Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы подготовки детей к школьному обучению ... 7
1.1 Подготовка детей к школе в педагогических и психологических
исследованиях 7
1.2 Возрастные особенности психического развития дошкольников 14
1.3 Игра - основное средство развивающих занятий по подготовке к школе
пятилетних детей 21
2. Педагогический эксперимент по подготовке пятилетних детей к школьному
обучению 29
2.1 Исследование уровня развития «предшкольных» умений и навыков детей 5
лет 29
2.2 Программа развивающих занятий по подготовке детей пяти лет к школьному
обучению 39
2.3 Итоги педагогического эксперимента 53
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение
Актуальность исследования поступления в школу детей дошкольного возраста знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы. Изменилась структура школы. Более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Образовательная программа для первоклассников ориентирована на определенный уровень развития психических процессов, сформированность у детей познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
В ФГОС ДО определенной задачи подготовить детей к школьному обучению не ставится. Исходя из этого, встает вопрос последовательной подготовки дошкольников к школьному обучению в соответствии с ведущим видом деятельности. В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня социально-психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно - логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие. Дети, не подготовленные к школьному обучению, часто сталкиваются с множеством трудностей и не справляются со школьной программой.
Проблему подготовки дошкольников к школьному обучению исследовали педагоги и психологи, такие как: Е.Е. Кравцова, Е.Н. Поливанова, В.С. Мухина, Н.И. Шевандрин, Л.А. Венгер, и мн.др. В зарубежных исследованиях данный феномен рассматривался в работах, изучающих школьную зрелость детей: Г. Гетцер, А. Керн, С. Штребель, Я. Йирасек, Ю. Сыэрд и др.
Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования Т. С. Комаровой, А. Н. Давидчук, Т. Н. Дороновой, О. М. Анищенко, и других, успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась психологическая готовность к школьному обучению.
В исследованиях, направленных на изучение формирования определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе детей более раннего возраста установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие, чем можно предположить, интеллектуальные, психические и физические возможности, что путем специальной организации образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты и тем самым существенно улучшить их подготовку к школьному обучению.
Проблема исследования дипломной работы заключается в разработке программы развивающих занятий по подготовке к школьному обучению пятилетних детей в соответствии с их возрастными особенностями с использованием игровых методов в условиях специально организованных занятий.
Актуальность и проблема определили тему дипломной работы: «Подготовка к школьному обучению пятилетних детей в условиях специально организованных развивающих занятий».
Объект исследования: подготовка пятилетних детей к школьному обучению.
Предмет исследования: развивающая программа, способствующая
формированию готовности дошкольников к обучению в школе.
Цель исследования: рассмотрение проблемы подготовки к школе пятилетних детей и разработка развивающей программы, способствующей формированию необходимых знаний, умений, навыков для успешной адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему подготовки к школьному обучению на этапе дошкольного детства.
2. Описать психологические особенности развития детей пяти лет.
3. Исследовать уровень развития «предшкольных» навыков.
4. Разработать и апробировать развивающую программу занятий, способствующих постепенной подготовке пятилетних детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования. Подготовка пятилетних детей к школе в условиях специально организованных занятий будет успешной, если:
- учитывать возрастные особенности развития пятилетних детей (внимания, памяти, мышления, воображения, речи);
- применять на занятиях игровые формы обучения, развивая познавательный интерес у дошкольников;
- формировать «предшкольные» навыки, включая навыки общения и совместной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что программа и содержание разработанных занятий могут быть использованы воспитателями, детскими психологами, учителями начальных классов, родителями в процессе работы с дошкольниками для подготовки к школьному обучению.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической,
психологической литературы, анализ, синтез, обобщение; педагогический эксперимент, психодиагностические методы, количественные и качественные методы обработки полученных результатов.
База исследования: Детский клуб творческого досуга и развития «Калейдоскоп».
Дипломная работа посвящена проблеме готовности ребенка к обучению в школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
В первой главе рассмотрен феномен психологической готовности ребёнка к школьному обучению, его суть и структура. Выявлено, что проблема готовности к школе, рассматриваемая исследователями разных областей знаний (как в нашей стране, так и за рубежом), является комплексной и многогранной, охватывающей все сферы жизни ребёнка (физическую, интеллектуальную, эмоционально¬волевую, личностную).
Выявлено, что психологическая готовность к школе - необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическую готовность к школьному обучению определяют личностная, эмоционально - волевая, социально-психологическая, интеллектуальная.
Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Образовательная программа для первоклассников ориентирована на определенный уровень развития психических процессов, сформированность у детей познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
В теоретической части уделено особое внимание игре, т.к. она является ведущим видом деятельности, в которой складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического, а также опыту общения со сверстниками.
В практической части описан педагогический эксперимент, который включал в себя: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе были проведены методики: Диагностика психологической готовности к школьному обучению, разработанная Л.А.Венгером (методика «Ориентировка в окружающем мире, запас знаний», «Диагностика сформированности внутренней позиции школьника», «Логические ряды», «Найди пару», «Что здесь лишнее?», «Бусины» , методика «Корректурная проба», методика «Запомни 7 слов», методика «Узнай картинки») и Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика.
На контрольном этапе был сделан анализ результатов, который показал, что на начало эксперимента высоким уровнем развития предшкольных навыков обладали - 17% детей, а на конец - 22%. Показатель высокого уровня увеличился на 5%. Средним уровнем обладали 75% воспитуемых, на конец эксперимента - 73% человека. Показатель среднего уровня уменьшился на 2%. Низкий уровень предшкольных навыков был отмечен у 8% детей, на конец эксперимента - 5% детей. Показатель низкого уровня уменьшились на 3%.
Таким образом, проведенное исследование показало, что в процессе проведения развивающих занятий повышается уровень психологической готовности пятилетних детей к школе, формируются необходимые знания, умения, навыки для успешной адаптации к школе.
Цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Аванесова В.Н. Дидактические игры. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Подъяковой Н.Н., Аванесовой. В.Н. - М.: Просвещение, 2002.
2. Агаева Е.Л. Роль пространственного моделирования в усвоении логических отношений детьми старшего дошкольного возраста / Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/ Под ред. Венгера. Л.А.- М.: Мысль,2003.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с
4. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе
пространственных отношений. М.: Пресса,2002.
5. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе
пространственных отношений. М.: Пресса,2002.
6. Аникеева Н.П. Виды деятельности в процессе становления мышления. - СПб.: Питер,2000.
7. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: Имма-пресс,2000.
8. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.»- Х.: Фолио, 2002.
9. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М: 2001-256с
10. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. / Под ред. Запорожца А.В.,. Усовой А.П. - М.: Просвещение,2003.
11. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. , -М: 2005.
12. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2008.
13. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов М., Мысль, 2001 - 220 с.
14. Будницкая, И.И. Катаева, А.А. Ребёнок идёт в школу. - М.: педагогика, 2005. - 160 с.
15. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению/Дошкольное воспитание №9, 1988.
16. Венгер Л.А. Марцинковская, Т.Д. Готов ли ваш ребёнок к школе. - М.: Знание, 2004. - 192 с.
17. Венгер Л.А. Программа «Развитие». - М.: Новая школа,2000.
18. Венгер Л.А. Старший дошкольник/Дошкольное воспитание №1, 1994.
19. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с
20. Волков, Б.С. Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребёнка до поступления в школу / Б.С. Волков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с.
21. Волков, Б.С. Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребёнка до поступления в школу / Волков Б.С. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 144 с.
22. Волков, Б.С. Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество Россия, 2003. - 240 с.
23. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова- Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c
24. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ , 2013. - 320 с.
25. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения.- М.: 2001.
26. Детская практическая психология: учебник / под ред. Марцинковской Т.Д. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.
27. Йирасек, Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. - Прага, 2008.
28. Истомина З.М., Развитие памяти.- М.: Просвещение, 2001.
29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика./ 2-е изд. - М., «Академия», 2000 - 416с.
30. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва: Академия, 2015. - 431 с.
31. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М: Педагогика, 2001.-152с.
32. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
33. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с
34. Монина Г.Б. Психологический аспект подготовки ребенка к школе.// Дошкольная педагогика - 2006.- №3- С.64-65
35. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития; детство, отрочество. - М., Академия развития, 2000 - 456с.
36. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:- М.: Академия, 2002. - 456 с.
37. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., Гуманит, ВЛАДОС, 2001 - 256с.
38. Подготовка детей к школе в семье / под ред. Марковой Т.А, Сохина Ф.А. - М., 2000.
39. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2015. - 573 с.
40. Подымова, Л. С. Педагогика: учебник и практикум / [Л. С. Подымова и др.]. - Москва: Юрайт, 2016. - 332 с.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. Васильевой М.А, Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- 3-е изд. - М., Мозаика- Синтез, 2005 - 208с
42. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника/ Под ред. Поддьякова Н.Н., Говорковой А.Ф. -М:2001
43. Славина Л.С. Знать ребёнка, чтобы воспитывать. - М., 2006.
44. Смирнова Е.О. Детская психология. -М.: Владос, 2003.
45. Тихомирова Л.Ф. Дошкольная психология: Учебное пособие. - М.,
Академия развития, 2002 - 270с.
46. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - 2-е изд. - М., Академия, 2002-336с.
48. Урунтаева Р.А., Афонькина Практикум по дошкольной психологии. -М.: 2003.
49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Ф32 Новосибирск: Норматика, 2015.- 143с. - (Кодексы. Законы. Нормы).
50. Хейзинг И. Человек играющий. М.: Наука,2002.