Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИОННО- ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕЙ

Работа №73723

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы147
Год сдачи2020
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие и структура мотивационно-потребностной сферы личности 8
1.2 Экзистенциальные ценности как высшие элементы ценностной системы
личности 21
1.3 Особенности экзистенциальных ценностей и мотивационно -
потребностной сферы юношей до брака 31
2. Эмпирическое исследование особенностей экзистенциальных ценностей и мотивационно-потребностной сферы юношей до брака и юношей в браке ... 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты исследования и их анализ 43
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В настоящее время значительные структурные преобразования в социуме привели к изменениям индивидуальных ценностей молодого поколения. Современный кризис ценностей вкупе с отсутствием единых представлений об одобряемом поведении, со значительным выбором моделей поведения, тенденциями к изменению социальных норм и стратегий поведения, сопровождается динамичной реакцией молодежи на перемены. При этом именно в юношеском возрасте происходит активное формирование системы личностных смыслов и смысловых структур (Д.А. Леонтьев, С.В. Кривцова, С.Н. Сорокоумова, С.М. Жучкова, В.П. Исаев, И.В. Арендачук, Ю.С. Вознюк и др.).
В юношеском возрасте, когда в основном уже сформирована ценностно¬смысловая сфера личности, основополагающей задачей является поиск партнера, также остро встают вопросы вступления в брак и создания семьи. В данном вопросе именно экзистенциальная сфера, отражающая человеческое сознание, выполняет функцию отбора идей и ценностных ориентиров личности. Реализация личностной экзистенции происходит только при учете внешних условий и требований реальности в собственных решениях и деятельности при одновременном внесении в свои решения своих взглядов и позиций . Вопросы экзистенциальных ценностей молодежи рассматривают в своих работах И.В. Арендачук, Л.В. Баева, Л.А. Пергаменщик, Н.Л. Пузырева, В.В. Шарок, И.А. Сергеева, В.В. Хустова и др.
При этом отношение к вступлению в брак и к семье в юношеском возрасте достаточно упрощено и отличается легкомыслием, юноши во многом не задумываются над принятыми решениями, не имеют четких представлений о семейной жизни, причем отсутствие реальных представлений у молодежи о браке приводит к таким негативным последствиям, как разводы, неполные семьи, проблемные семьи и др. Недостаточная психологическая готовность к браку и семейной жизни приводит к психологическим перегрузкам, завышенным требованиям к партнеру конфликтам, разрушающих пару. (В.П. Кравец, В.А. Петалудзе, А.А. Василенко, А.В. Лошкарев, Д.А. Донцов, И.А. Ерина, Т.А. Гурко, М.С. Мамиконян, В.С. Каминский и др.).
Происходящие преобразования указывают на необходимость актуализации требований к духовному потенциалу личности, к формированию адекватной мотивации к вступлению в брак. Данная сфера находится в тесной взаимосвязи с иерархией мотивов юношей, детерминируя выбор мотивов в соответствии с преобладающими ценностями. Поэтому крайне важен учет особенностей ценностной и мотивационно-потребностной сфер юношеского возраста, в котором индивиды часто нравственно не готовы к браку, имеют несистематизированные представления о нем, часто осознают лишь внешнюю сторону брака .
Духовный потенциал личности в современном социуме становится важным аспектом личностного развития, одним из условий которого является наличие у индивида таких общечеловеческих ценностей, как экзистенциальные. Последние характеризуют целый комплекс терминальных ценностей, детерминирующих единую ценностную структуру отдельно взятой личности и социума. Условиями, необходимыми для осуществления экзистенции, являются фундаментальные экзистенциальные мотивации индивида, неисполненность которых приводит к негативным последствиям в личностном взаимодействии, к невозможности видеть свои возможности, переосмысливать свои цели, к неспособности устанавливать прочные отношения . Мотивационно-потребностная сфера определяет дальнейшее личностное развитие юношей, детерминируя структуру ведущей деятельности возраста. Это подчеркивают в своих исследованиях мотивации достижения
успеха и мотивации избегания неудач Е.М. Рожков, И.А. Бирюкова, И.В. Смолярчук, О.В. Удовиченко, С.В. Быков, Л.Я. Зобнина, Л.М. Хабаева, Е.Г. Сиукаева, О.В. Тимофеева, Ю.Е. Водяха, и др.
Цель исследования исследовать экзистенциальные ценности и смысложизненные ориентации в ракурсе мотивационно-потребностной сферы юношей из двух групп: не состоящих и состоящих в браке.
Объектом исследования мотивационно-потребностная сфера личности юношей.
Предмет исследования связь показателей экзистенциальных ценностей, смысложизненных ориентаций и мотивации у мужчин юношеского возраста.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы изучения экзистенциальных ценностей в ракурсе мотивационно-потребностной сферы юношей до брака;
2) определить понятие и структуру мотивационно-потребностной сферы личности;
3) раскрыть психологические особенности юношеского возраста, а также аспекты вступления в брачные отношения мужчин юношеского возраста;
4) рассмотреть экзистенциальные ценности как высшие элементы ценностной системы личности;
5) выявить особенности экзистенциальных ценностей и мотивационно- потребностной сферы юношей до вступления в брачные отношения;
6) спланировать и провести эмпирическое исследование особенностей экзистенциальных ценностей и мотивационно-потребностной сферы юношей до бракосочетания и юношей, состоящих в брачных отношениях;
7) проанализировать результаты исследования.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на значительное количество научных исследований по вопросам различных аспектов экзистенции, экзистенциальных ценностей, брачных взаимоотношений в юношеском возрасте, мотивационно-потребностной сферы юношей, тем не менее, в литературе в недостаточной мере раскрыты подходы к изучаемой проблеме, вопросы взаимосвязи экзистенциальных ценностей в ракурсе мотивационно-потребностной сферы юношей до брака. Мужчины юношеского возраста зачастую отличаются несформированным отношением к браку, не осознают его значимости, видят только его внешние атрибуты.
Гипотеза исследования:
1) существуют различия в показателях личностных особенностей, мотивации, смысложизненных ориентаций, экзистенции у юношей до брака и у юношей, вступивших в брак.
2) существует взаимосвязь между мотивацией, экзистенцией и смысложизненными ориентациями у мужчин юношеского возраста до брака.
В исследовании нами применялись следующие методические приемы:
1) Обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирический метод, содержащий комплекс психодиагностических методик;
3) Методы математико-статистической обработки результатов исследования
Применялись следующие методики исследования:
1) тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева для оценки «источника» жизненного смысла личности;
2) опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха;
3) опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач;
4) методика «Шкала экзистенции» (ША) А. Лэнгле и К. Орглер для диагностики осмысленности жизни;
5) методика «Большая пятерка» («The big five locator») для диагностики личностных характеристик испытуемых по пяти факторам личности Р. МакКрае и П. Коста.
База исследования: исследование проводилось на базе завода теплоизоляционных материалов ООО «Агидель» г. Благовещенск.
В исследовании принимали участие 60 мужчин юношеского возраста в возрасте от 19 до 23 лет. Первая группа представлена 30 юношами, не состоящими в браке, вторую группу составили мужчины юношеского возраста в количестве 30 человек, вступившие в брак.
Исследование проводилось в 2020 г.
Теоретическую основу исследования составляют
общепсихологические принципы: принципы развития, принцип
детерминизма, принцип системного подхода к изучению психических явлений, антропологический и исторический подходы к изучению человека.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации информации по проблеме исследования, в теоретическом анализе различных аспектов ценностной и мотивационной сферы личности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных материалов в деятельности психологических служб при исследовании брачных отношений лиц юношеского возраста. Результаты исследования могут использоваться в систематизации знаний в области психологии и социальной педагогики, в возможности применения материалов исследования в работе психологов по проблемному консультированию, в работе по реализации путей и средств управления процессом развития социально адаптированной и всесторонне развитой личности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании проводилось изучение экзистенциальных ценностей в ракурсе мотивационно-потребностной сферы юношей до брака. Проведен провести теоретический анализ проблемы изучения экзистенциальных ценностей в ракурсе мотивационно-потребностной сферы юношей до брака, определено понятие и структуру мотивационно- потребностной сферы личности, раскрыты психологические особенности юношеского возраста, а также аспекты вступления в брак мужчин юношеского возраста, рассмотрены экзистенциальные ценности как высшие элементы ценностной системы личности, выявлены особенности экзистенциальных ценностей и мотивационно-потребностной сферы юношей до брака. Спланировано и проведено эмпирическое исследование особенностей экзистенциальных ценностей и мотивационно-потребностной сферы юношей до брака и юношей в браке, проанализированы результаты исследования.
Проведенное исследование позволило подтвердить следующие диагностические гипотезы:
1) имеются достоверные различия в показателях экзистенциальной
исполненности (самодистанцировании, самотрансценденции,
персональности) у юношей, не состоящих в браке и у молодых мужчин, вступивших в брак;
2) имеются достоверные различия в показателях личностных свойств (экстраверсии, привязанности) у юношей, не состоящих в браке и у молодых мужчин, вступивших в брак;
3) имеются достоверные различия в показателях смысложизненных ориентаций (целях, результате) у юношей, не состоящих в браке и у молодых мужчин, вступивших в брак.
4) существует взаимосвязь между мотивацией к избеганию неудач и экзистенциальными ценностями в юношеском возрасте;
5) существует взаимосвязь между мотивацией к достижению успеха и экзистенциальными ценностями в юношеском возрасте;
6) существует взаимосвязь между экзистенциальными ценностями и смысложизненными ориентациями в юношеском возрасте (самотрансценденцией и результатом, самотрансценденцией и процессом жизни).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Юношескому возрасту присуща дезинтеграция в мотивационно - личностной сфере, конфликтность своего «Я», недовольство текущей ситуацией, выражены потребности в признании и достижении, при этом потребность в познании и позитивное отношение к учебе выражено в недостаточной мере. Переживая индивидуальные отношения с миром, человек обретает смысл своего бытия, находит только ему присущие способы поведения, наилучшим образом отвечающие психологическому содержанию его потребностей, интересов, ценностей.
Юношеский возраст является сензитивным периодом развития семейных ценностей. С возрастом для юношей ценность семьи приобретает все большее значение. В юношеском возрасте формируется образ будущего брачного партнера - это субъективное идеальное представление психофизических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и духовных черт желаемого супружеского партнера, которое формируется в результате интериоризации и отображения признаков, структурных характеристик и отношений известных субъекту брачных пар.
Психологическая готовность к браку - это интегрированное психологическое образование, включающее устойчивую положительную мотивацию к заключению брака, с другой - это процесс и результат деятельности личности по формированию семейных отношений. Готовность к браку формируется в процессе подготовки к брачно-семейным взаимоотношениям и является ее результатом. При этом в юношеском возрасте готовность к браку и семье в единстве всех ее компонентов еще не достигнута.



1. Арендачук И. В. Ценностно-смысловые факторы социальной активности молодежи в разных условиях жизнедеятельности// Известия Саратовского университета. - 2018. - № 4. - С. 346-358.
2. Баева Л.В. Ценности как экзистенциальный выбор// Ценности и смыслы. - 2011. - № . 6 (15). - С. 108-114.
3. Бесчвертная А.А., Петалудзе В.А., Тулузакова Н.А. Отношение к ценности семьи и брака в студенческой среде//БМИК. - 2015. - № 12. - С. 1557-1557.
4. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты//Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1. - С. 147-153.
5. Василенко А.А., Лошкарев А.В. Возраст для вступления в брак. Ранние браки// Academy. - 2016. - № 11 (14). - С. 63-66.
6. Водяха Ю.Е., Марамыгина Е.Л. Самоатрибуция мотивации достижения// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 17. - С. 20-26.
7. Вознюк Ю.С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 9-10 (55). - С. 42-49.
8. Ворокова Н.Х. Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся колледжа на основе использования проблемных жизненных ситуаций: автореф. дисс. к.п.н. - Нальчик, ФГБОУ ВПО КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2012. - 23 с.
9. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации//Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. - С. 38-53.
10. Горская Н.Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности//Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 1 (96). - С. 217-221.
11. Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда /Р.В. Губарев// Вестник УГНТУ. - 2014. - №1 (7). - С.239-246.
12. Гурко Т.А., Мамиконян М.С. Установки студентов в брачно-семенной сфере и отношениях между полами//Вестник Института социологии. - № 2018. - № 4. - С. 192-226.
13. Гурко Т. А. Развитие брачно-семейных отношений в России и
реализация семейной политики // Социологическая наука и социальная практика. - 2017. - Том 5. № 3. С. 51-71. DOI:
https://doi.Org/10.19181/snsp.2017.5.3.5355 [Дата обращения:
12.03.2020].
14. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста// Образовательные технологии (г. Москва). -
2013. - № 2. - С. 34-42.
15. Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки студенческой молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 46-161.
16. Ерина И.А. Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям//Гуманитарные науки. - 2018. - № 4 (44). - С. 135¬140.
17. Зобнина Л.Я. Исследование мотивации достижения// Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2009. - № 2-1. - С. 221-226.
18. Жучкова С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч. - практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 23-34.
19. Иванова В.А.. Мотивация в структуре субъектности// Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2014. - № 13 (184). - С. 334-339.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с
21. Карпушкина Т.В. Исследование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте//Мир науки, культуры, образования. - 2014 - № 2(45) - С. 212-214.
22. Кокоева Р.Т. Актуальные проблемы экзистенциальных категорий в
современной психологии // Фундаментальные исследования. - 2014. -
№ 6. - С. 1307-1309.
23. Косолапов А.Н. Мотивация достижения как основа профессионально - ценностной установки// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 5. - С. 102-104.
24. Кривцова С.В., А. Лэнгле, К. Орглер Шкала экзистенции (Existenzskala) /С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. - 2009. - № 1. - С. 141-170.
25. Кузьмен О.В. Работа, профессиональное образование, семья в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи России // Мониторинг общественного мнения: электронный журнал.
2014. № 1 (119). С.144-151.
26. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 67-80.
27. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С. 3-27.
28. Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. - 2014. - № 1. - С. 104-116.
29. Лихачева, Э.В. Экзистенциальная исполненность, смысложизненные ориентации и уровень субъективного контроля у мужчин и женщин / Э.В. Лихачева, Т.Ю, Турчина, О.В, Липнухова // Инновационная наука. - 2015. - №8-1. - С.156-160.
30. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как
действенная структура экзистенциально-аналитической терапии //
Psichoterapija. - 2004. - № 4. - С. 41-48.
31. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) - М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. - 22 с.
32. Мешков Н.И. Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии//Интеграция образования. - 2015. - № 1 (78). - С. 37-43.
33. Олейников А.А., Алещенков В.А. Некоторые вопросы свободы духовно - нравственного выбора (к вопросу о том, какие принципы жизнедеятельности выбирает современная молодежь в России) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 11. - С. 96-97.
34. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых// Современная наука. - 2014. - № 3. - С. 44-46.
35. Сергеева И.А., Кустова В.В. Ценностно-смысловая сфера личности студентов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 6. - С. 145-151.
36. Сердюкова Е.Ф. Нравственный компонент готовности молодых людей к вступлению в брак (на примере студенческой молодежи чеченской Республики)// Научный диалог. - 2014. - № 3 (27). - С. 86-91.
37. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. К проблеме развития духовно - нравственных ценностей личности // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - №2-3. - С.695-700.
38. Сулимов, В.А. Самотрансценденция и преодоление: аспекты смысловой деятельности / В.А. Сулимов // Человек. Культура. Образование. - 2018. - № 1 (27). - С. 40-48.
39. Тетерина Е.А., Питерова А.Ю. К вопросу о ценностных ориентациях молодежи//Наука. Общество. Государство. - 2013. - № 2 (2). - С. 189-193.
40. Хаернасова Э.Ф. Понимание ценностей в юношеском возрасте// Достижения вузовской науки. - 2013. - № 7. - С. 188-192.
41. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19-1. - С. 82-97.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ