Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта

Работа №73692

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
716
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Проблема отношения к школе младших школьников 7
1.1 Психологическое развитие личности в младшем школьном возрасте 7
1.2 Отношение к школе детей младшего школьного возраста 13
2 Психолого- педагогические исследования в области социального
интеллекта 18
2.1 Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых 18
2.2 Структурные особенности социального интеллекта 29
2.3 Особенности формирования социального интеллекта детей младшего
школьного возраста 32
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи социального интеллекта и
отношения к школе детей младшего школьного возраста 36
3.1 Результаты исследования и выводы 41
Заключение 46
Список литературы 50
Приложение А Сводная таблица результатов исследования 57
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г

В целом ряде исследований отмечается, что отношение к учению, как один из видов отношений человека, является определяющим фактором развития личности в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период учебная деятельность является ведущей. Организуемая учебная деятельность в этом возрасте формирует личностные новообразования младшего школьника, закладывает основы его характера, взгляды, убеждения и ценностные ориентации на основе общечеловеческих ценностей Л.И. Божович [9], JI.C. Выготский [15], Д.Б. Эльконин [22].
От степени сформированности положительного отношения и силы мотивации в значительной степени зависят как учебная и социальная активность учащихся, так и их успешность в овладении знаниями. В контексте исследуемой проблемы изучены труды JI.C. Выготского [15], А.А. Леонтьева [45] о роли деятельности в формировании личности, а также психологические исследования Л.И. Божович [9] .
Развитие массовых движений, бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требует от человека лучшего понимания того, как соотносятся его знания о мире с изменениями в нем. Новое знание о мире делает человека менее подверженным манипуляции и контролю, позволяет увидеть больше альтернативных возможностей своего поведения. Особенно полезны такие знания о мире социальном.
Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу, определяется проявлением такого свойства личности, как социальный интеллект. Социальный интеллект как индивидуально-психологическая особенность личности оказывает непосредственное влияние на эффективность учебной деятельности, межличностного взаимодействия. На современном этапе человеку приходится очень быстро реагировать на внешние изменения, постоянно развиваться и само совершенствоваться, актуализируя свои возможности, чтобы быть востребованным. Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, учебную деятельность, становления специалиста социальной сферы и управления, организатора и участника функционирования современных коммуникативных систем и интеракций.
Социальный интеллект позволяет постоянно совершенствоваться, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, глубже понимать партнера по взаимодействию и общению, прогнозируя его и свое поведение. Социальный интеллект создает благоприятные предпосылки для самораскрытия, самореализации, самодостаточности и толерантности личности, что обеспечивает актуальность социальному интеллекту как предмету исследования психологической науки.
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, остается целый ряд нерешенных вопросов, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, условиях и факторах становления развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о социальном интеллекте, чтобы обобщить основные концепции и определить наиболее существенные факторы его становления и развития.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что изучение отношения к школе в младшем школьном возрасте с разным уровнем социального интеллекта является одной из актуальных теоретических и научно-практических проблем современной психологии и педагогики и требует дальнейших исследований.
Исходя из вышесказанного целью работы стало выявление различий в отношении к школе детей младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Объект: отношение к школе детей младшего школьного возраста.
Предмет: взаимосвязь отношения к школе и социального интеллекта.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.
1.1. Изучить и рассмотреть отношение к школе детей младшего школьного возраста.
1.2. Изучить психологические теории социального интеллекта, исследования социального интеллекта детей младшего школьного возраста.
2. Эмпирически выяснить различия в отношении к школе младших школьников с разным уровнем социального интеллекта.
2.1. Подобрать методики исследования социального интеллекта и отношения детей младшего школьного возраста к школе.
2.2. Провести эмпирическое исследование различий в отношении к школе младших школьников с разным уровнем социального интеллекта в общеобразовательной школе.
3. Описать полученные результаты, сделать выводы.
В ходе работы нами было выдвинута следующая гипотеза:
Существуют различия в отношении к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение научных фактов;
2. Проведение опросов младших школьников с помощью таких методик, как: «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреевой , «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М.Салливена [19];
3. Метод математической статистики: U - критерий Манна-Уитни, параметрический критерий s Спирмена.
Эмпирической базой исследования стали: учащиеся 4 классов начальной школы МОУ СОШ С. Покровка Октябрьского района, в количестве 50 человек из них 23 мальчика и 27 девочек в возрасте от 10 до 11 лет.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В введении описаны актуальность, проблема, объект, предмет, цели и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическому рассмотрению изучаемой проблемы. Во второй главе описана процедура исследования и анализ полученных результатов. В заключении отражены выводы по полученным результатам. Список литературы содержит 73 источника литературы. В приложениях содержатся методики определения социального интеллекта, отношения к школе младших школьников, результаты вычисления связи между отношением к школе, а также социального интеллекта младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам написания дипломной работы по теме: «Отношение к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта» цели и задачи были достигнуты.
На основе изучения теоретических аспектов по проблеме исследования, посвящённого изучению отношения к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта, мы обнаружили, что начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка.
Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности и формирует положительное отношение к школе. Социальный интеллект обеспечивает положительное отношение к учебе, в частности стимулирует положительную мотивацию к учебной деятельности. Направленность личности включает отношение личности к себе, миру, и к другим людям, ее ценностно-смысловые ориентиры и инструментальные способы взаимодействия, которая оказывает существенное влияние на общение человека с его окружением.
Также мы для себя отметили, что социальный интеллект проявляется в поведении, отношении к другим людям, стиле общения, способе взаимодействия с партнерами по общению.
Социальный интеллект является понятием, которое не имеет единой, однозначной трактовки. Разнообразие подходов к определению социального интеллекта демонстрирует неоднозначность его структуры. Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Кроме этого, мы обнаружили, что социальный интеллект, как особое психическое образование имеет свою структуру и содержание. В его структуру входят: познание элементов поведения - способность вычленять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения, познание классов поведения - способность идентифицировать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении, познание отношений поведения - способность осознавать отношения, существующие между единицам информации о поведении, познание систем поведения - способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей и смысл их поведения в данных ситуациях, познание преобразований поведения - способность понимать реорганизацию значения близкого по своему содержанию поведения (вербального, или невербального) в различных ситуациях, познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Рассматривая проблему социального интеллекта, мы узнали, что функциями социального интеллекта, являются: обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешного взаимодействия, планирование межличностных событий и прогнозирование их развития, мотивационная функция, расширение социальной компетентности, саморазвитие, самопознание, самообучение. Помимо стержневого компонента социального интеллекта, коммуникативно - личностного потенциала, выделяются следующие компоненты:
1. характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям;
2. социальная перцепция, социальное мышление, социальное
воображение: способность к пониманию и моделированию социальных
явлений, пониманию людей и мотивов их поведения;
3. энергетические характеристики: психическая и физическая
выносливость, активность и истощаемость.
Однако на сегодняшний день существует достаточно большое количество разнообразных подходов к определению социального интеллекта, что демонстрирует неоднозначность его структуры, но при этом данная проблема не учитывается современными образовательными учреждениями. Полученные результаты анализа программ и изучения структурных компонентов социального интеллекта младших школьников легли в основу специально разработанных парциальных программ, решающих как учебно-познавательные задачи, так и задачи, связанные с психосоциальным и личностным развитием, формированием социальной, эмоциональной компетентности. Все вышеизложенное позволяет заключить, что изучение отношения к школе в младшем школьном возрасте с разным уровнем социального интеллекта является одной из актуальных теоретических и научно-практических проблем современной психологии и педагогики и требует дальнейших исследований. Поэтому эмпирическое исследование нашей работы посвящено изучению отношения к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта.
Исходя из полученных результатов, мы сделали следующие выводы:
1. Наше исследование показало, что положительное отношение к школе связано с уровнем социального интеллекта только у мальчиков младшего школьного возраста. Причем связь эта выражена частично, только с одним параметром социального интеллекта: со способностью правильно понимать невербальное поведение. У девочек же связей обнаружено не было.
При этом отношение к школе у мальчиков и девочек не различалось значимо, хотя у девочек оно было лучше в среднем на 7,5 баллов.
По уровню социального интеллекта девочки также превзошли мальчиков.
2. Тем не менее, мы получили основания считать, что дети младшего школьного возраста с более высокими показателями социального интеллекта относятся к школе лучше, чем дети с низкими показателями. Дело в том, что у девочек и социальный интеллект, и отношение к школе оказалось более высокими и потому мы можем косвенным образом считать это своеобразной связью.
Приведенные эмпирические данные позволили подтвердить основную гипотезу работы частично. Различия наиболее отчетливо проявились только у мальчиков и не по всем показателям социального интеллекта.
Перспективными направлениями дальнейшей работы могут стать:
1. Более углубленное исследование социального интеллекта в младшем школьном возрасте, выявление специфики и своеобразия развития его отдельных компонентов.
2. данное исследование может использоваться при разработке коррекционно-развивающих и просветительских мероприятий посвященных проблематике социального интеллекта.
3. Вместе с тем, в современной социокультурной среде существует необходимость и целесообразность всестороннего исследования условий становления социального интеллекта, а также разработки программ по активизации его развития.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. / Г.С
Абрамова—4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
— 672 с.
2. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 111-131.
3. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. - Мозырь: Содействие, 2006. - 108 с.
4. Атаханов, Р., Бобкова, М.Г. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / Р. Атаханов, М.Г. Бобкова // Психологическая наука и образование. - 2007. - №1. - С. 93 - 102.
5. Балин, В.Д., Гайда, В.К., Горбачевский, В. К. и др. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. - Изд. 2-е. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
6. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М.: Прогресс, 1978. - 292 с.
7. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные псих. труды / А.А. Бодалев. - Изд. 2-е, переработано и доп. - М.: Международная педагогическая академия, 1983. - 271 с.
8. Бодалев, А.А. Психология межличностного познания / Под ред. Бодалева А.А.; Академия педагогических наук СССР. - М.: Педагогика, 1981. - 224 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Учеб. пособие / Л. И. Божович. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 398 с.
10. Бондаренко, М.А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии / М.А. Бондаренко // Научное обозрение. Серия 2, Гуманитарные науки. - 2013. - №4. - С. 140-151.
11. Брудный, А.А. Понимание и общение / А.А. Брудный. - М.: Наука, 2008. - 215
с.
12. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е Изд. - Спб.: Питер, 2015. - 384 с.
13. Варламова, Л.А. Особенности социального интеллекта современных школьников / Л.А. Варламова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №10 (64) : в 3-х ч. Ч.1. - С. 170-174.
14. Выготский, Л..С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1991. — 480 с.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
16. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций //Л.С Выготский.- Собр. соч.: В 6т. - М., 2003.-Т.З.-328с.
17. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо М.В. - М.: Наука, 2010. - 359 с.
18. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 512 с.
19. Гилфорд, Дж., М. Салливен М. Тест «Социальный интеллект». - С.Пб.: «Иматон», 1998.
20. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // В кн.: Психология мышления. - М.: Прогресс, 1969. - 531 с.
21. Гоулмен, Д.В. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.В. Гоулмен // Отдел кадров. - 2004. - №8. - С. 98-100.
22. Эльконин, Д.Б. А.Л. Венгер. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 27,48с.
23. Давыдов, В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // В.В Давыдов, В.И Слободчиков, В.И Цукерман- Вопросы психологии. - 2002. - № 3-4.-14-19с.
24. Данилов, М.А. Умственное воспитание // М.А. Данилов. -Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - 70-86с.
25. Данилов, М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518с.
26. Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология: курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан, Н. В. Лаврова. — М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
27. Дубровина, И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина — М.: Просвещение, 2003. — 315 с.
28. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 421 с.
29. Елкина, Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования / Е.А. Елкина // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Сер. 1, Педагогические науки. - 2005. - №11. - С. 14-23.
30. Емельянов, Ю.И. Активное социально-психологическое обучение: Монография / Ю.И. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 167 с.
31. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 356 с.
32. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. // Л.В Занков - М., 2007. - 152с.
33. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и
умственного развития учащихся.//Е.Н. Кабанова-Меллер - М.:
Просвещение, 2008. - 288с.
34. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. // З.И Калмыкова - М.: Педагогика, 2001. - 200с.
35. Карпович, Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста / Т.Н. Карпович // Психология. - 2002. - №3. - С. 78-85.
36. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. //Г.Д Кириллова - М., 2007. -151, 198с.
37. Ковалев, П.А. Методы математической статистики в психологических исследованиях: Учеб. Пособие / П.А. Ковалев. - Уссурийск: Уссурийский государственный педагогический институт, 2004. - 176 с.
38. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителей / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
39. Ковалевская, А.В. Опыт психологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9-11 лет / А.В. Ковалевская // Психология. - 2005. - № 2. - С. 31-37.
40. Корчагина, Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии / Н.В. Корчагина // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - №4. - С. 3-6.
41. Крайг, Г, Бокум, Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - Изд. 9-е. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
42. Краткий психологический словарь / гл. ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 430 с.
43. Кудинова, И.Б. Вотчин, И.С. Социальный интеллект как предмет исследования / И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин // Сибирский интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №4. - С. 132-142.
44. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики: Монография / Б.В. Кулагин. - Л.: Медицина, 1984. - 215 с.
45. Леонтьев, А.А. Психология общения: Учеб. пособие / А.А. Леонтьев. - Изд. 3¬е. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
46. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Воронеж,1997. - 328 с.
47. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.
48. Лопсан, Ч.И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности / Ч.И. Лопсан //Журнал прикладной психологии. - 2003. - №4-5. - С. 100-103.
49. Мартынова, М.А., Богомаз С.А. Самодетерминация в структуре личностного по- тенциала современной российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357. С. 164-168.
50. Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по
использованию / Е.С. Михайлова (Алешина) . - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1996. - 56 стр.
51. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
52. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 496 с.
53. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт; МГ11ПУ, 2011. - 460 с.
54. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. заведений. — М.: Издат. центр, 2000. — 184 с.
55. Поливанова, К.Н. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. Вита-Пресс, 2012
56. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и Тесты: Учебн. Пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом, «Бахран», 2004. - 672 с.
57. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Спб.: Питер, 2000. - 616 с.
58. Савенков, А.И. Концепция социального интеллекта / А.И. Савенков // Одаренный ребенок. - 2006. - №1. - С. 6 -18.
59. Славина, Л.С. Трудные дети. Под редакцией В.Э.Чудновского; Академия педагогики и социальных наук. Московский психолога социально институт . - М.; Воронеж : б. и., 1998 .
60. Смирнова, П.В. Роль социального интеллекта в становлении профессиональной идентичности / П.В. Смирнова // Одаренный ребенок. - 2006. - №2. - С. 24-29.
61. Ткаченко, О.В. Психологически аспекты подготовки ребенка к условиям детского сада через вариативные формы дошкольного образования. // Психология и психотехника. 2013. № 11. С. 1112-1119.
62. Ушаков, Д.В., Люсина Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.
63. Фатихова, Л.Ф., Харисова, А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова. - Уфа: Издательство Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010. - 69 с.
64. Филипповская, Т.В. Знание и социальный интеллект: социологический подход к осмыслению взаимосвязи / Т.В. Филипповская // Известия УрГЭУ. - 2012. - №6 (44). - С. 5-11.
65. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии. - 2005. - №6. - С. 35-45.
66. Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте // В кн.: Познание Общество. Развитие. - М.: ИП РАН, 1996. - С. 54-57.
67. Чеснокова, О.Б. Методы диагностики социального интеллекта в детском возрасте / О.Б. Чеснокова //Психологическая диагностика. - 2008. - №3. - С. 57-80.
68. Чеснокова, О.Б. Развитие социального интеллекта в детском возрасте. Существующие ответы и незаданные вопросы / О.Б. Чеснокова // Психолог в детском саду. - 2004. - №2. - С. 15-40.
69. Чеснокова, О.Б., Субботский, Е.В., Мартиросова, Ю.В. Методики диагностики развития социального интеллекта в детском возрасте // О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботинский, Ю.В. Мартиросова // Психологическая диагностика. - 2003. - № 3. - С. 52-80.
70. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная
психология): Учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.:
Гардарики, 2007. - 349 с.
71. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.И. Фельдштейн [и др]. - М.: Институт Практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 2001. - 417 с.
72. Южанинова, А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / В сб.: Проблемы оценивания в психологии. - Саратов: издательство Саратовского университета, 1984. - С. 63-67.
73. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков / Л.А. Ясюкова, В. Белавина; Российская академия наук, Институт психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 179 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ