Введение
Глава I. Особенности рекламного дискурса 6
1.1 Определение понятия «реклама» 6
1.2 Определение понятия «дискурс» 8
1.3 Особенности рекламного дискурса 13
Глава II. Особенности феминизма 16
2.2 Средства выражения феминизма в современном немецком языке
Вывод по теоретической части 23
Глава III. Анализ немецкой печатной рекламы 26
3.1 Анализ печатной рекламы в журнале «Der Spiegel» за 2015 - 2017 гг 27
3.2 Анализ печатной рекламы в журнале «Neon» за 2015 - 2016 гг
Вывод по практической части 55
Список использованной литературы
Борьба женщин за свои права, которая на сегодняшний день называется феминистским движением, началась в конце XIX века и продолжается до сих пор. На момент первой волны феминизма основной задачей участниц данного движения стала борьба за политические и экономические права. Сейчас уже идет 4 волна феминизма, формирование которой пришлось на финансовый кризис, вследствие чего активистки выступали против сокращения рабочих мест и более настойчиво заявляли о своем независимом финансовом положении. По сравнению с первой волной, нынешнее проявление феминизма уже давно вышло за рамки политического и экономического равноправия. Вследствие этого феминизм начал внедряться в самые различные сферы жизни.
Актуальность работы обусловлена ростом мировой популярности феминистского движения, которое оказывает влияние не только на социальную жизнь, но и на другие сферы жизни, в частности на язык и рекламные объявления.
Цель данной работы - анализ особенностей отражения феминизма в современном немецком рекламном дискурсе.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
1. дать определение понятию реклама;
2. дать определение понятию рекламный дискурс и рассмотреть его особенности;
3. рассмотреть происхождение и трактовку термина феминизм;
4. рассмотреть лингвистические и нелингвистические средства выражения феминизма в современном немецком языке;
5. отобрать рекламные объявления в журналах «Der Spiegel» и «Neon» за 2015, 2016 и 2017 года;
современном немецком печатном дискурсе.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды таких ученых, как Э. Бенвенист, В.Г. Борботько, Т. Ван Дейк, В.В. Карасик, Ф. Котлер, Ж. Ламбен.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может помочь корректно составлять рекламные объявления, чтобы избежать конфликтов и недопонимания на почве феминистского движения.
Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе даются определения таких понятий, как реклама и рекламный дискурс, рассматривается происхождение и трактовка термина феминизм, определяются лингвистические и нелингвистические средства выражения феминизма в современном немецком языке, а также выявляются особенности рекламного дискурса.
Во второй главе проводится анализ рекламных объявлений из журналов «Der Spiegel» и «Neon» за 2015, 2016 и 2017 года на наличие особенностей отражения феминизма.
В заключении подводятся итоги и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Целью выпускной квалификационной работы было проанализировать особенности отражения феминизма в современном немецком рекламном дискурсе (на примере рекламных объявлений в журналах «Der Spiegel» и «Neon»).
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. дано определение понятию реклама;
2. дано определение понятию рекламный дискурс;
3. рассмотрены особенности и структура рекламного дискурса;
4. рассмотрено происхождение и трактовка термина феминизм;
5. рассмотрены лингвистические средства выражения феминизма в современном немецком языке;
6. отобраны рекламные объявления в журналах «Der Spiegel» и «Neon» за 2015, 2016 и 2017 года;
7. проанализированы данные объявления на наличие особенностей отражения феминизма.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. количество рекламы, содержащей проявление феминизма в журнале «Der Spiegel», составляет 5% от общего количества. Данное соотношение исходит из того, что в современном немецком рекламном дискурсе не так сильно распространено проявление феминизма, как в других сферах жизни. Это происходит потому, что не все товары нацелены на сильных и независимых женщин. Главная цель рекламодателя - это заинтересовать как можно больше потенциальных покупателей, а не только активисток феминистского движения;
2. количество рекламы, содержащей проявление феминизма в журнале «Neon», составляет 1% от общего количества. Данное соотношение исходит не только из того, что в современном немецком рекламном дискурсе не так сильно распространено проявление феминизма, но, а также из того, что в отличие от журнала «Der Spiegel», данный журнал является молодежным и содержит статьи, направленные именно на эту аудиторию, для которой проявление феминизма не характерно. Нераспространенность феминизма в рекламе происходит по той же причине, что и в журнале «Der Spiegel»: общий охват целевой аудитории рекламных объявлений;
3. в основном проявление феминизма происходило посредством визуальных образов сильной и независимой женщины, поэтому графических средств используется намного больше, нежели лингвистических. Из лингвистических особенностей нам удалось найти употребление феминитивов, а так же прилагательных типа «stark» и «cool», которые свидетельствуют о подчеркивании силы и независимости в характере женщин;
4. не все товары, рекламирующиеся в журнале, были направлены именно на женщин. Поэтому образ женщин в рекламе - это не только показатель проявления феминизма, но и средство для привлечения внимания мужской аудитории с целью осуществления удачной продажи;
5. много рекламных объявлений было связано с рынком труда. Причиной тому стала 4 волна феминистского движения, сформировавшаяся во время финансового кризиса. Вследствие чего активистки феминистского движения стали выступать против сокращения рабочих мест;
6. для рекламного дискурса характерны броскость, образность и сжатость информации. Вследствие чего проявление феминизма достигается не за счет текста, а чаще за счет графических изображений. Это связано с языковой экономией и привлечением внимания к изображениям.
1) Алексеев, А. П. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев. - М.: Наука. 1997. - 154 с.
2) Беневист, Э. Общая лингвистика / Э. Беневист. - М.: Либроком. 2010. - 432 с.
3) Борботько, В. Г. Элементы теории дискурса / В. Г. Борботько. - М.: Издательство государственный Чечено-Ингушского университета РСФСР, 1981. - 311 с.
4) Брандт, Г. А. Философская антропология феминизма. Природа женщины / Г. А. Брандт. - М.: Наука, 2006. - 285 с.
5) Ван Дейк, Т. А. К определению дискурса / Т. А. Ван Дейк. - М.: Сэйдж пабликэйшнс, 1998. - 472 с.
6) Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
7) Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: КомКнига, 2006. - 144 с.
8) Гийому, Ж. О новых приёмах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса / Ж. Гийому. - М.: Прогресс, 1999. - 124 с.
9) Гольман, Н. А. Практика рекламы / Н. А. Гольман, Н. С. Добробабенко. - М.: Наука, 1991. - 107 с.
10) Дейлян, А. Реклама: пер. с фр. / А. Дейян. - М.: Сирин, 2002. - 144 с.
11) Демьянков, В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В. З. Демьянков. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. - С. 239-320
12) Джери, Д. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Д. Джери. - М.: Вече, 1991. - 129 с.
13) Жеребкина, И. М. Теория и история феминизма / И. М. Жеребкина. - М.: Прогресс, 1996. - 87 с.
14) Иполатова, С. А. Самосознание женщин как фактор обновления общественного строя / С. А. Иполатова. - М.: Наука, 1997. - 163 с.
15) Касавин, И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка / И. Т. Касавин. - М.: Канон, 2008. - 544 с.
16) Келлер, Р. Языковые изменения. О невидимой руке в языке: пер. с фр. / Р. Келлер. - М.: Вече, 1997. - 287 с.
17) Клименко, Т. А. Феминизм // Словарь гендерных терминов / Т. А. Клименко. - М.: Эксмо, 2002. - 244 с.
18) Колокольцева, Т. Н. Рекламный дискурс и рекламный текст / Т. Н. Колокольцева. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 296 с.
19) Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - М.: Вильямс, 2002. - 813 с.
20) Кутлалиев, А. П. Эффективность рекламы / А. П. Кутлалиев, А. С. Попов. - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.
21) Ламбен, Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ж. Ламбен. - М.: Астрель-СПБ, 2011. - 721 с.
22) Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
23) Мещеряков, Н. Л. Малая советская энциклопедия / Н. Л. Мещеряков. - М.: Советская энциклопедия, 1931. - 531 с.
24) Николаева, Т. М. Краткий словарь лингвистики / Т. М. Николаева. - М.: Прогресс, 1978. - 480 с.
25) Орлов, Г. А. Современная английская речь / Г. А. Орлов. - М.: Высшая школа, 1991. - 240 с.
26) Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь / Г. В. Осипов. - М.: НОРМА, 2000. - 412 с.
27) Рожков, И. Я. Международное рекламное дело / И. Я. Рожков. - М.: ЮНИТИ, 1994. - 270 с.
28) Розен, Е. В. Новые слова и устойчивые словосочетания в немецком языке / Е. В. Розен. - М.: Прогресс, 1991. - 261 с.
29) Рубанцева, Т. А. Философия феминизма и культура / Т. А. Рубанцева. - М.: РАН, 1998. - 325 с.
30) Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века: Сб. ст. / Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: РГГУ, 1995. - C. 35-73.
31) Сыров, И. А. Способы реализации категории связанности в художественном тексте / И. А. Сыров. - М.: Москва, 2006. - 349 с.
32) Успенская, В. И. Феминизм до феминизма: идеи равноправия полов в истории европейской социальной мысли / В. И. Успенская. - М.: Тверь, 2000. - 341 с.
33) Фурье, Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб / Ш. Фурье.
- М.: Эксмо, 2000. - 163 с.
34) Чернявская, В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого восприятия / В. Е. Чернявская. - М.: Флинта, 2006. - 136 с.
35) Юкина, И. И. Русский феминизм как вызов современности / И. И. Юкина. - М.: Аврора, 2007. - 274 с.
36) Ярцева, В. Н. Большой энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева.
- М.: Большая русская энциклопедия, 1998. - 389 с.
37) Biskupek, M. Was heiBt eigentlich «DDR»? Bomische Dorfer in Deutsch & Geschichte / М. Biskupek. Verlag: Berlin, 2003. - 264 c.
38) Dietrich, M. Gerechtigkeit gegenuber jedermann. Sprachliche Gleichbehandlung am Beispiel der Verpassung des Landes Niedersachsen / M. Dietrich. Verlag: Leipzig, 2000. - 193 c.
39) Habermas, J. Erlauterungen zum Begriff des kommunikativen Handelns / J. Habermas. Verlag: GNN, 1989. - 600 с.
40) Hellinger, M. Feministische Sprachpolitik und politische Korrektheit - der Diskurs der Verzerrung / M. Hellinger. Verlag: Leipzig, 2000. - 343 c.
41) Kinne, M. Worterbuch des DDR-Wortschatzes / M. Kinne. Verlag: Dusseldorf, 1980. - 294 c.
42) Marshal, G. The Concise Oxford Dictionary of Sociology / G. Marshal. Press: Oxford University Press, 1984. - 486 c.
43) Wolf, B. Sprache in der DDR: ein Worterbuch / B. Wolf. Verlag: Gruyter, 2000. - 571 c.
Электронные ресурсы
44) Темкина, А. А. Феминизм: Запад и Россия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.a-z.ru/women/texts/temkir-1.html
45) Успенская, В. И. Суфражизм в истории феминизма. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.a-z.ru/women/texts/sufrr.html
46) Федеральный закон "о рекламе", N 38-ФЗ | СТ. 3. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.zakonrf.info/zoreklame/3/
47) Хурматулина, А. К. Понятие дискурса в современной лингвистике. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZponyatie- diskursa-v-sovremennoy-lingvistike
48) Чикалова, И. Р. Женщины в истории: возможность быть
увиденными. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.
genderstudies. info/sbomik/vozmoi/4. html
Учебники и учебные пособия
49) Айвазова, С. Г. Гендерные аспекты политической социологии : учеб. пособие / С. Г. Айвазова. - М.: РОССПЭН, 2012. - 423 с.
50) Алефиренко, Н. Ф. Текст и дискурс : учеб. пособие для магистрантов / Н. Ф. Алефиренко, М. А. Голованова, Е. Г. Озерова, И. И. Чунак-Жизнь. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 232 с.