ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие словообразования. Специфика глагольного
словообразования 7
1.2. Овладение словообразованием дошкольниками с нормальным и
нарушенным речевым развитием 16
1.3. Современное состояние методики формирования навыков
словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация исследования навыков словообразования глаголов у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 31
2.2. Результаты исследования навыков словообразования глаголов у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 38
2.3. Содержание логопедической работы по развитию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
В настоящее время с учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи, а именно навыка словообразования, занимает важнейшее место в современной логопедии.
Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др., рассматривают словообразование как особый вид речемыслительной деятельности и выделяют в нем ряд базовых операций: операцию
вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Все эти словообразовательные операции играют важную роль в развитии спонтанной детской речи. Их несформированность приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные возможности детей, их мыслительные операции такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Так же нарушение словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к трудностям его формирования, к неточности понимания и дифференциации родственных слов. В дальнейшем недостаточность словообразовательных процессов обуславливает появление значительных проблем при освоении орфографии родного языка.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И Лалаева, Р.Е. Левина, Е. М Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина, А.В. Ястребова, и др). В данных работах констатируется характер тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. Для детей с общим недоразвитием речи характерно несоответствие качества и объема активного словаря возрастной норме. Отмечаются множественные ошибки при выполнении заданий на исследование грамматического строя речи. Так же, большинство детей не могут самостоятельно выполнить задания на словообразование: им требуется наглядный образец и помощь взрослого. Помимо этого, у детей с ОНР не происходит спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы, поэтому они испытывают значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями.
В.К. Воробьева, В.А Ковшикова в своих работах отмечают, что большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов. В глагольном словаре преобладают слова обиходных действий, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, пить, идти и др.). Особые трудности у детей с ОНР вызывает словообразование глаголов. Поскольку глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте. Так, при поступлении детей в школу способность словообразования глаголов оказывает существенное влияние на способность выполнять письменные и устные задания.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить содержание логопедической работы по формированию навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование навыков глагольного словообразования в системе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Учет особенностей развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. Организация систематической работы по формированию навыков словообразования глаголов на логопедических занятиях;
3. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию навыков глагольного словообразования;
4. Реализация комплексного подхода, что предполагает привлечение воспитателей и родителей к логопедической работе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить состояние навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Предложить содержание логопедической работы по формированию навыков словообразования глаголов с учетом выявленных особенностей данного процесса у детей с ОНР.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории развития детской речи (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.Р. Лурия); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина); исследования в области формирования словообразования в дошкольном возрасте (А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин); исследования в области лексико-грамматического развития детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева); исследования в области словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (Т.В. Туманова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. теоретический, включающий в себя анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2. эмпирический, основанный на констатирующем этапе педагогического эксперимента;
3. интерпретационный, осуществляющийся с помощью метода качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Терновка» Яковлевского района Белгородской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В настоящее время проблема словообразования является актуальной, так как образование новых слов представляет собой сложный многообразный процесс как в норме, так и при патологии. В норме на пятом году жизни у ребёнка активно происходит освоение способов словообразования, он начинает употреблять все части речи.
Дети с общим недоразвитием речи наибольшие трудности испытывают при усвоении системы словообразования, поскольку она осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Дети с общим недоразвитием речи овладевают словообразованием, как правило, в той же последовательности, что и их сверстники с нормальным речевым развитием. Однако своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, поэтому нарушение словообразования не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, что делает невозможным полноценное усвоение грамоты и письменной речи.
Особые трудности у детей с ОНР вызывает словообразование глаголов. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.
В результате основного этапа мы установили, что дошкольники с ОНР отстают в области усвоения семантики производных глаголов. Это отставание проявляется в недостаточном понимании значений производных основ. Такая недостаточность в овладении семантическим аспектом носит стойкий характер. Также можно было заметить, что происходили замены наиболее частотных аффиксов на менее частотные, замены продуктивных моделей менее продуктивными. То есть у ребенка в сознании не закрепились те типы-модели, которые он вычленяет из речи взрослых. Это проявляется в множественных заменах глаголов и по звуковому, и по смысловому принципам. Такая ограниченность лексических средств обуславливается неумением различать и выделять общность корневых значений; дошкольники с речевой патологией не чувствуют той тонкой разницы в семантике производного слова и производящего слова. В связи с этим словообразовательные процессы у дошкольников с ОНР оказываются недостаточно сформированными.
Эти данные предполагают определение основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Поэтому нами было разработано содержание логопедической работы на развитие навыка словообразования глаголов, расширение арсенала способов словообразования глаголов с помощью различных приставок, суффиксов у старших дошкольников с ОНР. В нашей работе мы советуем использовать дидактические игры на всех этапах работы. И особенно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и делать акцент на те трудности, которые возникают у конкретного ребенка. Также для повышения эффективности логопедической работы следует привлекать в этот процесс родителей детей с общим недоразвитием речи. И тогда, вся эта работа будет способствовать более эффективному усвоению навыка словообразования глаголов.
Таким образом, на логопедических занятиях с детьми с ОНР необходимо вести более углубленную работу по развитию глагольного словообразования, уделять этому процессу больше времени. Вследствие этого необходимо как можно раньше начинать формирование словообразовательных возможностей у дошкольников с ОНР для того, чтобы к началу школьного обучения ребенок владел этими возможностями.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Психология чувственного познания [Текст]: учебное пособие / Б.Г. Ананьев. - М.: АПН РСФСР., 2009. - 179 с.
2. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи [Текст]: журнал логопед / А.И. Баева. - М.: Рубрика, 2004. - 75 с.
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О.М. Вершинина. - М.: Логопед, 2004. - №1- 50 с.
4. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст]: учебное пособие / В.В. Виноградов. - М.: Русский язык, 2004. - 725 с.
5. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию [Текст] / Г.О. Винокур // Избранные труды по русскому языку. - М.: 2007. - 367 с.
6. Воробьева, В.К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, 2009. - 119 с.
7. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: смысл, Эксмо, 2004. - 355 с.
8. Гараева, Л.И. Развитие словообразования в онтогенезе [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //superinf.ru/view article. php?id=3 61
9. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР [Текст]: Логопед в детском саду / В.А. Гончарова. - М.: 2005. - 1(4). - 9-10 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Пресс-Детство, 2007. - 253 с.
11. Григорьева, Е.А. Формирование словообразовательных навыков у учащихся с ОНР [Текст] / Е.А. Григорьева. - М.: Владос, 2010. - 125 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991. - 225 с.
13. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст]: учебное пособие / Т.Ф. Ефремова. - М.: Академия,2007 - 458 с.
14. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР [Текст] / Под. ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение ,1997. - 53с.
15. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова. -
Екатеринбург.: Экспресс, 2005. - 365 с.
16. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://knowledge.allbest.ru/psychology
17. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст]: учебное пособие / Е.А. Земская - М.: Флинта: Наука, 2011. - 328 с.
18. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст]: учебное пособие / Е.А. Земская - М.: КомКнига, 2015. - 229-231 с.
19. Земская, Е.А., Кубрякова, Е.С. Проблемы словообразования на современном этапе («Вопросы языкознания», 1978) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/conet/suffiksalnoeslovoobrazovanie
20. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия [Текст]: учебное пособие / В.А. Ковшиков. - СПБ.: Сатис, 2004. - 135 с.
21. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование [Текст] / Е.С. Кубрякова. - М.: 1985. - 78 с.
22. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]: учебное пособие / Н.В. Серябрякова, Р.И. Лалаева - СПб.: Союз, 2001. - 160 с.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева . - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 255 с.
24. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 287 - 288 с.
25. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст]: учебное пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2001. - 245с.
26. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н.И. Лепская. - М.: Просвещение, 2005. - 151 с.
27. Лопатина, Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.В. Лопатина, Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, Г.Г. Голубева и др. - СПб.: Союз,
2014. - 358-359 с.
28. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика [Текст] / В.В. Лопатин. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
29. Лурия, А.Л. Язык и сознание [Текст]: учебное пособие / А.Л. Лурия . - М.: ВЛАДОС, 2008. - 159 с.
30. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие / Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 199 с.
31. Моисеев, А.И. Русский язык [Текст]: учебное пособие / А.И. Моисеев. - СПб.: Арфа, 2014. - 59 с.
32. Наажан, Ч.Н. Некоторые особенности глагольного словообразования [Текст] / Ч.Н. Наажан. - М.: Вестник ТГПУ. - 2014. - 10 (151) - 63 с.
33. Немченко, В.Н. Современный русский язык. Словообразование. [Текст]: учебное пособие / В.Н. Немченко. - М.: Дрофа, 2009. - 95 с.
34. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб, 2014. - 210-211 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - СПб: «Питер», 2000. - 579 с.
36. Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и общего грамматического строя) [Текст]: учебное пособие / Н.В. Серебрякова. - М.: Просвещение, 2004. - 125 с.
37. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович . - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
38. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. [Текст] / Под. ред. Л.А. Новиковой. - Спб.: Лань, 2000. - 767 с.
39. Сохин, Ф.А., К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования (речевое развитие и обучение языку) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/171058/
40. Старовойтова, О.А. Об одной глагольной словообразовательной модели в современном русском языке [Текст] / О.А. Старовойтова - Вестник СПбГУ.
2015. - 5. - 125 с.
41. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]: дис. канд. пед. наук / А.Г. Тамбовцева - М.: МГУ, 2009. - 255 с.
42. Тихонов, А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика [Текст]: учебное пособие / А.Н. Тихонов - М.: Школа-Пресс, 2016. - 709 с.
43. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и
письменной речи [Текст] / Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2005. - 87-88 с.
44. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / Т.В. Туманова. - М.: Альфа, 2012. - 150-152 с.
45. Туманова, Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева - М.: Просвещение, 2009. - 185-186 с.
46. Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР [Текст] / Т.Б. Уварова // Логопед. - М.: 2000. - 59 с.
47. Улуханов, И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания [Текст]: учебное пособие / И.С. Улуханов. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. - 265 с.
48. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2004. - 156 с.
49. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Ушакова. - М.: Просвещение, 2007. - 142 с.
50. Федеравичене, Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа [Текст]: Автореферат / Э.А. Федеравичене. - М.: 2010. - 179 с.
51. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Чиркина, Г.В. Чиркина. - М.: Владос, 1991. - 268 с.
52. Цейтлин, С.Н. Детская речь: инновация формообразования и
словообразования [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Просвещение, 2014. - 54-57 с.
53. Черемухина Г.А., Шахнарович, А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=493078
54. Чуковский, К.И. От двух до пяти_[Текст] / К.И. Чуковский. - М.: Азбука, 2015. - 84 с.
55. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма) [Текст]: учебное пособие / А.М. Шахнарович. - М.: Наука, 2004. - 172-173 с.
56. Янценецкая, М.Н Семантические вопросы теории словообразования [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/1569482/
57. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи [Текст]: учебное пособие / А.В. Ястребова. - М.: Арфа, 2006. - 147 с.