Введение 3
Глава I. История изучения позднебронзового - раннежелезного веков
Красноярско-Канской лесостепи 6
Глава II. Общая характеристика памятников 16
Глава III. Предметный комплекс: сравнительный анализ 33
Заключение 68
Список литературы 72
Иллюстрации 79
Красноярская и Канская лесостепи расположены в юго-западной части Среднесибирского плоскогорья на границе равнинных и горных ландшафтов (Карта I). Красноярская лесостепь занимает оба берега Енисея, с преобладанием степных участков в левобережье. На западе она граничит с Ачинской лесостепью, на востоке - через отроги Енисейского кряжа - с Канской лесостепью. Канская лесостепь расположена в среднем течении р. Кан, правом притоке Енисея. На юге западные отроги Восточных Саян отделяют лесостепные районы Средней Сибири от полосы южно-сибирских степей. На севере Красноярская и Канская лесостепи переходят в зону тайги.
Географическое положение лесостепей предопределило своеобразие их культурного развития. Занимая пространство между степным и таежным мирами культур, Красноярско-Канская лесостепь постоянно испытывала влияние со стороны соседних территорий. Показательна в этом отношении эпоха поздней бронзы и раннего железа. В это время на степных просторах Южной и Западной Сибири проживали кочевые народы с высокоразвитой металлургией бронзы. Благодаря их влиянию к финалу бронзового века в Красноряско-Канском районе сложилась своя собственная бронзовая металлургия. Однако общий облик материальной культуры населения лесостепей продолжал развиваться в русле таежных культур Приангарья и Прибайкалья. Эту синкретичную черту культуры - наличие высокоразвитой металлургии при общем неолитическом характере вещевого комплекса - отметили еще первые исследователи бронзового века Красноярско-Канских лесостепей: Г. Мерхарт, В. Г. Карцов, Г. П. Сосновский [Сосновский, 1923; Merhart, 1926; Карцов, 1929].
Несмотря на многолетнюю историю обращения исследователей к проблеме выделения позднебронзового - раннежелезного веков Красноряско-Канского района, на археологической карте данная территория выглядит недостаточно изученной. Особенно, в сравнении с соседними областями Южной и Западной Сибири. Связано это с особенностями археологических источников в данном регионе. Для Красноярско-Канской лесостепи известно мало погребальных памятников. Следовательно, традиционный для сибирской археологии метод создания культурно-хронологических периодизаций на основании изучения погребений, здесь не работает. Дополняют информацию материалы поселенческих памятников, однако, в них редко встречаются находки бронзовых изделий. Предметы бронзолитейного производства в большинстве представлены случайными находками.
Подобная ситуация с археологическими источниками не способствует повышению исследовательского интереса к данной теме. Показательно, что последняя обобщающая работа по эпохе бронзы и раннему железу лесостепи была написана Г. А. Максименковым еще в 1961 году. Между тем, по прошествии полувека круг археологических источников расширился, появились новые памятники, изменилось понимание культурных процессов как в Красноярско-Канской лесостепи, так и в соседних регионах. Все это позволяет заново обратиться к изучению позднебронзового и раннежелезного веков Красноярско-Канской лесостепи, но уже на современном уровне знаний.
Основным источником для написания работы послужили опубликованные материалы бронзолитейного производства. Большая часть предметов является случайными находками, что, во многом снижает их информативность. Для создания более объективной картины привлекаются материалы закрытых комплексов (погребений, кладов) и поселенческих памятников. Рассматриваются некоторые типы керамики.
Хронологические рамки работы охватывают два периода: эпоху поздней бронзы и ранний железный век. Под эпохой поздней бронзы понимается время, связанное с существованием в степной полосе Южной Сибири памятников карасукской культуры (в обобщенном понимании термина). Из материалов раннего железного века рассматриваются только те, что синхронны раннескифскому хронологическому горизонту, т. е. предшествуют появлению в районе Красноярска курганов татарской культуры, относящихся ко времени не ранее IV - III вв. до н. э. [Николаев, 1980].
Цель работы - рассмотреть и представить общую картину культурогенеза Красноярско-Канской лесостепи на рубеже эпохи поздней бронзы - раннего железа с участием различных компонентов.
Соответственно цели ставятся задачи: изложить историю изучения по данной теме, охарактеризовать основной фонд археологических источников, провести сравнительный анализ отдельных категорий бронзолитейного производства, установить их относительную хронологию и дать оценку особенностям культурного развития Красноярско-Канской лесостепи на рубеже эпохи поздней бронзы - раннего железа.
В работе используется метод компонентного анализа, типологический метод и сравнительно - исторический метод.
В работе представлены археологические источники по позднебронзовому и раннежелезному векам Красноярско-Канской лесотепи, проведен их сравнительный анализ и установлена относительная хронология для отдельных категорий бронзолитейного производства. В результате можно сделать некоторые замечания относительно особенностей культурного развития Красноярско-Канской лесостепи в хронологическом диапазоне позднебронзового - раннежелезного веков. Настоящие замечания имеют предварительный характер, так как для полной характеристики культурного развития Красноярско-Канской лесостепи необходим сравнительный анализ серии археологических памятников и, прежде всего, закрытых комплексов, а не многочисленных случайных находок и материалов нескольких погребений.
Материалы бронзолитейного производства свидетельствуют о том, что на всем протяжении позднебронзового и раннежелезного веков Красноярско-Канская лесостепь являлась зоной культурных контактов и проникновений. В эпоху поздней бронзы наиболее сильное влияние на развитие лесостепных областей Красноярска и Канска оказал степной очаг металлургии. Анализ бронзовых изделий этого периода обнаруживает вариабельность типов, появление которых в Красноярско-Канской лесостепи не могло быть одновременным. И, если говорить о периодизации карасукской культуры, то предметы, найденные в лесостепи, находят аналогии, как в памятниках «классического этапа» культуры, так и в более поздних, лугавских памятниках. Некоторые предметы, такие как поясковые ложноушковые кельты ладейского типа, или кинжалы, не имеющие навершия, в абсолютном большинстве известны именно на территории лесостепи, что, должно указывать на их местное производство. Для кельтов это тем более очевидно, учитывая находку В. Г. Карцова на Ладейской стоянке кельта с остатками глиняного сердечника во втулке [Карцов, 1929, с. 37].
Появление памятников, подобных ладейскому и дрокинскому погребениям также следует считать результатом культурных контактов лесостепного населения с южными и западными соседями. Вряд ли это было переселение части карасукских племен на север, как предполагала Н. Л. Членова [Членова, 1972, с. 82]. По крайней мере, погребальный обряд красноярских погребений об этом не свидетельствует. По времени, подобные памятники, могут быть синхронизированы с лугавской культурой (или каменноложским этапом). Предметы, в них обнаруженные, по типологическим признакам характерны именно для этого периода. Показательно, что памятники располагаются на двух берегах Енисея (Карта II). Так, дрокинское погребение найдено на левом берегу, а ладейское - на правом. В целом же, большинство находок карсукоидных бронзовых изделий фиксируется на левом берегу Енисея, там, где преобладают лесостепные участки. Возможно, именно эта территория является основной зоной контактов лесостепного и степного населения. Вслед за Н. Л. Членовой можно предположить, что вектор влияния исходил с территории Чулымо- Енисейской котловины - самого северного ареала распространения памятников карасукской культуры.
Распространение бронзовых изделий, характерных для степного очага металлургии, в Канской лесостепи, может объясняться тесными культурными контактами этого района с территорией Красноярска. Канская лесостепь более, чем Красняорская, удалена от полосы южно-сибирских степей. Поэтому развитие культуры позднебронзового века происходило здесь в более самостоятельных условиях. В Канской лесостепи сильнее ощущается влияние таежных культур Восточной Сибири. Кроме близких традиций в изготовлении керамики (способ выбивки сосуда с помощью колотушки, обмотанной шнуром) и общего облика материальной культуры, для населения Канской лесостепи в эпоху поздней бронзы были характерны и некоторые близкие с восточносибирскими племенами черты духовной культуры. Об этом свидетельствуют находки зооморфной пластики на памятниках Канской лесостепи. В 2015 г. под г. Канском была открыта стоянка Нефтепровод I, находящаяся вблизи одноименного могильника [Выборнов и др, 2015, с. 573]. В культурном слое, относящемся к эпохе поздней бронзы, совместно с бронзовыми изделиями («коленчатыми кинжалами» и кельтами) была найдена сланцевая пластина с изображением головы лося [Выборнов и др, 2015, рис.]. По стилистическим особенностям этот предмет напоминает зооморфные фигурки с памятников глазковской культуры Прибайкалья. Здесь уместно вспомнить разнообразие каменного и костяного инвентаря дрокинского погребения, также обнаруживающего сходство с предметным комплексом памятников Восточной Сибири. Таким образом, можно констатировать, что в эпоху поздней бронзы, культура населения лесостепей Красноярска, и особенно Канска, несмотря на сильное влияние степного очага металлургии, развивалась своим самобытным путем, сохраняя местные традиционные основы.
В раннескифское время культурное взаимодействие с населением южно-сибирских степей (в первую очередь, Минусинской котловины) сохраняется, что выражается в распространении на территории лесостепи нового предметного комплекса, характерного для степного очага металлургии. К кругу новых предметов относятся: боевые топоры, ножи и кинжалы, выполненные в стилистических особенностях раннескифского звериного стиля. Эти вещи датируются достаточно узким хронологическим периодом - VII - VI вв. до н. э. Примечательно, что этим же временем датируются находки аналогичных предметов на территории Прибайкалья.
В эпоху раннего железа усиливается влияние Красноярско-Канской лесостепи на таежные территории нижнего течения Ангары. О культурных контактах лесостепного и таежного населения свидетельствует распространение в двух регионах кельтов красноярско-ангарского типа. На востоке красноярско-ангарские кельты доходят до течения верхней Лены.
Появление на территории Якутии этой категории изделий, совместно с другими данными анализа археологических источников позволяет современным исследователям говорить предполагать приангарские корни культуры раннего железного века Якутии (имеется в виду усть-мильская археологическая культура) [Дьяконов, Бравина, 2015, с. 13].
О намеченных путях в культурном развитии Красноярско-Канской лесостепи на рубеже позднебронзового и раннежелезного веков можно будет говорить более обоснованно при появлении новых археологических источников на этой территории.
Андреев Г. И. Памятники I тысячелетия до нашей эры на Подкаменной Тунгуске // КСИА. 1971. Вып. 128. С. 44-47.
Баташев М. С., Макаров Н. П. Культурогенез таежных народов Нижнего Енисея. - Красноярск, 2000. - 35 с.: ил
Бобров В. В., Моор Н. Н. Реминисценции изобразительной традиции сейминско-турбинской эпохи в тагарском искусстве // Древнее искусство в зеркале археологии. Сб. науч. тр. посв. 70-лет. Д. Г. Савинова. Кемерово, 2011. С. 70-76.
Бобров В. В., Кузьминых С. В., Тенейшвили Т. О., Древняя металлургия Среднего Енисея (лугавская культура). - Кемерово, 1997. - 99 с.
Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. - Л., 1986, - 180 с.
Варламов О. Б. Бронзовый топор из Прибайкалья и некоторые вопросы сложения изобразительных канонов раннескифского искусства // Байкальская Сибирь в древности. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, 1995. С. 144-153.
Выборнов А. В., Славинский В. С., Цыбанков А. А., Грачев И. А., Гревцов Ю. А., Журавков С. П., Лысенко Д. Н., Макаров Н. П. и др. Спасательные археологические раскопки под городом Канском в 2015 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2015. Т. 21. С. 571-574.
Генералов А. Г., Дзюбас С. А. Бронзовые кельты Канского музея // Байкальская Сибирь в древности. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, 1995. С. 133-143.
Генералов А. Г., Дзюбас С. А. К вопросу об изучении бронзового века Канской лесостепи // Палеоэтнологические исследования на юге Средней Сибири. Иркутск, 1991. С. 121 - 126.
Гришин. Ю. С. Производство в татарскую эпоху // МИА СССР. Очерки по истории производства в Приуралье и Южной Сибири в эпоху бронзы и раннего железа. М., 1960. № 90. С. 116-206.
Гришин. Ю. С. Металлические изделия Сибири эпохи энеолита и бронзы. САИ. - М.: Наука, 1971. - 88 с. + табл.
Гришин Ю. С. Об особенностях некоторых бронз карасук- татарского времени из Красноярско-Канското района // Вопросы истории Южной Сибири. Абакан, 1984. С. 53-59.
Грязнов М. П. Древняя бронза Минусинских степей: Бронзовые кельты // Труды отдела истории первобытной культуры Гос. Эрмитажа. Л., 1941. Т. 1. С. 237-271.
Дьяконов В. М., Бравина Р. И. Нюрбинский бронзовый кельт (к вопросу о культурных связях Якутии и сопредельных территорий в эпоху палеометалла) // Северо-восточный гуманитарный вестник. 2015. № 4 (13). С. 12-14.
Карцов В. Г. Материалы к археологии Красноярского района: Описание коллекций и материалов музея. Отдел археологии. - Красноярск, 1929. - 58 с. + илл.
Лазаретов И. П., Поляков А. В. Хронология и периодизация комплексов эпохи поздней бронзы Южной Сибири // Этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и сопредельных регионах в конце эпохи бронзы. Барнаул, 2008. С. 33-55.
Красниенко С. В., Субботин А. В. У Солгонского кряжа. Археологические памятники Ужурского района (Красноярский край): история изучения и современное состояние. - СПб, 2013. - 200 с.
Кубарев В. Д., Черемисин Д. В., Слюсаренко И. Ю. Бике I, II: погребальные памятники афанасьевской культуры на Средней Катуни // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 2001. С. 32-54.
Кулемзин А. М. Об эволюции тагарских кинжалов // Известия лаборатории археологических исследований. Кемерово, 1974. Вып. 5. С. 27-36.
Макаров Н. П. К истории комплектования, изучения и экспонирования археологических коллекций // Век подвижничества. Красноярск, 1989. С. 131-189.
Макаров Н. П. Хронология и периодизация эпохи неолита и бронзы Красноярской лесостепи // Известия лаборатории древних технологий ИрГТУ. 2005. Вып. 3. С. 149-171.
Макаров Н. П. К вопросу о культурной принадлежности, территории и времени существования бронзовых кельтов красноярско- ангарского типа // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний. Матер. XV межд. Зап-Сиб. археолого-этнограф. конф. [Томск, 19¬21 мая 2010 года]. Томск, 2010. С. 196-198.
Макаров Н. П. Художественная бронза раннего железного века в фондах Красноярского краеведческого музея // Археология Южной Сибири. Сб. науч. тр., посв. 80-летию со дн. рожд. А. И. Мартынова. Кемерово, 2012. Вып. 26. С. 68-76.
Макаров Н. П. Ранний железный век Средней Сибири // Ананьинский мир: истоки, развитие, связи, исторические судьбы. Казань, 2014. Вып. 20. С. 437-454.
Макаров Н. П. Красноярско-Канская лесостепь в диалоге культур неолита и бронзового века Западной и Восточной Сибири // Вестник Томского государственного университета. История. Томск, 2016. № 4 (42). С. 94 - 97.
Максименков Г. А. Бронзовые кельты красноярско-ангарских типов // СА, 1960. № 1. С. 148-162.
Максименков Г. А. Верхне-Метляевский клад. - Иркутск, 1960а. - 44 с.
Максименков Г. А. Новые данные по археологии района Красноярска // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока / АН СССР. СО. Новосибирск, 1961. С. 301-315.
Максименков Г. А. О некоторых особенностях культуры эпохи раннего железа в лесостепи Восточной Сибири (в связи с находкой погребения в Канске) // Известия лаборатории археологических исследований. Кемерово, 1970. Вып. 2. С. 12-17.
Мандрыка П. В., Адамович В. А. Новый памятник карасукского времени в районе Красноярска // Древности Приенисейской Сибири. 2003. Вып. 5. С. 68 - 73.
Мандрыка П. В., Ямских А. А., Орлова Л. А. и др. Археология и палеоэкология многослойного поселения Бобровка на Среднем Енисее. - Красноярск, 2003. - 222 с. + илл.
Мандрыка П. В. Новая археологическая культура раннего железного века в южно-таежной зоне Средней Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. № 3 (25). С. 68-76.
Мандрыка П. В. Могильник Усть-Шилка II как индикатор культурно-исторической ситуации раннего железного века Енисейского Приангарья // Вестник НГУ. 2008а. Т. 7. Серия: История, филология. Вып. 3: Археология и этнография. С. 117-130.
Мандрыка. П. В. Самоделкинский тип керамики финального периода бронзового века на берегах Енисея // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. № 1 (33). С. 79-84.
Молодин В. И. Феномен бронзовых кинжалов из погребальных комплексов кротовской культуры (хронология, территория распространения, истоки) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62). Т. 6. С. 97-107.
Николаев Р. В. Карасукская культура на севере Красноярского края // Некоторые вопросы Древней истории Западной Сибири. Томск, 1959. С. 19-21.
Николаев Р. В. Есаульский клад // СА. 1961. № 3. С. 281-284.
Николаев Р. В. Красноярский вариант Тагарской культуры // Скифо-Сибирское культурно историческое единство. Матер. I Всесоюз. археолог. конф. Кемерово, 1980. С. 239-247.
Новых Л. В. К вопросу о бронзовом веке Красноярской лесостепи // Проблемы археологии скифо-сибирского мира (социальная структура и общественные отношения). Кемерово, 1989. Ч. 2. С. 21-22.
Новых Л. В., Макаров Н. П., Петренко А. Л. Новые материалы позднебронзового века из окрестностей Красноярска // Материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Абакан, 1993. С. 19-20.
Новых Л. В. Компоненты и символы Красноярской культуры эпохи поздней бронзы // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических
совещаний. Матер. XV межд. Зап-Сиб. археолого-этнограф. конф. [ Томск, 19-21 мая 2010 года ]. Томск, 2010. С. 220-223.
Окладников А. П. История Якутии / Под. ред. чл. - кор. АН СССР С. В. Бахрушина. - Якутск, 1949. Т. 1. - 436 с.
Окладников А. П. Из истории этнических и культурных связей неолитических племен Среднего Енисея // СА. 1957. № 1. С. 26-55.
Привалихин В. И., Макаров Н. П., Чупров А. С. Исследование археологических памятников в Канской лесостепи // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Красноярск, 1992. Т. 1. С. 94-98.
Привалихин В. И., Заика А. Л., Макулов В. И. Стоянка Верх- Базаиха - новый памятник эпохи неолита подтаежной зоны Среднего Енисея // Енисейская провинция. Красноярск, 2010. Вып. 5. С. 17-24.
Привалихин В. И. Цепаньская культура раннего железного века Северного Приангарья. История открытия, результаты и перспективы исследований // Второй век подвижничества. Красноярск, 2011. С. 163-185.
Рыгдылон Э. Р. Заметки о карасукских памятниках из
окрестностей Красноярска // КСИИМК. 1955. Вып. 60. С. 129-134.
Савин А. Н. Отчет об археологических исследованиях памятников Ручей Конный 1, Ручей Конный 2 в зоне затопления водохранилища Богучанской ГЭС Усть-Илимского района Иркутской области. В: 4 Т. Новосибирск, 2012.
Савинов Д. Г. Карасукская традиция и «аржано-майэмирский» звериный стиль // Древние культуры Центральной Азии и Санкт- Петербург. Мат. Всерос. науч. конф. посв. 70-лет. со дн. рожд. А. Д. Грача [Санкт-Петербург, декабрь 1998 года]. СПб., 1998. С. 132-136.
Савинов Д. Г. К вопросу о датировке и историко-культурной интерпретации Верхне-Метляевского клада // Клады: состав,
хронология, интерпретация. Материалы тематической научной конференции [Санкт-Петербург, 26-29 ноября 2002 года]. СПб., 2002. С. 222-228.
Свинин В. В. К вопросу о таежной бронзе Прибайкалья // Известия ВСОГО СССР. Иркутск, 1970. Т. 67. С. 65-73.
Сосновский Г. П. К археологии Ангарского края // Сибирская живая старина. Иркутск, 1923. Вып. 1. С. 121-139.
Сосновский Г. П. Плиточные могилы Забайкалья // Труды отдела истории первобытной культуры Гос. Эрмитажа. Л., 1941. Т. 1. С. 273-309.
Тимощенко А. А., Савельев. Н. А. Бронзовый век Канско- Рыбинской котловины (современное состояние проблемы) // Вестник НГУ. 2013. Т. 12. Серия: История, филология. Вып. 5: Археология и этнография. С. 19-27.
Фролов А. В., Ветров В. М. Култукский кинжал // Палеоэтнология Сибири: Тезисы докладов к XXX регион. археол. студ. конф. [Иркутск, 29-31 марта 1990 г.]. Иркутск, 1990. С. 141-143.
Хаврин С. В. Карасукская проблема? // Петербургский археологический вестник. 1994. № 8. С. 104-113.
Хаврин С. В. Кельты эпохи поздней бронзы Минусинской котловины // Сообщения Государственного Эрмитажа. СПб., 1999. Вып. 58. С. 32-35.
Цыбиктаров А. Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. - Улан-Удэ, 1998. - 288 с.
Членова Н. Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. - М.: Наука, 1967. - 299 с.
Членова Н. Л. Карасукские находки в первой излучине Чулыма // КСИА. 1968. Вып. 114. С. 84-93.
Членова Н. Л. Хронология памятников Карасукской эпохи. - М.: Наука, 1972. - 248 с.
Членова Н. Л. Карасукские кинжалы. - М.: Наука, 1976. - 103 с.
Шер Я. А. Ранний этап скифо-сибирского звериного стиля // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980. С. 338-347.
Makarov N. P., Batashev M. S. Cultural origins of the taiga-dwelling peoples of the Middle Yenisei // Languages and Prehistory of the Central Siberia / еd. by Edward J. Vajda. WesternWashington University. 2014. P. 235-248.
Merhart G. Bronzezeit am Jenissei. Wien, 1926. 190 s.