Профессиональное самоопределение учащейся молодежи на примере города Ярославля. Социологический анализ
|
Введение……………………………………………………...……….……...…..5
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального
самоопределения молодежи………………………….…………..…………..…9
1.1. Понятие профессионального самоопределения с позиций
социологии…………………………………………………………………..…...9
1.2. Специфика понятия «молодежь», значение профессионального выбора
молодежи в современном мире…………………..……………………………16
Глава 2. Факторы профессионального самоопределения
молодежи……………………………….……………………………….………21
2.1. Роль социальных институтов в формировании профессионального
самоопределения учащейся молодежи ……………….…………...…….……21
2.2. Выбор ВУЗа и специальности как часть процесса профессионального
самоопределения молодежи…………………………………...….…………...33
Глава 3. Практическое исследование основных характеристик
профессионального самоопределения молодежи……………………………38
3.1. Экспертный опрос учащейся молодежи на тему профессионального
самоопределения …………………………………………….………….….….38
3.2. Эмпирический анализ. Прогноз трудоустройства студентов
(выпускников)…………………………………………………………….….…61
Заключение………………………………………………..……….….…….…..81
Библиографический список………………………………..…….…………….84
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального
самоопределения молодежи………………………….…………..…………..…9
1.1. Понятие профессионального самоопределения с позиций
социологии…………………………………………………………………..…...9
1.2. Специфика понятия «молодежь», значение профессионального выбора
молодежи в современном мире…………………..……………………………16
Глава 2. Факторы профессионального самоопределения
молодежи……………………………….……………………………….………21
2.1. Роль социальных институтов в формировании профессионального
самоопределения учащейся молодежи ……………….…………...…….……21
2.2. Выбор ВУЗа и специальности как часть процесса профессионального
самоопределения молодежи…………………………………...….…………...33
Глава 3. Практическое исследование основных характеристик
профессионального самоопределения молодежи……………………………38
3.1. Экспертный опрос учащейся молодежи на тему профессионального
самоопределения …………………………………………….………….….….38
3.2. Эмпирический анализ. Прогноз трудоустройства студентов
(выпускников)…………………………………………………………….….…61
Заключение………………………………………………..……….….…….…..81
Библиографический список………………………………..…….…………….84
Приложение
Актуальность. Профессиональное самоопределение или выбор профессии является средством самоутверждения человека в обществе. В настоящее время, выбор профессии - это одно из главных решений в жизни молодежи. В связи с быстрыми социально-экономическими изменениями, современного состояния российского общества, появляется ряд проблем, связанных с базовым профессиональным выбором личности. Этим обусловлено повышенное внимание к проблемам становления и развития молодого поколения со стороны различных наук, и особенно социологии. Молодежь, как социальная группа, выполняет особую функцию, связанную с воспроизводством и обновлением социальной структуры общества. Данная функция реализуется в ходе социализации, инструментом которой является процесс профессионального самоопределения. В ситуации незавершенности преобразований современного общества новые требования порождают разнообразные противоречия и парадоксы в профессиональном выборе молодежи. В связи с этим, неравномерность происходящих изменений обусловливает необходимость учитывать специфику процесса профессионального самоопределения на региональном уровне. Главной целью является изучение профессионального самоопределения учащейся молодежи с учетом анализа специфики регионального рынка труда и системы образования, так как они являются важнейшими структурными факторами процесса профессионального самоопределения, а также исследование особенностей образовательных и профессиональных ориентаций, характерных для молодежи региона.
Проблема исследования заключается в недостатке
систематизированных представлений о закономерностях
профессионального самоопределения молодежи в современном российском обществе. Мы будем рассматривать профессиональное самоопределение молодежи на примере г.Ярославля, так как в данном аспекте этот вопрос еще не был изучен в конкретном городе.
Многоаспектность социологического подхода к профессиональному самоопределению молодежи отражена в разнообразии направлений исследования. Анализу профессиональных ориентаций и предпочтений молодежи посвящены работы Дидковской Я.В. , Чередниченко Г.А. , М.Н. Руткевича , Ф.Р. Филиппова . Факторную детерминацию
профессионального самоопределения молодежи выявляют в своих работах М.В. Батырева , Н.Ю. Бухнер , Л.А. Гегель , В.И. Журавлев , Е.А. Климов , Д.Л. Константиновский , М.Х. Титма , Г.А.Чередниченко , Шубкин В.Н. и др.
Объект - учащаяся молодежь города Ярославля.
Предмет исследования - профессиональное самоопределение учащейся молодежи города Ярославля.
Цель исследования - изучить профессиональное самоопределение учащейся молодежи города Ярославля.
Задачи исследования
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие профессионального самоопределения с позиций социологии;
2. изучить специфику понятия «молодежь» и значение профессионального выбора молодежи в современном мире;
3. определить роль социальных институтов в формировании профессионального самоопределения учащейся молодежи;
4. проанализировать мотивы выбора ВУЗа и специальности как части процесса профессионального самоопределения молодежи;
5. исследовать содержание профессиональных установок учащейся молодежи;
6. осуществить прогноз трудоустройства студентов (выпускников).
Методологической базой исследования являются системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, экспертный опрос, сравнение и группировка, а также использование индуктивного и дедуктивного методов научного познания.
Гипотезы исследования:
1. Предполагается, что сущность процесса профессионального самоопределения современной молодежи претерпевает изменения, значительная роль отводится институту образования и рынку труда.
2. Предполагается, что определяющим фактором при выборе профессии молодежью является востребованность и престижность.
3. При профессиональном самоопределении главным фактором становятся личностные предпочтения молодежи.
4. Наличие связей в профессиональной среде является главным фактором успешного трудоустройства молодежи.
5. От уровня безработицы зависит трудоустройство выпускников.
В практической части мы будем выявлять содержание профессиональных установок учащейся молодежи и выделять их общие черты. Для этого мы будем использовать следующие методы:
1. Экспертный опрос учащейся молодежи г.Ярославля, с целью выявления их профессиональных установок. Составляет не менее 30 экспертов, из них 47 - студентов, 47 - школьников. Метод сбора данных - анкетирование.
2. Прогноз трудоустройства выпускников ЯГПУ им. Ушинского.
Новизна исследования определяется тем, что:
• впервые исследованы особенности профессионального самоопределения учащейся молодежи города Ярославля, как в среднем, так и в высшем звене образования.
• выполнен прогноз трудоустройства выпускников ЯГПУ им. Ушинского.
Проблема исследования заключается в недостатке
систематизированных представлений о закономерностях
профессионального самоопределения молодежи в современном российском обществе. Мы будем рассматривать профессиональное самоопределение молодежи на примере г.Ярославля, так как в данном аспекте этот вопрос еще не был изучен в конкретном городе.
Многоаспектность социологического подхода к профессиональному самоопределению молодежи отражена в разнообразии направлений исследования. Анализу профессиональных ориентаций и предпочтений молодежи посвящены работы Дидковской Я.В. , Чередниченко Г.А. , М.Н. Руткевича , Ф.Р. Филиппова . Факторную детерминацию
профессионального самоопределения молодежи выявляют в своих работах М.В. Батырева , Н.Ю. Бухнер , Л.А. Гегель , В.И. Журавлев , Е.А. Климов , Д.Л. Константиновский , М.Х. Титма , Г.А.Чередниченко , Шубкин В.Н. и др.
Объект - учащаяся молодежь города Ярославля.
Предмет исследования - профессиональное самоопределение учащейся молодежи города Ярославля.
Цель исследования - изучить профессиональное самоопределение учащейся молодежи города Ярославля.
Задачи исследования
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие профессионального самоопределения с позиций социологии;
2. изучить специфику понятия «молодежь» и значение профессионального выбора молодежи в современном мире;
3. определить роль социальных институтов в формировании профессионального самоопределения учащейся молодежи;
4. проанализировать мотивы выбора ВУЗа и специальности как части процесса профессионального самоопределения молодежи;
5. исследовать содержание профессиональных установок учащейся молодежи;
6. осуществить прогноз трудоустройства студентов (выпускников).
Методологической базой исследования являются системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, экспертный опрос, сравнение и группировка, а также использование индуктивного и дедуктивного методов научного познания.
Гипотезы исследования:
1. Предполагается, что сущность процесса профессионального самоопределения современной молодежи претерпевает изменения, значительная роль отводится институту образования и рынку труда.
2. Предполагается, что определяющим фактором при выборе профессии молодежью является востребованность и престижность.
3. При профессиональном самоопределении главным фактором становятся личностные предпочтения молодежи.
4. Наличие связей в профессиональной среде является главным фактором успешного трудоустройства молодежи.
5. От уровня безработицы зависит трудоустройство выпускников.
В практической части мы будем выявлять содержание профессиональных установок учащейся молодежи и выделять их общие черты. Для этого мы будем использовать следующие методы:
1. Экспертный опрос учащейся молодежи г.Ярославля, с целью выявления их профессиональных установок. Составляет не менее 30 экспертов, из них 47 - студентов, 47 - школьников. Метод сбора данных - анкетирование.
2. Прогноз трудоустройства выпускников ЯГПУ им. Ушинского.
Новизна исследования определяется тем, что:
• впервые исследованы особенности профессионального самоопределения учащейся молодежи города Ярославля, как в среднем, так и в высшем звене образования.
• выполнен прогноз трудоустройства выпускников ЯГПУ им. Ушинского.
Подведем итоги проделанной работы. На основе теоретического анализа было рассмотрено понятие профессионального самоопределения с позиций социологии, исходя из которых, мы сделали вывод о том, что профессиональное самоопределение - это процесс социально обусловленный, зависящий от множества надындивидуальных факторов. На основе изученной специфики понятия «молодежь» и значения профессионального выбора молодежи, нам удалось объединить социологические подходы и сформировать общее понятие молодежи и определить, что молодежь является стратегическим ресурсом современного общества. Нами были выявлены следующие социологические аспекты социализации учащихся - содержание этапа социализации молодежи определяется ситуацией множественных социальных выборов, процесс профессионального самоопределения протекает в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей, трудности профессионального самоопределения молодежи возникают вследствие дестабилизации. Анализ мотивов выбора вуза и специальности, позволил сделать вывод, что эффективность и результативность учебной
деятельности и профессионального развития молодежи, во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей.
Проанализировав теоретический материал, можно сделать вывод, что рынок труда и система образования, как социальные институты, являются структурными факторами профессионального самоопределения молодежи, а образовательная структура является индикатором связи рынка труда и рынка образовательных услуг.
В ходе экспертного опроса не подтвердилась гипотеза о том, что определяющим фактором выбора профессии молодежью является востребованность и престижность; и подтвердилась гипотезао том, что при профессиональном самоопределении главным фактором становятся личностные предпочтения. Исследование показало, что значительную роль при профессиональном выборе оказывают личные склонности и интересы (школьники - 68,1%: студенты- 85,1%). Частично подтвердилась гипотеза о том, что процесс профессионального самоопределения претерпевает изменения, по мнению большинства опрошенных студентов, что составило 55,3%, высшее образование - это залог материального благополучия и основа саморазвития. В современном обществе материальное благополучие играет немаловажную роль, а человек с высшим образованием имеет шансы реализовать себя в будущей профессии, стать успешным специалистом, что и является, по нашему мнению, основой саморазвития. По полученным результатам, мы выяснили, что студенты считают наличие высшего образования (68,1%) и связей (66%) необходимым условием для трудоустройства (68,1%), таким образом, частично подтвердилась гипотеза о том, что наличие связей в профессиональной среде - является главным фактором успешного трудоустройства молодежи.
По результатам прогноза, при помощи математических расчетов, мы сделали вывод о том, что трудоустройство выпускников практически не зависит от уровня безработицы в регионе, в связи с этим не подтвердилась гипотеза о значимости этих параметров.
Эмпирическое исследование характеристик профессионального самоопределения учащейся молодежи города Ярославля позволило выявить и описать их общие черты. В целом, для учащихся школ профессиональной ориентацией является получение дальнейшего (высшего) образования. Особенности профессионального выбора учащихся характеризуются 82
достаточно высоким уровнем определенности с будущей профессией в обеих группах, как школьников, так и студентов. Бизнес и предпринимательство являются самыми непривлекательными сферами профессионального выбора. Для молодежи предпочтительнее занятость в сфере услуг или в так называемой бюджетной сфере. То есть подавляющее большинство сторонники наемного труда, так как эта сфера более стабильна.
В частности, была выявлена тенденция нарастания инструментальных установок по отношению к труду в сознании молодежи, которая обуславливает безразличие к профессиональному выбору. Трудовые ценности и мотивы молодого поколения концентрируются вокруг высокого заработка, при выборе специальности, а соответственно и будущей профессии, по мнению студентов, возможность иметь высокий доход (74,5%) является основным фактором. Инструментальное отношение к труду, для которого характерно стремление к получению высокого заработка, заслоняет собой перспективу самореализации в труде. Зачастую такое отношение к труду находит свое выражение в работе, не связанной с полученной специальностью, но обеспечивающей высокий доход. Реализация подобной стратегии на рынке труда размывает профессиональную идентичность молодого человека и усиливает его социальную неопределенность, лабильность ориентации и установок. В целом, продление периода профессионального самоопределения молодежи представляет собой закономерную тенденцию современного общества.
деятельности и профессионального развития молодежи, во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей.
Проанализировав теоретический материал, можно сделать вывод, что рынок труда и система образования, как социальные институты, являются структурными факторами профессионального самоопределения молодежи, а образовательная структура является индикатором связи рынка труда и рынка образовательных услуг.
В ходе экспертного опроса не подтвердилась гипотеза о том, что определяющим фактором выбора профессии молодежью является востребованность и престижность; и подтвердилась гипотезао том, что при профессиональном самоопределении главным фактором становятся личностные предпочтения. Исследование показало, что значительную роль при профессиональном выборе оказывают личные склонности и интересы (школьники - 68,1%: студенты- 85,1%). Частично подтвердилась гипотеза о том, что процесс профессионального самоопределения претерпевает изменения, по мнению большинства опрошенных студентов, что составило 55,3%, высшее образование - это залог материального благополучия и основа саморазвития. В современном обществе материальное благополучие играет немаловажную роль, а человек с высшим образованием имеет шансы реализовать себя в будущей профессии, стать успешным специалистом, что и является, по нашему мнению, основой саморазвития. По полученным результатам, мы выяснили, что студенты считают наличие высшего образования (68,1%) и связей (66%) необходимым условием для трудоустройства (68,1%), таким образом, частично подтвердилась гипотеза о том, что наличие связей в профессиональной среде - является главным фактором успешного трудоустройства молодежи.
По результатам прогноза, при помощи математических расчетов, мы сделали вывод о том, что трудоустройство выпускников практически не зависит от уровня безработицы в регионе, в связи с этим не подтвердилась гипотеза о значимости этих параметров.
Эмпирическое исследование характеристик профессионального самоопределения учащейся молодежи города Ярославля позволило выявить и описать их общие черты. В целом, для учащихся школ профессиональной ориентацией является получение дальнейшего (высшего) образования. Особенности профессионального выбора учащихся характеризуются 82
достаточно высоким уровнем определенности с будущей профессией в обеих группах, как школьников, так и студентов. Бизнес и предпринимательство являются самыми непривлекательными сферами профессионального выбора. Для молодежи предпочтительнее занятость в сфере услуг или в так называемой бюджетной сфере. То есть подавляющее большинство сторонники наемного труда, так как эта сфера более стабильна.
В частности, была выявлена тенденция нарастания инструментальных установок по отношению к труду в сознании молодежи, которая обуславливает безразличие к профессиональному выбору. Трудовые ценности и мотивы молодого поколения концентрируются вокруг высокого заработка, при выборе специальности, а соответственно и будущей профессии, по мнению студентов, возможность иметь высокий доход (74,5%) является основным фактором. Инструментальное отношение к труду, для которого характерно стремление к получению высокого заработка, заслоняет собой перспективу самореализации в труде. Зачастую такое отношение к труду находит свое выражение в работе, не связанной с полученной специальностью, но обеспечивающей высокий доход. Реализация подобной стратегии на рынке труда размывает профессиональную идентичность молодого человека и усиливает его социальную неопределенность, лабильность ориентации и установок. В целом, продление периода профессионального самоопределения молодежи представляет собой закономерную тенденцию современного общества.
Подобные работы
- ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - РАЗРАБОТКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ НА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ
МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА К(П)ФУ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Межведомственное взаимодействие по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни в социуме
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017



