ПСИХОКОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА С НИЗКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ з
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО
КОЛЛЕДЖА С НИЗКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ 8
1.1. Основные подходы к изучению агрессивного поведения в
отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологическая характеристика будущей профессиональной
деятельности студентов правоохранительного колледжа 17
1.3. Особенности конфликтологической компетентности у студентов
правоохранительного колледжа 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОКОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА С НИЗКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 34
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности программы
психокоррекции агрессивного поведения у студентов
правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО
КОЛЛЕДЖА С НИЗКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ 8
1.1. Основные подходы к изучению агрессивного поведения в
отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологическая характеристика будущей профессиональной
деятельности студентов правоохранительного колледжа 17
1.3. Особенности конфликтологической компетентности у студентов
правоохранительного колледжа 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОКОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА С НИЗКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 34
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности программы
психокоррекции агрессивного поведения у студентов
правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема агрессивного поведения у студентов весьма актуальна в наши дни. Агрессивных студентов становится с каждым годом все больше. Профилактика и психологическая коррекция агрессивного поведения студентов требует глубокого понимания причин агрессии, свойственной этому возрасту. Агрессивное поведение - это открытое внешнее проявление агрессии, которое является реакцией на условия окружающей среды и проявляется периодически или достаточно продолжительно.
Феномену подростковой и юношеской агрессии уделяется достаточно большое внимание в работах отечественных и зарубежных авторов: А. Бандуры, Л. Берковица, Р. Бэрона, П. Генри, Г.П. Ярмоленко, В.А. Никитина, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюка, И.А. Фурманова.
Современные социально-экономические условия предопределяют поведение молодых людей, которое характеризуется гедонистической направленностью, их мировоззрение. Лицам юношеского возраста свойственна несформированность нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная холодность, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих молодых людей типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами массовой информации.
Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию нервно-психического напряжения и депрессивного состояния. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей профессиональной деятельности. Студенческий период открывает эпоху взрослости человека и имеет огромное значение для развития личности, которая в этот период формируется с трех сторон: как студента вуза, как будущего специалиста и как человека, вступающего во взрослую профессиональную жизнь. Важно знать, какое влияние оказывает агрессия на формирование отношений между людьми, на развитие личности будущего специалиста, чем характеризуется, каковы ее причины, способы коррекции и профилактики.
Реализация студентом собственных возможностей в различных видах деятельности напрямую связана с развитием социально-психологической культуры. Особое место в ее структуре занимает психологическая компетентность. Одной из сторон психологической компетентности является конфликтологическая компетентность, свидетельствующая о сформированности положительного опыта взаимоотношений.
Изучению конфликтологической компетентности посвящены работы таких авторов, как: И.А. Зимняя, Б.И. Хасан, Л.А. Петровская, А.А. Лукашенко, В.В. Базелюк, Е.С. Борисова.
В современном мире происходит непрерывное усложнение деловых взаимоотношений. Устойчивость социальных отношений в значительной мере детерминирована готовностью индивидов предотвращать, распознавать и разрешать конфликты, а также преодолевать их последствия.
Конфликтологическая компетентность предопределяет профессиональную конкурентоспособность студентов, поэтому её формирование у будущего специалиста правоохранительной деятельности имеет важную практическую значимость.
Правоохранительный труд представляет собой сложный вид социальной деятельности, охватывающий широкую область правовой системы. Деятельность специалиста в правоохранительной области, направленная на решение государственных задач правосудия и создание системы личной и общественной безопасности, изначально имеет противоречивый характер. При выполнении своих профессиональных обязанностей сотрудники постоянно находятся в конфликтологической среде (решение юридического или правового конфликта).
Кроме того, сама правовая деятельность, относящаяся к сфере «человек- человек», обязывает уметь регулировать процессы между субъектами профессионального взаимодействия, разрешать конфликты, возникающие в профессиональной деятельности. Все это является условием успешного выполнения профессионального труда, одним из важнейших показателей профессиональной компетентности специалиста.
Актуальность темы обусловлена противоречием между запросами практики и недостаточной разработанностью вопроса психокоррекции агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью.
Проблема: каковы особенности психокоррекции агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью?
Цель исследования - выявить особенности психокоррекции агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью.
Объект исследования - агрессивное поведение студентов правоохранительного колледжа.
Предмет исследования - психокоррекция агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью.
Гипотеза исследования: студенты правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью более склонны проявлять агрессивное поведение. Психокоррекционная работа, направленная на снижение агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа, способствует формированию продуктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, снижению уровня враждебности в межличностных отношениях, повышению конфликтологической компетентности.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить студентов с низкой конфликтологической компетентностью и рассмотреть уровневые и содержательные характеристики агрессивного поведения.
3. Разработать, реализовать и оценить эффективность программы, направленной на психокоррекцию агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью.
Методологическая основа исследования: теоретические положения системного подхода к изучению личности Б.Г. Ананьева, подход к исследованию конфликтного поведения К.У. Томаса, положения формирования конфликтологической компетентности Б.И. Хасана.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные методы (сравнительный метод),
2. Эмпирические методы (наблюдение, беседа, психодиагностические методы, эксперимент),
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика. корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r - Спирмена, ф-критерий углового преобразования Фишера). Обработка данных производилась на основе пакета статистических программ «SPSS 19.0».
4. Интерпретационные.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Самооценка конфликтности» С.М. Емельянова;
2. Методика «Диагностика склонности личности к конфликтному поведению» К.У. Томаса - Р. Х. Килмена в адаптации Н.В. Гришиной;
3. Методика «Диагностика агрессивности» А. Басса - А. Дарки;
4. Методика «Тест руки» Э. Вагнера, в адаптации Т.Н. Курбатовой;
5. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева.
6. Беседа.
7. Наблюдение.
Исследование проводилось на базе ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева», в нем принимали участие студенты в количестве 60 человек в возрасте 15-18 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68 источников), 15 рисунков, 2 таблиц и 9 приложений. Объем работы составляет 73 страницы машинописного текста без приложений.
Феномену подростковой и юношеской агрессии уделяется достаточно большое внимание в работах отечественных и зарубежных авторов: А. Бандуры, Л. Берковица, Р. Бэрона, П. Генри, Г.П. Ярмоленко, В.А. Никитина, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюка, И.А. Фурманова.
Современные социально-экономические условия предопределяют поведение молодых людей, которое характеризуется гедонистической направленностью, их мировоззрение. Лицам юношеского возраста свойственна несформированность нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная холодность, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих молодых людей типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами массовой информации.
Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию нервно-психического напряжения и депрессивного состояния. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей профессиональной деятельности. Студенческий период открывает эпоху взрослости человека и имеет огромное значение для развития личности, которая в этот период формируется с трех сторон: как студента вуза, как будущего специалиста и как человека, вступающего во взрослую профессиональную жизнь. Важно знать, какое влияние оказывает агрессия на формирование отношений между людьми, на развитие личности будущего специалиста, чем характеризуется, каковы ее причины, способы коррекции и профилактики.
Реализация студентом собственных возможностей в различных видах деятельности напрямую связана с развитием социально-психологической культуры. Особое место в ее структуре занимает психологическая компетентность. Одной из сторон психологической компетентности является конфликтологическая компетентность, свидетельствующая о сформированности положительного опыта взаимоотношений.
Изучению конфликтологической компетентности посвящены работы таких авторов, как: И.А. Зимняя, Б.И. Хасан, Л.А. Петровская, А.А. Лукашенко, В.В. Базелюк, Е.С. Борисова.
В современном мире происходит непрерывное усложнение деловых взаимоотношений. Устойчивость социальных отношений в значительной мере детерминирована готовностью индивидов предотвращать, распознавать и разрешать конфликты, а также преодолевать их последствия.
Конфликтологическая компетентность предопределяет профессиональную конкурентоспособность студентов, поэтому её формирование у будущего специалиста правоохранительной деятельности имеет важную практическую значимость.
Правоохранительный труд представляет собой сложный вид социальной деятельности, охватывающий широкую область правовой системы. Деятельность специалиста в правоохранительной области, направленная на решение государственных задач правосудия и создание системы личной и общественной безопасности, изначально имеет противоречивый характер. При выполнении своих профессиональных обязанностей сотрудники постоянно находятся в конфликтологической среде (решение юридического или правового конфликта).
Кроме того, сама правовая деятельность, относящаяся к сфере «человек- человек», обязывает уметь регулировать процессы между субъектами профессионального взаимодействия, разрешать конфликты, возникающие в профессиональной деятельности. Все это является условием успешного выполнения профессионального труда, одним из важнейших показателей профессиональной компетентности специалиста.
Актуальность темы обусловлена противоречием между запросами практики и недостаточной разработанностью вопроса психокоррекции агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью.
Проблема: каковы особенности психокоррекции агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью?
Цель исследования - выявить особенности психокоррекции агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью.
Объект исследования - агрессивное поведение студентов правоохранительного колледжа.
Предмет исследования - психокоррекция агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью.
Гипотеза исследования: студенты правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью более склонны проявлять агрессивное поведение. Психокоррекционная работа, направленная на снижение агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа, способствует формированию продуктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, снижению уровня враждебности в межличностных отношениях, повышению конфликтологической компетентности.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить студентов с низкой конфликтологической компетентностью и рассмотреть уровневые и содержательные характеристики агрессивного поведения.
3. Разработать, реализовать и оценить эффективность программы, направленной на психокоррекцию агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью.
Методологическая основа исследования: теоретические положения системного подхода к изучению личности Б.Г. Ананьева, подход к исследованию конфликтного поведения К.У. Томаса, положения формирования конфликтологической компетентности Б.И. Хасана.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные методы (сравнительный метод),
2. Эмпирические методы (наблюдение, беседа, психодиагностические методы, эксперимент),
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика. корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r - Спирмена, ф-критерий углового преобразования Фишера). Обработка данных производилась на основе пакета статистических программ «SPSS 19.0».
4. Интерпретационные.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Самооценка конфликтности» С.М. Емельянова;
2. Методика «Диагностика склонности личности к конфликтному поведению» К.У. Томаса - Р. Х. Килмена в адаптации Н.В. Гришиной;
3. Методика «Диагностика агрессивности» А. Басса - А. Дарки;
4. Методика «Тест руки» Э. Вагнера, в адаптации Т.Н. Курбатовой;
5. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева.
6. Беседа.
7. Наблюдение.
Исследование проводилось на базе ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева», в нем принимали участие студенты в количестве 60 человек в возрасте 15-18 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68 источников), 15 рисунков, 2 таблиц и 9 приложений. Объем работы составляет 73 страницы машинописного текста без приложений.
По результатам проведенного исследования удалось решить поставленные задачи. Нами были рассмотрены теоретические подходы к изучению агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии.
Актуальность данной темы обусловлена противоречием между запросами практики и недостаточной разработанностью вопроса психокоррекции агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью. Существенной особенностью деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба полицейского. Конфликтность деятельности проявляется в разных формах: вступая во взаимодействие с преступником, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителя замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия. В этих критических ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять преступнику. Успешное решение проблемно-критических ситуаций во многом определяется уровнем развития рефлексии будущего сотрудника правоохранительных органов. В реальной правоохранительной практике сотрудник часто сталкивается с ситуациями, которые не могут быть решены на уровне профессиональных стереотипов и освоенных приемов воздействия. Говоря о сотрудниках полиции, необходимо учитывать, что их профессиональная деятельность непосредственно связана с большим количеством конфликтных ситуаций.
В результате решения второй задачи исследования был определен уровень конфликтологической компетентности у студентов правоохранительного колледжа.
В настоящее время проблема формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе профессионального обучения является приоритетным направлением учебно-воспитательной работы в колледже, т.к. социально-экономические и политические трансформации приводят к возрастанию уровня конфликтогенности общества. Признание конфликта как явления неизбежного в социальных системах актуализирует проблему формирования конфликтологической компетентности молодежи, а также формирования индивидуально-личностных качеств, которые будут способствовать конструктивному решению возникающих конфликтов.
Конфликтологическая компетентность включает: умения распознавать и предотвращать конфликтные ситуации, выбирать конструктивные стратегии поведения в конфликте, проявлять эмоциональную устойчивость в предконфликтных и конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия, определять самооценку конфликтности.
У большинства студентов выявлена «выраженная конфликтность», что говорит о стремлении, во что бы то ни стало, доминировать, быть везде первым.
Исследование стратегий поведения в конфликте выявило тенденцию к выбору студентами таких стратегий, как «избегание», «приспособление» и «соперничество», что говорит о низком уровне конфликтологической компетентности, т.к. эти стратегии поведения в конфликте не направлены на его разрешение, а только лишь усугубляют его.
Большинство обследуемых характеризуются «средним» и «высоким» уровнем агрессивности и враждебности. Это свидетельствует о готовности студентов совершать какие - либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения желаемой выгоды, о наличии деструктивных тенденций в области субъектно - субъектных отношений и наличии «мотивированной агрессии».
Нами были изучены содержательные характеристики агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью. Большинство студентов имеют «средний уровень» враждебности, т.е. в некоторой степени она определяет мотив деятельности и придает направленность деструктивному поведению. У большинства студентов выявлен средний уровень «обобщенной конфликтности». Обычно конфликтность проявляется лишь тогда, когда есть выгода или если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Такие студенты отстаивают своё мнение, не думая о том, как это отразится на их положении в коллективе или приятельских отношениях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты предпочитают непродуктивные стратегии реагирования в конфликте, не умеют предотвращать и распознавать конфликтные ситуации, проявляют эмоциональную неустойчивость в предконфликтных и конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия, характеризуются высоким уровнем конфликтности. Все это говорит о низком уровне конфликтологической компетентности данных студентов, которая напрямую связана с высокими показателями агрессивности и враждебности.
В ходе исследования была разработана психокоррекционная программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на снижение агрессивного поведения студентов и, как следствие, повышение конфликтологической компетентности у студентов правоохранительного колледжа.
По результатам исследования сформируем основные выводы:
1. Испытуемые экспериментальной группы чаще стали использовать конструктивные стратегии реагирования в конфликтных ситуациях: «компромисс» или «сотрудничество», что способствует развитию навыков эффективного межличностного взаимодействия.
2. Респонденты экспериментальной группы стали реже проявлять агрессивное поведение в межличностных коммуникациях. Они стали более сдержанны, прислушиваются к замечаниям и реагируют на них социально приемлемыми способами.
3. Студенты стали демонстрировать большую толерантность к окружающим.
4. Психокоррекционная программа способствовала развитию эмоционального самоконтроля в системе межличностных отношений.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: студенты правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью более склонны проявлять агрессивное поведение. Психокоррекционная работа, направленная на снижение агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа, способствует формированию продуктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, снижению уровня враждебности в межличностных отношениях, повышению конфликтологической компетентности.
Актуальность данной темы обусловлена противоречием между запросами практики и недостаточной разработанностью вопроса психокоррекции агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью. Существенной особенностью деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба полицейского. Конфликтность деятельности проявляется в разных формах: вступая во взаимодействие с преступником, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителя замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия. В этих критических ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять преступнику. Успешное решение проблемно-критических ситуаций во многом определяется уровнем развития рефлексии будущего сотрудника правоохранительных органов. В реальной правоохранительной практике сотрудник часто сталкивается с ситуациями, которые не могут быть решены на уровне профессиональных стереотипов и освоенных приемов воздействия. Говоря о сотрудниках полиции, необходимо учитывать, что их профессиональная деятельность непосредственно связана с большим количеством конфликтных ситуаций.
В результате решения второй задачи исследования был определен уровень конфликтологической компетентности у студентов правоохранительного колледжа.
В настоящее время проблема формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе профессионального обучения является приоритетным направлением учебно-воспитательной работы в колледже, т.к. социально-экономические и политические трансформации приводят к возрастанию уровня конфликтогенности общества. Признание конфликта как явления неизбежного в социальных системах актуализирует проблему формирования конфликтологической компетентности молодежи, а также формирования индивидуально-личностных качеств, которые будут способствовать конструктивному решению возникающих конфликтов.
Конфликтологическая компетентность включает: умения распознавать и предотвращать конфликтные ситуации, выбирать конструктивные стратегии поведения в конфликте, проявлять эмоциональную устойчивость в предконфликтных и конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия, определять самооценку конфликтности.
У большинства студентов выявлена «выраженная конфликтность», что говорит о стремлении, во что бы то ни стало, доминировать, быть везде первым.
Исследование стратегий поведения в конфликте выявило тенденцию к выбору студентами таких стратегий, как «избегание», «приспособление» и «соперничество», что говорит о низком уровне конфликтологической компетентности, т.к. эти стратегии поведения в конфликте не направлены на его разрешение, а только лишь усугубляют его.
Большинство обследуемых характеризуются «средним» и «высоким» уровнем агрессивности и враждебности. Это свидетельствует о готовности студентов совершать какие - либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения желаемой выгоды, о наличии деструктивных тенденций в области субъектно - субъектных отношений и наличии «мотивированной агрессии».
Нами были изучены содержательные характеристики агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью. Большинство студентов имеют «средний уровень» враждебности, т.е. в некоторой степени она определяет мотив деятельности и придает направленность деструктивному поведению. У большинства студентов выявлен средний уровень «обобщенной конфликтности». Обычно конфликтность проявляется лишь тогда, когда есть выгода или если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Такие студенты отстаивают своё мнение, не думая о том, как это отразится на их положении в коллективе или приятельских отношениях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты предпочитают непродуктивные стратегии реагирования в конфликте, не умеют предотвращать и распознавать конфликтные ситуации, проявляют эмоциональную неустойчивость в предконфликтных и конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия, характеризуются высоким уровнем конфликтности. Все это говорит о низком уровне конфликтологической компетентности данных студентов, которая напрямую связана с высокими показателями агрессивности и враждебности.
В ходе исследования была разработана психокоррекционная программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на снижение агрессивного поведения студентов и, как следствие, повышение конфликтологической компетентности у студентов правоохранительного колледжа.
По результатам исследования сформируем основные выводы:
1. Испытуемые экспериментальной группы чаще стали использовать конструктивные стратегии реагирования в конфликтных ситуациях: «компромисс» или «сотрудничество», что способствует развитию навыков эффективного межличностного взаимодействия.
2. Респонденты экспериментальной группы стали реже проявлять агрессивное поведение в межличностных коммуникациях. Они стали более сдержанны, прислушиваются к замечаниям и реагируют на них социально приемлемыми способами.
3. Студенты стали демонстрировать большую толерантность к окружающим.
4. Психокоррекционная программа способствовала развитию эмоционального самоконтроля в системе межличностных отношений.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: студенты правоохранительного колледжа с низкой конфликтологической компетентностью более склонны проявлять агрессивное поведение. Психокоррекционная работа, направленная на снижение агрессивного поведения у студентов правоохранительного колледжа, способствует формированию продуктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, снижению уровня враждебности в межличностных отношениях, повышению конфликтологической компетентности.



