КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СИНОНИМАМИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ
1.1. Понятие словаря и его развитие в онтогенезе 6
1.2. Специфика развития словаря дошкольников с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Методические аспекты обогащения словаря дошкольников с
общим недоразвитием речи синонимами 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ 26
2.1. Исследование словаря старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 27
2.2. Методические рекомендации по обогащению словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ
1.1. Понятие словаря и его развитие в онтогенезе 6
1.2. Специфика развития словаря дошкольников с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Методические аспекты обогащения словаря дошкольников с
общим недоразвитием речи синонимами 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ 26
2.1. Исследование словаря старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 27
2.2. Методические рекомендации по обогащению словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Вопросами изучения и развития лексики у детей занимались ученые многих областей научных знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики (А.М. Бородич, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, А.М. Захарова и др.), которые подчеркивают сложность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста.
При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с речевыми нарушениями при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др.
Дети с общим недоразвитием речи даже в условиях специального обучения имеют значительные трудности в овладении словарем. Такие дети нуждаются в дополнительном стимулировании словаря, что указывает на актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Цель: разработать методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Объект исследования: развитие словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия логопедической работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Гипотеза исследования:
Логопедическая работа по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами будет эффективной при реализации следующих условий: последовательный переход от усвоения значений синонимов в пределах определенной лексической темы к употреблению их в речи; активное использование наглядности; включение усвоенной синонимичной лексики в процесс коммуникации.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
2. Выявить особенности словаря у старших дошкольников с ОНР.
3. Разработать методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Теоретико-методологическая основа исследования: положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); комплексный пoдxoд к aнaлизу нapушeния peчeвoй деятельности и организация коррекционно-педагогического воздействия P.E. Левиной; исследования в области лексики детей с общим недоразвитием речи (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МАДОУ д/с комбинированного вида № 87
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с речевыми нарушениями при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др.
Дети с общим недоразвитием речи даже в условиях специального обучения имеют значительные трудности в овладении словарем. Такие дети нуждаются в дополнительном стимулировании словаря, что указывает на актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Цель: разработать методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Объект исследования: развитие словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия логопедической работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Гипотеза исследования:
Логопедическая работа по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами будет эффективной при реализации следующих условий: последовательный переход от усвоения значений синонимов в пределах определенной лексической темы к употреблению их в речи; активное использование наглядности; включение усвоенной синонимичной лексики в процесс коммуникации.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
2. Выявить особенности словаря у старших дошкольников с ОНР.
3. Разработать методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Теоретико-методологическая основа исследования: положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); комплексный пoдxoд к aнaлизу нapушeния peчeвoй деятельности и организация коррекционно-педагогического воздействия P.E. Левиной; исследования в области лексики детей с общим недоразвитием речи (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МАДОУ д/с комбинированного вида № 87
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространенных нарушений является общее недоразвитие речи, которое характеризуется системной несформированностью всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики). Проблема развития лексики у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы. Так как уже установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Кроме этого в связи с недоразвитием лексики, у детей нарушаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности, что в свою очередь так же влияет на дальнейшее развитие и обучение ребенка.
Нами изучена литература по данной проблеме. Решением проблемы развития лексики занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что проблема формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остается актуальной и в настоящее время продолжает изучаться. На основании изученной литературы была дана характеристика детей с ОНР и рассмотрены методики по изучению особенностей усвоения словаря синонимов детьми старшего дошкольного возраста с данным речевым отклонением. Общее мнение авторов заключалось в том, что лексика у детей с ОНР имеет количественные и качественные особенности по сравнению с детьми без речевых патологий.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста в области синонимии. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и логопедической науке, проанализированы особенности развития понимания применения в речи детей с общим недоразвитием речи синонимов.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы.
На констатирующем этапе экспериментальной работы уровень сформированности словаря синонимов у детей с общим недоразвитием речи находится преимущественно на среднем и низком уровнях. На основании анализа теоретических источников и полученных в ходе констатирующего этапа данных нами были разработаны методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное освещение выдвинутой проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным.
Нами изучена литература по данной проблеме. Решением проблемы развития лексики занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что проблема формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остается актуальной и в настоящее время продолжает изучаться. На основании изученной литературы была дана характеристика детей с ОНР и рассмотрены методики по изучению особенностей усвоения словаря синонимов детьми старшего дошкольного возраста с данным речевым отклонением. Общее мнение авторов заключалось в том, что лексика у детей с ОНР имеет количественные и качественные особенности по сравнению с детьми без речевых патологий.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста в области синонимии. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и логопедической науке, проанализированы особенности развития понимания применения в речи детей с общим недоразвитием речи синонимов.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы.
На констатирующем этапе экспериментальной работы уровень сформированности словаря синонимов у детей с общим недоразвитием речи находится преимущественно на среднем и низком уровнях. На основании анализа теоретических источников и полученных в ходе констатирующего этапа данных нами были разработаны методические рекомендации по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи синонимами.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное освещение выдвинутой проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АНТОНИМАМИ
СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В
РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Особенности владения категорией многозначности слова старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию
глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



