Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования инструментария маркетинга при формировании сбытовой политики предприятия 6
1.1 Теоретические аспекты сбытовой политики предприятия и
стимулирования сбыта 6
1.2 Сущность системы маркетинговых коммуникаций и их роль в
сбытовой деятельности 17
1.3 Методология построения маркетинговых коммуникаций 27
Глава 2 Проблемы и перспективы развития сбытовой политики в строительном предприятии ООО «Эра — К» 39
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Эра - К» 39
2.2 Анализ сбытовой политики и развития маркетинговых коммуникаций
на предприятии 48
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы маркетинговых
коммуникаций на предприятии 53
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы существенно возросла роль маркетинга, в том числе и сбытовой политики, как неотъемлемой составляющей продвижения товаров. Действительно, эффективная сбытовая политика стала ключевым фактором успеха любой организации.
Вне зависимости от рода деятельности, предприятия, от мелких розничных продавцов до крупных товаропроизводителей, постоянно продвигают свою деятельность к потребителям и клиентам, пытаясь реализовать несколько целей: информирование о продукте потребителя, его убеждение, и доведение до продажи.
Эти цели достигаются с помощью рекламы и PR, а именно через управление продвижением или маркетинговыми коммуникациями. Коммуникации, представляя собой составную часть комплекса маркетинга (маркетинг-микса), являются связующим звеном между элементами внутри производственно-хозяйственной системы, а также, вне ее - между данной системой и элементами внешней среды.
Тенденция к интегрированию маркетинговых коммуникаций, т.е. совместное использование рекламы, паблик рилейшнз, стимулирования сбыта, прямой продажи, коммуникаций в местах продажи и событийного маркетинга с другими элементами комплекса маркетинга - одно из наиболее значительных маркетинговых достижений XXI века.
В прошлом компании часто рассматривали элементы коммуникации как отдельные виды деятельности, в то время как маркетинговая философия в настоящий момент считает, что интеграция абсолютно необходима для достижения успеха, что точно отражено в высказывании Спенсера Плавукаса: «Маркетолог, успешно работающий в современных условиях, это тот, кто координирует коммуникационный комплекс настолько жестко, что из рекламы в рекламу, из статьи в статью, из одной программы в другую вы немедленно узнаёте, что марка говорит одним и тем же голосом» [6, с. 132].
Объектом исследования выступает сбытовая политика Общества с ограниченной ответственностью «Эра - К».
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы сбытовой политики через маркетинговые коммуникации ООО «Эра - К».
Цель исследования - разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций фирмы ООО «Эра - К».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сбытовой политики предприятия и стимулирования сбыта;
- выявить сущность системы маркетинговых коммуникаций и их роль в сбытовой деятельности;
- изучить методологию построения маркетинговых коммуникаций;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Эра - К»;
- проанализировать состояние сбытовой политики и маркетинговых коммуникаций на предприятии;
- разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций предприятия.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме стимулирования сбыта и управления маркетинговыми коммуникациями на предприятии, а именно: В.А. Алексунина [2], В.Ф. Анурина [3], Дж. Бернетта [7], Е.П. Голубкова [14], К.Кленси [18], Ф. Котлера [24], И.В. Крылова [23], Т.Т. Магамедова [32], Т. Парсонсона [41] и других.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия, веб¬сайт, финансовая и бухгалтерская отчетность ООО «Эра - К».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы, метод экономического анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования основных элементов и форм маркетинговых коммуникаций ООО «Эра - К» и аналогичных предприятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что сбытовая политика имеет незаменимое значение в деятельности каждого предприятия.
В данной работе было представлено совершенствование сбытовой политики по средствам маркетинговых коммуникаций. Следует отметить, что маркетинговые коммуникации содержат идею коммуникации с конечными потребителями. Кроме того, они, представляя собой составную часть комплекса маркетинга (маркетинг-микса), являются связующим звеном между элементами внутри производственно-хозяйственной системы, а также, вне ее - между данной системой и элементами внешней среды. Поэтому необходимо приложить все усилия для того, чтобы коммуникации с потребителями носили эффективный характер, становясь ключевыми факторами успеха фирмы.
Особое значение маркетинговые коммуникации имеют и для ООО «Эра - К». В сложившейся ситуации с государственными тендерами, которые абсолютно обезличены, а единственный выход - демпинг цен и удешевление всего того, что можно удешевить, ориентация на создание мощного бренда на частном рынке является стратегически верным решением.
В целом, предприятие ООО «Эра - К» имеет большой опыт, наработанную команду профессионалов и строительных специалистов. Также у фирмы есть определённое «имя» и уважаемый в узких кругах бренд. Целью маркетинговых коммуникаций является донесение этого бренда до новых аудиторий и привлечение новых клиентов.
Для эффективного решения данной проблемы в работе было предложено комплексное совершенствование маркетинговых коммуникаций по средствам интернет-маркетинга.
Важнейшим фактором в наше время является веб-сайт предприятия - это первая точка касания, которую видит клиент. Если здесь его не заинтересуют и точно не удовлетворят его запрос, то он уйдёт к конкурентам.
Для точного попадания в запрос потребителя было предложено проработать семантическое ядро сайта, а также создать мультилендинг под каждую индивидуальную потребность.
Попав на сайт и увидев цены, клиент может уйти к конкурентам. Очень важно получить его контакты и «допродать» ему по средствам колл-центра. Для решения данной задачи предложено внедрение калькулятора, который ненавязчиво заставит клиента оставить свои контактные данные.
Далее эти данные автоматически вносятся в CRM систему, которая также будет является новшеством на предприятии и позволит наиболее эффективно работать с клиентской базой, идентифицировать клиента по разным каналам связи, таким как email, телефон и другие, а также даст возможность проследить всю воронку продаж от первого контакта до продажи.
Контекстная реклама сможет моментально поднять сайт в поисковиках на первую позицию и привести первых новых клиентов. «Неперегретый» региональный аукцион и точное попадание в каждый запрос страниц сайта по средствам мультилендинга дадут минимальную стоимость данного источника трафика для предприятия.
Также очень важно постоянно анализировать маркетинговую активность для её регулярного улучшения. Внедрение на сайт Google Analytics и Яндекс Метрики позволят анализировать посещаемость сайта, поведение пользователей на нём, источники трафика и так далее. А система колл- трекинга позволит анализировать путь пользователя до звонка в колл-центр, а также предоставит возможность контроля колл-центра.
Таким образом, данные мероприятия позволят предприятию существенно нарастить свой маркетинговый потенциал и улучшить свои позиции на строительном рынке Белгородской и других областей.
1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : часть четвертая : федер.закон от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ //Режим доступа :http://www.garant.ru.
2. Алексунин, В.А. Электронная коммерция и маркетинг в интернете [Текст] / В.А. Алексунин, В.В. Родигина. - Москва : «Дашков и К», 2015. - 213 с.
3. Анурин, В.Ф. Маркетинговые исследования потребительского рынка [Текст] / В.Ф. Анурин. - Москва : «Издательский Дом Гребенникова», 2014. - 256 c
4. Анурин, В.Ф. Маркетинг [Текст] / В.Ф. Анурин. - Санкт-
Петербург : «Питер», 2015. - 186 с.
5. Антонов, В. Универсальные новинки [Текст] / В. Антонов // Рекламные технологии. - 2016.- № 2. - 48 с.
6. Баррера, Р. Превосходя ожидания. Бизнес на грани возможного [Текст] / Р. Баррера. - Москва : «Эксмо», 2011. - 265 с.
7. Бернетт, Дж. Маркетинговые коммуникации. Интеграционный подход [Текст] / Дж. Бернетт, С. Мориарти. - Санкт-Петербург : «Питер», 2009. - 35 с.
8. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России [Текст] / И.С. Березин. - Москва : «Вершина», 2014. - 431 с.
9. Брассингтон, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - Днепропетровск : «Баланс Бизнес-Букс», 2007. - 732 с.
10. Вигман, С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах [Текст] / С.Л. Вигман. - Москва : «Проспект», 2006. - 293 с.
11. Винкельманн, П. Маркетинг и сбыт. Основы ориентированного на рынок управления компанией [Текст] / П. Винкельманн. - Москва : «Издательский Дом Гребенникова», 2016. - 665 с.
12. Виданов, Н.В. Маркетинг и маркетинговые исследования [Текст] / Н.В. Виданов // Маркетинг. - 2015. - № 4 (52). - 10 с.
13. Волков, Д. Как лояльность потребителей превратить в лояльность собственников [Текст] / Д. Волков // Маркетинг и МИ. - 2016. - № 13. - 31 с.
14. Голубков, Е.П. Маркетинг: исследования, теория, методика и практика [Текст] / Е.П. Голубков. - Москва : «Финпресс», 2008. - 430 с.
15. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования [Текст] / Е.П. Голубков. - Москва : «Финпресс», 2011. - 300 с.
16. Литл, Д.Ф. Чего же хотят потребители [Текст] / Д.Ф. Литл. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2009. - 384 с.
17. Иванова, Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] / Е.А. Иванова. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2008. - 299 с.
18. Кленси, К.Д. Моделирование рынка. Как спрогнозировать успех нового продукта [Текст] / К.Д. Кленси, П.С. Крейг, М.М. Вольф. - Москва : «Вершина», 2007. - 269 с.
19. Клэнси, К.Д. Антиинтуитивный маркетинг [Текст] / К.Д. Клэнси, П. Криг. - Санкт-Петербург : «Питер», 2015. - 431 с.
20. Кнышова, Е.Н. Маркетинг туризма [Текст] / Е.Н. Кнышова. - Москва : «ИНФРА-М», 2015. - 351 с.
21. Кузьмина, Е.Е. Теория и практика маркетинга [Текст] /
Е.Е. Кузьмина, Н.М. Шаляпина. - Москва : «КноРус», 2005. - 213 с.
22. Крылова, Г.Д. Маркетинг [Текст] / Г.Д. Крылова. - Москва : «Юнити», 2014. - 57 с.
23. Крылов, И.В. Маркетинговые коммуникации как социальный институт [Текст] / И.В. Крылов. - Москва : «Эксмо», 2016. - 108 с.
24. Котлер, Ф. Управление маркетингом [Текст] / Ф. Котлер. -
Москва : «Эксмо», 2009. - 170
25. Лайкс, Г. Основы организации: управление принятием решений [Текст] / Г. Лайкс, Ф. Лирманн. - Москва : «Дело и сервис», 2015. - 600 с.
26. Магомедов, Т.Т. Товароведение [Текст] / Т.Т. Магомедов. - Москва : «ИНФРА-М», 2015. - 155 с.
27. Магомедов, Ш.Ш. Эстетика и дизайн товаров [Тeкcт] /
Ш.Ш. Магомедов. - Ставрополь : «Кавказский край», 2017 - 24 с.
28. Макаревич, Л.М. Управление предпринимательскими рисками [Текст] / Л.М. Макаревич. - Москва : «Дело и сервис», 2016. - 448 с.
29. Макаринова, Р.Б. Маркетинг. Как побеждать на рынке? [Текст] / Р.Б. Макаринова, Л.И. Цыгичко - Москва : «Дело и сервис», 2017. - 200 с.
30. Мали, И.Б. Система маркетинговых коммуникаций [Текст] / И.Б. Мали. - Москва : «Эксмо», 2010. - 56 с.
31. Мемина, Т. Хорошо ли клиенту? [Текст] / Т. Мемина // Маркетинг и МИ. - 2016. - № 10. - 24 с.
32. Мухин, Н.Д. Маркетинг Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе [Текст] / Н.Д. Мухин. - Москва : «ЮНИТИ», 2008. - 93 с.
33. Мхитарян, С.В. Отраслевой маркетинг [Текст] / С.В. Мхитарян. - Москва : «Эксмо», 2008. - 365 с.
34. Набоков, В.Н. Маркетинг: выбор лучшего решения [Текст] / В.Н. Набоков. - Москва : «Экономика», 2016. - 180 с.
35. Надаро, С. Международный маркетинг [Текст] / С. Надаро. - Москва : «Инфра-М», - 2008. - 400 с.
36. Ненец, И.В. Начала маркетинга [Текст] / И.В. Ненец. - Москва : «ЮНИТИ», 2009. - 200 с.
37. Николаева, М.А. Маркетинг потребительских товаров [Текст] / М.А. Николаева. - Москва : «Норма», 2014. - 34 с.
38. Николаева, М.А., Товарная экспертиза [Текст] / М.А. Николаева. Москва : «Деловая литература», 2016. - 45 с.
39. Ноэль, Э. Массовые опросы [Текст] / Э. Ноэль. Москва : «АВА- Эстра», 2007. - 67 с.
40. Нуки, С. Практическое пособие по сегментированию рынка [Текст] / С. Нуки. - Санкт-Петербург : «Питер», 2009. - 250 с.
41. Парсонсон, Т. Теория среднего уровня. Социальная терминология [Текст] / Т. Парсонсон. - Москва : «Эксмо», 2009.- 203 с.
42. Проценко, С. Как оценить привлекательность марки для потреби-теля [Текст] / С. Проценко // Продажи, - 2017, - № 2. - 2 с.
43. Питер-Диксон, Р. Управление маркетингом [Текст] /
Р. Питер-Диксон. - Москва : «БИНОМ», 2011. - 133 с.
44. Пустотин, В. Организация проведения маркетингового исследования [Текст] / В. Пустотин. - Санкт-Петербург : «Студцентр», - 2010. - 136 с.
45. Симионова, Н.Г. Методы анализа рынка [Текст] /
Н.Г. Симионова. - Москва : «Экспертное бюро», 2009. - 48 с.
46. Солева, Э. Основы рационального конструирования [Текст] / Э. Солева. - Москва : «Дело и сервис», 2016. - 56 с.
47. Соловьёв, Б. Основы теории и практики маркетинга [Текст] / Б. Соловьёв. - Москва : «Экономика», 2008. - 62 с.
48. Счастная, Т. Инструмент исполнения желаний [Текст] /
Т. Счастная. // Эксперт-Сибирь. - 2017. - № 3. - с. 15.
49. Уткин, Э.А. Маркетинг [Текст] / Э.А. Уткин. - Москва : «ИНФРА-М», 2008. - 147 с.
50. Уткин, Э.А. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика [Текст] / Э.А. Уткин. - Алма-Ата : «Мектеп», 2011. - 360 с.
51. Усоскин, В.М. Управление и операции [Текст] / В.М. Усоскин. - Москва : «Антидор», 2008. - 320 с.
52. Федько, Ф.П. Маркетинг [Текст] / В.П. Федько. - Москва : «МарТ», 2009. - 60 с.
53. Цлайф, В. Маркетинговые коммуникации: игра с покупателем [Текст] / В. Цлайф // Продажи. - 2016. - № 6. - С. 6
54. Шкаровский, С.И. Маркетинг в России и за рубежом [Текст] / С.И. Шваровский. - Москва : «Деловая литература», 2015. - 212 с.
55. Ядко, В.П. Маркетинг в строительной промышленности [Тeкcт] / В.П. Ядко, - Москва : «МарТ», 2008. - 445 с.
56. Ядов, В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы [Текст] / В.А. Ядов. - Саратов : «Дело», 2009. - 80 с.
57. Яненко, Я. Заказ и размещение рекламы [Текст] / Я. Яненко. - Москва : «Эксмо», 2009. - 270 с.