ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 9
1.1. Причины нарушения аутентичности и возникновения экзистенциального
вакуума среди молодежи в зарубежных и отечественных исследованиях 9
1.2. Психологические особенности взаимосвязи аутентичности и других
экзистенциальных потребностей в молодежной среде 26
1.3. Психолого-педагогические условия и технологии преодоления нарушения
аутентичности среди молодежи 33
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
АУТЕНТИЧНОСТИ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
2.1. Методические средства исследования экзистенциального кризиса в
молодежной среде 40
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 45
2.3 Психотехнологии по профилактике экзистенциального вакуума среди молодежи
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данного исследования заключается в необходимости расширения методов и рекомендаций по преодолению экзистенциального вакуума, вызванного экзистенциальными потребностями личности, которые приобретают все большее значение в условиях современного мира и находятся в тесной связи с кризисом аутентичности личности. Потребность во внедрении и использовании новых методик и рекомендаций по преодолению экзистенциального кризиса в условиях современной психологии в России также вызвана повышающейся популярностью гуманистической психологии в целом, и непосредственно популяризацией экзистенциальной психологией, а также увеличением количества психологов данного направления в последнее время.
Проблема преодоления экзистенциального вакуума взаимосвязана с целым рядом аспектов современного мира. На эту взаимосвязь обращали внимание многие психологи и философы XX и XXI века. В первую очередь, это связано с общепризнанным кризисом философской антропологии, который берет свое начало еще в XIX веке. Так же современная тенденция синтеза, слияния психологических школ, методик, тормозит появление совершенно иного взгляда на человека. В условиях меняющегося современного мира, это создает разрыв между представлением человека и тем современным человеком, который существует сейчас. Однако некоторые направления, зародившиеся в XIX-XX веке наоборот, приобретают все большую актуальность, поскольку отражают современную действительность. К таким направлениям относится экзистенциальная психология, которая ставит своей задачей помощь в разрешении экзистенциальных вопросов, возникающих при не реализации общезначимых экзистенциальных потребностей и страхов, таких как страх смерти и одиночества, потребность в самореализации.
Проблемой экзистенциального вакуума в молодежной среде изучали такие отечественные исследователи как: Е.С. Баканова, Т.А. Богданова, С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин.
Однако изученная литература свидетельствовать о том, что до сих пор современная экзистенциальная психология опирается на устаревшие методики, разработанные во второй половине XX века, существует противоречие между ними и реалиями современного мира. И хотя большинство методик применяется в настоящее время, для развития экзистенциального направления психологии и оказания наиболее эффективной помощи, требуется обновление методов и соответствующих техник, с целью большего соответствия настоящему времени, а также дальнейшему развитию не только экзистенциального направления в психологии, но и психологии в целом.
Объектом данного исследования является экзистенциальный вакуум в молодежной среде.
Предметом исследования является влияние аутентичности на преодоление экзистенциального вакуума в молодежной среде.
Цель данного исследования заключается в изучении влияния аутентичности на преодоление экзистенциального вакуума и его профилактика в ходе психологического консультирования.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ влияния аутентичности на преодоление экзистенциального вакуума в молодежной среде;
2. Выявить особенности взаимосвязи аутентичности и экзистенциальных нарушений в экспериментальной группе;
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования влияния аутентичности на формирование экзистенциального вакуума;
4. Разработать практические рекомендации по профилактике экзистенциального вакуума с помощью психологических технологий развития аутентичности.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что аутентичность, как способ обретения ответственности и смысла жизни является одним из главных факторов преодоления экзистенциального вакуума.
Методы, используемые в данном исследовании включают:
-эмпирические методы:
1) Шкала депрессии А. Бэка;
2) Мельбурнский опросник принятия решений;
3) Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева;
4) Опросник экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле;
5) Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева;
6) Шкала самоуважения М. Розенберга;
7) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса;
8) Наблюдение и эксперимент;
9) Методы математической статистики.
-теоретические методы (анализ; синтез; индукция; дедукция,
абстрагирование)
Степень разработанности темы исследования. Проблемой повышения аутентичности в молодежной среде посвящены труды отечественных психологов - Е.С. Баканова, Т.А. Богданова, С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин. А также западных психологов: Э. Лукас, А. Ленгле, С. Джозеф, Д. Иглмен
Методологической основой данной работы являются труды отечественных психологов: труды: И.А Сикорский, Л.С. Выготский, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьева, Е.С. Баканова, Т.А. Богданова, С.Л. Братченко, А.И. Аверьянов. А также западных психологов: З. Фрейд, К.Г. Юнг, В. Франкл, Дж. Бьюджинталь, А. Лэнгле, Р. Мэй, И. Ялом, М. Босс, Д. Иглмен, С. Джозеф. Отечественных философов: Д.Е. Галковский, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Л.М. Шестов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.И. Пирогов. И западных философов: С. Кьеркегор, Ф.
Ницше, А. Шопенгауэр М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Бодрийяр, Э. Фромм.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в подробном исследовании истории формирования экзистенциальной психологии и философии, а также изучения влияния аутентичности на преодоление экзистенциального вакуума.
Практическая значимость данного исследования заключается в применении выводов из теоретического анализа изученных материалов, а также использовании предложенных рекомендаций на практике по оказанию помощи в преодолении экзистенциального вакуума, а также развития ответственности, осознанности жизни, повышения самооценки и социализации
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении аутентичности и экзистенциального вакуума в молодежной среде, в отличие от существующих методов развития аутентичности, которые были предложены в отечественно психологии в период 1990-2000 годов, новая методика, позволяющая эффективно преодолевать экзистенциальный вакуум в молодежной среде, основана на основах современного научно-технологического развития общества.
Базой исследования является Педагогический институт ТГУ им. Г.Р. Державина в г. Тамбове.
Структура диссертации.
В введении рассмотрена актуальность, цель и задача, выделен объект и предмет реферата, указаны методы исследования и методологическая основа работы, определена теоретическая и практическая значимость, указана научная новизна, база исследования и ее структура.
В первой главе рассмотрена история, общие положения и выделены особенности аутентичности, как важной экзистенциальной потребности.
Во второй главе продемонстрированы данные проведенного эксперимента, проанализированы полученные данные, на основе полученных предложены рекомендации.
В заключении подведены итоги работы, сформированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В настоящем исследовании была подтверждена значимость такого качества как принятие решений, и его влияние на психологическое состояние. То, как мы обращаемся с самим собой, как проявляем нашу самость в момент принятия решения, как мы обращаемся с нашей свободой в плане выбора, отражает наши внутренние процессы, нашу сущность, и непосредственно влияет на наше состояние. При нарушенном механизме принятии решений, индивид сталкивается с противоречиями, а в силу юного возраста, несформированных социальных инстинктов и других социальных факторов, создаются благоприятные условия для развития экзистенциального кризиса, когнитивного диссонанса и прочих конфликтов.
Изучая отечественную и западную историю формирования экзистенциальной психологии и философии в параграфе 1.1, мы пришли к выводу, отечественное экзистенциальное направление с середины XIX по начало XX века, как направление реализма, является прородителем западного экзистенциального направления середины XX века. Причины нарушения аутентичной, осознанной жизни были подробно изучены русскими философами и психологами XIX и начала XX века. Выделенных ими причины нарушения аутентичности и развития экзистенциального вакуума можно объединить в следующие: возникновения внутренних противоречий, подавленная сила воли, отсутствие ответственности, слабая национал- культурная ориентация и самоопределения в обществе, зацикленность на биологических потребностях, узкий круг интересов, закрытость, мизантропия и низкая социализация. Позднейшие западные разработки расширили эти причины, добавив актуальные на момент того общества следующие факторы: развитие и пропагандой потребительского общества, эволюция СМИ и сферы развлечений, снятие табу с тем сексуальных взаимоотношений и девиаций.
Мы пришли к выводу, что аутентичность представляет из себя свойство целостного бытия, включающего в себя в свернутом виде все эти качества, которые в онтогенезе формируются раздельно, но впоследствии интегрируются, образуя целостность, которая становится основным качеством бытия.
Помимо этого, по итогам анализа данных констатирующего эксперимента, в параграфе 2.2 была определена важность умения обращаться с самим с собой, знать свои ценности и желания, жить осмысленной жизнью. В противоположном случае, происходит нарушение общения с другими индивидами, возникает негативное восприятие текущего состояния, а также появляются проблемы с планированием и принятием решения.
Также, в параграфе 2.3, на основе полученных данных, были определены следующие выводы:
Одиночество является сильным негативным фактором, который может повлиять на текущее состояние индивида, а также на его поведение.
Взаимоотношение с окружающими влияет на текущее состояние индивида, на взаимоотношение с собой и на самовосприятие.
Уровень взаимоотношения с собой является одним из главных условий эффективного приятия решений, социализации и позитивного одиночества
Гипотеза данного исследования подтвердилась. Развитие аутентичности, как осознанности в своих чувства и осмысленности в жизни, позитивно влияет на преодоление экзистенциального вакуума в молодежной среде.
Цель данного исследования в изучении влияния аутентичности на преодоление экзистенциального вакуума, а также разработки методов, способствующих преодолению экзистенциального вакуума выполнена.
В том числе, были выполнены следующие задачи:
-проведен теоретический анализ влияния аутентичности на преодоление экзистенциального вакуума в молодежной среде;
-выявлены особенности взаимосвязи аутентичности и экзистенциальных нарушений в экспериментальной группе;
-проанализированы результаты эмпирического исследования влияния аутентичности на формирование экзистенциального вакуума;
-разработаны практические рекомендации по профилактике экзистенциального вакуума с помощью психологических технологий развития аутентичности.
-проведен теоретический анализ истории формирования отечественной и зарубежной литературы экзистенциального направления психологии и философии;
Таким образом цели и задачи, поставленные перед магистерской диссертацией, полностью выполнены.
1. Аверьянов А.И. Логотерапия и экзистенциальный анализ: теория личности / А.И. Аверьянов. - М.: Московский ин-т психоанализа, 2015. - 92 с.
2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - С. 12 - 34.
3. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2000. — 600 с.
Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. —М., 2008. — 367 с.
4. Аутентичность в словаре Американской Психологической Ассоциации [Электронный ресурс]: Authenticity. - Режим доступа: https://dictionary.apa.org/authenticity
5. Аутентичность в Стэндфордской психолоической энциклопедии
[Электронный ресурс]: Authenticity. - Режим доступа:
https: //plato .Stanford. edu/entries/authenticity/
6. Баканова, А.А. Отношение к жизни и смерти в различных критических ситуациях: дис. ...канд. псх. наук / А.А. Баканова. - Санкт- Петербург, 2000. - 195 с.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М., 1979. - 341 с.
8. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Н.А. Бердяев // Философия творчества, культура и искусство: В 2 т. Т.1. - М., 1994. - 607 с.
9. Бердяев Н.А. Философия свободного духа // Бердяев Н.А. - М., 1994. - 494 с.
10. Бинсвангер Л. Бытие в мире / пер. с нем. Е.А. Сурпина. — М.: КСП+; СПБ.: Ювента, 1999. — 300 с.
11. Богданова Т.А. Теория и практика экзистенциально- ориентированного консультирования: Учебное пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2006. - 108 с.
12. Богданова Т.А. Экзистенциальная психология. Концепция преодоления «Частичного человека». / Т.А. Богданова - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2006. — 103 с.
13. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. / С.Л. Братченко. - М: Смысл, 2001. - 197 с.
14. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. / пер. с англ. М.Р. Миронов. - М. Класс, 2006. - 212 с.
15. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. / пер. с англ. М.Р. Миронов. - М.- Класс, 1998. -336 с.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
17. Галин К.О. Концептуализация созависимых отношений в семье с позиции экзистенциальной психологии / К.О. Галин // Сборник научных трудов «Развитие личности: психолого-педагогические проблемы». - г. Тамбов, Принт-Сервис, 2019. - 64-68 с.
18. Галин К.О. Влияние аутентичности на преодоление экзистенциального вакуума в молодежной среде / К.О. Галин // Сборник научных трудов по материалам XII международного семинара молодых ученых и аспирантов «Теоретическая и практическая психология в современных условиях». - г. Тамбов, Принт-Сервис, 2019. - 42-44 с.
19. Галковский Д.Е. Бесконечный тупик / Д.Е. Галковский. - М.:
Издательство Дмитрия Галковского, 2008. - 998 с.
20. Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Юрайт, 2018. — 162 с.
21. Джозеф С. Аутентичность. Как быть собой / пер. с англ. А.В. Самарин. - М.:Альпина Паблишер, 2019. - 256 с.
22. Замалиева С.А. Человек все решает сам. Логотерапия и экзистенциальная антропология Виктора Франкла / С.А. Замалиева. — СПб.:Университетская книга, 2012. — 144 с.
23. Иглмен Д. Мозг. Ваша личная история / пер. с англ. Д. Гольдман.
— М.:КоЛибри, 2016. — 270 с.
24. История античной философии: учебное пособие для
академического бакалавриата / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский; под общ. ред. Р. В. Светлова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 288 с.
25. История и философия науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Бряник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов ; под общ. ред. Н. В. Бряник, О. Н. Томюк. — М.: Издательство Юрайт, 2018.—290 с.
26. История русской философии: учебник для академического бакалавриата / А. Ф. Замалеев [и др.]; под общ. ред. А. Ф. Замалеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 310 с.
27. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2009.—943 с.
28. Леонтьев, Д.А. Что такое экзистенциальная психология? / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 40-54.
29. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
30. Леонтьев Н.К. Славянофильство и грядущие судьбы России / Сост., вступит. ст., указ. имен и коммент. А. В. Белова / отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 1232 с
31. Лукас Э. Источники осознанной жизни. Преврати проблемы в ресурсы / пер. с нем. М. Виноградова. - М.:Никея, 2019. — 150 с.
32. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности / пер. с нем. О. Ларченко. - М.:Генезис, 2005. - 159 с.
33. Лэнгле А. Жизнь наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. / пер с нем. Я. Дюкова. - М.:Генезис, 2017. - 144 с.
34. Ленгле. А, Орлер К. Шкала экзистенции / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. - 2009. - №1. - С. 141-170
35. Макарова И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2016. - 182 с.
36. Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский / Д.С. Мережковский. -М.: Юрайт, 2019. - 542 с.
37. Митрошенков, О. А. История и философия науки : учебник для вузов / О. А. Митрошенков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 267 с.
38. Мэй Р. Экзистенциальня психология / Р. Мей. - М.: Смысл, 2006.
- 149 с.
39. Мэй Р. Открытие Бытия / Р. Мей. - М.: Институт
общегуманитарных исследований,2004.- 224 с.
40. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мей. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001.-384 с.
41. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. / Р. Мей.
- М.: Смысл, 2003. - 284 с.
42. Паттакос А. Пленники собственных мыслей. Смысл жизни и работы по Виктору Франклу.
43. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 с.
44. Роджерс К. О становлении личности / пер. с англ. М.М.Исенина .
- М.: "Прогресс", 1994. — 326 с.
45. Розанов В.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.1 / В.В. Розанов. — М.:Книговек, 2012. — 483 с.
46. Розанов В.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.3 / В.В. Розанов. — М.:Книговек, 2012. — 474 с.
47. Розанов В.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.5 / В.В. Розанов. — М.:Книговек, 2012. — 497 с.
48. Розанов В.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.7 / В.В. Розанов. — М.:Книговек, 2012. — 503 с.
49. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М. Руткевич. — М.: Издательство политической литературы, 1985. —175 с.
50. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 638 с.
51. Сикорский И.А. Душа ребенка: С крат. описанием души животных и души взрослого человека / И.А. Сикорский. — Киев: тип. С.В. Кульженко, 1911. — 192 с.
52. Сикорский И.А. Психологическая борьба с самоубийством в юные годы / И.А. Сикорский. — Киев:тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1913. — 44 с.
53. Соловьев В. С. Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Т.1. / В.С. Соловьев. — М.:Наука, 2001. — 579 с.
54. Соловьев В. С. Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Т.3. / В.С. Соловьев. — М.:Наука, 2001. — 554 с.
Соловьев В. С. Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Т.5. / В.С. Соловьев. — М.:Наука, 2001. — 523 с.
55. Франк С.Л. О смысле жизни / С.Л. Франк. — М.:АСТ, 2004. —189 с.
56. Франкл, В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере / В. Франкл. - М.: «Смысл», 2004. - 354 с.
57. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503с.
58. Чеснокова В. Ф. О русском национальном характере / В. Ф. Чеснокова. — М.: Академический Проект, Деловая книга, 2003. — 560 с.
59. Черепанов С. Г. Русские версии экзистенциализма. Историко-философский анализ: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.03) / С. Г. Черепанов. — Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : Б. и., 2002. — 23 с.
60. Шестов Л.И. Сочинения в 2 томах / Л.И. Шестов. - М.: Водолей, 1996. - 960 с.
61. Экзистенциальный кризис в молодежной среде [Электронный
ресурс]: ResearchGate. - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/search/publications?q=existential%252Bcrisis&page=3
62. Экзистенциальный кризис в словаре Американской Психологической Ассоциации [Электронный ресурс]: Existential crisis. - Режим доступа: https://dictionary.apa.org/existential-crisis
63. Ялом, И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / пер. с англ. А. Петренко. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.
64. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: «Класс», 1999. - 576 с.
65. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. - М.: Эксмо, 2010. - 243 с.