ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Проявления и причины возникновения тревожности у детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Теоретические подходы к исследованию креативности в современной
психологии 22
1.4. Роль креативности в проявлении тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Программа развивающих занятий для педагога-психолога по снижению
уровня тревожности младших школьников 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления.. ..80
Приложение 2. Уровень тревожности по методике диагностики уровня школьной 101
Приложение 3. Результаты статистической обработки полученных данных 110
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время все большее внимание уделяется исследованиям творческих способностей человека. Так как именно в условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». Причем концентрированным выражением этого фактора является креативность человека. Это связано с осознанием того, что творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. Поэтому приоритетной задачей психологической и педагогической научных отраслей является выявление и формирование социально зрелой личности с высоким уровнем креативности, способной достичь профессиональных высот, используя творческий подход в решении постоянно изменяющихся, отличающихся высокой степенью неопределенности, проблемных ситуаций. Творчество, инновации, интеллект, креативность — актуальные проблемы современного общества, от решения которых зависит перспектива развития и эффективность всех социокультурных и экономических процессов. Творческая личность становится востребованной обществом, а ее развитие — предметом масштабных психологических исследований и государственных программ во всем мире.
На ряду с вышеизложенным, современные исследования показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что также связанно с особыми трудностями, которые испытывает одаренный ребенок в общении со сверстниками, учителями и родителями. В связи с чем, необходимо корректное психологическое сопровождение креативного ребенка с учетом всех его эмоциональных особенностей. Одним из факторов оказывающих влияние на проявления креативности личности выступают особенности эмоциональной сферы, а именно тревожность личности - склонности индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги, субъективного проявления неблагополучия личности. Состояние постоянной тревожности может переходить в стрессовые ситуации, и, следовательно, может привести к неврозу и другим заболеваниям. Поэтому необходимо знать в какой степени тревожность влияет на его общее развитие, на показатели высших психических функций, в том числе на развитие креативности.
Проблема исследования: каковы особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности?
Цель: изучить особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности.
Объектом исследования является тревожность у младших школьников.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности.
Гипотеза: существуют особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности, а именно:
1) чем выше уровень показателя креативности гибкость, тем ниже уровень социальной тревожности
2) чем выше уровень показателя креативности оригинальность, тем выше уровень социальной тревожности.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию тревожности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Рассмотреть сущность креативности и ее психологические составляющие;
3. Изучить особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности;
4. Разработать программу развивающих занятий для педагога- психолога по развитию креативности и снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методологической основой исследования явились работы известных отечественных и зарубежных психологов. Проблемой тревожности у детей и снижением ее уровня занимались многие видные психологи и педагоги. Среди них - А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.В. Макшанцева, Е.А.Савина, Н.П. Шанина, Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Л.В. Бороздина, Б.Д. Кочубей, Н.В. Клюева, Р.В. Касаткина, С.В. Крюкова, Р.В. Овчарова и др. Проблема креативности изучали такие учёные как Г.С. Алытшуллер, Д.Б. Богоявленская, Е.Е. Васюкова, Ю.З. Гильбух, М.Р. Гинзбург, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, М.А. Холодная и др.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных - опрос, тестирование;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретациионные - структурный метод.
Диагностические методики:
1) Методика диагностики уровня школьной тревожности (Ч. Филлипс);
2) Методика «Шкала тревожности» (О. Кондаш);
3) Тест креативности (Э.Торренс).
База исследования: исследование осуществлялось на базе Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детский санаторий г. Грайворон». Форма проведения исследования - индивидуальная. В исследовании приняли участие младшие школьники в количестве 80 человек. Возраст респондентов - 8 - 9 лет.
Структура работы: работа состоит из оглавления, введения, 2-х глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников и приложений.
Формирование творчески мыслящей личности является одной из важнейших задач современного образования. Потребность понять природу креативности и пути ее развития возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность с целью повышения ее эффективности. Один из путей решения этой проблемы - усиление творческого потенциала личности посредством развития креативности. Проблемой креативности занимались многие ученые, среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Э.П. Торренса, Э. Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась Е. П. Ильиным, А.В. Хуторским, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой и др. Следует отметить, что по сравнению с ранними исследованиями, где креативность выступает как исключительный и уникальный феномен, в современных исследованиях подчеркивается тенденция рассмотрения креативности как процесса и комплекса интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих каждой личности. Обобщая все вышеизложенное, мы можем определить креативность как интегративное свойство личности способное создавать оригинальные ценности и принимать нестандартные решения.
Сензитивным периодом для развития креативности является младший школьный возраст, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит творческий успех/неуспех взрослого человека. Возрастные особенности проявления и развития креативности в младшем школьном возрасте соответствуют основным этапам ее развития, а именно:
- накопление творческого опыта познания действительности;
- рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов;
- реализация версий, идей, образов;
- проверка найденных вариантов и их отбор.
Для развития креативности в младшем школьном возрасте немаловажным является его эмоциональное состояния, в связи с тем, что данный период связан с новой социальной ситуаций и возникновением различного рода эмоций. Зачастую - это тревожность.
Поэтому необходимо знать в какой степени тревожность влияет на развитие креативности детей в младшем школьном возрасте.
С целью изучения взаимосвязи тревожности и креативности у детей младшего школьного возраста нами было проведено эмпирическое исследование.
В ходе исследования мы приходим к выводу о том, что у детей младшего школьного возраста:
- наиболее высокий уровень тревожности наблюдается у детей в учебной, в межличностной сферах. Повышенная тревожность у младших школьников связана с фактором «проблемы и страхи в отношениях с учителями», мы знаем , что учитель для младшего школьнике является значимой фигурой, т.к. придя учиться в школу у ребенка меняется социальная ситуация развития и система «ребенок - учитель» определяет отношения ребенка и к родителям и к другим детям. Оценка, даваемая учителем той или иной деятельности учащегося принимается как главная характеристика личностных качеств учащегося и эта оценка для первоклассника является значимой и правильной. Вторым по значимости фактором, который вызывает тревожность, является страх ситуации проверки знаний. Это связано с тем, что ребенок боится публичной демонстрации своих знаний, достижений и возможностей. У младших школьников идет формирование нового вида деятельности, а именно учебной. Учебная деятельность предусматривает контроль за выполненную работу, а т. к. для младшего школьника данная ситуация является новой, то неизбежно будет возникать в этой ситуации напряжение. Фактор «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» имеют одинаковые показатели среди факторов , которые вызывают тревожность. Как говорилось выше у детей, пришедших в школу меняется и социальная ситуация развития и ведущая деятельность все в школе для младшего школьника и поэтому все новое вызывает напряженность.
- низкий показатель сопротивляемости стрессу, что вызывает тревожность у младших школьников, ведь у каждого ребенка свои особенности психофизиологической организации, снижающее приспособляемость ребенка к различным стрессовым ситуациям и именно это повышает реакцию на любой тревожный фактор, а для младшего школьника таким фактором является школа и все, что с ней связано.
- низкий показатель - переживания социального страха, на фоне которого развиваются социальные контакты и прежде всего со сверстниками и фактор страх самовыражения, а именно негативное эмоциональное переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самовыражения, демонстрацией своих достижений. Для младших школьников взаимоотношения со сверстниками не являются значимыми и поэтому этот фактор имеет низкий показатель, т. к. не для всех младших школьников пока сверстники занимают значимое положение.
- у большинства детей наблюдается средний уровень развития креативности. Более высокие показатели креативности: беглость и разработанность, что говорит о способности детей детально разрабатывать возникшие идеи. Эти дети обладают большим запасом интеллектуальной энергии и имеют способность отстаивать своё мнение противоречащее сложившимся стереотипам, установкам на данный момент. У младших школьников развита способность развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы. У очень хороших «разработчиков» есть слабые стороны: стремление как можно лучше развить свою идею делает их неспособными завершать работу во время.
- корреляционный анализ показал отрицательную взаимосвязь, которая говорит нам о том, что у младших школьников чем выше уровень тревожности, тем будет более низкий уровень креативности, и, наоборот, у младших школьников с низким уровнем тревожности - высокий уровень креативности. Тем самым нами была подтверждена выдвинутая гипотеза.
По результатам исследования нами были разработаны рекомендации и примерная программа для психолога по снижению уровня тревожности у младших школьников