ВВЕДЕНИЕ 3
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕССЕНДЖЕРА TELEGRAM 7
2.1. Положение Telegram в сегменте Рунета 7
2.2. Общее описание аудитории и ее поведения в Telegram 9
2.3. Особенности создания и дистрибуции контента в Telegram 12
2.3.1. Адаптация контента к особенностям площадки 13
2.3.2. Этические аспекты медиапотребления контента в Telegram 16
2.3.3. Роботизация как специфика площадки по производству и доставке
контента 17
2.3.4. Специфика медиатекста в Telegram 19
3. СПЕЦИФИКА МЕДИАПОТРЕЛЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МЕССЕНДЖЕРА
TELEGRAM 22
3.1. Описание онлайн-опроса «Медиапотребление российской аудитории в
Telegram» 22
3.2. Анализ медиапотребления российской аудитории в Telegram 23
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Скорость, безопасность, дизайн и простота — основные причины, почему мессенджеры становятся вновь столь популярными среди пользователей Интернета. На сегодняшний день в российском сегменте данным критериям наиболее удовлетворяет появившийся на рынке в 2013 год мессенджер Telegram. По данным Brand analytics1 по состоянию на 2019 год российский ресурс Telegram занимает третье место среди мессенджеров в России, уступив лишь мировым лидерам Viber и WhatsApp. Кроме того, Telegram по-прежнему остается самой виральной платформой среди русскоязычных медиаресурсов. Следовательно, тема исследования медиапотребления российской аудитории в мессенджере Telegram обладает высокой степенью актуальности.
Это также подтверждает низкая разработанность темы в научном пространстве при высоком уровне практического использования ресурса. Историография исследования Telegram насчитывает ряд статей, но ни одна из них подробно не описывает особенности потребления аудитории мессенджера в России.
Разделим научные работы на несколько групп и рассмотрим некоторые их них. Одни авторы фокусируются на проблемах журналистики в Telegram (Коноплев Д.Э. ; Татур. И.А., Кознова Н.Н. ), ее трансформации в условиях платформы (Солдаткина Я.В. ). Также анализируют преимущества потребления новостей в мессенджерах в отличии от традиционных онлайн- СМИ (Фахрутдинова А.Р., Хмелькова Н.В.) , особенности дистрибуции новостного контента (Соколова Д.В.) и рассматривают технологии распространения информации (Иванов А.Д.) . Другие — выделяют особенности медиатекста в Telegram (Сулаквелидзе Н.М.) , производства контента и его продвижения (Епишкин И.И.) . Кроме того, исследователи отмечают, что «... опубликованные на сегодняшний день статьи не содержат эмпирических исследований, а зачастую представляют сравнительный анализ используемых в России мессенджеров, обзор истории развития и инструментария Telegram. <...> При этом отдельных исследований, посвященных медиапотреблению в Telegram <...>, практически нет, можно выделить только опыт испанских локальных СМИ (Negreira — Rey, Lopez — Garcia, Lozano — Aguiar, 2017)».
Значит, наше исследование отличается научной новизной, так как оно направлено на выявление тенденции в потреблении аудиторией контента в Telegram и на определение соответствующих характеристик контента без акцента на журналистские каналы. Кроме того, многие научные исследования датируются 2017 годом и ранее, а как отмечают разработчики платформы, к 2019 году многие тенденции потребления контента в Telegram претерпели кардинальные изменения . Поэтому сегодняшнее исследование позволит выявить новые знания для научного сообщества.
Таким образом, объектом проводимого исследования является поведение российской аудитории в Telegram, а предметом — специфика ее медиапотребления в данном мессенджере.
Цель исследования — выявить особенности взаимодействия российской аудитории с контентом в мессенджере Telegram. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: определить желаемые требования аудитории Telegram к медиатекстам каналов, а также выявить особенности взаимодействия аудитории с контентом выбранных Telegram-каналов.
В качестве методического подхода используется количественный метод исследования путем онлайн-опроса. Для его проведения администраторам Telegram-каналов, выбранных случайным образом в наиболее популярных тематиках, но с меньшим, чем у лидеров, количеством подписчиков, были разосланы письма с просьбой разместить на своем канале опрос. Подписчики согласившихся каналов и стали респондентами исследования. Временные рамки проведения опроса ограничиваются одной неделей: с 8 июня по 14 июня 2020 года включительно.
Эмпирическую основу исследования составляют результаты опроса аудитории аналогов самых популярных Telegram-каналов. По данным Telegram Analytics в топ-5 каналов в России входят TELEGRA4CH , Психология116, EVOLUTION ЖЮ6 Интересные факты . Данные каналы соответствуют следующим тематикам: юмор и развлечения, психология, цитаты и познавательное. Для исследования были выбраны каналы из аналогичной тематики в диапазоне от 3 тыс. до 7 тыс. подписчиков: Лось (19,6)2 и Смешные моменты в категории юмор и развлечения; Звездная ночь над Роной и #надопоговорить2 в разделе психология; Крик души и Одинокий меломан в категории цитаты; а также познавательный канал Откуда ноги . Общее количество респондентов составило 437 человек.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных выводов для продвижения бренда в мессенджере; для создания востребованного контента с высоким индексом цитирования; для улучшения стратегий развития Telegram-каналов и многое другое.
«Пока говорить о социокультурных причинах популярности “Telegram” в России рано, слишком мало всесторонних исследований аудитории и контента ресурса. Однако, актуальность исследования этого феномена очевидна» , — пишут исследователи Антонова А.В. и Антонова О.Г. В нашей работе мы сделали попытку восполнить пробел теоретических и практических знаний об отечественном мессенджере и его пользователях. Пришло время систематизировать полученные в ходе исследования выводы о медиапотреблении российской аудитории в Telegram.
Основу аудитории Telegram составляют молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Среди пользователей с небольшим перевесом преобладают мужчины.
Большинство пользователей Telegram отдают наибольшее предпочтение данному мессенджеру в своем ежедневном медиапотреблении в интернете. Грань между объемами потребления контента в Telegram в будние и выходные дни стирается.
Главные методы продвижения каналов в Telegram — репост и реклама в другом Telegram-канале. В целом площадку отличает низкая степень коммерциализации. Как раз здесь отмечается значимая роль чат-ботов.
Большинство юзеров Telegram не пользуются рм^Л-уведомлениями, что свидетельствует о высокой вовлеченности аудитории. Это же подтверждает тот факт, что три четверти пользователей пролистывают ленту до последнего увиденного момента. Кроме того, в Telegram отмечается тренд на отказ от кликбейта.
Главное, за чем пользователи заходят в Telegram, — за личной коммуникацией и потреблением новостей. Наибольшим спросом у аудитории пользуются информационные и развлекательные каналы.
Отсюда наблюдается важная роль СМИ в Telegram, что обусловлено высоким уровнем доверия к площадке в связи с ее принципами безопасности и «бесцензурности». Но часто контент СМИ не адаптирован к условиям мессенджера, поэтому их роль перенимают иные Telegram-каналы.
Наиболее сильную реакцию у пользователей вызывают скандалы, происшествия и мемы. Такой контент они часто обсуждают еще и оффлайн. Однако юзеры площадки не любят вступать в специализированные чаты, в отличие от возможности выразить свое мнение в опросе.
Отмечается динамика роста количества каналов в Telegram, на которые подписан пользователь (сейчас — от 11 и больше). Стоит отметить, что российскую аудиторию в основном, не интересуют иностранные Telegram- каналы.
Доминирующим видом контента в Telegram остается текст. Однако владельцам Telegram-каналов необходимо соблюдать особенности построения медиатекста в Telegram, чтобы он воспринимался пользователем как мгновенное сообщение.
Отмечается перспектива использования Telegram как площадки для образования. Но для начала разработчикам необходимо проработать механизмы борьбы с этическими проблемами в мессенджере.
1. Антонова А.В. Антонова О.Г. Возвращение к анонимности. Феномен «Telegram»// Дыльновские чтения. Мат. VI Всерос. науч. — практ. конф. — Саратов, 2019 — с.8 — 12
2. Горошко Е.И., Землякова Е.А Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере Telegramy/Жанры речи — 2017 — №1 — с.92 — 100
3. Епишкин И.И. Telegram — каналы: причины запуска проектов и инструменты продвижения//Медиаальманах — 2017 — №3 — с.30 — 41
4. Зинкин Е.А. Приложения, социальные сети и мессенджеры как платформы распространения новостного контента СМИ // Огарёв — Online — 2019 — с. 1 — 8
5. Иванов А.Д. Чат — бот в Telegram и Вконтакте как новый канал распространения новостей// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева — 2016
6. Интернет в России в 2018 г. Состояние, тенденции и перспективы развития // Отраслевой доклад. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — Москва, 2019.
7. Исследование аудитории Telegram 2019/ TGStat. Режим доступа: https://tgstat.ru/research (дата обращения: 17.04.2020)
8. Источники новостей и доверие СМИ / Левада — центр. Аналитический
центр Юрия Левады. Режим доступа:
https://www.levada.ru/2020/02/27/istochniki — novostej — i — doverie — smi/ (дата обращения: 17.04.2020)
9. Кириллов А.Г. Трансформация жанра блога в программах обмена мгновенными сообщениями// Жанры речи — 2017 — №2 — с.260 — 267
10. Коломийцева Е.Ю. Актуальные тренды развития новых медиа // Вестник волжского университета им. В.Н.Татищева — 2019 — №4 — том 1 — с.121 — 128
11. Коноплев Д.Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях// Знак: проблемное поле медиаобразования. СМИ (медиа) и массовые коммуникации. — 2017 г. — с.198 — 200
12. Парфёнова В.В. Функциональные группы российских СМИ по уровню адаптации контента на платформе мессенджера Telegram// Современная медиаресреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей — 2018 — с. 137 — 144
13. Полевое исследование цеха. Итоговые эссе: настоящее, будущее, деньги, форматы, журналист / Медиапроекты. Режим доступа: https://media.mail.ru/ (дата обращения: 16.04.2020)
14. Соколова Д.В. «Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram»//Медиаскоп — 2017 — №4
15. Соколова Д.В. Дистрибуция медиаконтента в Telegram: трансформация
стратегий СМИ и особенности площадки // Мировая журналистика. Единство многообразия. Сб. науч. ст. в 2 — х т. — Москва, 2018г. — с.
284 — 292
16. Солдаткина Я.В. Проблемы сегментации контента в СМИ и новые возможности мобильных мессенджеров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика
— 2018 — №3 — с. 323 — 330
17. Сулаквелидзе Н.М. Особенности медиатекста в мессенджере Telegram// Кризисный двадцатый век: парадоксы революционного кода и судьбы литературы. Сборник научных статей. Отв. ред. Л.Г. Тютелова, Е.С. Шевченко. Самара, — 2018 — с. 241 — 247
18. Татур. И.А. Кознова Н.Н. Особенности присутствия СМИ в «Telegram»// E — Scio. СМИ (медиа) и массовые коммуникации — 2019
19. Фольц. А.О. Каналы и боты российских СМИ в Telegram: новая платформа, старые проблемы//Век информации — 2017 — №2 — с.168 — 169
20. Шаронин П.Н., Козлова Е.В. Роль мессенджеров в современном медиапространстве//Медиаэкономика 21 века — 2017 — с. 11 — 20
21. Arash Dargahi Nobari, Negar Reshadatmand, Mahmood Neshati «Analysis of Telegram, An Instant Messaging Service»// CIKM '17: Proceedings of the 2017 ACM on Conference on Information and Knowledge Management - 2017
- p. 2035-2038
22. Bennett Clifford. “Trucks, Knives, Bombs, Whatever:” Exploring Pro- Islamic State Instructional Material on Telegram//CTCSentinel. - v.11 - №5 - 2018
23. Davood Ghorbanzadeh, Hamid Reza Saeednia. Examining telegram users'
motivations, technical characteristics, trust, attitudes, and positive word-of- mouth: evidence from Iran/ Inderscience.online. URL:
https://www.inderscienceonline.com/doi/abs/10.1504/IJEMR.2018.094988 (29.04.2020)
24. Fatemeh Najar Ajampour, Nasim Majidi, Maryam Najjar Ajampour, Akbar Najjar Ajampour. Investigating the Content of Social Networks Such as Telegram, Tango, and Whatsup in the features of Social Demands// International Journal of Humanities and Cultural Studies (IJHCS) ISSN 2356-5926. - v.3 - №2 - 2016 - p. 85-97
25. Mansoor Iqbal. Telegram Revenue and Usage Statistics (2020)/Business of
Apps. URL: https://www.businessofapps.com/data/telegram-statistics/
(26.04.2020)
26. Shima Ghobadi. Saeed Taki. Effects of Telegram Stickers on English Vocabulary Learning: Focus on Iranian EFL Learners - v.6 - №1 - 2018 - p. 139-158
27. Silvia Semenzin, Lucia Bainotti. The use of Telegram for the non-consensual
dissemination of intimate images: gendered affordances and the construction of masculinities /SocArXiv. URL: https://osf.io/preprints/socarxiv/v4f63/
(29.04.2020)