Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа №73563

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 7
1.1 Государственный сектор экономики: мировая практика организации 7
1.2 Организационно-правовые формы предприятий государственного сектора
Выводы 24
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 25
2.1 Финансы государственных унитарных предприятий: источники средств,
направления использования 25
2.2 Финансовая деятельность государственных унитарных предприятий в
условиях рыночных преобразований современной России: модификация форм и связей 39
Выводы 42
Глава 3.СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ 44
3.1 Государственные унитарные предприятия в сегменте научно-
исследовательской деятельности: особенности и условия функционирования 44
3.2 Основные направления оптимизации финансовой деятельности государственного унитарного предприятия научно-исследовательской сферы в конкурентной среде 51
Выводы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6


Актуальность темы исследования. Государственные унитарные предприятия - значимый и необходимый элемент структуры современного общества, обусловленный наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство в силу их масштабности и, порой, отсутствия непосредственного экономического эффекта. Структуры такого рода представлены, прежде всего, в ключевых сегментах общенационального уровня и стратегического значения, таких, как фундаментальная наука, естественные монополии, охрана окружающей среды, военно-промышленный комплекс, социальная сфера и т.п. В силу этого, они являются одним из инструментов регулирования экономического и социального развития общества, обеспечения научно-технического прогресса, независимости и конкурентоспособности страны.
Рыночные реформы выявили противоречие между потенциалом государственного производственного сектора и экономическими результатами его функционирования, что обусловило актуальность проблем оптимизации деятельности государственных унитарных предприятий, особенно специализирующихся на научно-исследовательской деятельности.
Степень разработанности проблемы. Разработка направлений оптимизации финансовой деятельности государственных унитарных предприятий в научно-исследовательской сфере на текущий момент не является достаточно изученной. Отдельные вопросы, касающиеся структуры финансов, влияние государственных унитарных предприятий в экономике страны описываются та-кими авторами как Балацкий Е.В., Канаев Р.А, Кошкин В.И., Половинкин П.Д., Шупыро В.М. и др. и рассматривались в разрезе особенностей финансов раз-личных организационно-правовых форм, не являясь отдельным предметом ис-следования.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка и обоснование направлений оптимизации финансовой деятельности государственных унитарных предприятий научно-исследовательской сферы в конку-рентной среде.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать аналитическое обобщение процесса развития российского и зарубежного государственного сектора;
2. Выявить формы и методы финансирования государственных унитарных предприятий;
3. Выявить особенности и условия функционирования государственных унитарных предприятий в сегменте научно-исследовательской деятельности;
4. Разработать основные направления оптимизации финансовой деятельности государственного унитарного предприятия научно- исследовательской сферы.
Предмет исследования. Предметом исследования является финансовая деятельность государственных унитарных предприятий в условиях бюджетных ограничений, глобальной нестабильности, санкционной политики в отношении России.
Объект исследования. Государственные унитарные предприятия в целом и, особенно - государственные унитарные предприятия научно- исследовательской сферы.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследования стали труды экономистов, как отечественных, так и зарубежных, ориентированные на проблемы государственного сектора экономики в целом и особенно - государственных унитарных предприятий, экономических инструментов их регулирования. В работе применялась нормативно-правовая база Российской Федерации, а так же статистические источники информации, отражающие состояние экономики страны, бюджетной системы, приватизации и ее этапов. Исследование проведено с применением таких методов научного познания как наблюдение, анализ, сравнение. При решении поставленных задач применялся системный метод анализа информации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей и потенциала финансовой деятельности государственных унитарных предприятий в научно-исследовательской сфере в условиях рыночных преобразований, разработке направлений ее оптимизации.
Практическая значимость результатов исследования - в возможности их использования органами исполнительной власти в целях регулирования деятельности государственных унитарных предприятий, а так же - в работе руководителей и финансовых менеджеров государственных унитарных предприятий научно-исследовательской сферы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В ведении обоснована актуальность темы, определены цели, задачи, предмет и объект исследования. Представлена методологическая база, сформирована характеристика работы, указана ее научная новизна и сферы практического применения.
В первой главе - «Государственный сектор экономики: организационно-экономические основы функционирования» обобщен зарубежный опыт построения государственного сектора экономики, раскрыты особенности устройства и функционирования государственного сектора в России.
Во второй главе - «Особенности финансового устройства государственных унитарных предприятий» раскрыта сущность финансов государственных унитарных предприятий, рассмотрены модификации деятельности государственных унитарных предприятий на примере государственно-частного партнерства.
В третьей главе - «Специфика функционирования государственных унитарных предприятий в научно-исследовательской сфере» дана аналитическая оценка организации финансовой деятельности государственных унитарных предприятий научно-исследовательской сферы, представлены разработанные автором рекомендации по ее оптимизации.
В Заключении представлены выводы и рекомендации по оптимизации деятельности государственных унитарных предприятий научно- исследовательской сферы, и, прежде всего, ее финансовой составляющей

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы и рекомендации. Состояние государственных унитарных предприятий в условиях сложившихся бюджетных ограничений, экономической нестабильности, санкционных мер, требует оптимизации их деятельности в единстве их организационной и финансовой составляющих.
Проведенный в работе анализ развития финансовой деятельности государственных унитарных предприятий позволяет сделать вывод о том, что их главной особенностью является то, что они создаются в неконкурентном секторе экономики, где государственное участие крайне необходимо. Государственные унитарные предприятия формируются тогда, когда осуществление услуг другими субъектами невозможно. Фактор прибыльности, при формировании данных предприятий не является превалирующим, но, при достижении положительных финансовых результатов происходит государственный экономический рост, поэтому проблема создания условий для достижения прибыли государственными унитарными предприятиями на данный момент является востребованной и актуальной. Поэтому оптимизация его деятельности становится ключевым вопросом.
В настоящее время методы финансирования государственных унитарных предприятий носит дифференцированный характер. В первую очередь метод финансирования определяется в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий и их основных видов деятельности. Методы финансирования представлены такими его компонентами, как субсидии, дотации, бюджетное инвестирование и кредитование, налоговые льготы и другие. Данные методы, как показывает исследование, не позволяют достичь достаточной эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.
Аналитическое обобщение зарубежного опыта развития государственного сектора позволяет сделать выводы:
• Государственный сектор присутствует в экономике каждой страны и является его основной составляющей;
• Объем государственного сектора напрямую зависит от экономических, а так же исторических условий;
• Уменьшение доли государственного сектора за рубежом происходит в рамках приватизации.
Анализ финансов государственных унитарных предприятий в Российской Федерации выявил их особенности, обусловленные организационно-правовой формы предприятия. Особенности влияют на формировании уставного фонда, а также в сочетании с государственным управлением и самоуправлением влияют на формирование фондов денежных средств и непосредственную финансовую ответственность руководителей предприятий.
Финансовые отношения государственных унитарных предприятий с государством можно разделит на две категории:
1. Государственные унитарные предприятия как хозяйствующий субъект находятся под влиянием государства как собственника имущества предприятия в рамках использования этого имущества;
2. Государство является и потребителем, и заказчиком продукции и услуг, предоставляемых государственными унитарными предприятиями, определяет сроки и способов расчетов, объемы предоставляемой продукции и услуг.
Особое место среди государственных унитарных предприятий занимают предприятия, работающие в научно-исследовательской сфере. Их вклад в развитие страны в целом, а в особенности в экономическую сферу, сферу безопасности и инноваций неоспорим.
Результатом исследования является вывод о том, что выявление основных особенностей формирования системы финансового управления научно- производственных центров (далее- НПЦ), ее принципов и требований, ключевых элементов структуры способствует повышению качества и скорости принятия решений; оптимизации управления финансовыми ресурсами; согласованию действий между службами НПЦ; повышению эффективность управления менеджерами; сокращению издержек на управление производственно-экономической деятельностью; осуществлению финансового контроля и эффективного управления финансовой, научно-производственной и инвестиционной деятельностью НПЦ. Для оптимизации финансовой деятельности государственного унитарного предприятия научно-исследовательской сферы в конкурентной среде целесообразно провести ряд мероприятий:
1. Определение пределов и постановка функциональных задач перед предприятием с возможностью расширения роли частного сектора;
2. Формирование среднесрочных стратегических программ основной деятельности предприятий;
3. Формирование общероссийской базы данных учета государственных унитарных предприятий;
4. Оптимизация внутреннего контроля предприятия, внедрение или модернизация процессуальных регламентов для оперативного управления финансами и рисками;
5. Ужесточение требований и норм, контролирующих финансовую ответственность.
Оптимизация деятельности государственных унитарных предприятий обусловлена особенностями их финансового функционирования так и от состояния экономики страны. Использование сформированных рекомендаций станет основополагающим фактором для оптимизации финансовой деятельности, повышения финансового планирования государственных унитарных предприятий, в том числе предприятий научно-исследовательской сферы.


1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ
4. «Об акционерных обществах»: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ
5. «О приватизации государственного и муниципального имущества»: Федеральный закон от 21.12.2001 года№ 178-ФЗ
6. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: Федеральный закон от 14.11.2002 г. №161-ФЗ
7. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015г. №683
Книги
8. Анисимов И.А., Андрюшин А.А. Теоретические и практические аспекты по разработке и применению системы сбалансированных показателей в муниципальных образованиях РФ на примере городского округа «Город Хабаровск»: Монография. - Дальневосточный институт - филиал РАНХиГС,2013. С.49.
9. Бессолицин А.А. История российского предпринимательства. М: МФПУ Синергия, 2013
10. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент [Текст] / Ю. Бригхем, Л. Гапенски / пер. с англ.; под ред. В. В. Ковалева. СПб. : Экономическая школа, 1997. - Т. 2. С. 669
11. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами [Текст] / Дж. К. Ван Хорн / пер. с англ.; гл. ред. серии Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1999. С.800
12. Дойников И.В. Государственное предпринимательство. М.: ПРИОР,
2000.239 с.
13. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2007. С. 1024
14. Ковалев В.В., Вит.В. Ковалев Финансы организаций (предприятий). М.:Проспект, 2015. С.355
15. Кошкин В.И., Шупыро В.М. Управление государственной собственностью. М.: ИНФРА-М, 1997. - 490 с.
16. Половинкин П.Д. Савченко А.Д. Основы управление государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. М.: ЗАО Издательство "Экономика", 2000. 223 с.
17. Шувалов С. Государственные закупки как механизм стимулирования модернизации российской экономики. Москва: Институт экономики 2015. С.215.
18. Шупыро В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ: Монография.-М.: ИНФРА-М, 1997.248 с.
19. Якобсон Л.И. [и др.] Экономика общественного сектора : учебник для вузов; под ред. Л. И. Якобсона, М. Г. Колосницыной. — 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2014. 558 с.
Статьи в журналах
20. Абдукаримов И.Т. Точка безубыточности и маржа безопасности, методика их оценки, роль и значение при планировании прибыли // Актуальные во-просы экономики и управления. 2013. № 10 (056). С. 7-14
21. Абушенкова М. О продаже продукции, финансовых результатах и выкупе собственных акций / Марина Абушенкова // Главбух/ 2013. № 2
22. Акмаева Р. И., Тарасов П. С. Региональные особенности трансформации отношений собственности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. №4. С. 35-46.
23. Амелина К. Е., Коробец Б. Н. Алгоритмизация управления организацией как способ повышения коэффициента эффективности ее деятельности // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 10 С.23
24. Балацкий Е.В., Элементы экономики государственного сектора: / Е.В. Балацкий. - Москва, Капитал страны, 2013.
25. Бердашкевич А.П., Сафаралиева С.Г. О бюджетных инвестициях в науку // ЭКО. - 2010. - № 4.
26. Богданов В.А. Бюджетное планирование в научно-производственных цен-трах // Современные аспекты экономики. - 2010. - № 12 (160). - С. 142-144.
27. Бурков В. Н., Буркова И. В. Метод сетевого программирования в управлении целевыми программами. // Автоматика и телемеханика. 2014. № 3. С. 73— 86.
28. Бурыкин А.Д., Тюрин С.Б. Интеллектуальная собственность как фактор повышения финансовой устойчивости предприятий // Труд и социальные от-ношения. 2014. № 2. С. 108-117.
29. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами [Текст] / Дж. К. Ван Хорн / пер. с англ.; гл. ред. серии Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1999. - С.800
30. Вишневская М.Д., Бурыкин А.Д. Влияние стабилизационных финансов на экономику России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. № 1 (26). С. 44-49.
31. Вишневская М.Д., Бурыкин А.Д. Обеспечение экономической безопасности инвестиционной системы региона // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. № 2 (27). С. 7-13.
32. Глушецкий А. А. Распределение прибыли - правовой, экономический и финансовый аспекты / Глушецкий А. А. // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2013. № 5.
33. Демиденко Д. С., Малевская-Малевич Е. Д., Осипенко А. С. Особенности оптимальных планов расширения производства на предприятии // Экономическое возрождение России. 2015. № 2 (44). С. 111-115
34. Дзоценидзе Т.Д. Модернизация ФГУП с целью стимулирования инновационного развития промышленности / Т.Д. Дзоценидзе, М.Л. Виноградова, С.С. Критская //Технология машиностроения. -2011.-№5.-С. 62-65.
35. Джаксыберова Г.Н., Исахова П.Б., Шаяхметова К.О. Антициклическое и антикризисное государственное регулирование // Мировая экономика, международный бизнес и Россия в новых геополит. условиях: сб. науч. тр. МНПК (23.04.15 г.). Екатеринбург, 2015. С.204.
36. Долгопятова Т. Г. Российская промышленность: институциональное развитие. М.: ГУ-ВШЭ. 2002. Вып. 1. С.239 .
37.Захарова Ж.А. Оптимизация условий для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру регионов И Региональная экономика: теория и практика. 2014 г - 22(349) июнь. - С. 49-56.
38. Иванова А.С. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-2. С. 37-43
39. Иванов В.К. Динамика социальных функций газетных СМИ в контексте со-временного политического процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2011. №4. С. 127-134
40. Иванова Ж.А. Оценка взаимосвязи затрат, объема и прибыли как основа принятия управленческих решений // Проблемы современной экономики.
2014. №3. С. 111-115
41. Камаев Р.А. Управление государственной собственностью в условиях формирования новой социально-экономической парадигмы. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. № 8. С. 90-96.
42. Климова Н. В. Методические подходы к формированию резервов роста прибыли с позиции экономического анализа и бухгалтерского учета / Н. В. Климова, С. А. Касьянова И Все для бухгалтера, 2010. № 9
43. Кожевина О.В., Юрченко Е. В., Балунова Н. В. Развитие методологии оценки качества управления организациями государственного сектора экономики: проблемы и противоречия // Экономика региона. 2015. №З.С. 39-52
44. Колесников А. М., Кандыбко А. П. Виды рисков современного российского предприятия // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 1 (1). С. 14-19.
45. Коптева Е.П. Подходы к классификации финансовых отношений предприятий в современных условиях // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 8 (82). С. 43-45
46. Корниенко Е.Л., Жеребкина Е.О. Экономический рост в Российской Федерации: теория, проблемы, перспективы // Современные тенденции в образовании и науке: сбор. науч. труд, по матер. МНПК, 28.11.14 г.: в 14 ч. Ч. 7. Тамбов: ООО «КК Юком», 2014. - С. 79-81.
47. Купоров Ю.Ю. Государственное регулирование деятельности водного хозяйства как естественной монополии. В книге: Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2015) Труды международной научно-практической конференции. Под ред. А.В. Бабкина. Санкт- Петербург, 2015. С. 279-289.
48. Лозовая И.С. Основные аспекты приватизации Российских предприятий. Вестник АГТУ Сер: Экономика 2016 №3 С.33-40
49. Панферова Е. В. Развитие государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016.-Т. 5. С. 68-72
50. Ромашов А.В., Баранов В.В. Научно-производственное предприятие как форма интеграции науки и производства // Фундаментальные исследования.-2009. - № 1
51. Рубвальтер Д.А., Шувалов С.С. Проблемы формирования и реализации государственного заказа и внедрения федеральной контрактной системы в научно-инновационной сфере // Информационно- аналитический бюллетень ЦИСН. 2011. №4. С. 51.
52. Тупикин П.Н. Аудит эффективности в управлении хозяйствующим субъектом // В сборнике: Наукоемкие технологии и инновации Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Белгород, 2014. С. 349-353.
53. Тупикин П.Н. К вопросу о пересмотре роли государства в современной экономике РФ // В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Белгород, 2014. С189-193
54. Шведова Н. Ю. О механизме функционирования государственных и муниципальных предприятий // Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей: Тез. докл. IV научн.-практ. конф. студ. и асп. -СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
55. Шохова, Н. А. Актуальные направления оптимизации денежных потоков организации [Текст] / Н. А. Шохова // Научные труды SWorld. 2013. Т. 28. № 2. С. 3-8
56. Kuporov lu.Iu., Kudryavceva T.Yu. Theoretical aspects of evaluating social- economic efficiency of investments in public services. Научно- технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 5 (204). С. 136-141.
Статистические сборники и отчеты
57. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - С.32
Интернет ресурсы и электронные базы данных
58. URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/govproperty/20140821-сайт Минэкономразвития России (дата обращения: 29.04.2017)
59. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi- сайт федеральной службы государственной статистики (дата обращения 06.05.2017)
57. Горшенина Е.В. Проблемы использования инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией // Интернет - журнал «экономические исследования», №2 (15), июнь 2015, [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.erce.ruI internet - magazine / magazine / 42 / 646 / (дата обращения: 15.04.2017 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ