ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА И
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6
1.1. Определение понятия имидж организации 6
1.2. Теоретические основы концепции корпоративная социальная
ответственность 9
1.3. Специфика корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом 12
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПАО «ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ» 24
2.1. Анализ нефинансовой отчетности ПАО «ГМК «Норильский Никель» 27
2.2. Анализ корпоративной социальной ответственности ПАО «ГМК
«Норильский Никель» 31
2.3. Анализ внутреннего имиджа ПАО «ГМК «Норильский Никель» 36
2.4. Рекомендации по одной из актуальных проблем ПАО «ГМК «Норильский Никель» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
На сегодняшний день корпоративная социальная ответственность - предмет обсуждения деловых сообществ на международном уровне. У бизнеса появляется осознание необходимости КСО, как обязательного условия успешного и продолжительного функционирования на рынке. Несмотря на то, что КСО, как масштабное явление зародилось только в середине XX века, многие государства уже успели достичь достаточно высокого уровня в реализации подобной практики. Внедрение КСО в бизнес-практику началось в Западной Европе и США, чуть позже это явление докатилось и до стран с быстроразвивающейся экономикой, до России в том числе. Постепенно, для многих компаний, КСО стало своего рода философией ведения бизнеса, в соответствии с которой компания сконцентрирована не только на получении прибыли, но и на благоприятном состоянии общества, в котором она существует.
В России развитие КСО началось в конце XX - начале XXI века, во время появления самых крупных и успешных на сегодняшний день российских компаний. Инициатива создания хороших условий существования бизнеса в первую очередь исходила от самих компаний, а чаще всего от их лидеров-руководителей, которые уделяли наибольшее внимание благотворительности. Во многом, поэтому КСО в России очень часто воспринимают как синоним благотворительной деятельности.
С тех пор КСО в России вышла на новый уровень, во многом благодаря включению властей: появление даже малейшего правового регулирования позволила КСО прочнее закрепиться в Российском бизнесе. Однако российской практике КСО все еще есть, куда расти. На сегодняшний день КСО - по-прежнему прерогатива крупных компаний и госкорпораций, в то время как КСО в мировой практике обычное явление для среднего и малого бизнеса. Кроме этого, КСО в России имеет ряд уже достаточно ярких особенностей, которые хорошо прослеживаются в деятельности наиболее социально ответственных крупных компаний.
Одной из таких организаций является группа компаний «Норникель» и ее Заполярный филиал ПАО «ГМК «Норильский Никель». Горно-металлургические корпорации чаще всего являются градообразующими предприятиями, поэтому им особенно важно поддерживать благоприятный социальный климат. А это в свою очередь способствует наиболее развитой и системной корпоративной социальной ответственности.
Таким образом актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом к корпоративной социальной ответственности среди представителей крупного бизнеса.
Объект исследования - имидж Группы компаний «Норникель».
Предмет исследования - механизм формирования имиджа организации путем реализации программ корпоративной социальной ответственности в ПАО «ГМК «Норильский Никель».
Целью работы является исследование и анализ влияния деятельности корпоративной социальной ответственности на имидж компании.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие определения понятий «имидж», «имидж организации» и «корпоративная социальная ответственность»;
2. Изучить российскую и западную практику регулирования и применения КСО;
3. Изучить политику КСО в ПАО «ГМК «Норильский Никель» и ее практическую реализацию в различных целевых программах;
4. Определить и проанализировать основные проблемы ПАО «ГМК «Норильский Никель»;
5. Выработать рекомендации по одной из актуальных проблем ПАО «ГМК «Норильский Никель» на основе проведенного анализа.
Теоретико-методологическая основу исследования составили научные труды А. В. Ульяновского, А. Д. Кривоносова, Ю. Е. Благова, И. Ю., Г. Л. Тульчинского и др.
Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты, данные, опубликованные в официальной статистической отчетности, финансовые и нефинансовые отчеты компаний, а также материалы качественных и количественных исследований, проведенных автором работы.
Методы исследования, использованные в ходе написания практической части: экспертное интервью, опрос, контент-анализ новостных публикаций, неформализованный анализ внутренних документов.
Научная новизна исследования заключается в изучении внутреннего имиджа российской компании - горно-металлургического предприятия.
Структура определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
В данной научно-исследовательской работе было проанализировано влияние корпоративной социальной деятельности на имидж ПАО «ГМК «Норильский Никель». Будучи одной из первых компаний в России в области КСО, «Норникель» задает тон в реализации и продвижении социальных программ. Тиражирование ее опыта позволит не только получить экономический эффект конкретным организациям, но и улучшить свой внутренний имидж.
В первой главе работы были описаны понятия «имидж», «имидж организации» и «корпоративная социальная ответственность» - подходы к определению и составу, предпосылки внедрения в деятельность компании, и «эволюционные этапы». Была изучена российская и западная практика регулирования и применения корпоративной социальной ответственности, а так же были сформулированы особенности, присущие российскому опыту в области КСО.
Во второй главе были изучены внутренний имидж компании, политика корпоративной социальной ответственности ПАО «ГМК «Норильский Никель» и ее практическая реализация в различных социальных программах. Им уделяется особое внимание в работе как инструменту реализации корпоративной социальной ответственности с целью улучшения внутреннего имиджа.
Благодаря контент-анализу новостных публикаций о социальной политике ПАО «ГМК «Норильский Никель», опросу среди жителей города Норильск о эффективности социальной деятельности компании и экспертному интервью с Серым Сергеем Владимировичем, начальником дежурной службы Департамента безопасности Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель», были выявлены основные проблемы компании.
Так, компания недостаточно уделяет эмоциональному и физическому состоянию своих сотрудников после рабочего дня, что стало основой для организации комнаты психологической разгрузки. В работе представлены рекомендации для создания зоны отдыха повышенной комфортности.
Внедряя в свою деятельность принципы корпоративной социальной ответственности, используя методы и инструменты PR-продвижения в соответствии с бизнес-интересами организаций, взаимодействуя с заинтересованными сторонами и экспертным сообществом в частности, компании смогут популяризировать социально ответственный подход к осуществлению экономической деятельности.
Таким образом, проведенное исследование позволило прийти к выводу, что корпоративная социальная ответственность положительно сказывается на имидже компании, позволяя ей сохранять благоприятную внутреннюю атмосферу и повышать лояльность местного населения по отношению к актуальным проблемам.
1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2002. С. 328.
2. Бессонова И. С., Николаева И. В. Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 20-23.
3. Большаков С.Н., Потолокова М.О. Корпоративная социальная ответственность и социальные инвестиции // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Инновационные процессы и корпоративное управление». Белорусский государственный ун-тет. Минск. 2012.
4. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная деятельность: КСО как система: (предисловие к разделу) / Ю. Е. Благов // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. - 2009. - № 3. - С. 32-37.
5. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность в России : уроки национального доклада о социальных инвестициях / Ю. Е. Благов, Е. А. Иванова // Российский журнал менеджмента. - 2009. - Т. 7, № 1. - С. 3-24.
6. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. - Высшая Школа Менеджмента СПбГУ. - 2-е изд. - СПб:
2011. С.7.
7. Все о лидерах 2014: по материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности - 2014» - М.: Форум Доноров, 2015 - 106 с.
8. Гавра Д.П., Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб.пособие. - СПб.: С.- Петерб.гос.ун-т, Высш.шк.журн.и масс.коммуникаций, 2013. - 155 с.
9. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик Рилейшнз - М.: Юнити Дата, 2003. - 416
10. Зикерманн, Г. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов; пер.с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 341 с.
11. Капрефер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Под. общ. ред. В. Н. Домнина М.: «Вершина», 2006. С. 39.
12. Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брендинга. М.: ИНФРА-М; ИМИДЖ- Контакт, 2002. С. 15.
13. Корпоративная социальная ответственность: новая философия бизнеса. Учебное пособие - Москва, Внешэкономбанк, 2011. - С. 56
14. Котлер Ф., Картаджайя Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее к человеческой душе;пер. с англ. - М: Эксмо, 2011. - 240 с.
15. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. - СПБ.: Питер, 2011. - 384 с.
16. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2003. С. 314.
17. Макиавелли Н. Государь. Пер. с ит. - М.: Планета, 1990. 84 с.
18. Морган Г. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития. М.: Вершина, 2006.
19. Пономарев С. В. Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на Европейские рынки. Пермь, 2011.
20. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина, 2006.
21. Смирнова Е. Просто хороший бизнес (Интервью с Благовым Ю.Е.) // Эксперт Северо-Запад. 2011. № 1 (497). С. 20-23.
22. Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство, С.49.
23. Ульяновский А. В. Технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса. - Изд. 2-е дораб. - М.: Эксмо, 2008.
- 400 с.
24. Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. - СПб.: Нестор-История, 2011. С. 11.
25. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: Теория и практика: Учеб. пособие. М.: Дело, 2004. С. 105.
26. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие. - СПб.: Роза мира, 2004. - 187 с.
27. Шохин А.Н., Л.В. Аленичева, Е.Н. Феоктистова, Ф.Т. Прокопов, М.Н. Озерянская. Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2008 - 2011.; М.: РСПП,
2012. 102 с.
28. Юлдашева О. У., Аренков И. А., Мамров М. А. Организация маркетинга и глобализация экономики: данные опроса руководителей предприятий Санкт-Петербурга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. №3
На иностранных языках
1. Boulding K. The Image. Knowledge in Life and Society. Ann Arbor, 1956.
2. Collins J., Porras J., Built to Last: Successful of Visionary Companies. L.: Harper Business Essentials, 2002.
3. Davis М. The New Culture of Desire: Five Radical New Strategies that Will Change Your Business and Your Life. - New York: Free Press, 2002.
4. Friedrich C.J., Brzezinski Z.K. Totalitarian dictatorship and autocracy. Cambridje (Mass.), 1956. P. 293.
5. Garriga E., Mele D. Corporate Responsibility Theories: Mapping the Territory // Journal of Business Ethics. 2004, № 53
6. Hammel G., Prahalad C. K. Competing for the Future. Cambridge, MA: Harvard Business School Press, 1996
7. Peer Review on Corporate Social Responsibility - Paris (France), 22 October 2013.
Электронные ресурсы
1. Carrol B., Shabana M. The Business Case for Corporate Social Re¬sponsibility: A Review of Concepts, Research and Practice, International Journal of Management Reviews, 2010
URL: http://f2 .washington.edu/fm/sites/default/files/Business%20Case%20fo r%20CSR%20Review%20of%20Concepts,%20Research%20and%20Practic e.pdf
2. How companies influence our society: citizens’ view. - URL:http://ec.europa.eu/public_opinion/flash/fl_363_en.pdf
3. International Standard ISO 26000 «Guidance on social responsibility» URL: https://www.iso.org/standard/42546.html
4. Model of CSR. London Benchmarking Group. URL:http://www.lbg- online.net/
5. Агентство Социальной Информации. Специализированный портал о КСО [Электронный ресурс] URL:https://www.asi.org.ru/
6. Влияние институтов власти на развитие корпоративной социальной ответственности в России и Европейском Союзе.
URL: http: //gtmarket.ru/laboratory/expertize/2010/2596
7. Годовые отчеты Группы компаний «Норникель»
URL:http://www.nornik.ru/investoram/godovye-otchety/godovyie-otchetyi1
8. Годовой отчет Группы компаний «Норникель» за 2015 год
URL: http: //www.ar2015.nornik.ru/ru/
9. Детский сайт «Никелька» URL:www.nickelka.ru
10. Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на Европейские рынки.
URL:http://permtpp.ru/upload/iblock/58c/kso.pdf
11. Корпоративная социальная ответственность в России: проблемы малого бизнеса. - URL:http://m-economy.ru/art.php?nArtId=4975
12. Корпоративная социальная ответственность: российский опыт. - URL:http://csrjournal.com/korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost- rossijskij-opyt
13. Модели корпоративной социальной ответственности. -
URL:http://csrioumal.com/modeli-korporativnoj-socialnoj-otvetstvennosti
14. Сайт Группы компаний «Норникель». «Спортивный «Норильский никель» URL: http: //www.sport-nornik.ru/
15. Социальные отчеты Группы компаний «Норникель»
URL: http: //www.nornik.ru/kompaniya/ustoj chivoe-razvitie/soczialnaya- missiya-i-strategiya-v-oblasti-kso1/razvitie-sistemyi-soczialnoj-otchetnosti- gmk-norilskij -nikel
16. Общие сведения о Группе компаний «Норильский Никель»
URL: http://www.nornik.ru/kompaniya/o-kompanii/obshhie-svedeniya
17. Отчет о КСО’2013 Группы компаний «Норникель»
URL: http ://csr2013. nornik.ru/ru/
18. Отчет о КСО’2014 Группы компаний «Норникель»
URL: http ://csr2014. nornik.ru/
19. Отчет о КСО’2015 Группы компаний «Норникель»
URL: http ://csr2015. nornik.ru/
20. Официальный сайт ПАО «ГМК «Норильский Никель» URL: http: //www.nornik.ru/
21. Филантроп. Электронный журнал о благотворительности [Электронный ресурс] URL:http://philanthropy.ru/