Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В КУЛЬТУРЕ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ГАЗЫ

Работа №73479

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы178
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-15
I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ГАЗЫ ПАЛЕСТИНСКОЙ 16-58
1. Топография города 16-34
2. Этнические и социально-экономические процессы в городе Газа 34-46
3. Закат язычества и становление христианства в Газе Палестинской 46-58
II. КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ ГАЗСКИХ АВТОРОВ 59-103
1. Жанры литературы 60-74
2. Виды литературных сюжетов 74-103
III. ПРОЯВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 104-145
1. Планировка города 104-114
2. Памятники архитектуры 114-129
3. Памятники искусства 129-145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146-149
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 150-164
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения явлений и процессов, происходящих в результате трансформации общества. В настоящее время эпоха поздней античности/Ранней Византии является одной из самых дискутируемых в исторической литературе проблем, в особенности проблема трансформации общества из античного в средневековое. Социокультурное обновление, переживаемое Газой, ставит перед научным сообществом множество сложных вопросов относительно характера и роли переходного периода в развитии ранневизантийского общества. Установление христианства привело к динамичным изменениям в социально- культурной сфере. Город Газа и её округа были единственным оставшимся бастионом язычества в ранневизантийской Палестине. В начале V века город превратился в преуспевающий и важный христианский центр со знаменитой Школой риторики и ведущими монашескими общинами, расположенными вокруг неё. Мы имеем частичную картину этого процветающего христианского сообщества. Классические элементы в этот период не изжили себя и находили своё место в духовной и материальной жизни газийцев. Языческие праздники, спектакли, отдельные памятники архитектуры и искусства, жанры античной литературы выжили в христианскую эпоху, что привело к уникальному синтезу нового и старого миров. Поэтому классическое наследие Газы заслуживает пристального внимания в исследовании различных аспектов её социальной, духовной и материальной истории.
Источниковой базой для нашего исследования послужили сочинения ранневизантийских авторов Газы Палестинской.
Это диалог «Теофраст» Энея Газского, сфокусированный на защите христианского учения от языческих воззрений, и 25 писем, носящих исключительно личный характер. Последний перевод «Теофраста» на английский язык был выполнен S. Gertz, J. Dillon, D. Russel в 2012 г.; английский перевод писем осуществлен L. Positano в 1962 г.; на русский язык был дан перевод девяти писем (2,5,6,10,13,15,21,23,24) М.Е. Грабарь-Пассек в издании «Па-мятники византийской литературы IV—IX веков».
В 1963 году вышел перевод писем и декламаций Прокопия Газского под редакцией A. Garzya, R. Loenertz. В 2010 году Eugenio Amato опубликовал на итальянском языке 3 диалексиса, 4 этопеи, 2 экфрасиса и панегирик стратигу Азиатику, а перевод Панегирика императору Анастасию и писем был осуществлен при содействии G. Ventrella и F Ciccolella соответственно. Панегирик императору Анастасию также был переведен на русский язык Н.Н. Болговым и А.М. Болговой в 2016 году, а два письма (Ep. 2, 3) Иерониму и Пифию - М.М. Синицей и М.Ю. Лопатиной в 2017 году.
Для анализа произведений Хорикия Газского использовались 12 декламаций, энкомий Маркиану (I, II) и дуксу Аратию и архонту Стефану, эпитафия Прокопию, Апология в защиту мимов. Наибольшей популярностью в этом отношении пользуется издание на греческом языке 1929 года (переиздание 1972) под редакцией R. Foerster и E. Richtsteig. На английский язык перевод произведений Хорикия был последовательно осуществлен F. Litsas (1980 г.) и R. Penella (2009 г.). На русский язык переведены отдельные сочинения автора: Апология мимов (Л.А. Фрейберг, 1968 г.) и Надгробная речь Прокопию (А.М. Болгова, Н.Н. Болгов, 2017 г.).
Творчество Иоанна Газского представлено произведениями Description du Tableau cosmique и анакреонтическими стихами. Перевод на итальянский язык последних был выполнен в 2000 году F. Ciccolella, а Description... было переложено на французский язык D. Lauritzen в 2015 году.
Для оценки общеисторической ситуации в Газе были использованы сочинения раннехристианских богословов и писателей: Феодорита Кирского («Толкование на Вторую книгу Паралипоменон»), Захария Схоластика («Житие монаха Исайи»), Евсевия Памфила («Жизнь блаженного василевса Константина», «Ономастикон»), Ермия Созомена («Церковная история»), Иеронима Стридонского («Житие Илариона Великого»), Марка Диакона («Житие Порфирия Газского»), Сократа Схоластика («Церковная история»).
Также для работы была привлечена Пасхальная хроника (VII в.), кото-рая частично охватывает события, связанные с Газой.
В контексте нашей темы также косвенно были использованы античные сочинения Клавдия Птолемея («География»), Диодора Сицилийского («Историческая библиотека»), Арриана Флавия («Анабасис Александра») и Страбона («География»).
Для сравнения и поиска аналогий античных элементов в письменных и материальных памятниках ранневизантийской Газы использовались в качестве источников произведения Гомера («Илиада» и «Одиссея»), Платона («Федр» и «Государство»), Нонна Панополитанского («Деяния Диониса»), Еврипида («Ипполит»), Витрувия («Десять книг об архитектуре»).
Таким образом, имеющихся источников вполне достаточно, чтобы ре-шить поставленные задачи.
Степень изученности темы: В выпускной квалификационной работе были использованы наработки зарубежных и российских авторов относительно исследуемой темы. Проблемы общеисторического характера нашли отражение в работах Я.М. Чехановец, Н.Н. Болгова. В научно-популярном издании на широком историческом фоне Н.Н. Болговым был дан очерк истории и культуры ранневизантийского города Газы в Палестине, топографии, а также предложен обзор основных авторов и сочинений письменной традиции города. Изучением Энея Газского и его сочинения «Теофраст» занимался Д. Введенский. Л.А. Фрейберг была предложена характеристика античного литературного наследия в Византийской империи. Исследование риторической школы нашло отражение в работах А.М. Болговой.
Зарубежная литература по рассматриваемой нами теме представлена более широко в силу того, что зарубежные коллеги владеют оригиналами источников и тщательно работают над их переводом. Первая половина XX века отмечена работами M. Meyer, F.-M. Abel, где дается общее описание юга Палестины согласно Мадабской карте, и описание города Газы. Историческая география и топография рассматривается в работах G. Gatt, A. Alt, M. Avi-Yonah, V. Guerin, Y. Aharoni, J.-B. Humbert и др.
В ХХ веке изучением отдельных проблем ранневизантийского города Газы занимались также Р. Friedlander, G. Downey. Следующей значительной работой по античному городу последовал труд C.A.M. Glucker. Некоторые из интересных тем, освещающие различные вопросы истории позднеантичной Газы, раскрываются в сборнике статей под редакцией B. Bitton- Ashkelony и A. Kofsky «Christian Gaza in Late Antiquity». В следующем году вышел другой труд «Gaza dans l'Antiquite Tardive. Archeologie, rhetorique et histoire. Actes du colloque international de Poitiers», раскрывающий вопросы археологии, искусства и литературной деятельности, редактором которого является C. Saliou. Существенную роль в изучение культурных переходов в Газе Палестинской внес M. Champion. По результатам международной конференции в Париже (2013 г.) в 2017 году вышел сборник, включающий последние наработки, посвященные проблемам текстов авторов, писавших в Газе в последней четверти V - 40-е гг. VI вв.
Стоит отметить также труды, посвященные исследованию отдельных авторов Газы. Эней Газский был рассмотрен в работе G. Schalkhausser; Прокопием Газским занимались C. Kempen, A. Chauvot, E. Amato ; информацию о Хорикие Газском можно найти в книге F. Litsas и Е. Amato.
В частности, вопросы разработки мифа в нарративной традиции и обобщение письменных и визуальных свидетельств в их пользу прослеживает T. Gantz ; переход от античного эллинизма к христианству на примере литературных сочинений частично показан в сборнике трудов под редакцией T.
Hagg и P. Rousseau, а на примере изобразительного искусства - в работах R. Talgam.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что зарубежная историческая наука, как о отечественная, не имеет специального исследования, посвященного анализу античного наследия в культуре ранневизантийской Газы на примере литературных произведений, памятников архитектуры и искусства. Имеющиеся работы сосредоточены в основном на личности авторов, их деятельности, описании некоторых из сочинений, оставляя в стороне вычленение классического компонента.
Целью данной магистерской работы является разработка формы интерпретации античного наследия в культуре ранневизантийской Газы посредством письменной традиции авторов города. В связи с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический очерк Газы Палестинской с точки зрения топографии местности, этнических и социально-экономических процессов, а также религиозной трансформации для понимания проявлений классической традиции в культурной среде города.
2. Проанализировать имеющиеся сочинения газских авторов, - Энея, Прокопия, Хорикия и Иоанна, - и выявить произведения, соответствующие античным литературным жанрам, а также вычленить из них античные литературные сюжеты.
3. Провести классификацию античных жанров литературы и литературных сюжетов.
4. Выявить проявления классических элементов в планировке Газы и разработать схему плана города.
5. Выявить через письменные и изобразительные источники памятники архитектуры и искусства в городе.
6. Вычленить наличие классического компонента в памятниках архитектуры и искусства в ранневизантийской Газе.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы включают период с конца IV по VI вв. Данные хронологические рамки соответствуют принятой в научном мире датировке, обозначающий период Поздней античности / Ранней Византии (IV-VII вв.). На рубеже IV-V вв. в Газе проходит активный процесс христианизации, а во второй половине VI в. уже наблюдается конец процветания Школы риторики в городе и выхода послед-них известных сочинений рассматриваемых нами риторов.
Территориальные рамки исследования охватывают историческую область одного из важнейших городов южной Сирии и одного из древнейших городов мира - Г азы, включенной в провинцию Палестина Прима.
Объектом исследования выступают памятники ранневизантийской письменной традиции, архитектуры и искусства Газы Палестинской в V-VI вв.
Предметом исследования являются античные элементы в памятниках ранневизантийской письменной традиции, архитектуры и искусства.
В качестве методологической основы исследования, прежде всего, выступает цивилизационный подход, авторами которого являются О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Г. Еллинек, У. Ростоу и др. в истории, который позволяет увидеть разнообразные грани исторического процесса в движении. Духовно-культурный критерий является основополагающим в данном подходе. Цивилизационный подход позволяет историку учитывать социальные интересы, действующие силы, устоявшиеся нормы поведения, исторический опыт прошлого. Неотъемлемой частью исследования выступает «интеллектуальная история», в центре внимания которой находится деятельность и труды представителей интеллектуальной элиты газского общества. В качестве методологической основы исследования признаётся также принцип объективности (рассмотрение исторической действительности в целом без пристрастия исследователя, и изучение всех фактов в комплексе) и историзма (рас-смотрение явлений и процессов в развитии, с учетом влияния различных условий в конкретно-исторической ситуации). Руководствуясь принципом системности, мы классифицируем античные жанры и сюжеты, архитектурные памятники в единую систему.
В ходе работы над магистерской диссертацией нами были использованы следующие методы:
• историко-сравнительный метод используется для исследования во-проса процесса культурного континуитета между ранним христианством и античностью, а также для поиска аналогий в произведениях авторов Газы и античных писателей;
• кoнтeнт-aнaлиз направлен на текстовый анализ содержания произведений Энея, Прокопия, Хорикия и Иоанна;
• метод логического анализа устанавливает оригинальность и своеобразные черты произведений конкретного автора;
• историко-генетический метод применяется для исследования изменений, произошедших в результате культурной трансформации в Газе;
• метод описания позволяет не только восстановить сведения об объектах архитектуры и искусства, но также разработать модели их изображений.
Научная новизна. Значительные научные силы были посвящены исследованию перехода от язычества к христианству в Газе, а также Школе риторики и ее выдающимся деятелям. Но работы, позволяющей выявить античные следы в письменной традиции и в материальной культуре в ранневизантийской Г азе, в зарубежной и отечественной историографии нет. В этой связи нами было сделано:
1. Первая попытка систематического осмысления античного наследия в Газе Палестинской в ранневизантийский период.
2. Получило дальнейшее развитие работа с сочинениями выдающихся деятелей Школы риторики в Газе.
3. Впервые в зарубежной и отечественной историографии проведена классификация античных жанров литературы и литературных сюжетов произведений газских авторов.
4. Впервые проведен систематический анализ и классификация античных памятников архитектуры и искусства в Газе Палестинской.
5. Впервые в отечественной историографии получило дальнейшее исследование планировки и топографии города, а также изобретение схематического плана города.
Положения, выносимые на защиту:
1. Окончательная христианизация Газы произошла в конце IV века с назначением епископа Порфирия (346-420 гг.), но понадобились десятки лет после смерти епископа, чтобы Газу можно было считать поистине христианским городом.
2. Газийская культура в целом и газийское художественное творчество в частности развивались при наличии и жизненности античной и христианской традиций.
3. К главным жанрам языческой литературы, продолжившим свое существование в ранневизантийской Газе, относятся риторическая проза, философская проза, поэзия, эпистолярная литература.
4. Литературные сюжеты в произведениях Энея, Прокопия, Хорикия и Иоанна подразделяются на три вида: мифологические, исторические и этологические (нравоописательные).
5. Общая концепция ранневизантийского города во многом сохранила в себе античные формы, план, ориентации и главные структурные элементы - площадь, улицы, здания для развлечений. Город был выстроен по гипподамовой системе.
6. Традиционные классические элементы продолжали сохраняться при постройке архитектурных памятников, в том числе и религиозных; проводились работы по реставрации античных зданий.
7. Для ранневизантийских памятников искусства в Газе Палестинской характерны следующие варианты выживания классической культуры: демонстрация совместимости христианства и эллинской культуры, а также аллегорическое толкование мифов.
Структура работы. Магистерская диссертация заключает в себе введение, три главы, восемь параграфов, заключение, библиографический список и приложение.
Апробация материалов и выводов работы была проделана в виде ряда докладов на научных конференциях, а также отражена в 19 публикациях:
1. Borisovskaya I.V., Lopatina M.Yu. Sportliche Wettkampfe und Wagenrennen im spatantiken Gaza // Experientia est optima magistra (опыт - лучший учитель): сборник научных статей по результатам Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.А. Огнева, И.В. Борисовской. Вып. V. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. - С.12-15.
2. Borisovskaya I.V., Lopatina M.Yu. Theater im spatantiken Gasa: Lage und Bauweise xperientia est optima magistra (опыт - лучший учитель): сборник научных статей по результатам Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.А. Огнева, И.В. Борисовской. Вып. V. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. - С.15-18.
3. Лопатина М.Ю. Языческие праздники в Газе IV - VI вв. в процессе культурного континуитета // «Каразинские чтения»: Тезисы 69-ой Международной научной конференции (Харьков, 29 апреля 2016 г.). - Харьков: Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, 2016. - С. 44-45.
4. Лопатина М.Ю. Театр в позднеантичной Газе: местоположение и устройство // Иресиона. Выпуск V. К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ»: материалы научной сессии / отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - С.142-147.
5. Nikolay N. Bolgov , Anna M. Bolgova , Vitaliy V. Penskoy , Vasiliy V. Lipich , Vladimir N. Shilov and Marina Yu. Lopatina . Studying the Transition Problems from Antiquity to Middle Ages in the Russian Historiography // The So-cial Sciences 11 (10): 2371-2375, 2016. (SCOPUS)
6. Лопатина М.Ю. Положение ранневизантийской Газы на мозаичной карте из Георгиевской церкви в Мадабе: проблемы интерпретации археологической находки // 1917-2017: уроки столетия: материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. Вып. I / под ред. иерея Ярослава Манохина. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - С. 162-166.
7. Лопатина М.Ю. Спортивные соревнования и гонки на колесницах в позднеантичной Газе // Молодёжь - науке. 2016. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы в 2015/2016 учебном году. Т. VIII. - Псков: Псковский государственный университет, 2016. - С. 22-25.
8. Лопатина М.Ю. Город-порт Маюма как одна из топографических доминант Г азы Палестинской // Кондаковские чтения - V. Античность - Византия - Древняя Русь / отв. ред.-сост. Н.Н. Болгов. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. - С. 100-104.
9. Bolgov N., Bolgova A., Ryabtseva M., Lopatina M., & Semecheva E. An Investigation on an Early Byzantine Higher School in Russian Historiography // Journal of History Culture and Art Research. - 2017. - Vol. 6. - No. 4. - P. 268-276.(SCOPUS)
10. Лопатина М.Ю. Петр Иберийский и Ювеналий Иерусалимский как воплощение монашеского разлома в ранневизантийской Г азе // Герои и анти-герои в мировой истории: сборник материалов по итогам Всероссийской конференции 9 июня 2017 г. / отв. ред. Т. М. Гавристова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: Филигрань, 2017. - C. 205-210. (РИНЦ)
11. Лопатина М.Ю. Античная традиция в письменном наследии христианского ритора Хорикия Газского // Эргастирий: сборник материалов Всероссийской летней школы по византиноведению (г. Белгород, август 2017) / отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - C. 109-118.
12. Лопатина М.Ю. Представления о городской среде Газы в риторической традиции Хорикия Газского // Молодёжь — науке. 2017. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы в 2016/2017 учебном году. Т. I. Часть II. — Псков: Псковский государственный университет, 2017. - 136-138.
13. Лопатина М.Ю. Дорожная сеть в ранневизантийской Газе // Европа в Средние века и Новое время: Общество. Власть. Культура: материалы Все-российской, с международным участием, научной конференции молодых ученых, посвященной 70-летию кафедры истории России Удмуртского государственного университета. Ижевск, 6-7 декабря 2016 г. — Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2017. - C. 120-125.
14. Лопатина М.Ю. «Экфрасис образов» Прокопия Газского и использование мифологических тем в искусстве ранневизантийской Палестины // Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции / отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - C. 252-268.
15. Лопатина М.Ю. Ранневизантийская поэзия в творчестве Иоанна Газского // Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции / отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - C. 268-273.
16. Синица М.М. Лопатина М.Ю. Прокопий Газский. Письма (EP.2,3) // Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции / отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - C. 420-421.
17. Лопатина М.Ю. К истории изучения Газы Палестинской в ранневизантийский период // Белгородский диалог-2017. Проблемы филологии, все-общей и отечественной истории: сборник материалов IX Международного молодежного научного форума, г. Белгород, 19-21 апреля 2017 г. / отв. ред. И.И. Чумак-Жунь. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 94¬99.
18. Лопатина М.Ю. Античный элемент в формировании ранневизантийского города на примере Газы Палестинской // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. - Бел-город: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 82-85.
19. Болгов Н.Н., Лопатина М.Ю. Письма Энея Газского // Научные ведомости БелГУ. - 2017. - № 15 (264). - С. 39-46. (ВАК)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, понимание преемственности было важной частью христианизации города. Кампания Порфирия, конечно же, перевернула некоторые из старых учреждений. Однако, где это возможно, епископ вводил новые, которые можно рассматривать как продолжения прежних институтов. Как нам известно, поздняя античность была эпохой церемоний, и тенденция к сакрализации власти требовала постоянной ритуализации с помощью раз-личных инструментов. Решающую роль в определении места индивидуумов в этом обществе имели методы празднования, особенно те, которые были основаны на принципе «усиления». Среди этих практик, панегирики, хвалебные речи, составленные в соответствии со строгими правилами и адресованные различным категориям людей, несомненно, являлись самыми сложными, по крайней мере, среди текстуальных форм. Панегирики были произведены в больших количествах для различных обстоятельств, общественных и частных. Хвалебная речь была характерной чертой всей политической жизни страны, в том числе многих провинциальных столиц и менее крупных городов.
Престиж традиции имел много общего с выживанием искусства декламации. Интенсивное изучение риторики сохранилось, поскольку оно оставалось актуальным, предоставляя необходимые навыки адвокатам и другим лицам. Такие условия жизнеспособности рассматриваемых авторов в Газе, кроме того, также являются общими и для других писателей, воплотивших некоторые важнейшие основы для сохранения классической Византии. Работы этих классиков дошли до нас, не потому, что им обеспечивалась сохранность, а потому, что они либо использовались в школах, либо были расценены как весьма полезные моральные учения, которые можно было извлечь из них.
Школа Газы, вероятно, также должна рассматриваться как продолжение классической риторической школы. Формальной частью риторической традиции, которая последовала из античности, является использование со-держания классических моделей в произведениях ранневизантийских авторов.
Газа являлась знаменитым центром образования и литературы. У газских авторов можно найти и переработки античных мифов, и отдельные мифологические имена и сюжеты, и почти механическое заимствование литературных жанров (приложение 10). Рассматривая произведения Энея, мы видим его опору на классическую литературу. Среди авторов, на которых он ссылается довольно часто, преобладают Гомер и Платон. Широкий спектр литературных и мифологических материалов нашел свое отражение в диалоге «Теофраст» и в личной переписке. Читая небогословские произведения Прокопия Газского и его ученика Хорикия, иногда трудно поверить, что мы имеем дело вообще с христианскими писателями. Для их произведений характерно: традиционная аттическая позиция в отношении языка, античные жанры литературы, частые отсылки к Зевсу и другим членам греческого пантеона. В эпитафии Прокопию Хорикий подчеркивает, что Прокопий отличался от других, потому что у него было как полное образование языческого софиста, так и задатки христианского лидера. А Фотий, например, жаловался на то, что Хорикий излишне смешивал языческие мифы и истории в своих произведениях. Аналогичная ситуация наблюдается и в творчестве единственного известного нам поэта Газы - Иоанна. Он способствовал распространению стиля египетского эпического поэта Нонна Панополитанского, а также как удалось установить, подражал его поэме «Деяния Диониса». Более того, вопрос о жанре и правилах поэтического творчества не отличается для Нонна в Египте в середине V века и для Иоанна в Палестине в первые десятилетия VI века. Риторы и поэты Г азы использовали практически всегда одну и ту же коллекцию литературных ссылок, приобретенных в течение их обучения в родном городе или в других городах, в первую очередь в Александрии. Для конкретных типов произведения необходимы были определенные поэтические отсылки, а также литературные жанры.
Значительное место в византийской литературе занимал экфрасис. Яр-кость и красочность его изображения по-прежнему дает нам представление о высокой культуре и интенсивной жизни города Г аза. Официально христианизированный, он даже по внешнему виду сохранил элементы эллинизма. Городское пространство Газы в ранневизантийский период позволяет идентифицировать Мадабская карта, а также отдельные сочинения Прокопия и Хорикия. Последний внес весомый вклад, прежде всего, в описание церквей св. Сергия и св. Стефана. Особенное внимание приковывает возможная идентификация церкви св. Сергия с ранее существовавшей Евдоксиевой церковью, а до нее языческим храмом Марнаса. Экфрасисы Прокопия (описание часов и описание картины «Федра и Ипполит») также являются выдержкой из реальной жизни Газы VI века.
В ходе работы над проблемой исследования удалось установить, что из античных гражданских сооружений в ранневизантийской Газе былое величие сохранили: агора, театр, скена, портики, термы (общественные бани), которые являлись любимым местом для отдыха и общения. Термы, в целом, оставались типичной действительностью для поздней античности, засвидетельствованные между III и VII веками по всему римскому миру. Удалось также выявить мифологические сцены в искусстве городской среды Газы. Они раскрывают целый спектр способов того, как художники наполняли изображения сценами из языческой мифологии, отличающиеся утонченностью, безупречной композицией и классическим духом. Репродукция известных мифологических сцен говорит о живучести античного содержания. Например, сцены из греческих трагедий, в особенности Еврипида, почти не подвергаются изменениям. Но, изображения, в основном, принимают приемлемую трактовку для христианского сообщества. Это, в свою очередь, свидетельствует о высокой интеллектуальной культуре жителей ранневизантийской Газы.
Стоит отметить, что главная проблема заключается в том, что невозможно сопоставить тексты с археологическими памятниками, так как их не сохранилось. Но, благодаря произведениям риторов, есть возможность схематически восстановить упоминаемые объекты, как и, в целом, городское пространство Газы (приложение 11). Тем более что сенсационные археологические находки (особенно мозаики и картины) в Израиле, Иордании и Антиохии предоставили много новых параллелей и оснований для реальности описанных картин в Газе. На сегодняшний день, фундаментальной работой остается издание Paul Friedlander1939 года с объяснениями и реконструкцией изображений и механических часов.
Осмысление, оценка и отбор античного культурного наследия составляют характерную и очень существенную черту культуры ранневизантийской Газы. Здесь необходимо отметить, что христианство должно было выражаться в формах и словах, к которым привыкли люди, чтобы завоевать их сердца. Богатый опыт литературно-художественной традиции, преемственность и модификация научных и философских систем античности, традиции античного изобразительного искусства, архитектуры, - вот сущность и содержание того неизменного соприкосновения с классическим материальным и духовным миром, того общения с ним, которое нашло отражение в христианизированном городе. Газа в V-VI веках была открыта для диалога между кажущимися непримиримыми традициями. Интеллектуалы города смогли найти необычный синтез между античностью и современностью, выступив культурными посредниками, способными переосмыслить греческую традицию.



1. Aeneas of Gaza. Theophrastus, with Zacharias of Mytilene: Ammonius // Translated by S. Gertz - J. Dillon - D. Russell. - London: Bloomsbury Academic, 2012. - 180 p.
2. Choricii Gazaei opera / ed. R. Foerster, E. Richtsteig. - Leipzig: Teubner, 1972. - 576 p.
3. Choricius of Gaza. Encomium to dux Aratius and archo Stephanus // Choricius of Gaza. - Chicago: University of Chicago, 1980. - P. 154-175.
4. Choricius of Gaza. First Encomium to Marcian Bishop of Gaza // Cho-ricius of Gaza. - Chicago: University of Chicago, 1980. - P. 110-132.
5. Choricius of Gaza. Funeral Oration to Procopius // Choricius of Gaza. - Chicago: University of Chicago, 1980. - P. 213-230.
6. Choricius of Gaza. Second Encomium to Marcian Bishop of Gaza // Choricius of Gaza. - Chicago: University of Chicago, 1980. - P. 133-153.
7. Cinque poeti bizantini. Anacreontee dal Barberiniano greco 310 / ed. F. Ciccolella. - Alessandria: Edizioni dell'Orso, 2000. - 293 p.
8. Claudius Ptolemaeus. Geographia. Books 1-5 / ed. C. Muller. - Paris: A Firmin Didot, 1901. - 780 p.
9. Diodorus Siculus. Bibliotheca Historica / ed. F. Vogel. - Stuttgart: Teubner, 1985. - 529 S.
10. Enea di Gaza. Epistole / ed. L. Massa Positano. - Naples: Libreria scien- tifica, 1962. - 129 p.
11. Jean de Gaza. Description du Tableau cosmique / ed. D. Lauritzen. - Paris: Les Belles Lettres, 2015. - 277 p.
12. Procopii Gazaei Epistolae et Declamationes / Ed. Antonio Garzya. - Et¬tal: Buch-Kunstverlag, 1963 - 111 p.
13. Procopio di Gaza. Descrizione dell'immagine // Rose di Gaza: gli scritti retorico-sofistici e le Epistole di Procopio di Gaza. - Alessandria: Edizioni del l'Orso, 2010. - P. 214-237.
14. Procopio di Gaza. Descrizione dell'orologio // Rose di Gaza: gli scritti retorico-sofistici e le Epistole di Procopio di Gaza. - Alessandria: Edizioni del l'Orso, 2010. - P. 204-213.
15. Procopio di Gaza. Dialexis sulla rosa // Rose di Gaza: gli scritti retorico- sofistici e le Epistole di Procopio di Gaza. - Alessandria: Edizioni del l'Orso, 2010.
- P. 180-185.
16. Procopio di Gaza. Etopea del pastore // Rose di Gaza: gli scritti retorico- sofistici e le Epistole di Procopio di Gaza. - Alessandria: Edizioni del l'Orso, 2010.
- P. 186-191.
17. Procopio di Gaza. Panegirico per l'imperatore Anastasio // Rose di Gaza: gli scritti retorico-sofistici e le Epistole di Procopio di Gaza. - Alessandria: Edizioni del l'Orso, 2010. - P. 240-287.
18. Zachariae Scholastico. Vita Isaiae monachi // Vitae virorum apud monophysitas celeberrimorum / ed. E. W. Brooks. - Paris: E Typogr. Reipublicae, 1907. -P. 1-10.
19. Арриан Квинт Эппий Флавий. Поход Александра (Анабасис Александра). - СПб.: Алетейя, 1993. — 368 с.
20. Витрувий. Десять книг об архитектуре / пер. Ф.А. Петровского. - М.: Архитектура-С, 2006. - 328 с.
21. Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича. - Л.: Наука, 1990. - 576 с.
22. Гомер. Одиссея / пер. В. А. Жуковского. - М.: Наука, 2000. - 544 с.
23. Еврипид. Ипполит / пер. И.Ф. Анненского. - М.: Наука, 1999. - 644 с.
24. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. / под ред. А.А. Калинина. - М.: Labarum, 1998. - 352 с.
25. Евсевий Памфил. О названиях местностей, встречающихся в священном писании. Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского. О положении и названии еврейских местностей / пер. И. Помяловского // Право-славный палестинский сборник. - СПб.: Императорское православное Палестинское общество, 1894. - 547 с.
26. Ермий Созомен. Церковная история. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - URL:http: //www. sedmitza. ru/lib/text/433 504/
27. Житие преподобного отца нашего Иллариона Великого Газского / пер. И. Помяловского // Палестинский патерик. - СПб.: Императорское православное Палестинское общество. - 1893. - Вып. 4. - 47 c.
28. Житие святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/994
29. Иосиф Флавий. Иудейская война / пер. с нем. Я. Л. Чертка. - СПб.: [б.и.], 1900. - 560 с.
30. Книга Хрий / пер. с древнеармянского, пред. и ком. Г. Мурадян, ред. Л. Степанян. - Ереван: Наири, 2000. - 300 с.
31. Марк Диакон. Житие и подвизание иже во Святых отца нашего Порфирия, Епископа Газского / пер. И. Помяловского // Палестинский патерик. - СПб.: Императорское православное Палестинское общество. - 1895. - Вып. 5. - 79 с.
32. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса / пер. Ю.А. Голубец. - СПб: Алетейя, 1997. - 608 с.
33. Пасхальная хроника / пер. Л. А. Самуткиной. - СПб.: Алетейя, 2004.—224 с.
34. Платон. Государство / пер. А.Н. Егунова. - М.: [б.и.], 1971. - 87с.
35. Платон. Федр / пер. А.Н. Егунова. - М.: Прогресс, 1989. - 136 с.
36. Прокопий Газский. Панегирик императору Анастасию / пер. Н.Н. Болгова, А.М. Болговой // Классическая и византийская традиция. 2016. — Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. — С. 143—161.
37. Сократ Схоластик. Церковная история / под ред. И. В. Кривушина.
— М.: Росспэн, 1996. — 368 с.
38. Страбон. География / под ред. С. Л. Утченко. — М.: Наука, 1964. — 944 с.
39. Хорикий. Речь в защиту тех, кто воспроизводит жизнь в театре Диониса / пер. Л. А. Фрейберг // Памятники византийской литературы IV—IX веков. - М.: Наука, 1968. - С. 151—156.
40. Феодорит Кирский. Толкование на Вторую книгу Паралипоменон.
[Электронный ресурс] - Электрон. дан.-URL:
https: //azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie -na-vtoruyu-knigu- paralipomenon/#0_11
41. Эней Софист. Письма (2, 5, 6, 10, 13, 15, 21, 23, 24) / пер.
М.Е. Грабарь-Пассек // Памятники византийской литературы IV—IX веков. - М.: Наука, 1968. - С. 157—160.
Исследования
1. Античная кульура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / под ред. В.Н. Ярхо. - М.: Лабиринт, 2002. - 352 с.
2. Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика / Институт мировой литературы имени А.М. Горького. - М.: Наука, 1991. - 256 с.
3. Болгов, Н.Н. Ранневизантийская Газа в Палестине: город и его писатели / Н.Н. Болгов // Античная древность и средние века. — 2014. — Вып. 42. — С. 38-52.
4. Болгова, А.М. Хорикий из Газы: античная риторика как форма для византийской школы / А.М. Болгова // Научные ведомости БелГУ. - 2011. - №1 (96). - С.48-53.
5. Введенский, Д.Э. Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении» / Д.Э. Введенский // Православный собеседник. - 1902. - № 4. - C. 1-18.
6. Ведешкин, М.А. Языческая оппозиция христианизации Римской им-перии IV-VI вв. / М.А. Ведешкин. - СПБ.: Алетейя, 2018. - 358 с.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорускаго языка Владимхра Даля. Том четвертый. Р — V. - СПб.-М.: Тип. М.О. Вольфа, 1882. - 712 с.
8. Дауни Г. Газа в начале VI века / пер. с англ. и сост. А.М. Болговой, Н.Н. Болгова. - Белгород: [б. и.], 2014. - 112 с.
9. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 с.
10. Симонов, В.В. Введение в историю Церкви. Часть 1: Обзор источников по общей истории Церкви: Учебное пособие / В.В. Симонов. — М.: Издательство Московского университета, 2012. — 752 с.
11. Словарь античности / под ред. В.И. Кузищина. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.
12. Фрейберг, Л.А. Античное литературное наследие в византийскую эпоху / Л.А. Фрейберг // Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 5-52.
13. Фрейберг, Л. А. «Апология мимов» Хорикия / Л.А. Фрейберг // Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 319—326.
14. Фрейберг, Л.А. Византийская литература эпохи расцвета IX - XV вв./ Л.А. Фрейберг, Т.В. Попова - М.: Наука, 1978. - 287 с.
15. Чехановец, Я.М. «Mamas victus est a Christo». К вопросу о христианизации древней Газы / Я.М. Чехановец // Мнемон. - СПб.: [б.и.], 2006. - С. 419-454.
16. Юзефовский, Б. Византийское монашество и монастыри Газы / Б. Юзефовский // Иерусалимский православный семинар. - 2013. - Вып. 4. - С. 25-34.
17. Abel, F.-M. Gaza au VIe siecle d'apres le rheteur Chorikios / F.-M. Abel // Revue Biblique. - 1931. - T. 40. - P. 5-31.
18. Abel, F.-M. Le Sud Palestinien d'apres la Carte Mosaique de Madeba / F.-M. Abel // Journal of the Palestine Oriental Society. - 1924. - Vol. 4. - P. 107¬117.
19. Abel, F.-M. Les confins de la Palestine et de l'Egypte sous les Ptolemees / F.-M. Abel // Revue Biblique. - 1939. - Vol. 48. - P. 207-236.
20. Aharoni, Y. The Land of the Bible: A Historical Geography / Y. Aharo- ni. - Philadelphia: The Westminster Press, 1979. - 481 p.
21. Alt, A. Beitrage zur historischen Geographic und Topographic des Neg-ev. I. Das Bistum Orda / A. Alt // Journal of the Pales tine Oriental Society. - 1931. - Vol. 11. - P. 204-211.
22. Aly, W. Prokopios von Gaza / W. Aly // Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. - 1957. - Vol. 23.1. - cols. 259-273.
23. Amirav, H. Rhetoric and Tradition: John Chrysostom on Noah and the Flood / H. Amirav. - Leuven: Peeters Publishers, 2003. - 269 p.
24. Ando, C. Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire / C. Ando. - Oakland: University of California Press, 2000. - 494 p.
25. Avi-Yonah, M. The Madeba Mosaic Map / M. Avi-Yonah. - Jerusalem: Israel Exploration Society, 1954. - 257 p.
26. Avi-Yonah, M. The Holy Land from the Persian to the Arab Conquests / M. Avi-Yonah. - Michigan: Baker Book House, 1966. - 288 p.
27. Babler, B. Prokop von Gaza: Der Gemaldezyklus / B. Babler // Rose di Gaza. Gli scritti retorico-sofistici e le Epistole di Procopio di Gaza. - Alessandria: Edizioni dell'Orso, 2010. - P. 560-618.
28. Barasch, M. The David Mosaic of Gaza / M. Barasch // Assaph. - 1980. - №1. - P. 1-43.
29. Baumann, P. Mythological Heroes in the Service of Private Representa-tion: A Case Study on Some Late Antique Mosaics in the Holy Land / P. Baumann // What Athens has To Do with Jerusalem. Essays on Classical, Jewish, and Early Christian Art and Archaeology in Honor of Gideon Foerster. - Leuven: Peeters, 2002. - P. 67-85.
30. Bejor, G. Vie colonnate: Paesaggi urbani del mondo antico / G. Bejor // American Journal of Archaeology. - 2002. - Vol. 106. - No. 1. - P. 139-140.
31. Bition-Ashkelony, B. Christian Gaza in Lite Antiquity / B. Bition- Ashkelony, A. Kofsky. - Leiden-Boston: Brill, 2004. - 248 p.
32. Brown, P. Power and Persuasion in Late Antiquity. Towards a Christian Empire / P. Brown. - Madison: The University of Wisconsin Press, 1992. - 182 p.
33. Bury, J.B. A History of the Later Roman Empire. Vol. I. / J.B. Bury. - New York: Dover Publications, 2011. - 512 p.
34. Champion, M.W. Explaining the Cosmos: Creation and Cultural Interac-tion in Late-antique Gaza / M.W. Champion. - Oxford: Oxford University Press, 2014. - 241 p.
35. Chauvot, A. Procope de Gaza, Priscien de Cesaree, Panegyriques de l'empereur Anastaseler / A. Chauvot. - Bonn: Habelt, 1986. - 323 p.
36. Claude, D. Die byzantinische Stadt im 6.Jahrhundert / D. Claude. - Mu-nich: Beck, 1969. - 257 p.
37. Clermont-Ganneau, C. Archaeological Researches in Palestine 1873¬1874 / C. Clermont-Ganneau. - London: Palestine Exploration Fund, 1896. - 528 p.
38. Cohen, R. Negev emergency project / R. Cohen // Israel Exploration Journal. - 1982. - Vol. 32. - P. 263-265.
39. Conder, C.R. The Survey of Western Palestine. Vol. III: Judaea / C.R. Conder, H.H. Kitchener. - London: Palestine Exploration Fund, 1970. - 584 p.
40. Dan, Y. Circus factions (Blues and Greens) in Byzantine Palestine / Y. Dan // The Jerusalem Cathedra 1. - Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi Institute, 1981. - P. 105-119.
41. Dan, Y. The City in Eretz Israel during the Late Roman and Byzantine Periods / Y. Dan. - Jerusalem: Hebrew, 1984. - 254 p.
42. Diels, H. Uber die von Prokop beschriebene Kunstuhr von Gaza / H. Diels // Abhandlungen der Koniglich Preussischen Akademie der Wissenschaft, Philosophisch-Historische Klasse. - 1917. - Vol. 7. - P. 1-39.
43. Dixneuf, D. Production et circulation des biens a Gaza Durant I'Antiquite Tardive: le temoignage des amphores / D. Dixneuf // Gaza dans I'Antiquite Tar¬dive. Archeologie, rhetorique et histoire. Actes du colloque international de Poi¬tiers (6 -7 mai 2004). - Salerno: Helios, 2005. - P. 51-74.
44. Donners, H. Mosaikkarte von Madeba / H. Donners, H. Cuppers. - Wiesbaden: Ottoharrassowitz, 1977. - 169 s.
45. Downey, G. Gaza in the early Sixth Century / G. Downey. - Norman: University of Oklahoma Press, 1963. - 172 p.
46. Duval, N. L'architecture cultuelle / N. Duval // Naissance des arts chre-tiens. - Paris: Documentation Frangaise, Imprimerie Nationale, 1991. - P. 186¬219.
47. Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Vol. II / ed. M. Avi-Yonah. - Jerusalem: Prentice-Hall, 1978. - 1237 p.
48. Finkelstein, I. The Holy Land in the Tabula Peutingeriana: a historical- geographical approach / I. Finkelstein // Palestine Exploration Quarterly. - 1970. - Vol. 111. - P. 27-34.
49. Friedlander, P. S patantiker Gemaldezyklus in Gaza: des Prokopios von Gaza Ekphrasis eikonos / P. Friedlander. - Citta del Vaticano: Biblioteca aspostol- ica vaticana, 1939. - 120 S.
50. Gantz, T. Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources / T. Gantz. - Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1993. - 836 p.
51. Gatt, G. Legende zum Plane von Gaza / G. Gatt // Zeitschrift des Deutschen Palaestina-Vereins. - 1888. - Bd. 11. - S. 149-159.
52. Gaza dans l'Antiquite Tardive: Archeologie, rhetorique, histoire. Actes du colloque international de Poitiers-(6 -7 mai 2004) / ed. C. Saliou. - Salerno: He¬lios, 2005. - 240 p.
53. Glucker, C.A.M. The city if Gaza in the Roman and Byzantine periods / C.A.M. Glucker. - Oxford: BAR International Series, 1987. - 172 p.
54. Graux, C. Chorikios. Laudationem Aratii Stephanique / C. Graux // Rev. de philology. - 1877. - Vol. 1. - PP. 55-85.
55. Greek Biography and Panegyric in Late Antiquity / ed. T. Hagg, P. Rousseau. - Berkeley: University of California Press, 2000. - 288 p.
56. Guerin, V. Description (Geographique, Historique et Archaeologique) de la Palestine / V. Guerin. - Amsterdam: Oriental Press, 1969. - 580 p.
57. Heath, M. Hermogenes On Issues: Strategies of Argument in Later Greek Rhetoric / M. Heath. - Oxford: Oxford University Press, 1995. - 284 p.
58. Heath, M. Menander: A Rhetor in Context / M. Heath. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - 390 p.
59. Hirschfeld, Y. The Monasteries of Gaza: An Archaeological Review / Y. Hirschfeld // Christian Gaza in Late Antiquity. - Leiden: Boston Brill, 2004. - P. 61-88.
60. Holum K.G. The Greek and Litin inscriptions of Caesarea Maritima / K.G. Holum, C.M. Lehman. - Boston: American Schools of Oriental Research,
2000. - 292 p.
61. Humbert, J.-B. Gaza mediterraneenne. Histoire et archeology en Pales¬tine / J.-B. Humbert. - Paris: Errance, 2000. - 135 p.
62. Isaac, B. H. Milestones in Judaea from Vespasian to Constantine / B. H. Isaac // Palestine Exploration Quarterly. - 1978. - Vol. 110. - P. 47-60.
63. Isaac, B.H. Trade-routes to Arabia and the Roman Army / B.H. Isaac // Roman Frontier Studies 1979. - 1980. - Vol. 71. - P. 881-890.
64. Jones, C.P. Procopius of Gaza and the Water of the Holy City / C.P. Jones // Greek, Roman, and Byzantine Studies. -2007. - No.47. - P. 455-467.
65. Kaster, R.A. Controlling Reason: Declamation in Rhetorical Education at Rome / R.A. Kaster // Education in Greek and Roman Antiquity. - Leiden: Brill,
2001. - P. 317-337.
66. Kempen, C. Procopii Gazaei In imperatorem Anastasium panegyricus: dissertatioin auguralis quam / C. Kempen. - Michigan: University of Michigan Li-brary, 1918. - 68 p.
67. Kirk, G.E. Explorations in the southern desert / G.E. Kirk // Palestine Exploration Quarterly. - 1938 - Vol. 70. - P. 211-235.
68. Kirsten, C. Quaestiones Choricianae / C. Kirsten. - Breslau: apud G. Koebner, 1894. - 35 p.
69. Kraemer, C.J. Excavations at Nessana. Vol. III / C.J. Kraemer. - Prince-ton: Princeton University Press, 1958. - 355 p.
70. Lauritzen, D. Hermes et ses Muses dans le premier Eloge de Marcien par Chorikios / D. Lauritzen // Coricio di Gaza e la sua opera. - Bari: Edizioni di Pagi- na, 2014. - P. 91-99.
71. Lauritzen, D. Nonnus in Gaza.The Expansion of Modern Poetry from Egypt to Palestine in the Early Sixth Century CE / D. Lauritzen // Nonnus of Panopolis in Context: Poetry and Cultural Milieu in Late Antiquity with a Section on Nonnus and the Modern World. - Berlin: Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2014. - P. 421-433.
72. Levi, A. Itineraria Picta: Contributo allo sudio della Tabula peutingeri- ana / A. Levi, M. Levi. - Rome: ‘L'Erma’ di Bretschneider, 1967. - 253 p.
73. Litsas, F.K. Choricius of Gaza / F.K. Litsas. - Chicago: University of Chicago, 1980. - 654 p.
74. Mackenzie, D. The port of Gaza and excavations in Philistia / D. Mac-kenzie // Palestine Exploration Fund Quarterly Statement. - London: Published at the fund’s office, 1918. - Р. 72-87.
75. Mansi, G. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collection / G.D. Mansi. - 1960. - Vol. 7. - cols. 364-365.
76. Mayerson, P. The Wine and Vineyards of Gaza in the Byzantine period / P. Mayerson // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. - 1985. - No. 257. - P. 1-80.
77. Meshel, Z. The Nabataean Road from 'Avdat to Sha'ar Ramon: conclud¬ed / Z. Meshel, Y. Tsafrir // Palestine Exploration Quarterly. - 1975. - Vol. 107. - P. 3-21.
78. Meshel, Z. The Nabataean Road from 'Avdat to Sha'ar Ramon: Part I / Z. Meshel, Y. Tsafrir // Palestine Exploration Quarterly. - 1974. - Vol. 106. - P. 103-118.
79. Meshel, Z. Toldot ''Darb-el-Aza" - haderekh hakedumah le Eilat udrom Sinai / Z. Meshel // Eretz Israel. - 1981. - Vol. 15. — P. 358-371.
80. Meyer, M.A. History of the City of Gaza / M.A. Meyer. - New York: The Columbia University Press, 1907. - 206 p.
81. Mielsch, H. Romische Wandmalerei / H. Mielsch. - Darmstadt: Wissen- schaftliche Buchgesellschaft, 2001. -231 S.
82. Millar, F.G.B. The Emperor in the Roman World / F.G.B. Millar. - Lon-don: Cornell University Press, 1977. - 657 p.
83. Montgomery, J.A. The Samaritans / J.A. Montgomery. - New York: Ktav, 1968. - 358 p.
84. Negev, A. The Date of the Petra-Gaza road / A. Negev // Palestine Ex-ploration Quarterly. - 1966. - Vol. 98. - P. 89-98.
85. Ovadiah, A. The Synagogue at Gaza / A. Ovadiah // Qadmoniot I. - 1968. - № 4. - P. 124-127.
86. Palmer, E.H. The Desert of the Exodus / E.H. Palmer. - Cambridge: Deighton, Bell and Company, 1871. - 576 p.
87. Paul, G.M. Urbs Capta: Sketch of an Ancient Literary Motif / G.M. Paul // Phoenix. - 1982. - Vol. 36. - P. 144-155.
88. Peeters, P. La vie georgienne de S aint Porphyre de Gaza / P. Peeters // Analecta Bollandiana. - 1941. - Vol. 59. - P. 65-216.
89. Phythian-Adams, W.J. Second Report on the Soundings at Gaza / W.J. Phythian-Adams // Palestine Exploration Fund Quarterly Statement. - London: Published at the fund’s office, 1923. - P. 11-36.
90. Pieri, D. Les marchands orientaux dans le grand commerce avec 1'Occi- dent a 1'epoque protobyzantiner (IVeme - VIieme siecles apr. J.-C.) / D. Pieri // Annales d'Histoire et d'Archeologie. - Beyrouth: Universite S aint-Joseph, 1997-1998. - P. 9-35.
91. Piccardi, D.G. Poesia e filosofia in Giovanni di Gaza / D.G. Piccardi // L'Ecole de Gaza: espace litteraire et identite culturelle dans l'Antiquite tardive. - Paris: Peeters, 2017. - P. 131-149.
92. Prevot, F. La cathedrale et la ville en Gaule dans l'Antiquite tardive et le Haut Moyen-Age / F. Prevot // Histoire urbaine. - 2003. - Vol. 7. - P. 17-36.
93. Pullan, W. The Representation of the Late Antique City in the Madaba Map / W. Pullan // Madaba Map Centenary. - Jerusalem: Studium Biblicum Fran- ciscanum, 1999. - P. 165-171.
94. Rees, R. Layers of Loyalty in Latin Panegyric: AD 289-307 / R. Rees. - Oxford: Oxford University Press, 2002. - 250 p.
95. Renaut, D. La recitation d'ekphraseis: une realite vivante a Gaza au Vl-e siecle / D. Renaut // Gaza dans 1'Antiquite Tardive: Archeologie, rhetorique, his- toire. Actes du colloque international de Poitiers-(6 -7 mai 2004). - Salerno: Heli¬os, 2005. - P. 197-220.
96. Riley, J.A. The Pottery from the First Season of Excavations in the Caesarea Hippodrome / J.A. Riley // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. - 1975. - No. 218. - P. 1-63.
97. Roberts, M. The Use of Myth in Latin Epithalamia from Statius to Vena- tius Fortunatus / M. Roberts // Translations of the American Philological Associa-tion. - 1989. -Vol. 119. - P. 321-348.
98. Robinson, E. Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia. Vol. III / E. Robinson. - London: Murray, 1841. - 723 p.
99. Robinson, E. Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia. Vol. II / E. Robinson. - Boston: Crocker & Brewster, 1841. - 680 p.
100. Roll, I. The Roman road system in Judaea / I. Roll // The Jerusalem Cathedra 3. - Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi Institute, 1983. - P. 136-161.
101. Romeny, B. ter Haar. Procopius of Gaza and his Library / B. ter Haar Romeny // From Rome to Constantinople. Studies in Honour of Averil Cameron. - Leiden: Peeters Publishers, 2007. -173-190 p.
102. Rose di Gaza. Gli scritti retorico-sofistici e le Epistole di Procopio di Gaza / ed. E. Amato. - Alessandria: Edizioni dell'Orso, 2010. - 800 p.
103. Rubin, Z. Christianity in Byzantine Palestine: missionary activity and religious coercion / Z. Rubin // The Jerusalem Cathedra 3. - Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi Institute, 1983. - P. 97-113.
104. Sadeq, M. Christian Topography of Byzantine Gaza / M. Sadeq // In-ternational Journal of Humanities and Social Science. - 2015. - Vol. 5. - No. 12. - P. 47-54.
105. Saliou, C. Bains d'ete et bains d'hiver a Antioche / C. Saliou // Anti- oche de Syrie. Histoire, images et traces de la ville antique. - Lyon: Maison de 1'Orient Mediterraneen--Jean Pouilloux, 2004. - P. 289-309.
106. Saliou, C. L'orateur et la ville: reflexions sur 1'ap port de Chorikios a la connaissance de l'histoire de l'espace urbain de Gaza / C. Saliou // Gaza dans I'Antiquite Tardive: Archeologie, rhetorique, histoire. Actes du colloque interna-tional de Poitiers-(6 -7 mai 2004). - Salerno: Helios, 2005. - P. 171-195.
107. Saliou, С. Dire l 'architecture au VIe s.: Chorikios de Gaza / C. Saliou // L'Ecole de Gaza: espace litteraire et identite culturelle dans l'Antiquite tardive. - Paris: Peeters, 2017. - P. 185
108. Saradi, H. Beholding the City and the Church: The Early Byzantine Ekphraseis and Correspoding Archaeological Evidence / H. Saradi // Deltion tes Christianikes kai Archaeologikes Etaireias. - 2003. - Vol. 24. - P. 31-36.
109. Sartre, M. D'Alexandre a Zenobie: Une Histoire du Levant antique IVe s. av.J.C.-IIIe s. / M. Sartre - Paris: Fayard, 2001. - 1194 p.
110. Schalkhausser, G. Aeneas von Gaza als Phiosoph / G. Schalkhausser.
- Erlangen: Buchdruckerei von F. Junge, 1898. - 108 s.
111. S chouler, B. Choricius declamateur / B. S chouler / Gaza dans l'An-tiquite Tardive: Archeologie, rhetorique, histoire. - Salerno: Helios, 2005. - P. 117-133.
112. Scott, R. D. The Classical Tradition in Byzantine Historiography / R.D. Scott // Byzantium and the Classical Tradition. - Birmingham: University of Birmingham, 1981. - P. 61 -74.
113. Smith, G.A. The Historical Geography of the Holy Land / G.A. Smith.
- London: Harper & Row, 1966. - 512 p.
114. Stark, K.B. Gaza und die Philistaische Kuste / K.B. Stark. - Jena: Freidrich Mauke, 1852. - 645 p.
115. Sukenik, E.L. The ancient synagogue of El-Hammeh (Hammath-by- Gadara) / E.L. Sukenik. - Jerusalem: Rubin Mass, 1935. - 99 p.
116. Talgam, R. The Ekphrasis Eikonos of Procopius of Gaza: The Depic¬tion of Mythological Themes in Palestine and Arabia during the Fifth and Sixth Centuries / R. Talgam // Christian Gaza in late antiquity. - Leiden-Boston: Brill, 2004. - P. 209-234.
117. Talgam, R. The Survival of Classical Culture in Palaestina and Arabia in Late Antiquity: Mosaic Art as Test Case / R. Talgam // Bollettino di Archeolo- gia. - 2010. - Vol. 1. - P. 54-63.
118. Thomsen, P. Die Romischen Meilensteine der Provinzen Syria, Arabia und Palaestina / P. Thomsen // Zeitschrift des Deutschen Palaestina-Vereins. - 1917. - Vol. 40. — S. 1-103.
119. Trapp, M.B. Greek and Latin Letters: An Anthology, with Translation / M.B. Trapp. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 348 p.
120. Ward-Perkins, J.B. Roman Imperial Architecture / J.B. Ward-Perkins. - New Haven: Yale University Press, 1994 - 532 p.
121. Watson, P. The Byzantine Period / P. Watson // The Archaeology of Jordan. - Sheffield: Sheffield Academic Press, 2001. - P. 461 -502.
122. Webb, R. Demons and Dancers: Performance in Late Antiquity / R. Webb. - Cambridge: Harvard University Press, 2008. - 296 p.
123. Weiss, Z. Buildings for Entertainment / Z. Weiss //The City in Roman Palestine. - New York: Oxford University Press, 1998. - P. 77-91.
124. Young, F.M. Biblical Exegesis and the Formation of Christian Culture / F.M. Young. - Cambridge: Cambridge University Press, 1997. - 325 p.
Электронные ресурсы:
1. Jean. S a vie // L’Ecole de Gaza. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://ecoledegaza.fr/gazae-schola/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ