Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Работа №73601

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 6
1.2 ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА И
МОББИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 10
1.3. СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОЗРАСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 17
2.1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ «У НАС В
КЛАССЕ/ШКОЛЕ» 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКА БУЛЛИНГА
В ШКОЛЕ (ОРБ) 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ
«БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ» 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА «МИР БЕЗ КОНФЛИКТОВ» 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ» 92


Подростковый возраст является самым динамичным возрастом в жизни человека, быстро меняется не только организм, но социальный аспект жизни подростка. Вследствие этого могут появляться и проблемы, связанные, например, с неуспеваемостью в школе, плохими взаимоотношениями с родителями. Как известно, в центре внимания у подростка находятся, прежде всего, его сверстники. Социальная жизнь в школьном коллективе - вот, что беспокоит многих учащихся, и не просто так, не только из-за изменения интересов и переходного возраста. Существует огромная проблема физического и эмоционального насилия в школах, волнующая подростка, но до сих пор до конца не решенная образовательными организациями.
Эмоциональное насилие распространено в подростковой среде и несет в себе огромную опасность для психологического здоровья и жизни, ибо может приводить к психологическим травмам и стать причиной или поводом для суицидальных действий. Одними из самых актуальных и опасных видов эмоционального насилия для психологического благополучия подростков являются буллинг и моббинг. В данной работы именно эти виды эмоционального насилия станут предметом особого внимания.
Наиболее интенсивно проблемой эмоционального насилия занимались такие ученые, как Дж. Кобрин, Д. Левинсон, Д. Иваниек, Д. Финкелхор, Р.Лэнг, К. Брон, Э. Миллер, и др. [Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления, с. 12]. «Согласно американским исследованиям, в ходе которых было опрошено 15000 школьников подросткового возраста, 17% являлись жертвами буллинга, 19% - булли (агрессорами), 6% - выполняли обе роли. Данные отечественных исследований (И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева, И.С.Кон, О.А.Селиванова, Т.С. Шевцова и др.) также указывают на высокую степень распространения этого явления в среде школьников и студентов: более 50% респондентов сталкивались с различными видами агрессии и травли, насилие проходило во взаимодействиях учеников и учеников, учеников и учителей, учителей и учеников» [Соловьёв, с. 2].
Все это определяет актуальность проводимого исследования, так как необходимо знать, в каком конкретно возрасте и классе опасность эмоционального насилия наиболее вероятна, чтобы педагог и педагог- психолог смогли уделить должное внимание предотвращению развития эмоционального насилия в школьном коллективе.
Объект исследования: эмоциональное насилие в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: возрастная характеристика эмоционального насилия в подростковой среде.
Цель исследования - выявление особенностей динамики проявления эмоционального насилия в подростковой среде.
Гипотеза: проявление эмоционального насилия зависит от возраста и, в большей степени, характерно для детей среднего подросткового возраста, что определяется как стремлением к самоутверждению в подростковой среде (объективные факторы), так и недостатками в воспитании (субъективные факторы).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования и уточнить сущность основных понятий (эмоциональное насилие, буллинг, моббинг и др.).
2. Выявить факторы эмоционального насилия в подростковом возрасте.
3. Провести диагностику эмоционального насилия у учащихся 5-11 классов.
4. Разработать рекомендации для педагогов-психологов по профилактике эмоционального насилия.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы исследования: анкетирование.
Эмпирическое исследование проводилось на основе комплекса диагностических методик: Методика на выявление «Буллинг-структуры» (Д.А. Лейн); опросник риска буллинга в школе (ОРБ) (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов); анкета «В нашем классе/школе» (С.В. Кривцовой).
Теоретические основы работы составили исследования эмоционального насилия как психолого-педагогической проблемы (И.Г. Малкина-Пых, С.В. Кривцова, Д.Н. Соловьёв), работы по исследованию различных форм проявления агрессии (К. Лоренц, Д. Ольвеус, П. Хайнеманн, Х. Лейман), в частности буллинга (И. С. Кон, Д. А. Лейн, А.А. Бочавер) и др.
База исследования: МАОУ СОШ №67, Тюменская область, город Тюмень. В исследовании приняли участие школьники 5-11 классов в количестве 77 учащихся по методике «Буллинг-структура», 104 участника по методике анкета «У нас в классе/школе» и 153 респондента по методике опросника риска буллинга в школе (ОРБ).
Практическая значимость исследования заключается, в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы педагогами- психологами в деятельности по профилактике эмоционального насилия подростков.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Осуществленный в работе теоретический поиск и эмпирическое исследование позволили нам сделать следующие выводы:
1. Эмоциональное насилие можно определить как постоянное или периодическое оказание негативного влияния на психику человека, вызывающее эмоциональное напряжение и моральный дискомфорт, через любую форму агрессии в его сторону, которая имеет регулярный систематический характер.
Разновидностями эмоционального насилия, наиболее проявляющимися в школе, являются буллинг как индивидуальное насилие и моббинг как коллективное насилие.
2. Особенностью эмоционального насилия в подростковом возрасте является то, что подростки повышено виктимны, социально активны, но недостаток жизненного опыта и биосоциальные факторы (переходный период) приводят к остроте переживаний и не всегда адекватным социально приемлемым формам поведения.
3. Результаты эмпирического исследования проявлений эмоционального насилия у учащихся 5-11 классов показали, что самый высокий уровень проявления эмоционального насилия характерен для учащихся 8 классов, что связано с перестройкой организма и значительной подверженностью психики подростка влиянию социума сверстников.
4 Разработанные психолого-педагогические рекомендации по первичной профилактике эмоционального насилия, смогут помочь педагогам-психологам по предотвращению случаев буллинга и моббинга.
Решение этих задач в рамках представленных мероприятий позволит, на наш взгляд, скорректировать поведение ребенка и направить его развитие в сторону экологического и эффективного общения со сверстниками. Это позволит обеспечить психическую безопасность в образовательной среде и, следовательно, сохранить и поддержать психологическое здоровье обучающихся, учителей, работников школы.
Мы предполагаем, что провиденное нами исследования поможет предотвратить развитие эмоционального насилия школе,
В целом считаем, что поставленная цель достигнута, задачи решены. Данное исследование имеет большие перспективы для дальнейшего исследования факторов эмоционального насилия, не только путей предотвращения, но и развития способности подростка противостоять эмоциональному насилию.


1. Аврамчук Л.П., Богданова Л.С. Моббинг // Актуальные вопросы
экономических наук. 2009. №4-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mobbing(дата обращения: 26.06.2020).
2. Арутюнян Е.С., Вольская Ю.А. Стресс как последствие моббинга в
трудовом коллективе // Научные исследования. 2018. №6 (26). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stress-kak-posledstvie-mobbinga-v-trudovom- kollektive(дата обращения: 26.06.2020).
3. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми. Москва: ВЛАДОС, 1997. 504 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Москва: Апрель-Пресс, 1999. 512 с.
5. Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Санкт-Петербург: ГУЗ «ЦВЛ «Детская психиатрия» Л.П. Рубинной, 2005. 182 с.
6. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и
культурный феномен // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/bulling-kak-obekt-issledovaniy-i-kulturnyy- fenomen(дата обращения: 24.06.2020).
7. Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М., Дмитриевский П. В., Завалишина М. А., Капорская Н. А., Хломов К. Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) ZZ Вопросы психологии. 2015. № 5. 146-157 c.
8. Бузина А.А. Имплицитные представления об эмоциональном
оскорблении и эмоциональном насилии и их дифференциация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2019. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/implitsitnye-predstavleniya-ob-emotsionalnom-
oskorblenii-i-emotsionalnom-nasilii-i-ih-differentsiatsiya (дата обращения:
26.06.2020).
9. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной
образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/bulling-v-shkolnoy-obrazovatelnoy-srede-
opyt-issledovaniya-psihologicheskih-osobennostey-obidchikov-i-zhertv (дата
обращения: 24.06.2020).
10. Быкова Е.А., Истомина С.В. Проблема профилактики буллинга в
образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ruZarticle/n/problema-profilaktiki-bullinga-v-
obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 28.06.2020).
11. Быховец Ю.В., Дан М.В. Эмоциональное насилие с точки зрения
теории привязанности и системной семейной психотерапии // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. URL:
https://cyberleninka.ruZarticle/n/emotsionalnoe-nasilie-s-tochki-zreniya-teorii- privyazannosti-i-sistemnoy-semeynoy-psihoterapii (дата обращения:
26.06.2020).
12. Волков Б.С. Психология юности и молодости. Москва: Трикста, 2006. 256 с.
13. Волков Е.Н. Критерии и признаки психологического ущерба и
психологического насилия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2002. №1. URL:
https://cyberleninka.ruZarticle/n/kriterii-i-priznaki-psihologicheskogo-uscherba-i- psihologicheskogo-nasiliya(дата обращения: 28.06.2020).
14. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 12—80С.
15. Волкова Е.Н., Балашова Т.Н. Защита детей от насилия и жестокого обращения: рабочая книга. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 256 с.
16. Воронцов Д.Б. Особенности буллинга в школе // Вестник
Череповецкого государственного университета. 2020. №2 (95). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-bullinga-v-shkole(дата обращения: 24.06.2020).
17. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. Москва: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
18. Гертель Е.В. Виды психического насилия // Научный вестник
Омской академии МВД России 2012. №3 URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/vidy-psihicheskogo-nasiliya(дата обращения: 28.06.2020).
19. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Москва: Юрайт, 2002. 334 с.
20. Горлова И.Ю., Кузнецова О.З. Буллинг в образовательных учреждениях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. №S6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-obrazovatelnyh- uchrezhdeniyah(дата обращения: 26.06.2020).
21. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к
девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-i-
sklonnost-k-deviantnomu-povedeniyu-u-podrostkov (дата обращения:
26.06.2020).
22. Дудина Д.И. Развитие эмпатических способностей личности //
Центр социально-трудовой адаптации и профориентации городского округа Сызрань. 2020 URL: http://www.cstaip-syzran.ru/files/ProgrammaRESL.pdf
(дата обращения: 30.06.2020).
23. Загвязинский В. И. Социальная педагогика. Москва: Юрайт, 2019. 448 с.
24. Золотовой Н. В. Программа тренинга «Мир без конфликтов». // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/bulling-v-shkolnoy-srede-i-ego-profilaktika(дата обращения: 30.06.2020).
25. Иващенко Г.М. Общие принципы организации профилактической и реабилитационной работы и условия их организации. Москва: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 189 с.
26. Иващенко Г.М. Профилактическая и реабилитационная работа
специализированных учреждений для несовершеннолетних. М:
Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. 208с.
27. Казымова Н. Н., Быховец Ю. В., Дымова Е Н.
Психотравмирующие последствия переживания эмоционального насилия женщинами раннего взрослого возраста // Вестник Костромского
государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2019. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihotravmiruyuschie-posledstviya-perezhivaniya- emotsionalnogo-nasiliya-zhenschinami-rannego-vzroslogo-vozrasta (дата
обращения: 26.06.2020).
28. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая программа
профилактики буллинга среди школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №52. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-programma- profilaktiki-bullinga-sredi-shkolnikov(дата обращения: 28.06.2020).
29. Колышко A.M. Психология самоотношения: Учеб. Пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
30. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва: Флинта, 2009. 254с.
31. Король Н. В. Последствия школьной травли в представлении студентов // Universum: психология и образование. 2017. №12 (42). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/posledstviya-shkolnoy-travli-v-predstavlenii- studentov(дата обращения: 28.06.2020).
32. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия. Москва: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. 21-69 с.
33. Кривцова С.В. Азбука булллинга. URL:
http:ZZwww.psychologia.edu.ru/azbukabullinga/start.html(дата обращения: 26.06.2020).
34. Кудрявцев И.А. Психологическое насилие и суицид // Тюменский
медицинский журнал. 2014. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskoe-nasilie-i-suitsid (дата
обращения: 26.06.2020).
35. Куликов Л.А. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2009, 464 С.
36. Левенсон Д. Исследование авторитарной личности. Санкт- Петербург: Питер, 207, 485 с.
37. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. Москва: Смысл, 2000. 18 с.
38. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. Москва: Аст, 2017. 350 с.
39. Лучина Е.А. Моббинг и буллинг: особенности проявления
моббинга в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobbing-i-bulling-osobennosti-
proyavleniya-mobbinga-v-rossii (дата обращения: 26.06.2020).
40. Лэйн, Давид. А. Школьная травля (буллинг) / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. / Перевод: Н. Мухина. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. 240-274 с.
41. Макарова Е.А. Буллинг как психологическое явление, изучаемое
в рамках виктимологии // Вестник ТИУиЭ. 2018. №1 (27). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/bulling-kak-psihologicheskoe-yavlenie- izuchaemoe-v-ramkah-viktimologii(дата обращения: 26.06.2020).
42. Малеев В.А., Безпальченко В.М. Моббинг: причины, таксономия, последствия // Вестник Херсонского национального технического университета. 2016. №2 (57). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnmobbing- prichiny-taksonomiya-posledstviya(дата обращения: 26.06.2020).
43. Морозов О.А., Булда Д.А., Бородаева М.В., Казакова А.Н. Особенности буллинга и моббинга в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики.2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-bullinga-i-mobbinga-v-rossii (дата обращения: 24.06.2020).
44. Мудрик А.В. Самые трудные годы. Москва: Знание,1990. 64 с.
45. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» //
Таврический научный обозреватель. 2016. №3 (8). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата
обращения: 24.06.2020).
46. Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать. Москва: Эксмо, 1993. 315 с.
47. Петрова Е.Г., Мацуева М.А. Исследование проблемы насилия в подростковой среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZissledovanie-problemy-nasiliya- v-podrostkovoy-srede(дата обращения: 26.06.2020).
48. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной
образовательной среде // Вестник ТГПУ. 2011. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bullinga-v-sovremennoy- obrazovatelnoy-srede(дата обращения: 24.06.2020).
49. Печеркина А.А. Проблема психологического насилия в
образовательной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №32. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskogo-nasiliya-v- obrazovatelnoy-srede(дата обращения: 28.06.2020).
50. Печеркина А.А. Психологические детерминанты
психологического насилия в образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2013. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-determinanty-psihologicheskogo- nasiliya-v-obrazovatelnoy-srede(дата обращения: 28.06.2020).
51. Потапова Л.В. Насилие в школе как социальная проблема //
Таврический научный обозреватель. 2016. №6 (11). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/nasilie-v-shkole-kak-sotsialnaya-problema(дата обращения: 28.06.2020).
52. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва:
Педагогика, 1976. 415с.
53. Сафронова М. В. Буллинг в образовательной среде мифы и
реальность // МНКО. 2014. №3 (46). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/bulling-v-obrazovatelnoy-srede-mify-i-realnost-1(дата обращения: 28.06.2020).
54. Сидоров П.И. Синдром моббинга: ментальная экология
деструктивного профессиогенеза // Экология человека. 2013. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-mobbinga-mentalnaya-ekologiya- destruktivnogo-professiogeneza(дата обращения: 24.06.2020).
55. Симатова О.Б. Сущность первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков // Известия Иркутского
государственного университета. Серия: Психология. 2012. №. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suschnost-pervichnoy-psihologo- pedagogicheskoy-profilaktiki-addiktivnogo-povedeniya-podrostkov (дата
обращения: 29.06.2020).
56. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Москва: Академия, 2000. 289с.
57. Соколов И.С. Психолого-педагогическая профилактика
асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях: теория и практика // Прикладная юридическая психология. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZpsihologo-pedagogicheskaya-
profilaktika-asotsialnogo-povedeniya-obuchayuschihsya-v-obscheobrazovatelnyh- organizatsiyah-teoriya-i (дата обращения: 29.06.2020).
58. Соловьёв Д.Н. Модель профилактики буллинга среди
школьников подросткового возраста // Вестник евразийской науки. 2014. №3 (22). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/model-profilaktiki-bullinga-sredi-
shkolnikov-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 28.06.2020).
59. Степченко Е.В. Профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях // Вестник СМУС74. 2017. №1 (16). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/profilaktika-psihologicheskogo-nasiliya-v-detsko- roditelskih-otnosheniyah (дата обращения: 28.06.2020).
60. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности: Учебное пособие. Астана: ЕАГИ, 2011. 375 с.
61. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности Москва: Смысл, 2005. 345 с.
62. Хайнеманн П. Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 375с.
63. Чермашенцева Т.Д., Кошелева Д.В., Инкин А.А. Признаки психологического насилия в семье // Законность и правопорядок в
современном обществе. 2014 №17. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/priznaki-psihologicheskogo-nasiliya-v-semie(дата обращения: 28.06.2020).
64. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. 768 с.
65. Шаповаленко И.В. Возрастная психология Москва: Гардарики, 2005. 349 с.
66. Шукшина Л.В. Личностные особенности женщин, переживших
насилие // Инновационная наука. 2016. №3-3 (15). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-zhenschin-perezhivshih- nasilie(дата обращения: 28.06.2020).
67. Шульга Н.Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде // Известия ВГПУ. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschego-sotsialnogo-pedagoga-k- profilaktike-nasiliya-v-shkolnoy-srede(дата обращения: 28.06.2020).
68. Щербакова О.В. К вопросу о понятии психологического насилия (моббинга): социально-психологический и трудоправовой аспекты // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2018. №4 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k- voprosu-o-ponyatii-psihologicheskogo-nasiliya-mobbinga-sotsialno- psihologicheskiy-i-trudopravovoy-aspekty(дата обращения: 26.06.2020).
69. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М: Флинта, 2006. 342 с.
70. Ядова М.А. Буллинг в подростковой среде: причины и последствия (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2015- 03-018-019-bulling-v-podrostkovoy-srede-prichiny-i-posledstviya-svodnyy-referat (дата обращения: 26.06.2020).
71. Ядова М.А. Буллинг в подростковой среде: причины и последствия. (сводный реферат) // Социологический ежегодник. 2016. №2015-2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZbulling-v-podrostkovoy-
srede-prichiny-i-posledstviya-svodnyy-referat (дата обращения: 28.06.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ