Международной научно-практической конференции (9-10 апреля 2020 г., г. Орёл) / под. ред. канд. пед. наук, доц. А.И. Ахулковой. - Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. - С. 262-264 (Сертификат).
Проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу и в настоящее время является современной и актуальной. Дефекты речевой функции, в первую очередь, обуславливают нарушенное или задержанное развитие высших психических функций, опосредствованных речью: вербальной памяти, смыслового
запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Помимо этого, различные нарушения речи препятствует детям в полной мере общаться со старшими и ровесниками, тем самым это отражается на личности дошкольника.
Неблагоприятное воздействие на развитие психической сферы дошкольника и образования его личностных качеств оказывает патологическая по каким-либо факторам речевая функция.
Выявление особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня очень важны для оценки речевой способности ребенка, так как значимость связной речи для детей дошкольного возраста с нарушениями речи обусловлено их социальной адаптацией.
Исходя из результатов констатирующего этапа, изучая литературу известных педагогов, медико-педагогическую документацию по данной проблеме, показали, что: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня самостоятельная связная контекстная речь является несовершенной; детям сложно логично и последовательно передавать свои мысли; у дошкольников возникают серьезные затруднения при конструировании связного высказывания, при соединении разных компонентов в единое целое, при выборе подходящих слов, которые соотносятся с какой-либо целью высказывания.
«Высокий» уровень развития связной речи не показал ни один ребенок; 30% детей имеют «средний» уровень развития связной речи; 57% дошкольников показали «недостаточный» уровень речевого развития, а 13% старших дошкольников имеют «низкий» уровень речевого развития.
По данным результатам обследования на констатирующем этапе была составлена программа коррекционно-развивающей работы с коррекционно-развивающими занятиями, направленная на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений. Апробация данной коррекционно-развивающей работы была проведена с экспериментальной группой. Для подтверждения успешной результативности предложенной нами программы коррекционно¬развивающей работы мы применили повторную диагностику для выявления уровня развития связной речи детей. Для выявления уровня развития связной речи использовалась методика В.П. Глухова, то есть та же, что и на констатирующем этапе.
Повторная диагностика контрольной группы показала, что
«недостаточный» уровень развития связной речи теперь имеют всего лишь 7% детей; «средний» уровень показали 23% старших дошкольников, а «высокий» уровень развития связной речи имеют 70% детей старшего дошкольного возраста.
На основе полученных данных после проведения повторного обследования, наша гипотеза о необходимости отбора содержания работы в соответствии с речевыми умениями и навыками старших дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, с современными пособиями и методическими разработками, о рациональном применении дидактического материала при обучении пересказу литературных произведений, которое соответствует задачам развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, а также осуществляемая взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития детей, подтвердилась.
запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Помимо этого, различные нарушения речи препятствует детям в полной мере общаться со старшими и ровесниками, тем самым это отражается на личности дошкольника.
Неблагоприятное воздействие на развитие психической сферы дошкольника и образования его личностных качеств оказывает патологическая по каким-либо факторам речевая функция.
Выявление особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня очень важны для оценки речевой способности ребенка, так как значимость связной речи для детей дошкольного возраста с нарушениями речи обусловлено их социальной адаптацией.
Исходя из результатов констатирующего этапа, изучая литературу известных педагогов, медико-педагогическую документацию по данной проблеме, показали, что: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня самостоятельная связная контекстная речь является несовершенной; детям сложно логично и последовательно передавать свои мысли; у дошкольников возникают серьезные затруднения при конструировании связного высказывания, при соединении разных компонентов в единое целое, при выборе подходящих слов, которые соотносятся с какой-либо целью высказывания.
«Высокий» уровень развития связной речи не показал ни один ребенок; 30% детей имеют «средний» уровень развития связной речи; 57% дошкольников показали «недостаточный» уровень речевого развития, а 13% старших дошкольников имеют «низкий» уровень речевого развития.
По данным результатам обследования на констатирующем этапе была составлена программа коррекционно-развивающей работы с коррекционно-развивающими занятиями, направленная на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений. Апробация данной коррекционно-развивающей работы была проведена с экспериментальной группой. Для подтверждения успешной результативности предложенной нами программы коррекционно¬развивающей работы мы применили повторную диагностику для выявления уровня развития связной речи детей. Для выявления уровня развития связной речи использовалась методика В.П. Глухова, то есть та же, что и на констатирующем этапе.
Повторная диагностика контрольной группы показала, что
«недостаточный» уровень развития связной речи теперь имеют всего лишь 7% детей; «средний» уровень показали 23% старших дошкольников, а «высокий» уровень развития связной речи имеют 70% детей старшего дошкольного возраста.
На основе полученных данных после проведения повторного обследования, наша гипотеза о необходимости отбора содержания работы в соответствии с речевыми умениями и навыками старших дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, с современными пособиями и методическими разработками, о рациональном применении дидактического материала при обучении пересказу литературных произведений, которое соответствует задачам развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, а также осуществляемая взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития детей, подтвердилась.
Подобные работы
- МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование элементов песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование
элементов песочной терапии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Логопедическая работа по формированию смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



