ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ
ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Понятие и принципы фотожурналистики 6
1.2. История развития отечественной фотожурналистики 11
1.3. Современные условия развития фотожурналистики 18
1.4. Классификация жанров 23
1.5. Фотография как средство выражения в журналистике 29
1.6. Место фотопубликации в современных СМИ 32
ГЛАВА 2. Творчество пермских авторов 32
2.1. Обзор творчестваАнатолия Зернина, Владимира Бикмаева и Алексея
Гущина 36
2.2. Анализ фоторабот Анатолия Зернина, Владимира Бикмаева и Алексея
Гущина 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список использованной литературы
Мало что так сильно изменило журналистику, как фотография. Когда- то газеты были исключительно черно-белыми, а сейчас сложно и почти невозможно представить себе репортаж или расследование, которые бы не сопровождались яркими и красочными снимками. Однако фотожурналистика претерпевала серьезные изменения в разные периоды.
Актуальность исследования: в век визуальной коммуникации и цифровых технологий фотография занимает особое место в невербальных информационных потоках. В настоящее время трудно представить любой вид средства массовой информации без фоторепортажа, фотопортрета, фотоочерка, фотомонтажа и так далее. Соответственно, специалисты стараются на новом уровне переосмыслить фотожурналистику как уникальный объект в процессе его трансформации. Подобные работы, на первый взгляд, распространены — достаточно вспомнить такие книги как «Из истории российской фотографии» Анатолия Попова, «Век фотографии. 1894 - 1994» и «Популярная эстетика фотографии» Валерия Тимофеевича Стигнеева, «Творческая фотография» Сергея Морозова, «Начало репортажной фотографии» Максима Дмитриева, «Жанры
фотожурналистики»Николая Ивановича Ворона, «Жизнь моя фотография» Вильгельма Михайловского и другие. Однако одни посвящены непосредственно фотографии вне ее связи с журналистикой, другие же вышли в свет несколько десятилетий назад и потому в какой-тостепени устарели, в-третьих же отражены лишь отдельные периоды и аспекты. Исследование Людмилы Валерьевны Семовой—первая попытка в этом направлении, именно в нем систематизированы разноплановые материалы, определены периоды и направления, проанализирована эволюция фотожурналистики, рассмотрено творчество ряда выдающихся мастеров в конкретно-исторических условиях, сформулированы выводы и выработаны рекомендации. В нашем исследовании фотожурналистика рассматривается на примере работ именно пермских авторов, что в практической значимости уникально, и в дальнейшем может стать дополнительным опорным материалом для тех исследователей, которые продолжат анализировать пермскую фотожурналистику.
Объект исследования: фотоработы пермских авторов в средствах массой информации.
Предмет исследования: характеристики фоторабот— жанровая принадлежность, структура и функция снимка, сюжет на примере работ Владимира Бикмаева, Анатолия Зернина, Алексея Гущина в средствах массовой информации.
Цель исследования: выявить тенденции современной
фотожурналистики на примере работ пермских авторов: Владимира Бикмаева, Анатолия Зернина и Алексея Гущина.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих теоретических и практических задач:
- рассмотреть историю развития отечественной фотожурналистики;
- провести классификацию жанров;
- рассмотреть содержание, форму и предмет отображения в фотографии;
- выявить особенности фотопубликаций в прессе современности;
- обзор фотопубликаций В. Бикмаева, А. Зернина иА. Гущина используемых СМИ;
- рассмотреть структуру фотоизображения и технологию съемки в работах В. Бикмаева, А. Зернина, А. Гущина;
- провести сравнительный анализ фоторабот на примере работ В. Бикмаева, А. Зернина, А. Гущина;
- выявить тенденции развития современной фотожурналистики.
Методы исследования: анализ научной литературы и фотоматериала, описательный, биографический, историографический, хронологический, сравнительный, классификация, синтез.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный анализ фоторабот и технологии съемок АнатолияЗернина, Владимира Бикмаева и Алексея Гущина позволили нам выявить характерные тенденции фотожурналистики, которые могут быть применены не только в дисциплинах и исследованиях по теории и практике журналистики, но и всеми представителями данной профессии. Также выводы, сделанные в данной работе, могут быть использованы в научных работах по исследованию пермской журналистики.
Проведенное исследование позволило сделать следующие последовательные теоретические и практические выводы, соответствующие задачам, поставленным во введении.
Фотожурналистика — на современном этапе своего существования является многофункциональной и многоплановой отраслью современной журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения, ее целью является объективное отображение действительности, происходящих событий, интересных и известных людей.
Для фотожурналистики свойственны такие показатели, как:
- время, стало быть, снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий;
- объективность, следовательно, ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события;
- повествовательность, то есть, снимки в сочетании с другими элементами новостей формируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Так, например, в настоящее время издания стараются увеличить фотоиллюстративный ряд, и мощный фактор, способствующий этому — доступность в использовании цифровых технологий.
Фотографии, используемые в изданиях, являются основным визуальным элементом, поэтому одним из важнейшим фактором отбора фотокадра является неразрывная взаимосвязь визуальной и текстовой составляющих.
Целью творчества фоторепортеров является раскрытие посредством применения визуальных средств социально-политического содержания фактов и событий современной общественной жизни. Следовательно, для того чтобы выявить специфику и характер тех или иных фотографий в
публикациях изданий — необходимо определить, какую цель преследует автор, делая снимок, к какому виду содержания относится продукт фотожурналистики, исходя из этого, можно определить жанровую принадлежность кадра.
В ходе исследования нами были рассмотрены фотоработы таких известных пермских фотожурналистов, как Анатолий Зернин, Владимир Бикмаев и Алексей Гущин. Каждый из указанных фотожурналистов, может быть отнесен к различным периодам развития фотожурналистики в России. У каждого фотожурналиста в работах есть индивидуальность.
Так, например, репортаж — это тот способ съемки, который исповедует Анатолий Зернин. Фотожурналист предпочитает снимать по ходу события — без постановок, без приукрашивания действительности. Его принципы в работе — это соблюдение верности натуре, факту жизни. Он считает, что фотоинформация должна быть достоверной, являться своего рода документом.
Основная тема творчества Владимира Степановича Бикмаева — это социальная жизнь, искусство, народные характеры, материнство и детство. Съемка репортажа — не самый простой жанр фотографии, однако один из самых предпочитаемых среди фотожурналистов, и Владимир Степанович в этом случае не является исключением. Также преобладают в его работах фотопейзаж и фотоистории, которые всегда можно наблюдать на различных экспозициях, посвящённых творчеству автора.
Объект фотожурналистики Владимира Бикмаева и Анатолия Зернина — это природа и общество.
В центре внимания объектива Алексея Гущина — предмет и его связь с современностью, историей и культурой. Следовательно, помимо уже упоминаемого фоторепортажа, автор несомненно отдает предпочтение таким жанрам, как фотонатюрморт и фотоочерк. Работая и оставаясь в выбранном для фотоматериала жанре, фотограф разработал свой уникальный авторский стиль — четкий, лаконичный и крайне выразительный. Один из главных приемов фотожурналиста — это отчуждение, вынесение предмета за рамки бытового контекста.
В работах, подготовленных для городских СМИ, рассматриваемые фотожурналисты преимущественно отдают предпочтение таким жанрам, как фоторепортаж, фотозаметка, фотопейзаж, фотопортрет, фотонатюрморт и реже фотоисториям.
Следует отметить, что во всех рассматриваемых фотоработах авторов, как правило, присутствует отстроенная композиция. Так, например, зачастую авторы располагают объект съёмки по центру изображения или по принципу «правила третей». Зачастую фотожурналисты нацелены при помощи цветовых и световых решений полноценно передать зрителю эмоциональную наполненность события.
Безусловно, фотография каждого из рассматриваемых
фотожурналистов обладает определённым авторским стилем, который позволяет отличать его снимки от снимков других сотрудников. Отметим, что увеличение числа их работ никак не повлияло на их качество, как с технической стороны, так и с точки зрения содержания фотопубликаций. Их работы остаются столь же злободневными, актуальными и уникальными, что отвечает основным требованиям фотожурналистики.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции в современной фотожурналистике:
- Сегодня к журналистской фотографии предъявляются повышенные
требования, она уже не может быть просто нейтральным ретранслятором события. Фотоработы журналистов должны соответствовать
профессиональным характеристикам, то есть быть объективными, уникальными и т.п.
- Наиболее заметное влияние на развитие современной фотожурналистики оказываеттехнический прогресс.Совершенствование фототехники позволяет сегодня снимать больше, в лучшем качестве и в более сложных условиях. Появилась возможность делать снимки с большей детализациейи больше экспериментировать.
- Сегодня в печатных изданиях, как в газетах, так и в журналах, можно встретить огромные снимки, причем нестандартных размеров — очень узкие и вытянутые, и большие подборки из снимков. Интернет-версии изданий и новостные порталы могут с одного события выгружать в сеть сколько угодно фотографий, зачастую используя их как гиперссылки, кликнув на которые вы перейдете, непосредственно, к тексту материала.
- В фотожурналистике действуют все те же принципы деления на жанры. Журналистская фотография может быть отнесена в широком понимании к новостной, репортажной и документальной, однаков более узкой классификации к фотопортрету, фотонатюрмору, фотопейзажу и т.д. Подобное деление принимается многими профессионалами как в России, так и за рубежом.
- Классические композиционные приемы, формальные и неформальные выразительные средства в фотографии — строение кадра, свет, цвет, насыщенность, эмоции,ракурс, баланс между разными визуальными приемами и методы съемки по-прежнему актуальны и активно используются при съемке фотожурналистами.
- Сегодня возможность постобработки снимков оказывает большое влияние на качество фотоработы журналиста. Фотоработы авторов без применения фотомонтажа, но с применением функции кадрирования и использованием пресетов, цветокоррекцией и светокоррекцией, зачастую, меняются только в положительную сторону, становясь не только интереснее содержательно, но технически качественнее.
- Можно сказать, что отчасти фотожурналистика — это комбинация текста и фотографии. Содержание фотографии, зачастую, диктуется темой
текстовой составляющей журналистского материала, фотографируют с учетом последующего восприятия снимков с текстом.
- Сегодня в фотожурналистике поощряется авторское виденье и индивидуальный подход к съемке. Так, обратимся к фотоработам Алексея Гущина, о которых мы говорили выше, например, с изображениями капель нефти на воде.
Проанализировав фотоработы Анатолия, Зернина, Владимира Бикмаева и Алексея Гущина, становится очевидным, что в настоящее время фотография приобрела значимое место в средствах массовой информации. Потому как именно посмотрев на фотографию, читатель понимает всю суть того, что пытался передать как автор статьи, так и фотожурналист, а значит, фотография в современных изданиях имеет достаточно большое влияние на своего читателя.
В конечном итоге, с приведёнными выше фактами, изучив фотографии Анатолия, Зернина, Владимира Бикмаева и Алексея Гущина сравнив содержание этих работ, можно сказать, что несмотря на доступность технического оборудования, качество и информативность фотографии растет, как и уникальность снимков не страдает, что, несомненно, является позитивным показателем не только для рассматриваемых нами авторов, но и для фотожурналистики в целом.
1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М.: Наука, 1986. - 240 с.
2. Баймухаметов С. Прощание с прессой: бумажные газеты и журналы доживают последние годы? /Новые Известия, 6.06.2019. URL: https://newizv.ru/article/general/06-06-2019/proschanie-s-pressoy-bumazhnye- gazety-i-zhurnaly-dozhivayut-poslednie-gody (дата обращения: 10.05.2020)
3. Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики, - М., издательство МГУ, 1981.
4. Барабаш О. Формирование профессиональной фотографической культуры будущего журналиста. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2006. - 180 с.
5. Бережной А.Ф. История отечественной журналистики / конец XIX - начало XX вв./ Материалы и док. СПб., 2003.
6. Березин В.М. Фотожурналистика / учебное пособие для студентов высшего учебного заведения, обучающихся по специальности «Журналистика», 2009.
7. Березин В.М. Фотожурналистика: учебник. - Люберцы: Юрайт,
2016. - 226 c.
8. Божок Н.С. Время исторической реконструкции // Социологические науки. - 2015. - № 4. - С. 75-80
9. Буряк И. И. Документализм и поэзия / кн. «ТААС сообщает», - М., 1998.
10. Бычков П.И. Фотолюбителю о фоторепортаже (Заметки журналиста). - М.: Искусство, 2016. - 937 c.
11. Вартанов А. Образные ресурсы фотопублицистики. Автореф. канд. дисс. М., 1989.
12. Ворон Н. Жанры советской фотожурналистики. - М.: Наука, 1991. - 380 с.
13. Ворошилов В. Журналистика - М., 2000.
14. Вторая реальность: сборник по проблемам фотографии и фотожурналистики / Под ред. В. А. Никитина, Ю. М. Матвеева. СПб., 2006.
15. Высоков А. История зарубежной фотожурналистики. М., 2008.
16. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. - М., издательство МГУ, 1984.
17. Головко Б. Н. Фотожурналистика. М.,2004.
18. Грабань Я. Будущее печатных СМИ // РБК, 13.02.2013. URL:
https://www.rbc.ru/economics/13/02/2013/570403709a7947fcbd445a46 дата
обращения: (11.05.2020)
19. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве, 2-е изд., переработ. и доп., М., "Искусство", 1977. - С. 8
20. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект - М.: Наука, 2000.
21. Ефимов М.В. и др. Технические средства переработки текста и иллюстраций - М.: «Мир книги», 1994.
22. Земляниченко А. Это - репортаж // Секреты мастеров фотографии, спецвыпускDigitalPhoto, 2015, № 2, с. 183-188
23. Индейцы Северной Америки // http://fototelegraf.ru/22833-indejcy- severnoj -ameriki.html
24. Искусство фотографии
[Электронныйресурс], http://crartphoto.ru/pg/oglavlenie.htm - статья в
интернете.
25. История печати: Антология - М., Аспект Пресс, (серия «Классика журналистики»), издательство МГУ, 2000.
26. История русской журналистики. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 2004
27. История фотографии
[Электронныйресурс], http://www.PhotoIsland.ru - статья в интернете.
28. Кальянов А.Ю. Кинематограф и фотографическая хроника в политической и культурной жизни Петрограда в 1917- первой половине 1918 гг. Автореф. канд. дисс. СПб., 1997.
29. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. М.: издательство МГУ, 2014.
30. Курский Л.Д. Фотографическая периодика России на рубеже веков [Электронныйресурс], - http://www.photohistory.ru/RusFotoPer.html - статья в интернете.
31. Лапин А.И. Фотография как... Учебное пособие. - М.:
Издательство Московского университета, 2003. - 296 с.
32. Майкл Лэнгфорд «Библия фотографии. Мировая классика
фотоискусства». Под редакцией А. Лапина. - 7е издание. - М.: «Эксмо», 2010
33. Морозов С. Творческая фотография - М., 1989.
34. Музей Пермской нефти. Вижу нефть! Выставка А. Гущина // permoil-museum.ru/muzeum/nsn/0/68
35. На пермском медиарынке появятся 2 издания с одинаковым названием // Слияния и поглощения в России, 18.04.2016. URL: http://mergers.ru/news/Na-permskom-mediarynke-v-rezultate-peredela- sobstvennosti-poyavyatsya-dva-izdaniya-s-odinakovym-nazvaniem-Zvezda-59783 (дата обращения: 12.05.2020)
36. Ныркова Л.М. Как делается газета: Практическое пособие - М., ТОО «Гендальф», 1998.
37. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917. - 90-е гг.): Учебное пособие / Под редакцией Я.Н. Засурского - М., издательство МГУ, 1999.
38. Табашников И. Газета и дизайн. - Тюмень, 1994.
39. Тимур Мустаев. Основные правила композиции, без которых
получить красивую фотографию невозможно
[Электронныйресурс], http://fotorika.ru/osnovy- fotografii/osnovnie_pravila_kompozicii.html - статья в интернете.
40. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты - Государственный университет. - Воронеж, 2000.
41. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. - Воронеж.
42. Фотожурналистика[Электронныйресурс], -
http://constitutions.rU/archives/1854/2 - статья в интернете.
43. Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Советское фото. - 1982. - № 8. - С. 30-45
44. Щелокова Г. Сергей Максимишин. Лотерейный билет от Бога // DigitalPhoto, 2014, № 10 (54), с. 30-33.
45. Щит В.А. Основы цифровой фотографии. М., 2012.
46. Якупов С. Интернет-журнал «Звезда»: поехали! //Звезда. URL: http://zvzda.ru/articles/ed99f85a8b88 (дата обращения: 12.04.2020)
47. Яштолд-Говорко В. Фотографические материалы. - М.:
Фотохроника ТАСС, 2011. - 661 c.