Введение 3
Историография 6
Глава 1. Символизм во Франции на рубеже XIX-XX веков 15
1.1 Феномен течения и его особенности 15
1.2 Становление символизма Поля Гогена 23
Глава 2. Черты эстетики символистского движения в творчестве Поля Гогена в 1891 -1903 гг. 28
2.1 Значение символов и понятие «идеизма» 28
2.2 Важность таинства сна и мистицизма 32
2.3 Синтетизм как способ построения композиции 35
2.4 Декоративность, примитивизм, архаизация форм и восточные
реминисценции 37
2.5 Разработка синтетических женских образов 40
Глава 3. Проблемы рецепции символистских работ Поля Гогена 45
3.1 Мифологизация образа художника и создание утопии 45
3.2 Синкретизм и проблема гибридных композиций 48
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Список иллюстраций 60
Иллюстрации
Эжен Анри Поль Гоген — один из самых противоречивых и загадочных художников XIX века. Будучи преуспевающим человеком и работая на бирже в Париже, Гоген решает бросить свою жену и детей, работу и заняться изучением живописи. Более того, он предпринимает несколько попыток уехать из Парижа и в конечном итоге переезжает на острова в Океании. По материнской линии в Гогене с самого детства играла буйная экзотическая испано-перуанская кровь . Он провел свое детство в Перу, возможно, именно это предопределило его дальнейшую судьбу. Экзотическая обстановка, близкая к природе, люди другого цвета кожи, языка и национальности, дикая первобытная природа — все это пробуждало воображение маленького Поля и навсегда отпечатало сь красочными детскими во споминаниями. На протяжении всей своей последующей жизни он будет пытаться вернуться в свободную и беззаботную атмосферу. Полинезийский период Гогена — это серия его работ, выполненных на полинезийских о стровах в период с 1891 и до смерти художника в 1903 году. Известно, что мастер не единожды путешествовал на острова, поэтому выделяется несколько полинезийских периодов (из-за финансовых проблем Гогену приходилось возвращаться во Францию). Во время этих непродолжительных поездок в Париж Гоген острее переживал разлуку с южными островами и продолжал мечтать о возвращении в страну своих грёз. Тоска обострялась непризнанностью его творчества европейской публикой. Прежде всего, оно стало для него способом абстрагироваться от враждебной действительности и претворить в жизнь свои мечты о рае на земле. Первый таитянский период относится к 1891 - 1893 гг. Затем, после недолгих скитаний, Гоген распродает свое
4
имущество и предпринимает еще одну поездку на Таити с 1895 по 1901 гг. В
1901 году он переезжает на Маркизские острова, а именно на остров Хива-
Оа, где и живет до самой смерти. Полотна, написанные под влиянием
культуры Океании, сильно отличаются от его континентальных работ. Однако
весь его творческий путь до первой поездки на Таити подготовил ту
художественную и стилистическую основу, которая впоследствии помогла
сформироваться отличительному стилю Гогена. Известные нам сейчас стиль
и колорит картин Гогена сложился не сразу, а стал результатом знакомства
художника с культурой Океании. Фигура художника окутана почти
мифологизированной тайной, что вызвало бурный интерес к изучению его творчества у западных исследователей XX века.
Теория символизма подробно освещается в научной литературе, как и творчество художника. Однако, в данной работе будут детально проанализированы и систематизированы символистские принципы на примере работ Гогена, а также проблемы восприятия и построения композиции. В этом заключается новизна настоящей работы.
Цель данной работы состоит в определении и анализе черт эстетики символизма в полинезийских работах Гогена. Поставленные для достижения цели задачи следующие:
- Представить историографический обзор исследований творчества Поля Гогена за XX век;
- На основе историко-культурного контекста конца XIX века выделить черты, определяющие эстетику символизма;
- Выявить факторы, которые повлияли на становление символизма в творчестве художника;
- Проанализировать и подробно рассмотреть принципы эстетики символизма на примере работ Поля Гогена;
- Обозначить проблемы, связанные с трактовкой и восприятием
символистских полотен художника.
Предметом данного исследования являются особенности живописной практики Поля Гогена в контексте эстетики движения символизма. В качестве объекта исследования мы рассматриваем ряд его живописных работ, созданных в полинезийский период его творчества, а именно с 1891-1903 гг.
Методологическая база данной работы определяется историко-культурным , компаративно - аналитическим, иконографическим и фактологическим методами. Перекрестное применение вышеупомянутых методов позволит широко охватить историко - культурных контекст символизма и его проявления в творчестве Поля Гогена.
Источниковедческая база данного исследования представлена личной перепиской художника, его эссе и сочинениями, а также критическими статьями современников о его творчестве.
Широкий перечень анализируемых работ в сопряжении с указанными методами и поставленными задачами позволил произвести комплексный анализ, проливающий свет на многие противоречивые аспекты творческого пути художника.
Подводя итог данному исследованию, обратившись к ряду произведений Поля Гогена, написанных во время его полинезийского периода с 1891 - 1903 гг., мы провели комплексный анализ принципов формирования и эволюции художественного языка и техники в рамках символистского течения. Для историков искусства личность Гогена представляется особенно противоречивой. Для понимания факторов повлиявших на отъезд художника в Полинезию, нужно отметить тяжелый психологический кризис, финансовые трудности и поиски самореализации. Вся его жизнь пропитана стремлением найти душевную гармонию в мире, не испорченном цивилизацией. Именно его мировосприятия и философские воззрения повлияли на формирование его художественного языка и приходу к эстетике движения символизма. В данной работе, мы подняли целый пласт материала, состоящего из сочинений и личной переписки Гогена, критических статей теоретиков XIX столетия и современных исследователей. Мы обратились к широкому ряду работ художника и проанализировали воплощение эстетики символизма в его полинезийских работах. В ходе данного исследования мы пришли к следующим выводам:
- Феномен символизма в контексте историко-культурных предпосылок заключался в его реакции на социально-политическую обстановку во Франции в конце XIX столетия. Изначально движение зародилось в литературе, а в последствие принципы, разработанные среди писателей- символистов, были преобразованы художниками в язык живописных символов. Среди принципов, формирующих эстетику символизма можно выделить: использование символов; синтетизм; декоративность; использование элементов восточного искусства и интерес к племенным южным народам; примитивизм; важность феномена сна и ирреального; апеллирование к древним формам; намеренный уход от натурализма и реализма.
- С 1880-х годов в творчестве Поля Гогена было положено начало ухода от влияния импрессионизма и становление принципов эстетики символизма. Эта эволюция художественного стиля художника объясняется несколькими факторами. Гоген совершает поездки в Понт-Авен, Бретань, в попытках найти там вдохновение для творческого прорыва. Бретань представлялась ему оплотом нетронутой девственной цивилизации. Это переходный период перед его отбытием в Полинезию. К 1891 году Гоген понимает, что средневекового уклада жизни местных жителей и созерцания бретонской природы не до статочно для приближения к истокам архаичного рая. Однако, именно в работах этого периода закрепляется эстетика символизма. Гоген уплощает формы, заимствует технику клуазонизма у Эмиля Бернара и разрабатывает свои первые синтетические полотна, которые в последствие станут плодотворной почвой для его лучших таитянских произведений.
- Заложенные в бретонский период композиционные основы и символистские принципы передачи изображения Гоген модифицирует в своих полинезийских полотнах. Художник собирает синкретические сцены, заимствуя образы из христианской и восточной иконографии. Он апеллирует к искусству древних народов, вводит декоративные мотивы, стилизует изображения, создает систему символов и знаково, с помощью которых на своих полотнах он отражает главный принцип символизма - идею.
- При попытке анализа его символистских полотен возникает ряд проблем в рецепциях и неоднозначной трактовке. Мы сталкиваемся с трудностями субъективизма. С точки зрения символизма, таитянские работы Поля Гогена отлично вписываются в эстетику движения: символические отсылки и синкретические образы дают зрителю лишь намек, предполагают некую идею, нежели объясняют и рассказывают её. Но с точки зрения восприятия и понимания художественного языка, возникают трудно сти в усвоении сложного синтетического художественного языка. Мы также берем во
56 внимание таинственную среду, которой окутывает свою жизнь и творчество художник. Он создает мифологический образ «варвара», который существует в утопической реальности. Он использует романтичный образ аскета, который отрекся от буржуазных ценностей западной цивилизации ради поисков идиллической действительности, и транслирует его западному миру через свои работы, отсылая их на продажу во Францию. Таким образом, его таитянские произведения являются непосредственным отражением приукрашенной фантазии, которые призваны пробудить в зрителе ряд эмоциональных ощущений и намеков.
1. Вентури Л. От Мане до Лотрека. - СПб., 2007.
2. Гоген П. Ноа-Ноа: Письма, эссе, статьи. - СПб., 2001.
3. Даниельссон Б. Гоген в Полинезии. - М., 1969.
4. Кантор-Гуковская А.С. Поль Гоген : Жизнь и творчество. - Л.; М., 1965
5. Кашен Ф. Гоген. - М., 2003.
6. Кочик О. Я. Мир Гогена. - М., 1991.
7. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900. М., 1994.
8. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. - Л , 1981.
9. Ревалд Д. Постимпрессионизм : От Ван-Гога до Гогена. - Л.; М., 1962.
10. Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б. Х. Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М., 2015.
11. Хорват Т. Гоген. 1848-1903. - Будапешт, 1962.
12. Burnett R. The life of Paul Gauguin. London, 1936.
13. Cheetham M. A. Mystical Memories: Gauguin's Neoplatonism and "Abstraction" in Late-Nineteenth-Century French Painting // Art Journal - Vol. 46, No. 1, Mysticism and Occultism in Modern Art (Spring, 1987). P 15-21.
14. Craig R. D. Handbook of Polynesian mythology. Santa Barbara, California. 2004.
15. Danielsson B. Gauguin's Tahitian Titles // The Burlington Magazine - Vol. 109, No. 769 (Apr., 1967). P 228-233.
16. Dorra H. The symbolism of Paul Gauguin: erotica, exotica, and the great dillemas of humanity. Berkeley; Los Angeles; London. 2007.
17. Dorra H. Symbolist Art Theories: A Critical Anthology. Berkeley and Los
Angeles, 1994.
18. Duran J. Education and Feminist Aesthetics: Gauguin and the Exotic // The Journal of Aesthetic Education - Vol. 43, No. 4 (WINTER 2009). P 88-95.
19. Facos M. Symbolist Art in Context. Berkeley, 2009.
20. Goetz A. The Big Picture: Paintings in Paris. Paris, 2002.
21. Hanson L. Noble savage. New York, 1955.
22. Hargrove J. "Woman with a Fan": Paul Gauguin's Heavenly Vairaumati: A Parable of Immortality // The Art Bulletin - Vol. 88, No. 3 (Sep., 2006). P. 552-566.
23. Harrison C., Perry G., Frascina F. Primitivism, Cubism, Abstraction: The Early Twentieth Century. New Haven, 1993.
24. Jirat-Wasiutynski V. Technique and meaning in the paintings of Paul Gauguin. Cambridge, 2000.
25. Jirat-Wasiutynski V. Paul Gauguin's Paintings, 1886-91 Cloisonism, Synthetism and Symbolism // RACAR: revue d'art canadienne / Canadian Art Review - Vol. 9, No. 1/2 (1982). P 35-46.
26. Lucie-Smith E. Symbolist art. London, 1985.
27. Maurer, Naomi Margolis. The pursuit of Spiritual Wisdom: The Thought and Art of Vincent van Gogh and Paul Gauguin. London, 1998.
28. Moffett. C. S. Impressionist and Post-Impressionist Paintings in the Metropolitan Museum of Art. New York, 1985.
29. Morgan D. Concepts of Abstraction in French Art Theory from the Enlightenment to Modernism // Journal of the History of Ideas - Vol. 53, No. 4 (Oct. - Dec., 1992). P 669-685.
30. Simpson J. Symbolist Aesthetics and the Decorative Image // French Forum - Vol. 25, No. 2 (May 2000). P 177-204.
31. Slatkin W. Maternity and Sexuality in the 1890s // Woman's Art Journal - Vol. 1, No. 1 (Spring - Summer, 1980). P 13-19.
32. Stevens M. Symbolism in Europe 1860-1910 // The Burlington Magazine - Vol. 118, No. 875 (Feb., 1976). P 122-124.
33. Williams E. M. Signs of Anarchy: Aesthetics, Politics, and the Symbolist Critic at the Mercure de France, 1890-95 // French Forum - Vol. 29, No. 1 (Winter 2004). P 45-68.
34. Zink M. L. Gauguin's Poemes barbares and the Tahitian Chant of Creation // Art Journal - Vol. 38, No. 1 (Autumn, 1978). P 18-21.
Список иллюстраций
Ил. 1. Гоген Поль. Девочка спит (Этюд спящей девочки). 1881. Холст, масло. 60 х 74 см. Музей Ордрупгаард, Копенгаген.
Ил. 2. Бернар Эмиль. Мост в Аньере. 1887. Холст, масло. 45,9 х 54,2 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Ил. 3. Анкетен Луи. Бульвар Клиши. Пять часов вечера. 1887. Холст, масло.
69,2 х 53,5. Музей Уодсворт Атенеум, Хартфорд.
Ил. 4. Гоген Поль. Сбор винограда в Арле. 1888. Холст, масло. 73 х 92 см. Музей Ордрупгаард, Копенгаген.
Ил. 5. Гоген Поль. Видение после проповеди. 1888. Холст, масло. 73 х 92. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Ил. 6. Бернар Эмиль. Бретонские женщины на лугу. 1888. Холст, масло. 74 х 93 см. Частное собрание.
Ил. 7. Гоген Поль. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous?). 1897-1898. Холст, масло. 139,1 х 376,6 см. Музей изящных искусств, Бостон.
Ил. 8. Перуанская мумия. Музей человека, Париж.
Ил. 9. Гоген Поль. Бретонская Ева. 1889. Картон, пастель, акварель. 33,7 х 31,8 см. Музей Макней, Сан-Антонио.
Ил. 10. Гоген Поль. Чудесный источник (Nave Nave Moe). 1894. Холст, масло. 74 х 100 см. ГЭ, Санкт-Петербург.
Ил. 11. Гоген Поль. Не работай, Таитяне в комнате (Eiaha Ohipa). 1896. Холст, масло. 65 х 75 см. Пушкинский музей, Москва.
Ил. 12. Гоген Поль. Сон (Te Rerioa). 1897. Холст, масло. 95,1 x 130,2 см. Институт искусства Курто, Лондон.
Ил. 13. Гоген Поль. А ты ревнуешь? (Aha oe feii?). 1892. Холст, масло. 66 х 89 см. Пушкинский музей, Москва.
Ил. 14. Гоген Поль. Когда свадьба? (Quand te maries-tu?). 1892. Холст, масло. 101 х 77 см. Базель.
Ил. 17. Гоген Поль. Таитянские женщины на побережье. 1891. Холст, масло. 69 х 91 см. Музей Орсе, Париж.
Ил. 18. Гоген Поль. Бебе. Рождество (Be be). 1896. Холст, масло. 75 х 66 см.
ГЭ, Санкт-Петербург.
Ил. 19. Гоген Поль. Рождении Христа Сына Божьего (Te tamari no atua). 1896.
Холст, масло. 96 x 126 см. Новая пинакотека, Мюнхен.
Ил. 20. Гоген Поль. Дух мертвых не дремлет (Manao tupapau). 1892. Холст, масло. 72,4 х 92,4 см. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало.
Ил. 21. Гоген Поль. Больше никогда (Nevermore). 1897. Холст, масло. 50 х 116 см. Институт искусств Курто, Лондон.
Ил. 22. Гоген Поль. Раньше (Mata Mua), 1892. Холст, масло. 91 x 69 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Ил. 23. Гоген Поль. День богов (Mahana no atua). 1894. Холст, масло. 68 х 92 см. Институт искусств, Чикаго.
Ил. 24. Гоген Поль. Варварские сказки (Contes barbares). 1902. Холст, масло.
130 х 96 см. Музей Фолькванг, Эссен.
Ил. 25. Гоген Поль. Варварские поэмы (Poemes barbares). 1896. Холст, масло.
47 х 63 см. Художественные музеи Гарварда, Кембридж.
Ил. 26. Гоген Поль. Танец у огня (Upa upa). 1891. Холст, масло. 72,6 х 92,3 см. Израильский Музей, Израиль.
Ил. 27. Гоген Поль. Забава злого духа (Arearea no varua ino). 1894. Холст, масло. 60 х 80 см. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген.
Ил. 28. Гоген Поль. Аве Мария (Ia Orana Maria). 1891. Холст, масло. 114 х 88 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Ил. 29. Гоген Поль. Её звали Вайрамути (Vairaumati tei oa). 1892. Холст, масло. 91 х 68 см. Пушкинский музей, Москва.
Ил. 30. Гоген Поль. Семя Ареои (Te aa no areois). 1892. Холст, масло. 92,1 х
72.1 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Ил. 31. Гоген Поль. Рынок (Ta Matete). 1892. Холст, масло. 73 х 92 см. Музей Орсе, Париж.
Ил. 32. Гоген Поль. Загадочная вода (Pape moe). 1893. Холст, масло. 99 х 75 см. Частное собрание.
Ил. 33. Рельеф храма Борободур. 750-850 гг. до н. э. О. Ява.
Ил. 34. Гоген Поль. Экзотическая Ева. 1890. Картон, гуашь. 42,8 х 25,1. Музей изобразительных искусств Пола, Хаконе.
Ил. 35. Гоген Поль. Сладостная Земля (Te Nave Nave Fenua). 1892. Холст, масло. 92 х 73,5 см. Художественный музей Охара, Курасики.
Ил. 36. Гоген Поль. Материнство. 1899. Холст, масло. 73,5 х 95,5 см. ГЭ, Санкт-Петербург.
Ил. 37. Мане Эдуард. Олимпия. 1863. Холст, масло. 130,5 х 190 см. Музей Орсе, Париж.
Ил. 38. Гоген Поль. Жена Короля (Te Arii Vahine). 1896. Холст, масло. 97 х 130. Пушкинский музей, Москва.
Ил. 39. Гоген Поль. Предки Техаманы (Merahi metua no Tehamana). 1893.
Холст, масло. 76 х 54 см. Институт искусств, Чикаго.
Ил. 40. Гоген Поль. Девушка с веером (Jeune fille a I'eventail). 1902. Холст, масло. 92 х 73 см. Музей Фолькванг, Эссен.
Ил. 41. Греле Луи. Тохотауа (Tohotaua). 1902. Фотография.
Ил. 42. Гоген Поль. Вайрамути (Vairaumati). 1897. Холст, масло. 73 х 94 см. Музей Орсе, Париж.
Ил. 43. Пюви де Шаванн Пьер. Надежда. 1871-1872. Холст, масло. 70,5 х 82 см. Музей Орсе, Париж.
Ил. 44. Гоген Поль. Королевский конец (Arii Matamoe). 1892. Холст, масло.
45.1 х 74,3 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Ил. 45. Гоген Поль. Восхитительные воды (Te papa nave nave). 1898. Холст, масло. 74 х 95,3 см. Частное собрание.
Ил. 46.Гоген Поль. О, Таити, чудесный край! Сбор плодов (Rupe Rupe). 1899.
Холст, масло. 128 х 190 см. Пушкинский музей, Москва.
Ил. 47. Гоген Поль. Две таитянские женщины (Les Seins aux fleurs rouges).. 1899. Холст, масло. 94 х 72,4 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Ил. 48. Гоген Поль. Адам и Ева. 1902. Холст, масло. 59 х 37,9 см. Музей Ордрупгаард, Копенгаген.
Ил. 49. Гоген Поль. Хина и Тефатоу (Hina tefatou). 1893. Холст, масло. 114 х 62 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Ил. 50. Делакруа Эжен. Алжирские