ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 6
1.2 ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА И
МОББИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 10
1.3. СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОЗРАСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 17
2.1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ «У НАС В
КЛАССЕ/ШКОЛЕ» 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКА БУЛЛИНГА
В ШКОЛЕ (ОРБ) 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ
«БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ» 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА «МИР БЕЗ КОНФЛИКТОВ» 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ» 92
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 6
1.2 ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА И
МОББИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 10
1.3. СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОЗРАСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 17
2.1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ «У НАС В
КЛАССЕ/ШКОЛЕ» 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКА БУЛЛИНГА
В ШКОЛЕ (ОРБ) 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ
«БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ» 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА «МИР БЕЗ КОНФЛИКТОВ» 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ» 92
Подростковый возраст является самым динамичным возрастом в жизни человека, быстро меняется не только организм, но социальный аспект жизни подростка. Вследствие этого могут появляться и проблемы, связанные, например, с неуспеваемостью в школе, плохими взаимоотношениями с родителями. Как известно, в центре внимания у подростка находятся, прежде всего, его сверстники. Социальная жизнь в школьном коллективе - вот, что беспокоит многих учащихся, и не просто так, не только из-за изменения интересов и переходного возраста. Существует огромная проблема физического и эмоционального насилия в школах, волнующая подростка, но до сих пор до конца не решенная образовательными организациями.
Эмоциональное насилие распространено в подростковой среде и несет в себе огромную опасность для психологического здоровья и жизни, ибо может приводить к психологическим травмам и стать причиной или поводом для суицидальных действий. Одними из самых актуальных и опасных видов эмоционального насилия для психологического благополучия подростков являются буллинг и моббинг. В данной работы именно эти виды эмоционального насилия станут предметом особого внимания.
Наиболее интенсивно проблемой эмоционального насилия занимались такие ученые, как Дж. Кобрин, Д. Левинсон, Д. Иваниек, Д. Финкелхор, Р.Лэнг, К. Брон, Э. Миллер, и др. [Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления, с. 12]. «Согласно американским исследованиям, в ходе которых было опрошено 15000 школьников подросткового возраста, 17% являлись жертвами буллинга, 19% - булли (агрессорами), 6% - выполняли обе роли. Данные отечественных исследований (И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева, И.С.Кон, О.А.Селиванова, Т.С. Шевцова и др.) также указывают на высокую степень распространения этого явления в среде школьников и студентов: более 50% респондентов сталкивались с различными видами агрессии и травли, насилие проходило во взаимодействиях учеников и учеников, учеников и учителей, учителей и учеников» [Соловьёв, с. 2].
Все это определяет актуальность проводимого исследования, так как необходимо знать, в каком конкретно возрасте и классе опасность эмоционального насилия наиболее вероятна, чтобы педагог и педагог- психолог смогли уделить должное внимание предотвращению развития эмоционального насилия в школьном коллективе.
Объект исследования: эмоциональное насилие в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: возрастная характеристика эмоционального насилия в подростковой среде.
Цель исследования - выявление особенностей динамики проявления эмоционального насилия в подростковой среде.
Гипотеза: проявление эмоционального насилия зависит от возраста и, в большей степени, характерно для детей среднего подросткового возраста, что определяется как стремлением к самоутверждению в подростковой среде (объективные факторы), так и недостатками в воспитании (субъективные факторы).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования и уточнить сущность основных понятий (эмоциональное насилие, буллинг, моббинг и др.).
2. Выявить факторы эмоционального насилия в подростковом возрасте.
3. Провести диагностику эмоционального насилия у учащихся 5-11 классов.
4. Разработать рекомендации для педагогов-психологов по профилактике эмоционального насилия.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы исследования: анкетирование.
Эмпирическое исследование проводилось на основе комплекса диагностических методик: Методика на выявление «Буллинг-структуры» (Д.А. Лейн); опросник риска буллинга в школе (ОРБ) (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов); анкета «В нашем классе/школе» (С.В. Кривцовой).
Теоретические основы работы составили исследования эмоционального насилия как психолого-педагогической проблемы (И.Г. Малкина-Пых, С.В. Кривцова, Д.Н. Соловьёв), работы по исследованию различных форм проявления агрессии (К. Лоренц, Д. Ольвеус, П. Хайнеманн, Х. Лейман), в частности буллинга (И. С. Кон, Д. А. Лейн, А.А. Бочавер) и др.
База исследования: МАОУ СОШ №67, Тюменская область, город Тюмень. В исследовании приняли участие школьники 5-11 классов в количестве 77 учащихся по методике «Буллинг-структура», 104 участника по методике анкета «У нас в классе/школе» и 153 респондента по методике опросника риска буллинга в школе (ОРБ).
Практическая значимость исследования заключается, в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы педагогами- психологами в деятельности по профилактике эмоционального насилия подростков.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Эмоциональное насилие распространено в подростковой среде и несет в себе огромную опасность для психологического здоровья и жизни, ибо может приводить к психологическим травмам и стать причиной или поводом для суицидальных действий. Одними из самых актуальных и опасных видов эмоционального насилия для психологического благополучия подростков являются буллинг и моббинг. В данной работы именно эти виды эмоционального насилия станут предметом особого внимания.
Наиболее интенсивно проблемой эмоционального насилия занимались такие ученые, как Дж. Кобрин, Д. Левинсон, Д. Иваниек, Д. Финкелхор, Р.Лэнг, К. Брон, Э. Миллер, и др. [Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления, с. 12]. «Согласно американским исследованиям, в ходе которых было опрошено 15000 школьников подросткового возраста, 17% являлись жертвами буллинга, 19% - булли (агрессорами), 6% - выполняли обе роли. Данные отечественных исследований (И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева, И.С.Кон, О.А.Селиванова, Т.С. Шевцова и др.) также указывают на высокую степень распространения этого явления в среде школьников и студентов: более 50% респондентов сталкивались с различными видами агрессии и травли, насилие проходило во взаимодействиях учеников и учеников, учеников и учителей, учителей и учеников» [Соловьёв, с. 2].
Все это определяет актуальность проводимого исследования, так как необходимо знать, в каком конкретно возрасте и классе опасность эмоционального насилия наиболее вероятна, чтобы педагог и педагог- психолог смогли уделить должное внимание предотвращению развития эмоционального насилия в школьном коллективе.
Объект исследования: эмоциональное насилие в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: возрастная характеристика эмоционального насилия в подростковой среде.
Цель исследования - выявление особенностей динамики проявления эмоционального насилия в подростковой среде.
Гипотеза: проявление эмоционального насилия зависит от возраста и, в большей степени, характерно для детей среднего подросткового возраста, что определяется как стремлением к самоутверждению в подростковой среде (объективные факторы), так и недостатками в воспитании (субъективные факторы).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования и уточнить сущность основных понятий (эмоциональное насилие, буллинг, моббинг и др.).
2. Выявить факторы эмоционального насилия в подростковом возрасте.
3. Провести диагностику эмоционального насилия у учащихся 5-11 классов.
4. Разработать рекомендации для педагогов-психологов по профилактике эмоционального насилия.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы исследования: анкетирование.
Эмпирическое исследование проводилось на основе комплекса диагностических методик: Методика на выявление «Буллинг-структуры» (Д.А. Лейн); опросник риска буллинга в школе (ОРБ) (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов); анкета «В нашем классе/школе» (С.В. Кривцовой).
Теоретические основы работы составили исследования эмоционального насилия как психолого-педагогической проблемы (И.Г. Малкина-Пых, С.В. Кривцова, Д.Н. Соловьёв), работы по исследованию различных форм проявления агрессии (К. Лоренц, Д. Ольвеус, П. Хайнеманн, Х. Лейман), в частности буллинга (И. С. Кон, Д. А. Лейн, А.А. Бочавер) и др.
База исследования: МАОУ СОШ №67, Тюменская область, город Тюмень. В исследовании приняли участие школьники 5-11 классов в количестве 77 учащихся по методике «Буллинг-структура», 104 участника по методике анкета «У нас в классе/школе» и 153 респондента по методике опросника риска буллинга в школе (ОРБ).
Практическая значимость исследования заключается, в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы педагогами- психологами в деятельности по профилактике эмоционального насилия подростков.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Осуществленный в работе теоретический поиск и эмпирическое исследование позволили нам сделать следующие выводы:
1. Эмоциональное насилие можно определить как постоянное или периодическое оказание негативного влияния на психику человека, вызывающее эмоциональное напряжение и моральный дискомфорт, через любую форму агрессии в его сторону, которая имеет регулярный систематический характер.
Разновидностями эмоционального насилия, наиболее проявляющимися в школе, являются буллинг как индивидуальное насилие и моббинг как коллективное насилие.
2. Особенностью эмоционального насилия в подростковом возрасте является то, что подростки повышено виктимны, социально активны, но недостаток жизненного опыта и биосоциальные факторы (переходный период) приводят к остроте переживаний и не всегда адекватным социально приемлемым формам поведения.
3. Результаты эмпирического исследования проявлений эмоционального насилия у учащихся 5-11 классов показали, что самый высокий уровень проявления эмоционального насилия характерен для учащихся 8 классов, что связано с перестройкой организма и значительной подверженностью психики подростка влиянию социума сверстников.
4 Разработанные психолого-педагогические рекомендации по первичной профилактике эмоционального насилия, смогут помочь педагогам-психологам по предотвращению случаев буллинга и моббинга.
Решение этих задач в рамках представленных мероприятий позволит, на наш взгляд, скорректировать поведение ребенка и направить его развитие в сторону экологического и эффективного общения со сверстниками. Это позволит обеспечить психическую безопасность в образовательной среде и, следовательно, сохранить и поддержать психологическое здоровье обучающихся, учителей, работников школы.
Мы предполагаем, что провиденное нами исследования поможет предотвратить развитие эмоционального насилия школе,
В целом считаем, что поставленная цель достигнута, задачи решены. Данное исследование имеет большие перспективы для дальнейшего исследования факторов эмоционального насилия, не только путей предотвращения, но и развития способности подростка противостоять эмоциональному насилию.
1. Эмоциональное насилие можно определить как постоянное или периодическое оказание негативного влияния на психику человека, вызывающее эмоциональное напряжение и моральный дискомфорт, через любую форму агрессии в его сторону, которая имеет регулярный систематический характер.
Разновидностями эмоционального насилия, наиболее проявляющимися в школе, являются буллинг как индивидуальное насилие и моббинг как коллективное насилие.
2. Особенностью эмоционального насилия в подростковом возрасте является то, что подростки повышено виктимны, социально активны, но недостаток жизненного опыта и биосоциальные факторы (переходный период) приводят к остроте переживаний и не всегда адекватным социально приемлемым формам поведения.
3. Результаты эмпирического исследования проявлений эмоционального насилия у учащихся 5-11 классов показали, что самый высокий уровень проявления эмоционального насилия характерен для учащихся 8 классов, что связано с перестройкой организма и значительной подверженностью психики подростка влиянию социума сверстников.
4 Разработанные психолого-педагогические рекомендации по первичной профилактике эмоционального насилия, смогут помочь педагогам-психологам по предотвращению случаев буллинга и моббинга.
Решение этих задач в рамках представленных мероприятий позволит, на наш взгляд, скорректировать поведение ребенка и направить его развитие в сторону экологического и эффективного общения со сверстниками. Это позволит обеспечить психическую безопасность в образовательной среде и, следовательно, сохранить и поддержать психологическое здоровье обучающихся, учителей, работников школы.
Мы предполагаем, что провиденное нами исследования поможет предотвратить развитие эмоционального насилия школе,
В целом считаем, что поставленная цель достигнута, задачи решены. Данное исследование имеет большие перспективы для дальнейшего исследования факторов эмоционального насилия, не только путей предотвращения, но и развития способности подростка противостоять эмоциональному насилию.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АГРЕССОРАМИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЗАПУГИВАНИЕ И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО В СЕТИ: ФЕНОМЕН
CYBERBULLYING
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2015 - ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА И СПОСОБЫ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика кибербуллинга в подростковой среде
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА КАЗАНИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Особенности проявления агрессии у подростков в связи с хронотипическим статусом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020



