РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДВФУ
|
Введение 6
1 Теоретические и правовые аспекты обеспечения государственной образовательной политики в области экспорта российского образования
1.1 Государственная образовательная политика в области экспорта
российского образования 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение государственной образовательной политики в области экспорта российского образования 23
1.3 Опыт экспорта образования в зарубежных странах и позиция российского высшего образования в международных рейтингах университетов 30
2 Дальневосточный федеральный университет как пример реализации государственной образовательной политики в области экспорта российского образования
2.1 Организационно-функциональная структура управления по вопросам
развития международного сотрудничества в Дальневосточном федеральном университете 43
2.2 Анализ достигнутых результатов в области экспорта российского
образования в ДВФУ 48
2.3 Анализ результатов опроса иностранных студентов Дальневосточного
федерального университета 58
3 Рекомендации по развитию экспортного потенциала в Дальневосточном федеральном университете
3.1 Концептуальная модель деятельности Дальневосточного федерального
университета по развитию экспортного потенциала 69
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Дальневосточного
федерального университета в области экспорта российского образования 79
Заключение 99
Список используемых источников 103
Приложение
1 Теоретические и правовые аспекты обеспечения государственной образовательной политики в области экспорта российского образования
1.1 Государственная образовательная политика в области экспорта
российского образования 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение государственной образовательной политики в области экспорта российского образования 23
1.3 Опыт экспорта образования в зарубежных странах и позиция российского высшего образования в международных рейтингах университетов 30
2 Дальневосточный федеральный университет как пример реализации государственной образовательной политики в области экспорта российского образования
2.1 Организационно-функциональная структура управления по вопросам
развития международного сотрудничества в Дальневосточном федеральном университете 43
2.2 Анализ достигнутых результатов в области экспорта российского
образования в ДВФУ 48
2.3 Анализ результатов опроса иностранных студентов Дальневосточного
федерального университета 58
3 Рекомендации по развитию экспортного потенциала в Дальневосточном федеральном университете
3.1 Концептуальная модель деятельности Дальневосточного федерального
университета по развитию экспортного потенциала 69
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Дальневосточного
федерального университета в области экспорта российского образования 79
Заключение 99
Список используемых источников 103
Приложение
Одной из наиболее актуальных тенденций мирового прогресса является направленность на развитие конкурентоспособной системы высшего образования, привлекательной для всех членов мирового сообщества. Глобализационные изменения повлияли на место образования в системе государственного управления. Теперь это не просто структура, с помощью которой происходит обучение населения. Это реальный рычаг «мягкой силы» государства.
Актуальность исследования. Сейчас, как никогда, решающее значение для устойчивого развития экономики и повышения уровня жизни населения имеет способность общества каждой отдельно взятой страны генерировать, отбирать, адаптировать и извлекать из приобретенных знаний прибыль. Именно качество образования и его международная привлекательность позволяют в нужном направлении развиваться общественным отношениям. На передний план выходит глобальный взаимообмен в области гуманитарного сотрудничества, где важнейшая роль отводится экспорту и импорту образовательных услуг.
В связи с этим в 2017 году на Президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию был утверждён проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», целью которого является повышение привлекательности образовательных программ, узнаваемости бренда российского образования и создании условий для пребывания иностранных граждан в России. Дальневосточный федеральный университет вошел в консорциум российских высших учебных заведений, на базе которых будет происходить реализация данного проекта. Поэтому перед руководством Дальневосточного федерального университета стоит задача по созданию надежной институциональной инфраструктуры, способствующей реализации экспорта образовательных услуг.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование проблем реализации государственной образовательной политики в области экспорта
российского образования в ДВФУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть государственную образовательную политику в области экспорта образования;
- сделать обзор нормативно-правового обеспечения государственной образовательной политики в области экспорта российского образования;
- проанализировать организационные, информационные, кадровые возможности ДВФУ по реализации государственной политики в области экспорта образования;
- провести анализ результатов работы в области предоставления образовательных услуг для иностранных студентов;
- разработать проект программы развития экспортной составляющей образовательных услуг в ДВФУ.
Объектом исследования является государственная образовательная политика в сфере экспорта российского образования.
Предмет исследования - реализация государственной политики в сфере экспорта российского образования в ДВФУ.
Степень научной разработанности. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области анализа государственной образовательной политики в сфере экспорта образования. Данная проблема становится всё более актуальной в академической среде.
Среди иностранных учёных тема интернационализации высшего образования и экспорта образования разрабатывается достаточно давно. Например, сравнением международных образовательных программ занимался сотрудник университета Западного Онтарио Герберт Вон. Проблемой кооперации в высшем образовании в теории и на практике занималась В.Ю. Чан. Другой областью научного интереса стало изучение и сравнение учебных планов ведущих университетов различных стран, которые проводились научным коллективом «Ассоциации для студентов в международном обучении» под
руководством Криста Сори и Джордан Троси.
Российские учёные Бедный А.Б. и Грудзинский А.О. занимались изучением интернализации как драйвера инновационного развития
университета. Также они осуществили разработку концепции и модели конкурентоспособного университета.
Проблемой интернационализации высшего образования занималась Сагинова О.В. Богданов А.И., Коннов В.И. и Репина М.И. Оно разрабатывали проблему эволюции Конкурентоспособностью российских университетов на международных образовательном рынке, занимались Салми Д. и Фрумин И.Д.
Методы исследования. В основе исследования положен системный подход в ходе рассмотрения теоретических основ изучаемой проблематики, а также группа общелогических методов научного познания. Среди эмпирических методов можно выделить: анализ документов и анализ статистических данных. Основные аспекты темы рассмотрены с позиций междисциплинарного подхода.
Сбор статистической информации осуществлялся двумя способами. Для получения информации о количестве иностранных студентов в ДВФУ и каждой отдельной школе использовалась информационная система «Тандем». Сбор качественной информации осуществлялся путем проведения социологического опроса. Для этого была разработана анкета, где содержались общие и специальные вопросы. Анкета создана таким образом, чтобы раскрыть все возможные проблемы и особенности, с которыми сталкиваются иностранные студенты в ДВФУ.
Эти инструменты использовались в различных комбинациях на разных этапах проведения исследования, что позволило обеспечить научную достоверность итоговых результатов.
Информационную базу исследования также составили нормативно -
правовые и законодательные акты Российской Федерации.
Актуальность исследования. Сейчас, как никогда, решающее значение для устойчивого развития экономики и повышения уровня жизни населения имеет способность общества каждой отдельно взятой страны генерировать, отбирать, адаптировать и извлекать из приобретенных знаний прибыль. Именно качество образования и его международная привлекательность позволяют в нужном направлении развиваться общественным отношениям. На передний план выходит глобальный взаимообмен в области гуманитарного сотрудничества, где важнейшая роль отводится экспорту и импорту образовательных услуг.
В связи с этим в 2017 году на Президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию был утверждён проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», целью которого является повышение привлекательности образовательных программ, узнаваемости бренда российского образования и создании условий для пребывания иностранных граждан в России. Дальневосточный федеральный университет вошел в консорциум российских высших учебных заведений, на базе которых будет происходить реализация данного проекта. Поэтому перед руководством Дальневосточного федерального университета стоит задача по созданию надежной институциональной инфраструктуры, способствующей реализации экспорта образовательных услуг.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование проблем реализации государственной образовательной политики в области экспорта
российского образования в ДВФУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть государственную образовательную политику в области экспорта образования;
- сделать обзор нормативно-правового обеспечения государственной образовательной политики в области экспорта российского образования;
- проанализировать организационные, информационные, кадровые возможности ДВФУ по реализации государственной политики в области экспорта образования;
- провести анализ результатов работы в области предоставления образовательных услуг для иностранных студентов;
- разработать проект программы развития экспортной составляющей образовательных услуг в ДВФУ.
Объектом исследования является государственная образовательная политика в сфере экспорта российского образования.
Предмет исследования - реализация государственной политики в сфере экспорта российского образования в ДВФУ.
Степень научной разработанности. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области анализа государственной образовательной политики в сфере экспорта образования. Данная проблема становится всё более актуальной в академической среде.
Среди иностранных учёных тема интернационализации высшего образования и экспорта образования разрабатывается достаточно давно. Например, сравнением международных образовательных программ занимался сотрудник университета Западного Онтарио Герберт Вон. Проблемой кооперации в высшем образовании в теории и на практике занималась В.Ю. Чан. Другой областью научного интереса стало изучение и сравнение учебных планов ведущих университетов различных стран, которые проводились научным коллективом «Ассоциации для студентов в международном обучении» под
руководством Криста Сори и Джордан Троси.
Российские учёные Бедный А.Б. и Грудзинский А.О. занимались изучением интернализации как драйвера инновационного развития
университета. Также они осуществили разработку концепции и модели конкурентоспособного университета.
Проблемой интернационализации высшего образования занималась Сагинова О.В. Богданов А.И., Коннов В.И. и Репина М.И. Оно разрабатывали проблему эволюции Конкурентоспособностью российских университетов на международных образовательном рынке, занимались Салми Д. и Фрумин И.Д.
Методы исследования. В основе исследования положен системный подход в ходе рассмотрения теоретических основ изучаемой проблематики, а также группа общелогических методов научного познания. Среди эмпирических методов можно выделить: анализ документов и анализ статистических данных. Основные аспекты темы рассмотрены с позиций междисциплинарного подхода.
Сбор статистической информации осуществлялся двумя способами. Для получения информации о количестве иностранных студентов в ДВФУ и каждой отдельной школе использовалась информационная система «Тандем». Сбор качественной информации осуществлялся путем проведения социологического опроса. Для этого была разработана анкета, где содержались общие и специальные вопросы. Анкета создана таким образом, чтобы раскрыть все возможные проблемы и особенности, с которыми сталкиваются иностранные студенты в ДВФУ.
Эти инструменты использовались в различных комбинациях на разных этапах проведения исследования, что позволило обеспечить научную достоверность итоговых результатов.
Информационную базу исследования также составили нормативно -
правовые и законодательные акты Российской Федерации.
Таким образом, в ходе исследования поставленные цели достигнуты, и все задачи решены.
В первой главе был проведен анализ государственной образовательной политики в области экспорта российского образования, нормативного правового обеспечения государственной образовательной политики, а также исследована позиция экспорта российского высшего образования.
В первом пункте была рассмотрена государственная образовательная политика РФ. Был проведен анализ термина государственной образовательной политики. В итоге был сделан вывод, что основным субъектом образовательной политики является государство, реализующее политику с помощью принятой нормативной правовой базы в области образования на всех уровнях власти. Отдельно был рассмотрен вопрос интернационализации образования, которая понимается как процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерений в цели, функции и процессы высшего образования. При этом наиболее распространенным видом интернационализации высшего образования определена индивидуальная студенческая мобильность.
Во втором пункте был проведен анализ нормативного правового обеспечения государственной образовательной политики в области экспорта российского образования и сделан вывод о том, что нормативно-правовое регулирование РФ всецело направлено на увеличение качества российского образования, его конкурентоспособности и повышения привлекательности на международном уровне.
В третьем пункте был проведен анализ позиций российского высшего образования в международных рейтингах университетов. Отдельно был проведен анализ позиций в рейтингах Дальневосточного федерального университета. В 2017 году он занял 89 строчку в рейтинге QS (EECA), в QS (BRICS) ДВФУ занял 86 строчку. Примечательно, что он фигурирует в первой сотне данных рейтингов, начиная с 2013 года, постепенно улучшая свои позиции.
Во второй главе была изучена функциональная структура управления по вопросам развития международного сотрудничества в Дальневосточном федеральном университете, проанализированы достигнутые результаты в области экспорта российского образования и выявлены основные результаты проведенного среди иностранных студентов анкетирования. Анкетирование показало разнообразие мотивации студентов, их отзывов об обучении в ДВФУ в зависимости от того из какой страны они прибыли и каким уровнем знаний они обладают.
Анкетирование продемонстрировало, что большинство студентов из Китая следуют опыту знакомых, которые раньше обучались в ДВФУ и, в целом, высоко оценивают обучение в университете. Для студентов из других соседних государств Азии выбор университета не являлся приоритетным, чаще всего они были вынуждены остановиться именно на ДВФУ.
Граждане стран СНГ отмечают высокий уровень подготовки преподавателей, наличие развитой инфраструктуры вуза, а также возможность изучения азиатских языков и участия в крупных международных мероприятиях, проводимых на территории университета.
Крупная диаспора студентов из Индии характеризует открытие англоязычной программы в Школе биомедицины как уникальный шанс для них получить необходимую специализацию за рубежом. При том трудоустраиваться в России они не планируют.
Также стоит отметить, что результаты опроса показали необходимость в переработке информации представленной на официальном сайте ДВФУ. Она должна стать более структурированной и понятной для иностранных студентов. Прежде всего, требуется расширить перечень языков, на которых будет доступен данный сайт и качественно систематизировать предоставляемую информацию.
В третьей главе был рассмотрен иностранный и отечественный опыт экспорта образования, а также выработаны основные рекомендации для развития экспорта образования в ДВФУ.
В первом пункте был проведен общий обзор рынка образовательных услуг. В частности - выявлены основные технологии привлечения иностранных студентов: сетевое взаимодействие - сотрудничество университетов,
работающих на основе долгосрочных договоренностей.
Также были рассмотрены основные виды сетевого взаимодействия: кооперация, консорциум и ассоциация. Были рассмотрены конкретные примеры развития международного сотрудничества университетов. В частности были проанализированы примеры высших учебных заведений: Великобритании, Австралии, Италии, Нидерландов, Г ермании, США и других.
Во втором пункте был рассмотрен российский опыт экспорта образования, причем в историческом срезе - начиная с опыта СССР. Далее рассматривался исключительно российский опыт. Было установлено, что на данный момент в РФ образовательные услуги иностранцам оказывают более 100 вузов. В целом же для России характерна крайняя неравномерность распределения иностранных граждан по дневным отделениям вузов различных городов. В совокупности в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточены около половины всех иностранных граждан РФ.
Далее был изучен опыт ряда передовых российских университетов по всей федерации. Основными методами привлечения иностранных студентов являются: международные программы магистратуры, преподавание программ на английском языке, внедрение специальных курсов для иностранцев, прямое сотрудничество с иностранными вузами, проведение летних и зимних школ, а также упрощенные процедуры поступления для иностранцев.
В третьем пункте были разработаны рекомендации для реализации концепции экспорта образования в ДВФУ. Прежде всего, был проведен анализ качества поступающих в ДВФУ студентов из стран СНГ и Китая. В частности были определены основные их положительные и отрицательные качества. Ориентация ДВФУ на близлежащие государства является продолжением политики интеграции Дальнего Востока со странами АТР.
Однако студенты из азиатских стран демонстрируют плохое владение русским языком. Также большая часть иностранцев из Китая даже после окончания обучения не могут продемонстрировать хорошее знание русского языка, что ставит под сомнение эффективность подобного обучения.
Для решения этой проблемы предлагается расширение перечня англоязычных образовательных программ и введение обучения для преподавателей и сотрудников вуза. С другой стороны было установлено, что привлечение иностранных студентов носит количественный характер. Поэтому необходимо перейти от массового набора студентов к поиску лучших. Другим необходимым инструментом может стать создание на базе существующих программ переподготовки и повышения квалификации образовательных программ, ориентированных на иностранных студентов.
Еще необходимо расширить перечень программ, по которым можно получить двойной диплом, и создать институциональное присутствие университета за рубежом.
В общем итоге была предложена модель развития экспорта образования в ДВФУ, которая базируется на качественном подходе, ориентации на приоритетные отрасли развития, способствующие расширению влияния университета в АТР, академической мобильности, повышении уровня владения иностранными языками и создании на базе ДВФУ модели «магистерского» университета.
В первой главе был проведен анализ государственной образовательной политики в области экспорта российского образования, нормативного правового обеспечения государственной образовательной политики, а также исследована позиция экспорта российского высшего образования.
В первом пункте была рассмотрена государственная образовательная политика РФ. Был проведен анализ термина государственной образовательной политики. В итоге был сделан вывод, что основным субъектом образовательной политики является государство, реализующее политику с помощью принятой нормативной правовой базы в области образования на всех уровнях власти. Отдельно был рассмотрен вопрос интернационализации образования, которая понимается как процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерений в цели, функции и процессы высшего образования. При этом наиболее распространенным видом интернационализации высшего образования определена индивидуальная студенческая мобильность.
Во втором пункте был проведен анализ нормативного правового обеспечения государственной образовательной политики в области экспорта российского образования и сделан вывод о том, что нормативно-правовое регулирование РФ всецело направлено на увеличение качества российского образования, его конкурентоспособности и повышения привлекательности на международном уровне.
В третьем пункте был проведен анализ позиций российского высшего образования в международных рейтингах университетов. Отдельно был проведен анализ позиций в рейтингах Дальневосточного федерального университета. В 2017 году он занял 89 строчку в рейтинге QS (EECA), в QS (BRICS) ДВФУ занял 86 строчку. Примечательно, что он фигурирует в первой сотне данных рейтингов, начиная с 2013 года, постепенно улучшая свои позиции.
Во второй главе была изучена функциональная структура управления по вопросам развития международного сотрудничества в Дальневосточном федеральном университете, проанализированы достигнутые результаты в области экспорта российского образования и выявлены основные результаты проведенного среди иностранных студентов анкетирования. Анкетирование показало разнообразие мотивации студентов, их отзывов об обучении в ДВФУ в зависимости от того из какой страны они прибыли и каким уровнем знаний они обладают.
Анкетирование продемонстрировало, что большинство студентов из Китая следуют опыту знакомых, которые раньше обучались в ДВФУ и, в целом, высоко оценивают обучение в университете. Для студентов из других соседних государств Азии выбор университета не являлся приоритетным, чаще всего они были вынуждены остановиться именно на ДВФУ.
Граждане стран СНГ отмечают высокий уровень подготовки преподавателей, наличие развитой инфраструктуры вуза, а также возможность изучения азиатских языков и участия в крупных международных мероприятиях, проводимых на территории университета.
Крупная диаспора студентов из Индии характеризует открытие англоязычной программы в Школе биомедицины как уникальный шанс для них получить необходимую специализацию за рубежом. При том трудоустраиваться в России они не планируют.
Также стоит отметить, что результаты опроса показали необходимость в переработке информации представленной на официальном сайте ДВФУ. Она должна стать более структурированной и понятной для иностранных студентов. Прежде всего, требуется расширить перечень языков, на которых будет доступен данный сайт и качественно систематизировать предоставляемую информацию.
В третьей главе был рассмотрен иностранный и отечественный опыт экспорта образования, а также выработаны основные рекомендации для развития экспорта образования в ДВФУ.
В первом пункте был проведен общий обзор рынка образовательных услуг. В частности - выявлены основные технологии привлечения иностранных студентов: сетевое взаимодействие - сотрудничество университетов,
работающих на основе долгосрочных договоренностей.
Также были рассмотрены основные виды сетевого взаимодействия: кооперация, консорциум и ассоциация. Были рассмотрены конкретные примеры развития международного сотрудничества университетов. В частности были проанализированы примеры высших учебных заведений: Великобритании, Австралии, Италии, Нидерландов, Г ермании, США и других.
Во втором пункте был рассмотрен российский опыт экспорта образования, причем в историческом срезе - начиная с опыта СССР. Далее рассматривался исключительно российский опыт. Было установлено, что на данный момент в РФ образовательные услуги иностранцам оказывают более 100 вузов. В целом же для России характерна крайняя неравномерность распределения иностранных граждан по дневным отделениям вузов различных городов. В совокупности в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточены около половины всех иностранных граждан РФ.
Далее был изучен опыт ряда передовых российских университетов по всей федерации. Основными методами привлечения иностранных студентов являются: международные программы магистратуры, преподавание программ на английском языке, внедрение специальных курсов для иностранцев, прямое сотрудничество с иностранными вузами, проведение летних и зимних школ, а также упрощенные процедуры поступления для иностранцев.
В третьем пункте были разработаны рекомендации для реализации концепции экспорта образования в ДВФУ. Прежде всего, был проведен анализ качества поступающих в ДВФУ студентов из стран СНГ и Китая. В частности были определены основные их положительные и отрицательные качества. Ориентация ДВФУ на близлежащие государства является продолжением политики интеграции Дальнего Востока со странами АТР.
Однако студенты из азиатских стран демонстрируют плохое владение русским языком. Также большая часть иностранцев из Китая даже после окончания обучения не могут продемонстрировать хорошее знание русского языка, что ставит под сомнение эффективность подобного обучения.
Для решения этой проблемы предлагается расширение перечня англоязычных образовательных программ и введение обучения для преподавателей и сотрудников вуза. С другой стороны было установлено, что привлечение иностранных студентов носит количественный характер. Поэтому необходимо перейти от массового набора студентов к поиску лучших. Другим необходимым инструментом может стать создание на базе существующих программ переподготовки и повышения квалификации образовательных программ, ориентированных на иностранных студентов.
Еще необходимо расширить перечень программ, по которым можно получить двойной диплом, и создать институциональное присутствие университета за рубежом.
В общем итоге была предложена модель развития экспорта образования в ДВФУ, которая базируется на качественном подходе, ориентации на приоритетные отрасли развития, способствующие расширению влияния университета в АТР, академической мобильности, повышении уровня владения иностранными языками и создании на базе ДВФУ модели «магистерского» университета.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДВФУ)
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018



