ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКАЗАНИЯ 11
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Социальные услуги: понятие, сущность, основные виды 11
1.2. Информационное обеспечение оказания социальных услуг 26
населению: основные элементы и нормативно-правовая база
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 36
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
2.1. Информационные технологии в деятельности учреждений 36
социальной защиты: региональный опыт
2.2. Проблемы использования информационных технологий в 63
деятельности учреждений социальной защиты населения по оказанию социальных услуг населению (на примере Управления социальной защиты населения администрации Прохоровского района)
2.3. Социальный проект «Мобильный социальный помощник» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия мир переживает переход от «индустриального» общества к «обществу информационному». Формирование единого информационного пространства России и входящих в нее регионов, повышение эффективности использования информационных ресурсов, создание условий для качественного информационного обеспечения, решения стратегических и оперативных задач социального развития страны и отдельных регионов являются одним из основных направлений осуществления государственной социальной политики. Одной из основных задач органов власти является совершенствование информационного обеспечения оказания социальных услуг населению. Социальная информация сегодня рассматривается как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения эффективности работы в социальной сфере.
Один из основных факторов социально-экономического развития Российской Федерации - возрастание роли человеческого капитала - требует решения проблемы качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению. В этой связи в рамках направления социально-экономической политики на ближайшие годы в области развития человеческого потенциала особое значение приобретают меры по повышению уровня и качества жизни населения, модернизации всех отраслей социальной сферы в целях обеспечения доступности качественных социальных услуг, созданию эффективной системы адресной социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Все запланированные направления долгосрочной политики социальной защиты населения в Российской Федерации предполагают необходимость совершенствования механизма информационного обеспечения оказания социальных услуг.
На сегодняшний день в российском государстве принят ряд нормативно-правовых актов различного уровня, направленных на улучшение жизнедеятельности населения и совершенствование системы социальной защиты. Однако принятая законодательная база не сможет дать каких-либо положительных результатов без эффективной информационной взаимосвязи между органами государственной власти, населением и организациями. Без соответствующего ин-формационного обеспечения со стороны государства население не может быть информировано о своих социальных правах, о получении необходимых социальных услуг, кроме того, процесс рассмотрения и решения проблем различных категорий граждан посредством предоставления соответствующих услуг предопределяет необходимость получения необходимой информации о каждой из них.
Существующая практика информационного взаимодействия субъектов предоставления социальных услуг не вполне соответствует задачам на современном этапе развития общества, зачастую информация разрознена, неадекватно воспринимается населением, а существующие базы данных в органах системы социальной защиты не вполне отражают всех аспектов жизнедеятельности нуждающихся; становится необходимым создание развитого информационного обеспечения, внедрение новых информационных технологий для оказания качественных социальных услуг населению.
Степень разработанности проблемы. С XX века взгляд на информацию распространился как на общественный ресурс, аналогичный материальным и трудовым ресурсам. Понимание сущности информационных технологий, а также закономерности формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов впервые раскрыты Г.Р. Громовой. В 70-х годах А. Осттингер, С.В. Симонович, Ф. Хендлером начала разрабатываться программа по формированию политики в области информационного обеспечения. Г.И. Кирилова, В.А. Остейковский в своих работах раскрывают классификацию информационных ресурсов по характеру использования, степени обобщения, по категориям доступа, способам организации и использования. Способы сбора и создания информационного обеспечения системы социальной защиты описаны в работах В.М. Литвиненова, В.А. Митькиной, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева и др.
В зарубежной теоретической мысли проблемы информатизации социальной сферы впервые начали рассматриваться основоположниками теорий пост-индустриального и информационного общества Д. Беллом, Н. Винером, М. Кастельсом и Э. Тоффлером в США; М. Понятовским, А. Туреном во Франции; Н. Луманом и Ю. Хабермасом в Германии; И. Масудой в Японии начиная с 60-х гг. XX в.
Концептуальная основа накопления знаний о процессе информатизации в России была заложена в трудах отечественных ученых Р.Ф. Авдеева, A. П. Ершова, И.С. Мелюхина, А.И. Ракитова, А.Д. Урсула и др. в конце 1980х - начале 1990-х гг. Как отмечает И.С. Мелюхин, именно в период конца 80-х, начала 90-х гг. появилась большая часть научных исследований в области информатизации социальной сферы.
Содержание информационных теорий рассмотрено в работах B. Г. Афанасьева, И.Бар-Хиллела, Н.Винера, Е.К.Войшвилло, Р.С.Гиляревского, Р.Карнапа, Дж.Г.Кемени, Д.Харраха, Р.Хартли, А.И.Черного, К.Э.Шеннона, А.Д. Урсула, И.И.Юзвишина, Ю.А.Шрейдера, где информация характеризуется с позиций количественных и качественных аспектов.
Сущность социальной информации, ее основные характеристики, классификация и предъявляемые к ней требования в рамках социального управления, раскрыты в работах таких авторов, как Г.В.Атаманчук, В.Г.Афанасьев, Г.Т.Журавлев, Т.Закупень, Б.Зарецкий, В.З.Коган, А.Д.Урсул и др.
Основные методы сбора, оценки и анализа информации в системе социальной защиты рассмотрены в работах В.Г.Андреенковой, К.Б.Бектурганова, C. А.Белановского, Н.В.Веселковой, Ю.П.Воронова, Л.М.Гемота, С.И.Григорьева, И.Ф.Девятко, В.И. Добренькова, А.И.Кравченко, О.М.Масловой, Ю.Е.Ростова, Е.И.Ткаченко, Б.Л.Токарского, Н.А.Романовича, Г.Г.Татаровой, Ю.Н.Толстовой, В.А.Ядова,. З.А.Янковой и др.
Потребление услуг как социальное явление изучалось в экономическом, культурологическом, социологическом аспектах. Проблеме потребления в кон-тексте социальной дифференциации уделяли внимание Т. Веблен, Х. Лейбенстайн.
Сфера услуг стала объектом научных изысканий Д. Бурстин, Г. Маркузе, Т. Парсонса, Н.Л. Шкиндер, В.И. Шкиндер. Так, Т. Парсонс рассматривает сферу услуг не в традиционной экономической плоскости, а в системе общественных отношений, приходя к выводу, что любая услуга имеет социальный аспект и служит достижению общественно важных целей. Социальные услуги как фактор повышения качества жизни населения изучал К.М. Мкртчан.
Вопросы теории и практики предоставления социальных услуг преимущественно освещаются в контексте социальной защиты населения.
Анализ структуры и состава социальных услуг с точки зрения потребителя, моделей обслуживания и оценки удовлетворенности, формирование показателей и критериев качества, ценности и конкурентности услуг рассматриваются в трудах Е.П. Голубкова, М.Ефремовой, Ф.Котлера, И.М.Лифшица, Н.Е.Николайчука, И.И.Ополченова, Г.А.Пономаревой, М.В.Прищененко и др.
Базой для разработки специальной методологии и методики социальных проблем, отражающих сложность и многозначность развития социальных услуг в условиях модернизации социальной сферы могут служить труды социологов В.П. Васильева, А.Г.Здравомыслова, А.Л.Маршака, В.Г.Овсянникова, В.А.Ядова и др.
Большая часть имеющихся в литературе исследований фокусируется на теоретических основах изучения процесса информатизации, информационных ресурсах общества, различных информационных технологиях, информационной культуре, влиянию сети Интернет на российское общество, изменению социальной роли труда в информационном обществе, последствиях информатизации. Однако еще не проведен целостный системный анализ специфики информатизации в социальной сфере, особенностей воздействия информационных технологий на качество предоставления социальных услуг населению.
Объектом исследования является информационное обеспечение оказания социальных услуг населению.
Предмет исследования: информационные технологии в деятельности учреждений социальной защиты населения по оказанию социальных услуг на муниципальном уровне.
Цель исследования: раскрыть сущность информационного обеспечения оказания социальных услуг населению и разработать социальный проект, направленный на совершенствование информационных технологий в деятельности учреждений социальной защиты населения по оказанию социальных услуг.
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основания информационного обеспечения оказания социальных услуг населению;
• раскрыть сущность информационных технологий в деятельности учреждений социальной защиты населения;
• выявить проблемы использования информационных технологий в деятельности учреждений социальной защиты населения по оказанию социальных услуг и разработать социальный проект «Мобильный социальный помощник».
Гипотезой исследования выступает предположение о прямой зависимости между внедрением (расширением) новых информационных технологий в деятельность учреждений социальной защиты по оказанию социальных услуг и обеспечением более высокого уровня доступности информации для потребите-лей, что, в конечном счете, будет способствовать повышению информированности населения о социальных услугах.
Теоретико-методологическая основой исследования явились: системный подход (В.Г. Афанасьев, А.И. Берг, Л. Берталанфи, А.А. Богданов, Дж. Форрестер, Э.Г. Юдин); комплексный подход (Л.Н. Коган, Ж.Т. Тощенко); основные теории и концепции информационного общества (концепция «пост-индустриализма» Д. Белла, сетевая концепция М. Кастельса). Методологической базой исследования послужила социальная информатика, позволяющая выделять и рассматривать основные тенденции и социальные проблемы, возникающие в обществе под влиянием процесса информатизации (К.К. Колин, И.В. Соколова и др.).
Исследование опирается на теорию информационного общества как методологическую основу анализа процесса информатизации социальной сферы, в первую очередь - на идеи и положения о природе социальных изменений, происходящих с субъектами в условиях формирования нового типа общества (Р.Ф. Абдеев, В.А. Аникин, Д. Белл, И.В. Бестужев, Э. Буткявичене, С.В. Горюнова, Т.Е. Демидова, В.А. Копылов, Н.В. Корытникова,
Ю.Л. Лежнина, И.С. Мелюхин, А.И. Ракитов, Л. Ринкявичус, А.Н. Тесленко, Н.Е. Тихонова, Э. Тоффлер, А.Д. Урсул и др.). Приоритетное значение имеют теоретические разработки в области социологии потребления Ж.Бодрийяра, П.Бурдье, Г.Маркузе; концепция социального аспекта услуги Т. Парсонса, концепция сервиса как инструмента воспроизводства социальных отношений
•теоретический анализ литературы по теме исследования (позволил раскрыть специфику информационного обеспечения оказания социальных услуг населению). В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального, системного анализа и метод проектирования.
•анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу в сфере информационного обеспечения оказания социальных услуг населению);
•методы эмпирического исследования (интервьюирование), обработка и анализ результатов социологического исследования (позволил получить информацию о проблеме использования информационных технологий в деятельности учреждений социальной защиты населения по оказанию социальных услуг населению);
•статистические (математические) методы обработки результатов исследования при помощи пакета прикладных программ (IBM SPSS Statistics Base v22.0).
Эмпирическая база исследования.
1. Нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации в области информатизации и информационных технологий, а также социальной защиты населения; государственные стандарты в области социального обслуживания населения; нормативно-правовые документы Белгородской области;
2. Статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, данные, статистической и отчетной информации Управления социальной защиты населения администрации Прохоровского района.
3. Материалы проведенного автором диссертационной работы социологического исследования «Изучение проблем использования информационных технологий в деятельности учреждений социальной защиты населения по оказанию социальных услуг» (2016 г.).
Научная новизна исследования заключается в разработке социального проекта, направленного на оптимизацию информационного обеспечения оказания социальных услуг населению, посредством внедрения новых информационных технологий в деятельность учреждений социальной защиты.
Положение, выносимое на защиту. Предложенный социальный проект позволит привлечь большее внимание населения - потребителей социальный услуг к сайту УСЗН посредством QR-технологии и, таким образом, получить больший объем информации, чем традиционными способами (путем размещения информации на стендах в органах УСЗН, с использованием средств телефонной связи, путем публикации информации в СМИ).
QR-код, то есть Quick Response или «быстрый отклик», - это код, который предоставляет информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне (смартфоне) или планшете. QR-код позволяет закодировать разнообразную информацию.
Применение данной технологии позволит увеличить количество просмотров официального сайта получателями социальных услуг, экономить на печатных материалах, снизив расходов на их производство, более быстро и качественно информировать потребителей социальных услуг.
Научно-практическая значимость работы заключается в изучении, анализе, обобщении и систематизации теоретических положений и выводов об использовании современных информационных технологий в сфере социальной защиты. Представленный анализ позволяет углубить представления о ходе, проблемах, противоречиях и тенденциях развития процесса информатизации в российском обществе. Данные исследования дают возможность более глубоко понять феномен использования информационных технологий в учреждениях социальной защиты, оптимизацию этого процесса.
Практическое значение исследования состоит в выработке конкретных рекомендаций по внедрению новых информационных технологий в повседневную деятельность учреждений социальной защиты населения, что позволит улучшить обеспечение социальной информацией граждан, увеличит социальную активность, повысить результативность деятельности органов и учреждений социальной защиты при взаимодействии с различными группами населения и между субъектами системы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на базе Управления социальной защиты населения Прохоровского района Белгородской области в ходе прохождения производственной и преддипломной практик.
Основные положения и выводы исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях VI Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 27-28 ноября 2014 г.); VII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 26-27 ноября 2015 г.); III Межрегиональная научно-практической конференция с международным участием «Актуальные вопросы социальной работы с различными группами населения» (г. Киров, 9 декабря 2015г.); VIII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 30 ноября - 1 декабря 2016 г.)
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 63 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 105 страницах и включает 4 приложения.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальная услуга трактуется как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а соответственно, получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги.
При оценке качества услуги используют следующие критерии: полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность; эффективность предоставления услуги (материальная), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги; нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.
Стандарты социального обслуживания - это основные правовые документы, которые содержат социальные нормы и нормативы, критерии и показатели, единицы измерения, классификацию социальных услуг и понятия. Они регламентируют развитие социальных служб и применение разнообразных современных технологий социальной работы, гарантируют клиентам определенный уровень качества социальных услуг, обеспечивают их социальную безопасность. Эта система реальных эталонов, своеобразных образцов в виде государственных документов, устанавливающих основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и к условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья клиентов
Информация классифицируется по различным основаниям: сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная); источникам поступления (внутренняя и внешняя); материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая); формам носителей (средства массовой информации - радио, телевидение, печатная - книги, газеты, журналы); периодам использования (условно-постоянная - справочная, нормативная и переменная - оперативные сведения); видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная); характеру представления (количественная и качественная).
К информации обычно предъявляются определенные требования: полнота - отражение в полной мере управляемых процессов; достоверность - формирование на основе объективных данных; оперативность - поступление в сроки,
Информационное обеспечение - совокупность организационно-технических мероприятий, методов и средств, направленных на сбор, накопление, обработку, хранение и выдачу информации потребителям по их запросам.
Вопросы информационного обеспечения системы социальной защиты занимают особое место в системе управления, поскольку именно в этой сфере любое поспешное или неверное управленческие решение, принимаемое при недостатке информации, может привести к непредвиденным, зачастую нежелательным последствиям. Важно и то, что граждане, в отношении которых, принимаются эти решения, относятся к категории наиболее незащищенных.
Автор выделил основные особенности информационных технологий: целью информационного технологического процесса является получение информации; предметом технологического процесса являются данные; средства, которые осуществляют технологический процесс - это разнообразные вычислительные компоненты; процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с выбранной предметной областью; управляющее воздействие на процессы осуществляется руководящим составом организации; критериями оптимальности информационного технологического процесса являются своевременность доставки информации пользователям, ее надежность, достоверность и полнота.
Основная цель информационных технологий достигается за счет: интеграции информации; обеспечение актуальности и непротиворечивости данных; использование современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
Автор предлагает классификацию информационных технологий, широко используемую в социальной сфере: технология работы с текстовой информацией. Обработка текстовой и графической информации, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, визуализация информации MS Word, MS Publisher; технология работы с графической информацией. Обработка графической информации, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, визуализация информации Paintbrush, Paint; техно-логии числовых расчетов. Обработка числовой информации, создание математических моделей, автоматизация процессов вычислительной деятельности и обработки результатов эксперимента, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления деятельностью и контроля за результатами усвоения MS Excel; технологии хранения, поиска и сортировки данных. Архивное хранение больших объемов информации (текстовой, числовой, графической, аудио и видео) с возможностью ее передачи, создание информационных моделей, автоматизация процессов информационно-поисковой деятельности, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения MS Access; сетевые информационные технологии. Легкий доступ к центральному банку данных, целенаправленный поиск информации (текстовой, числовой, графической, аудио и видео), передача информации и обмен сообщениями MS Internet Explorer, MS Outlook Express, MS Mail, MS Publisher; мультимедиа-технологии. Одновременная работа с разнородной информацией (текстовой, графической, аудио, видео), автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, компьютерная визуализация информации об объектах или явлениях MS Power-Point.
Автором магистерской диссертации представлены результаты эмпирического исследования. Результаты опроса позволяют сделать следующие выводы:
1. Тема информатизации системы социальной защиты интересна и специалистам, и населению. Это можно понять по ответам на вопросы интервью о значении и роли информационных технологий в организации деятельности УСЗН.
2. Каких-либо возражений или негатива в отношении исследуемой проблемы выявлено не было. 3. Исходя из полученных данных видно, что мнения специалистов УСЗН и населения по вопросам эффективности информационной деятельности УСЗН и СМИ различны. Это может быть связано с тем, что информация не доходит до потребителя, или доходит в неполном объеме и с опозданием. Анализ полученных данных показал, что населению недостаточно информации о некоторых видах социальных услуг, о правах и обязанностях, о социальном
Автору диссертации представляется актуальным внедрение технологии QR кодов, для более удобного получения информации потребителями социальных услуг, следовательно, актуальность нашего проекта обусловлена следующими факторами: появление телекоммуникационной сети Интернет; интеграция интернета в мобильные гаджеты такие как сотовые телефоны и планшеты; легкость получения нужной информации в два действия.
При помощи данного сервиса, предоставляется возможность зашифровать, например, строку или ссылку в картинку с QR-кодом (QR-код, то есть Quick Response или «быстрый отклик», - это код, который предоставляет информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне (смартфоне) или планшете).
Основной стратегической целью проекта является: информирование получателей социальных услуг различной информации посредством QR-технологии (адрес сайта, на который сразу же заходит клиент и узнает всю необходимую информацию, или же электронная визитка, или контактные данные).
Задачи проекта: 1) Разработка и зашифровка в QR-код ссылки раздела официального сайта УСЗН администрации Прохоровского района, который содержит в себе всю информацию о каждом отделе управления. 2) Организация и проведения обучающего инструктажа для получателей социальных услуг. 3) Размещение табличек рядом с остальной информацией около кабинета в УСЗН. Выбор оптимального размера таблички.
Для решения проблем использования новых информационных технологий и эффективности развития учреждения нами предлагается раз в 6 месяцев составлять SWOT- анализ деятельности УСЗН по вопросам информационного обеспечения.
SWOT - анализа представленный показывает наиболее значимые факторы, влияющие на эффективное развитие учреждения на основе улучшения качества услуг посредством применения информационных технологий. На основании SWOT - анализа определен перечень проблем, оказывающих негативное влияние на развитие учреждения.