ОСОБЕННОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА (НА ПРИМЕРЕ КГБУЗ «РОДИЛЬНЫЙ ДОМ №1» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)
|
Введение 6
1 Теоретико-методические основы регулирования расходования бюджетных
средств на основе размещения государственного заказа 8
1.1 Государственный заказ как метод оптимизации расходования бюджетных
средств: правовой аспект 8
1.2 Основные подходы к перераспределению бюджетных ассигнований
полученных в результате торгов 20
1.3 Особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 24
2 Анализ расходования бюджетных средств на основе регулирования
государственного заказа (на примере КГБУЗ «Родильный дом №1» Министерства здравоохранения Хабаровского края) 36
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности КГБУЗ «Родильный дом
№1» 36
2.2 Анализ заключенных и исполненных государственных контрактов, в
аспекте эффективности использования бюджетных средств 58
2.3 Рекомендации по эффективному перераспределению сэкономленных
ассигнований для бюджетной организации здравоохранения 68
Заключение 73
Список использованных источников
1 Теоретико-методические основы регулирования расходования бюджетных
средств на основе размещения государственного заказа 8
1.1 Государственный заказ как метод оптимизации расходования бюджетных
средств: правовой аспект 8
1.2 Основные подходы к перераспределению бюджетных ассигнований
полученных в результате торгов 20
1.3 Особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 24
2 Анализ расходования бюджетных средств на основе регулирования
государственного заказа (на примере КГБУЗ «Родильный дом №1» Министерства здравоохранения Хабаровского края) 36
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности КГБУЗ «Родильный дом
№1» 36
2.2 Анализ заключенных и исполненных государственных контрактов, в
аспекте эффективности использования бюджетных средств 58
2.3 Рекомендации по эффективному перераспределению сэкономленных
ассигнований для бюджетной организации здравоохранения 68
Заключение 73
Список использованных источников
В современной экономике государственные закупки являются обязательными элементами управления государственными финансами, которые призваны выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики. Поскольку государственные закупки занимают столь значительное место в затратной части бюджета страны, то вопросы оптимизации бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок крайне актуальны. При этом целями оптимизации бюджетных расходов являются повышение эффективности (результативности) расходования средств бюджетов всех уровней, повышение управляемости финансовыми потоками, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат и сокращение расходов бюджета.
Объектом исследования является бюджетное финансирование лечебного учреждения системы здравоохранения Хабаровского края.
Предметом исследования выступает государственный заказ как способ оптимизации расходования финансовых потоков бюджетных средств.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа, как способ экономии бюджетных ресурсов.
В рамках поставленной цели поставлены и решались следующие задачи:
- определить организационно-правовые аспекты регулирования расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа;
- рассмотреть особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в лечебных учреждениях системы здравоохранения;
- выявить особенности расходования бюджетных средств на основе регулирования государственного заказа бюджетной организации здравоохранения.
Научной и методической основой работы послужили законодательные акты (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и др.», а также работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в данной области.
Методологической и теоретической основой работы послужили труды В.В Мельникова, Юрченко Е. В., Вотинов А. А., Вайпан, В. А., Индукаев В.О.
Методологической основой при написании работы являются научные методы. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические основы регулирования расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа, определить основные особенности, касающиеся этой сферы. Аналитический метод позволил оценить эффективность государственных закупок. Системно-структурный метод использован для анализа исполнения государственного задания, в аспекте размещения государственного заказа, также были использованы экономико-математический и индукционный методы.
Информационной базой для дипломной работы послужил Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Выпускная квалификационная работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Объектом исследования является бюджетное финансирование лечебного учреждения системы здравоохранения Хабаровского края.
Предметом исследования выступает государственный заказ как способ оптимизации расходования финансовых потоков бюджетных средств.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа, как способ экономии бюджетных ресурсов.
В рамках поставленной цели поставлены и решались следующие задачи:
- определить организационно-правовые аспекты регулирования расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа;
- рассмотреть особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в лечебных учреждениях системы здравоохранения;
- выявить особенности расходования бюджетных средств на основе регулирования государственного заказа бюджетной организации здравоохранения.
Научной и методической основой работы послужили законодательные акты (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и др.», а также работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в данной области.
Методологической и теоретической основой работы послужили труды В.В Мельникова, Юрченко Е. В., Вотинов А. А., Вайпан, В. А., Индукаев В.О.
Методологической основой при написании работы являются научные методы. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические основы регулирования расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа, определить основные особенности, касающиеся этой сферы. Аналитический метод позволил оценить эффективность государственных закупок. Системно-структурный метод использован для анализа исполнения государственного задания, в аспекте размещения государственного заказа, также были использованы экономико-математический и индукционный методы.
Информационной базой для дипломной работы послужил Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Выпускная квалификационная работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи, а именно: исследованы теоретические аспекты регулирования расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа, рассмотрены особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в лечебных учреждениях системы здравоохранения, выявлены особенности расходования бюджетных средств на основе регулирования государственного заказа бюджетной организации здравоохранения, а также проанализировано исполнение государственного задания на примере КГБУЗ «Родильный дом № 1» за 2015-2017 гг., разработаны мероприятия, доказывающие оправданность законодательства, регламентирующего сферу закупок, а именно Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Государственным заказом называют заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказ, являясь механизмом регулирования экономики, обеспечивает оптимизацию расходов, прозрачность и вовлечение в экономический процесс хозяйствующих субъектов.
Зачастую размещение государственного заказа называют государственными закупками. Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.
Размещение госзакупок возможно путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Во-первых, они должны экономить бюджетные средства, так как происходят на конкурсной основе, ведь реализуются в значительных объемах.
Во-вторых, они покрывают дефицит определенных товаров, позволяя правительству осуществлять регуляторную функцию на рынке. К примеру, в случае неурожая обеспечить страну основными продуктами, а сельское хозяйство недорогим посевным материалом на следующий год.
В-третьих, такая процедура позволяет правительству существенно поддержать национального производителя, гарантируя ему реализацию произведенной продукции.
По сути 44-ФЗ, является процедурным законом, который внес существенные изменения в нормативно-правовое регулирование деятельности государства в области закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Он разрешил ряд вопросов, назревших в практике применения государственных закупок, устранил противоречия, имевшие место в законодательстве, регулировавшем эту сферу деятельности государства, установил единый порядок процесса размещения государственных заказов на всей территории Российской Федерации для всех категорий заказчиков, в том числе и для муниципальных заказчиков.
Закон № 44-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты системно регулируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), мониторинг и аудит в сфере закупок, порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов, информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий (бездействия) различных участников контрактной системы.
Проведя анализ расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа на примере КГБУЗ «Родильный дом № 1» были сделаны следующие выводы.
Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности в части поступлений примере КГБУЗ «Родильный дом № 1» за период 2015-2017 гг. показал, что за анализируемый период наибольший вес в структуре затрат занимают расходы на оплату труда. Удельный вес объема закупаемого товара закупку товаров, работ и услуг на основе размещения государственного заказа с каждым годом растет и приносит свои положительные результаты. Расходы на закупку товаров, работ и услуг за анализируемый период снизились на 15%. Также выявлены и проблемы, такие как недостаток ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств, снижение чистой прибыли.
Анализ заключенных контрактов показал, что наибольший экономический эффект при осуществлении закупок получен по выполнению прочих работ и услуг. Экономия составила 55,8% от НМЦК контрактов, причем одним из значимых направлений по проведению госзакупок являются закупки материальных запасов (26% в общей структуре госзаказов учреждения.
Кроме того и столь значительное увеличение количества заключенных контрактов с помощью запроса котировок связано с тем, что по сравнению с другими способами он считается самым легким, в среднем такой способ сэкономил 18,2% от НМЦК.
Именно работа в качестве государственных заказчиков позволила сократить расходы средств учреждения в течение 2015-2017 гг. на 51194,9 тыс. рублей, что составило 25,3% от общего объема закупок.
В данной дипломной работе была предложена процедура, которая при вложенных 4300 тыс. р., сэкономленных по средством размещения закупок, принесет уже в первый год 153,1% прибыли учреждению, а также принесет дополнительные положительные эффекты. К ним относится увеличение рабочих мест в учреждении, что приведет к увеличению облагаемой налоговой базы и отчислений в фонд социального страхования и взносов на пенсионное и медицинское страхование, а также увеличение выручки.
Таким образом, можно заключить, что ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обеспечивает эффективность и оправданность в рамках проведения государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Государственным заказом называют заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказ, являясь механизмом регулирования экономики, обеспечивает оптимизацию расходов, прозрачность и вовлечение в экономический процесс хозяйствующих субъектов.
Зачастую размещение государственного заказа называют государственными закупками. Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.
Размещение госзакупок возможно путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Во-первых, они должны экономить бюджетные средства, так как происходят на конкурсной основе, ведь реализуются в значительных объемах.
Во-вторых, они покрывают дефицит определенных товаров, позволяя правительству осуществлять регуляторную функцию на рынке. К примеру, в случае неурожая обеспечить страну основными продуктами, а сельское хозяйство недорогим посевным материалом на следующий год.
В-третьих, такая процедура позволяет правительству существенно поддержать национального производителя, гарантируя ему реализацию произведенной продукции.
По сути 44-ФЗ, является процедурным законом, который внес существенные изменения в нормативно-правовое регулирование деятельности государства в области закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Он разрешил ряд вопросов, назревших в практике применения государственных закупок, устранил противоречия, имевшие место в законодательстве, регулировавшем эту сферу деятельности государства, установил единый порядок процесса размещения государственных заказов на всей территории Российской Федерации для всех категорий заказчиков, в том числе и для муниципальных заказчиков.
Закон № 44-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты системно регулируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), мониторинг и аудит в сфере закупок, порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов, информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий (бездействия) различных участников контрактной системы.
Проведя анализ расходования бюджетных средств на основе размещения государственного заказа на примере КГБУЗ «Родильный дом № 1» были сделаны следующие выводы.
Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности в части поступлений примере КГБУЗ «Родильный дом № 1» за период 2015-2017 гг. показал, что за анализируемый период наибольший вес в структуре затрат занимают расходы на оплату труда. Удельный вес объема закупаемого товара закупку товаров, работ и услуг на основе размещения государственного заказа с каждым годом растет и приносит свои положительные результаты. Расходы на закупку товаров, работ и услуг за анализируемый период снизились на 15%. Также выявлены и проблемы, такие как недостаток ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств, снижение чистой прибыли.
Анализ заключенных контрактов показал, что наибольший экономический эффект при осуществлении закупок получен по выполнению прочих работ и услуг. Экономия составила 55,8% от НМЦК контрактов, причем одним из значимых направлений по проведению госзакупок являются закупки материальных запасов (26% в общей структуре госзаказов учреждения.
Кроме того и столь значительное увеличение количества заключенных контрактов с помощью запроса котировок связано с тем, что по сравнению с другими способами он считается самым легким, в среднем такой способ сэкономил 18,2% от НМЦК.
Именно работа в качестве государственных заказчиков позволила сократить расходы средств учреждения в течение 2015-2017 гг. на 51194,9 тыс. рублей, что составило 25,3% от общего объема закупок.
В данной дипломной работе была предложена процедура, которая при вложенных 4300 тыс. р., сэкономленных по средством размещения закупок, принесет уже в первый год 153,1% прибыли учреждению, а также принесет дополнительные положительные эффекты. К ним относится увеличение рабочих мест в учреждении, что приведет к увеличению облагаемой налоговой базы и отчислений в фонд социального страхования и взносов на пенсионное и медицинское страхование, а также увеличение выручки.
Таким образом, можно заключить, что ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обеспечивает эффективность и оправданность в рамках проведения государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.



