ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ 11
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ НАСЕЛЕНИЮ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 36
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее значимых тенденций реформирования государственного и муниципального управления в современном мире является практическая реализация концепции «электронного государства», предполагающей повышение доступа граждан к различным социальным благам, а также к процессу принятия решений. Важнейшим направлением данной политики является увеличение доли государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению в электронном виде.
Улучшение качества оказания государственных и муниципальных услуг и повышение эффективности государственного управления являются приоритетными задачами для органов власти на всех уровнях. Внедрение передовых информационных технологий - один из ключевых элементов комплекса, проводимых с этой целью мероприятий.
Систематический сбор мнений получателей государственных и муниципальных услуг, дает возможность обеспечить обратную связь, которая необходима для систематического улучшения качества предоставления услуг и взаимодействия граждан с государством.
Для получения государственных и муниципальных услуг в настоящее время действует Единый портал государственных и услуг (ЕПГУ), который функционирует уже 7 лет. С помощью ЕПГУ граждане России получают федеральные, государственные и муниципальные услуги в электронном виде, такие как оформление и переоформление паспортов, получение водительских прав, проверка наличия непогашенных штрафов. Перечень услуг, доступных к получению через интернет ежегодно дополняется. Как сказал Президент Российской Федерации В. Путин, «надо переходить к стандартам госуслуг нового поколения - основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг» .
Государственные и муниципальные услуги, предоставляемые в электронном виде, набирают популярность у населения, но следует отметить, что в настоящее время существует ряд социальных и технологических барьеров, препятствующих массовому переводу услуг в электронный вид. Исходя из этого актуальностью диссертационного исследования является необходимость оптимизация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а именно повышение качества и доступности услуг населению Белгородской области.
Степень научной изученности темы. Проблематика информатизации государственного управления, внедрение технологий «электронного государства» в настоящее время активно изучается такими авторами, как: И. Р. Агамирзян, С. В. Бондаренко, В. И. Дрожжинов, В. Е. Иванов, А. Н. Кулик, М. Ю. Павлютенкова, А. А. Сваруп, И. А. Семенов, Л. В. Сморгунов, А. В. Чугунов .
Исследование использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении в России представлено значительным числом научных и научно-методических работ (Д. Барыкина, Е. В. Иванова, М. Сафаева, Б. Я. Советов, Д. Г. Солдатова) .
Непосредственно вопросами предоставления государственных и муниципальных услуг занимаются А. Э. Саак, В. Н. Тюшняков. В одной из своих работ они рассматривали вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий электронного правительства в систему государственного и муниципального управления.
В. Н. Тюшняков также осветил «вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» .
А. Н. Лунев, Н. Б. Пугачева описали методику оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, позволяющую определить эффективность мер по обеспечению физических и юридических лиц доступными и качественными государственными и муниципальными услугами .
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и недостаточной методологической и технологической обеспеченностью данного процесса.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу данного исследования, которая заключается в том, что недостаточное качество государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, обусловлено, прежде всего, неэффективным использованием существующей технологической базы предоставления услуг, а также нехваткой высококвалифицированных специалистов.
Объектом исследования является практика предоставления населению государственных и муниципальных услуг в электронном виде на основе проектной деятельности.
Предмет исследования - механизмы обеспечения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде населению Белгородской области.
Цель исследования - обоснование механизмов обеспечения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде населению Белгородской области.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
2) проанализировать практику предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению Белгородской области;
3) разработать проект по усилению заинтересованности государственных гражданских и муниципальных служащих в повышении качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде населению Белгородской области на 2016-2020 гг.
Теоретико-методологической основой диссертационного
исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, тематические публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций и семинаров по вопросам и практическим проблемам в области повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Авторами таких трудов являются С. А. Васильев, О. С. Грунистая, О. Ю. Еремина, Я. О. Кайль, А. Н. Лунев, Н. Б. Пугачева, А. Э. Саак, В. Н. Тюшняков, В. Н. Южаков . Они рассматривают вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий электронного правительства в систему государственного и муниципального управления. Также основу составили общенаучные методы структурно-функционального и конкретно¬исторического анализа.
Эмпирическая база диссертационного исследования включает:
- нормативно-правовые документы, регулирующие процесс информатизации государственного и муниципального управления ;
- статистические и аналитические данные областного государственного учреждения «Белгородский информационный фонд» Белгородской области ;
стандарты качества предоставляемых услуг
- результаты авторского социологического исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что определены основные факторы несовершенства качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению в электронном виде, имеющие комплексный характер и затрагивающие технический, кадровый, нормативный аспекты данного процесса.
В результате исследования практики предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде предложены следующие меры по улучшению деятельности органов государственной власти, а именно:
- минимизация временных и финансовых расходов граждан при получении государственных или муниципальных услуг в электронном виде;
- создание системы мотивации для государственных гражданских и
муниципальных служащих, занимающихся предоставлением
государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- создание приложения для мобильных устройств «Государственные и муниципальные услуги в Белгородской области».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Внедрение информационных технологии в системе предоставления государственных и муниципальных услуг на сегодняшний день являются одним из приоритетных направлений развития информационного общества в Российской Федерации в целом. От успешности этого процесса будет зависеть эффективность государственного и муниципального управления, его способность обеспечить реализацию важнейших прав и свобод граждан .
2. В числе основных факторов, снижающих качество услуг, предоставляемых в электронном виде, - слабая оперативность, сложность процесса предоставления услуги, некачественная информация о порядке и процедуре оказания услуг; неразвитость практики оказания государственных услуг в электронном виде; низкое качество документов, регулирующих процесс предоставления услуги; неразвитость инфраструктуры государственных услуг; низкая культура обслуживания потребителей; отсутствие или неэффективность механизма обжалования действий должностных лиц, непосредственно ответственных за предоставление государственных услуг.
3. Совершенствование управленческой деятельности органов исполнительной власти и муниципального управления по оказанию услуг населению требует налаживания надёжной «обратной связи» с получателями услуг. Это предполагает создание института общественной оценки качества государственных услуг, унифицированных перечней, стандартизации и регламентации, разработки показателей системы оценки эффективности и качества услуг на уровне федерации, её субъектов и муниципальных образований. Необходимо улучшение инфраструктуры предоставления услуг, оснащение деятельности органов власти современными информационно-коммуникативными технологиями, позволяющими
расширить доступ потребителей к государственным услугам и информации о них.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке концепций, проектов, программ модернизации системы электронного взаимодействия в регионе и муниципалитетах, а также при разработке методики мониторинга качества предоставляемых услуг.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Государственные и муниципальные услуги в электронном виде» (г.
Белгород, 2015), «Информационно-коммуникативное пространство
Белгородской области» (г. Белгород, 2015), «Повышение качества
предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (г. Курск, 2015), «Предоставление государственных услуг в миграционной сфере» (г. Саратов, 2016).
Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в настоящее время является одним из необходимых элементов коммуникации государства и общества. Внедрение информационных технологий в предоставлении государственных и муниципальных услуг на сегодняшний день являются одним из приоритетных направлений развития информационного общества в Российской Федерации. Данный процесс в российском обществе развивается
достаточно интенсивно благодаря реализации на государственном и муниципальном уровне соответствующих программ. Однако ряд аспектов внедрения электронных технологий в процесс предоставления государственных и муниципальных услуг нуждается в совершенствовании. Использование рекомендаций и выводов диссертации позволит повысить качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению Белгородской области.
В настоящее время государственные органы власти должны обеспечивать не только высокое качество оказания электронных государственных услуг, но и непрерывность работы по их оказанию.
В целом, качество государственной и муниципальной услуги в электронном виде может быть представлено качеством содержания её конечного результата и качеством получения услуги, связанного с комфортностью и доступностью.
Электронные услуги - это государственные или муниципальные услуги, оказанные на основе современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющие реорганизовать работу органов власти и достигать нового качества управления. Под ними подразумеваются услуги заявительного характера, где инициатором является гражданин, а вся необходимая информация предоставляется ему в электронной форме.
Несмотря на стремительное развитие системы МФЦ, фактическое применение населением информационных технологий в аспекте государственных и муниципальных услуг в электронном виде остается на довольно невысоком уровне. Преимущественно, это связано с низким уровнем компьютерной грамотности населения, возрастными рамками и неосведомленностью населения о современных возможностях. Власти должны решить эту задачу как можно быстрее и эффективнее для того, чтобы действия в сторону развития информатизации не теряли свой начальный смысл.
Стоит отметить существенные преимущества использования Единого портала государственных услуг. Это возможность получить информацию и сами услуги в любом удобном месте и в любое удобное время, необходимо только подключение к сети Интернет и быть зарегистрированным на портале. Также с помощью портала можно экономить время, которое не нужно тратить ни на ожидание в очереди, ни на поиск информации на разных сайтах - все сосредоточено на единой информационной площадке. Доступ ко всем сведениям ЕПГУ круглосуточный и бесплатный и он находится в постоянном развитии и регулярно обновляется.
В Белгородской области настоящее время формируется и выстраивается в единую систему практика предоставления государственных и муниципальных услуг. В иерархии ведомств, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в электронном виде в Белгородской области, лидирует Федеральная налоговая служба (ФНС); на втором месте - Федеральное казначейство; далее следуют Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, Федеральная миграционная служба, Пенсионный фонд РФ.
Недостаточное информирование населения Белгородской области о возможностях получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде приводит к тому, что часть населения остается неосведомленной о возможностях получения услуг в такой форме. В результате для значительной доли населения снижается доступность ряда социальных благ, как следствие - формируется социальная неудовлетворенность.
В регионе ощущается дефицит квалифицированных кадров в области информационных технологий. Также растет сложность технологической инфраструктуры, количественный и качественный уровень проблем в области информационной безопасности. С увеличением объема электронных информационных ресурсов в регионе, необходимо создать принципиально новую систему подготовки кадров для информационно-коммуникационного обеспечения государственного и муниципального управления.
Автором предложен проект «Повышение заинтересованности государственных гражданских и муниципальных служащих в предоставлении качественных государственных и муниципальных услуг населению Белгородской области в электронном виде» на 2016 - 2020 годы.
Необходимость реализации представленного проекта обусловлена недостаточной удовлетворенностью населения предоставлением
государственных и муниципальных услуг в электронном виде и нормативно¬правовыми актами разных уровней, в которых фиксируются требования обеспечения качества, доступности, а также совершенствования предоставления государственных услуг.
Целью внедрения проекта является повышение заинтересованности государственных гражданских служащих в предоставлении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению Белгородской области. На первом этапе реализации проекта необходимо провести модернизацию системы мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг с рядом качественных показателей и общих характеристик.
На втором этапе необходимо проводить обучающие тренинги для государственных гражданских и муниципальных служащих с целью мотивирования служащих, которые непосредственно занимаются предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
На третьем этапе предлагается создание программного обеспечения для мобильного приложения «Государственные и муниципальные услуги в Белгородской области».
В диссертации описаны планируемые результаты от реализации проекта, ресурсное обеспечение, а также представлены основные риски проекта и планируемая стоимость мероприятий.
В рамках реализации проекта планируется достижение следующих результатов: повысить уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде; сократить время предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде населению Белгородской области; создать систему мотивации для сотрудников, оказывающих услуги в электронном виде; создать приложения «Государственные и муниципальные услуги в Белгородской области». Финансирование планируется осуществлять в рамках реализации областных долгосрочных целевых программ Белгородской области, а также в пределах средств, предусмотренных на содержание соответствующих органов исполнительной власти и не требует привлечения дополнительных средств из областного бюджета. Средства федерального бюджета в виде субсидий могут быть выделены Министерством экономического развития Российской Федерации правительству Белгородской области в рамках реализации госпрограммы "Информационное общество". Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию проекта составляют 5 млн. рублей.
К числу основных рисков проекта можно отнести: риски, связанные с сопротивлением использования новых методов мотивации со стороны государственных гражданских и муниципальных служащих, направленных на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также риски, связанные с низкой исполнительской дисциплиной ответственного исполнителя проекта, должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий проекта. Минимизация указанных рисков может быть обеспечена посредством проведения соответствующих мероприятий в рамках реализации проекта.
Таким образом, реализация проекта позволит выявить проблемы в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, а также позволит регулировать и координировать деятельность органов, предоставляющие государственные и муниципальные услуги в электронном
По итогам проведенного анализа сформулированы следующие рекомендации Управлению информационных услуг и связи Администрации Губернатора Белгородской области:
1) организовывать взаимодействие с пользователями социальных сетей по проблемам предоставления государственных услуг в электронной форме: размещать соответствующие новости, проводить опросы;
2) мотивировать государственных гражданских и муниципальных служащих к предоставлению качественных государственных и муниципальных услуг;
3) создать мобильное приложение «Государственные и муниципальные услуги в Белгородской области.
Таким образом, реализация на практике предложенных рекомендаций позволит увеличить количество высококвалифицированных государственных и муниципальных служащих и тем самым повысит качество предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению Белгородской области.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 14 апреля 2014 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система
«Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об информации, информационных технологиях и о защите
информации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ //
Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Справочно¬правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст] : федер. закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об электронной подписи (с изменениями на 30 декабря 2015 г.) [Текст] : федер. закон № 63-ФЗ 06 апреля 2011 г. // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 18 июля 2011 г. № 162-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Текст] : федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 444-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст] : федер.
закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Справочно-правовая система
«Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг [Текст] : Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21 декабря 2011 г. № 503 Справочно¬правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. Об утверждении стратегии развития информационного общества в
Российской Федерации [Текст] : Постановление Президента РФ от 07 февраля 2008 г. № Пр.-212 // Справочно-правовая система «Консультатнт
Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям [Текст] : Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. О единой системе межведомственного электронного
взаимодействия [Текст] : Постановление Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697 // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде [Текст] : Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1184 // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15. Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде [Текст] : Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
16. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010)» [Текст] : Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
17. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
18. Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р // Справочно¬правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
19. ИСО 9000 - 2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» : утвержден Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации от 22 декабря 2011 г. № 48 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
20. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по
реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 2516-р :
Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2014 г. № 991-р [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
21. О разработке и утверждении административных регламентов
исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг [Текст] : Постановление
Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
22. О региональных информационных системах «Реестр государственных и муниципальных услуг Белгородской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг Белгородской области» : Постановление Правительства Белгородской области от 7 февраля 2011 г. № 41-пп [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. Вып. Белгородская область».
23. О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
24. О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93р // Справочно-правовая система «Консультатнт Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
25. О предоставлении органами исполнительной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, а также областными государственными и муниципальным учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), услуг в электронной форме : Постановление Правительства Белгородской области от 15 сентября 2014 г. № 342-пп [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. Вып. Белгородская область».
26. О внесении изменений в постановление Правительства
Белгородской Области от 15 сентября 2014 №345-пп : Постановление
Правительства Белгородской области от 16 февраля 2015 г. № 56-пп
[Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. Вып. Белгородская область».
27. Об утверждении плана мероприятий по достижению Белгородской
областью значения показателя, установленного подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 :
Распоряжение Правительства Белгородской области от 26 октября 2015 г. № 551-рп [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. Вып. Белгородская область».
28. Об особенностях организации муниципальной службы в
Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 24 сентября 2007 г. № 150 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. Вып. Белгородская область».
29. Об утверждении муниципальной программы «Информатизация муниципального управления на 2015 - 2020 годы» [Текст] : Постановление Администрации города Белгорода от 5 ноября 2014 г. № 218 // Справочно - правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Регион. Вып. Белгородская область».
30. Агамирзян, И. Р. Электронное правительство [Текст] / И. Р. Агамирзян // Социальные проблемы информационной эпохи. - 2012. - № 6. - С. 41-44.
31. Административная реформа в России [Текст] : Научно-практическое пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой - М. : [б. и.], 2011. - 86 с.
32. Барыкина, Д. Информатизация общественной жизни и концепции информационного общества [Текст] / Д. Барыкина, М. Сафаева. - Пенза : Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 140 с.
33. Васильев С. А. Проблемы развития организационно-правовых основ предоставления государственных и муниципальных услуг населению в многофункциональных центрах [Текст] / С. А. Васильев // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 12. - C. 1572-1579.
34. Виртуальные сетевые сообщества сайтов «электронного правительства» / Технологии информационного общества - Интернет и современное общество [Текст] : труды VI Всероссийской объединенной конференции, Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2013 г. / под общ. ред. С. В. Бондаренко. - СПб. : СПбГУ, 2013. - 113 с.
35. Грунистая О. С. Государственные электронные услуги [Текст] / О. С. Грунистая // Проблемы и пути решения. - 2014. - № 1. - С. 50-53.
36. Дрожжинов, В. И. Электронное правительство [Текст] / В. И. Дрожжинов // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. - 2012. - № 5. - С. 147.
37. Еремина О. Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти [Текст] / О. Ю. Еремина // Журнал российского права. - 2014. - № 1. - С. 67-77.
38. Иванова, Е. В. Государственное управление информатизацией в России [Текст] : монография / Е. В. Иванова, Т. А. Зайцева, В. В. Ломакин. - Белгород : БелГУ, 2010. - 143 с.
39. Информационно-коммуникативное пространство Белгородской области [Текст] : сб. науч. тр. / Межрегиональное и приграничное сотрудничество; отв. Ред. В. П. Бабинцев. - Белгород, : БелГУ, 2015. - 85 с.
40. Информационный взрыв и электронный ответ России / Технологии информационного общества - Интернет и современное общество [Текст] : материалы Всероссийской объединенной конференции, Санкт-Петербург, 20¬23 ноября, 2011 г. / под общ. ред. И. А. Семенов. - СПб. : Изд-во Санкт- Петербуржского университета, 2011. - 182 с.
41. Кайль, Я. Я. О необходимости стандартизации (регламентации) государственных (муниципальных) услуг [Текст] / Я. Я. Кайль // Власть. - 2011. - № 7. - С.126-130.
42. Лунев, А. Н. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг [Текст] / А. Н. Лунев, Н. Б. Пугачева. - М. : ИЗД-во РАГС, 2013. - 27с.
43. Павлютенкова, М. Ю., Социально-политические аспекты концепции «Электронное правительство» [Текст] / М. Ю. Павлютенкова, А. А. Сваруп // Государственная служба. - 2014. - № 1. - С. 117-122.
44. Саак, А. Э. Применение технологий электронного правительства в системе государственного и муниципального управления [Текст] / А. Э. Саак, В. Н. Тюшняков // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - №2. - С. 193-198.
45. Сморгунов, Л. В. Сравнительный анализ административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции «governance» [Текст] / Л. В. Сморгунов // Полис. - 2013. - № 3. - C.52.
46. Советов, Б. Я. Информационные технологии [Текст] / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. С. Шибанов. - М. : Юрайт, 2013. - 264 с.
47. Солдатова, Д. Г. Формирование единого информационного
пространства и его значение для исполнения функций и задач
муниципальной власти [Текст] / Д. Г. Солдатова. - Пенза : Научно
издательский центр «Социосфера», 2011. - 140 с.
48. Тулаганов, А. Б. Определение состава показателей качества и доступности государственных услуг [Текст] / А. Б. Тулаганов // Информационно-управляющие системы. - 2011. - № 9. - С. 15-23.
49. Тюшняков, В. Н. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров [Текст] / В. Н. Тюшняков // Известия ЮФУ. - 2011. - № 11. - С. 25-29.
50. Чугунов, А. В. Региональная информатизация и развитие электронного правительства в России [Текст] / А. В. Чугунов // Информационно-управляющие системы. - 2011. - № 3. - С. 25-28.
51. Южаков, В. Н. Качество государственных и муниципальных услуг [Текст] / В. Н. Южаков // Усилия и результаты административной реформы. - 2014. - № 4. - С. 90-98.
52. Государственная автоматизированная информационная система
«Управление». - Режим доступа :
http://gasu. gov.ru/web/guest/home;j sessionid=XkvpXdJLhvL4jHG 1 pgQL2Wt3l8j f fv2MyzTPF5nGb4rmT4DT6fs2!804357924!1465747944109.
53. Единый портал государственных услуг. - Режим доступа :
https://www.gosuslugi.ru.
54. Журнал ESQUIRE : Принцип Парето. - Режим доступа :
https://esquire.ru/ideas/clay-shirky.
55. Качество услуги в сервисной деятельности. - Режим доступа : http://helpiks.org/1-60330.html.
56. Журнал ИКС медиа : новости компаний. - Режим доступа : http://www.iksmedia.ru/news/5291801 -V-Belgorodskoj-oblasti-sozdaetsya.html.
57. Кириенко В. Е. Медиа-портал об электронном правительстве. - Режим доступа : http: //open- gov.ru/tag/kirienko/
58. Количество пользователей интернета в России : численность
интернет-аудитории. - Режим доступа :
http://www.bizhit.ru/index/users count/0-151.
59. Портал административной реформы: совершенствование
государственного управления. - Режим доступа :
http://ar.gov.ru/ru/gos uslugi 03 monitoring kachestva predostavleniya gos usl ug/index.html.
60. Областное государственное бюджетное учреждение: Белгородский информационный фонд. - Режим доступа : http://bif.belregion.ru.
61. Областное государственное унитарное предприятие «Региональный научно-производственный Центр «Одно окно». - Режим доступа : http: //www.gisa.ru/info see. php?id= 1775.
62. О Едином портале государственных и муниципальных услуг
(функций): справочные материалы. - Режим доступа :
https://www.gosuslugi.ru/pgu/content/120/290/309.
63. Официальный сайт Губернатора Белгородской области : отдел информатизации и электронного межведомственного взаимодействия. - Режим доступа : http: //www.belre gion.ru/author/?ID= 146.
64. Оценка качества госуслуг. - Режим доступа : http://fom.ru/Politika/10439.
65. Портал государственных и муниципальных услуг Белгородской области : региональные услуги в электронном виде. - Режим доступа : http://gosuslugi31.ru/web/guest/main.