Введение
Глава 1. История изучения оформления фасадов памятников архитектуры
Москвы 1640-1670-х годов 5
1.1. Первый период. Дореволюционная историография (1840-1917) 5
1.2. Второй период. Советская историография (1917-1991) 13
1.3. Третий период. Современная историография (1991-2010-е) 22
Глава 2. Общее композиционное решение фасадов памятников архитектуры
Москвы 1640-1670-х годов 29
2.1 Проблема использования «ордерных» форм при оформлении фасадов
памятников архитектуры Москвы 1640-1670-х годов 29
2.2 Общее композиционное решение фасадов памятников архитектуры
Москвы 1640-1670-х годов 34
2.2.1 Сравнение декорирования фасадов памятников архитектуры
Москвы с памятниками архитектуры Ярославля 1640-1670 гг 40
Глава 3. Элементы оформления фасадов памятников архитектуры Москвы
1640-1670-х годов 42
3.1 Наличники 42
3.1.1 Типология наличников 42
3.1.2 Применение наличников 48
3.1.3 Сравнение с наличниками архитектурных памятников Ярославля. 52
3.2 Порталы 55
3.3 Изразцы 61
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложение
Древняя Русь долго приходила в себя после окончания Смутного времени. Внутренние политические противостояния и польско-шведская интервенция отрицательно отразились на развитии Московского государства. Это отразилось, прежде всего, на искусстве, в том числе и на зодчестве. В начале XVII века вся архитектурная деятельность сводилась к ремонтным работам разрушенных Смутой построек. В конце 1610-х - начале 1620-х годов появляются первые церковные постройки, продолжающие традиции предшествующих времён. Крупным событием стало возведение церкви Троицы в Никитниках (1631-1654), которая повлияла на развитие всей последующей архитектуры изучаемого периода в Москве. В 1640-е начинает формироваться новый стиль, который очень быстро развивается на общерусской почве. К 1670-м годам доходит до своей вершины, но в конце века уступает место «нарышкинскому барокко».
Этот период имеет огромное значение для понимания развития русского искусства, так как по окончании его происходит перелом и русскую архитектуру последующих периодов можно соотнести с общеевропейскими категориями, период древнерусской архитектуры заканчивается и наступает период русской архитектуры Нового времени. Многие исследователи называют новый стиль, образовавшийся в XVII веке, «московским узорочьем» за его живописность, обилие декора и сложность композиции. Именно система декорирования, как отличительная черта построек данного периода, и станет предметом данной работы. Актуальность данной работы связана с отсутствием в отечественной историографии специальных работ, посвящённых данной проблеме в целом.
Для того, чтобы было проще прослеживать историю развития и применения новых декоративных форм, нужно обозначить логику построения композиций («ордерную систему»), систематизировать основные элементы, объединив их по группам (наличники, порталы, изразцы), а также произвести типологизацию важнейшего элемента, образующего композицию декора фасадов - наличника. Чтобы понять, откуда зодчие брали новые элементы, нужно обратиться к истокам, к системе декорирования предыдущего периода. Также, несмотря на развитие общерусского стиля, следует обратиться к постройкам других городов, так как не только местные мастера перерабатывали столичный стиль под региональные особенности, но и в Москве работали мастера из других областей, в основном из Поволжья.
Основной целью работы представляется выявление основных принципов декорирования фасадов памятников архитектуры Москвы 1640-1670-х годов. В этой связи можно выделить следующие задачи: 1) изучить историю исследования новой декоративной системы 2) на основе работ исследователей обозначить основные концепции происхождения новых форм
3) проследить историю изучения проблемы использования «ордерных» форм
4) выявить общие композиционные особенности фасадов 5) типологизировать наличник как основной элемент композиции и проследить историю его развития 6) выявить разновидности форм и применение других важных элементов фасада, таких как порталы и изразцы 7) сравнить как они соотносились друг с другом 8) сопоставить систему декорации московских построек с постройками Ярославля. Объектом нашего исследования станут сохранившиеся церкви Москвы 1640-1670 гг. Чтобы выполнить поставленные задачи, мы будем использовать следующие методы: историографический анализ публикаций по теме, сравнительно-типологический подход - классификация элементов и сравнение их между собой.
В связи с этим выпускная квалификационная работа разделена на три главы. В первой будет рассмотрена история изучения новых декоративных форм, во второй будет рассмотрена проблема использования «ордерных» форм, также мы попытаемся выявить общие композиционные принципы, и сравнить их с принципами Ярославля данного времени, в третьей мы попытаемся типологизировать основные элементы и вывести основные принципы их использования.
В результате проведённой работы нам удалось установить, что чаще всего исследователи обращались к проблемам стиля и происхождения декоративного убранства. Концепций развития происхождения новых форм различными исследователями было выдвинуто много. В целом их можно разделить на две группы: о происхождении форм из народного зодчества и о заимствовании из западной архитектуры. Исследователи первой группы в основном развивали свои идеи в дореволюционное время и первые десятилетия после Великой Отечественной войны. Элементы народного творчества и деревянного зодчества, по их мнению, попадали в каменную церковную архитектуру с ростом купечества, представители которого стремились возводить более привычные им постройки и ориентировались на деревянную архитектуру. Сторонники концепции западных влияний считают, что новые элементы были привезены иностранными зодчими, которые в тот момент работали на Руси, и скопированы русскими мастерами. Начиная с 1970-х мнения исследователей разделились, одни считают, что новые элементы были взяты из архитектуры барокко, другие из зодчества эпохи Возрождения, третьи считают их наследием маньеризма. В последние десятилетия появляются компромиссные концепции, о принятии новых форм из западных источников, но использования их только в качестве образца.
Интерес к декоративным формам 1640-1670-х исследователи стали проявлять ещё в середине XIX века, отмечая их общее отличие от форм предыдущего столетия, а не изучая развитие элементов по отдельности. К ним впервые обратились в начале XX века, сначала в «Истории русского искусства», а затем Б. Эдинг посвятил наличникам отдельную статью. Впоследствии непосредственно к отдельным элементам, за исключением изразцов, долгие годы никто не обращался, в основном рассматривая их в работах, посвящённых системе декора в целом, а также стилистическим особенностям архитектуры данного периода. Исключение — работа С. С.
К проблеме существования ордера в древнерусской архитектуре XVII века обращались многие исследователи, однако работы, полностью посвящённой данной теме нет. Большинство авторов, исследуя происхождение и применение декоративных форм, лишь косвенно затрагивают данную проблему. «Ордерная» система XVII века имеет мало общего с ордерной системой XVI век, которая берёт свои истоки в итальянском возрождении. «Ордерные» формы были занесены после окончания Смутного времени иностранными мастерами через печатную графику в североевропейской модификации. К середине столетия от них остаются только полуколонки или пилястры по углам. Появление остальных приёмов ордерного построения носят эпизодический характер.
Главными элементами декоративной композиции фасадов являются наличники, порталы, колонки, карнизы и различные декоративные вставки в виде изразцов или лепки. В центре композиции как правило находился наличник или их группа, расположившиеся на верхнем ярусе. Оконные и дверные проёмы нижних ярусов часто располагаются в хаотичном порядке, что, вероятно, было продиктовано назначением внутренних помещений. Несмотря на двуярусность построек, фасад редко делится на ярусы карнизом, также редко встречаются вертикальные членения фасадов. Апсиды, как правило, одноярусные, в начале изучаемого периода украшались самыми скромными элементами, однако к 1670-м годам декоративные принципы основного объёма и восточного фасада объединяются. «Ордерные» элементы в качестве элементов заполнения больше распространены на тех фасадах, где декоративные формы менее богаты. Также следует отметить приём «плавающей симметрии», который позволяет иметь постройке выразительный вид с разных точек. Встречаются три цветовых решения: белый декор на белых фасадах, белые элементы на красных фасадах и цветные элементы (от 2 до 5 цветов) на белом фасаде.
При составлении типологии наличник был разделён на несколько составных элементов: рама, венчание, карниз. За основу была взята система, предложенная С. С. Попадюком в его работе, указанной выше. Каждую из частей мы изучили по отдельности, сравнивая различные формы как внутри группы, так и их соотношение с другими частями. Рамы были разделены на две группы, составные и несоставные. Для составных рам были выделены основные элементы, употребляемые при их построении, и приведены наиболее часто встречающиеся рамы. Венчания были разделены на 5 групп, из которых 4 являются вариацией кокошника, а 1 - треугольный фронтон в виде сандрика. Также изредка встречаются рамы без венчания. Также был выведен усреднённый тип карниза, верхнего и нижнего. При сопоставлении элементов друг с другом было выявлено, что чаще всего используются составные рамы, они встречаются почти со всеми типами завершения, а также венчание в виде одного кокошника, которое встречается со всеми типами рам. Для 1640-х характерны, в основном, простые рамы с завершением в виде сандрика. В начале 1650-х формы, встречающиеся ещё на фасадах церкви Троицы в Никитниках, начинают активно использоваться в церковном строительстве. В 1660-е развитие на время останавливается, зодчие возвращаются к более традиционным формам. В 1670-е происходит ещё один скачок в размерах окон, из-за этого наличник начинает казаться мелким и зодчие начинают пускать по контуру узоры, чтобы укрупнить его.
Ещё одним значимым элементом был портал, который начинает активно использоваться в 1660-е годы и может быть разделён на два вида: раннемосковский и «фряжский». Внешний вид портала часто зависел от наличника, и, несмотря на целостность раннемосковских прототипов, под воздействием декора наличника портал к концу 1670-х годов приобретает дробные формы. В это же время, в связи с развитием производства, всё чаще на фасадах появляются изразцы, в основном в верхних частях здания: пояса барабанов, карнизы, заполнение кокошников. Большинство имеет схожее наполнение, т. к. мотивов, использованных для данных целей, известно мало (геометрические узоры, птицы, вазы с фруктами, павлиное око) и они повторяли друг друга, а изготавливать изразцы специально под постройку начнут позже. Однако, несмотря на своё однообразие, изразец привносил в каждую постройку индивидуальность благодаря различному их расположению и раскраске.
Несмотря на существование общерусского стиля, развитие новых форм в столице и в регионах несколько различалось. Так в Ярославле новые формы наличников были применены к апсидам сразу и в последнюю очередь к верхним окнам основного объёма. Внешние порталы почти не встречаются, а изразцовый декор получил более широкое применение. Новые формы в Ярославль были занесены из Москвы уже в обрусевшем виде и заново обрабатывались местными мастерами, многие из которых затем были приглашены в Москву для строительства построек в столице. Также новые формы развивались в Ярославле медленнее, что позволяет более подробно изучить ход развития наличника. Таким образом, изучая развитие новой декоративной системы в Москве, следует сравнивать те же процессы с наличниками в других регионах, чтобы лучше понять ход развития.
Таким образом, нами был исследована декоративная система 1640-1670¬х гг. на примере московских памятников, однако некоторые проблемы требуют дополнительного изучения, такие как более конкретное изучение происхождения новых форм и «ордерной» системы, более детальное рассмотрение дополнительных элементов системы, взаимоотношения декора основного объёма с декором периферийных зон, взаимоотношение московской системы декорирования с системами других регионов.
1. Алпатов М. В. Русское искусство с древнейших времён до начала XVIII века // Всеобщая история искусств. М., 1955.
2. Баранова С. И. К вопросу об изучении ярославского изразца // XVI научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2012. С. 5-28.
3. Баранова С. И. Московский архитектурный изразец XVII века. М., 2013.
4. Баталов А. Л. Особенности «итальянизмов» в московском каменном зодчестве рубежа XVI-XVII вв. Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 238-245.
5. Блинова Е. К. Пути вхождения ордерной системы в русскую архитектуру // Вестник славянских культур. Вып. XII. Т.3. М., 2011. С.92-99.
6. Брайцева О. И. Некоторые особенности ордерных композиций в русской архитектуре рубежа XVII-XVIII вв. // Архитектурное наследство. Вып.
18. М., 1969. С. 45-60.
7. Бусева-Давыдова И. Л. Архитектура XVII века // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М., 1996. С. 426-457.
8. Бусева-Давыдова И. Л. Декор русской архитектуры XVII века и проблемы стиля // Архитектурное наследство. М., 1995. Вып. 38. С. 38¬49.
9. Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании. Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990. С. 107-117.
10. Брунов Н. И. К вопросу о так называемом русском барокко // Барокко в России. М., 1926. С. 43-55.
11. Вагнер Г.К. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме) // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 22-38.
12. Виппер Б. Р. Русская архитектура XVII века и её историческое место // Архитектура русского барокко. М., 1978. С. 9-28.
13. Гнедич П.П. История искусств. Т.1-3. СПб, 1897.
14. Гуляницкий Н.Ф. Традиции классики и черты Ренессанса в архитектуре Москвы XV-XVII вв. // Архитектурное наследство. М., 1978. Вып. 26. С. 13-30.
15. Забелин. И. Е. Русское искусство: черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900.
16. Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России // Барокко в России. М., 1926. С. 13-42.
17. Ильин М. А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966.
18. История русской архитектуры // Под. ред. С. В. Безсонова. М., 1956.
19. История русского искусства // Под. ред. И. Э. Грабаря. Т.2. М., 1911.
20. История русского искусства // Под. ред. И. Э. Грабаря. Т.4. М., 1959.
21. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 142.
22. Красовский М. В. Очерки истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911.
23. Куглер Ф. Руководство к истории искусства. В 2-х т. М., 1869.
24. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. М., 1983.
25. Некрасов А. И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII века. М., 1936.
26. Павлинов А. М. История русской архитектуры. М., 1894.
27. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2. М., 1994. С. 503-504.
28. Попадюк С. С. Архитектура московского бесстолпного храма XVII в.: церковь Троицы в Никитниках // Культура средневековой Москвы XVII в. М., 2000. С. 96-137.
29. Попадюк С. С. Архитектурные формы «холодных» храмов «ярославской школы» // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С. 64—91.
30. Попадюк С. С. Теория неклассических архитектурных форм. М., 1998.
31. Попадюк С. С. Общность развития декоративных форм в русской и польской архитектуре XVI—XVII вв. // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976. С. 176-186.
32. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб, 1993.
33. Розанов Н. П. Описание московских церквей, учиненное московской консисториею в 1817 г. с показанием, когда церкви построены и от чего имеют название своей местности. М., 1875.
34. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества // сост. А. Мартынов. М., 1847.
35. Седов В. В. Маньеризм первых Романовых [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://www.projectclassica.ru/school/04_2002/school2002_04_01a.htm (дата обращения: 05.05.2017)
36. Снегирёв И. М. Памятники московской древности. М., 1842-1845.
37. Тарабарина Ю. В. Церковь Покрова в Рубцове. Реминисценции годуновской архитектуры в раннем зодчестве времени царя Михаила Фёдоровича [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archi.ru/files/publications/virtual/tarabarina.htm (дата обращения: 10.05.2017)
38. Фёдоров А. Е. Симметрия и искажения в русской традиционной архитектуре. М., 2013. С. 34.
39. Хайт В. Л. Об архитектуре, её истории и проблемах. М., 2003. С. 69.18. М., 1969. С. 45-60. С. 45.
40. Чиняков А. Г. Архитектура эпохи централизованного Русского государства (со второй половины XV до конца XVII в.) // История русской архитектуры. М., 1956. С. 87-228.
41. Эдинг Б. Очерки древнерусской архитектуры // София. М., 1914. №2. С. 19-33.