ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 10
1.1 Организационно-экономический механизм управления
землепользованием муниципального образования 10
1.2 Нормативно-правовое регулирование системы управления
землепользованием на муниципальном уровне 14
1.3 Особенности процесса управления землепользованием
муниципального района на основе документов территориального
планирования 18
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
БАШМАКОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1 Исследование потенциала использования территории
Башмаковского района Пензенской области на основе документов территориального планирования 26
2.2 Характеристика использования земельных ресурсов
Башмаковского района Пензенской области как объекта управления на основе земельно - кадастровой информации 44
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время очень остро стоят задачи комплексного использования земельных ресурсов, регулирования земельных отношений. В зависимости от эффективности решения этих задач можно прогнозировать развитие территорий муниципальных образований.
Эффективному функционированию земельной сферы на муниципальном уровне препятствует ряд факторов: постоянное изменение земельного
законодательства, недостаточное финансирование (или полное отсутствие финансирования) мероприятий по устранению недостатков землепользований и улучшению земельных угодий; отсутствие чётких муниципальных программ по развитию земельной сферы; отсутствие согласованности действий и налаженного информационного взаимодействия между подразделениями, регулирующими земельную сферу.
Необходимость совершенствования организационно-экономического механизма управления в регионе определяется как объективными факторами, связанными со сложностью территориального планирования муниципальных образований, так и отсутствием приоритетных направлений совершенствования организационно-экономического механизма в управленческой деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью эффективного управления муниципальной собственностью, с целью рационального использования земельных ресурсов на территории муниципального образования, которое в свою очередь определяет качество жизни местного населения.
Цель магистерской диссертации состоит в разработке и обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления землепользования и определению механизмов реализации результативной модели местного самоуправления.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
землепользованием муниципальными образованиями;
- исследовать процесс управления муниципальным имуществом;
- выявить пути совершенствования управления землепользованием муниципального образования;
- разработать и апробировать методический подход к оценке эффективности управления имуществом муниципального образования на примере Башмаковского района Пензенской области;
- сформулировать рекомендации по формированию и реализации результативной модели местного самоуправления в современных условиях.
Объектом исследования выступает система управления
землепользованием муниципального образования.
Предметом исследования являются социально-экономические и управленческие отношения, опосредующие процессы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в процессе реализации муниципальной политики, в области управления землепользованием.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что с позиции системного подхода решена проблема формирования теоретико- методических положений и практических рекомендаций, касающихся совершенствования организационно-экономического механизма управления землепользования муниципального образования, позволяющего существенно повысить качество деятельности местных администраций и эффективность развития территории муниципалитета в целом.
Методической основой служат общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, наблюдение, а так же системный подход и экономико-статистические методы.
Информационно - эмпирическая база - федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ и субъектов РФ; федеральные и региональные документы территориального планирования; отчёты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; работы иных авторов, посвящённые управлению муниципальными землями и объектами недвижимости, градостроительному проектированию, территориальному планированию; материалы социологических исследований; электронные информационные ресурсы.
В данной работе нами были рассмотрены административные, социально - экономические, градостроительные, правовые методы управления
землепользования в муниципальных образованиях. После анализа действенности данных методов управления в целях формирования благоприятной пространственной среды для жизнеобеспечения граждан и поддержания благополучного социально-экономического пространства, приходим к выводу о необходимости реформирования сложившейся системы муниципального управления.
Одним из критериев того, на выборе какого пути остановятся представители власти, станет их отношение к профессионализму в сфере управления развитием территории, которое практически осуществляется посредством регулирования градостроительной деятельности. Необходимо отметить, что формирование современной системы территориального планирования необходимо для эффективного комплексного решения задач управления развитием территории, для поддержания определённого качества среды жизнедеятельности и характера правоотношений, способствующих устойчивому развитию общества.
В ходе исследования изучены:
- Система управления и регулирования планировочной деятельности на территориях муниципальных образований в Пензенской области;
- Методы регулирования территориального планирования и
градостроительной деятельности на территории Башмаковского района Пензенской области;
- Специфика муниципальной градостроительной политики, ее основные направления.
Также произведён анализ проблем современного регулирования планировки и застройки на уровне подготовки документов территориального планирования, определены направления для решения проблем регулирования планировки и
застройки и качественного территориального планирования в Башмаковском районе Пензенской области.
В работе представлен авторский подход к решению проблем в документах территориального планирования Башмаковского района Пензенской области, связанный с систематизацией методов управления территориальным комплексом.
Современная система территориального планирования должна измениться. Для совершенствования пространственного развития и регулирования территориальных пропорций нужна оперативность и своевременное предоставление информации по развитию территорий. Необходимо управленческую деятельность в области пространственного формирования, связанную с планированием развития территорий и регулированием текущих прав собственников и арендаторов на использование земельных участков считать стратегической государственной деятельностью, обеспечивающей среду жизнедеятельности граждан, создающей имидж страны. Необходимо создание законодательных механизмов взаимодействия при разработке и реализации документов социально-экономического и территориального планирования всех уровней - федерации, регионов и муниципалитетов.
На современном этапе требуется освоение новых подходов к разработке и обновлению законодательства, позволяющих на практике реализовывать современные формы территориального планирования, развития взаимодействия между бизнесом и органами власти, увязки систем стратегического и территориального планирования с бюджетным и инвестиционным процессами.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Феде - рации. [Текст]: федер. закон // Рос. газ. - 2001. - 3- окт.
3. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 20.03.2011).
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. - М., 2015.
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о государствен-ном земельном кадастре [Текст]: федер. закон. - М.: Приор, 2000.
6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 22.12.2014 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости».
7. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (в ред. от 23.01.2020) «О государственной регистрации недвижимости».
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
9. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019).
10. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 27.12. 2018 г. №538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий».
11. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ (редакция от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) «О землеустройстве».
12. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.07.2002 №101 -ФЗ «0б обороте земель сельскохозяйственного назначения».
13. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 10.01.2002 (принят Гос. Думой 20 декабря 2001 года №7-ФЗ: по состоянию на 27 декабря 2009 года) «Об охране окружающей среды».
14. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178 «Об утверждении Положения о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.11.2006г.
№ 680 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.03.2008г. № 198, от
06.02.2012г. № 99) «О составе схем территориального планирования Российской Федерации».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2007г.
№ 178 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.01.2010г. № 2, от
22.02.2012г. № 152) «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2011г. № 629 «О Правительственной комиссии по территориальному планированию в Российской Федерации».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012г.
№ 289 «О федеральной государственной информационной системе
территориального планирования».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г.
№ 326 «Об утверждении Положения о совместной подготовке проектов
документов территориального планирования».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 г. № 2 (ред. 30.12.2011г.) «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны».
21. Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (ред. от 21.05.2012).
22. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2012 №162-р «Об
утверждении перечней видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации» (ред. от 17.04.2017).
23. СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
24. Решение Собрания представителей Башмаковского района Пензенской области №329-35/4 от 13.02.2020 «Об утверждении Порядка подготовки документов территориального планирования и внесения изменений в них».
25. Решение Собрания представителей Башмаковского района Пензенской области №157-16/4 от 08.10.2018 «Об утверждении Положения «Об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Башмаковского района Пензенской области».
26. Решение Собрания представителей Башмаковского района Пензенской области №52-7/3 от 29.06.2012 «О внесении изменений в Схему территориального планирования Башмаковского района Пензенской области, утвержденную решением Собрания представителей Башмаковского района от 29.01.2010 № 424-46/2 «Об утверждении схемы территориального планирования Башмаковского района Пензенской области».
27. Решение Собрания представителей Башмаковского района Пензенской области №424-46/2 от 29.01.2010 «Об утверждении схемы территориального планирования Башмаковского района».
28. Решение Собрания представителей Башмаковского района
Пензенской области от 30.01.2019г. №211-22/4 «Об утверждении Порядка
подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования Башмаковского района и поселений Башмаковского района и внесение в них изменений».
29. Закон Пензенской области от 8 сентября 2004 года № 650-ЗПО «О внесении изменения в статью 3 Закона Пензенской области «О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
30. Закон Пензенской области от 9 марта 2005 г. N 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области».
31. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков (с изменениями на 4 февраля 2019 года)».
32. Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 декабря 2008 г. N 467 «Об утверждении требований к составу, структуре, порядку ведения и использования единой электронной картографической основы федерального, регионального и муниципального назначения».
33. Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 (ред. от
10.02.2020) «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 г. № 2 (ред. от 18.05.2011, с изм. от 30.12.2011) «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны».
35. Приказ Минрегиона России № 74, Минэкономразвития РФ № 120,
Роскартографии № 20-пр от 01.08.2007 «Об утверждении Требований к
техническим и программным средствам ведения слоев цифровой картографической основы схем территориального планирования Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.2007 № 10078).
36. Закон Пензенской области от 02.11.2004 №690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области (с изменениями на 30 апреля 2020 года)».
37. Постановление Администрации Башмаковского района Пензенской области от 16.12.2019 №584-п «О внесении изменений в план мероприятий («дорожной карты») по еодействию развития конкуренции на территории Башмаковского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Башмаковского района Пензенской области №379-п от 22.08.2019».
38. Бирюков Б.М. Правила землепользования и застройки территорий. - М.: изд-во «Ось - 89», 2007. - 206с.
39. Варламов, А.А. Теоретические основы Государственного земельного кадастра [Текст]: учеб. для студентов вузов / А.А. Варламов. - М.: Колос С, 2003. - 382 с. - (Земельный кадастр в 6 т. / А.А. Варламов; Т. 1).
40. Волкова М. А. Оценка эффективности механизма государственного управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. - 2009 - № - С. 438-442.
41. Вильнер М.Я., Президент Гильдии градостроителей О критериях качества схем территориального планирования регионов // Журнал «Право и инвестиции». - Номер 3-4 (48), Декабрь 2011.
42. Горемыкин, В.А. Экономика недвижимости: учебник. - М.: Юрайт, 2010.
43. Дубровина Н. А. Оценка эффективности регионального управления // Вестник Самарского государственного университета. - 2006 - № - С. 54-59.
44. Жариков Ю.Г. Земельное право России: учебник. - М.: КНОРУС, 2006. - 480 с.
45. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.
46. Киселева Н.А., Тараканов О.В. Управление земельными ресурсами. Региональный аспект. - Пенза, изд-во ПГУАС, 2013. - 147с.
47. Киндеева, Е.А. Недвижимость: права и сделки (новые правила оформления, государственная регистрация, образцы документов). - 3-е изд. доп. и перераб. /Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. - М.: Юрайт-Издат, 2008.
48. Княгинин В.М., Трунова Н.А., Романовская Н.В., Сорокин К.И. и др. Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование, территориальное планирование) - Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, 2007. - 608с.
49. Лыкова, О.А. Институциональный механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления / О. А. Лыкова // JER. - 2016. - №3[Электронный ресурс].
50. Миков К.А. Моделирование эффективного организационно экономического механизма устойчивого развития АПК региона / К.А. Миков // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ижевск - 2012 - 24 с.
51. Савельева А.Е., Гончарова И.Ю. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 4-4.
52. Тараканов О.В., Киселева Н.А., Акимова М.С. Территориальное планирование как основа управления развитием территорий. - Пенза, изд- во ПГУАС, 2014. - 134с.
53. Чибилёв А. А., Петрищев В. П., Косых П. А., Левыкин С. В. Показатели социально-экономического развития муниципальных образований степных регионов Европейской России // Известия РГО. 2018. Т. 150, вып. 5. С. 1 - 14.
54. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - URL:http://rosreestr.ru/ (дата обращения: 23.05.2016).
55. Паршуков Д.В. Организационно - экономический механизм развития аграрного сектора / Д.В. Паршуков, Д.В. Ходос, С.Г. Иванов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: www.cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno- ekonomicheskiy-mehanizm-razvitiya-agrarnogo-sektora.
56. Схема территориального планирования территории Башмаковского района [Электрон. ресурс]: офиц. сайт. - URL: http://dereksiz.org/shema- territorialenogo-planirovaniya-territorii-bashmakovskogo.html?page=20.
57. Основные показатели социально-экономического положения
муниципальных образований [Электрон. ресурс]: офиц. сайт. - URL:
http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/municipal_statistics/main_indicato rs/.
58. Министерство экономического развития РФ. [Электрон. ресурс]: офиц. сайт. - URL: http://economy.gov.ru/.
59. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области. [Электрон. ресурс]: офиц. сайт. - URL: https://rosreestr.ru/wps/portal/ais rki).
60. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. [Электрон. ресурс]: офиц. сайт. - URL: http://pnz.gks.ru/).