Отношение к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта
|
Введение 3
1 Проблема отношения к школе младших школьников 7
1.1 Психологическое развитие личности в младшем школьном возрасте 7
1.2 Отношение к школе детей младшего школьного возраста 13
2 Психолого- педагогические исследования в области социального
интеллекта 18
2.1 Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых 18
2.2 Структурные особенности социального интеллекта 29
2.3 Особенности формирования социального интеллекта детей младшего
школьного возраста 32
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи социального интеллекта и
отношения к школе детей младшего школьного возраста 36
3.1 Результаты исследования и выводы 41
Заключение 46
Список литературы 50
Приложение А Сводная таблица результатов исследования 57
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г
1 Проблема отношения к школе младших школьников 7
1.1 Психологическое развитие личности в младшем школьном возрасте 7
1.2 Отношение к школе детей младшего школьного возраста 13
2 Психолого- педагогические исследования в области социального
интеллекта 18
2.1 Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых 18
2.2 Структурные особенности социального интеллекта 29
2.3 Особенности формирования социального интеллекта детей младшего
школьного возраста 32
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи социального интеллекта и
отношения к школе детей младшего школьного возраста 36
3.1 Результаты исследования и выводы 41
Заключение 46
Список литературы 50
Приложение А Сводная таблица результатов исследования 57
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г
В целом ряде исследований отмечается, что отношение к учению, как один из видов отношений человека, является определяющим фактором развития личности в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период учебная деятельность является ведущей. Организуемая учебная деятельность в этом возрасте формирует личностные новообразования младшего школьника, закладывает основы его характера, взгляды, убеждения и ценностные ориентации на основе общечеловеческих ценностей Л.И. Божович [9], JI.C. Выготский [15], Д.Б. Эльконин [22].
От степени сформированности положительного отношения и силы мотивации в значительной степени зависят как учебная и социальная активность учащихся, так и их успешность в овладении знаниями. В контексте исследуемой проблемы изучены труды JI.C. Выготского [15], А.А. Леонтьева [45] о роли деятельности в формировании личности, а также психологические исследования Л.И. Божович [9] .
Развитие массовых движений, бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требует от человека лучшего понимания того, как соотносятся его знания о мире с изменениями в нем. Новое знание о мире делает человека менее подверженным манипуляции и контролю, позволяет увидеть больше альтернативных возможностей своего поведения. Особенно полезны такие знания о мире социальном.
Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу, определяется проявлением такого свойства личности, как социальный интеллект. Социальный интеллект как индивидуально-психологическая особенность личности оказывает непосредственное влияние на эффективность учебной деятельности, межличностного взаимодействия. На современном этапе человеку приходится очень быстро реагировать на внешние изменения, постоянно развиваться и само совершенствоваться, актуализируя свои возможности, чтобы быть востребованным. Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, учебную деятельность, становления специалиста социальной сферы и управления, организатора и участника функционирования современных коммуникативных систем и интеракций.
Социальный интеллект позволяет постоянно совершенствоваться, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, глубже понимать партнера по взаимодействию и общению, прогнозируя его и свое поведение. Социальный интеллект создает благоприятные предпосылки для самораскрытия, самореализации, самодостаточности и толерантности личности, что обеспечивает актуальность социальному интеллекту как предмету исследования психологической науки.
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, остается целый ряд нерешенных вопросов, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, условиях и факторах становления развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о социальном интеллекте, чтобы обобщить основные концепции и определить наиболее существенные факторы его становления и развития.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что изучение отношения к школе в младшем школьном возрасте с разным уровнем социального интеллекта является одной из актуальных теоретических и научно-практических проблем современной психологии и педагогики и требует дальнейших исследований.
Исходя из вышесказанного целью работы стало выявление различий в отношении к школе детей младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Объект: отношение к школе детей младшего школьного возраста.
Предмет: взаимосвязь отношения к школе и социального интеллекта.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.
1.1. Изучить и рассмотреть отношение к школе детей младшего школьного возраста.
1.2. Изучить психологические теории социального интеллекта, исследования социального интеллекта детей младшего школьного возраста.
2. Эмпирически выяснить различия в отношении к школе младших школьников с разным уровнем социального интеллекта.
2.1. Подобрать методики исследования социального интеллекта и отношения детей младшего школьного возраста к школе.
2.2. Провести эмпирическое исследование различий в отношении к школе младших школьников с разным уровнем социального интеллекта в общеобразовательной школе.
3. Описать полученные результаты, сделать выводы.
В ходе работы нами было выдвинута следующая гипотеза:
Существуют различия в отношении к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение научных фактов;
2. Проведение опросов младших школьников с помощью таких методик, как: «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреевой , «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М.Салливена [19];
3. Метод математической статистики: U - критерий Манна-Уитни, параметрический критерий s Спирмена.
Эмпирической базой исследования стали: учащиеся 4 классов начальной школы МОУ СОШ С. Покровка Октябрьского района, в количестве 50 человек из них 23 мальчика и 27 девочек в возрасте от 10 до 11 лет.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В введении описаны актуальность, проблема, объект, предмет, цели и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическому рассмотрению изучаемой проблемы. Во второй главе описана процедура исследования и анализ полученных результатов. В заключении отражены выводы по полученным результатам. Список литературы содержит 73 источника литературы. В приложениях содержатся методики определения социального интеллекта, отношения к школе младших школьников, результаты вычисления связи между отношением к школе, а также социального интеллекта младших школьников.
От степени сформированности положительного отношения и силы мотивации в значительной степени зависят как учебная и социальная активность учащихся, так и их успешность в овладении знаниями. В контексте исследуемой проблемы изучены труды JI.C. Выготского [15], А.А. Леонтьева [45] о роли деятельности в формировании личности, а также психологические исследования Л.И. Божович [9] .
Развитие массовых движений, бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требует от человека лучшего понимания того, как соотносятся его знания о мире с изменениями в нем. Новое знание о мире делает человека менее подверженным манипуляции и контролю, позволяет увидеть больше альтернативных возможностей своего поведения. Особенно полезны такие знания о мире социальном.
Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу, определяется проявлением такого свойства личности, как социальный интеллект. Социальный интеллект как индивидуально-психологическая особенность личности оказывает непосредственное влияние на эффективность учебной деятельности, межличностного взаимодействия. На современном этапе человеку приходится очень быстро реагировать на внешние изменения, постоянно развиваться и само совершенствоваться, актуализируя свои возможности, чтобы быть востребованным. Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, учебную деятельность, становления специалиста социальной сферы и управления, организатора и участника функционирования современных коммуникативных систем и интеракций.
Социальный интеллект позволяет постоянно совершенствоваться, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, глубже понимать партнера по взаимодействию и общению, прогнозируя его и свое поведение. Социальный интеллект создает благоприятные предпосылки для самораскрытия, самореализации, самодостаточности и толерантности личности, что обеспечивает актуальность социальному интеллекту как предмету исследования психологической науки.
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, остается целый ряд нерешенных вопросов, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, условиях и факторах становления развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о социальном интеллекте, чтобы обобщить основные концепции и определить наиболее существенные факторы его становления и развития.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что изучение отношения к школе в младшем школьном возрасте с разным уровнем социального интеллекта является одной из актуальных теоретических и научно-практических проблем современной психологии и педагогики и требует дальнейших исследований.
Исходя из вышесказанного целью работы стало выявление различий в отношении к школе детей младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Объект: отношение к школе детей младшего школьного возраста.
Предмет: взаимосвязь отношения к школе и социального интеллекта.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.
1.1. Изучить и рассмотреть отношение к школе детей младшего школьного возраста.
1.2. Изучить психологические теории социального интеллекта, исследования социального интеллекта детей младшего школьного возраста.
2. Эмпирически выяснить различия в отношении к школе младших школьников с разным уровнем социального интеллекта.
2.1. Подобрать методики исследования социального интеллекта и отношения детей младшего школьного возраста к школе.
2.2. Провести эмпирическое исследование различий в отношении к школе младших школьников с разным уровнем социального интеллекта в общеобразовательной школе.
3. Описать полученные результаты, сделать выводы.
В ходе работы нами было выдвинута следующая гипотеза:
Существуют различия в отношении к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение научных фактов;
2. Проведение опросов младших школьников с помощью таких методик, как: «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреевой , «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М.Салливена [19];
3. Метод математической статистики: U - критерий Манна-Уитни, параметрический критерий s Спирмена.
Эмпирической базой исследования стали: учащиеся 4 классов начальной школы МОУ СОШ С. Покровка Октябрьского района, в количестве 50 человек из них 23 мальчика и 27 девочек в возрасте от 10 до 11 лет.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В введении описаны актуальность, проблема, объект, предмет, цели и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическому рассмотрению изучаемой проблемы. Во второй главе описана процедура исследования и анализ полученных результатов. В заключении отражены выводы по полученным результатам. Список литературы содержит 73 источника литературы. В приложениях содержатся методики определения социального интеллекта, отношения к школе младших школьников, результаты вычисления связи между отношением к школе, а также социального интеллекта младших школьников.
По результатам написания дипломной работы по теме: «Отношение к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта» цели и задачи были достигнуты.
На основе изучения теоретических аспектов по проблеме исследования, посвящённого изучению отношения к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта, мы обнаружили, что начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка.
Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности и формирует положительное отношение к школе. Социальный интеллект обеспечивает положительное отношение к учебе, в частности стимулирует положительную мотивацию к учебной деятельности. Направленность личности включает отношение личности к себе, миру, и к другим людям, ее ценностно-смысловые ориентиры и инструментальные способы взаимодействия, которая оказывает существенное влияние на общение человека с его окружением.
Также мы для себя отметили, что социальный интеллект проявляется в поведении, отношении к другим людям, стиле общения, способе взаимодействия с партнерами по общению.
Социальный интеллект является понятием, которое не имеет единой, однозначной трактовки. Разнообразие подходов к определению социального интеллекта демонстрирует неоднозначность его структуры. Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Кроме этого, мы обнаружили, что социальный интеллект, как особое психическое образование имеет свою структуру и содержание. В его структуру входят: познание элементов поведения - способность вычленять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения, познание классов поведения - способность идентифицировать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении, познание отношений поведения - способность осознавать отношения, существующие между единицам информации о поведении, познание систем поведения - способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей и смысл их поведения в данных ситуациях, познание преобразований поведения - способность понимать реорганизацию значения близкого по своему содержанию поведения (вербального, или невербального) в различных ситуациях, познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Рассматривая проблему социального интеллекта, мы узнали, что функциями социального интеллекта, являются: обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешного взаимодействия, планирование межличностных событий и прогнозирование их развития, мотивационная функция, расширение социальной компетентности, саморазвитие, самопознание, самообучение. Помимо стержневого компонента социального интеллекта, коммуникативно - личностного потенциала, выделяются следующие компоненты:
1. характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям;
2. социальная перцепция, социальное мышление, социальное
воображение: способность к пониманию и моделированию социальных
явлений, пониманию людей и мотивов их поведения;
3. энергетические характеристики: психическая и физическая
выносливость, активность и истощаемость.
Однако на сегодняшний день существует достаточно большое количество разнообразных подходов к определению социального интеллекта, что демонстрирует неоднозначность его структуры, но при этом данная проблема не учитывается современными образовательными учреждениями. Полученные результаты анализа программ и изучения структурных компонентов социального интеллекта младших школьников легли в основу специально разработанных парциальных программ, решающих как учебно-познавательные задачи, так и задачи, связанные с психосоциальным и личностным развитием, формированием социальной, эмоциональной компетентности. Все вышеизложенное позволяет заключить, что изучение отношения к школе в младшем школьном возрасте с разным уровнем социального интеллекта является одной из актуальных теоретических и научно-практических проблем современной психологии и педагогики и требует дальнейших исследований. Поэтому эмпирическое исследование нашей работы посвящено изучению отношения к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Исходя из полученных результатов, мы сделали следующие выводы:
1. Наше исследование показало, что положительное отношение к школе связано с уровнем социального интеллекта только у мальчиков младшего школьного возраста. Причем связь эта выражена частично, только с одним параметром социального интеллекта: со способностью правильно понимать невербальное поведение. У девочек же связей обнаружено не было.
При этом отношение к школе у мальчиков и девочек не различалось значимо, хотя у девочек оно было лучше в среднем на 7,5 баллов.
По уровню социального интеллекта девочки также превзошли мальчиков.
2. Тем не менее, мы получили основания считать, что дети младшего школьного возраста с более высокими показателями социального интеллекта относятся к школе лучше, чем дети с низкими показателями. Дело в том, что у девочек и социальный интеллект, и отношение к школе оказалось более высокими и потому мы можем косвенным образом считать это своеобразной связью.
Приведенные эмпирические данные позволили подтвердить основную гипотезу работы частично. Различия наиболее отчетливо проявились только у мальчиков и не по всем показателям социального интеллекта.
Перспективными направлениями дальнейшей работы могут стать:
1. Более углубленное исследование социального интеллекта в младшем школьном возрасте, выявление специфики и своеобразия развития его отдельных компонентов.
2. данное исследование может использоваться при разработке коррекционно-развивающих и просветительских мероприятий посвященных проблематике социального интеллекта.
3. Вместе с тем, в современной социокультурной среде существует необходимость и целесообразность всестороннего исследования условий становления социального интеллекта, а также разработки программ по активизации его развития.
На основе изучения теоретических аспектов по проблеме исследования, посвящённого изучению отношения к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта, мы обнаружили, что начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка.
Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности и формирует положительное отношение к школе. Социальный интеллект обеспечивает положительное отношение к учебе, в частности стимулирует положительную мотивацию к учебной деятельности. Направленность личности включает отношение личности к себе, миру, и к другим людям, ее ценностно-смысловые ориентиры и инструментальные способы взаимодействия, которая оказывает существенное влияние на общение человека с его окружением.
Также мы для себя отметили, что социальный интеллект проявляется в поведении, отношении к другим людям, стиле общения, способе взаимодействия с партнерами по общению.
Социальный интеллект является понятием, которое не имеет единой, однозначной трактовки. Разнообразие подходов к определению социального интеллекта демонстрирует неоднозначность его структуры. Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Кроме этого, мы обнаружили, что социальный интеллект, как особое психическое образование имеет свою структуру и содержание. В его структуру входят: познание элементов поведения - способность вычленять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения, познание классов поведения - способность идентифицировать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении, познание отношений поведения - способность осознавать отношения, существующие между единицам информации о поведении, познание систем поведения - способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей и смысл их поведения в данных ситуациях, познание преобразований поведения - способность понимать реорганизацию значения близкого по своему содержанию поведения (вербального, или невербального) в различных ситуациях, познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Рассматривая проблему социального интеллекта, мы узнали, что функциями социального интеллекта, являются: обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешного взаимодействия, планирование межличностных событий и прогнозирование их развития, мотивационная функция, расширение социальной компетентности, саморазвитие, самопознание, самообучение. Помимо стержневого компонента социального интеллекта, коммуникативно - личностного потенциала, выделяются следующие компоненты:
1. характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям;
2. социальная перцепция, социальное мышление, социальное
воображение: способность к пониманию и моделированию социальных
явлений, пониманию людей и мотивов их поведения;
3. энергетические характеристики: психическая и физическая
выносливость, активность и истощаемость.
Однако на сегодняшний день существует достаточно большое количество разнообразных подходов к определению социального интеллекта, что демонстрирует неоднозначность его структуры, но при этом данная проблема не учитывается современными образовательными учреждениями. Полученные результаты анализа программ и изучения структурных компонентов социального интеллекта младших школьников легли в основу специально разработанных парциальных программ, решающих как учебно-познавательные задачи, так и задачи, связанные с психосоциальным и личностным развитием, формированием социальной, эмоциональной компетентности. Все вышеизложенное позволяет заключить, что изучение отношения к школе в младшем школьном возрасте с разным уровнем социального интеллекта является одной из актуальных теоретических и научно-практических проблем современной психологии и педагогики и требует дальнейших исследований. Поэтому эмпирическое исследование нашей работы посвящено изучению отношения к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Исходя из полученных результатов, мы сделали следующие выводы:
1. Наше исследование показало, что положительное отношение к школе связано с уровнем социального интеллекта только у мальчиков младшего школьного возраста. Причем связь эта выражена частично, только с одним параметром социального интеллекта: со способностью правильно понимать невербальное поведение. У девочек же связей обнаружено не было.
При этом отношение к школе у мальчиков и девочек не различалось значимо, хотя у девочек оно было лучше в среднем на 7,5 баллов.
По уровню социального интеллекта девочки также превзошли мальчиков.
2. Тем не менее, мы получили основания считать, что дети младшего школьного возраста с более высокими показателями социального интеллекта относятся к школе лучше, чем дети с низкими показателями. Дело в том, что у девочек и социальный интеллект, и отношение к школе оказалось более высокими и потому мы можем косвенным образом считать это своеобразной связью.
Приведенные эмпирические данные позволили подтвердить основную гипотезу работы частично. Различия наиболее отчетливо проявились только у мальчиков и не по всем показателям социального интеллекта.
Перспективными направлениями дальнейшей работы могут стать:
1. Более углубленное исследование социального интеллекта в младшем школьном возрасте, выявление специфики и своеобразия развития его отдельных компонентов.
2. данное исследование может использоваться при разработке коррекционно-развивающих и просветительских мероприятий посвященных проблематике социального интеллекта.
3. Вместе с тем, в современной социокультурной среде существует необходимость и целесообразность всестороннего исследования условий становления социального интеллекта, а также разработки программ по активизации его развития.
Подобные работы
- Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Особенности эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - Личностные особенности детей младшего школьного возраста с
разными видами одаренности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Гендерные особенности проявления эмпатии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018



