Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СИНОНИМАМИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №73707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ
1.1. Понятие словаря и его развитие в онтогенезе 6
1.2. Специфика развития словаря дошкольников с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Методические аспекты обогащения словаря дошкольников с
общим недоразвитием речи синонимами 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ 26
2.1. Исследование словаря старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 27
2.2. Методические рекомендации по обогащению словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Вопросами изучения и развития лексики у детей занимались ученые многих областей научных знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики (А.М. Бородич, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, А.М. Захарова и др.), которые подчеркивают сложность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста.
При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с речевыми нарушениями при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др.
Дети с общим недоразвитием речи даже в условиях специального обучения имеют значительные трудности в овладении словарем. Такие дети нуждаются в дополнительном стимулировании словаря, что указывает на актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Цель: разработать методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Объект исследования: развитие словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия логопедической работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Гипотеза исследования:
Логопедическая работа по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами будет эффективной при реализации следующих условий: последовательный переход от усвоения значений синонимов в пределах определенной лексической темы к употреблению их в речи; активное использование наглядности; включение усвоенной синонимичной лексики в процесс коммуникации.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
2. Выявить особенности словаря у старших дошкольников с ОНР.
3. Разработать методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Теоретико-методологическая основа исследования: положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); комплексный пoдxoд к aнaлизу нapушeния peчeвoй деятельности и организация коррекционно-педагогического воздействия P.E. Левиной; исследования в области лексики детей с общим недоразвитием речи (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МАДОУ д/с комбинированного вида № 87
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространенных нарушений является общее недоразвитие речи, которое характеризуется системной несформированностью всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики). Проблема развития лексики у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы. Так как уже установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Кроме этого в связи с недоразвитием лексики, у детей нарушаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности, что в свою очередь так же влияет на дальнейшее развитие и обучение ребенка.
Нами изучена литература по данной проблеме. Решением проблемы развития лексики занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что проблема формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остается актуальной и в настоящее время продолжает изучаться. На основании изученной литературы была дана характеристика детей с ОНР и рассмотрены методики по изучению особенностей усвоения словаря синонимов детьми старшего дошкольного возраста с данным речевым отклонением. Общее мнение авторов заключалось в том, что лексика у детей с ОНР имеет количественные и качественные особенности по сравнению с детьми без речевых патологий.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста в области синонимии. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и логопедической науке, проанализированы особенности развития понимания применения в речи детей с общим недоразвитием речи синонимов.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы.
На констатирующем этапе экспериментальной работы уровень сформированности словаря синонимов у детей с общим недоразвитием речи находится преимущественно на среднем и низком уровнях. На основании анализа теоретических источников и полученных в ходе констатирующего этапа данных нами были разработаны методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное освещение выдвинутой проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным.



1. krugosvet.ruЭнциклопедия Кругосвет
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1988.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие.- М.: Академия, 2006. - 400c.
4. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М. Учпедгиз. 1948.-336 с.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.,1969. С. 50
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 255 с.
7. Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико¬грамматических игр в структуре семантического поля. // Логопед в детском саду. №6, 2006.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 138 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт 1999. - 352 с., 234
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М.: АПНРСФСР, 1961-471 с
11. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Куйбышев: Издательство Саратовского университета, 1990. - 104 с.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 134 с.
13. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2002.
14. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие.— М.: Айрис-пресс, 2005.— 96 с.
15. Гризик Т.И. Из детства в отрочество. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет. - М.: Просвещение, 2006. - 47 с
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
17. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с
18. Канцельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание. М.: Наука, 1986.-112-116с
19. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №4 для занятий с дошкольниками Прилагательные. Сравнительная степень прилагательных. Антонимы и синонимы). - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 32 с.
20. Кузнецова Е.В. Формирование лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с задержкой психического развития // http://festival.1september.ru/articles/620550/
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: КАРО, 2001.-114.
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. - 224 с.
23. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
24. Леонтьев А.А. Психологическая структура // Семантическая структура слова: Психолингвистические исследования. - М.: Наука 1971.- с 7-19
25. Малышко А.А.Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов //Воспитание школьников.-2000.-№5.-С.73-75
26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, - 1996. - 928 с
27. Сапельникова Л.Е. Обучение старших дошкольников с ОНР употреблению синонимов
28. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. - СПб.: КАРО, 2009. - 224
29. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. - М.: Эксмо, 2006. - 136 с.
30. Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М.: Гном и Д -2001-107с.
31. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. - М.: Наука, 1968. - 272с
32. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
33. Федоренко Л.П., Фомичева И.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. - 1984.
34. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999. - 98 с.
35. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2010. - 272 с.
37. Фомичева И.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. - 1984.
38. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Академия, 2001, С. 159-183
39. Штерн В. Психология раннего развития / В. Штерн. - Петроград, 1922.-57с.
40. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: 1981, С. 69
41. Эльконин Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. - М., 1964. - С. 134-147.
42. Яшина В.И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни // Дошкольное воспитание.- 1947.-№10. - с. 38-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ