Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Работа №73650

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы278
Год сдачи2020
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
497
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы виктимного поведения студентов в сети Интернет
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «виктимность»,
«виктимное поведение студентов в сети Интернет» 10
1.2. Особенности проявления виктимного поведения в студенческом возрасте 24
1.3. Формы и методы профилактики виктимного поведения у студентов в сети Интернет 30
Выводы по I главе 41
Глава II. Педагогическое обеспечение профилактики виктимного поведения в сети Интернет у студентов
2.1. Исследование специфики проявления виктимного поведения у студентов
в сети Интернет 43
2.2. Содержание программы профилактики виктимного поведения у студентов, склонных к виктимному поведению в сети Интернет 61
2.3. Методические рекомендации по профилактике склонности к виктимному
поведению студентов в сети Интернет 75
Выводы по II главе 81
Заключение 83
Список литературы 88
Приложение


Актуальность исследования. В настоящее время происходит активная виктимизация населения. Потенциальные жертвы, сами того не подозревая, легко попадаются на ловушки мошенников, начиная от добровольных пожертвований в ложные благотворительные фонды и заканчивая вымогательствами и насилиями при личных встречах. Среди ведущих факторов, способных детерминировать склонность к виктимному поведению, можно выделить низкий уровень адаптации в постоянно изменяющихся условиях жизни, а также значительные психологические стрессы на разных этапах социализации. Интернет среда является одной из самых влиятельных площадок, на которой все чаще можно встретить проявления виктимного поведения людей разных возрастов и социальных статусов. Одной из категорий таких «жертв» ловушек Всемирной паутины являются студенты.
В силу особенностей своего возраста, недостаточности жизненного опыта и значимого этапа - становления своей личности, студенты легко поддаются на различные ухищрения мошенников, принимая их за чистую монету, и наоборот - иногда могут и сами быть провокаторами виктимного поведения в Интернете. Такое поведение обычно проявляется через ущемление или игнорирование прав других людей, повышенный уровень демонстративности, отсутствие контроля, ответственности за свое поведение, чрезмерное проявление эмоций.
Из вышесказанного следует, что виктимное поведение студентов в сети Интернет является не просто важной и требующей немедленного решения, но и острой социальной проблемой. Особый интерес в контексте изучаемой проблемы представляет проявление виктимного поведения в юношеском возрасте, когда еще нет достаточного количества приобретенного психологического и социального опыта, в связи с чем, в стрессовых ситуациях, молодой человек может использовать прямые формы самобичевания, самонаказания, что и представляет собой виктимное поведение. Также стоит помнить о том, что предрасположенность к виктимному поведению формируется еще в детстве и большую роль в формировании таких паттернов играет семья и семейное окружение. Однако, с другой стороны, склонность к виктимному поведению также может формироваться и в процессе актуальной деятельности студента, другими словами, его профессионального становления.
Интерес науки к проявлениям виктимного поведения в социуме в последнее время становится более заметен. Немало трудов посвящено исследованиям подростковой виктимности. С.А. Фалкина[49], изучая данную проблему, выделяет пять моделей поведения подростков, склонных к виктимному поведению: агрессивного, активного, инициативного, пассивного и некритичного типов [49, 234]. Под каждую из этих моделей С.А. Фалкина [49] закладывает определенные психологические особенности подростков: склонность попадать в опасные ситуации в результате проявленной агрессии, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, гипер-социальность, зависимое поведение, неосмотрительность, неумение правильно описывать жизненные ситуации в реальном и виртуальном взаимодействии. О.О. Бовтъ [14], изучая взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения подростков, указывает на взаимосвязь активных моделей виктимного поведения (агрессивное и гиперсоциальное) с тактиками соперничества и сотрудничества, и пассивных моделей виктимного поведения (зависимое и некритичное) с тактиками избегания и приспособления в конфликте [14, 57]. Исследуя основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением, О.О. Андронникова в своих трудах рассматривает взаимосвязь суицидальной мотивации с акцентуациями характера и волевыми расстройствами [4, 124]
В направлении изучения виктимного поведения подростков и юношей актуальными являются следующие исследования: психологические детерминанты виктимного поведения (О.О. Андронникова [4], О.Б. Бовтъ [14], Г.Г. Башанаева и Р.А. Субботина [11], Т.Н. Баширова [12], Л.Э. Кузнецова и А.Н. Ерошенко [30], Ю.В. Никитина и М.П. Семкова [36]; С.А. Фалкина [49]); профилактика виктимного поведения (А.А. Ривман [44], И.В. Чурляева [55], А.В. Мудрик [35], П. Статмен [46], Н.А. Левина [31]); основы виктимологии и понятие виктимности (Л.В. Франк [50], В.И. Полубинский [39], А.А. Ривман [44], Б. Холыст [52]).
Однако, как показало исследование, содержание работ отечественных авторов в основном направлено на изучение подростковой виктимности, тогда как проблема виктимного поведения юношеского возраста становится все более актуальной и менее изученной. Также отсутствуют исследования, посвященные профилактике виктимного поведения студентов в сети Интернет.
Изучение психолого-педагогической литературы, практики, а также работ исследователей по данной проблематике, позволили выявить следующее противоречие между ростом виктимизации среди студенческой молодежи и объективной потребностью современного молодого человека быть активным пользователем сети Интернет, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики виктимного поведения студентов в сети Интернет, с другой стороны.
Отталкиваясь от выдвинутого противоречия, мы можем обосновать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики виктимного поведения студентов в сети Интернет?
Выявив актуальность проблемы, ее социальную значимость и недостаточную разработанность, мы определили тему нашего исследования: «Профилактика виктимного поведения студентов в сети Интернет».
Объект исследования: процесс профилактики виктимного поведения студентов в сети Интернет.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики виктимного поведения студентов в сети Интернет.
Гипотеза исследования: процесс профилактики виктимного поведения студентов в сети Интернет может быть успешным, если:
- опираться на структурно-содержательную характеристику виктимного поведения студентов в сети Интернет;
- учитывать специфику проявления виктимного поведения в студенческом возрасте при разработке программы и методических рекомендаций по профилактике виктимного поведения студентов в сети Интернет.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «виктимность», «виктимное поведение студентов в сети Интернет».
2. Определить особенности проявления виктимного поведения студентов.
3. Теоретически обосновать эффективные формы и методы профилактики виктимного поведения студентов в сети Интернет.
4. Эмпирическим путем выявить специфику проявления виктимного поведения студентов в сети Интернет и на этой основе разработать программу и методические рекомендации по профилактике виктимного поведения студентов в сети Интернет.
Методологическую и теоретическую основу составляют системный подход (рассмотрение психологических и социальных явлений и процессов в контексте их целостных характеристик); аксиологический подход, рассматривающий ребенка высшей ценностью; личностный подход (центрация на личностных качествах обучаемых, их потребностях, способностях и потенциале) и деятельностный подход (организация и управление деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций).
Для настоящего исследования значимыми стали фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: онтогенетическая концепция виктимности личности (О.О. Андронникова), концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза (Н.Н. Чалдышкина, Р.Р. Лоскутова), система индивидуальной психологии (А. Адлер), теория развитии высших психических функций (Л.С. Выготский), теория межличностной аттракции (Э. Аронсон), теория личности (К. Роджерс).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: формирующий эксперимент, анкетирование, тестирование, опрос.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали: Институт психологии и образования, Институт экономики и финансов, Институт фундаментальной медицины и биологии, Институт экологии и природопользования Казанского федерального университета. В эксперименте приняли участие 120 студентов 3-4 курсов разных институтов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (эмпирическом) этапе осуществлялся констатирующий этап исследования, изучалась специфика проявления виктимного поведения студентов в сети Интернет, систематизация и обработка результатов исследования.
На третьем (обобщающем) этапе осуществлялась разработка про-граммы профилактики виктимного поведения в сети Интернет, методических рекомендаций по профилактике виктимного поведения в сети Интернет для студентов и преподавателей; делались теоретические и эмпирические выводы.
Научная новизна исследования заключается в разработке программы по профилактике виктимного поведения студентов в сети Интернет.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться на практике психологами, социальными педагогами, кураторами учебных групп высших образовательных учреждений при проведении профилактической работы в области проявления виктимного поведения студентов в сети Интернет.
Материалы исследования прошли апробацию на научных мероприятиях:
1. Итоговая научная конференция студентов КФУ 2020 года, секция «Современные проблемы социальной педагогики» (Диплом 2 степени, публикация в сборнике).
2. «V Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности» 2020 (Сертификат участника, публикация в сборнике).
3. VI Международный форум по педагогическому образованию «Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху транс-формаций, выбора и вызовов» (Сертификат участника).
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Бакулина А.Р. Личностные детерминанты виктимного поведения студентов в сети интернет /А.Р. Дроздикова-Зарипова, А.Р. Бакулина// V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности - 2020 - С.34-39.
2. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Дроздикова-Зарипова А.Р., Калацкая Н.Н., Костюнина Н.Ю. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика. / Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Дроздикова- Зарипова А.Р., Калацкая Н.Н., Костюнина Н.Ю. - М.: Отечество, 2019. - 320 с.
3. Принят к публикации тезис на тему «Предпосылки и последствия виктимного поведения студентов в сети Интернет» в сборник статей и тезисов студентов КФУ - 2020.
4. Готовится к публикации учебно-методическое пособие: «Профилактика виктимного поведения студентов в сети Интернет: содержание, формы и методы».
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению психологических особенностей студентов, склонных к виктимному поведению в сети Интернет, и направленное на разработку профилактической программы, подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что склонность к виктимному поведению студентов определяется их психологическими особенностями. В ходе данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «виктимность», «виктимное поведение студентов в сети Интернет».
2. Определить особенности проявления виктимного поведения студентов.
3. Теоретически обосновать эффективные формы и методы профилактики виктимного поведения студентов в сети Интернет.
4. Эмпирическим путем выявить специфику проявления виктимного поведения студентов в сети Интернет и на этой основе разработать программу и методические рекомендации по профилактике виктимного поведения студентов в сети Интернет.
Теперь, проведя теоретический анализ литературы и проведя определенные исследования по данной проблеме, мы можем раскрыть сущность виктимного поведения студентов в сети Интернет и ответить на поставленные задачи.
1. Термин «виктимное поведение» впервые был введен в рамках криминальной виктимологии. «Виктимология», в переводе с латинского, означает «учение о жертве» (от лат. viktima - жертва и греч. logos - учение). Как научное направление виктимология берет свое начало с 40-50 гг XX века. Понятия виктимность и виктимное поведение являются предметом изучения таких наук, как: социология, социальная психология (Мудрик А.В., Эминов В.Е., Туляков В.А., Хартман С., Анлауф К., Холыст Б., Еникеев М.И), психологии личности (Прозументов Л.М., Мамайчук И.И.,Васильев В.Л., Пережогин Л. О., Догадина М. А., Франк Л.В.), психопатологии (Рыбальская В.Я., Асанова. Н.К., Спиваковская).
Виктимность - это совокупность личностных свойств и качеств человека, формирующих в нем виктимное поведение(поведение жертвы): неспособность противостоять преступности, эмоциональная неустойчивость, тревожность, конформность, робкость, доверчивость, некритичность, внушаемость.
Виктимное поведение в Интернете можно охарактеризовать как деструктивное поведение, для которого характерно совершение опасных для личности действий в сети Интернет, не связанных с осознанными представлениями об опасностях и рисках Всемирной паутины. Это широкий спектр активности, которая включает в себя действия, прямо или косвенно приводящие к причинению ущерба личности, связанные с существующими угрозами: нарушение психологической и физической безопасности, кибербуллинг, оскорбления, агрессивные нападки, преследования в сети, опасные материалы, мошенничество.
2. Анализ психологических особенностей студентов дает основание утверждать, что студенты могут быть склонны к виктимному поведению в сети Интернет. К предпосылкам таких особенностей можно отнести: активную позицию в студенческой жизни, участие в различных мероприятиях, сложность образовательной программы, что может формировать недостаток сна, вследствие чего может сформироваться раздражительность, агрессивность, депрессивные состояния, эмоциональную нестабильность и другие проявления, которые, в свою очередь, могут быть предпосылками к виктимному поведению студентов.
Среди психологических особенностей данного возраста также можно выделить: преобладание произвольного внимания, развитие памяти, формирование критического мышления, становление устойчивого самосознания, складывается более реалистичная самооценка своих возможностей, появляется независимость от чужого мнения, вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), расширяется круг личностно-значимых отношений, происходит усвоение новых ролей и статусов. Для юношеского возраста характерна повышенная эмоциональная возбудимость, спектр проявления эмоций расширяется, эмоциональные реакции способны продолжаться более длительное время, что говорит о уязвимости психики в данный период времени.
3. Для того, чтобы снизить уровень виктимного поведения студентов в сети Интернет, необходимо провести профилактику данного отклонения. Под профилактикой виктимности подразумевают «направленное влияние специалистов на людей с преступным или безнравственным поведением, а также на причины, которые могут обусловливать виктимность, относящуюся к такому поведению». (Д.В. Ривман)
При создании программ профилактики стоит учитывать личностно-психологические, медицинские, социальные, биологические факторы формирования виктимного поведения. Профилактика виктимного поведения под-разделяется на первичную и вторичную. Под первичной профилактикой понимают проведение комплексной работы по устранению предпосылок развития виктимного поведения, а также формирование навыков безопасного поведения. Вторичная профилактика подразумевает под собой оказание комплексной помощи лицам, ставшими жертвами противоправного поведения и имеющими опыт виктимного поведения.
Среди форм и методов профилактики виктимного поведения можно выделить следующие:
1) создание психологического портрета лиц, на основе выявления личностных детерминант студентов, склонных к виктимному поведению в сети Интернет;
2) формирование морально-нравственных установок поведения в обществе и формирование негативного отношения к виктимному поведению;
3) психологические тренинги по формированию навыков безопасного поведения;
4) формирование адекватных паттернов поведения в различных ситуациях;
5) формирование социально-психологического иммунитета к негативным внутренним и внешним факторам;
6) показ видеороликов и фильмов и сущности и результатов проявления виктимного поведения;
7) психолого-нравственная работа с жертвами виктимного поведения в сети Интернет;
9) привлечение молодежи, склонной к проявлениям виктимного поведения, к общественно - значимой или иной досуговой деятельности;
10) проектирование, коллективно-творческая деятельность, направлен-ные на просветительскую деятельность студентов по проблеме виктимного поведения.
4. Проведя эмпирическое исследование, мы выявили, что студенты, склонные к виктимному поведению, имеют высокий уровень склонности к гиперсоциальному поведению, тенденцию к завышению самооценки, высокий уровень самопринятия, самоуважения, самоинтереса, самопоследовательности, ожидание отношения других.
Анализируя данные показатели, для данных студентов будут свойственны следующие характеристики. Склонность к поведению жертвы, когда все поступки имеют одобряемый и социально ожидаемый характер. Своими положительными действиями они могут провоцировать преступные действия агрессора. Смелы, решительны, всегда открыты к риску. Поведение имеет положительные мотивы. Наблюдается склонность к независимости, обособленность, стремление выделиться из группы, выразить свою точку зрения. Данный тип может быть авторитарен, конфликтен. Как правило, скептики. Присутствует внутренняя ранимость, которая иногда может рождать желание обособиться и побыть одному.
На основе этих результатов нами была разработана программа профилактики виктимного поведения студентов в сети Интернет «В сети, но не в сетях». Программа представляет собой работу с тремя основными компонентами склонности к виктимному поведению, которые нам удалось выделить в результате теоретического анализа: когнитивный, личностный и поведенческий.
Основная часть программы направлена на информирование студентов о рисках и опасностях Всемирной паутины, а также прохождение тренингов, выполнение заданий и упражнений, направленных на профилактику виктимного поведения в сети Интернет. В заключительной части проводится подведение итогов и рефлексия, делаются общие выводы и даются соответствующие рекомендации.



1. Абраров Р.Д, Курязов Д.А. Информационная безопасность в компьютерных сетях. - 2016. - № 9. - С. 10-12.
2. Агамиров К. В. Виктимное поведение //Современные тенденции развития науки и технологий: сб. статей по материалам XV междунар. науч.-практ. конф., г. Белгород, 30 июня 2016 г.: Агентство перспективных научных исследований. Белгород. - 2016. - №. 6/6. - С. 41.
3. Аракелян Н.С. Опыт пережитого насилия и склонность к виктимному
поведению подростков: гендерный аспект // Вестник СПбГУ: Сер. 12. -
2014. - Вып. 4. - С.58-65.
4. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с само- повреждающим виктимным поведением // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №. 9. - С.120-126. 5. Андронникова О.О. Социализация как механизм порождения виктимности личности в поликультурном обществе. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 3 (63). - Т. 3. С.63-67.
6. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: Дисс. .. .канд.психол.наук. - Новосибирск , 2005. - 178 с.
7. Андронникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика: монография. - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2005. - 300 с.
8. Анурьева М.С, Королева Н.Л., Остапчук К.И. Безопасный Интернет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school385.ru/bezopinternet/(дата обращения 04.10.2019).
9. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 11-39.
10. Баскакова Н.И. Рекомендации «Безопасный Интернет». - Тамбов: ТО- ИПКРО, 2011. - 90 с.
11. Башанаева Г.Г., Субботина Р.А. Исследование структуры внутриличностных детерминант юношей и девушек разного виктимного типа // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №2. - С. 14-23.
12. Баширова Т. Н. Противоречивость социально-психологических характеристик личности как основа виктимного поведения студентов //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 6. - С. 836-836.
13. Баширова Т. Н., Грязнов А. Н. Факторы аддиктивного поведения студентов вуза //Казанский педагогический журнал. - 2011. - №. 3. - С. 84-90.
14. Бовть О. Б. Исследование психологических детерминант виктимного поведения подростков //Проблеми сучасно! психологи. - 2014. - №. 25. - С. 45-59.
15. Бондаренко С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве. // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. СПб.: Издательство Филологического факультета СПбГУ, 2003. - С. 5-7.
16. Бурова (Лоскутова) В.А. Результаты исследования интернет- зависимости среди пользователей Рунета // Тезисы докладов 60-61-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. - Новосибирск, 2000. - С.253.
17. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. - М.: ЮНИТИ-ДАА, 2009. - 191 с.
18. Вишневецкий К.В. Виктимизация: факторы, условия, уровни // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 226-227.
19. Вишневский К. В. Классификация виктимности // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №2. - С.417-420.
20. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - N 4(33). - C. 6. - Режим доступа. - URL: http://mprj.ru(дата обращения: 29.11.2019).
21. Волкова Т. Г. Образ Я как структурный компонент самосознания виктимной личности //Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - Т. 1. - №. 2 (78).
22. Данилова М. А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: Автореф канд.соц.наук. - Саратов, 2009. - 19 с.
23. Дик П. В. Психологические концепции риска и рискованного поведения / П.В. Дик // Актуальные проблемы психологии. - 2008. - № 5. - С. 63-68.
24. Долговых М.П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: Автореф. дис. ... канд. пс. наук: 19.00.01. - Тольятти, 2009. - 25 с.
25. Жалинский, А. Э. Криминология. - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 619 с.
26. Желтова И.А. Сетевая культура и информационная безопасность школьников в интернет-пространстве // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - 2013. - № 19. - С. 106-108.
27. Клачкова О.А. Структурная организация виктимной личности: автореф. дисс. .. .канд.психол.наук. - Комсомольск-на-Амуре , 2008. - 18 с.
28. Клачкова О.А. Исследование виктимного типа личности //Амурский научный вестник: сборник научных трудов. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2007. - С. 90 -103.
29. Кузнецова Л.Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи. // Актуальные 53 вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013
г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 73- 75.
30. Кузнецова Л. Э., Ерошенко А. Н. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи //Актуальные вопросы современной психологии. - 2013. - С. 73-75.
31. Левина Н.А. Личностный потенциал подростков, склонных к виктимному поведению / Н. А. Левина // Потенциал личности: комплексная проблема:мат-лы XI Междунар. конф. (заоч.). 29 апреля 2012 г. - Тамбов, 2012. -С. 216-223.
32. Левина Н.А., Фатейчева М.Г. Личностный потенциал подростков, склонных к виктимному поведению // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы XI Междунар. конф. (заоч.). 29 апреля 2012 г. - Тамбов, 2012. - С. 216-223.
33. Лефтеров В.А., Вакулич Т.М. Виктимное поведение как психологическая проблема // [Интернет-ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary. kubg. edu. ua/1137/1/T_Vakulich_V_Lefterov_PTEA_7_IS_ IPSP. pdf. (дата обращения 17.11.2019).
34. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: «Академия», 2007. - 224 с.
35. Мудрик А.В. Социализация человека: Изд.3. - М.:МПСИ, 2010. - 624 с.
36. Никитина Ю.В., Семкова М.П. Особенности виктимного поведения юношей и девушек // Вестник Удмурского университета. -2013. -№3-4. - С. 62-66.
37. Остроумов С. С., Франк Л. В. О виктимологии и виктимности //Советское государство и право. - 1976. - Т. 4. - С.75.
38. Полубинский В.И. Криминальная виктимология и виктимность // Научный портал МВД России. - 2010. - № 10. - С. 69-77. [Интернет-ресурс]. - Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15230031(дата обращения: 11.11.2019).
39. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2 / С. Л. Рубин-штейн. - М.: Педагогика, 1989. -322 с.
41. Стуколова Л.С., Волкова Н.С. Психологические основы виктимности личности в юношеском возрасте // Символ науки. - 2016. - № 7. - 124-126с.
42. Субботина Р. А. Психологические особенности проявления виктимного поведения в юношеском возрасте //Путь науки. - 2015. - №. 5. - С. 118.
43. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. - 2015. - №1(17). - С.3-8.
44. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
45. Рыбальская В.Я. Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершенно-летних// Вопросы борьбы с преступностью. - М: Юридическая литература, . -2004. - С.234-239.
46. Статмен П. Безопасность вашего ребенка: как воспитать уверенных и осторожных детей / пер. с англ. С.А. Юрчук. - Екатеринбург, 2004. - 272 с.
47. Степанова М. А. Виктимологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних //Проблемы правоохранительной деятельности. // Наука. Теория. Практика. - 2015. - С.39-43.
48. Туляков В. А. Виктимология (социальные и криминологические проблемы). - Одесса: Юридич. Литература, 2000. - 336 с.
49. Фалкина С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети // Перспективы науки и образования. - 2014. - №1. - С.230-236.
50. Франк Л. В. Виктимология и виктимность. — Душамбе, 1972. - 102 с.
51. Федоренко С. В. Безопасность студенческой молодежи в условиях раз-вития компьютерных технологий: психологические аспекты //Современная наука: тенденция развития: материалы Международной научной конференции. - 2013. - С. 5-7.
52. Холыст Б. Криминология: Основные проблемы / Б. Холыст; Под ред. и с предисл. Н. А. Стручкова. М.: Юрид. лит., 1980. 263 с.
53. Христенко, В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 416 с.
54. Худик В.А., Шигашов Д.Ю. Детерминирующие факторы виктимного
поведения у детей и их клинико-психологические последствия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2013. -
№1. - Т.5. - С.31-40.
55. Чурляева И.В. Криминальная виктимология. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. - 80 с.
56. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2002. - 265 с.
57. Шипунова Т. В. Сексуальная виктимизация студенческой молодежи: гендерный аспект // Вестник СПБГУ. - 2011. - Сер.12. - Вып.4. - С.420-431.
58. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. - Москва: ТЦ Сфера, 2010. - 256 с.
59. Юнацкевич, П.И Основы общественной безопасности: учебнометодическое пособие [Текст]/П.И Юнацкевич. - СПб.: ОСБ ПАНИ, 2006. - 48 с.
60. Юрова К.И., Юров И.А. Психология виктимного поведения молодежи // Виктимология. - 2017. - 1(11) . - С. 23-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ