Введение 4
1. Теоретические основы повышения производительности труда с
использованием беспилотных летательных аппаратов
1.1 Направления повышения производительности труда на
предприятиях воздушного транспорта
1.2 Использование беспилотных летательных аппаратов в отраслях
экономики: область применения, требования
1.3 Законодательная база использования беспилотных летательных
аппаратов в деятельности хозяйствующих субъектов
2. Анализ экономической деятельности ПАО «Аэропорт «Кольцово»
2.1 Краткая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ персонала предприятия 32
2.3 Анализ финансового положения предприятия 37
3. Мероприятия по внедрению беспилотных летательных
аппаратов в деятельность ПАО «Аэропорт «Кольцово»
3.1 Экономический расчет использования БПЛА в системе охраны
территории аэропорта
3.2 Экономический расчет использования БПЛА в
орнитологической службе аэропорта
Заключение 62
Список использованных источников
Приложение
Проблема повышения производительности труда актуальна в связи с существованием приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (срок реализации - с сентября 2017 г. по декабрь 2025). Основной целью данной программы является реализация региональных программ повышения производительности труда и поддержки занятости, которые позволят повысить производительность труда на предприятиях-участниках не менее, чем на 30%.
На сегодняшний день на отечественных предприятиях повышение производительности труда с помощью применения беспилотных летательных систем не является приоритетным методом. Изучение состояния проблемы использования беспилотных летательных аппаратов в целях повышения производительности труда на воздушном транспорте позволило выявить ряд проблем, среди которых отсутствие, в отличие от мировой практики, широкого использования беспилотников на предприятиях; недостаточный уровень законодательного регулирования данного вопроса; отсутствие конкретно сформулированных подходов использования беспилотных летательных аппаратов.
Объектом исследования является аэропортовое предприятие ПАО «Аэропорт «Кольцово». Предмет исследования - деятельность предприятия, в процессе которой возможно использование беспилотных летательных аппаратов. Целью исследования является разработка направлений по повышению производительности труда на ПАО «Аэропорт Кольцово» с использованием беспилотных воздушных систем.
Для достижения поставленной цели был сформирован ряд задач:
- выявить направления повышения производительности труда на предприятиях воздушного транспорта;
- обобщить опыт использования беспилотных летательных аппаратов, рассмотрев область применения, законодательные основы, подготовку кадров;
- провести анализ экономической деятельности предприятия;
- экономически обосновать направления по использования беспилотных летательных аппаратов в деятельности аэропортового предприятия для повышения производительности труда.
Источниковой базой исследования является следующее:
- паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости»;
- правила учета беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограмм (Федеральное агентство воздушного транспорта);
- заседание президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам;
- деловой авиационный портал «Авиатранспортное обозрение».
Выбор методов исследования определяется спецификой объекта и предмета исследования, характером представленных задач, а так же источниковой базой. В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Синтез и интерпретация полученных данных: вычисление и систематизация существующей информации; сопоставление и обобщение сведений; теоретический анализ;
2. Эмпирические методы: сравнительный метод (непосредственное выявление общих и отличительных характеристик современных научных концепций повышения производительности труда на воздушном транспорте с помощью использования беспилотных летательных аппаратов).
На основании проведенных исследований были решены такие проблемы, как:
- выявление направления повышения производительности труда на предприятиях воздушного транспорта;
- обобщение опыта использования беспилотных летательных аппаратов, рассмотрев область применения, законодательные основы, подготовку кадров;
- определение направления по разработке рекомендаций в области использования беспилотных летательных аппаратов.
Практическая значимость исследования в использовании результатов исследования при:
- совершенствовании подходов повышения производительности труда на воздушном транспорте;
- решении задач по внедрению беспилотных летательных аппаратов для повышения производительности труда;
- выявлении функций беспилотных летательных аппаратов при разработке и составлении методических рекомендаций.
Целью работы было повышение производительности труда публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово». Данная цель была достигнута путем решения ряда задач. В частности, были выявлены направления повышения производительности труда на предприятиях воздушного транспорта с использованием различных подходов. Один из них включает группы направлений за счет инвестиций и внутренних резервов другой подход подразделяет на группы в зависимости от трендов развития экономики: бюджетные перевозки внедрение технологий; введение новых услуг.
В работе обобщен опыт использования беспилотных воздушных систем, таким образом, были выделены области их применения: аэросъемка, проектирование, геолокация, мониторинг и т.д.
Так же был выполнен анализ законодательной базы использования беспилотных воздушных систем. Эксплуатация возможна после постановки дрона на учет, это касается агрегатов массой от 0,25, до 30 килограмм, иначе предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Был проведен анализ экономической деятельности предприятия. Для внедрения новой технологии была важна степень финансовой устойчивости авиапредприятия. Коэффициент финансовой устойчивости находится в области нормативного значения (0,95) и сохраняет свое значение уже на протяжении 3 лет. Так как его значение более нормы, это означает, что предприятие финансово независимо и платежеспособно.
Экономически обоснованы направления по использованию беспилотных воздушных систем в деятельности аэропортового предприятия для повышения производительности труда. Такими направлениями стали:
1. Внедрение беспилотной воздушной системы в службу охраны территории аэропорта, в целях минимизации ложных и лишних действий данной службы, которые несут с собой затраты.
2. Введение БВС в орнитологическую службу для снижения расходов и повышения авиационной безопасности в зоне аэродрома.
С помощью указанных выше мероприятий была достигнута цель, а именно повышена производительность труда. В системе охраны территории на 100,59 руб./чел. в год, в орнитологической службе на 128,26 руб./чел. в год.
Полученные расчеты показали, что предложенные мероприятия являются экономически эффективными. В связи с этим их можно рекомендовать к реализации.
1. Обозреватель авиатранспортной отрасли, :[Электронный ресурс] URL: www.aviapersonal.ru/ airtransport-reviewer
2. Баткаева И.А., Захаров Д.К. Кибанов А.Я., Управление персоналом [Текст]. - М:, Экзамен, 2012 г.
3. Бычин В.Б., Шубенкова Е.В., Малинин С.В., Организация и нормирование труда [Текст] - М.: Экзамен, 2013г.
4. Пашуто В.П./ Организация нормирование и оплата труда на предприятии: учебно-практическое пособие [Текст] - М.: КНОРУС,2005.- 320с.
5. Гайфутдинова С.В. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. С.В. Гайфутдиновой [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2018г.
6. Федеральная служба государственной статистики «Методика расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации и Методики расчета отдельных показателей национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" (с изменениями на 15 октября 2019 года): [Электронный ресурс] - URL:https://www.gks.ru/
7. Заседание президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам: [Электронный ресурс] - URL:www.government.ru/news/33259/
8. Паспорт приоритетной программы «Повышение
производительности труда и поддержка занятости»: [Электронный
ресурс]//Министерство экономического развития РФ. URL:
http ://economy.gov.ru/minec/activity/sections/lp/201819012
9. Подпункт 1 приоритетной программы «Повышение
производительности труда и поддержка занятости»: [Электронный ресурс] //Министерство экономического развития РФ. URL:
http ://economy. gov.ru/minec/activity/sections/lp/201819012
10. К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Издание второе. Т. 23, с.519 [Текст] - М.: Издательство политической литературы, 1955-1974 г.г.
11. Дэвид Лэндис, «Раскованный Прометей: технологические
изменения и промышленное развитие в Западной Европе с 1750 г. по нынешнее время», 1969г.
12. Правила учета беспилотных воздушных судов с максимальной
взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограмм: [Электронный ресурс] //Федеральное агентство воздушного транспорта. URL:
https://www.favt.ru/dejatelnost-ucet-bespilotnyh-grajdanskih-vozdyshnih-sudov/
13. Е.Баленко. Беспилотники уходят в небо [Электронный ресурс]//РБК.URL:https://www.rbc.ru/newspaper/2019/10/04/5d95b4479a79477cbd3a6e1a
14. Пресс-служба АО «АК «Полярные авиалинии». «Полярные авиалинии» презентовали беспилотники [Электронный ресурс]// URL: https://www.polarair.ru/info/news/1184/
15. Циркуляр 328 ИКАО. Беспилотные авиационные системы (БАС) [Текст] - ИКАО, 2011 г.
16. Корин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ.[Текст] - М.: ЭКСМО, 2016.
17. Методические рекомендаций по оценке финансово -
экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки [Электронный ресурс]// URL: https://www.aex.ru/
18. Официальный сайт ПАО «Аэропорт Кольцово» [Электронный ресурс]// URL: http://svx.aero/