Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Характеристика табакокурения как формы аддиктивного поведения 9
учащихся учреждений среднего профессионального образования
1.2. Профилактика табакокурения учащихся учреждений среднего
профессионального образования как междисциплинарная проблема
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Методы профилактики табакокурения: междисциплинарный подход 56
2.2. Диагностика проблем профилактики табакокурения и формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования
2.3. Программа профилактики табакокурения учащихся учреждений
среднего профессионального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время зависимое поведение, в частности, зависимость от курения, признаётся серьёзной социальной и психологической проблемой нашего общества. Согласно федеральному закону от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», необходимо осуществлять мониторинг и оценку эффективности мероприятий, направленных на реализацию предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака.
Необходимость изучения зависимого поведения в юношеском возрасте определяется тем, что это - один из важных периодов активного физиологического и психологического развития, формирования личности. Именно в юношеском возрасте наиболее активно происходит осознание смысла жизни и ее целей, освоение и присвоение жизненных ценностей, становление самосознания.
В этот период интенсивно развивается рефлексия, в том числе социальная, что позволяет юношам и девушкам осознавать негативное влияние различных зависимостей (в том числе никотиновой) и развивать социальные потребности в здоровом образе жизни. Все это способствует формированию динамической смысловой системы, в которой порождаются и связываются ценности, смысложизненные ориентации личности.
Особо эта проблема касается учащихся средних профессиональных образовательных учреждений, которые, попав в новое социальное окружение, зачастую испытывают потребность в установлении контактов со сверстниками посредством демонстрации зависимого поведения (например, курения).
Учитывая, что в настоящее время приобщение молодёжи к различного рода зависимостям продолжается ускоренными темпами, необходимо проанализировать уже имеющийся опыт организации профилактики зависимого поведения у этой возрастной категории и определить наиболее перспективные ее направления.
В большинстве стран борьба с зависимостями у молодежи имеет именно профилактическую направленность. Это, прежде всего, проведение антиалкогольных, антинаркотических, антитабачных консультаций и семинаров профилактической направленности в контексте борьбы с зависимым поведением.
Учитывая наличие различных программ по профилактике зависимостей, возникает потребность в разработке теоретико-прикладных основ профилактики зависимого поведения юношей и девушек, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Степень научной разработанности проблемы. Особенности развития личности в юношеском возрасте рассматривались в исследованиях И.С.Кона, Ф.Райса, Х. Ремшмидта, Е.Е. Сапоговой, Д.И. Фельдштейна и др.
Проблема зависимого поведения личности, факторов, условий, механизмов его формирования в психологии исследовалась рядом известных отечественных (Е.А. Белова, А.В. Гоголева, Г.А. Донских, И.П. Короленко М.В. Косухина и др.) и зарубежных (В. Segаl, Э. Берн, Т. Милон и др.) исследователей. Особое внимание этой проблеме уделяется в психиатрии и медицинской психологии (Э. Крепелин, Н.С. Курек, В.Д. Менделевич, В.Д.Москаленко, Н. Пезешкиан).
Конкретные виды зависимости изучались рядом известных ученых: никотиновая (М.Л. Аграновский, Е.В. Бакай, В.Ф. Левшин, М.В.Романникова), алкогольная (А.Г. Гофман, О.Ф. Ерышев, Н.Н. Исмуков, Е.Н. Крылов,
А.П. Музыченко, К. Штайнер, Г.М. Энтин и др.), наркотическая (Н.Н. Исмуков, Е.Н. Крылов, А.П. Музыченко и др.), психологическая (И.Геронимус, Л.В. Киржанова, О.П. Макушина и др.).
Проблемы профилактики зависимого поведения представлены в ряде исследований (А.А. Александрова, А.В. Гоголева, М.В. Романникова, Н.А.Сирота, Т.А. Шилова, В.М. Ялтонский и др.). В частности, никотиновая зависимость и ее профилактика в юношеском возрасте рассматривалась в работах А.А. Александровой, М.В. Романниковой и др.
Одновременно следует отметить, что в контексте педагогической психологии недостаточно внимания уделяется исследованию проблем профилактики зависимого поведения (в том числе, профилактике никотиновой зависимости) юношей и девушек, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, а также выявлению психолого-педагогических условий снижения у них склонности к зависимому поведению.
Развитие здоровья как социальной категории, уточнение понятийной и предметной области, нашло отражение в публикациях В.М. Димова, Е.В. Дмитриевой, В.Н. Иванова, А.М. Изуткина, В.М. Лупандина, В.М. Нилова, Г.С. Никифорова, В.П. Петленко, А.В. Решетникова, К.Н. Хабибулина и др.
Различные аспекты социальной политики в сфере охраны здоровья и формированию самосохранительного поведения граждан рассматривались в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Анализу факторов, влияющих на состояние здоровья населения и формирующих отношение к здоровью на уровне индивида, групп и общества, уделяли внимание Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова и др.
Роль институциональных субъектов формирования здоровья отражена в работах А.А. Баранова, Е.Б. Бреевой, И.А. Деминой, Н.Н. Куинджи, В.Р. Кучмы, Н.М. Пичужкиной, М.И. Чубирко, О.В. Шиняевой, В.С. Шуваловой.
Динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения рассматриваются в трудах В.А. Борисова, Г.А. Бондарской, Е.Б. Бреевой, А.Г. Волкова, С.И. Голод, И.А. Гундарова, В.В. Елизарова, А.Я. Кваши, В.М. Медкова, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.Б. Синельникова и др.
Анализ состояние здоровья населения, отношение населения к своему здоровью и стратегии самосохранительного поведения изучены С.Н. Варламовой, Н.А. Рыбаковой, Н.Н. Седовой, Г.В. Тихомировой, А.А. Шабуновой и др.
Несомненный интерес представляют собой научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвященные конкретному анализу форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Изучению состояния здоровья и формирующих его факторов у несовершеннолетних посвящены исследования многих авторов. Наиболее изучаемым разделом является здоровье подростков (A.A. Баранов, Е.А. Богданова, И.В. Калмыкова, В.Р. Кучма, А. Малькевич, Л.М. Сухарева и др.).
Медико-социальным исследованиям здоровья детей посвящены работы Н.Е. Бачерикова, Б.Т. Величковского, Т.И. Кагановой, Д.В. Печкурова, A. П. Степанова и др.
Объект исследования: табакокурение как форма аддиктивного поведения.
Предмет исследования: профилактика табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Цель исследования: дать характеристику табакокурения как формы аддиктивного поведения и предложить рекомендации по профилактике табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основания профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования;
• рассмотреть специфику профилактики табакокурения как системообразующего фактора формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования;
• провести диагностику проблем профилактики табакокурения и
формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования; разработать программу профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Теоретико-методологическая основа исследования: концептуальные представления о проявлении сущности человека в различных сферах жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, П.Я. Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий и др.); системно-функциональный подход (П.К. Анохин, Б.Б.Коссов, Ю.Г. Марков и др.); субъектный подход в психологии (Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, С.Л. Рубинштейн, Э.В. Сайко и др.); акмеологический подход (А.А.Бодалёв, А.А. Деркач, Н.А. Коваль и др.); личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); интегративно-дифференцированный подход в образовании (Н.И. Вьюнова, B. А. Сластенин, М.А. Холодная и др.); концепции здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова). Теоретической основой изучения зависимого поведения в юношеском возрасте выступили идеи возрастного развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.); положения гуманистической психологии (Ш.А.Амонашвили, К.Роджерс, В.Франкл и др.); теории формирования потребностей и мотивации (Е.П.Ильин, С.Б.Каверин, А.Маслоу и др.); влиянии группы сверстников на развитие личности (Г.М. Андреева, К.М. Гайдар, С.Г. Елизаров, А.Л. Журавлев, С.В.Сарычев, A. С. Чернышев и др.); научные представления о рефлексивном феномене в жизни и деятельности (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.П.Щедровицкий и др.), а также работы по проблемам зависимого поведения и его профилактике (А.А. Александрова, А.В. Гоголева, М.В.Романникова, Н.А. Сирота, Т.А. Шилова, B. М. Ялтонский и др.); концепция формирования осознанного отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур).
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных и нормативно-правовой базы; экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило многосторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания в области исследования мотивов самосохранительного поведения.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты органов власти федерального, регионального и муниципального уровней по вопросам демографической, семейной, молодежной политики, а также законодательные акты в области охраны здоровья населения, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, документы ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: «Изучение проблем профилактики табакокурения и формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования» (март-май 2017 г.): анкетирование специалистов на базе колледжа (n=28), анкетирование молодых людей (n=91).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность зависимого поведения и особенности процесса его формирования у молодежи; раскрыта сущность и содержание мотивации здоровья учащихся средних профессиональных образовательных учреждений посредством отказа от употребления табака. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования здоровьесохранительного поведения молодежи - учащихся учреждений среднего профессионального образования. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж» (2017г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Табакокурение, по данным ВОЗ, является причиной смерти почти шести миллионов человек ежегодно, из которых более 5 миллионов - сами курильщики, а более чем 600 тысяч - некурящие, относящиеся к так называемым «пассивным курильщикам». Если срочные меры не будут предприняты, ежегодные потери от курения достигнут восьми миллионов человек к 2030 году. Численность людей, курящих или жующих табак, составляет 35-39 % от всего населения.
В соответствие с ФЗ от 23.02.2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» дадим несколько определений: курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления (табакокурение);
Привычка - это действие, выполнение которого становится потребностью. Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, увлечение спиртными напитками и т. п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. Это свидетельствует о сформировавшемся зависимом поведении
В работе рассматривается аддиктивное поведение как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, т.е. причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами - фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и не фармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний).
Употребление человеком табака или иные формы зависимостей и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) видам поведения. Образ жизни аддикта в целом может рассматриваться как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом жизни».
Подростково-юношеского возраст - это период, в котором увеличиваются
94 требования к психофизиологическим потенциям. Наряду с формированием структурно-функциональных и социопсихологических позиций, формируются кризисные и конфликтные паттерны поведения.
В настоящее время общепринятым считается мнение, согласно которому развитие табакозависимости определяют следующие факторы: химическая структура ПАВ, его фармакодинамические и фармакокинетические особенности, с которыми связано его влияние на нейрохимические системы мозга и соответствующие рецепторы; наследственные свойства организма и предполагаемая наследственная передача предрасположенности к развитию токсикомании и табакозависимости; индивидуальные ощущения, получаемые при курении; личностные особенности человека, в частности возрастные; социокулыуральные и другие средовые влияния.
Профилактика табакокурения среди подростков - это целенаправленный, специально организованный социально-психолого-педагогический процесс, интегрирующий усилия социальных педагогов, психологов, медиков, родителей и обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни у подростков и молодежи, выработку устойчивого стереотипа социального поведения, формирование адекватного отношения к себе и окружающим, принятие значимых для здорового образа жизни мировоззренческих установок, направленных на предупреждение табакозависимости, на осознание ценности здоровья, на противостояние негативным влияниям, на формирование психологической установки ценности жизни без зависимости от психоактивных веществ, на сохранение и укрепление состояния здоровья.
Автором выпускной квалификационной работы проведено исследование «Диагностика проблем профилактики табакокурения учащихся учреждения среднего профессионального образования (на примере ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»), целью которого являлось: определить факторы, способствующие употреблению табака, и обозначить проблемы профилактики табакокурения учащихся учреждения среднего профессионального образования.
По мнению респондентов необходимо предпринять следующие меры: освещать вопрос, с направлением на психологию человека, взрослым не курить дома рядом с подростком, создавать бесплатные спортивные секции, вести систематическую профилактику, вести серьезную пропаганду в СМИ, организовывать встречи с медицинскими работниками, полицией и, главное, с людьми, бросившими курить. Вообще чаще всего в анкетах специалистов делается упор на психику (изменение привычки, поведения и т.д.) и личный пример.
В качестве рекомендаций к ВКР предложена Программа профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования «Брось сигарету!». Цели: снижение потребления табачных изделий молодыми людьми, укрепление и сохранения здоровья подростков, подготовка подростков к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответственности за свой выбор, уменьшение количества новых курильщиков в колледже и повышение внимания учащихся и персонала образовательного учреждения к проблеме курения.
Основные направления программы: профилактика табакокурения среди подростков, молодежи и других возрастных групп; мероприятия, направленные на выявление и пресечение противоправной деятельности, связанной с реализацией табачных изделий; меры по развитию системы культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий.
Реализация программы предлагает работу с родителями в таких направлениях, как: ознакомление родителей с содержанием программы; выступления на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: «Что содержится в табачном дыме?», «Почему люди курят?»; ознакомление родителей с общими результатами анкетирования учащихся по проблемам курения; проведение индивидуальной работы с родителями курящих подростков
Психолого-педагогическая профилактическая работа с обучающимися. Задачи: осуществление психолого-педагогической помощи подросткам;
профилактика вредных привычек через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетенции несовершеннолетних и выработку навыков здорового образа жизни; формирование критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению; осуществление мероприятий в отношении учащихся, склонных к курению.
Нами разработана программа для работы с учащимися 1-2 курса. «Если подросток начал курить». Программа состоит из следующих разделов:
рекомендации родителям, программа работы с подростками по отказу от курения, содержащая этапы (диагностики, профилактики, поддержки и контроля), эффективность.
1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]: [принят Международной конференцией здравоохранения: от 22.07.1946]. - http://pravo.kulichki.com/megd2007/bz05 /dcm 05144.htm
2. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 23.02.2013г. №15-ФЗ. - http:// www. consultant. ru/ document /cons_ doc_LAW_142515/
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 01. 11. 2011 г № 323- ФЗ]. -http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24.07.1998 г. № 124-ФЗ] - http:// www.consultant.ru
5. Об охране здоровья населения Белгородской области [Текст]: [закон Белгородской области от 24.12.2012 № 166] // Белгородские известия.- № 253.- 28 декабря 2012.
6. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст]: [закон Белгородской области: принят областной Думой 31 октября 2002 года] // Сборник нормативно-правовых актов Белгородской области, по защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений / Правительство Белгородской области. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Белгородской области. Управление внутренних дел по Белгородской области. - Белгород, 2006. - С. 50-77.
7. О концепции «Стратегические принципы защиты детства в Белгородской области» [Текст]: [постановление Главы администрации белгородской области от 9 октября 2000 года] // Сборник нормативно-правовых актов Белгородской области, по защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений / Правительство Белгородской области. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Белгородской области. Управление внутренних дел по Белгородской области.- Белгород, 2006. - С. 85-93
8. О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области [Текст]: [закон
97 Белгородской области: принят областной Думой 30 ноября 2000 года] // Сборник нормативно-правовых актов Белгородской области, по защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений / Правительство Белгородской области. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Белгородской области. Управление внутренних дел по Белгородской области. - Белгород, 2006. - С. 3-32
9. Об ответственности родителей за воспитание детей [Текст]: [закон Белгородской области: принят областной Думой 20 января 2005 года] // Сборник нормативно-правовых актов Белгородской области, по защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений / Правительство Белгородской области. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Белгородской области. Управление внутренних дел по Белгородской области. - Белгород, 2006. - С. 47-49
10. Абрамян, М.Л. Культура здорового и безопасного образа жизни как фактор формирования здоровьесберегающего пространства школы [Текст]/ М.Л.Абрамян // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПКиППРО, 2015. - С.22-24
11. Акчурин, О.М. Влияние характерологических особенностей личности на формирование привычки курения / О.М. Акчурин, Ю.М. Мостовой, Ю.М. Мостовая // Украинский вестник психоневрологии. - 2002. - Т. 10. - Вып. 4 (33). - С. 96-99
12. Алимпиева, А.В. Самосохранительное поведение детей и молодежи: результаты диагностики [Текст] / А.В.Алимпиева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - Вып. 4. - С. 76-83
13. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений
несовершеннолетних. [Текст]/ А.А. Бакаев. - М.: Юристь, 2004. - 146 с.
14. Баканова, И. Здоровьеформирующее образование в условиях городского социокультурного центра [Текст] / И. Баканова // Учитель.- 2009. - № 4.- C. 29-33
15. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 432 с.
16. Беличева, С.А. К вопросу о здоровьесберегающих образовательных
98 технологиях [Текст] / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. -№ 1. - С. 83-89
17. Белова, Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи [Текст] / Н.И. Белова // Социологические исследования.- 2008. - № 4. С. 84-86
18. Березин А.Ф. Психологические аспекты формирования у учащихся ценностного отношения к здоровью [Текст] / А.Ф.Березин // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы [Текст]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. - С.42-44
19. Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости [Текст]: монография / С.В.Березин, К.С.Лисецкий, Е.А.Назаров. - М.: МПА, 2001, 458 с.
20. Березутский, Ю.В. Социальное здоровье молодежи в региональном измерении [Текст] / Ю.В. Березутский, А.С. Москвич // Власть и управление на Востоке России. - 2007. - №3. -С. 105-112
21. Борисов, Э.И. Существующие представления о здоровье и здоровом образе жизни [Текст] /Э.И. Борисов //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.- М., 2006.- С.159-164
22. Булла, О.Э. Исследование проблемы здоровья воспитанников учреждений социальной реабилитации [Электронный ресурс] / О.Э. Булла. - Режим доступа. - https://www.scienceforum.ru/2013/240/3170)
23. Варламова, С.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад [Текст] / С.Н. Варламова, Н.Н. Седова.- Социологические исследования. - № 4. - 2010.- C. 75-88.
24. Галецкая, Л. Сельская школа здоровья - новый стереотип жизни [Текст] / Л. Галецкая // Директор школы. - 2009. - № 10. - С. 30-36
25. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.- 272с.
26. Губогло, З.И. Формирование культуроценностной мотивации здорового образа жизни [Текст] / З.И. Губогло // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 6. - С. 50-52
27. Демакова, И.П. Программа «Здоровый образ жизни» (для учащихся 6-х
99 классов) [Текст] / И.П. Демакова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 3. - С. 68-82
28. Евграшина, Е.Г. Формирование потребности в здоровом образе жизни [Текст] / Е.Г. Евграшина// Специалист. - 2009. - № 3. - С. 25
29. Егорченков, М. «Школа здоровья» № 440: вчера, сегодня, завтра [Текст] / М. Егорченков // Учитель. - 2009. - №4. - С. 56-59
30. Еременко, О. Искоренить вредные привычки [Текст] / О. Еременко // Учитель. -2009. - № 4. - С. 73-75
31. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность [Текст] / Э.М. Казин, Е.К. Айдаркин [и др.] // Валеология. - 2008. - № 3. - С. 18-24
32. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: дис. ... д-ра социол.наук [Текст] / И.В. Журавлева. - М., 2005. - 434 с.
33. Зайцева, Л. В. Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников [Текст] / Л. В. Зайцева // Весник ИРО: научно-методический журнал. - 2013. - №1. - С.20-29
34. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вера». - Режим доступа. - http:// www.centervera.ru/ Zdorovyiy_obraz_zhizni
35. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие [Текст] / под. ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2009. - 370 с.
36. Иваненков, С.П. Проблема социализации современной молодежи.
[Текст]: учебное пособие / С.П. Иваненков. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 1999. - 235с.
37. Иванова, И.Г. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников [Текст] / И.Г. Иванова, Е.В. Петрова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2010. - №5. - С. 12-14
38. Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. -1993. -№ 1. -С. 86-88
39. Ключенович, В.И. Общественное здоровье: концептуальные подходы при создании модели управления [Текст] / В.И. Ключенович // Медицинские
100 новости. - 2005. - № 3. - С. 65-70
40. Кокоренко, В.Л. Социальная работа с детьми и подростками [Текст]: учеб. пособие для стул. учреждений высш. проф. образования / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. - М.: «Академия», 2001.- 256с.
41. Корхова, И.В. Методы оценки здоровья [Текст] / И.В. Корхова // Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века. Проект «Таганрог»/ под ред. Н.М. Римашевской. - М.: Издательство ИСЭПН, 2001. - С.224-252
42. Красикова, О.Н. Мониторинг здоровьесберегающего потенциала
дополнительного образования школьников [Текст] / О.Н. Красикова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного
администрирования. - 2010. - №2. - С. 26-28
43. Кривцова, Л.А. Создание здоровьесберегающй и развивающей среды для
воспитания интеллектуальной и творческой личности [Текст] / Л.А.Кривцова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного
администрирования. - 2009. - №3. - С. 31-33
44. Кувшинов, Д.Ю. Психологические мотивы табакокурения и их динамика в течение индивидуального года у студентов [Электронный ресурс] / Д.Ю.Кувшинов, Т.И. Кувшинова, А.А.Перминов.- https:// www. science-education. ru/ru /article/view?id=15094
45. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст]: учебное пособие / Л.В. Куликов.- СПб.: Питер, 2004.- 214 с.
46. Курбатов, В. И. Социальная работа [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 480 с.
47. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы [Текст] /В.Р. Кучма. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2006.
- 152 с.
48. Маликова, Е. Беречь здоровье смолоду [Текст] / Е. Маликова // Учитель.
- 2010. - №1. - С. 68-70
49. Малоземов, О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся / О.Ю. Малоземов // Социологические исследования. -2005. -№11. - С. 110-114
50. Мальгина, Е.Н. Комплексный подход к созданию здоровьесберегающего
101 пространства в Государственном бюджетном специализированном учреждении Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр
«Солнышко» [Электронный ресурс] / Е.Н. Мальгина. - Режим доступа. - http ://nordsun29.ru/about/
51. Машлякевич, С.Ю. Психолого-педагогические основы
здоровьесберегающей организации образовательного процесса [Текст] / С.Ю.Машлякевич // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. - С.87-90
52. Медков, В.М. Демография [Текст]: учебное пособие /В.М. Медков. - Растов нД.: «Феникс»,2002. - 448с.
53. Миняйло, И.Н. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения как ресурс сохранения здоровья молодого поколения [Текст] / И.Н. Миняйло // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №1. - С. 9-12
54. Набатова, Е.В. Класс культуры сбережения здоровья [Текст] / Е.В. Набатова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 3. - С. 112
55. Науменко, Ю.В. Социокультурная концепция формирования феномена «здоровье» в процессе общего образования [Текст] / Ю.В. Науменко // Инновации в образовании. - 2010. - №3. - С. 72-85
56. Некоз, Е.В. Здоровье обучающихся - важный фактор качества
образования Психолого-педагогические основы здоровьесберегающей
организации образовательного процесса [Текст] / Е.В. Некоз // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -С.93-96
57. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В.Овчарова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480с.
58. Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, Улан- Удэ, 15-17 июня 2009 г. / Федерал. Агентство по образованию, М-во образования и науки РБ; [редкол.: Ю. Ю. Шурыгина (отв. ред.) и др.]. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 219 с.
59. Панков, Д.Д. Состояние здоровья школьников выпускных классов (данные профилактических осмотров) [Текст] / Д.Д. Панков, Т.Б. Панкова // Российский педиатрический журнал. - 2006. - № 6. - С. 10-12
60. Петрунина, И.А. Современные модели здоровьесбережения в общеобразовательной школе [Текст] / И.А. Петрунина // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 6. - С. 30-33
61. Пиетиля, И. Российское здравоохранение: ожидания населения [Текст] / И. Пиетиля, А.П. Дворянчикова, Л.С. Шилова // Социологические исследования. -
2007. - № 5. - С. 81-88
62. Плетнева, Е.Ю. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования [Текст] / Е.Ю. Плетнева, В.Б. Рубанович // Валеология. - 2010. - №1. - С. 5-8
63. Попов, М.Н. Здоровье человека в системе образования [Текст] / М.Н. Попов, авт. Л.А. Коробейникова // Стандарты и мониторинг в образовании. -
2008. - № 5. - C. 59-63
64. Пугачева, И.В. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях школы-интерната [Текст] / И.В. Пугачева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6. - С. 53-55
65. Потехина, Н.Н. Особенности образа жизни и выработки самосохранительбного поведения подростков и молодежи [Текст] / Н.Н. Потехина, М.Г. Дьячкова, И.А. Колесникова, А.В. Чуйко [и др.] // Экология человека.- 2009.- №8.- C.61-64
66. Радченко, М.П. Здоровьесберегающая компетентность как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения [Текст] / М.П. Радченко, И.В. Плющ // Сибирский учитель. - 2008. - №4. - С. 28-31
67. Рапопорт, И.К. Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения [Текст] / И.К. Рапопорт // Директор школы. - 2008. - № 10. - С. 86-94
68. Результаты обследования курильщиков, мотивированных на отказ от курения [Текст] / В.Ф. Левшин, Н.И. Слепченко, В.Г. Дрожащих и др. // Профилактика заболеваний и укрепление 1 здоровья. - 2004. - № 4. - С. 24-30
69. Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным
психотерапевтом [Текст] / Дж.Рейнуотер. - М.: Прогресс, 1992.- С.185-187
70. Решетникова, Г.А. Здоровье в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы Психолого-педагогические основы здоровьесберегающей организации образовательного процесса [Текст] / Г.А.Решетникова // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -С.120-123
71. Сафиуллина, Л.С. Состояние здоровья и самосохранительное поведение учащихся подростков, проживающих в большом городе (комплексное социально-гигиеническое исследование) [Текст]: Дисс.... канд. мед. наук/ Л.С. Сафиуллина Казань, 2003.- 5 п.л.
72. Сочнев, А.В. Поведенческие факторы здоровья молодежи [Текст] / А.В. Сочнев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского- 2007.- № 1 (6).- С. 113-117
73. Таранова, В.А. Эффективные технологии формирования здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек у учащихся [Текст] / В.А.Таранова // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -С.138-141
74. Технологии социальной работы [Текст]: учебник / под ред. В.И.Жукова. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. -338с.
75. Устименко, О. Распространенность курения среди лиц юношеского возраста дальневосточного региона [Электронный ресурс]/ О.Устименко. - https:/ /www. top- technologies.ru/ru/article/view?id=23012
76. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка [Текст]/ Д.Н. Ушаков. - М.:Альта-Принт,2008. -512с.
77. Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное пособие /
Е.И. Холостова.- 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 668с.
78. Цветкова, И.В. Здоровье как жизненная ценность подростков [Текст] / И.В. Цветкова // Социологические исследования. - 2005. - № 11.-С. 105-109
79. Цикало, Е.С. Становление «школы здоровья»: модель, опыт, решения [Текст] / Е.С. Цикало // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2007. - №3. - С. 11-13
80. Чепракова, Е.А. Влияние стиля родительского воспитания на развитие
104 агрессивного поведения у подростков. Лонгитюдное исследование [Текст] Е.А. Чепракова // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 2. - С. 84-93
81. Шабалина, В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] /В.Шабалина, http:/ /antidrug. health. am/rus/lib _rus/addictive _ behavior. pdf
82. Шамаева, А. Здоровье детей - одно из основных условий их успешного образования[Текст] / А. Шамаева // Качество образования в школе. - 2010. - №2.
- С. 20-22
83. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография [Текст] /А.А.Шабунова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010.- 408 с.
84. Шаповалова, О.Н. Организация работы по здоровьесбережению в рамках
реализации ФГОС в основной школе [Текст] / О.Н.Шаповалова, А.С.Петрушкина // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы,
перспективы: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции.
- Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -С.159-162