Введение 4
Глава 1.
Теоретические аспекты социокультурного взаимодействия между участниками дорожного движения 12
1. 1. город как особое пространство 12
1. 2. Различные подходы к изучению пространства 12
1. 2. 1. Антропологический подход 15
1. 2. 2. Социологический подход 19
1. 3. Автомобиль в городском пространстве Санкт-Петербурга 26
1. 4. Теория рисков в дорожном движении 30
1. 5. Технические аспекты дорожного движения и его организации 37
1. 6. Правовые аспекты дорожного движения и его организации 40
Глава 2. Анализ участников дорожного движения 42
2. 1. .Анализ социальной группы автомобилистов Санкт- Петербурга 49
2.1.1 Социальные характеристики социальной группы автомобилистов Санкт-
Петербурга 42
2.1.1.1. Chevrolet 44
2.1.1.2. Mercedes- Benz 48
2.1.2. Структура группы 49
2.2. Общественное движение "СтопХам" 52
2.3. ГИБДД МВД РФ 55
Глава 3. Эмпирический этап исследования 60
3.1. Образ Петербургского Водителя 61
3.2. Национальная Русская манера вождения 66
3.3. Группы автомобилистов 68
3.4. взаимодействие с сотрудниками ГИБДД 71
3.5. Отношение к женщинам 75
3.6. Анализ экспертных интервью 79
3.6.1. Интервью с Ярославом Зайцевым .80
3.6.2. Интервью с Максимом Кравченковым 81
3.6.3. Интервью с Аурелиано Буэндиа .83
Заключение 85
Список использованной литературы 87
Список электронных и WEB- ресурсов 93
Приложение
Санкт- Петербург развивается с огромной скоростью. На окраинах строятся все новые и новые районы, рассчитанные на многие тысячи горожан, а в центре любой свободный клочок земли используют для постройки домов. Логичным выводом из данной тенденции является увеличение прироста населения, а также увеличения количества автомобилей. На данный момент в г. Москве на 1000 жителей приходится 400 автомобилей, в г. Санкт-Петербург - 300, а по всей Российской Федерации в городах -«миллионниках» этот показатель находится на уровне 200
Водители легковых автомобилей, пешеходы, мотоциклисты, общественный транспорт- все это рождает сложную запутанную систему отношений, именуемую дорожным движением, изучению которого, к сожалению, в нашей стране, пока не уделяется должное внимание.
В последнее время дорожное движение меняется быстрыми темпами. Растет число женщин- водителей, да и в целом количество категорий автомобилистов и иных участников дорожного движения. Тематика взаимодействия между различными категориями участников дорожного движения мало описана в современной литературе, что и порождает вопросы «Как поведение на дороге коррелирует со стоимостью автомобиля?» «как меняется отношение у сотрудников ГИБДД в зависимости от класса, престижности автомобиля?».
В данной работе будет предпринята попытка обрисовать и обобщить эту сложную систему, понять, какие образы рисуют перед собой участники дорожного движения, как они реагируют друг на друга .
Предметом данного исследования являются практики взаимодействия между участниками дорожного движения в Санкт- Петербурге.
Объектом данного социологического исследования являются водители автомобилей, пешеходы и сотрудники ГИБДД. Выбор пал именно на эти категории участников дорожного движения, так как автомобилисты и пешеходы являются самыми многочисленными группами, а сотрудники ГИБДД, хоть и не обладают подобной численностью, но также являются важной составляющей дорожного движения, а также представляют государство в этой системе социальных отношений.
В силу слабой изученности данной проблемы в рамках отечественной социологии и социальной антропологии, цель исследования будет заключаться в выявлении основных характеристик и характера взаимодействия между участниками дорожного движения в северной столице.
Исходя из цели исследования, также было поставлено несколько необходимых к выполнению задач, а именно:
Определить:
основные категории автомобилистов (типологизация и классификация, «фольклорные» категории)
особенности взаимодействия с представителями власти ( сотрудники гибдд)
Выявить:
Корреляцию факторов отношения к водителю других участников дорожного движения в зависимости от статусности автомобиля и его ценового сегмента.
Отношение к участнику дорожного движения в зависимости от его возраста, стажа вождения и пола.
Отношение к водителю сотрудниками ГИБДД в зависимости от его пола, стажа вождения.
Отношение к водителю сотрудниками ГИБДД в зависимости от показателя статусности и ценового сегмента его автомобиля.
Сравнить представления различных категорий участников Дорожного движения между собой.
Обозначить наличие или отсутствие национальной русской манеры вождения и выделить ее особенности.
Помимо вышеперечисленных задач, в ходе пилотажа возникла еще одна задача - попытаться сконструировать «образ петербургского водителя», а именно набор признаков, характерный для водителя именно в северной столице.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы, посвященные:
Дорожному движению, его безопасности
Городской среде
Групповой идентичности
Социологии рисков
Для сведения воедино широкой теоретической базы, в основу исследования положены системный и междисциплинарный подходы. Так, большое количество переменных и факторов, которые следует принять во внимание для создания достоверной картины исходных объекта и предмета говорят в пользу системного подхода, с помощью которого можно рассмотреть связи между отдельными компонентами и факторами. Кроме того, выбор участников дорожного движения в качестве объекта исследования, а их взаимодействия в качестве предмета диктует необходимость использования в работе не только антропологического подхода, но также достижений современной социологии, психологии и юриспруденции.
Основные понятия, используемые автором в рамках данного исследования:
Категория- наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий. В данном случае- группа с определённым набором черт и характеристик.
Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Статус-
соотносительное положение (позиция) индивида (или группы) в социальной с истеме,определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы ( экономических, профессиональных,этнических и др.). Люди, обладающие од ним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт,обозначаемых к ак "социальный тип" личности. В зависимости от того, занимает ли человек д анную позицию
благодаря наследуемым признакам (раса, пол, социальное происхождение и т. п.) или благодаря собств.усилиям (образование, заслуги),
различаются соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы.
Риск- в рамках данного исследования можно определить как активность участника дорожного движения по осознанному принятию решения по организации своей деятельности на дороге и его воплощению в неопределенной дорожной ситуации или в ситуации личностного выбора.
Городская среда- Ю.В. Медведков в своей книге «Человек и городская среда» отождествляет городскую среду с особо сложной геосистемой, обладающей антропоцентрической организацией и функционирующей на территориях с устойчиво высокой концентрацией населения, с долговременной застройкой и с определенным распределением материально¬вещественных элементов, которые в совокупности создают пространство для цикла повседневных занятий населения и для своего дальнейшего развития, направляемого социальным механизмом .
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день все большее и большее число людей вовлечены в систему отношений, связанную с дорожным движением, особенно в таком крупном городе, как Санкт- Петербург.
Что касается степени научной разработанности проблемы, то она, к сожалению, остается на довольно низком уровне. На данный момент подавляющее большинство источников информации по данной тематике (книги, статьи, исследования) разработаны и выполнены за рубежом, в частности, в Соединенных Штатах Америки. Исходя из скудного запаса отечественных материалов по данному вопросу, большая часть теоретической базы исследования будет заключаться в работах и статьях зарубежных авторов.
Значимость данной работы заключается в том, что теоретически, ее результаты могут быть применены на городском уровне, в частности в ГУ ГИБДД по Санкт- Петербургу и Ленинградской области.
В данном социологическом исследовании был проведен анализ такого сложного многомерного явления как социокультурное взаимодействие среди участников дорожного движения в городе Санкт- Петербурге. Для достижения основной цели работы- выявления основных характеристик и характера взаимодействия между участниками дорожного движения в северной столице потребовалось проделать большой объем работы.
Были представлены основные теоретические направления, как отечественных, так и зарубежных авторов, в рамках которых изучалось социокультурное пространство, пространство в целом и городское пространство в частности.
По ходу достижения изначально поставленных задач, в первую очередь оказались рассмотрены такие субъектные факторы влияния как пол, возраст и стаж вождения участников движения. Их анализ позволил сделать следующие выводы, имеющие прямое отношение к гипотезам проводимого исследования:
В сознании участников движения есть некоторое количество неформальных групп автомобилистов, различающихся в зависимости от манеры вождения, профессиональной принадлежности и опыта воджения соответственно.
Гипотеза о том, что фактор «Цена статусность автомобиля» влияет на отношение к водителю других участников дорожного движения, не подтвердилась в ходе исследования.
Особую роль в данной работе играла гипотеза о том, что пол участника является важным фактором, определяющим отношение к нему со стороны других участников движения, частично подтвердилась. Большинство опрошенных респондентов нейтрально отнеслись к водителям- женщинам (в том числе сами женщины). Однако, тем не менее, большинство респондентов считает, что стоит особо внимательно относиться к поведению автомобилиста на дороге, если это девушка или женщина. Исходя из полученных результатов, данное направление исследования вполне может служить тематикой будущих работ.
Что касается сотрудников ГИБДД и их отношения к другим участникам дорожного движения, то задача была достигнута. При ситуации взаимодействия «водитель- сотрудник ГИБДД» по результатам анкетного опроса был сделан вывод, что такие параметры как пол, возраст и видимый стаж вождения не играют сколько ни будь значительной роли. Однако, как показало экспертное интервью, на эту ситуацию может повлиять автомобиль, его ценовой сегмент и статусность. В зависимости от этих параметров, будет меняться и отношение к водителю со стороны сотрудников ГИБДД.
Дополнительными задачами данного исследования были нахождение «образа Петербургского Водителя» и выявление русской манеры вождения. В ходе работы над данным исследованием, обе эти задачи были автором успешно выполнены.
Образ водителя получился довольно положительный (см. выше): это довольно культурный человек, соблюдающий правила, а также уважающий других участников дорожного движения.
Что касается русской манеры езды, то подтвердился факт ее наличия (по мнению подавляющего большинства респондентов и экспертов) и были выявлены ее основные черты:
1) Неуважение к другим участникам дорожного движение
2) Несоблюдение ПДД
3) Подвергание опасности других участников, в особенности пешеходов
Как видно, между образом водителя и русской манерой езды есть существенное противоречие, однако теоретически, эта тема в будущем также сможет послужить для написания научных работ.
1) 1. Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin - N. Y.: Walter de Gruyter, 1991.
2) Jungermann H., Slavic P Psychologie der Kognition und die Evaluation von Risiko Opladen, 1990
3) Lopez L. L. Between Hope and Fear: The Psychology of Risk // Advances in Experimental Social Psychology. -1987. - V. 20. - P 255-295
4) Renn O. Risk Analysis: Scope and Limitations // Otway H., Peltu M. Regulating Industrial Risks: Science, Hazards and Public Protection. London, 1985. P 111-127.
5) Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа // Социол. исслед. - 1999. - № 4. - С. 3-6.
6) Смакотина H. J. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты, М.: Изд-во МИЭМ, 1999.С. 208.
7) Методические указания по разработке программ развития транспортных комплексов субъектов Российской Федерации. М.: Минтранс РФ, 2001. 132 с.
8) Чернов К. В. К методологии взаимодействия в безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. - 2001. - № 5. - С. 2-5.
9) Цимерман Ю. А. Демонстративное поведение в современном обществе. М., 2007
10) Гидденс Энтони. Социология/ при участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2005,
11) Вирт. Л. Избранные работы по социологии. М.: инион РАН, 2005, с. 111
12) Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. Логос.- 2002. №3-4
13) Бурдье Пьер. Социология социального пространства/ М.: институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 2005.- 288 с.16
14) П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество /общ. Ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992, с. 298
15) William Foote Whyte. “Corner Street. Society”
16) Dick Meyer, Bootie Cosgrove-Mather, «Aggressive Ostentation, CBS' Meyer On The Motives Behind Conspicuous Consumption» 2006.
17) Веблен Т. Теория праздного класса. М. 1964
18) Большая Советская Энциклопедия. Том 18.
19) Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
2005, Ефремова Т. Ф.
20) Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)
21) Ф. Энгельс. Принципы коммунизма: К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1985, Т. 3, стр. 122.
22) Slavina E. (2007) “Report Russia 2007”. Russian luxury goods market. Osec. Swiss business hub Russia, c/o Embassy of Switzerland, Moscow.
23) Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике.- С.- Петербург: Российская национальная библиотека. 2011.
24) Автомобиль в культуре повседневности. Рецензия на книгу s. jones C. Against Automobility, malden , Oxford: Blackwell publishing,
2006.
25) Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995.
26) Бурдье Пьер Социология социального пространства / Пер. с франц.; Отв. Ред. Перевода Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. - 288 с. - (Серия «Gallicinium»).
27) Город как социокультурное явление исторического процесса. - М.: Наука, 1995.
28) Громов И. Западная социология. Москва, 1997.
29) Зиммель Г. Социология пространства // Зиммель Г. Избранное: в 2 т. М., 1996. Т.2.
30) Пирогов С.В. Социология города: Учебное пособие / Пирогов С.В. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
31) Ратцель Ф. Земля и жизнь: сравнительное землеведение. Т. 1-2. СПб., 1903-1906.
32) Социология: Учебник / Под ред. Проф. Н.Г. Скворцова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
33) Философский энциклопедический словарь / Ред.- сост.Е.Ф.Губский и др. - М.: Инфра-М, 2003.
34) Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер с нем. М.: Аспект Пресс, 1996.
35) Wirth, Louis, The Ghetto, University of Chicago Press, 1928.
36) Wirth, L. Urbanism, as way of life. In. R. Sennet// Classical essays in urban culture. Appleton Century Grofts.New York. 1969
37) Forbes. Андрей Злобин. Авторынок России: когда сократится отставание от США? Данные Аналитического агентства АвтоСтат»
38) С.А. Белановский. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ГЛУБОКОЕ ИНТЕРВЬЮ. М.: 2006. с 261
39) Войтенков Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественный системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. 2010.№ 3. С. 17-28.
40) Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 дек. 2003 г. № 930 (в ред. от 29 дек. 2012 г.). Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
41) Майоров В.И. Дорожное движение и безопасность. - Челябинск 1997, с. 35.
42) Федеральный закон РФ №196-ФЗ «о Безопасности Дорожного Движения» Президент РФ от 10.12.95г.
43) Указ президента РФ №711 от 15.06.98г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"
44) ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения БДД.
45) Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
46) ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 2.06.2008
47) Параскевов А.В. Совершенствование управления дорожным движением (обзор), Научный журнал КубГАУ, №37(3), 2008 c. 2
48) Sheffi, Y. Городские транспортные сети: Анализ устойчивости с помощью методов математического программирования, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1985, New Jersey.
49) МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Лойко Валерий Иванович заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Научный журнал КубГАУ, №64(10), 2010 года
50) Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (2016). П.8.10