ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
|
Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Характеристика табакокурения как формы аддиктивного поведения 9
учащихся учреждений среднего профессионального образования
1.2. Профилактика табакокурения учащихся учреждений среднего
профессионального образования как междисциплинарная проблема
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Методы профилактики табакокурения: междисциплинарный подход 56
2.2. Диагностика проблем профилактики табакокурения и формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования
2.3. Программа профилактики табакокурения учащихся учреждений
среднего профессионального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Характеристика табакокурения как формы аддиктивного поведения 9
учащихся учреждений среднего профессионального образования
1.2. Профилактика табакокурения учащихся учреждений среднего
профессионального образования как междисциплинарная проблема
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Методы профилактики табакокурения: междисциплинарный подход 56
2.2. Диагностика проблем профилактики табакокурения и формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования
2.3. Программа профилактики табакокурения учащихся учреждений
среднего профессионального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время зависимое поведение, в частности, зависимость от курения, признаётся серьёзной социальной и психологической проблемой нашего общества. Согласно федеральному закону от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», необходимо осуществлять мониторинг и оценку эффективности мероприятий, направленных на реализацию предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака.
Необходимость изучения зависимого поведения в юношеском возрасте определяется тем, что это - один из важных периодов активного физиологического и психологического развития, формирования личности. Именно в юношеском возрасте наиболее активно происходит осознание смысла жизни и ее целей, освоение и присвоение жизненных ценностей, становление самосознания.
В этот период интенсивно развивается рефлексия, в том числе социальная, что позволяет юношам и девушкам осознавать негативное влияние различных зависимостей (в том числе никотиновой) и развивать социальные потребности в здоровом образе жизни. Все это способствует формированию динамической смысловой системы, в которой порождаются и связываются ценности, смысложизненные ориентации личности.
Особо эта проблема касается учащихся средних профессиональных образовательных учреждений, которые, попав в новое социальное окружение, зачастую испытывают потребность в установлении контактов со сверстниками посредством демонстрации зависимого поведения (например, курения).
Учитывая, что в настоящее время приобщение молодёжи к различного рода зависимостям продолжается ускоренными темпами, необходимо проанализировать уже имеющийся опыт организации профилактики зависимого поведения у этой возрастной категории и определить наиболее перспективные ее направления.
В большинстве стран борьба с зависимостями у молодежи имеет именно профилактическую направленность. Это, прежде всего, проведение антиалкогольных, антинаркотических, антитабачных консультаций и семинаров профилактической направленности в контексте борьбы с зависимым поведением.
Учитывая наличие различных программ по профилактике зависимостей, возникает потребность в разработке теоретико-прикладных основ профилактики зависимого поведения юношей и девушек, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Степень научной разработанности проблемы. Особенности развития личности в юношеском возрасте рассматривались в исследованиях И.С.Кона, Ф.Райса, Х. Ремшмидта, Е.Е. Сапоговой, Д.И. Фельдштейна и др.
Проблема зависимого поведения личности, факторов, условий, механизмов его формирования в психологии исследовалась рядом известных отечественных (Е.А. Белова, А.В. Гоголева, Г.А. Донских, И.П. Короленко М.В. Косухина и др.) и зарубежных (В. Segаl, Э. Берн, Т. Милон и др.) исследователей. Особое внимание этой проблеме уделяется в психиатрии и медицинской психологии (Э. Крепелин, Н.С. Курек, В.Д. Менделевич, В.Д.Москаленко, Н. Пезешкиан).
Конкретные виды зависимости изучались рядом известных ученых: никотиновая (М.Л. Аграновский, Е.В. Бакай, В.Ф. Левшин, М.В.Романникова), алкогольная (А.Г. Гофман, О.Ф. Ерышев, Н.Н. Исмуков, Е.Н. Крылов,
А.П. Музыченко, К. Штайнер, Г.М. Энтин и др.), наркотическая (Н.Н. Исмуков, Е.Н. Крылов, А.П. Музыченко и др.), психологическая (И.Геронимус, Л.В. Киржанова, О.П. Макушина и др.).
Проблемы профилактики зависимого поведения представлены в ряде исследований (А.А. Александрова, А.В. Гоголева, М.В. Романникова, Н.А.Сирота, Т.А. Шилова, В.М. Ялтонский и др.). В частности, никотиновая зависимость и ее профилактика в юношеском возрасте рассматривалась в работах А.А. Александровой, М.В. Романниковой и др.
Одновременно следует отметить, что в контексте педагогической психологии недостаточно внимания уделяется исследованию проблем профилактики зависимого поведения (в том числе, профилактике никотиновой зависимости) юношей и девушек, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, а также выявлению психолого-педагогических условий снижения у них склонности к зависимому поведению.
Развитие здоровья как социальной категории, уточнение понятийной и предметной области, нашло отражение в публикациях В.М. Димова, Е.В. Дмитриевой, В.Н. Иванова, А.М. Изуткина, В.М. Лупандина, В.М. Нилова, Г.С. Никифорова, В.П. Петленко, А.В. Решетникова, К.Н. Хабибулина и др.
Различные аспекты социальной политики в сфере охраны здоровья и формированию самосохранительного поведения граждан рассматривались в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Анализу факторов, влияющих на состояние здоровья населения и формирующих отношение к здоровью на уровне индивида, групп и общества, уделяли внимание Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова и др.
Роль институциональных субъектов формирования здоровья отражена в работах А.А. Баранова, Е.Б. Бреевой, И.А. Деминой, Н.Н. Куинджи, В.Р. Кучмы, Н.М. Пичужкиной, М.И. Чубирко, О.В. Шиняевой, В.С. Шуваловой.
Динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения рассматриваются в трудах В.А. Борисова, Г.А. Бондарской, Е.Б. Бреевой, А.Г. Волкова, С.И. Голод, И.А. Гундарова, В.В. Елизарова, А.Я. Кваши, В.М. Медкова, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.Б. Синельникова и др.
Анализ состояние здоровья населения, отношение населения к своему здоровью и стратегии самосохранительного поведения изучены С.Н. Варламовой, Н.А. Рыбаковой, Н.Н. Седовой, Г.В. Тихомировой, А.А. Шабуновой и др.
Несомненный интерес представляют собой научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвященные конкретному анализу форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Изучению состояния здоровья и формирующих его факторов у несовершеннолетних посвящены исследования многих авторов. Наиболее изучаемым разделом является здоровье подростков (A.A. Баранов, Е.А. Богданова, И.В. Калмыкова, В.Р. Кучма, А. Малькевич, Л.М. Сухарева и др.).
Медико-социальным исследованиям здоровья детей посвящены работы Н.Е. Бачерикова, Б.Т. Величковского, Т.И. Кагановой, Д.В. Печкурова, A. П. Степанова и др.
Объект исследования: табакокурение как форма аддиктивного поведения.
Предмет исследования: профилактика табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Цель исследования: дать характеристику табакокурения как формы аддиктивного поведения и предложить рекомендации по профилактике табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основания профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования;
• рассмотреть специфику профилактики табакокурения как системообразующего фактора формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования;
• провести диагностику проблем профилактики табакокурения и
формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования; разработать программу профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Теоретико-методологическая основа исследования: концептуальные представления о проявлении сущности человека в различных сферах жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, П.Я. Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий и др.); системно-функциональный подход (П.К. Анохин, Б.Б.Коссов, Ю.Г. Марков и др.); субъектный подход в психологии (Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, С.Л. Рубинштейн, Э.В. Сайко и др.); акмеологический подход (А.А.Бодалёв, А.А. Деркач, Н.А. Коваль и др.); личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); интегративно-дифференцированный подход в образовании (Н.И. Вьюнова, B. А. Сластенин, М.А. Холодная и др.); концепции здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова). Теоретической основой изучения зависимого поведения в юношеском возрасте выступили идеи возрастного развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.); положения гуманистической психологии (Ш.А.Амонашвили, К.Роджерс, В.Франкл и др.); теории формирования потребностей и мотивации (Е.П.Ильин, С.Б.Каверин, А.Маслоу и др.); влиянии группы сверстников на развитие личности (Г.М. Андреева, К.М. Гайдар, С.Г. Елизаров, А.Л. Журавлев, С.В.Сарычев, A. С. Чернышев и др.); научные представления о рефлексивном феномене в жизни и деятельности (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.П.Щедровицкий и др.), а также работы по проблемам зависимого поведения и его профилактике (А.А. Александрова, А.В. Гоголева, М.В.Романникова, Н.А. Сирота, Т.А. Шилова, B. М. Ялтонский и др.); концепция формирования осознанного отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур).
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных и нормативно-правовой базы; экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило многосторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания в области исследования мотивов самосохранительного поведения.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты органов власти федерального, регионального и муниципального уровней по вопросам демографической, семейной, молодежной политики, а также законодательные акты в области охраны здоровья населения, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, документы ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: «Изучение проблем профилактики табакокурения и формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования» (март-май 2017 г.): анкетирование специалистов на базе колледжа (n=28), анкетирование молодых людей (n=91).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность зависимого поведения и особенности процесса его формирования у молодежи; раскрыта сущность и содержание мотивации здоровья учащихся средних профессиональных образовательных учреждений посредством отказа от употребления табака. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования здоровьесохранительного поведения молодежи - учащихся учреждений среднего профессионального образования. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж» (2017г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Необходимость изучения зависимого поведения в юношеском возрасте определяется тем, что это - один из важных периодов активного физиологического и психологического развития, формирования личности. Именно в юношеском возрасте наиболее активно происходит осознание смысла жизни и ее целей, освоение и присвоение жизненных ценностей, становление самосознания.
В этот период интенсивно развивается рефлексия, в том числе социальная, что позволяет юношам и девушкам осознавать негативное влияние различных зависимостей (в том числе никотиновой) и развивать социальные потребности в здоровом образе жизни. Все это способствует формированию динамической смысловой системы, в которой порождаются и связываются ценности, смысложизненные ориентации личности.
Особо эта проблема касается учащихся средних профессиональных образовательных учреждений, которые, попав в новое социальное окружение, зачастую испытывают потребность в установлении контактов со сверстниками посредством демонстрации зависимого поведения (например, курения).
Учитывая, что в настоящее время приобщение молодёжи к различного рода зависимостям продолжается ускоренными темпами, необходимо проанализировать уже имеющийся опыт организации профилактики зависимого поведения у этой возрастной категории и определить наиболее перспективные ее направления.
В большинстве стран борьба с зависимостями у молодежи имеет именно профилактическую направленность. Это, прежде всего, проведение антиалкогольных, антинаркотических, антитабачных консультаций и семинаров профилактической направленности в контексте борьбы с зависимым поведением.
Учитывая наличие различных программ по профилактике зависимостей, возникает потребность в разработке теоретико-прикладных основ профилактики зависимого поведения юношей и девушек, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Степень научной разработанности проблемы. Особенности развития личности в юношеском возрасте рассматривались в исследованиях И.С.Кона, Ф.Райса, Х. Ремшмидта, Е.Е. Сапоговой, Д.И. Фельдштейна и др.
Проблема зависимого поведения личности, факторов, условий, механизмов его формирования в психологии исследовалась рядом известных отечественных (Е.А. Белова, А.В. Гоголева, Г.А. Донских, И.П. Короленко М.В. Косухина и др.) и зарубежных (В. Segаl, Э. Берн, Т. Милон и др.) исследователей. Особое внимание этой проблеме уделяется в психиатрии и медицинской психологии (Э. Крепелин, Н.С. Курек, В.Д. Менделевич, В.Д.Москаленко, Н. Пезешкиан).
Конкретные виды зависимости изучались рядом известных ученых: никотиновая (М.Л. Аграновский, Е.В. Бакай, В.Ф. Левшин, М.В.Романникова), алкогольная (А.Г. Гофман, О.Ф. Ерышев, Н.Н. Исмуков, Е.Н. Крылов,
А.П. Музыченко, К. Штайнер, Г.М. Энтин и др.), наркотическая (Н.Н. Исмуков, Е.Н. Крылов, А.П. Музыченко и др.), психологическая (И.Геронимус, Л.В. Киржанова, О.П. Макушина и др.).
Проблемы профилактики зависимого поведения представлены в ряде исследований (А.А. Александрова, А.В. Гоголева, М.В. Романникова, Н.А.Сирота, Т.А. Шилова, В.М. Ялтонский и др.). В частности, никотиновая зависимость и ее профилактика в юношеском возрасте рассматривалась в работах А.А. Александровой, М.В. Романниковой и др.
Одновременно следует отметить, что в контексте педагогической психологии недостаточно внимания уделяется исследованию проблем профилактики зависимого поведения (в том числе, профилактике никотиновой зависимости) юношей и девушек, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, а также выявлению психолого-педагогических условий снижения у них склонности к зависимому поведению.
Развитие здоровья как социальной категории, уточнение понятийной и предметной области, нашло отражение в публикациях В.М. Димова, Е.В. Дмитриевой, В.Н. Иванова, А.М. Изуткина, В.М. Лупандина, В.М. Нилова, Г.С. Никифорова, В.П. Петленко, А.В. Решетникова, К.Н. Хабибулина и др.
Различные аспекты социальной политики в сфере охраны здоровья и формированию самосохранительного поведения граждан рассматривались в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Анализу факторов, влияющих на состояние здоровья населения и формирующих отношение к здоровью на уровне индивида, групп и общества, уделяли внимание Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова и др.
Роль институциональных субъектов формирования здоровья отражена в работах А.А. Баранова, Е.Б. Бреевой, И.А. Деминой, Н.Н. Куинджи, В.Р. Кучмы, Н.М. Пичужкиной, М.И. Чубирко, О.В. Шиняевой, В.С. Шуваловой.
Динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения рассматриваются в трудах В.А. Борисова, Г.А. Бондарской, Е.Б. Бреевой, А.Г. Волкова, С.И. Голод, И.А. Гундарова, В.В. Елизарова, А.Я. Кваши, В.М. Медкова, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.Б. Синельникова и др.
Анализ состояние здоровья населения, отношение населения к своему здоровью и стратегии самосохранительного поведения изучены С.Н. Варламовой, Н.А. Рыбаковой, Н.Н. Седовой, Г.В. Тихомировой, А.А. Шабуновой и др.
Несомненный интерес представляют собой научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвященные конкретному анализу форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Изучению состояния здоровья и формирующих его факторов у несовершеннолетних посвящены исследования многих авторов. Наиболее изучаемым разделом является здоровье подростков (A.A. Баранов, Е.А. Богданова, И.В. Калмыкова, В.Р. Кучма, А. Малькевич, Л.М. Сухарева и др.).
Медико-социальным исследованиям здоровья детей посвящены работы Н.Е. Бачерикова, Б.Т. Величковского, Т.И. Кагановой, Д.В. Печкурова, A. П. Степанова и др.
Объект исследования: табакокурение как форма аддиктивного поведения.
Предмет исследования: профилактика табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Цель исследования: дать характеристику табакокурения как формы аддиктивного поведения и предложить рекомендации по профилактике табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основания профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования;
• рассмотреть специфику профилактики табакокурения как системообразующего фактора формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования;
• провести диагностику проблем профилактики табакокурения и
формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования; разработать программу профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Теоретико-методологическая основа исследования: концептуальные представления о проявлении сущности человека в различных сферах жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, П.Я. Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий и др.); системно-функциональный подход (П.К. Анохин, Б.Б.Коссов, Ю.Г. Марков и др.); субъектный подход в психологии (Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, С.Л. Рубинштейн, Э.В. Сайко и др.); акмеологический подход (А.А.Бодалёв, А.А. Деркач, Н.А. Коваль и др.); личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); интегративно-дифференцированный подход в образовании (Н.И. Вьюнова, B. А. Сластенин, М.А. Холодная и др.); концепции здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова). Теоретической основой изучения зависимого поведения в юношеском возрасте выступили идеи возрастного развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.); положения гуманистической психологии (Ш.А.Амонашвили, К.Роджерс, В.Франкл и др.); теории формирования потребностей и мотивации (Е.П.Ильин, С.Б.Каверин, А.Маслоу и др.); влиянии группы сверстников на развитие личности (Г.М. Андреева, К.М. Гайдар, С.Г. Елизаров, А.Л. Журавлев, С.В.Сарычев, A. С. Чернышев и др.); научные представления о рефлексивном феномене в жизни и деятельности (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.П.Щедровицкий и др.), а также работы по проблемам зависимого поведения и его профилактике (А.А. Александрова, А.В. Гоголева, М.В.Романникова, Н.А. Сирота, Т.А. Шилова, B. М. Ялтонский и др.); концепция формирования осознанного отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур).
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных и нормативно-правовой базы; экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило многосторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания в области исследования мотивов самосохранительного поведения.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты органов власти федерального, регионального и муниципального уровней по вопросам демографической, семейной, молодежной политики, а также законодательные акты в области охраны здоровья населения, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, документы ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: «Изучение проблем профилактики табакокурения и формирования ценности здорового образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования» (март-май 2017 г.): анкетирование специалистов на базе колледжа (n=28), анкетирование молодых людей (n=91).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность зависимого поведения и особенности процесса его формирования у молодежи; раскрыта сущность и содержание мотивации здоровья учащихся средних профессиональных образовательных учреждений посредством отказа от употребления табака. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования здоровьесохранительного поведения молодежи - учащихся учреждений среднего профессионального образования. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж» (2017г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Табакокурение, по данным ВОЗ, является причиной смерти почти шести миллионов человек ежегодно, из которых более 5 миллионов - сами курильщики, а более чем 600 тысяч - некурящие, относящиеся к так называемым «пассивным курильщикам». Если срочные меры не будут предприняты, ежегодные потери от курения достигнут восьми миллионов человек к 2030 году. Численность людей, курящих или жующих табак, составляет 35-39 % от всего населения.
В соответствие с ФЗ от 23.02.2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» дадим несколько определений: курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления (табакокурение);
Привычка - это действие, выполнение которого становится потребностью. Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, увлечение спиртными напитками и т. п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. Это свидетельствует о сформировавшемся зависимом поведении
В работе рассматривается аддиктивное поведение как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, т.е. причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами - фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и не фармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний).
Употребление человеком табака или иные формы зависимостей и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) видам поведения. Образ жизни аддикта в целом может рассматриваться как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом жизни».
Подростково-юношеского возраст - это период, в котором увеличиваются
94 требования к психофизиологическим потенциям. Наряду с формированием структурно-функциональных и социопсихологических позиций, формируются кризисные и конфликтные паттерны поведения.
В настоящее время общепринятым считается мнение, согласно которому развитие табакозависимости определяют следующие факторы: химическая структура ПАВ, его фармакодинамические и фармакокинетические особенности, с которыми связано его влияние на нейрохимические системы мозга и соответствующие рецепторы; наследственные свойства организма и предполагаемая наследственная передача предрасположенности к развитию токсикомании и табакозависимости; индивидуальные ощущения, получаемые при курении; личностные особенности человека, в частности возрастные; социокулыуральные и другие средовые влияния.
Профилактика табакокурения среди подростков - это целенаправленный, специально организованный социально-психолого-педагогический процесс, интегрирующий усилия социальных педагогов, психологов, медиков, родителей и обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни у подростков и молодежи, выработку устойчивого стереотипа социального поведения, формирование адекватного отношения к себе и окружающим, принятие значимых для здорового образа жизни мировоззренческих установок, направленных на предупреждение табакозависимости, на осознание ценности здоровья, на противостояние негативным влияниям, на формирование психологической установки ценности жизни без зависимости от психоактивных веществ, на сохранение и укрепление состояния здоровья.
Автором выпускной квалификационной работы проведено исследование «Диагностика проблем профилактики табакокурения учащихся учреждения среднего профессионального образования (на примере ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»), целью которого являлось: определить факторы, способствующие употреблению табака, и обозначить проблемы профилактики табакокурения учащихся учреждения среднего профессионального образования.
По мнению респондентов необходимо предпринять следующие меры: освещать вопрос, с направлением на психологию человека, взрослым не курить дома рядом с подростком, создавать бесплатные спортивные секции, вести систематическую профилактику, вести серьезную пропаганду в СМИ, организовывать встречи с медицинскими работниками, полицией и, главное, с людьми, бросившими курить. Вообще чаще всего в анкетах специалистов делается упор на психику (изменение привычки, поведения и т.д.) и личный пример.
В качестве рекомендаций к ВКР предложена Программа профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования «Брось сигарету!». Цели: снижение потребления табачных изделий молодыми людьми, укрепление и сохранения здоровья подростков, подготовка подростков к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответственности за свой выбор, уменьшение количества новых курильщиков в колледже и повышение внимания учащихся и персонала образовательного учреждения к проблеме курения.
Основные направления программы: профилактика табакокурения среди подростков, молодежи и других возрастных групп; мероприятия, направленные на выявление и пресечение противоправной деятельности, связанной с реализацией табачных изделий; меры по развитию системы культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий.
Реализация программы предлагает работу с родителями в таких направлениях, как: ознакомление родителей с содержанием программы; выступления на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: «Что содержится в табачном дыме?», «Почему люди курят?»; ознакомление родителей с общими результатами анкетирования учащихся по проблемам курения; проведение индивидуальной работы с родителями курящих подростков
Психолого-педагогическая профилактическая работа с обучающимися. Задачи: осуществление психолого-педагогической помощи подросткам;
профилактика вредных привычек через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетенции несовершеннолетних и выработку навыков здорового образа жизни; формирование критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению; осуществление мероприятий в отношении учащихся, склонных к курению.
Нами разработана программа для работы с учащимися 1-2 курса. «Если подросток начал курить». Программа состоит из следующих разделов:
рекомендации родителям, программа работы с подростками по отказу от курения, содержащая этапы (диагностики, профилактики, поддержки и контроля), эффективность.
В соответствие с ФЗ от 23.02.2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» дадим несколько определений: курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления (табакокурение);
Привычка - это действие, выполнение которого становится потребностью. Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, увлечение спиртными напитками и т. п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. Это свидетельствует о сформировавшемся зависимом поведении
В работе рассматривается аддиктивное поведение как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, т.е. причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами - фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и не фармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний).
Употребление человеком табака или иные формы зависимостей и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) видам поведения. Образ жизни аддикта в целом может рассматриваться как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом жизни».
Подростково-юношеского возраст - это период, в котором увеличиваются
94 требования к психофизиологическим потенциям. Наряду с формированием структурно-функциональных и социопсихологических позиций, формируются кризисные и конфликтные паттерны поведения.
В настоящее время общепринятым считается мнение, согласно которому развитие табакозависимости определяют следующие факторы: химическая структура ПАВ, его фармакодинамические и фармакокинетические особенности, с которыми связано его влияние на нейрохимические системы мозга и соответствующие рецепторы; наследственные свойства организма и предполагаемая наследственная передача предрасположенности к развитию токсикомании и табакозависимости; индивидуальные ощущения, получаемые при курении; личностные особенности человека, в частности возрастные; социокулыуральные и другие средовые влияния.
Профилактика табакокурения среди подростков - это целенаправленный, специально организованный социально-психолого-педагогический процесс, интегрирующий усилия социальных педагогов, психологов, медиков, родителей и обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни у подростков и молодежи, выработку устойчивого стереотипа социального поведения, формирование адекватного отношения к себе и окружающим, принятие значимых для здорового образа жизни мировоззренческих установок, направленных на предупреждение табакозависимости, на осознание ценности здоровья, на противостояние негативным влияниям, на формирование психологической установки ценности жизни без зависимости от психоактивных веществ, на сохранение и укрепление состояния здоровья.
Автором выпускной квалификационной работы проведено исследование «Диагностика проблем профилактики табакокурения учащихся учреждения среднего профессионального образования (на примере ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»), целью которого являлось: определить факторы, способствующие употреблению табака, и обозначить проблемы профилактики табакокурения учащихся учреждения среднего профессионального образования.
По мнению респондентов необходимо предпринять следующие меры: освещать вопрос, с направлением на психологию человека, взрослым не курить дома рядом с подростком, создавать бесплатные спортивные секции, вести систематическую профилактику, вести серьезную пропаганду в СМИ, организовывать встречи с медицинскими работниками, полицией и, главное, с людьми, бросившими курить. Вообще чаще всего в анкетах специалистов делается упор на психику (изменение привычки, поведения и т.д.) и личный пример.
В качестве рекомендаций к ВКР предложена Программа профилактики табакокурения учащихся учреждений среднего профессионального образования «Брось сигарету!». Цели: снижение потребления табачных изделий молодыми людьми, укрепление и сохранения здоровья подростков, подготовка подростков к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответственности за свой выбор, уменьшение количества новых курильщиков в колледже и повышение внимания учащихся и персонала образовательного учреждения к проблеме курения.
Основные направления программы: профилактика табакокурения среди подростков, молодежи и других возрастных групп; мероприятия, направленные на выявление и пресечение противоправной деятельности, связанной с реализацией табачных изделий; меры по развитию системы культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий.
Реализация программы предлагает работу с родителями в таких направлениях, как: ознакомление родителей с содержанием программы; выступления на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: «Что содержится в табачном дыме?», «Почему люди курят?»; ознакомление родителей с общими результатами анкетирования учащихся по проблемам курения; проведение индивидуальной работы с родителями курящих подростков
Психолого-педагогическая профилактическая работа с обучающимися. Задачи: осуществление психолого-педагогической помощи подросткам;
профилактика вредных привычек через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетенции несовершеннолетних и выработку навыков здорового образа жизни; формирование критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению; осуществление мероприятий в отношении учащихся, склонных к курению.
Нами разработана программа для работы с учащимися 1-2 курса. «Если подросток начал курить». Программа состоит из следующих разделов:
рекомендации родителям, программа работы с подростками по отказу от курения, содержащая этапы (диагностики, профилактики, поддержки и контроля), эффективность.
Подобные работы
- Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И ИХ УЧЁТ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2003



