ВВЕДЕНИЕ 3-11
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции специалиста 12-74
1.1. Понятие межкультурной компетенции: сущность и специфика 12-32
1.2. Межкультурная компетенция студентов как психолого¬педагогическая проблема 32-45
1.3. Культурологический подход как основа формирования межкультурной компетенции будущего специалиста 45-58
1.4. Коммуникативная направленность дисциплин языкового цикла и их дидактические возможности в формировании межкультурной компетенции студентов 58-74
В ы в о д ы 74-75
ГЛАВА 2. Технология формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности (на примере освоения дисциплины языкового цикла) 76-160
2.1. Проектирование дидактической модели формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности 76-100
2.2. Условия реализации дидактической модели формирования межкультурной компетенции студентов 100-119
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию межкультурной компетенции студентов 119-142
2.4. Анализ эффективности авторской модели обучения, условия и границы ее оптимального применения 142-160
В ы в о д ы 161-163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164-167
ЛИТЕРАТУРА
168-176
Актуальность темы исследования. Мировое сообщество стремится к интеграции, более тесному взаимодействию между странами в различных областях, в том числе и в области образования. Включение России в международное экономическое и образовательное пространство, расширяющиеся разносторонние связи со странами объединенной Европы делают необходимым корректировку процесса подготовки специалистов с высшим образованием с учетом мировых тенденций.
В настоящее время стратегической целью овладения иностранными языками считается приобщение личности к другой культуре и ее участие в диалоге культур. Такая цель достигается путем формирования способности обучающегося к межкультурной коммуникации, приобретением необходимого уровня межлингвистической, профессионально-коммуникативной и культурологической компетенций.
Актуальность исследования проблемы формирования межкультурной компетенции студентов средствами иностранных языков продиктована рядом обстоятельств:
- в нынешних социокультурных условиях у людей возникла необходимость и потребность устанавливать контакты с носителями языка;
- специалист сегодня должен уметь преодолевать неизбежные трудности при соприкосновении с чужой культурой и ее носителями;
- любой человек должен научиться проявлять толерантность к иному образу жизни и укладу.
Наукой накоплена определенная система знаний, необходимых для частичного решения исследуемой нами проблемы. Так, вопрос профессиональной компетенции был актуален для всех исторических эпох. К нему обращались многие мыслители древности.
Профессиональная компетенция является предметом пристального внимания и современных исследователей (В.А. Адольф, Г.И. Аксенова, Т.Д.
4
Андронова, В.В. Буткевич, Ю.Ц. Варданян, В.В. Грачева, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Г.М. Храмова и др.). В их трудах рассмотрены разные грани проблемы профессиональной компетенции.
В последнее время ученых привлекают и проблемы, связанные с разработкой методики обучения будущих специалистов, вступающих в профессиональные контакты в рамках международного сотрудничества, иноязычному профессиональному общению.
В некоторых исследованиях (М.Э. Багдасарян, Н.Г. Валеева, Г.П. Савченко, Г.Я. Стеркин, С.П. Говчихо и др.) теоретически обоснованы общие подходы к формированию профессионального общения. Подчеркивается, что оно представляет собой сложный вид деятельности, требующий особых моделей речевого поведения специалистов разного профиля.
Социально-психологический аспект общения раскрыт в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Божович, А.П. Буевой, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина и др.; вопросы восприятия и оценивания людьми друг друга - в работах А.А. Бодалева, В.И. Мясищева, Э.Э. Линчевского и др.; связь нравственного сознания и общения - в публикациях Л.И. Божович, И.С. Кона. М.И. Лисицкой и др.; соотношение развития личности и ее саморегуляции - в исследованиях Ю.А. Миславского, В. С. Мухиной, В.А. Мудрика и др.
Общие проблемы культуры общения с различных авторских позиций рассмотрены Л.А. Волович, И.А. Волковой, Е.С. Кузьминым и др. Различные аспекты теории коммуникативного подхода в преподавании дисциплин языкового цикла представлены в работах Л.И. Бим, М.Л. Вайсбурда, Н.И. Геза, М.А. Давыдовой, Е.И. Пассова и др. Фундаментальные труды И.Л. Грейдиной, В.В. Сафоновой, В.П. Фурмановой посвящены исследованию вопросов межкультурной коммуникации и культурно-языковой практики. Теоретическим аспектам обучения иностранному языку посвящены работы Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Б.С. Волкова, В.В. Давыдова, И.С. Якиманской и др. Проблемы формирования культуры деловой речи и деловой риторики как неотъемлемой
5
части творческой конкурентоспособной личности представлены в исследованиях В. И. Андреева, И.П. Волкова, В.Р. Веснина, Р.Л. Кричевского, Т.И. Хлопова и зарубежных специалистов - Д. Ягера, А. Хайэма, Ч. Шеве, Е. Коллинза, М. Деванна, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса, Дж. Р. Паркинсона, Г.А. Шредера и др.
В их же работах изложены прикладные аспекты культуры английской деловой речи.
Методологические и теоретические аспекты культурологической подготовки современного специалиста исследованы А.И. Арнольдовым, Н.Г. Багдасарьяном, Л.П. Буевой, Б.С. Ерасовым, И.Ф. Кефели, В.Е. Розиным и др.
Преимущества дидактической игры как уникальной организационной формы обучения и воспитания, в которой одновременно реализуются три фактора развития творческого стиля деятельности: проблематизация, рефлексия и диалог, убедительно доказаны в работах Р.С. Аппатовой, Г.К.Крюковой, М.Л. Мухаровой, Н.Ю. Посталюк, В.М. Филатова, С.С. Часнока и др.
Однако, за пределами их и других исследований остался ряд весьма важных и принципиальных, с нашей точки зрения, вопросов. Среди них: вопросы формирования межкультурной компетенции студентов средствами игры; детальная разработка и четкое определение самого понятия «межкультурная компетенция», его структура и критерии сформированности. Нуждаются в теоретическом обосновании вопросы включения в учебный процесс по иностранным языкам материалов коммуникативного, культурологического, профессионального и страноведческого содержания, отвечающих современным требованиям к специалистам и снижающим негативные тенденции устойчивого дидактического противоречия между теорией и практикой, стандартом и творчеством, обучением и воспитанием.
Кроме того, в теории и практике иноязычного образования обнаруживается противоречие между объективной общественной потребностью в специалистах, владеющих иностранным языком и способных
6
ориентироваться в социокультурной среде, готовых к деловому, профессиональному и личностному общению с представителями других стран, и несовершенством их подготовки в современных вузах.
Проблема актуальна еще и тем, что интерес к общению с другими народами и их культурами в нашей стране велик, а выбор необходимых учебных пособий отечественных авторов по вопросам общения чрезвычайно скуден.
Актуальность и отсутствие завершенных работ по вопросам, возникающим в процессе формирования межкультурной компетенции специалистов неязыковых вузов, обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каково влияние игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза (на материале иностранного языка)?
Цель исследования заключалась в моделировании и проверке влияния игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка.
Объектом исследования явился процесс формирования межкультурной компетенции студентов вуза.
Предмет исследования - игровая учебная деятельность, обеспечивающая эффективное формирование межкультурной компетенции студентов неязыковых специальностей.
В настоящем исследовании осуществлено обоснование процесса формирования межкультурной компетенции студентов современного вуза.
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил сделать вывод об особой актуальности для выпускника высшей школы межкультурной компетенции, формирование которой осуществляется при освоении дисциплин гуманитарного цикла.
Как показало исследование, основой развития межкультурной компетенции является культурологический подход, в контексте которого актуализируются педагогическая антропология, культурная антропология, изучающие способность человека развивать культуру через межличностное общение, диалог культур и профессиональные контакты.
Одним из условий реализации процесса формирования межкультурной компетенции должно стать использование культуроведческого материала.
Исследование показало, что иностранный язык обладает значительными возможностями для решения этой проблемы. Через его содержание достигаются задачи воспитания, образования и всестороннего развития обучающегося.
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения стало главной причиной создания модели формирования и развития межкультурной компетенции студента наиболее эффективным и рациональным путем.
Анализ культурно-коммуникативных качеств личности показал, что они характеризуются определенными особенностями, а именно:
- наличие знаний о родной культуре и о культурах других стран и народов;
- наличие интереса к другому человеку, представляющему иную культуру;
- опыт контактов с другими ориентациями культурной жизни;
- умение соотнести свою позицию с другими точками зрения;
166
- умение действовать по совместно выработанным правилам, находить общие основания для общения, совместной жизни и деятельности.
Формирование указанных качеств возможно лишь в условиях соответствующей дидактической модели. При проектировании такой модели, ориентированной на формирование межкультурной компетенции студентов, особое внимание нами было уделено вопросу содержания обучения, которое отбиралось согласно следующим принципам:
- соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
- взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения, что предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи;
- структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития обучаемого, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования.
В дидактической модели культурологическое развитие студентов вуза можно представить тремя взаимосвязанными компонентами: концептуальным, содержательным и процессуальным. Первый из них определял социокультурную направленность развития личности, задавал систему педагогических целей и основные направления коммуникативного и культурологического ее развития. Содержательный компонент включал в себя учебный план, дидактический материал, перечень и характеристику коммуникативных и культурологических умений и навыков формируемых у студентов. Процессуальный компонент представлял собой систему активных форм, методов и средств обучения, критерии и уровни коммуникативной и культурологической развитости студентов.
Среди названных компонентов определяющим являлся концептуальный
167
компонент, поскольку коммуникативное и культурологическое развитие студента представляет собой целенаправленную систему преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
В ходе исследования установлено, что традиционная методика обучения не обеспечивает должной мотивации учения. Отсюда чрезвычайно низка эффективность занятий и качество овладения студентами иностранным языком.
Принцип коммуникативности и комплексности обучения иностранному языку требует иного подхода к организации и построению самих занятий и создания условий для активного формирования и развития иноязычных навыков и умений и на их основе межкультурной компетенции.
Предложенная нами система включает в себя активные формы и методы работы со студентом. Они целенаправленно организуют общение обучающихся с культурологическим и страноведческим материалом, который позволяет осознавать себя гражданами мира и одновременно собственную национальную принадлежность. В этой связи особое внимание в исследовании уделено организации игровых форм учебной деятельности.
Технология организации и проведения учебных игр отвечала следующим требованиям:
1) учет коммуникативной направленности обучения;
2) раскрытие интеркультурного фона игры;
3) предварительная методическая и организационная подготовка игры со стороны педагога.
Исследование показало, что дидактический потенциал игры состоит в объединении коммуникативного и познавательного аспекта обучения. Поэтому игры рассматривалась нами как средство, метод и форма обучения.
1. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально¬экономическим дисциплинам: философия, логика, социология, культурология. - М.: Высшая школа, 1981. - С.71-73.
2. Актуальные проблемы культуры речи / Под ред. В.Г. Костомарова и Л.П. Скворцова. - М.: Наука, 1970. - 405с.
3. Английский язык для школ с углубленным изучением иностранного языка: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Центр ком., 1996. - С.8.
4. Андреев В.Н. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М.: Высшая школа, 1981. - 240с.
5. Андреев А. Л. «Мы и «Они»: отношение россиян к другим странам мира // Обновление России: трудный поиск решений. - М., 1996. - С.25.
6. Аристотель. Сочинение. В 4-х тт. - М., 1969. - Т.2.
7. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. - М., 1993. - 159с.
8. Аткинсон В.В. Сила мысли в деловой и повседневной жизни. Пер. снгл. - Орел, 1992. - С.165.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 192с.
10. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб., 1993. - С.85.
11. Багдасарян Н.Г. Профессиональная инженерная культура: структура, динамика, механизмы освоения: Дисс. ... д-ра филос. наук. - М., 1998. - 294с.
12. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. - 241с.
13. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб, 1997. - 225с.
14. Бельчиков Ю.А. Культуроведческий аспект филологических дисциплин // Филологические науки. - 1998. - №4. - С.48-56.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192с.
16. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 144с.
17. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. - 1989. - №3. - С. 34-46.
18. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М.: Наука, 1991. - 296с.
19. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. - М., 1977.
20. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // Иностранные языки в школе. - 1996. - №1. - С.45-51.
21. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб., 1997. - С.15.
170
22. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб.: Социально-психологич. центр, 1996. - 310с.
23. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1991. - 174 с.
24. Бордовская Н.В. Педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - С.57-87.
25. Боровкова Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1996. - 199с.
26. Брагина А.А. Лексика языка и культуры страны в лингвострановедческом аспекте. - М.: Русский язык, 1981. - 176с.
27. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Alma mater. - 1997. - №4. - С.11-17.
28. Булыгина М.В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку: Дисс. ... канд. пед. наук.
- М., 1997. - 230с.
29. Быховская И.М. Культурная антропология в системе интегративного антропологического знания // Культурная антропология и человек в социокультурном пространстве и времени. - М., 1996. - С.16.
30. Бюлер К. Репрезентационная функция языка / Пер. с нем., общ. ред. Т.В.Булыгиной. - М.: Прогресс, 2000. - 528с.
31. Вайсбурд М.Л. Реалии как элемент страноведения // Русский язык за рубежом. - 1972. - №3. - С.23-29.
32. Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. - М.: Педагогика, 1978. - 176с.
33. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. - М, 1995. - 198с.
34. Вербицкий А.А. Деловая игра как средство активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - №3. - С.129-142.
35. Вербицкий А.А. Активное обучения в высшей школе: контекстный подход.
- М.: Высшая школа, 1991. - 204с.
36. Верещагин Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 277с.
37. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Литература и страноведение // Страноведение и преподавание русского языка как иностранного. - М., 1987. - С.31-34.
38. Виноградова М.В., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977. - С.11.
39. Волков И.П. Современные методические разработки в педагогике США. - М.: Знание, 1984. - 68с.
40. Волович Л.А. Воспитательная работа в регионе. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992. - 212с.
41. Волович Л.А. Теоретические основы педагогических технологий гуманитарного образования. - М., 1994. - С.117-135с.
42. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика. Пер. с англ. - М., 1991. - 320с.
43. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и
171
речь. Проблемы психологического развития. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519с.
44. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
45. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., Воронеж, 1996. - 512с.
46. Галочкин Е.А. «Пусть меня научат.». Межкультурная коммуникация в учебной аудитории // Россия и Запад: диалог культур. Вып. 5. - М., 1998. - С.5.
47. Гачев В.Д. Национальные образы мира: Америка в сравнении с Россией и славянством. - М., 1998. - 432с.
48. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. - М., 1974. - Т.1. - С.322.
49. Гез Н.М. Роль условий общения при обучении слушателю и говорению // ИЯШ. - 1981. - №5. - С.43.
50. Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения // Коммуникативные единицы языка. - М.: Изд-во МГПНИЯ им. М. Тореза. - 1984. - С.43.
51. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - 235с.
52. Гойхман Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М.: ИНФРА- М, 1998. - С.135.
53. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - Минск. - Москва: Харвест АСТ, 2001. - С.278.
54. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. - М., 1991. - С.30-35.
55. Грошев И. В. Гендерная невербальная коммуникация // Социологические исследования. - 1999. - №4. - С.71-77.
56. Грушевицкая Т.Г. Основа межкультурной коммуникации. - М.: Юнит, 2002. - 352с.
57. Деркач А.А. Педагогическая эвристика. - М.: Педагогика, 1991. - 220с.
58. Деришев Ю.Д. Социальная лингвистика. - М.: Наука, 1977. - 382с.
59. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - С.21.
60. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.А. Данилова и М.И. Скаткин. - М., 1975. - 320с.
61. Дреер А.М. Преподавание в школах США. - М., 1993. - С.7.
62. Дубовская И.Н. Женский портрет на фоне рекламы // ВМУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2002. - №2, С. - 98-106.
63. Елухина И.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно¬ориентированной методики // Иностранный язык в школе. - 1989. - №2. - С.19.
64. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 591с.
65. Загвязинский В.И. Методология и методика диссертационного исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160с.
66. Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: Автореф. дисс. ... доктора