Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр
|
Введение 3
1 Психолого-педагогические основы проблемы интереса к математике у детей
среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр 8
1.1 Сущность и значение формирования познавательных интересов у детей
дошкольного возраста 8
1.2Содержание работы по развитию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 16
1.3 Характеристика сюжетно-дидактических игр с математическим содержание для детей среднего дошкольного возраста 28
2 Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с
помощью сюжетно-дидактических игр 44
2.1 Выявление уровня сформированности интереса к математике у детей среднего
дошкольного возраста 44
2.2 Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с
помощью сюжетно-дидактических игр 59
2.3 Анализ эффективности формирующего этапа эксперимента 65
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение
1 Психолого-педагогические основы проблемы интереса к математике у детей
среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр 8
1.1 Сущность и значение формирования познавательных интересов у детей
дошкольного возраста 8
1.2Содержание работы по развитию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 16
1.3 Характеристика сюжетно-дидактических игр с математическим содержание для детей среднего дошкольного возраста 28
2 Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с
помощью сюжетно-дидактических игр 44
2.1 Выявление уровня сформированности интереса к математике у детей среднего
дошкольного возраста 44
2.2 Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с
помощью сюжетно-дидактических игр 59
2.3 Анализ эффективности формирующего этапа эксперимента 65
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение
Актуальность темы исследования. Важный условием активного формирования знаний является познавательный интерес. Правильная оценка роли и места познавательного интереса в системе мотивов поведения, исследование закономерностей его формирования позволяет не только выявить значение его как стимулятора знаний, но и разработать механизм, направленный на целенаправленную организацию формирования знаний, увеличение их объема и качества.
Проблема интереса является одной из центральных в психологическом учении о личности. Феномен познавательного интереса рассматривается исследователями с разных точек зрения. Подчеркивается его роль в жизни человека, отмечаются важность развития и значение педагогических условий в формировании интереса (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др.). Анализируя существующую научную литературу, в которой рассматривается познавательный интерес, я пришла к выводу, что у исследователей нет единого однозначного представления, что же такое познавательный интерес. Под познавательным интересом понимается и «духовная жажда», «ярость к объекту», побудительная сила деятельности (Д.И. Писарев), и сосредоточенность на определенном предмете мыслей, стремление ближе ознакомиться с предметом познания (С.Л. Рубинштейн), и эмоционально¬познавательное отношение к предмету или деятельности, переходящее в направленность личности (Н.Г. Морозова), и глубинный внутренний мотив поведения (Б. Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг , С.М. Бондаренко и др.), и мотив учебной деятельности (Ю.Г Гуревич, Н.В. Елфимова и др.).
В работах исследователей также подчеркивается важность отдельных видов деятельности в формировании познавательного интереса (Ф.И. Фрадкина и др.), выявлены закономерности развития познавательного интереса (В.С. Ильин, Е.Ф. Рыбалко и др.), его характеристики (Д.И. Писарев, С.Л. Рубинштейн и др.), компоненты, виды (Н.Г. Морозова и др.), уровни и критерии развития познавательного интереса (Г.И. Щукина и др.).
В работе исследователя Е.А. Меньшиковой, на мой взгляд, дается одно из
точных определений того, что такое познавательный интерес - это смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Ценность познавательного интереса велика, его правильное формирование в дошкольном возрасте существенно повышает качество успеваемости ребенка в школе. Именно поэтому формирование познавательного интереса, начиная с дошкольного возраста, - важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно¬исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д., а, следовательно, и успешного обучения в школе.
В настоящее время существует достаточное большое количество работ, посвященных формированию познавательного интереса дошкольника к математике. Одной из первых работ является диссертационное исследование Л.Н.Вахрушевой, в котором изучена роль компьютерных игр в развитии у дошкольников интереса к математическим знаниям. В работах Н.Г.Белоус, Р.Л.Березиной, Н.С.Денисенковой,
З.А.Михайловой и др. развитие у детей интереса к математике изучалось через конструирование содержания и использование адекватных методов обучения. Авторы ставят в прямую зависимость наличие у детей интереса к математике и успешность их обучения.
Проблема исследования заключается в том, что внимание большинства исследователей, рассматривающих интерес к математике, сосредоточено на формирование интереса в этой области у детей либо младшего дошкольного 5
возраста, либо старшего и практически нет работ, в которых охватывался средний дошкольный возраста. Кроме этого не до конца исследован вопрос о роли сюжетно-дидактической игры в формировании интереса к математике у детей дошкольного возраста. Необходимость решение данной проблемы определило выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр».
Цель выпускной квалификационной работы: сформировать интерес к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно¬дидактических игр.
Объект - познавательный интерес у детей среднего дошкольного возраста
Предмет - процесс формирования интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы: формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
1. применение специально разработанной системы игр с математическим содержанием;
2.обогащение предметно-развивающей среды атрибутами для проведения сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием;
З.сорудничество с родителями детей по вопросу развития познавательного интереса.
В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно¬дидактических игр.
2. Выявить уровень сформированности познавательного интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста
3. Сформированность познавательного интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста
4.Определение эффективности формирования интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр.
Методологической основой исследования являются положения педагогики и психологии о закономерностях формирования познавательной деятельности, о природе познавательного интереса, структурных компонентах, особенностях, путях и способах его формирования, о ведущей роли деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: психологическая теория о ведущей роли деятельности в развитии психики человека (С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); учение о роли обучения в развитии личности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); теория познавательного интереса (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н.Г.Морозова, Г. И. Щукина); теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); концепция интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения математике (Г.А.Корнеева); теоретические положения об общении и взаимодействии детей в совместной деятельности (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, Г. А. Цукерман и др.).
В работе использованы следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование педагогов дошкольных учреждений, анализ и обобщение опытных данных.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций формирования интереса к математике с помощью сюжетно-дидактических игр, анализе наиболее эффективных методик проведения игровой деятельности в формировании познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста к математике.
База исследования: МБДОУ детский сад № 257 «Самоцветы» средняя группа «Василёк».
Проблема интереса является одной из центральных в психологическом учении о личности. Феномен познавательного интереса рассматривается исследователями с разных точек зрения. Подчеркивается его роль в жизни человека, отмечаются важность развития и значение педагогических условий в формировании интереса (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др.). Анализируя существующую научную литературу, в которой рассматривается познавательный интерес, я пришла к выводу, что у исследователей нет единого однозначного представления, что же такое познавательный интерес. Под познавательным интересом понимается и «духовная жажда», «ярость к объекту», побудительная сила деятельности (Д.И. Писарев), и сосредоточенность на определенном предмете мыслей, стремление ближе ознакомиться с предметом познания (С.Л. Рубинштейн), и эмоционально¬познавательное отношение к предмету или деятельности, переходящее в направленность личности (Н.Г. Морозова), и глубинный внутренний мотив поведения (Б. Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг , С.М. Бондаренко и др.), и мотив учебной деятельности (Ю.Г Гуревич, Н.В. Елфимова и др.).
В работах исследователей также подчеркивается важность отдельных видов деятельности в формировании познавательного интереса (Ф.И. Фрадкина и др.), выявлены закономерности развития познавательного интереса (В.С. Ильин, Е.Ф. Рыбалко и др.), его характеристики (Д.И. Писарев, С.Л. Рубинштейн и др.), компоненты, виды (Н.Г. Морозова и др.), уровни и критерии развития познавательного интереса (Г.И. Щукина и др.).
В работе исследователя Е.А. Меньшиковой, на мой взгляд, дается одно из
точных определений того, что такое познавательный интерес - это смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Ценность познавательного интереса велика, его правильное формирование в дошкольном возрасте существенно повышает качество успеваемости ребенка в школе. Именно поэтому формирование познавательного интереса, начиная с дошкольного возраста, - важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно¬исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д., а, следовательно, и успешного обучения в школе.
В настоящее время существует достаточное большое количество работ, посвященных формированию познавательного интереса дошкольника к математике. Одной из первых работ является диссертационное исследование Л.Н.Вахрушевой, в котором изучена роль компьютерных игр в развитии у дошкольников интереса к математическим знаниям. В работах Н.Г.Белоус, Р.Л.Березиной, Н.С.Денисенковой,
З.А.Михайловой и др. развитие у детей интереса к математике изучалось через конструирование содержания и использование адекватных методов обучения. Авторы ставят в прямую зависимость наличие у детей интереса к математике и успешность их обучения.
Проблема исследования заключается в том, что внимание большинства исследователей, рассматривающих интерес к математике, сосредоточено на формирование интереса в этой области у детей либо младшего дошкольного 5
возраста, либо старшего и практически нет работ, в которых охватывался средний дошкольный возраста. Кроме этого не до конца исследован вопрос о роли сюжетно-дидактической игры в формировании интереса к математике у детей дошкольного возраста. Необходимость решение данной проблемы определило выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр».
Цель выпускной квалификационной работы: сформировать интерес к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно¬дидактических игр.
Объект - познавательный интерес у детей среднего дошкольного возраста
Предмет - процесс формирования интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы: формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
1. применение специально разработанной системы игр с математическим содержанием;
2.обогащение предметно-развивающей среды атрибутами для проведения сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием;
З.сорудничество с родителями детей по вопросу развития познавательного интереса.
В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно¬дидактических игр.
2. Выявить уровень сформированности познавательного интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста
3. Сформированность познавательного интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста
4.Определение эффективности формирования интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр.
Методологической основой исследования являются положения педагогики и психологии о закономерностях формирования познавательной деятельности, о природе познавательного интереса, структурных компонентах, особенностях, путях и способах его формирования, о ведущей роли деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: психологическая теория о ведущей роли деятельности в развитии психики человека (С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); учение о роли обучения в развитии личности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); теория познавательного интереса (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н.Г.Морозова, Г. И. Щукина); теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); концепция интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения математике (Г.А.Корнеева); теоретические положения об общении и взаимодействии детей в совместной деятельности (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, Г. А. Цукерман и др.).
В работе использованы следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование педагогов дошкольных учреждений, анализ и обобщение опытных данных.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций формирования интереса к математике с помощью сюжетно-дидактических игр, анализе наиболее эффективных методик проведения игровой деятельности в формировании познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста к математике.
База исследования: МБДОУ детский сад № 257 «Самоцветы» средняя группа «Василёк».
В федеральном ᅠ государственном стандарте ᅠ нового поколения ᅠ говориться о
«ᅠ портрете» дошкольника, ᅠ как о ᅠ любознательной, активной ᅠ и заинтересованно ᅠ
познающей мир ᅠ личности. Каждый ᅠ ребенок на ᅠ занятиях должен ᅠ ставиться в ᅠ
ситуацию: «Думай, ᅠ рассуждай, ищи ᅠ решения».
Современные ᅠ условия требуют ᅠ от ребенка ᅠ умения сравнивать, ᅠ
анализировать, обобщать, ᅠ делать самостоятельные ᅠ выводы, требует ᅠ достаточно
развитых ᅠ познавательных процессов. ᅠ Но развитие ᅠ перечисленных процессов ᅠ
невозможно без ᅠ наличия яркого, ᅠ бескорыстного интереса ᅠ ко всему ᅠ
окружающему.
В ᅠ федеральном государственном ᅠ образовательном стандарте ᅠ дошкольного
образования ᅠ подчеркивается, что ᅠ формирование элементарных ᅠ математических
представлений ᅠ дошкольников входит ᅠ в образовательную ᅠ область «Познавательное
ᅠ развитие» и ᅠ предполагает развитие ᅠ у детей ᅠ познавательных интересов ᅠ и
интеллектуального ᅠ продвижения посредством ᅠ развития познавательно- ᅠ
исследовательской деятельности, ᅠ формирования целостной ᅠ картины мира ᅠ и
расширения ᅠ кругозора.
Ведь ᅠ именно познавательный ᅠ интерес к ᅠ математике является ᅠ одним из ᅠ
условий формирования ᅠ познавательных процессов ᅠ дошкольников (мышления, ᅠ
памяти, речи, ᅠ внимания и ᅠ т. д, ᅠ а, следовательно, ᅠ и успешного ᅠ обучения в ᅠ школе.
Формирование ᅠ познавательного интереса ᅠ является важным ᅠ стимулом
воспитания ᅠ целеустремленности, настойчивости ᅠ в достижении ᅠ цели, стремления ᅠ
к завершению ᅠ деятельности. Переживаемые ᅠ при этом ᅠ положительные эмоции - ᅠ
удивление, радость ᅠ успех, гордость ᅠ в случае ᅠ решения задачи - ᅠ все это ᅠ создает у ᅠ
ребенка уверенность ᅠ в своих ᅠ силах, побуждает ᅠ к новому ᅠ поиску.
Важную ᅠ роль в ᅠ развитии познавательного ᅠ интереса дошкольников ᅠ
к математике ᅠ играет специально ᅠ организованная педагогами ᅠ деятельность.
Большой ᅠ интерес вызывают ᅠ занятия в ᅠ нетрадиционной форме: ᅠ по мотивам ᅠ
66сказок, в ᅠ форме игр- ᅠ путешествий, расследований, ᅠ экспериментов, экскурсий, ᅠ
викторин, сюжетно-ᅠ ролевых игр, ᅠ КВН, «Поля ᅠ чудес», занятия ᅠ с использованием ᅠ
ИКТ, НОД ᅠ и сюжетно-ᅠ ролевые игры.
ᅠ А. А. ᅠ Смоленцева отмечает, ᅠ что для ᅠ того чтобы ᅠ дошкольник мог ᅠ
развернуть сюжет ᅠ игры, смоделировать ᅠ ту или ᅠ иную деятельность ᅠ взрослых, он ᅠ
должен понять ᅠ ее смысл, ᅠ мотивы, задачи ᅠ и нормы ᅠ отношений, существующие ᅠ
между взрослыми. ᅠ Самостоятельно сделать ᅠ это ребенок ᅠ не может. ᅠ Лишь
подготовленное ᅠ воспитателем ознакомление ᅠ с доступными ᅠ детям дошкольного ᅠ
возраста видами ᅠ труда раскрывает ᅠ им смысл ᅠ трудовых взаимоотношений ᅠ
взрослых, значение ᅠ выполняемых ими ᅠ действий. На ᅠ этой основе ᅠ возникает игра, ᅠ
и ребенок, ᅠ реализуя взятую ᅠ роль, начинает ᅠ глубже вникать ᅠ в смысл, ᅠ понимать
мотивы ᅠ и задачи ᅠ деятельности людей, ᅠ а также ᅠ значение своей ᅠ роли и ᅠ своих
действий.
ᅠ Что касается ᅠ количественных отношений, ᅠ то самостоятельно, ᅠ
непосредственно воспринять ᅠ действия взрослого ᅠ с числом, ᅠ счетом, измерением ᅠ
дошкольник также ᅠ не может. ᅠ Область количественных ᅠ отношений как ᅠ бы
выпадает ᅠ из поля ᅠ его зрения. ᅠ Он в ᅠ своем опыте ᅠ обычно не ᅠ сталкивается с ᅠ
необходимостью практического ᅠ использования этих ᅠ отношений, и ᅠ потому они ᅠ не
отражаются ᅠ в его ᅠ играх. Выделить ᅠ в деятельности ᅠ взрослых количественные ᅠ
отношения и ᅠ способы их ᅠ определения ребенок ᅠ может только ᅠ с помощью ᅠ
воспитателя.
Счет ᅠ и измерение — ᅠ действия взаимозависимые, ᅠ они должны ᅠ выполняться
не ᅠ приблизительно, а ᅠ точно, правильно ᅠ и в ᅠ определенной последовательности. ᅠ
Поэтому в ᅠ творческой игре, ᅠ где используются ᅠ счет или ᅠ измерение, воспитатель ᅠ
должен брать ᅠ на себя ᅠ такую роль, ᅠ которая позволила ᅠ бы ему ᅠ контролировать
правильность ᅠ и точность ᅠ выполнения каждым ᅠ ребенком математических ᅠ
действий. Следовательно, ᅠ чтобы сохранить ᅠ саму природу ᅠ игры и ᅠ в то ᅠ же время ᅠ
успешно осуществлять ᅠ обучение ребят ᅠ математическим основам, ᅠ а именно ᅠ
операциям счета ᅠ и действиям ᅠ с мерами, ᅠ необходимы игры ᅠ особого рода. ᅠ Они
должны ᅠ быть организованы ᅠ так, чтобы ᅠ в них: ᅠ во-первых, ᅠ в качестве ᅠ способа
67выполнения ᅠ игровых действий ᅠ возникала объективная ᅠ необходимость в ᅠ
практическом применении ᅠ счета и ᅠ измерения; во-ᅠ вторых, содержание ᅠ игры и ᅠ
практические действия ᅠ были бы ᅠ интересными и ᅠ предоставляли возможность ᅠ для
проявления ᅠ самостоятельности и ᅠ инициативы детей, ᅠ т.е. ᅠ в такой ᅠ игре должен ᅠ
быть развернутый ᅠ сюжет, включающий ᅠ разнообразные роли, ᅠ и не ᅠ обязательно с ᅠ
математическим содержанием, ᅠ но определенные ᅠ игровые задачи ᅠ должны
решаться ᅠ непосредственно на ᅠ основе усвоенных ᅠ на занятиях ᅠ математических
знаний ᅠ и предлагаться ᅠ ребенку в ᅠ виде игровых ᅠ правил. Именно ᅠ обучающая
дидактическая ᅠ игра реализуется ᅠ через игровую ᅠ задачу, игровые ᅠ действия и ᅠ
правила, а ᅠ развернутый сюжет, ᅠ включающий разнообразные ᅠ роли присущ ᅠ
сюжетно-ролевой ᅠ игре. Таким ᅠ образом, возникает ᅠ некий
«ᅠ портрете» дошкольника, ᅠ как о ᅠ любознательной, активной ᅠ и заинтересованно ᅠ
познающей мир ᅠ личности. Каждый ᅠ ребенок на ᅠ занятиях должен ᅠ ставиться в ᅠ
ситуацию: «Думай, ᅠ рассуждай, ищи ᅠ решения».
Современные ᅠ условия требуют ᅠ от ребенка ᅠ умения сравнивать, ᅠ
анализировать, обобщать, ᅠ делать самостоятельные ᅠ выводы, требует ᅠ достаточно
развитых ᅠ познавательных процессов. ᅠ Но развитие ᅠ перечисленных процессов ᅠ
невозможно без ᅠ наличия яркого, ᅠ бескорыстного интереса ᅠ ко всему ᅠ
окружающему.
В ᅠ федеральном государственном ᅠ образовательном стандарте ᅠ дошкольного
образования ᅠ подчеркивается, что ᅠ формирование элементарных ᅠ математических
представлений ᅠ дошкольников входит ᅠ в образовательную ᅠ область «Познавательное
ᅠ развитие» и ᅠ предполагает развитие ᅠ у детей ᅠ познавательных интересов ᅠ и
интеллектуального ᅠ продвижения посредством ᅠ развития познавательно- ᅠ
исследовательской деятельности, ᅠ формирования целостной ᅠ картины мира ᅠ и
расширения ᅠ кругозора.
Ведь ᅠ именно познавательный ᅠ интерес к ᅠ математике является ᅠ одним из ᅠ
условий формирования ᅠ познавательных процессов ᅠ дошкольников (мышления, ᅠ
памяти, речи, ᅠ внимания и ᅠ т. д, ᅠ а, следовательно, ᅠ и успешного ᅠ обучения в ᅠ школе.
Формирование ᅠ познавательного интереса ᅠ является важным ᅠ стимулом
воспитания ᅠ целеустремленности, настойчивости ᅠ в достижении ᅠ цели, стремления ᅠ
к завершению ᅠ деятельности. Переживаемые ᅠ при этом ᅠ положительные эмоции - ᅠ
удивление, радость ᅠ успех, гордость ᅠ в случае ᅠ решения задачи - ᅠ все это ᅠ создает у ᅠ
ребенка уверенность ᅠ в своих ᅠ силах, побуждает ᅠ к новому ᅠ поиску.
Важную ᅠ роль в ᅠ развитии познавательного ᅠ интереса дошкольников ᅠ
к математике ᅠ играет специально ᅠ организованная педагогами ᅠ деятельность.
Большой ᅠ интерес вызывают ᅠ занятия в ᅠ нетрадиционной форме: ᅠ по мотивам ᅠ
66сказок, в ᅠ форме игр- ᅠ путешествий, расследований, ᅠ экспериментов, экскурсий, ᅠ
викторин, сюжетно-ᅠ ролевых игр, ᅠ КВН, «Поля ᅠ чудес», занятия ᅠ с использованием ᅠ
ИКТ, НОД ᅠ и сюжетно-ᅠ ролевые игры.
ᅠ А. А. ᅠ Смоленцева отмечает, ᅠ что для ᅠ того чтобы ᅠ дошкольник мог ᅠ
развернуть сюжет ᅠ игры, смоделировать ᅠ ту или ᅠ иную деятельность ᅠ взрослых, он ᅠ
должен понять ᅠ ее смысл, ᅠ мотивы, задачи ᅠ и нормы ᅠ отношений, существующие ᅠ
между взрослыми. ᅠ Самостоятельно сделать ᅠ это ребенок ᅠ не может. ᅠ Лишь
подготовленное ᅠ воспитателем ознакомление ᅠ с доступными ᅠ детям дошкольного ᅠ
возраста видами ᅠ труда раскрывает ᅠ им смысл ᅠ трудовых взаимоотношений ᅠ
взрослых, значение ᅠ выполняемых ими ᅠ действий. На ᅠ этой основе ᅠ возникает игра, ᅠ
и ребенок, ᅠ реализуя взятую ᅠ роль, начинает ᅠ глубже вникать ᅠ в смысл, ᅠ понимать
мотивы ᅠ и задачи ᅠ деятельности людей, ᅠ а также ᅠ значение своей ᅠ роли и ᅠ своих
действий.
ᅠ Что касается ᅠ количественных отношений, ᅠ то самостоятельно, ᅠ
непосредственно воспринять ᅠ действия взрослого ᅠ с числом, ᅠ счетом, измерением ᅠ
дошкольник также ᅠ не может. ᅠ Область количественных ᅠ отношений как ᅠ бы
выпадает ᅠ из поля ᅠ его зрения. ᅠ Он в ᅠ своем опыте ᅠ обычно не ᅠ сталкивается с ᅠ
необходимостью практического ᅠ использования этих ᅠ отношений, и ᅠ потому они ᅠ не
отражаются ᅠ в его ᅠ играх. Выделить ᅠ в деятельности ᅠ взрослых количественные ᅠ
отношения и ᅠ способы их ᅠ определения ребенок ᅠ может только ᅠ с помощью ᅠ
воспитателя.
Счет ᅠ и измерение — ᅠ действия взаимозависимые, ᅠ они должны ᅠ выполняться
не ᅠ приблизительно, а ᅠ точно, правильно ᅠ и в ᅠ определенной последовательности. ᅠ
Поэтому в ᅠ творческой игре, ᅠ где используются ᅠ счет или ᅠ измерение, воспитатель ᅠ
должен брать ᅠ на себя ᅠ такую роль, ᅠ которая позволила ᅠ бы ему ᅠ контролировать
правильность ᅠ и точность ᅠ выполнения каждым ᅠ ребенком математических ᅠ
действий. Следовательно, ᅠ чтобы сохранить ᅠ саму природу ᅠ игры и ᅠ в то ᅠ же время ᅠ
успешно осуществлять ᅠ обучение ребят ᅠ математическим основам, ᅠ а именно ᅠ
операциям счета ᅠ и действиям ᅠ с мерами, ᅠ необходимы игры ᅠ особого рода. ᅠ Они
должны ᅠ быть организованы ᅠ так, чтобы ᅠ в них: ᅠ во-первых, ᅠ в качестве ᅠ способа
67выполнения ᅠ игровых действий ᅠ возникала объективная ᅠ необходимость в ᅠ
практическом применении ᅠ счета и ᅠ измерения; во-ᅠ вторых, содержание ᅠ игры и ᅠ
практические действия ᅠ были бы ᅠ интересными и ᅠ предоставляли возможность ᅠ для
проявления ᅠ самостоятельности и ᅠ инициативы детей, ᅠ т.е. ᅠ в такой ᅠ игре должен ᅠ
быть развернутый ᅠ сюжет, включающий ᅠ разнообразные роли, ᅠ и не ᅠ обязательно с ᅠ
математическим содержанием, ᅠ но определенные ᅠ игровые задачи ᅠ должны
решаться ᅠ непосредственно на ᅠ основе усвоенных ᅠ на занятиях ᅠ математических
знаний ᅠ и предлагаться ᅠ ребенку в ᅠ виде игровых ᅠ правил. Именно ᅠ обучающая
дидактическая ᅠ игра реализуется ᅠ через игровую ᅠ задачу, игровые ᅠ действия и ᅠ
правила, а ᅠ развернутый сюжет, ᅠ включающий разнообразные ᅠ роли присущ ᅠ
сюжетно-ролевой ᅠ игре. Таким ᅠ образом, возникает ᅠ некий



