ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы методики использования
мультимедийных и цифровых технологий в обучении школьников 5-7 классов
1.1 Обучение иностранным языкам с помощью компьютерных технологий
1.2 Интеграция мультимедийный и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку в средней школе
1.3 Дидактические возможности применения мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку
Выводы по Главе 1
Глава 2. Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы
2.1. Специфика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы
2.2. Развитие цифровой лингвистической компетенции
2.3. Развитие цифровой технической компетенции
2.4. Развитие телекоммуникационной компетенции
2.5. Развитие цифровой мультимедийной компетенции
Выводы по Главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
В XXI веке информационные технологии активно используются во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовательной. С появлением первых персональных компьютеров, преподаватели стали использовать их для интенсификации процесса обучения как средство наглядности, инструмент отработки навыков, источник дополнительной информации и т.д.
Компьютерные технологии используются в обучении иностранным языкам начиная с 80-х гг. ХХ века, что привело к появлению особого направления в методике преподавания иностранных языков, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические аспекты использования этих технологий в ходе обучения иностранному языку. В России данное направление получило название «компьютерная лингводидактика», за рубежом наиболее распространен термин CALL (Computer-assisted language learning).
С ходом технического прогресса, появлялись все более и более совершенные технические средства, обладающие значительным лингводидактическим потенциалом. Сегодня, в практике обучения иностранным языкам используется широкий спектр технических средств, как стационарных (например, компьютер, интерактивная доска), так и мобильных (планшетные компьютеры, смартфоны), которые объединены под понятием «цифровые технологии». Появление этих технических средств также повлияло на способы представления информации, которая сегодня чаще всего преподносится в мультимедийном формате, то есть в нескольких формах одновременно: текстовой, графической, видео, аудиальной, интерактивной. Таким образом, современные технологии, используемые в обучении иностранным языкам, могут быть объединены под термином «мультимедийные и цифровые технологии».
Однако, многолетняя практика использования различных подобных технологий в обучении иностранным языкам показывает, что сами по себе они не делают процесс обучения более эффективным. Для использования мультимедийных и цифровых технологий в их полном потенциале необходима разработка специальной методики.
Проблемы воздействия современных информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) на образовательный процесс и их эффективного использования в ходе обучения иностранным языкам рассматриваются в работах отечественных исследователей М.А. Бовтенко, Р.К. Потаповой, Е.С. Полат, П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева, С.И. Титовой, А.В. Зубова, Р.К. Пиотровской, Р.Г. Пиотровского, О. А. Усковой, С.В. Фадеева, А.В. Хуторского и др. В западной науке информатизация процесса обучения иностранным языкам легла в основу исследований G. Dudeney, M. Pegrum, D. Boyd, D. Crystal, M. Warshauer, G. Davis, P Brett, M. Levy, D. Healey и др.
Тем не менее, в силу активного хода технического прогресса и появления все новых видов мультимедийных и цифровых технологий на фоне смены образовательных парадигм, практика использования этих технологий по-прежнему опережает теорию. Более того, существующие исследования в данной области в основном сфокусированы на методике обучения иностранному языку взрослых. Однако, анализ литературы в области психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) показал, что младший школьный возраст является важнейшей ступенью развития человека, на которой формируются основы сознательного познавательного интереса к обучению. Более того, эмпирический опыт авторов данного исследования доказал повышенный интерес молодого поколения к использованию мультимедийных и цифровых технологий, в т.ч. в учебных целях.
Следует отметить, что необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается и рядом государственных инициатив. В частности, требование об информатизации образования в РФ закреплено в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также отражено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется наличием противоречия между:
• заданной ФГОС РФ установкой на информатизацию и компьютеризацию образования, в т.ч. основного общего;
• активной практикой использования современных технологий на уроках английского языка;
• недостаточной разработанностью теоретических аспектов проблемы использования мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Наличие данного противоречия побудило нас к исследованию в рамках данной диссертации проблемы разработки использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы.
Предметом нашего исследования является методика использования методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения английскому языку с использованием мультимедийных и цифровых технологий учащихся 5-7-х классов средней школы.
Целью нашего исследования является научно-теоретическое обоснование и разработка методики использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
1) провести ретроспективный анализ научно-методической литературы по теме нашего исследования;
2) обосновать необходимость использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы;
3) изучить содержание отечественных и зарубежных образовательных стандартов;
4) изучить психолого-возрастные особенности современного поколения учащихся 5-7-х классах средней школы;
5) проанализировать имеющиеся определения понятия мультимедийных и цифровых технологий, а также определить перечень ресурсов относящиеся к ним;
6) определить дидактический потенциал мультимедийных и цифровых технологий в обучении иностранным языкам;
7) проанализировать существующие исследования на тему компетенций, развиваемых на базе использования мультимедийных и цифровых технологий
8) уточнить структуру и содержание этих компетенций с учетных возрастных особенностей учащихся 5-7-х классов;
9) изучить критические аспекты использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении иностранным языкам;
10) разработать методические рекомендации по организации процесса обучения английскому языку с использованием мультимедийных и цифровых технологий на ранней ступени средней школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1) анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам, лингводидактике, педагогике, психологии, лингвистике в рамках исследуемой проблемы;
2) анализ статистических данных, отражающих отношение современных подростков к мультимедийным и цифровым технологиям;
3) методический анализ существующей практики использования мультимедийных и цифровых технологий, используемых в обучении иностранным языкам.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые рассмотрен вопрос обоснования и целенаправленной разработки комплексной методики использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку учащихся 5-7-х классов средней школы.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что:
• во-первых, на основании существующих теоретических источников было предложено рабочее понятие цифровой компетентности на английском языка, его содержание и структура;
• во-вторых, была предложена методика использования мультимедийных и цифровых технологий для младшего подросткового возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные в ходе данного исследования методические рекомендации по организации обучения и упражнения могут быть использованы в процессе обучения английскому языку учащихся 5-7-х классов средней школы.
Структура работы. Данная диссертация содержит 92 страницы основного текста и включает в себя введение, две главы и заключение. К диссертации прилагается список использованной литературы и 12 приложений.
Первая глава включает в себя 3 параграфа, содержащие теоретические основы по теме данного исследования. Вторая глава состоит из 5 параграфов, содержащих методические рекомендации, направленные на эффективную интеграцию мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку в 5-7-х классах средней школы.
Целью данного исследования было научно-теоретическое обоснование и разработка методики использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы.
Для достижения этой цели нами был проведен ретроспективный анализ научной литературы в области теории и методики обучения иностранным языкам, психологии, педагогики и лингвистики. В результате, нами была составлена полная картина того, как используются и могут быть использованы современные мультимедийные и цифровые технологии в процессе обучения иностранным языкам.
Следует отметить, что объектом большинства существующих по данной проблеме исследований был процесс обучения иностранному языку взрослых. Однако среднее образование является ключевым этапом в системе формирования вторичной языковой личности, поскольку охватывает максимально широкую аудиторию граждан, а, следовательно, основные процессы формирования иноязычного поведения в виртуальной среде должны начинаться на уровне средней школы. Анализ психолого-возрастных особенностей современных детей младшего подросткового возраста подтвердил нашу гипотезу о необходимости интеграции мультимедийных и цифровых техно-логий в процесс обучения английскому языку в средней школе.
Поиск путей для организации обучения с использованием мультимедийных и цифровых технологий привел нас к разработке рабочего понятия «цифровая компетентность на английском языке». Нами были уточнены структура и содержание данного понятия, в результате чего были выделены составляющие его компетенции: цифровая лингвистическая, цифровая техническая, цифровая мультимедийная и телекоммуникационная. Развитие данных компетенций легло в основу разработанной нами методики обучения английскому языку с использованием мультимедийных и цифровых технологий в 5-7-х классах средней школы.
Результатом нашего исследования стало создание методических рекомендаций, а также упражнений, направленных на формирование у учащихся основ цифровой компетентности на английском языке, как основания для внедрения мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку в средней школе. При разработке методических рекомендаций и упражнений учитывались практические и теоретические аспекты формирования данной компетентности, возрастные особенности обучаемых, а также потенциальные трудности, связанные с интеграцией технологий в процесс обучения, называемые цифровыми рисками.
Также нами были разработаны дополнительные методические материалы, которые могут быть использованы преподавателями в ходе обучения английскому языку с использованием мультимедийных технологий в 5-7-х классах средней школы: макет электронного словаря, лист оценки веб-сайтов и список интернет-ресурсов для учащихся, которые могут быть использованы ими для самостоятельной работы. Дополнительно, нами были составлены лексические минимумы разнообразной компьютерной лексики, а также интернет-сленга английского языка для учащихся 5-7-х классов.
Подводя итог, хотим отметить, что в силу своей научной новизны и междисциплинарного характера, тема данной диссертации остается чрезвычайно актуальной и требует дальнейшего целенаправленного исследования. Раскрытие лингводидактического потенциала использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку должно стать одной из наиболее приоритетных задач методики обучения иностранным языкам в будущем.
1. Асочаков Ю.В. «Цифровая либерализация», «Цифровое неравенство» и киберскептицизм // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. №2 С.93-99.
2. Астафьева О.Н., Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza.ru/doc/86387.html(Дата обращения: 22.04.2017)
3. Бовтенко М. А., Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. - Москва: Флинта Наука, 2005. - 215 с.
4. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2008. - 111 с.
5. Бовтенко М.А., Гарцов А.Д., Ельникова С.И. [и др.; под ред. А.Д. Гарцова]. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций /. - Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов,2006.- 211 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / СПб: Питер, 2008. - 398 с.
7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., «Педагогика», 1972. С. 30-57
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. -224 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. Ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336с.
10. Гарцов А.Д. Компьютерная лингводидактика: цели и задачи. // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». №2. М., РУДН, 2007, С.41-49.
11. Гриценко И.А. Клиповое мышление - новый этап развития человече - ства // Ученые записки РГСУ 2012. №4 (104) С.71-74.
12. Гусевская Н. Ю., Ерёмина В.М. Обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения // Учёные записки ЗабГУ Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2012. №6 С.97-101.
13. Демьянова Е. Г., Колесник А. А. Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 943-945.
14. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Издательство Московского университета, 1986. - 287 с.
15. Зубов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Москва: Академия, 2009. - 140 с.
16. Итинсон К. С., Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. 2015.No2-25. С. 5666-5669
17. Клименко Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 816-818.
18. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008. 431 с.
19. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
20. Копыловская М.Ю. Межкультурный «digital native/digital immigrant» конфликт в современном преподавании английского языка // Вестник СПбГУ Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. №1.
21. Королькова С. А. К вопросу о структуре информационно - коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. URL: http://no- vainfo.ru/article/2782(Дата обращения: 01.03.2017)
22. Кочетурова Н. А. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранному языку: учеб. пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск: НГТУ, 2010. - 61 с.
23. Кочетурова Н.А. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранному языку: учеб. пособие / Н.А. Кочетурова .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010 .— 63 с.
24. Круглякова Г. В., Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов- филологов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук; [Тольят. гос. ун-т]. - Тольятти, 2007.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва, 1981.
26. Лесникова Е.С. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам // Вестник КемГУ. 2012. №4.
27. Лыкова И. В. Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция) // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1016-1018.
28. Малкина-Пых И. Г. Кризисы подросткового возраста. - М.:Изд-во Эксмо, 2004.
29. Мелихова А.А. Понятие информационно-коммуникативной компетентности в контексте проблем гуманитаризации процесса подготовки современного специалиста в техническом вузе// Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 101-108
30. Михалева Г.В. Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании // Научный диалог. 2014. №6 (30) С. 66-74.
31. Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования: (внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку): учеб. пособие / М-во образования Моск. обл., Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Моск. гос. обл. ун-т; [Л. В. Сарычева и др.]. - Москва: МГОУ, 2014. - 160 с
32. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / [Сост., новая ред. пер. с фр., ком-мент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова]. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
33. Пиотровская К. Р Современная компьютерная лингводидактика // Научно-техническая информация. Серия 2.1991. №4. С.35-41.
34. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 364 с.
35. Попова Е. М., Федорова Е. Н. Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения ино странным язы-кам // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №11-2 С.126-129.
36. Попова Г. И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Краснодар, 2006. — 23 с
37. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие; Московский гос. лингвистический ун-т. - Изд. 6-е. - Москва: ЛЕНАНД, 2016 - 364 с.
38. Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Томск,2007.— 23 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002 - 720 с
40. Семеновских Т. В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 (24) С. 134-144.
41. Сидорова М. Я netspeak бы выучил только за то.. // Дети в информационном обществе. — 2011. - № 8.- С. 32-41.
42. Смирнова И. Г. Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; [Воронеж. гос. техн. ун-т]. - Воронеж,2011.- 22 с.
43. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. — М: Google, 2013. — 165 с.
44. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
45. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. №3 (15) С.36-48.
46. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2008. №7 С.98-106.
47. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Москва; Ростов-на-Дону: Глосса-Пресс Феникс, 2010. - 177 с.
48. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. №4 (20) С.115-127.
49. Сысоев П.В., Евстигнеев М.К. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Язык и культура. 2014. №1 (25) С.160-167.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2014. - 48 с.
51. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста//Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. [Текст] / Халеева И.-М., 1995.
52. Хрипкова А. Г., Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
53. Хуторской А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения. - СПб: Питер, 2016. - 720 с.
54. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008.
- Вып. 1. - С.117-137
55. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психол. 1998. № 3.
56. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 19-34.
57. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2103 «Иностр.яз». М.: Просвещение, 1986. 223 с.
58. Эльконин Б. Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 141 с.
59. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967. - 560 с.
60. Aviram A., Eshet-Alkalai Y. Towards a theory of digital literacy: Three sce-narios for the next steps [Электронный ресурс]. European Journal of Open, Distance and E-Learning. (2006). URL: http://www.eurodl.org/index.php? p=archives&year=2006&halfyear=1&abstract=223 (Дата обращения: 25.02.2017)
61. Boyd D. It's Complicated: The Social Lives of Networked Teens. New Haven, Connecticut: Yale University Press, 2014. 296 p.
62. Boyd D. Streams of content, limited attention: the flow of information though the social media [Электронный ресурс]. EDUCAUSE Review, 45(5), 26-36. URL: https://er.educause.edu/~/media/files/article-downloads/ erm1051.pdf (Дата обращения: 15.02.2017)
63. Crystal D. (2008) 2b or not 2b? [Электронный ресурс]. The Guardian. https://www.theguardian.com/books/2008/jul/05/saturdayreviewsfeatres.- guardianreview(Дата обращения: 20.02.2017)
64. Crystal D. Internet Linguistics: A student guide. London: Routledge, 2011.-179 p.
65. Curran J. Implementing the Digital Technologies Curriculum [Электронный ресурс]. URL: https://www.digitaltechnologieshub.edu.au/teachers/aus- tralian-curriculum/ict-vs-digital-technologies(Дата обращения: 15.03.2017)
66. Dudeney, G., N. Hockly, & M. Pegrum (2013): Digital Literacies. Harlow: Pearson, 2013. - 387 p.
67. Dudeney, G., N. Hockly. How to teach English with Technology. Harlow: Longman, 2007. - 192 p.
68. Haider A., Dall E.. Guideline for media literacy in education. /European Center for Media Literacy Report, ECML (2004)
69. Hobbs R., Martens H. «How media literacy supports civic engagement in a digital age». //Atlantic Journal Of Communication. -2015. -№23 (2): 120¬137.
70. Kemp N. Mobile technology and literacy: Effects across cultures, abilities and the lifespan. //Journal of Coputer Assisted Learning. -2011. -№27(1), pp. 1-3
71. Livingstone S. Online risk, harm and vulnerability: Reflections on the evi-dence base for child Internet safety policy / S. Livingstone // ZER: Journal of Communication Studies. - 2013d. - Volume 18. - № 35. - pp. 13-28.
72. Rheingold H. Net Smart: How to thrive online. Cambridge, MA: MIT Press,
2012. 336 p.
73. Shirky C. Does the Internet Make You Smarter? [Электронный ресурс]. Wall Street Journal URL: https://www.wsj.com/articles/ SB10001424052748704025304575284973472694334 (Дата обращения: 23.01.2017)
74. Teaching with Digital Technologies [Электронный ресурс]. State Govern-ment of Victoria, Australia, 2017 URL: http://www.education.vic.gov.au/ school/teachers/support/Pages/elearningcurriculum.aspx_ (Дата обращения: 20.01.2017)
75. Warschauer M., Matuchniak T. New Technology and Digital Worlds: Ana-lyzing Evidence of Equity in Access, Use, and Outcomes. //Review of Re-search in Education. -2010. - № 34 - pp. 179-225.
Ресурсы, использовавшиеся для составления упражнений:
• http://www.studfiles.ru/preview/5177970/21
• https://www.classtools.net/FB/
• https://skyeng.ru/articles/sms-sokrashcheniya-4u-populyarnye- akronimy-ery-tekstovyh-soobshchenij-i-internet-chatov
• http://elenaruvel.com/anglijskij-sleng-v-internete-kak-napisat-
soobshhenie-i-sms/