ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАНОВ ПОПЕРЕЧНО-ВИНТОВОЙ ПРОКАТКИ 7
1.1. Общность технологических и конструкторских направлений по использованию поперечно-винтовой прокатки в нашей стране и за рубежом 7
1.2. Обоснование необходимости создания универсального стана поперечно-винтовой прокатки 21
4 ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОГО СТАНА ПОПЕРЕЧНО-ВИНТОВОЙ ПРОКАТКИ ПВП 20-60 26
2.1. Описание конструкции рабочей клети 26
2.2. Описание конструкции линии универсального стана поперечно-винтовой прокатки ПВП 20-60 (вариант промышленного назначения) 33
2.3. Краткое описание технологического процесса 42
2.3.1. Работа стана ПВП 20-60 в режиме прошивки 43
2.3.2. Работа стана ПВП 20-60 в режиме раскатки 45
2.3.3. Работа стана ПВП 20-60 при прокатке изделий периодического профиля 48
2.4. Реализация технического проекта в рабочий при изготовлении на
(4
ЭЗТМ универсального стана ПВП 20-60 в металле 52
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО
СТАНА ПОПЕРЕЧНО-ВИНТОВОЙ ПРОКАТКИ ПВП 20-60 .... 79
3.1. Расширение технологических возможностей стана поперечно-винтовой прокатки ПВП 20-60 79
3.1.1. Прокатка круглых тел - шаров для мельниц и подшипников 80
3.1.2. Прокатка коротких тел вращения (штифты, втулки) 84
3.1.3. Прокатка профилированных труб для втулочных изделий типа велосипедных втулок 86
3.1.4. Прокатка изделий с винтовой (резьбовой) поверхностью 87
3.1.5. Прокатка ребристых труб 91
Ч ГЛАВА 4. ТРЕХМЕРНОЕ КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОПЕРЕЧНО-ВИНТОВОЙ ПРОКАТКИ СПЛОШНОЙ ЗАГОТОВКИ. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 97
4.1. Общие соображения и допущения 97
4.2. Анализ распределения напряжений при двух- и трехвалковой схемах прокатки с задним подпором Ть усилием 120 кН 110
4.3. Анализ распределения напряжений при двух- и трехвалковой прокатке с натяжением усилием Tf= 80 кН 125
4.4. Анализ распределения и описание напряжений, возникающих при двух- и трехвалковой схемах прокатки с одновременным приложением усилий подпора Ть = 120 кН и натяжения Tf = 80 кН 4.5. Некоторые соображения о возможностях дальнейшего применения метода трехмерного конечно-элементного моделирования процессов поперечно-винтовой прокатки и выводы по результатам исследования 169
ГЛАВА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПОПЕРЕЧНО-ВИНТОВОЙ ПРОКАТКИ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ СТАНЕ ПВП 20-60 ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ИЗ ТРУДНОДЕФОРМИРУЕМЫХ ЗАЭВТЕКТИЧЕСКИХ СИЛУМИНОВ 180
5.1. Краткое введение 182
5.2. Материал и методика проведения исследования 186
5.2.1. Использованные материалы 186
5.2.2. Технология непрерывного литья и модифицирования структуры слитков сплавов 01390 и 01391 187
5.2.3. Методика проведения поперечно-винтовой прокатки 189
5.2.4. Методика исследования структуры слитков и катаных прутков .. 190
5.3. Результаты исследования структуры катаных прутков 192
5.4. Выводы 200
6. Основные выводы по работе 201
7. Список литературы 204
Использование двухвалковой схемы поперечно-винтовой прокатки в России и за рубежом для прошивки заготовок в полую гильзу для производства горячекатаных труб известно около 150 лет, и долгое время этот процесс оставался основным и практически неизменным. Его совершенствование всегда являлось важной задачей для исследователей и конструкторов в попытках повысить производительность процесса, снизить технологические, энергетические и, как следствие, - экономические затраты при производстве выпускаемой продукции.
В течение длительного периода времени считалось, что только способ поперечно-винтовой прокатки с двухвалковой схемой прошивки может применяться для изготовления гладких бесшовных труб, так как именно при двухвалковой схеме металл деформируется таким образом, что вследствие неравномерности степени деформации в осевой зоне заготовки возникают растягивающие напряжения, приводящие к нарушению сплошности металла и вскрытию внутренней полости заготовки, что в свою очередь снижает осевое давление на прошивную оправку. Длительное время предварительное вскрытие внутренней полости считалось положительным фактором при прошивке гильз и утверждение, что прошивка на станах поперечно-винтовой прокатки возможна лишь при наличии в заготовке полости перед оправкой, долгое время являлось доминирующим.
Однако при подобном взгляде на процесс прошивки производство качественных труб из высоколегированных сталей и сплавов был невозможен из-за образования плен и закатов на внутренней поверхности труб, которые (плены и закаты) являлись прямым результатом предварительного вскрытия внутренней полости в заготовке.
Первые предположения о возможном предотвращении предварительного вскрытия внутренней полости заготовки в случае применения трех¬валковой схемы прошивки сделаны в работах [1-2], хотя упоминания о
попытках осуществить прокатку на первом опытном трехвалковом стане [3] относятся к 1883 г. Позднее, в 1926 году также делались безуспешные попытки осуществить прошивку на трехвалковом стане американской фирмы Блисс, И.У. В течение 1928-1932 гг. в США были продолжены исследования процесса прошивки на трехвалковом прошивном стане.
Исходя из представлений о возможности ведения процесса прошивки - при наличии в заготовке полости перед оправкой, многие исследователи
считали, что на трехвалковых станах отсутствуют условия, которые бы об¬легчали внедрение носка оправки в металл, поэтому процесс' неосуществим или затруднении является весьма энергоемким.
Последующие исследования показали, что прошивка на станах поперечно-винтовой прокатки, в т.ч. и на двухвалковых, возможна и реально осуществима без предварительного вскрытия внутренней полости перед прошивной оправкой. При этом значительно улучшается качество внутренней поверхности гильз, возрастает стойкость оправок и снижается расход энергии [3].
Тем не менее, ряд исследователей считали, что склонность к разрушению металла при прокатке на трехвалковых станах имеет место, но она значительно меньше, чем на двухвалковом- Некоторые исследователи считали, что разрушение металла в осевой зоне при прошивке на трехвалковом стане происходит также, как и на двухвалковом, но при большей вели¬чине критического обжатия [6], другие ученые и исследователи в своих работах эти утверждения отрицали [7].
Дополнительно прилагаемые к заготовке осевые усилия подпора и натяжения как при двухвалковой, так и при трехвалковой схемах прокатки- прошивки позволяет в значительной степени влиять на изменение схемы напряженного состояния в очаге деформации. Этим предотвращается преждевременное вскрытие внутренней полости в осевой зоне заготовки и дает возможность выполнять поперечно-винтовую прокатку, особенно при трехвалковой схеме, с повышенными обжатиями [8].
Глава 1. Тенденции развития конструктивных особенностей станов поперечно-винтовой прокатки
1.1. Общность технологических и конструкторских направлений по использованию поперечно-винтовой прокатки в нашей стране и за рубежом
Многочисленные исследования процессов поперечно-винтовой про¬катки, напряженно-деформированного состояния и преимуществ трехвалковой схемы поперечно-винтовой прокатки в 50-60 гг. явились толчком для создания различных конструкций станов поперечно-винтовой прокатки с трехвалковой схемой прокатки как в нашей стране, так и за рубежом.
Впервые в мировой практике создана конструкция универсальной рабочей клети (в трех вариантах) для станов поперечно-винтовой прокатки, позволяющая поочередно осуществлять операции "прокатка- прошивка-раскатка" по двух-, трех- и даже четырехвалковой схемам с помощью одной станины и кассетной перевалки рабочих валков, с целью реализации преимуществ каждой схемы на одной рабочей клети.
Каждый из вариантов конструкции универсальной рабочей клети стана поперечно-винтовой прокатки защищен авторскими свидетельствами СССР на изобретения.
Конструкция универсальной рабочей клети стана поперечно-винтовой прокатки позволяет, помимо гладких изделий, изготовлять изделия периодического профиля, т.е. с изменением наружного диаметра по длине прокатываемого прутка, а также полых изделий с различными наружными и внутренними диаметрами по длине этих изделий и обеспечивать гибкую технологию производства малотоннажной широкономенклатурной продукции.
Стан ПВП 20-60 изготовлен в металле, смонтирован и эксплуатируется на заводе легких сплавов ВИЛС, обеспечивая промышленные и опытные прокатки спецсплавов.
Созданный универсальный стан поперечно-винтовой прокатки ПВП 20- 60 позволяет сравнивать достоинства и недостатки различных схем прокатки-прошивки-раскатки (двух- и трехвалковую) при совершенно одинановых технических и технологических условиях и определять выбор целесообразной технологии.
Применяя в процессе прокатки на стане ПВП 20-60 действие механизмов подпора и натяжения, которые изготовлены в составе стана, можно составлять различные схемы напряженно-деформированного состояния прокатываемого изделия с целью достижения наиболее благоприятных условий технологического процесса прокатки (минимальные энергозатраты, наибольшую производительность, лучшее качество поверхности и т.п.).
Конструкция универсальной клети стана ПВП 20-60 способна обеспечить (помимо классических операций прокатка-прошивка-раскатка) производство изделий специального машиностроительного назначения (шары, втулки, штифты, изделия с винтовой поверхностью, ребристые трубы). Выполнен сравнительный анализ напряженно-деформированного состояния заготовки при прокатке по двух- и трехвалковой схемам с применением метода трехмерного конечно-элементного моделирования.
1. Емельянененко П.Т. Теория косой и пилигримовой прокатки. -М.: Металлургиздат, 1949.-491 с.; ил.
2. Смирнов B.C. Поперечная прокатка. -М.: Машгиз, 1948. -195 с.; ил.
3. Трехвалковые прошивные станы: Обзор / И.Г. Гетия, Л.Н. Скоро- богатская, М.А. Левшунов и др. -М.: Центральный научно- исследовательский институт информации и технико-экономичес¬ких исследований черной металлургии, 1975. -21 с.; ил.
4. Лисочкин А.Ф. Поперечная прокатка // Сталь. -1946. -№.6. -С. 378- 385.
5. Дубровский И.В., Матлахов Л.И. Расположение оправки и образо¬вание плен на трубах // Сталь. -1947. -№.7. -С. 626-629.
6. Смирнов B.C. Поперечная прокатка в машиностроении. -М.: Маш¬гиз, 1957.-375 с.
7. Целиков А.И. Теория расчета усилий в прокатных станах. -М.: Металлургиздат, 1962. -494 с.
8. Казанская И.И., Милютин С.П. Трехвалковые станы с подпором // Металлургическое машиностроение / НИИИНФОРМТЯЖМАШ.
- 1965. -№.3. -С. 13-20.
9. А.с. № 214478 СССР, МКИ В21в. Рабочая клеть трехвалкового прошивного стана / И.К. Тартаковский, П.М. Финагин, П.И. Полухин и др. // Открытия, промышленные образцы, товарные знаки.-1968.-№. 12.
10. Целиков А.И., Зюзин В.И. Современное развитие прокатных ста¬нов. -М.: Металлургия, 1972. -399 с.; ил.
205
*
11. Трехвалковые станы винтовой прокатки для производства перио¬дических профилей круглого сечения / А.И. Целиков, В.А. Жаво¬ронков, И.К. Шафран и др. // Сталь. -1970. -№. 5. -С. 424-427.
12. Тетерин П.К. Теория поперечно-винтовой прокатки. -М.: Метал¬лургия, 1971. -368 с.
13. Фомичев И.А., Сай Н.Ф., Румянцев Б.Ф. Прокатка труб из алюми¬ниевых сплавов на трубопрокатных установках // Цветные металлы. -1959. -№. 6. -С. 75-79.
14. Чаликов В.В. Исследования процесса винтовой прокатки тел вра¬щения из высокопрочных алюминиевых сплавов на трехвалковых станах: Дисс. канд. техн. наук. -М.: МВТУ им. Баумана, 1970. - 230 с.
15. Освоение поперечно-винтовой прокатки труб из титана / В.Я. Шапиро, И.Л. Годин, Ю.Ф. Лузин и др. // Цветные металлы. -1978. —№. 6.-С. 61-64.
16. Прошивной стан для труб из алюминиевых сплавов / В.Я. Шапи¬ро, И.К. Тартаковский, А.К. Афанасьева и др. // Цветная метал¬лургия. -1979. -№. 4. -С. 40-42.
17. Прошивка в двухвалковом стане слитков сплава Д16 / В.Я. Ша¬пиро, А.К. Афанасьева, Н.А. Беляков и др. // Цветные металлы. — 1978.-№. 2. -С. 61-64.
18. А.с. № 341544 СССР, МКИ В21в 19/00. Клеть косовалкового ста¬на / А.Ф. Белов, Е.И. Панов, И.К. Тартаковский и др. // Б. И. -1972.
А -№. 25.
19. А.с. № 348250 СССР, МКИ В21в 19/60. Рабочая клеть трубо¬прокатного стана / Г.Д. Стыркин, И.Н. Потапов, Е.И. Панов и др. // Б. И. -1972. -№. 25.
20. А.с. № 519240 СССР, МКИ В21в 39/00. Устройство подачи заго¬товки в рабочую клеть прокатного стана / П.И. Ермолаев, А.П. Подкуйко, П.М. Финагин и др. // Б. И. -1976. -№. 24.
21. А.с. № 605651 СССР, МКИ В21в 19/00. Рабочая клеть стана попе¬речно-винтовой прокатки / П.И. Ермолаев, Б.И. Самохин, И.К. Тартаковский и др. // Б. И. -1978. -№. 17.
22. Новый технологический инструмент для поперечно-винтовой прокатки прутков / О.Ю. Ильин, И.К. Тартаковский, Б.И. Самохин и др. // Технология легких сплавов. -1983. -№. 8. -С. 39-42.
23. Специальные прокатные станы / А.И. Целиков, Н.В. Барбарич, М.В. Васильчиков и др. -М.: Металлургия, 1971. -336 с.; ил.
24. Грановский С.П., Мехов Н.В., Майзелис Г.С. Прокатка профили¬рованных труб // Сталь. -1965. -№. 1. -С. 53.
25. Грановский С.П., Мехов Н.В., Майзелис Г.С. Новый стан для прокатки профилированных трубных заготовок для втулочных изделий // Вестник машиностроения. -1969. -№. 2. -С. 53-54.
26. Ильин О.Ю., Панов Е.И., Шапиро В.Я. Разработка конструкции оборудования и освоение поперечно-винтовой прокатки легких сплавов // Технология легких сплавов. —2000. —№. 5. —С. 39-46.
27. Афанасьева А.К., Телешов В.В., Козлова О.М. Структура и свойства труб из алюминиевых сплавов, изготовленных прошивкой на косовалковых станах // Металловедение и термическая обработка металлов. —1978. —№. 1. -С. 56-59.
207
28. Качество прутков из титановых сплавов, полученных различны-ми методами / В.Я. Шапиро, Ю.П. Гриценко, С.А. Кушакевич и др. // Цветные металлы. -1979. -№. 1. —С. 61-63.
29. Прошивка гильз из слитков алюминиевых сплавов с улучшенным качеством поверхности на двухвалковом стане / Е.И. Баранчиков, В.Я. Шапиро, В.А. Ишунькин и др. // Цветная металлургия. -1979. —№. 6. -С. 46-48.
30. Коробщиков В.Г., Гриценко Ю.П., Шапиро В.Я. Сравнение ка¬чества прутков ВТЗ-1, полученных продольной и винтовой прокаткой // Цветные металлы. -1985. -№. 8. -С. 101-103.
31. Влияние радиально-сдвиговой прокатки на качество полуфабри- *♦1 катов из титановых сплавов / Е.А. Харитонов, И.Н. Потапов, И.З.
Вольшонок и др. // Цветные металлы. -1992. -№. 5. -С. 56-57.
32. Панов Е.И., Ильин О.Ю. О качестве прутков и труб из легких сплавов, полученных поперечно-винтовой прокаткой // Техноло¬гия легких сплавов. -2001. -№. 2. -С. 27-31.; ил.
1 33. Панов Е.И., Ильин О.Ю. Расширение технологических возмож¬
ностей универсального стана поперечно-винтовой прокатки ПВП 20-60 // Технологии легких сплавов. -2002. -№. 2. -С. 41-52.; ил.
34. Жаворонков В.А., Марков Ю.А. Исследование нормальных кон¬тактных напряжений при поперечной и винтовой прокатке сплош¬ных и полых заготовок // Труды МВТУ. -1974. —№. 176. - Машины-автоматы и прокатное производство. -С. 73-85.
35. Жаворонков В.А., Чаликов В.В. К вопросу определения давления металла на валки и расходе энергии при винтовой прокатке в трехвалковых станах // Труды МВТУ. -1974. -№. 176. -Машины- автоматы и прокатное производство. -С. 93-101.
36. Степанский Л.Г. Расчеты процессов обработки металлов давле¬нием. -М.: Машиностроение, 1979. -215 с.
37. Объемные задачи теории прокатки / А.И. Целиков, В.К. Беляни- нов, И.Н. Ананьев и др. // Труды МВТУ. -1984. —№. 412. -Машины и агрегаты металлургического производства. -С. 8-24.
38. Расчет энерго - силовых параметров и формоизменение при про¬катке в черновых клетях широкополосных станов методом конечных элементов / В.В. Калмыков, И.Н. Ананьев, В.К. Белянинов и др. // Труды МВТУ. -1984. -№. 412. -Машины и агрегаты металлургического производства. -С. 57-67.
39. Малинин Н.Н. Технологические задачи пластичности и ползу¬чести. -М.: Высшая школа, 1979. -118 с.
40. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике: Пер. с анг. — М.: Мир, 1975.-542 с.
41. Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов: Пер. с анг. -М.: Мир, 1979.-480 с.